RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Десант Константина Ольшанского
26 марта 2019 г.

Десант Константина Ольшанского

26 марта 1944 года в Николаевском порту с рыбачьих лодок высадились 55 морских пехотинцев, 10 сапёров, 2 связиста и проводник
Город русской морской славы
21 февраля 2016 г.

Город русской морской славы

21 февраля 1784 года по указу Екатерины II порт и крепость в Крыму получили название Севастополь
Под фуражкой — две косички
18 января 2019 г.

Под фуражкой — две косички

Выпускница Санкт-Петербурского государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Мария Денисова добилась призыва на военную службу
Взятие Кёнигсберга
9 апреля 2016 г.

Взятие Кёнигсберга

9 апреля 1945 года сокрушительной победой Красной армии закончился штурм города-крепости, который фашисты считали неприступным
Памяти Константина Рокоссовского
3 августа 2018 г.

Памяти Константина Рокоссовского

3 августа 1968 года ушел из этой жизни Маршал Советского Союза и маршал Польши Константин Константинович Рокоссовский
Главная » Подвиги в наследство » «Черный» четверг авиации США

«Черный» четверг авиации США

12 апреля 1951 года в корейском небе состоялся массовый бой между американскими и советскими летчиками. Результат — 14:0 в нашу пользу

После этого американская авиация в течение трёх месяцев опасалась подниматься в воздух.
«Черный» четверг авиации США

Как известно, в 1950 году вооруженные силы США, как водится, под эгидой ООН вмешались в ход гражданской войны в Корее. В виду неравенства сил и явного преимущества современного вооружения армии США руководство Северной Кореи попросило помощи у Советского Союза. После того, как натовские самолеты нанесли бомбовый удар по советскому аэродрому у Сухой Речки под Владивостоком, в битву непосредственно вступили советские воинские соединения, в частности, 64-й истребительный авиационный корпус (около 26 тысяч человек). Среди командиров подразделений и частей были прославленные фронтовики - И. Н. Кожедуб, Г.А. Лобов, Н.В. Сутягин, Е.Г. Пепеляев, С.М. Крамаренко, А.В. Алелюхин и многие другие.

Наш корпус был вооружён новыми самолётами МиГ-15, которые превосходили американские F-80 и F-84. Даже после того как американцы перебросили в Корею свои новейшие самолёты F-86 «Сейбр», советские машины продолжали удерживать преимущество, поскольку МиГ-15 имел больший потолок, лучшие разгонные характеристики, скороподъёмность и вооружение (3 пушки против 6 пулемётов).

22 декабря 1950 года во время Корейской войны (1950-1953) состоялся первый крупный воздушный бой между советскими и американскими летчиками. Потери сторон: два МиГ-15 «Фагот» против пяти F-86 «Сейбр».

Особенно жаркими были бои в районе железнодорожного моста через реку Яундзян. Это был важный стратегический узел, и американцы упорно пытались вывести его из строя. 12 апреля 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении 100 истребителей F-84 совершили очередной налёт. Командир истребительной авиадивизии - 324 советский ас полковник Иван Кожедуб немедленно поднял на перехват все свои машины. "МиГи" буквально врезались в боевые порядки американцев. И закрутилась в небе карусель...

В этом далеко не равном воздушном бою 10 «летающих крепостей», а также 4 истребителя F-84 были сбиты. В плен попало несколько десятков американских летчиков. Все «МиГи» вернулись на базу, хотя у большинства были многочисленные пробоины. «Летающие крепости» после этого боя за быстрое возгорание и яркое горение были переименованы в «летающие сараи». После "черного" четверга американская авиация, в течение трех месяцев не решалась на вылет. Позже их вылеты были организованы в ночное время, но и здесь их настигали советские «МиГи».

По основным летно-тактическим данным советский истребитель МиГ-15 и американский F-86 «Сейбр» были равны, но каждый имел свои сильные и слабые стороны. МиГ превосходил «Сейбра» в скороподъемности и удельной тяговооруженности. F-86 быстрее набирал скорость на пикировании, был более манёвренным, обладал большей дальностью полета. Существенным моментом являлось то, что летчики F-86 пользовались противоперегрузочными костюмами, о чем их советские коллеги могли лишь мечтать.

Однако F-86 проигрывал в вооружении. 6 крупнокалиберных «сейбровских» пулеметов «Кольт Браунинг», несмотря на большую скорострельность (1.200 выстрелов в минуту), уступали трем пушкам МиГа: двум 23-мм калибра и одной 37-мм. Их снаряды пробивали любую броню.

К сожалению, мы проиграли другую схватку — за правду о той войне и её героях. Пока наши спецслужбы засекречивали материалы о ней, американские исследователи Корейской войны «забрали» себе все рекорды. Например, в книге «Аллея МиГов», изданной в Техасе в 1970 году о подвигах нашего аса Сутягина, конечно же, умалчивается, зато первым в истории реактивным асом называется капитан Джеймс Джабара, на счету которого 15 воздушных побед (на 6 меньше, чем у нашего Сутягина!). Всего отмечается 39 пилотов США, сбивших от 15 до 5 наших самолетов.

Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Но у наших счет солиднее. Николай Сутягин – 21 воздушная победа. 20 поединков выиграл полковник Анатолий Пепеляев. По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин, подполковник Александр Сморчков и майор Дмитрий Оськин. Еще 6 советских пилотов одержали 10 и более побед. 5 и более побед на счету 43 советских летчиков.

До сих пор в США пытаются подкорректировать и общий итог воздушной войны. Так, в «Энциклопедии авиации» (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2.300 самолетов СССР, Китая и КНДР, потери США и их союзников – 114. Соотношение – 20:1. Внушительно? Однако сразу после войны, когда общие потери было скрыть трудно, было издана документальная книга «Воздушная мощь – решающая сила в Корее» (Торонто – Нью-Йорк – Лондон, 1957 г.) В ней констатировалось, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2.000 самолетов, потери «коммунистических» самолетов они тогда оценивали скромнее – примерно в 1.000 самолетов. Однако и эти цифры, скорее всего, далеки от правды.

На сегодня Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил некоторые документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно – от шести месяцев до одного года – входило десять дивизий) было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых сбито 1.106 самолетов противника, из них F-86 – 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолетов. Соотношение – 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 «Сейбр») – 2:1.

 

Сергей Турченко
12 апреля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 апреля
среда
2019

В этот день:

Первый морской устав России

24 апреля 1720 года издан первый Морской устав России. Он назывался «Книга Устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море...» Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.

Первый морской устав России

24 апреля 1720 года издан первый Морской устав России. Он назывался «Книга Устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море...» Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.

Текст Устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота, права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения Устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота. Устав с небольшими изменениями действовал до Крымской войны, т. е. более 130 лет.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

В апреле 1877 года Османская империя, фактически хозяйничавшая на Балканах, самым жестоким и варварским образом подавила национально-освободительное восстание в Болгарии. Россия попыталась мирным путем добиться улучшения положения христиан на Балканах. Но Турция упорствовала в своем варварстве. Пришлось применить силу.
С первых дней войны
русской армии удалось провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к поражению Османской империи в войне.

В результате был заключен Сан-Стефанский договор. Россия получила часть Армении, отторгнутую от нее ранее часть Бессарабии. Турция была вынуждена признать независимость Румынии, Черногории и Сербии, а также обязывалась предоставить самоуправление Боснии и Герцоговине. В составе Османской империи образовалось автономное княжество Великая Болгария, находившееся под прямым влиянием России.

Однако Англия и Австрия воспротивились Сан-Стефанскому договору. Они начали приготовление к войне с Россией. Это воодушевило Турцию,и та тоже начала военные приготовления. Посредником выступила Германия. По ее настоянию, 1 июня открылись заседания Берлинского конгресса под председательством князя Бисмарка, а 1 июля подписан Берлинский трактат, радикально изменивший Сан-Стефанский договор, преимущественно в пользу Австро-Венгрии и в ущерб интересам балканских славян: в 3 раза были сокращены размеры Болгарского государства, получившего независимость от Турции, а Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

 

Подвиг капитана Флерова

24 апреля 1905 года родился И. А. Флёров, Герой Российской Федерации, командир отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии – знаменитых «Катюш»

Подвиг капитана Флерова

24 апреля 1905 года родился И. А. Флёров, Герой Российской Федерации, командир отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии – знаменитых «Катюш»

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея была отправлена на Западный фронт и вошла в состав артиллерии 20 армии. 16 июля в 15.15 батарея Флёрова произвела залп по железнодорожному узлу Орша. Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню . В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи взорвал машины. Будучи тяжело раненым, Флеров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район, д. Богатырь. Звание Героя России присвоено в 1995 году.

Главный смершевец Абакумов

24 апреля 1908 года родился Виктор Абакумов, советский государственный и военный деятель, бессменный начальник ГУКР «СМЕРШ» и Министр государственной безопасности СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии