RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Цусима: подвиг и подлость
27 мая 2020 г.

Цусима: подвиг и подлость

27-28 мая 1905 года произошло сражение между Русским и японским флотами, о котором у историков нет до сих пор единого мнения
Дмитрий Овчаренко: 1 против 50
28 января 2020 г.

Дмитрий Овчаренко: 1 против 50

28 января 1945 года умер в госпитале от ран советский богатырь красноармеец Дмитрий Романович Овчаренко, который в бою с полусотней гитлеровцев отрубил топором головы двум офицерам, уничтожил гранатами 21-го германского солдата
Памятник великому Маресьеву
19 ноября 2015 г.

Памятник великому Маресьеву

Региональная общественная организация «Бородино-2012-2045» начала формирование комитета по празднованию 100-летнего юбилея легендарного лётчика
Еще раз о Маресьеве...
20 мая 2016 г.

Еще раз о Маресьеве...

Боевой и чисто человеческий подвиг этого легендарного летчика явился неким пиком, невероятным взлётом мужества и героизма не только отдельной личности, но и всего советского народа.
Морские силы Дальнего Востока
21 мая 2020 г.

Морские силы Дальнего Востока

21 мая 1731 года - дата создания Русского флота на Тихом океане
Главная » Подвиги в наследство » 84 года -110 ролей

84 года -110 ролей

13 апреля 1994 года не стало народного артиста СССР Николая Афанасьевича Крючкова

Это не просто народный артист, он - Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Советского Союза, в том числе двух высших орденов Ленина, лауреат Государственной премии и многих других государственных и общественных знаков отличия.
84 года -110 ролей

Вот сколько писал об этом артисте (наверное, десятка три материалов наберётся), а только сейчас вдруг осенила мысль: он же удивительно похож на Жана Габена! Странно, однако, что мне это раньше в голову не приходило. Но ведь стоит положить рядом фотографии артистов, как видишь: они словно братья. Обличья обоих природа мастерила широко и размашисто, даже удальски. И кинообразов оба создали одинаково много (Габен сыграл в 87 фильмах, Крючков – в 110, но и прожил он на дюжину лет больше французского собрата по экрану).

В период своего творческого расцвета Крючков естественнее и правдивее всех прочих коллег олицетворял того человека, которого стремилась воспитать советская эпоха. Неизбывный энтузиазм Крючкова, всегда веселый, озорной его взгляд на окружающий мир, настоящее мужское начало - всё это неотразимо действовало на зрителей. Другие тогдашние популярные актёры в большинстве своём (хотели они того или не хотели) всё же возносились над массой и мастерством, и имиджем своим. Крючков с первых и до последних своих фильмов всегда был одним из тех, кто сидел в зрительном зале. Для них, простых людей, он представлялся своим, земным, понятным и доступным. Самому маленькому, даже крошечному советскому человеку не зазорно было равняться на этого актёра и втайне надеяться: если очень захотеть, то в этой стране можно повторить тот же путь крючковского Луконина.

Крючков действительно обладал огромной творческой потенцией, на уровне того же Габена. Она явственно просматривается в фильмах "Жестокость", "Тревожная молодость", "Суд", "Баллада о солдате". Особенно меня всегда потрясают его работы в "Женитьбе Бальзаминова", "Осеннем марафоне", "Горожанах", "Дамском танго". Высококлассные работы.

...Зимой однажды Николай Афанасьевич поехал в подмосковный дом отдыха. Тогда он уже девятый десяток разменял. Шёл по скользкой дорожке, упал, а самостоятельно встать на ноги не может. Кричит: «Ребята, поднимите меня! Такие актеры на дороге не валяются!».

Такими артистами не каждый национальный кинематограф может похвастаться. Чтобы от Всевышнего имели столь мощный дар перевоплощения. Крючков им владел в полной мере. Это был человек кино, но человек из народа - сочетание чрезвычайно редкое. Он не имел системного классического образования. Зато те самые "горьковские университеты" в юности прошел по полной программе.

- А ты знаешь, почему я такой живучий оказался? О, брат, это очень интересная история. Ну, ты помнишь, что родился я в декабре. Дело было так. Пошла моя мамаша в погреб за капустой квашеной. Гости за столом сидят, ждут её, а она все не идёт и не идёт. Тогда отец сам спустился в погреб. Дверь приоткрыл, а там детский писк слышится. Это мама, поскользнувшись на ледяных ступеньках, покатилась по ним и от сильного удара мной разрешилась. На седьмом месяце беременности! Можешь себе представить, каким хиляком я уродился! Однако, видно Богу было угодно сохранить мне жизнь. Ведь из восьмерых детей в нашей семье выжили только я с братом. И скажу я тебе, сынок, детство мое страшно вспомнить, какое было тяжелое. Голод, тиф, лебеда и отруби - всё досталось на мою долюшку. Веришь - нет, но приходилось нам с братом даже стоять с протянутой рукой, чтобы с голодухи не подохнуть. Однажды решились с ним поехать в Тулу, надеясь что-то раздобыть там для пропитания. А туляки ещё беднее жили, чем москвичи. Возвратились в столицу, и я, как на, грех сильно заболел. От Курского вокзала до нашей Пресни целый день мы добирались. Знакомые, увидев меня, ужаснулись: кожа да кости и в жару весь полыхаю. Но ничего, и тогда выжил. Знать, на роду так было написано. Как чуть подрос, сразу специальность получил - гравер-накатчик называлась она. Рисунок на ткань я накладывал. Тут, в рабочем коллективе "Трехгорки", жизнь моя пошла веселее. После смены - спорт, клуб, всякие общественные дела. А я был заводной малый, нигде сачка не давил, наоборот лидерствовал, за всё хватался, до всего жадный был.

...Однажды Алан Чумак рассказал мне, как он с Крючковым ездил в Чехословакию: «Меня поразило, сколько всего разного намешано было в этом человеке: весёлый, добрый, отзывчивый и... жадный до примитивизма».

Другой мой хороший приятель Лион Оганезов вспоминал: «Как-то меня попросил сыграть ему на концерте легендарный, знаменитый на ту пору Николай Афанасьевич Крючков. Правда, он ещё не был ни народным артистом СССР, ни тем более Героем Социалистического Труда, но популярностью обладал феноменальной. На концерт с его участием публика валом валила. Так вот представь себе: ко мне обращается живая легенда советского кино и своим хриплым, всему миру известным голосом, по-деловому интересуется: «Молодой человек, а вы могли бы мне подыграть "Три танкиста"? Боже мой, я эту песню знал с пеленок! Но я не ведал того, что дядя Коля слыл жутко скупым человеком. И приглашал он таких, как я, молодых исполнителей только потому, что мы не могли, не смели даже поинтересоваться у кинозвезды об оплате своего труда. А мне было наплевать на это. Дяде Коле я согласен бы играть хоть всю жизнь бесплатно. Такие артисты, чтобы с липки (сиденье сапожника: чурка, обтянутая кожей – М.З.) да в звёзды мировой величины, вообще рождаются раз в столетие. А дядя Коля, между прочим, да будет тебе известно, как и мой папа, работал и сапожником на Красной Пресне. Чего не скрывал и чем даже гордился».

В самом деле, многие мне и не раз говорили о фантастической скупости Крючкова. Помнится, и я сам однажды, примерно, так же подумал о Николае Афанасьевиче, когда он поинтересовался: «Слушай, майор, вон, сколько мы с тобой всякие разговоры беседуем, а гонораров что-то не видать».

Я чуть не сгорел со стыда, потому что действительно получал гоноры за публикации бесед с актёром, равно как и с другими деятелями искусства. Но из всех них только Крючков завел речь об оплате. А вот с высоты сегодняшнего дня ничего в том дурного не вижу и даже горд тем, что за все последующие интервью с актёром деньги, по моему настоянию, перечислялись только ему. Так вот Николай Афанасьевич был не жадным, в широком понимании этого слова, не Гобсеком - точно. Иначе бы за долгую творческую, очень, кстати, хорошо оплачиваемую, жизнь, накопил бы и капиталов приличных, да и недвижимостью кое-какой обзавёлся бы. Ничего этого Крючков после себя не оставил. Жил он в весьма скромной квартире, невдалеке от Сивцева-Вражка. Адреса точного не помню, но знаю, что напротив окон его жилья, через дорогу располагался какой-то диспансер. Афанасьевич, бывало, говорил мне, глядя на окна лечебницы: «Бога, конечно, нет, но я всё-таки у него прошу всегда смерти скорой, чтобы ни себя, ни близких всякими больницами не мучить».

Если вдуматься, мудрость великая в этих словах, никаким меркантилизмом и не пахнущая. А то, что он иногда стремился что-то для себя, для семьи заполучить в обход очереди, пользуясь своей известностью, так это всего лишь голодное детство и не сытая юность в нём аукались.

Ни в одном серьёзном учебном заведении, как уже говорилось, Крючков никогда не учился. Так, позанимался немного актерским мастерством у знаменитой «месс Менд» - Натальи Гхан при Театре рабочей молодежи. Но и этих скудных познаний ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Ни разу не прибег на съемочной площадке к дублеру. На той же площадке впервые и женился. Его избранницей стала Мария Петухова, игравшая в фильме «Трактористы». Второй женой Крючкова была Алла Парфаньяк. Их свёл фильм «Небесный тихоход». Потом Парфаньяк, взяв сына Николая, ушла к Михаилу Ульянову. А Николай Афанасьевич «отбил» себе жену Зою у заслуженного мастера спорта Кочановского. Эта красавица трагически погибла, попав под военный джип. Четвертой и последней женой заслуженного артиста стала 30-летняя ассистентка режиссера Лидия Николаевна. Случилось это в 1962 году. У них родилась дочь Эльвира. Зятем Николая Афанасьевича стал известный хоккеист Борис Александров. Во внучке Катеньке артист души не чаял. И терпеть не мог никакой домашней работы. Когда жена намеревалась послать его в магазин за продуктами – отмахивался: «Пойду завтра на студию, скажу пацанам и полмагазина тебе притащат». Книгу о своей жизни «Чем жив человек» практически сам написал. Будучи далеко не праведником по жизни, Крючков, видно, чем-то всё-таки сподобился Богу, который даровал ему и век длинный (Афанасьевич прожил без малого восемьдесят четыре года), и любовь всенародную, и друзей преданных, и смерть легкую...

- Нет, что ни говори, но я считаю, что в жизни мне очень повезло. Прежде всего, в том повезло, что "крёстным отцом" моим в кино стал Борис Васильевич Барнет. От Бога режиссёр. Он поверил в меня, а я ему прямо в рот смотрел, из кожи вон лез, чтобы оправдать его доверие. После "Окраины" мы с ним сделали ещё пять фильмов - "У самого синего моря", "Ночь в сентябре", "Щедрое лето", "Поэт" и "Аленка". По гроб жизни буду благодарен судьбе за встречу с таким талантливым человеком. Если хочешь знать, я и сына, своего первенца назвал в честь Барнета Борисом. Возможно, он об этом и догадывался, но я ему не говорил. Чего там рассусоливать, мы же мужики. Да, ты верно заметил, что жизнь мне подарила многих друзей. Правда, она же их у меня и отняла. Взять Петю Алейникова. Ведь гениальнейший же артист, так до конца себя не раскрывший, по заслугам не оценённый. Вот это дело (водка проклятая!) человека сгубило. А Боря Андреев! Я о нём никогда спокойно говорить не могу. Тоже был мощнейший талант. Но и его забывают. Когда на экраны вышёл фильм "Трактористы", нас потом долго называли по именам наших героев: Андреева - Назаром, меня - Климом, Алейникова - Савкой. Какую мы с Петей сценку с пляской на тракторном стане там сыграли! Ну, ведь замечательная же сцена! Я сейчас её как увижу, так у меня ноги сами в пляс пускаются. А на съёмках фильма "Член правительства" я познакомился с Васей Меркурьевым. Сначала он мне не очень приглянулся, казался высокомерным, заносчивым. Это уже потом, в сорок пятом году мы с ним крепко сдружились, когда играли в "Небесном тихоходе". Ах, Васька, Васька, дорогой ты мой человек! Какую большую душу парень имел! Не многие знали, что он был женат на дочери Всеволода Эмильевича Мейерхольда Ирине. Её, как дочь "врага народа", естественно никуда на работу не принимали. А у них родилось четверо детей! Да ещё двоих от дальних родственников пришлось взять, чтобы в селе не умерли с голоду. В первые дни войны погибает брат Василия, остаются сиротами его двое ребятишек. Вася и их берёт в свою семью. И один кормит всю эту ораву, жилы надрывая на работе. Ну, кто ещё на такое способен? Вот каким был мой дружочек Вася Меркурьев!

Плохой человек и на плохих обстоятельствах жизни своё внимание фокусирует: и то ему не так, и это ему не эдак. В Крючкове хорошее всегда превалировало. Однажды мне заказали большой материал о нём в журнале "Советский воин". Издание особое, иллюстрированное, три разворота даёт. Просит редактор Пищулин с десяток фотографий. Говорю, Владимир Павлович, снимки - это как бы и не по моей части. Как же так, стыдит он, ведь хвастался, что в хороших отношениях с Николаем Афанасьевичем. Ужель десяток снимков попросить у него не можешь? Объясняю, что фото у Крючкова нет и в помине - все раздарил. Не верит. Звоню при нём на квартиру артиста, трубку берет внучка Катя и сообщает, что дедушку срочно отправили в госпиталь. История с фотографиями на этом не закончилась. Вечером следующего дня Николай Афанасьевич позвонил мне домой и сообщил, где можно раздобыть иллюстрацию по его фильмам. Разговорились, слово за словом, я возьми да и скажи, что редакции нужен современный снимок и чтобы непременно артист был в окружении воинов.

- Так в чем же дело? - восклицает. - Бери бойцов, и приезжайте ко мне. Это ж, сколько радости старику доставите!

Мы поехали с фотокором и с солдатами в больницу, наделали там кучу снимков. Актёр не кривил душой и не выстраивал никакого политеса. Ему и в самом деле было интересно встречаться с молодыми людьми в форме, разговаривать с ними, байки им всякие рассказывать, видеть искры восторга в их глазах, даже заведомо зная, что никакого гонорара за это не будет. Вот тебе и крючковский меркантилизм, так широко разрекламированный в артистическом мире. Да, он никогда не упускал возможности поинтересоваться размером оплаты своего труда, но если знал, что на той или иной встрече ничем не разживется, всё равно никогда не работал, как говорят балерины, в полноги. Выступал, выкладывался, как и подобает актёру-профессионалу. Причем к военной аудитории у него было отношение особенное, почти что трепетное. Это я и по себе чувствовал. Обычно, приглашая к себе в гости, предупреждал: «Только ты мундир, того, одень».

Однажды я задал Крючкову вопрос о том, что бы он изменил, случись такая возможность, в своей судьбе, в творческой биографии? А ничего, ответил. Когда же я в меру отпущенной мне деликатности подвёл его к временам Великой Отечественной, упомянув об особой ответственности человека в такие периоды, то услышал безапелляционный ответ:

- Никаких угрызений совести, если ты на это намекаешь, я не испытываю. Когда началась война, я честно записался в ополчение, но меня на фронт не пустили. Сказали воевать своим искусством. И я воевал. Очень неплохо, кстати, воевал. Если хочешь знать, самым счастливым моим творческим временем были как раз военные годы. Всеволод Пуговкин экранизировал пьесу "Русские люди" Симонова, я там играл Сафонова. У Александра Файнциммера в ленте о Котовском у меня было сразу две роли. В это же время работал над одной из самых дорогих мне ролей Сергея Луконина в "Парне из нашего города". Константин Юдин дал мне роль в своей комедии об Антоше Рыбкине. Наконец, снялся я и у братьев Васильевых в роли Сергея Горлова, которые инсценировали пьесу Корнейчука "Фронт". А в скольких "Боевых киносборниках" пришлось мне сниматься, в лентах "Концерты для фронта" - уже и не упомню! Сутками из павильонов не вылезал, месяцами на натурных съёмках пропадал. Бывало, сидишь в мёрзлом окопе, холодный, голодный (один раз вообще от истощения и усталости в больницу угодил), а тут команда: "Мотор!" Срываешься, как угорелый: "За Родину, за Сталина! Вперед!" Двенадцать раз руки-ноги ломал, от истощения сознание терял на съёмочной площадке. Нет, брат, даром я свой хлеб в тылу не ел, это тебе любой скажет, кому со мной приходилось тогда работать.

Ну, я записал этот монолог Крючкова и не единожды затем его использовал в своих публикациях. А Николай Афанасьевич однажды взял, да и вычеркнул его весь. "Знаешь, - признался, - тут, наверное, всё же я не совсем прав в таких лобовых рассуждениях. Но вот как этот момент словами ловчее выразить, я ещё подумаю, а потом мы с тобой всё оформим, как полагается, чтобы читающим людям понятно было: единственное, чем меня жизнь обделила, так это тем, что не попал на фронт". Не получилось. Вскоре Крючкова не стало...

Друзья, коллеги и просто знакомые Крючкову люди называли его дядя Коля. Он воспринимал это как должное. Но добреньким, слащавым никогда не был. Мог настоять на своем и достаточно жестко. Был такой случай: известный кинорежиссер Эдмонд Кеосян (создатель "красных дьяволят" - М.З.) решил устроить своего сына во ВГИК. Но у парня оказалась слабой подготовка для столь специфического вуза, и Марлен Хуциев об этом прямо папаше заявил. Но надо знать пробивную мощь Кеосяна. Он своего добился, сын ВГИК закончил. Дело, как говорится, за давностью лет замяли. И лишь один Крючков всегда приводил в своих выступлениях этот случай, как пример того, когда семейственность вредит искусству. "Но вот институт позади. "Зеленая улица" с легкой руки родителя, ведёт сына на киностудию. И что же? На свет появляются серые фильмы, отмеченные "семейным знаком качества". Ибо сколько такое чадо ни учи, оно все сухостоем останется, не превратится в молодую, стройную берёзку. Таких людей и близко нельзя подпускать к кинопроизводству".

Он всегда был достоверным, естественным. В кино и в жизни. Его никто и не хотел видеть играющим какие-то чуждые ему образы. Он был Крючковым во всех своих картинах, почему всегда и добивался успеха.

Из баек, рассказанных мне Крючковым:

- Я столько раз ломал ноги и руки на съемках, что мне следовало бы на пенсию оформиться ещё и каскадером. Как думаешь, доплачивали бы мне за увечья?

- Не знаю, Николай Афанасьевич.

- А я знаю. У нашего государства зимой снега хрен допросишься.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии