RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Так начинался Байконур
2 июня 2015 г.

Так начинался Байконур

2 июня 2015 года первому в мире и самому крупному на планете космодрому исполнилось 60 лет.
Мукден: поражение от СМИ
19 февраля 2016 г.

Мукден: поражение от СМИ

19 февраля 1905 года началось главное сражение Русско-японской войны
Парад 7 ноября 1941 года
7 ноября 2016 г.

Парад 7 ноября 1941 года

75 лет назад по Красной площади прошли железным маршем в честь Великого Октября защитники социалистического Отечества
С Ильёй Муромцем на фюзеляже
20 июня 2013 г.

С Ильёй Муромцем на фюзеляже

Ас 1-й мировой войны Евграф Крутень впервые выдвинул и осуществил идею истребительной авиации
Основатель Новороссии
24 сентября 2016 г.

Основатель Новороссии

24 сентября 1739 года - день рождения Григория Александровича Потёмкина-Таврического (ум. 1791), русского государственного и военного деятеля, генерал-фельдмаршала.
Главная » Подвиги в наследство » Тайна «Московского пионера»

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи

4 апреля 1942 года пионеры и школьники Ленинского района Москвы выступили с инициативой о сборе средств на постройку танка «Таня».
Тайна «Московского пионера»

Об этом газета «Пионерская правда» в 1943 году писала: «10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором была одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка «Таня» в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которая в разведгруппе имела псевдоним «Таня».

К концу сентября 1942 года на счёт танка «Таня» пионеры Москвы и Подмосковья перечислили более 300 тысяч рублей. Пионеры Новосибирска добавили ещё 133 тысячи рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер». Вскоре было собрано 5 миллионов рублей. Осенью 1942 года пионеры Москвы и Подмосковья передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 машин)».

Сведений том, как и где воевали «пионерские» танки, мне не удалось найти ни в сводках с фронтов, ни в архивных документах. Но кое-какие результаты дал телефонный обзвон поисковых организаций Подмосковья и соседних областей. Удача улыбнулась в Пскове.

В Псковской области более десяти лет работает военно-патриотическое поисковое объединение «След «Пантеры». Названо оно так в связи с тем, что здесь, в районе Великих Лук и Новосокольников, в 1942 – 1943 годах проходила мощная линия обороны фашистов «Пантера». Бои в этих местах продолжались фактически три года: достаточно сказать, что Великие Луки были освобождены 17 января 1943 года, а находящийся в тридцати километрах от них город Новосокольники – 29 января 1944 года. В местных болотистых озёрах немало провалившихся под лёд и затонувших советских танков. Несколько боевых машин псковские следопыты уже подняли на поверхность. Среди них танк Т-34, на броне которого сохранилась надпись «Московский пионер».

Ещё в 1999 году на дне озера Бор-Лазава в Великолукском районе было обнаружено пять танков, которые ушли в ил на 5 - 6 метров.

- Местные жители вспомнили, - рассказал бывший руководитель поискового объединения «След «Пантеры», а ныне главный редактор одноимённого журнала Николай Горбачёв, - что в конце декабря 42-го или в начале января 43-го здесь провалился под лёд целый танковый взвод. Судя по всему, они шли от станции Кунья, где выгрузились из эшелона, к Ступинской высоте - там гремели ожесточённые бои. Местные жители так описывают подробности разыгравшейся трагедии. Взвод с ходу заскочил на лёд озера. Когда первый танк достиг противоположного берега, другие стали уходить под лёд. Чтобы выручить хотя бы одну машину, «стальной конь» дал откат и сам провалился. Удалось спастись только командиру взвода – совсем молоденькому лейтенанту. Говорят, он долго не уходил с горки, нависшей над озером, плакал. В деревне лейтенант якобы провёл два дня, а потом за ним приехали из СМЕРШа и расстреляли. А в чём его вина? Озеро, скорее всего, не было обозначено на карте.

Когда «тридцатьчетвёрку» подняли, на броне ещё можно было прочитать надпись «Московский пионер». На месте механика-водителя находились останки одного человека. Видимо, другие члены экипажа сумели выбраться из танка, но тут же утонули. Никаких документов в машине не найдено. Лишь по выбитому на броне номеру поисковики установили, что танк произведён в 1942 году в Нижнем Тагиле.

В Нижнем Тагиле в годы войны работал Уральский танковый завод № 183, который представлял собой объединение эвакуированного сюда Харьковского завода и местного Уралвагонзавода. Всего за войну 183-й изготовил 35 тысяч танков. В 1942 году – более 10 тысяч. Документально проследить судьбу каждого практически невозможно. Однако чисто логически можно вполне определённо установить первоначальный путь «пионерских» машин.

Осенью 1942 года И.В. Сталин подписал приказ о срочном формировании 1-го гвардейского мехкорпуса в районе Аткарск - Татищево и 2-го гвардейского мехкорпуса в районе Моршанска. Их доукомплектация происходила за счёт новых тагильских танков. Эшелоны шли через Москву. 18 танков, как мы уже знаем, были построены на пионерские деньги. Осенью 1942 года пионеры торжественно передали их танкистам, о чём свидетельствует фотоснимок, опубликованный тогда же в «Правде», а позже – в Большой советской энциклопедии. Но вопрос в том, в какой из мехкорпусов попали танки с надписями «Московский пионер»?

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Андрея Ерёменко: «Для развития наступления на главном направлении командарм решил ввести в прорыв 18-ю механизированную бригаду из 2-го мехкорпуса. Она должна была в ночь на 28 ноября сосредоточиться в 15 км юго-западнее Великих Лук и направить усиленный передовой отряд для захвата Новосокольников. Мехбригада с боем вышла в указанный район, но к железнодорожному узлу Новосокольники ей удалось пробиться только к 16 часам 29 ноября. Несколько её танков прорвались даже на окраину, но были сожжены огнём противотанковых орудий. Израсходовав почти все боеприпасы, бригада вынуждена была перейти к обороне на юго-восточных подступах к городу».

Поскольку танк с надписью «Московский пионер» поисковики отряда «След «Пантеры» подняли из озера, находящегося как раз в полосе действий 2-го мехкорпуса, справедливо будет предположить, что именно в это соединение была направлена «пионерская» танковая колонна. А вот дальше – одни догадки и вопросы

Можно предположить, что все затонувшие в озере Бор-Лазава танки относятся к подразделению «Московский пионер». Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что это озеро после войны среди местных жителей стало называться Пионерским, хотя никаких видимых оснований для переименования не было. Может быть, тогдашние селяне знали, какие именно танки здесь провалились под лёд?

Но даже если принять эту версию, всё равно остаётся вопрос: где же другие танки «пионерской» колонны? Тут сразу же приходит на память свидетельство Маршала Ерёменко о группе танков, прорвавшихся в Новосокольники и сожжённых фашистами. Может быть, это остатки подразделения «Московский пионер»? Не исключены и другие версии.

Пока некоторая ясность есть только с одним танком «пионерской» колонны – тем, который подняли псковские поисковики. Эта машина установлена в Музее бронетанковой техники (в Кубинке).

- «Московский пионер» теперь в нашей Кубинской экспозиции, - рассказал сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники Андрей Ивочкин. - А останки механика-водителя похоронены в мемориальной зоне музея рядом с часовней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии