RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бриг «Меркурий» против двух линкоров
26 мая 2014 г.

Бриг «Меркурий» против двух линкоров

185 лет назад 26 апреля 1829 года наш 18-пушечный корабль храбро сразился с турецкими 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем» - и победил их!
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
Построим Храм Победы!
20 ноября 2015 г.

Построим Храм Победы!

635 лет назад на Руси был воздвигнут первый православный храм-памятник воинской славы.
Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2013 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
Советский вождь
21 декабря 2016 г.

Советский вождь

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Главная » Подвиги в наследство » Кто «завалил» Мюллера

Кто «завалил» Мюллера

19 апреля 1943 года североморские летчики сбили самолет хваленого фашистского аса

До сих пор идут споры, кому конкретно принадлежит этот подвиг.
Кто «завалил» Мюллера

Во многих публикациях утверждается, что сделал это летчик Петр Сгибнев со своим ведомым старшиной В.П. Юдиным. Они, возвращаясь с боевого задания, заметили над своим аэродромом, как на разных высотках в вихре боя кружились наши и вражеские самолеты. Увидев «закамуфлированный в полоску «мессер» фашистского аса Мюллера, Петр Сгибнев сблизился с ним и атаковал: выпустил очередь из 37-миллиметровой пушки. Подбитый мессер вошел в спираль, сделал два витка и тут… его добил Николай Бокий меткой очередью порции снарядов…

Но есть и другая версия. Вот как об этом рассказывается в документальной повести В.С. Бойко «Крылья Северного флота» (Мурманск, 1976.) 19 апреля 1943 года на подступах к Мурманску завязался воздушный бой, было двойное превосходство фашистских самолетов. Группу наших истребителей возглавлял Герой Советского Союза майор А.А. Коваленко. Североморцы не подпустили пиратов к городу: сбили семь бомбардировщиков из девяти, обратив остальных в бегство. Юнкерсы прикрывали 18 истребителей, шесть из них устремились на главный аэродром флота (Ваенга). На перехват их были подняты две пары наших истребителей, ведущим одной пары был младший лейтенант Николай Бокий, ведомым — старший сержант А.Титов. Завязался бой: Бокий заметил, как пара фашистских истребителей нацелилась на нашу пару над аэродромом. Николай Бокий вместе с ведомым бросились на выручку. Приблизившись на короткую дистанцию к «полосатому мессеру», гвардеец дал по врагу пушечно-пулеметную очередь: левый элерон срезало как бритвой, мотор вражеской машины заклинило и самолет пошел на вынужденную посадку на нашей территории восточнее озера Малъярви. Вскоре был задержан в 25 километрах ушедший на лыжах (возил в самолете, в том числе и собаку!) хваленый немецкий ас Мюллер. (Асу командование разрешало!)

Вторая наша пара, которую возглавлял Захар Сорокин («североморский Маресьев», только вернувшийся после длительного лечения и тренировок: был без обеих ступней) оказалась против четырех гитлеровцев. Сорокин сумел выйти на удобную позицию и сразил одного фашиста, но и сам попал в критическое положение: два Ме-109-Г зашли в хвост его самолета, он мог быть изрешеченным в считанные секунды. В этот напряженный момент подоспел возвращавшийся вместе с ведомым с задания (сопровождали транспортный самолет) командир полка капитан П.Сгибнев. Он сходу обрушился на «мессеров» и с дистанции 80-50 метров выпустил короткую очередь по Ме-109-Г, и тот рухнул южнее озера Черногубское. Второй гитлеровец, не сделав ни одного выстрела, шарахнулся вверх. Сгибнев, сделав резкую горку, зашел в хвост «мессеру» и точной очередью расстрелял его. Так «истребитель истребителей» (как однополчане называли П.Г. Сгибнева) в одном бою уничтожил два новейших высотных истребителя Ме-109-Г и довел боевой счет до 19 сбитых самолетов.

В поисках истины хотелось бы рассказать о некоторых деталях. В одном из залов музея Краснознаменного Северного флота внимание посетителей привлекает бюст Героя Советского Союза гвардии младшего лейтенанта Николая Андреевича Бокия работы скульптора Л.Е. Кербеля. Рядом — схема воздушного боя 19 апреля 1943 года. Тут же вещественные доказательства: фотография обер-фельдфебеля Р.Мюллера и его самолета, массивный тесак в ножнах и личный талисман — «оберег» от расплаты бандита за разбой на чужой земле!

Уже после войны многие офицеры, прежде всего из авиационно-технических баз, с которыми мне пришлось служить, рассказывали о пленении хваленого аса Мюллера разные «байки». Одна из них: когда Мюллера доставили в штаб авиации флота, он попросил показать летчика, который смог его — «аса» сбить. Слишком он преувеличивал свои боевые успехи: кто это смог превзойти его мастерство? Когда вошел Николай Бокий в форме старшего сержанта (вероятно командование специально так его представило, чтобы сбить спесь с «аса»: и советские летчики-сержанты бьют фашистских асов -фельдфебелей — даже «оберов». Офицерское звание Николаю присвоили недавно.) Мюллер не поверил — не может такого быть! И только после рассказа Николая о всех деталях боя он признал поражение. Именно та схема воздушного боя хранится в музее флота.

Конечно, может показаться, что по прошествии стольких лет, не так уж важно, кто конкретно «завалил» Мюллера, но, уверен, точность в истории осень важна.

Василий Щиголев, полковник.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
вторник
2017

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии