RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Конники против танков
2 августа 2017 г.

Конники против танков

75 лет назад 2 августа 1942 года у станицы Кущёвской состоялся легендарный бой казачьих частей РККА и немецких войск
Именные субмарины: «Месть»
12 ноября 2015 г.

Именные субмарины: «Месть»

В ноябре 1941 года вдова флотского офицера Л.М.Лободенко призвала жен моряков собрать средства на строительство подводной лодки
Кремлёвская сталь
5 марта 2020 г.

Кремлёвская сталь

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день десятый.
Памяти Юрия Мажорова
17 февраля 2019 г.

Памяти Юрия Мажорова

14 февраля 2019 года ушел из этой жизни ветеран Великой Отечественной войны генерал Юрий Николаевич Мажоров
«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева
6 ноября 2020 г.

«Нью-Йорк Таймс» об освобождении Киева

6 ноября 1943 года европейские фашисты были выбиты из « Матери городов русских»
Главная » Подвиги в наследство » Кто «завалил» Мюллера

Кто «завалил» Мюллера

19 апреля 1943 года североморские летчики сбили самолет хваленого фашистского аса

До сих пор идут споры, кому конкретно принадлежит этот подвиг.
Кто «завалил» Мюллера

Во многих публикациях утверждается, что сделал это летчик Петр Сгибнев со своим ведомым старшиной В.П. Юдиным. Они, возвращаясь с боевого задания, заметили над своим аэродромом, как на разных высотках в вихре боя кружились наши и вражеские самолеты. Увидев «закамуфлированный в полоску «мессер» фашистского аса Мюллера, Петр Сгибнев сблизился с ним и атаковал: выпустил очередь из 37-миллиметровой пушки. Подбитый мессер вошел в спираль, сделал два витка и тут… его добил Николай Бокий меткой очередью порции снарядов…

Но есть и другая версия. Вот как об этом рассказывается в документальной повести В.С. Бойко «Крылья Северного флота» (Мурманск, 1976.) 19 апреля 1943 года на подступах к Мурманску завязался воздушный бой, было двойное превосходство фашистских самолетов. Группу наших истребителей возглавлял Герой Советского Союза майор А.А. Коваленко. Североморцы не подпустили пиратов к городу: сбили семь бомбардировщиков из девяти, обратив остальных в бегство. Юнкерсы прикрывали 18 истребителей, шесть из них устремились на главный аэродром флота (Ваенга). На перехват их были подняты две пары наших истребителей, ведущим одной пары был младший лейтенант Николай Бокий, ведомым — старший сержант А.Титов. Завязался бой: Бокий заметил, как пара фашистских истребителей нацелилась на нашу пару над аэродромом. Николай Бокий вместе с ведомым бросились на выручку. Приблизившись на короткую дистанцию к «полосатому мессеру», гвардеец дал по врагу пушечно-пулеметную очередь: левый элерон срезало как бритвой, мотор вражеской машины заклинило и самолет пошел на вынужденную посадку на нашей территории восточнее озера Малъярви. Вскоре был задержан в 25 километрах ушедший на лыжах (возил в самолете, в том числе и собаку!) хваленый немецкий ас Мюллер. (Асу командование разрешало!)

Вторая наша пара, которую возглавлял Захар Сорокин («североморский Маресьев», только вернувшийся после длительного лечения и тренировок: был без обеих ступней) оказалась против четырех гитлеровцев. Сорокин сумел выйти на удобную позицию и сразил одного фашиста, но и сам попал в критическое положение: два Ме-109-Г зашли в хвост его самолета, он мог быть изрешеченным в считанные секунды. В этот напряженный момент подоспел возвращавшийся вместе с ведомым с задания (сопровождали транспортный самолет) командир полка капитан П.Сгибнев. Он сходу обрушился на «мессеров» и с дистанции 80-50 метров выпустил короткую очередь по Ме-109-Г, и тот рухнул южнее озера Черногубское. Второй гитлеровец, не сделав ни одного выстрела, шарахнулся вверх. Сгибнев, сделав резкую горку, зашел в хвост «мессеру» и точной очередью расстрелял его. Так «истребитель истребителей» (как однополчане называли П.Г. Сгибнева) в одном бою уничтожил два новейших высотных истребителя Ме-109-Г и довел боевой счет до 19 сбитых самолетов.

В поисках истины хотелось бы рассказать о некоторых деталях. В одном из залов музея Краснознаменного Северного флота внимание посетителей привлекает бюст Героя Советского Союза гвардии младшего лейтенанта Николая Андреевича Бокия работы скульптора Л.Е. Кербеля. Рядом — схема воздушного боя 19 апреля 1943 года. Тут же вещественные доказательства: фотография обер-фельдфебеля Р.Мюллера и его самолета, массивный тесак в ножнах и личный талисман — «оберег» от расплаты бандита за разбой на чужой земле!

Уже после войны многие офицеры, прежде всего из авиационно-технических баз, с которыми мне пришлось служить, рассказывали о пленении хваленого аса Мюллера разные «байки». Одна из них: когда Мюллера доставили в штаб авиации флота, он попросил показать летчика, который смог его — «аса» сбить. Слишком он преувеличивал свои боевые успехи: кто это смог превзойти его мастерство? Когда вошел Николай Бокий в форме старшего сержанта (вероятно командование специально так его представило, чтобы сбить спесь с «аса»: и советские летчики-сержанты бьют фашистских асов -фельдфебелей — даже «оберов». Офицерское звание Николаю присвоили недавно.) Мюллер не поверил — не может такого быть! И только после рассказа Николая о всех деталях боя он признал поражение. Именно та схема воздушного боя хранится в музее флота.

Конечно, может показаться, что по прошествии стольких лет, не так уж важно, кто конкретно «завалил» Мюллера, но, уверен, точность в истории осень важна.

Василий Щиголев, полковник.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии