RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Письмо генералу армии Моисееву
24 ноября 2015 г.

Письмо генералу армии Моисееву

РОО «Бородино-2012-2045» обратилась в Российский союз ветеранов с просьбой возглавить подготовку к празднованию 100-летия со дня рождения нашего национального Героя летчика Алексея Маресьева
84 года -110 ролей
12 апреля 2014 г.

84 года -110 ролей

13 апреля 1994 года не стало народного артиста СССР Николая Афанасьевича Крючкова
Два самолета колхозника Головатого
15 декабря 2015 г.

Два самолета колхозника Головатого

15 декабря 1942 года начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации
Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой
11 сентября 2014 г.

Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой

11 сентября - День воинской славы России: в честь победы русской эскадры над турецкой у мыса Тендра в1790 году
Сретение Господне
15 февраля 2016 г.

Сретение Господне

15 февраля - один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви, который олицетворяет встречу человечества с Богом
Главная » Подвиги в наследство » Покушение на Хрущева

Покушение на Хрущева

18 апреля 1956 года начался визит в Англию первого секретаря ЦК КПСС, который едва не стоил ему жизни.

Советского лидера спас наш морской разведчик Эдуард Кольцов.
Покушение на Хрущева

Никита Хрущев отправился в Англию на крейсере «Орджоникидзе». Там и находилась его резиденция во время визита. Английские спецслужбы разработали операцию по взрыву «Орджоникидзе». О том, как им противостояла наша разведка рассказал очевидец событий капитан 1 ранга в отставке Виктор Мухортов:

- В апреле 1956 года отряд советских кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе», секретарем партийной организации которого я был в то время, эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный» находился с визитом в Англии. Он доставил туда большую партийно-правительственную делегацию СССР - первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, ведущего авиаконструктора страны А.Н. Туполева, академика-атомщика И.В. Курчатова и других официальных лиц.

Рано утром 19 апреля вахтенный одного из эсминцев заметил, как у борта крейсера кто-то всплыл и тут же погрузился. Об этом немедленно было доложено командиру корабля, а тот передал на крейсер. Возникло подозрение, что английские разведчики пытаются провести тайное обследование днища корабля и винтов, поскольку крейсер имел большую скорость - 32 узла и очень хорошую маневренность. Не исключалась и диверсия - установка мины под днищем, чтобы когда крейсер выйдет в Северное море, она взорвалась. Гибель корабля с правительственной делегацией можно было бы объяснить тем, что крейсер подорвался на мине военного времени.

Были приняты соответствующие меры безопасности, поставлены в известность английские власти. Вскоре на одном из островов вблизи Портсмута обнаружили труп в легководолазном костюме, в котором опознали капитан-лейтенанта Леонеля Крэбба, в прошлом прославленного подводного пловца, боровшегося с итальянскими аквалангистами-диверсантами в Средиземном море во время Второй мировой войны. В английских правительственных кругах разгорелся скандал по так называемому «делу Крэбба». Премьер-министр Англии Антони Иден вынужден был выступить в палате общин и заявить, что правительство не было поставлено в известность разведывательными службами об операции Крэбба и не могло ее санкционировать. Лейбористская партия, которая в то время была в оппозиции, осуждала правительство Англии за шпионский акт во время дружественного визита советских кораблей и требовала расследования.

19 апреля 1956 года командование британских ВМС заявило, что Крэбб «не возвратился после экспериментального погружения на дно, имевшего своей целью испытание некоторых подводных аппаратов в бухте Стоук Портсмутского района». Поэтому поводу возникло много версий и предположений. Например, ходили слухи, что соратник Крэбба по борьбе с итальянцами Сидней Ноулс заявил, будто Крэбб был двойным агентом и сразу после войны начал работать на советскую разведку. А операция против «Орджоникидзе» была использована для того, чтобы переправить его в Советский Союз. Были и другие версии: якобы когда водолаза обнаружили у крейсера, советские ныряльщики догнали его и пленили. Затем перевербовали, и он стал тренировать советских подводников.

Мне лично довелось слышать одного военного пропагандиста, который утверждал, что, когда обнаружили подводного пловца, была дана команда, и крейсер провернул винты, которыми и был уничтожен диверсант. После лекции я подошел к лектору и тактично объяснил: чтобы крейсер, стоящий на якорях, мог провернуть винты, необходимо четыре часа подготовки, а экстренно - два часа. За это время диверсант давно бы уплыл в нужном ему направлении.

Недавно появилось прояснение этого события. По каналу «РенТВ» был показан документальный фильм «Откровение морского дьявола», в подготовке которого принял участие и я. Главным же его героем стал Эдуард Кольцов. В своем интервью Кольцов рассказал, что в то время, в возрасте двадцати трех лет, он был подводным разведчиком. Когда акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, руководитель разведгруппы вызвал Кольцова и поручил ему спуститься под воду и действовать по обстоятельствам. Кольцов так и сделал. Вскоре он заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту, именно там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, наш разведчик приблизился к диверсанту, схватил его за ботинки и дернул на себя. Когда тело диверсанта проплывало рядом с ним, Кольцов ударом ножа перерезал дыхательное устройство, а затем и горло врага. Труп пловца отпустил по течению, снял с борта мину и оттащил ее в угол пирса, где не было людей, скопилось много ила и всяких отбросов. За этот подвиг Эдуард Кольцов получил орден Красной Звезды.

Что же касается Леонеля Крэбба, то английские архивы о нем засекречены до 2057 года. Почему? Видимо, на его совести и на совести английского правительства гибель многих кораблей, в том числе, может быть, и нашего линкора «Новороссийск», который взорвался в 1955 году в Севастополе. Во всяком случае, в то время Крэбб командовал 12-й морской диверсионной группой.

Любопытно, что дальнейшая судьба крейсера «Орджоникидзе» связана с именем Хрущева.

В феврале 1960 года Никита Сергеевич прибыл в Индонезию. Во время визита было подписано соглашение о поставках кораблей, самолетов, вертолетов, танков и другого вооружения. Несомненно, самым дорогостоящим объектом среди них оказался крейсер «Орджоникидзе». До этого дня кораблей такого водоизмещения другим флотам СССР не передавал. 5 августа 1962 года крейсер «Орджоникидзе» прибыл в Сурабайю и после церемонии передачи и переименования в "Ириан" 24 января 1963 года был исключен из состава ВМФ СССР. В 1965 году в результате переворота к власти в Индонезии пришел Сухарто. Крейсер был превращен в плавучую тюрьму для противников нового режима. В 1972 году «Орджоникидзе» - «Ириан» был разобран на металлолом.

.
18 апреля 2018 г.

Комментарии:

Гаджи 10.03.2015 в 18:52 # Ответить
Эдуард Кольцов говорит не правду и присваивает чужие подвиги. Я слышал эту историю ещё в 1996 году как я теперь уверен от непосредственного участника этих событий под водой корабля!!!который получил ранение ножом в бедро. Он расказывал подробно .Я знаю его имя и фамилию .Жаль я ему не поверил когда он расказывал....Но!!!! когда в 2010м я увидел

" Откровения Морского Дьявола" я удивился и вспомнил того Деда Водолаза-глубоководника и его эту историю.
Андрей 05.04.2015 в 13:10 # Ответить
Про откровения "морского дьявола"
Мой отец был свидетелем этих событий, т.е. был вахтенным офицером крейсера (дополнительной вахты) во время визита 19 апреля. А дополнительная вахта была выставлена в связи с тем, что накануне, 18 апреля от авианосца "Булварк" в сторону крейсера под водой был направлен луч прожектора, который чуть-чуть "не дойдя" до крейсера. погас. В связи с этим была заявлена нота протеста через офицеров связи, которые жили в каюте моего отца. Далее, в итоге была выставлена дополнительная вахта, которая 19 апреля заметила как всплыл лёгкий водолаз и через минуту, примено, погрузился. Тут же была дана команда на проворачивание винтов, поскольку верхняя вахта имела прямой телефон с ПЭЖ. А г-н Мухортов, как и все замполиты, устройства своего корабля не знает. На "Орджоникидзе" была предусмотрена возможность проворачивания винтов от вспомагательных котлов, а схема передачи на винт была собрана ещё 18 апреля после "подводного прожектора". Водолазы действительно погружались. Но потом. После того как. Так что никто из водолазов контакта с Крэббои не имел.
Гаджи 27.06.2017 в 14:32 # Ответить
Контакт имели и была драка под водой одного убили другой был пойман. а про винты тоже рассказывал три червячных винта прокручивали .Я ,чем дальше тем больще убеждаюсь в том что мне рассказали правду.Если кому очень интересно то можно доказать о нахождении этого человека в то время на корабле.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 мая
суббота
2018

В этот день:

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках. С 15 лет Барклай тоже оказался на военной службе, которой посвятил всю жизнь.

Отечественную войну 1812 года он встретил командующим армией. Отличался стратегическим талантом, сочетавшимся с выдержкой и разумной храбростью. После Бородинской битвы, во время которой явил редкий пример самоотвержения, на совете в Филях Барклай первым подал голос в пользу отступления без боя: «Горестно оставить столицу, но если мы не лишимся мужества и будем деятельны, то овладение Москвою приготовит гибель Наполеону».

После победы в Отечественной войне Барклай-де-Толли вновь проявил свой талант полководца во время Заграничного похода в битвах при Кульме и Лейпциге, взятии Парижа. Он стал полным Георгиевским кавалером, генерал-фельдмаршалом, возведен в княжеское достоинство, отмечен высшими наградами европейских государств. Его любили в войсках за справедливость, беспристрастие, ласковое и кроткое обращение. Но старые раны дали о себе знать, и в возрасте 56 лет он скончался, не оставляя службы.

 

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Экипаж принял решение в плен не сдаваться, а вступить в бой. Отчаянная храбрость победила. Турки были посрамлены.

 

Во время крейсерства русских кораблей (Русско-турецкая война (1828-1829 гг.) — фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» — на траверзе Пендераклии на горизонте появилась турецкая эскадра, значительно превосходящая по силам наш отряд. Никакой необходимости принимать неравный бой не было, поэтому командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Выполняя эту команду, «Меркурий» несколько отстал, поскольку обладал худшими ходовыми качествами, чем «Штандарт» и «Орфей». Впоследствии ему не удалось уйти от погони: наш бриг настигли турецкие линейные корабли - 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». На одном из них находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Собрав офицеров, командир «Меркурия», по давней флотской традиции, сначала обратился к самому младшему по званию (чтобы не давить авторитетом) с вопросом о дальнейших действиях: принять бой означало наверняка погибнуть, сдаться в плен — потерять честь. Штурманский поручик Иван Петрович Прокофьев предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Старшие офицеры единодушно приняли это предложение. Капитан-лейтенант Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад (чтобы при необоходимости выстрелом взорвать погреб). Кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.

Приблизившись на расстояние выстрела, турки открыли ураганный, но мало прицельный огонь. Казарский в свою очередь запретил артиллеристам стрелять, что вызвало замешательство команды. Командир брига крикнул: «Не будем, ребята, зря тратить снаряды. А турки - пускай пугают - они везут нам Георгия…»

В конце концов, когда пришла пора действовать, Казарский приказал открыть огонь из ретирадных пушек (кормовые орудия, стрелявшие из порта в корме при уходе от противника). И сам стал к орудию, чтобы не отвлекать матрсов от весел.

Тем не менее вскоре бриг оказался зажатым между двумя вражескими линкорами. С «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на бриге раздалось дружное «ура». Русские моряки открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате уже готовые к штурму абордажные команды посыпались с марсов и реев. Помимо ядер в бриг летели книппели (спецснаряды для разрыва парусов) и брандскугели (зажигательные ядра).

На бриге трижды возникали пожары, которые были ликвидированы.

Ответным огнем канонира Ивана Лисенко удалось повредить такелаж «Селимие», из-за чего линкор отстал для ремонта. Вскоре было нанесено серьёзное повреждение и «Реал-бею», в результате которого тот лишился возможности маневрировать.

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6, сам Казарский получил контузию головы.

Победа маленького брига в бою с двумя огромными линкорами была настолько невообразимой, что далеко не все были способны в нее поверить. Например, английский историк Ф. Джейн писал: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Орднако факт остается фактом. И это подтверждают сами враги. Например, штурман «Реал-бея» так описал бой: "Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

За этот подвиг бриг «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Капитан-лейтенант Казарский и штурманский поручик Прокофьев удостоились ордена Святого Георгия IV класса, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины — знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в погребе в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться.

 

Коронация Николая-II

26 мая 1896 года в Москве был коронован последний русский император НИКОЛАЙ II.

Родился летчик Байдуков

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ (умер 28.12.1994), летчик, Герой Советского Союза, член экипажа В. П. ЧКАЛОВА, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Он встретил Великую Отечественную войну в должности командующего 26-й армии Киевского Особого военного округа. Летом 1941 года армия вела тяжелые оборонительные бои, а в сентябре Костенко стал заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Отличился во время контрнаступления под Москвой, освобождал Ливны, Елец. Погиб в окружении, когда неудачей закончилась Харьковская операция советских войск. Г.К. Жуков о нем вспоминал: «Великая Отечественная война застала Ф. Я. Костенко в должности командующего 26-й армией, защищавшей наши государственные границы на Украине. Под его командованием части и соединения этой армии дрались столь упорно, что, неся колоссальные потери, фашистские войска так и не смогли в первые дни прорваться в глубь Украины. К большому сожалению, Федору Яковлевичу Костенко не посчастливилось дожить до наших дней. Он пал смертью героя в ожесточенном сражении на харьковском направлении, будучи заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Вместе с ним погиб его любимый старший сын Петр. Петра Костенко нельзя было не любить. Помнится, еще совсем мальчиком Петр изучал военное дело, особенно нравились ему верховая езда и рубка. Федор Яковлевич гордился сыном, надеялся, что из Петра выйдет достойный командир-кавалерист, и не ошибся".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии