RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Паладин Сталина
14 декабря 2013 г.

Паладин Сталина

22 ноября 1893 года родился Лазарь Моисеевич Каганович, мы эту дату не отметили: слишком одиозная политическая фигура
Первая встреча с Венерой
19 мая 2016 г.

Первая встреча с Венерой

55 лет назад 19 мая 1961 года советская автоматическая межпланетная станция «Венера-1» достигла окрестностей Венеры.
Полёт в черное безмолвие
8 февраля 2019 г.

Полёт в черное безмолвие

9 февраля в России отмечается День гражданской авиации — праздник, введённый в 1923 году постановлением правительства СССР
Мы — внуки Победителей
10 мая 2019 г.

Мы — внуки Победителей

Автор и исполнитель патриотических песен Сергей Пестов прислал в «Российский героический календарь» своё новое произведение
Брестская крепость: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»
20 июля 2018 г.

Брестская крепость: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»

20 июля 1941 года один из последних защитников Брестской крепости нацарапал на стене: «Умираю, но не сдаюсь!»
Главная » Подвиги в наследство » Вираж Александра Покрышкина: с гауптвахты — в Герои

Вираж Александра Покрышкина: с гауптвахты — в Герои

19 сентября 1944 года Александру Покрышкину была вручена третья Звезда Героя Советского Союза

Интересно, что двумя годами ранее примерно за то же на лучшего воздушного аса Второй мировой войны готовились материалы для трибунала "за нарушение инструкций и наставлений в бою"
Вираж Александра Покрышкина: с гауптвахты — в Герои

О перипетиях в судьбе нашего национального Героя мне рассказал член Всероссийского совета памяти А. И. Покрышкина генерал-майор в отставке Юрий Сергеевич Устинов:
- 19 сентября 1944 года, в Кремле Александру Покрышкину была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза. Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Александр Иванович был удостоен высших военных наград девятнадцати стран Европы и Америки, Азии и Африки. В августе 1944 года, выступая в американском конгрессе, президент США Франклин Рузвельт назвал Покрышкина лучшим воздушным асом второй мировой войны. И дело не только в боевой результативности самой по себе. Покрышкин разработал, а самое главное, рискуя не только жизнью, но и своим добрым именем, пробил введение в боевую практику совершенно новой для того времени тактики воздушного боя.
- Почему же приходилось пробивать ее с риском для жизни?
- Об этом Покрышкин при жизни не любил распространяться. Дело в том, что с первых дней войны, проведя несколько боев, он на личном опыте ощутил значительное техническое отставание нашей авиации от вражеской. И начал поиск тактических приемов, способных компенсировать этот дисбаланс. Тогда-то и появилась у него тетрадь, озаглавленная "Тактика истребителя в бою", в которую летчик заносил свои заметки, схемы, графики. Все тактические придумки Покрышкин сразу же опробовал в бою. Но они явно расходились с положениями инструкций и наставлений для ВВС. Поэтому вместо поздравлений за сбитые самолеты офицер получал нахлобучки от командования "за неуставное ведение боя". Однако он не унимался. Тетрадь пополнялась записями, опыт - новыми тактическими приемами, но поразительно: чем больше на фюзеляже покрышкинской машины появлялось звездочек, символизирующих сбитые фашистские самолеты, тем сильнее сгущались тучи в отношениях с командирами. В 1942 году одного из лучших воздушных асов отстранили от должности заместителя командира эскадрильи "за нарушение инструкций и наставлений в бою", исключили из партии, а затем арестовали и посадили на гауптвахту, начали готовить материалы для военного трибунала. Но Покрышкину повезло. В полк приехал один вышестоящий начальник, устроил проверку и вдруг спросил: у вас тут, я слышал, есть не по правилам сбивающий фашистов парень, где он - хочу посмотреть, что за птица. "Проштрафившегося" летчика быстренько освободили - и в самолет. Воздушный почерк Покрышкина начальнику понравился, хотя тот и не рекомендовал им пользоваться, дабы все-таки не нарушать инструкции. Тем не менее, угроза трибунала отодвинулась. А вскоре аса увидел в деле легендарный командарм Константин Андреевич Вершинин, который тоже приехал в полк для проверки. На его глазах Покрышкин сбил четыре, а всего в тот день - семь фашистских стервятников. Вершинин лично вручил летчику орден Красного Знамени и вскоре представил к званию Героя Советского Союза. А 11 мая 1943 года командарм пригласил Покрышкина на совещание командиров ВВС Южного фронта. Там опальный летчик не стал отмалчиваться. Он попросил слова и во всеуслышание дерзко заявил, что инструкции и наставления давно устарели, требуют замены. Тут же изложил свою тактику, методологию. В зале сидели в основном полковники и генералы. Заявление капитана Покрышкина произвело эффект разорвавшейся бомбы. Но вот слово для подведения итогов взял Вершинин. Все притихли. Он долго говорил о неудачах и недостатках в организации боевых действий. А потом сказал: "На выступлении капитана Покрышкина остановлюсь особо". И заявил, что всем нужно перенять опыт Покрышкина, а штабу армии подготовить директиву об этом в войска и предложения в Генштаб об изменении действующих наставлений и инструкций. Так пробил звездный час в жизни Александра Ивановича. Уже 24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Через два месяца вручена Золотая медаль США "За боевые заслуги". 24 августа того же года он стал дважды Героем Советского Союза. В декабре 1943 года, когда число сбитых нашим асом самолетов перевалило за 50, командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин подписал представление на третью Звезду Героя. И через восемь с лишним месяцев звание было присвоено...
- Почему же оно так долго ходило по инстанциям?
- Не существовало ни статуса трижды Героя Советского Союза, ни порядка присвоения уникального звания. Сталину предложили от каждого из десяти фронтов отобрать по одному наиболее результативному кавалеру двух Золотых Звезд и сделать их трижды Героями, чтобы везде были свои "маяки". Однако главковерх сказал: "Тут социалистическая уравниловка не приемлема. Давайте наградим достойного из достойных". Вскоре о Покрышкине узнала не только страна. Его портреты печатались во всех крупных газетах мира. К нему ехали за опытом. Ему дали под командование воздушную дивизию, в которой Покрышкин подготовил и воспитал 59 Героев Советского Союза, 1108 орденоносцев. Летчики дивизии сбили до конца войны около 1150 фашистских самолетов. А сам легендарный комдив - 59.
Однако после войны наш герой снова попал в опалу?
Да, когда Покрышкин в звании полковника заканчивал Военную академию имени Фрунзе, ему предложил стать своим заместителем командующий ВВС Московского округа Василий Сталин. И пригласил на беседу. Александр Иванович приехал, а сын вождя незадолго до этого убыл в конюшни смотреть лошадей. Да так увлекся, что забыл о приглашенном. Покрышкин прождал час. Он был человеком крутым, с чувством собственного достоинства. И отказался от предложения Василия Сталина. И позже, когда Покрышкин был назначен на генеральскую должность в ПВО страны, никто из армейских кадровиков не отваживался подавать наверх представления о присвоении полковнику очередного воинского звания. Только после смерти генсека и ареста его сына у Покрышкина вновь "пошла служба". В конечном итоге он дослужился до маршала авиации. Но, как это ни странно, тень опалы висела над знаменитым летчиком до недавних пор.
- Вы серьезно? В чем же это выражалось?
- В соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР от 1944 года, Покрышкину как трижды Герою должен быть возведен бюст-монумент в Москве. Во время войны было, видимо, не до того. Потом - очередная опала. А после и вовсе забыли об указе. Покрышкин по своей скромности, понятно, не напоминал. Несколько лет назад наш совет, а также большая группа Героев Советского Союза обратились к президенту и правительству России с просьбой исправить несправедливость более чем полувековой давности и установить бюст-монумент нашего национального героя в Москве. Наконец, справедливость восторжествовала – на Поклонной горе появился памятник нашему великому асу.

Сергей Турченко
19 сентября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 января
среда
2020

В этот день:

Первый аэроклуб

29 января 1908 года в Петербурге был открыт первый в России аэроклуб.

Первый аэроклуб

29 января 1908 года в Петербурге был открыт первый в России аэроклуб.

 Автором этой идеи был коллежский асессор Василий Васильевич Корн, впоследствии секретарь аэроклуба. В январском номере журнала «Воздухоплаватель» за 1908 год он опубликовал статью, в которой призвал создать специальную организацию для пропаганды воздухоплавания среди населения. А уже 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге собрались на свое первое собрание учредители российского аэроклуба. В 1909 году царь Николай II взял под свое покровительство эту летную организацию и к названию добавилось определение «Императорский». Вскоре «Императорский всероссийский аэроклуб» вступил в Международную авиационную федерацию.

Расстрел великого князя

29 января 1919 года в Петропавловской крепости был расстрелян великий князь Николай Михайлович, историк, которого называли «самым культурным и самым умным из всей царской фамилии».

Расстрел великого князя

29 января 1919 года в Петропавловской крепости был расстрелян великий князь Николай Михайлович, историк, которого называли «самым культурным и самым умным из всей царской фамилии».

Он был председателем Императорского исторического общества, автором справочных трудов «Московский некрополь», «Петербургский некрополь», «Русские портреты XVIII и XIX веков». За Николая Михайловича ходатайствовали Максим Горький и Академия наук, но ему было отказано в помиловании. По воспоминаниям очевидцев, перед смертью великий князь снял сапоги и бросил их солдатам со словами: «Носите, ребята, все-таки царские...»

Подвиг и трагедия пилота Яшина

29 января 1922 года родился Виктор Николаевич Яшин (покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года), Герой Советского Союза.

Подвиг и трагедия пилота Яшина

29 января 1922 года родился Виктор Николаевич Яшин (покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года), Герой Советского Союза.

Яшин уроженец Хабаровска. С 1936 года жил в посёлке Лосиноостровский (ныне — в черте Москвы). Окончил 7 классов школы и в 1938 году — ФЗУ. Работал токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе. В 1938 году окончил Мытищинский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, и до февраля 1942 года был в ней лётчиком-инструктором.

Участник Великой Отечественной войны: в феврале-сентябре 1942 — командир звена 163-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1942-октябре 1944 — лётчик, командир звена, командир авиаэскадрильи 157-го истребительного авиационного полка; в октябре 1944-январе 1945 — командир авиаэскадрильи 133-го истребительного авиационного полка; в январе-мае 1945 — командир авиаэскадрильи 233-го истребительного авиационного полка.

Сражался на Калининском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. За время войны совершил 246 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил лично 26 и в составе группы 1 самолёт противника.

7 сентября 1943 года три советских летчика Яшин, Русецкий, Трофимов в воздушном бою в районе Смоленска уничтожили 16 истребителей противника, дав возможность другой группе однополчан успешно атаковать вражеские бомбардировщики. В конце дня они в том же составе сбили 4 хейнкеля, 2 фокке-вульфа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года капитану Яшину Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Яшин продолжал службу в ВВС (Группа советских войск в Германии). В 1946 году окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС. С мая 1949 года майор В. Н. Яшин — в запасе. Он перешел на летно-испытательную работу. Испытывал

МиГ-15, Ил-28, МиГ-15УТИ.
В последние годы жил в городе Улан-Удэ. Покончил жизнь самоубийством 28 октября 1952 года. На сайте «Уголок неба» об этом написано так: «К сожалению, герой войны, не раз встречавший смерть в лицо, ушел из жизни совсем молодым. В неполных тридцать лет. В конце его биографии скупая запись - 28 октября 1952 года покончил жизнь самоубийством. Что послужило причиной столь неожиданного поступка, сейчас достоверно неизвестно. Ветераны вспоминают о нем неохотно, кто-то говорит, что поводом стал конфликт с руководством авиазавода, перешедший в ссору».

 

Истребитель пятого поколения

29 февраля 2010 года состоялся первый полёт российского истребителя пятого поколения (Т-50).

Истребитель пятого поколения

29 февраля 2010 года состоялся первый полёт российского истребителя пятого поколения (Т-50).

Т-50 российский многоцелевой истребитель пятого поколения разрабатывается в ОКБ Сухого. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2015 году.

Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (что переводится как истребитель пятого поколения).

27 августа 2013 года на авиасалоне МАКС-2013 впервые для широкой публики продемонстрирован полет тройки самолетов Т-50 (ПАК ФА). После окончания групповой программы фигуры высшего пилотажа были выполнены соло пилотом Сергеем Богданом.

По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 испытательных и демонстрационных полетов.

 

Граф-дипломат Николай Игнатьев

29 января 1832 года родился Николай Павлович ИГНАТЬЕВ.

Граф-дипломат Николай Игнатьев

29 января 1832 года родился Николай Павлович ИГНАТЬЕВ.

Игнатьев после окончания Академии Генштаба начал свою дипломатическую карьеру с поста военного атташе в Лондоне, потом служил на Востоке. В 1858 году Игнатьевым был заключен торговый договор с Бухарой, а на следующий год граф был послан в Пекин для заключения договора о восточной русско-китайской границе, которая предварительно была определена Айгунским договором 1858 года. Использовав военное вторжение англичан и французов в Китай, Игнатьев сумел убедить китайцев в дружеском отношении России и заключить в 1860 году в Пекине договор, по которому за нашей страной признавались все земли на левом берегу Амура, а также территория между Уссури и Тихим океаном. Это позволило России основать Владивосток и стать влиятельной силой в данном регионе Тихоокеанского бассейна. Другим крупнейшим достижением Игнатьева как дипломата стало заключение Сан-Стефанского договора с Турцией в 1878 году, которым признавалась независимость Румынии, Черногории и Сербии, создавалось государство Великая Болгария и в целом укреплялись позиции России на Балканах.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии