RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Последний Маршал Советского Союза
8 ноября 2014 г.

Последний Маршал Советского Союза

8 ноября 2014 года исполнилось 90 лет Дмитрию Тимофеевичу .Язову
Анекдоты о фашистах
9 декабря 2014 г.

Анекдоты о фашистах

9 декабря 1941 года советские войска освободили от европейской своры город Тихвин
Сталин возвращается
9 июля 2015 г.

Сталин возвращается

В поселке Хорошево Ржевского района Тверской области воздвигнут памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину
Маршал двух государств
20 декабря 2016 г.

Маршал двух государств

120 лет назад 21 декабря 1896 года родился Константин Константинович Рокоссовский
Убийство великого князя Сергея
17 февраля 2015 г.

Убийство великого князя Сергея

110 лет назад 17 февраля (по н. ст.) 1905 года был зверски убит бывший московский генерал-губернатор, командующий войсками Московского военного округа великий князь Сергей Александрович
Главная » Подвиги в наследство » Любимый комендант Берлина

Любимый комендант Берлина

1 апреля 2014 года исполнилось 110 лет генерал-полковнику Николаю Берзарину, Герою Советского Союза, первому коменданту Берлина после капитуляции нацистского рейха

В Германии о нём до сих пор ходят легенды, а о загадочной гибели — самые разные мифы.
Любимый комендант Берлина

Берзарин возглавлял советскую военную администрацию в Берлине всего несколько недель (16 июня 1945 год он погиб при загадочных обстоятельствах). Но берлинцы успели его искренне полюбить, ведь многих из них он сумел спасти от голодной смерти. Своим первым приказом русский генерал распорядился выдавать молоко больным детям и новорожденным (насколько отличалось его поведение от людоедских действий на советской территории западных «цивилизаторов»!). 13 мая в Берлине уже заработало радио, возобновили репетиции театры, а 9 сентября «Дойче театер» показал первую премьеру — драму Лессинга «Натан Мудрый». После гибели генерала проводить его в последний путь пришли 10 тысяч берлинцев — настолько они чтили этого человека. 16 июня в садоводствах Берлина были срезаны все розы — общим числом 15 тысяч. Уже ко второй половине дня гроб стоял в главной советской штаб-квартире в Карлсхорсте. В зале, где пять недель назад Берзарин присутствовал на подписании акта о гитлеровской капитуляции, а потом до утра отмечал Победу.

Москва, Кремль. Товарищу Сталину

Сегодня, 16 июня, в 8 ч. 15 м. в Берлине от катастрофы на мотоцикле погиб Герой Советского Союза командующий 5-й ударной армией и комендант города Берлина Берзарин Николай Эрастович. Смерть произошла при следующих обстоятельствах.

В 8. 00 тов. Берзарин на мотоцикле с коляской выехал в расположение штаба армии. Проезжая по улицам Шлоссштрассе со скоростью 60-70 км., у перекрестка с улицей Вилхелмштрассе (нынешний угол улиц Aм Тирпарк и Алфред-Ковалкештрассе - прим. редакции), где регулировщиком пропускалась колонна грузовых автомашин, Берзарин, не сбавляя скорости и, ВИДИМО , потеряв управление, врезался в левый борт грузовой автомашины «Форд-6».

В результате катастрофы Берзарин получил пролом черепа, переломы правой руки и правой ноги, разрушение грудной клетки с мгновенным смертельным исходом. С ним вместе погиб находившийся в коляске его ординарец красноармеец Поляков.

Учитывая особые заслуги перед Родиной, а также нежелательность оставления могилы в последующем на территории Германии, прошу Вашего разрешения на похороны тов. Берзарина в Москве, с доставкою самолетом. Семья тов. Берзарина, состоящая из жены и двух детей, проживает в Москве.
Командующий войсками 1-го Бел.фронта маршал Советского Союза Жуков.

Член Военногосовета 1-го БФ генерал-лейтенант Телегин.

16.6.1945 года».

Слово «видимо» в этом спецсообщении вызвало разные кривотолки. Они наиболее обстоятельно изложены в интервью газете «Суббота» Петера Яна, доктора философии и исследователя новой истории Восточной Европы, бывшего директора Музея капитуляции и автора книги о Берзарине, которое мы сегодня публикуем.

 

— До сих пор люди отказываются верить, что это было банальное ДТП. Главные версии: убили немцы, подстроили свои.

— Нам легче думать, что только не немцы. Послевоенный Берлин Берзарина боготворил: Гитлер внушал, что Советы искоренят нацию, а он первым делом начал ее кормить. Еще до капитуляции и из армейских запасов. Вплоть до бесплатного молока детям. Невероятно быстро поднял из руин важнейшие инфраструктуры, развивал культуру и религию. И когда этот второй в Берлине после Жукова человек нелепо погиб, пробыв на своем посту всего семь недель, поползли слухи о «руке НКВД». Была в СССР такая формулировка: «снижение бдительности и панибратство». Вот, мол, и поплатился. А остальное — дело техники.

— Вы такую версию допускаете?

— Я не могу ее ни опровергнуть, ни подтвердить. Глубоко уважая маршала Жукова, я не имею оснований не верить рапорту за его подписью. Но я знаю также, что Берзарина он назначил комендантом без согласования с НКВД, и Берия потом здорово под обоих копал.

Я хотел бы поставить точку в бесконечных дискуссиях. Но, кроме некрологов и шифрограммы, документов нет никаких.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии