RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

К юбилею Ивана Кожедуба
1 апреля 2019 г.

К юбилею Ивана Кожедуба

5 апреля 2019 года в 18:00 в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция «Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб»
Столетие маршала Кутахова
16 августа 2014 г.

Столетие маршала Кутахова

16 августа 1914 года родился Павел Степанович Кутахов, главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда
8 июня 2016 г.

Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда

В день рождения великого летчика о нём рассказывает военный журналист, который лично знал трижды Героя Советского Союза
Расстрел пионера
8 февраля 2016 г.

Расстрел пионера

8 февраля отмечается День памяти юных героев-антифашистов
Морской авиации посвящается
30 октября 2016 г.

Морской авиации посвящается

27 октября 2016 года в Московском Культурном центре-Библиотеке им. А. де Сент-Экзюпери состоялся торжественный вечер, посвященный празднованию столетия авиации Военно-морского Флота России
Главная » Подвиги в наследство » Любимый комендант Берлина

Любимый комендант Берлина

1 апреля 2014 года исполнилось 110 лет генерал-полковнику Николаю Берзарину, Герою Советского Союза, первому коменданту Берлина после капитуляции нацистского рейха

В Германии о нём до сих пор ходят легенды, а о загадочной гибели — самые разные мифы.
Любимый комендант Берлина

Берзарин возглавлял советскую военную администрацию в Берлине всего несколько недель (16 июня 1945 год он погиб при загадочных обстоятельствах). Но берлинцы успели его искренне полюбить, ведь многих из них он сумел спасти от голодной смерти. Своим первым приказом русский генерал распорядился выдавать молоко больным детям и новорожденным (насколько отличалось его поведение от людоедских действий на советской территории западных «цивилизаторов»!). 13 мая в Берлине уже заработало радио, возобновили репетиции театры, а 9 сентября «Дойче театер» показал первую премьеру — драму Лессинга «Натан Мудрый». После гибели генерала проводить его в последний путь пришли 10 тысяч берлинцев — настолько они чтили этого человека. 16 июня в садоводствах Берлина были срезаны все розы — общим числом 15 тысяч. Уже ко второй половине дня гроб стоял в главной советской штаб-квартире в Карлсхорсте. В зале, где пять недель назад Берзарин присутствовал на подписании акта о гитлеровской капитуляции, а потом до утра отмечал Победу.

Москва, Кремль. Товарищу Сталину

Сегодня, 16 июня, в 8 ч. 15 м. в Берлине от катастрофы на мотоцикле погиб Герой Советского Союза командующий 5-й ударной армией и комендант города Берлина Берзарин Николай Эрастович. Смерть произошла при следующих обстоятельствах.

В 8. 00 тов. Берзарин на мотоцикле с коляской выехал в расположение штаба армии. Проезжая по улицам Шлоссштрассе со скоростью 60-70 км., у перекрестка с улицей Вилхелмштрассе (нынешний угол улиц Aм Тирпарк и Алфред-Ковалкештрассе - прим. редакции), где регулировщиком пропускалась колонна грузовых автомашин, Берзарин, не сбавляя скорости и, ВИДИМО , потеряв управление, врезался в левый борт грузовой автомашины «Форд-6».

В результате катастрофы Берзарин получил пролом черепа, переломы правой руки и правой ноги, разрушение грудной клетки с мгновенным смертельным исходом. С ним вместе погиб находившийся в коляске его ординарец красноармеец Поляков.

Учитывая особые заслуги перед Родиной, а также нежелательность оставления могилы в последующем на территории Германии, прошу Вашего разрешения на похороны тов. Берзарина в Москве, с доставкою самолетом. Семья тов. Берзарина, состоящая из жены и двух детей, проживает в Москве.
Командующий войсками 1-го Бел.фронта маршал Советского Союза Жуков.

Член Военногосовета 1-го БФ генерал-лейтенант Телегин.

16.6.1945 года».

Слово «видимо» в этом спецсообщении вызвало разные кривотолки. Они наиболее обстоятельно изложены в интервью газете «Суббота» Петера Яна, доктора философии и исследователя новой истории Восточной Европы, бывшего директора Музея капитуляции и автора книги о Берзарине, которое мы сегодня публикуем.

 

— До сих пор люди отказываются верить, что это было банальное ДТП. Главные версии: убили немцы, подстроили свои.

— Нам легче думать, что только не немцы. Послевоенный Берлин Берзарина боготворил: Гитлер внушал, что Советы искоренят нацию, а он первым делом начал ее кормить. Еще до капитуляции и из армейских запасов. Вплоть до бесплатного молока детям. Невероятно быстро поднял из руин важнейшие инфраструктуры, развивал культуру и религию. И когда этот второй в Берлине после Жукова человек нелепо погиб, пробыв на своем посту всего семь недель, поползли слухи о «руке НКВД». Была в СССР такая формулировка: «снижение бдительности и панибратство». Вот, мол, и поплатился. А остальное — дело техники.

— Вы такую версию допускаете?

— Я не могу ее ни опровергнуть, ни подтвердить. Глубоко уважая маршала Жукова, я не имею оснований не верить рапорту за его подписью. Но я знаю также, что Берзарина он назначил комендантом без согласования с НКВД, и Берия потом здорово под обоих копал.

Я хотел бы поставить точку в бесконечных дискуссиях. Но, кроме некрологов и шифрограммы, документов нет никаких.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии