RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Прохоровское поле
12 июля 2016 г.

Прохоровское поле

12 июля 1943 года в районе железнодорожной станции Прохоровка и села Александровское произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны.
Огненный смерч на Лосинке
29 декабря 2014 г.

Огненный смерч на Лосинке

В православных храмах 30 декабря поминают трех отроков, брошенных палачами в пылавшую печь, но не сгоревших в ней
Пробуждение богатыря
23 мая 2014 г.

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки
Малоизвестная операция советской разведчицы
29 апреля 2016 г.

Малоизвестная операция советской разведчицы

28 апреля 2016 года исполнилось 109 лет со дня рождения ЗОИ ИВАНОВНЫ ВОСКРЕСЕНСКОЙ
Суворов — русское чудо
24 ноября 2013 г.

Суворов — русское чудо

24 ноября — день вечной памяти нашего величайшего соотечественника Александра Васильевича Суворова — непобедимого генералиссимуса и образцового гражданина России
Главная » Подвиги в наследство » Тайна «Московского пионера»

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи

4 апреля 1942 года пионеры и школьники Ленинского района Москвы выступили с инициативой о сборе средств на постройку танка «Таня».
Тайна «Московского пионера»

Об этом газета «Пионерская правда» в 1943 году писала: «10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором была одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка «Таня» в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которая в разведгруппе имела псевдоним «Таня».

К концу сентября 1942 года на счёт танка «Таня» пионеры Москвы и Подмосковья перечислили более 300 тысяч рублей. Пионеры Новосибирска добавили ещё 133 тысячи рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер». Вскоре было собрано 5 миллионов рублей. Осенью 1942 года пионеры Москвы и Подмосковья передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 машин)».

Сведений том, как и где воевали «пионерские» танки, мне не удалось найти ни в сводках с фронтов, ни в архивных документах. Но кое-какие результаты дал телефонный обзвон поисковых организаций Подмосковья и соседних областей. Удача улыбнулась в Пскове.

В Псковской области более десяти лет работает военно-патриотическое поисковое объединение «След «Пантеры». Названо оно так в связи с тем, что здесь, в районе Великих Лук и Новосокольников, в 1942 – 1943 годах проходила мощная линия обороны фашистов «Пантера». Бои в этих местах продолжались фактически три года: достаточно сказать, что Великие Луки были освобождены 17 января 1943 года, а находящийся в тридцати километрах от них город Новосокольники – 29 января 1944 года. В местных болотистых озёрах немало провалившихся под лёд и затонувших советских танков. Несколько боевых машин псковские следопыты уже подняли на поверхность. Среди них танк Т-34, на броне которого сохранилась надпись «Московский пионер».

Ещё в 1999 году на дне озера Бор-Лазава в Великолукском районе было обнаружено пять танков, которые ушли в ил на 5 - 6 метров.

- Местные жители вспомнили, - рассказал бывший руководитель поискового объединения «След «Пантеры», а ныне главный редактор одноимённого журнала Николай Горбачёв, - что в конце декабря 42-го или в начале января 43-го здесь провалился под лёд целый танковый взвод. Судя по всему, они шли от станции Кунья, где выгрузились из эшелона, к Ступинской высоте - там гремели ожесточённые бои. Местные жители так описывают подробности разыгравшейся трагедии. Взвод с ходу заскочил на лёд озера. Когда первый танк достиг противоположного берега, другие стали уходить под лёд. Чтобы выручить хотя бы одну машину, «стальной конь» дал откат и сам провалился. Удалось спастись только командиру взвода – совсем молоденькому лейтенанту. Говорят, он долго не уходил с горки, нависшей над озером, плакал. В деревне лейтенант якобы провёл два дня, а потом за ним приехали из СМЕРШа и расстреляли. А в чём его вина? Озеро, скорее всего, не было обозначено на карте.

Когда «тридцатьчетвёрку» подняли, на броне ещё можно было прочитать надпись «Московский пионер». На месте механика-водителя находились останки одного человека. Видимо, другие члены экипажа сумели выбраться из танка, но тут же утонули. Никаких документов в машине не найдено. Лишь по выбитому на броне номеру поисковики установили, что танк произведён в 1942 году в Нижнем Тагиле.

В Нижнем Тагиле в годы войны работал Уральский танковый завод № 183, который представлял собой объединение эвакуированного сюда Харьковского завода и местного Уралвагонзавода. Всего за войну 183-й изготовил 35 тысяч танков. В 1942 году – более 10 тысяч. Документально проследить судьбу каждого практически невозможно. Однако чисто логически можно вполне определённо установить первоначальный путь «пионерских» машин.

Осенью 1942 года И.В. Сталин подписал приказ о срочном формировании 1-го гвардейского мехкорпуса в районе Аткарск - Татищево и 2-го гвардейского мехкорпуса в районе Моршанска. Их доукомплектация происходила за счёт новых тагильских танков. Эшелоны шли через Москву. 18 танков, как мы уже знаем, были построены на пионерские деньги. Осенью 1942 года пионеры торжественно передали их танкистам, о чём свидетельствует фотоснимок, опубликованный тогда же в «Правде», а позже – в Большой советской энциклопедии. Но вопрос в том, в какой из мехкорпусов попали танки с надписями «Московский пионер»?

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Андрея Ерёменко: «Для развития наступления на главном направлении командарм решил ввести в прорыв 18-ю механизированную бригаду из 2-го мехкорпуса. Она должна была в ночь на 28 ноября сосредоточиться в 15 км юго-западнее Великих Лук и направить усиленный передовой отряд для захвата Новосокольников. Мехбригада с боем вышла в указанный район, но к железнодорожному узлу Новосокольники ей удалось пробиться только к 16 часам 29 ноября. Несколько её танков прорвались даже на окраину, но были сожжены огнём противотанковых орудий. Израсходовав почти все боеприпасы, бригада вынуждена была перейти к обороне на юго-восточных подступах к городу».

Поскольку танк с надписью «Московский пионер» поисковики отряда «След «Пантеры» подняли из озера, находящегося как раз в полосе действий 2-го мехкорпуса, справедливо будет предположить, что именно в это соединение была направлена «пионерская» танковая колонна. А вот дальше – одни догадки и вопросы

Можно предположить, что все затонувшие в озере Бор-Лазава танки относятся к подразделению «Московский пионер». Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что это озеро после войны среди местных жителей стало называться Пионерским, хотя никаких видимых оснований для переименования не было. Может быть, тогдашние селяне знали, какие именно танки здесь провалились под лёд?

Но даже если принять эту версию, всё равно остаётся вопрос: где же другие танки «пионерской» колонны? Тут сразу же приходит на память свидетельство Маршала Ерёменко о группе танков, прорвавшихся в Новосокольники и сожжённых фашистами. Может быть, это остатки подразделения «Московский пионер»? Не исключены и другие версии.

Пока некоторая ясность есть только с одним танком «пионерской» колонны – тем, который подняли псковские поисковики. Эта машина установлена в Музее бронетанковой техники (в Кубинке).

- «Московский пионер» теперь в нашей Кубинской экспозиции, - рассказал сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники Андрей Ивочкин. - А останки механика-водителя похоронены в мемориальной зоне музея рядом с часовней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
понедельник
2019

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии