RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Беззвездный Герой
29 июля 2020 г.

Беззвездный Герой

29 июля 1922 года родился Михаил Петрович Минин, который первым водрузил Красное Знамя над поверженным рейхстагом
Забытая битва при Гумбиннене
20 августа 2014 г.

Забытая битва при Гумбиннене

Сто лет назад 20 августа 1914 года состоялось первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны
Комэск «Поющей...»
15 апреля 2020 г.

Комэск «Поющей...»

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятидесятый
Русская святыня - Прохоровское поле
12 июля 2020 г.

Русская святыня - Прохоровское поле

12 июля 1943 года началось самое крупное в истории человечества танковое сражение между Красной Армией и войсками европейского фашизма
Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Главная » Подвиги в наследство » Тайна «Московского пионера»

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи

4 апреля 1942 года пионеры и школьники Ленинского района Москвы выступили с инициативой о сборе средств на постройку танка «Таня».
Тайна «Московского пионера»

Об этом газета «Пионерская правда» в 1943 году писала: «10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором была одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка «Таня» в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которая в разведгруппе имела псевдоним «Таня».

К концу сентября 1942 года на счёт танка «Таня» пионеры Москвы и Подмосковья перечислили более 300 тысяч рублей. Пионеры Новосибирска добавили ещё 133 тысячи рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер». Вскоре было собрано 5 миллионов рублей. Осенью 1942 года пионеры Москвы и Подмосковья передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 машин)».

Сведений том, как и где воевали «пионерские» танки, мне не удалось найти ни в сводках с фронтов, ни в архивных документах. Но кое-какие результаты дал телефонный обзвон поисковых организаций Подмосковья и соседних областей. Удача улыбнулась в Пскове.

В Псковской области более десяти лет работает военно-патриотическое поисковое объединение «След «Пантеры». Названо оно так в связи с тем, что здесь, в районе Великих Лук и Новосокольников, в 1942 – 1943 годах проходила мощная линия обороны фашистов «Пантера». Бои в этих местах продолжались фактически три года: достаточно сказать, что Великие Луки были освобождены 17 января 1943 года, а находящийся в тридцати километрах от них город Новосокольники – 29 января 1944 года. В местных болотистых озёрах немало провалившихся под лёд и затонувших советских танков. Несколько боевых машин псковские следопыты уже подняли на поверхность. Среди них танк Т-34, на броне которого сохранилась надпись «Московский пионер».

Ещё в 1999 году на дне озера Бор-Лазава в Великолукском районе было обнаружено пять танков, которые ушли в ил на 5 - 6 метров.

- Местные жители вспомнили, - рассказал бывший руководитель поискового объединения «След «Пантеры», а ныне главный редактор одноимённого журнала Николай Горбачёв, - что в конце декабря 42-го или в начале января 43-го здесь провалился под лёд целый танковый взвод. Судя по всему, они шли от станции Кунья, где выгрузились из эшелона, к Ступинской высоте - там гремели ожесточённые бои. Местные жители так описывают подробности разыгравшейся трагедии. Взвод с ходу заскочил на лёд озера. Когда первый танк достиг противоположного берега, другие стали уходить под лёд. Чтобы выручить хотя бы одну машину, «стальной конь» дал откат и сам провалился. Удалось спастись только командиру взвода – совсем молоденькому лейтенанту. Говорят, он долго не уходил с горки, нависшей над озером, плакал. В деревне лейтенант якобы провёл два дня, а потом за ним приехали из СМЕРШа и расстреляли. А в чём его вина? Озеро, скорее всего, не было обозначено на карте.

Когда «тридцатьчетвёрку» подняли, на броне ещё можно было прочитать надпись «Московский пионер». На месте механика-водителя находились останки одного человека. Видимо, другие члены экипажа сумели выбраться из танка, но тут же утонули. Никаких документов в машине не найдено. Лишь по выбитому на броне номеру поисковики установили, что танк произведён в 1942 году в Нижнем Тагиле.

В Нижнем Тагиле в годы войны работал Уральский танковый завод № 183, который представлял собой объединение эвакуированного сюда Харьковского завода и местного Уралвагонзавода. Всего за войну 183-й изготовил 35 тысяч танков. В 1942 году – более 10 тысяч. Документально проследить судьбу каждого практически невозможно. Однако чисто логически можно вполне определённо установить первоначальный путь «пионерских» машин.

Осенью 1942 года И.В. Сталин подписал приказ о срочном формировании 1-го гвардейского мехкорпуса в районе Аткарск - Татищево и 2-го гвардейского мехкорпуса в районе Моршанска. Их доукомплектация происходила за счёт новых тагильских танков. Эшелоны шли через Москву. 18 танков, как мы уже знаем, были построены на пионерские деньги. Осенью 1942 года пионеры торжественно передали их танкистам, о чём свидетельствует фотоснимок, опубликованный тогда же в «Правде», а позже – в Большой советской энциклопедии. Но вопрос в том, в какой из мехкорпусов попали танки с надписями «Московский пионер»?

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Андрея Ерёменко: «Для развития наступления на главном направлении командарм решил ввести в прорыв 18-ю механизированную бригаду из 2-го мехкорпуса. Она должна была в ночь на 28 ноября сосредоточиться в 15 км юго-западнее Великих Лук и направить усиленный передовой отряд для захвата Новосокольников. Мехбригада с боем вышла в указанный район, но к железнодорожному узлу Новосокольники ей удалось пробиться только к 16 часам 29 ноября. Несколько её танков прорвались даже на окраину, но были сожжены огнём противотанковых орудий. Израсходовав почти все боеприпасы, бригада вынуждена была перейти к обороне на юго-восточных подступах к городу».

Поскольку танк с надписью «Московский пионер» поисковики отряда «След «Пантеры» подняли из озера, находящегося как раз в полосе действий 2-го мехкорпуса, справедливо будет предположить, что именно в это соединение была направлена «пионерская» танковая колонна. А вот дальше – одни догадки и вопросы

Можно предположить, что все затонувшие в озере Бор-Лазава танки относятся к подразделению «Московский пионер». Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что это озеро после войны среди местных жителей стало называться Пионерским, хотя никаких видимых оснований для переименования не было. Может быть, тогдашние селяне знали, какие именно танки здесь провалились под лёд?

Но даже если принять эту версию, всё равно остаётся вопрос: где же другие танки «пионерской» колонны? Тут сразу же приходит на память свидетельство Маршала Ерёменко о группе танков, прорвавшихся в Новосокольники и сожжённых фашистами. Может быть, это остатки подразделения «Московский пионер»? Не исключены и другие версии.

Пока некоторая ясность есть только с одним танком «пионерской» колонны – тем, который подняли псковские поисковики. Эта машина установлена в Музее бронетанковой техники (в Кубинке).

- «Московский пионер» теперь в нашей Кубинской экспозиции, - рассказал сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники Андрей Ивочкин. - А останки механика-водителя похоронены в мемориальной зоне музея рядом с часовней.

К сожалению, пока не удалось выяснить ни фамилию этого танкиста, ни судьбу других танков пионерской серии. Ведь название «Московский пионер» было указано только на броне, а в танковых формулярах не значилось, поэтому архивный поиск идёт медленно и трудно.

Может быть, кто-то из наших читателей имеет какую-нибудь информацию о танковой колонне «Московский пионер» и подскажет новые адреса поиска?

Сергей Турченко
4 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
среда
2020

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии