RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Одноглазый лётчик
26 октября 2015 г.

Одноглазый лётчик

26 октября 1944 года воздушному штурмовику, полному кавалеру ордена Славы Ивану Григорьевичу Драченко присвоено звание Героя Советского Союза
Паладин Сталина
14 декабря 2013 г.

Паладин Сталина

22 ноября 1893 года родился Лазарь Моисеевич Каганович, мы эту дату не отметили: слишком одиозная политическая фигура
Американский синдром недержания
7 мая 2016 г.

Американский синдром недержания

7 мая 1945 года, когда советские войска еще вели кровопролитную Берлинскую операцию, а до завершения боев в Чехословакии оставалась почти неделя, в французском городе Реймсе "союзники" втайне от СССР попытались принять капитуляцию Германии.
Ложь об Иоанне Грозном
16 января 2015 г.

Ложь об Иоанне Грозном

16 января 1547 года Великий князь Московский ИВАН IV был венчан на царство и принял новый титул "царя и великого князя веся Руси"
Почему Европа за Гитлера и против Сталина?
22 июня 2016 г.

Почему Европа за Гитлера и против Сталина?

Да потому что она вместе с Бесноватым ответственна за десятки миллионов убитых и сотни миллионов искалеченных в той войне
Главная » Подвиги в наследство » Тайна «Московского пионера»

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи

4 апреля 1942 года пионеры и школьники Ленинского района Москвы выступили с инициативой о сборе средств на постройку танка «Таня».
Тайна «Московского пионера»

Об этом газета «Пионерская правда» в 1943 году писала: «10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором была одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка «Таня» в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которая в разведгруппе имела псевдоним «Таня».

К концу сентября 1942 года на счёт танка «Таня» пионеры Москвы и Подмосковья перечислили более 300 тысяч рублей. Пионеры Новосибирска добавили ещё 133 тысячи рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер». Вскоре было собрано 5 миллионов рублей. Осенью 1942 года пионеры Москвы и Подмосковья передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 машин)».

Сведений том, как и где воевали «пионерские» танки, мне не удалось найти ни в сводках с фронтов, ни в архивных документах. Но кое-какие результаты дал телефонный обзвон поисковых организаций Подмосковья и соседних областей. Удача улыбнулась в Пскове.

В Псковской области более десяти лет работает военно-патриотическое поисковое объединение «След «Пантеры». Названо оно так в связи с тем, что здесь, в районе Великих Лук и Новосокольников, в 1942 – 1943 годах проходила мощная линия обороны фашистов «Пантера». Бои в этих местах продолжались фактически три года: достаточно сказать, что Великие Луки были освобождены 17 января 1943 года, а находящийся в тридцати километрах от них город Новосокольники – 29 января 1944 года. В местных болотистых озёрах немало провалившихся под лёд и затонувших советских танков. Несколько боевых машин псковские следопыты уже подняли на поверхность. Среди них танк Т-34, на броне которого сохранилась надпись «Московский пионер».

Ещё в 1999 году на дне озера Бор-Лазава в Великолукском районе было обнаружено пять танков, которые ушли в ил на 5 - 6 метров.

- Местные жители вспомнили, - рассказал бывший руководитель поискового объединения «След «Пантеры», а ныне главный редактор одноимённого журнала Николай Горбачёв, - что в конце декабря 42-го или в начале января 43-го здесь провалился под лёд целый танковый взвод. Судя по всему, они шли от станции Кунья, где выгрузились из эшелона, к Ступинской высоте - там гремели ожесточённые бои. Местные жители так описывают подробности разыгравшейся трагедии. Взвод с ходу заскочил на лёд озера. Когда первый танк достиг противоположного берега, другие стали уходить под лёд. Чтобы выручить хотя бы одну машину, «стальной конь» дал откат и сам провалился. Удалось спастись только командиру взвода – совсем молоденькому лейтенанту. Говорят, он долго не уходил с горки, нависшей над озером, плакал. В деревне лейтенант якобы провёл два дня, а потом за ним приехали из СМЕРШа и расстреляли. А в чём его вина? Озеро, скорее всего, не было обозначено на карте.

Когда «тридцатьчетвёрку» подняли, на броне ещё можно было прочитать надпись «Московский пионер». На месте механика-водителя находились останки одного человека. Видимо, другие члены экипажа сумели выбраться из танка, но тут же утонули. Никаких документов в машине не найдено. Лишь по выбитому на броне номеру поисковики установили, что танк произведён в 1942 году в Нижнем Тагиле.

В Нижнем Тагиле в годы войны работал Уральский танковый завод № 183, который представлял собой объединение эвакуированного сюда Харьковского завода и местного Уралвагонзавода. Всего за войну 183-й изготовил 35 тысяч танков. В 1942 году – более 10 тысяч. Документально проследить судьбу каждого практически невозможно. Однако чисто логически можно вполне определённо установить первоначальный путь «пионерских» машин.

Осенью 1942 года И.В. Сталин подписал приказ о срочном формировании 1-го гвардейского мехкорпуса в районе Аткарск - Татищево и 2-го гвардейского мехкорпуса в районе Моршанска. Их доукомплектация происходила за счёт новых тагильских танков. Эшелоны шли через Москву. 18 танков, как мы уже знаем, были построены на пионерские деньги. Осенью 1942 года пионеры торжественно передали их танкистам, о чём свидетельствует фотоснимок, опубликованный тогда же в «Правде», а позже – в Большой советской энциклопедии. Но вопрос в том, в какой из мехкорпусов попали танки с надписями «Московский пионер»?

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Андрея Ерёменко: «Для развития наступления на главном направлении командарм решил ввести в прорыв 18-ю механизированную бригаду из 2-го мехкорпуса. Она должна была в ночь на 28 ноября сосредоточиться в 15 км юго-западнее Великих Лук и направить усиленный передовой отряд для захвата Новосокольников. Мехбригада с боем вышла в указанный район, но к железнодорожному узлу Новосокольники ей удалось пробиться только к 16 часам 29 ноября. Несколько её танков прорвались даже на окраину, но были сожжены огнём противотанковых орудий. Израсходовав почти все боеприпасы, бригада вынуждена была перейти к обороне на юго-восточных подступах к городу».

Поскольку танк с надписью «Московский пионер» поисковики отряда «След «Пантеры» подняли из озера, находящегося как раз в полосе действий 2-го мехкорпуса, справедливо будет предположить, что именно в это соединение была направлена «пионерская» танковая колонна. А вот дальше – одни догадки и вопросы

Можно предположить, что все затонувшие в озере Бор-Лазава танки относятся к подразделению «Московский пионер». Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что это озеро после войны среди местных жителей стало называться Пионерским, хотя никаких видимых оснований для переименования не было. Может быть, тогдашние селяне знали, какие именно танки здесь провалились под лёд?

Но даже если принять эту версию, всё равно остаётся вопрос: где же другие танки «пионерской» колонны? Тут сразу же приходит на память свидетельство Маршала Ерёменко о группе танков, прорвавшихся в Новосокольники и сожжённых фашистами. Может быть, это остатки подразделения «Московский пионер»? Не исключены и другие версии.

Пока некоторая ясность есть только с одним танком «пионерской» колонны – тем, который подняли псковские поисковики. Эта машина установлена в Музее бронетанковой техники (в Кубинке).

- «Московский пионер» теперь в нашей Кубинской экспозиции, - рассказал сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники Андрей Ивочкин. - А останки механика-водителя похоронены в мемориальной зоне музея рядом с часовней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 мая
суббота
2018

В этот день:

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках. С 15 лет Барклай тоже оказался на военной службе, которой посвятил всю жизнь.

Отечественную войну 1812 года он встретил командующим армией. Отличался стратегическим талантом, сочетавшимся с выдержкой и разумной храбростью. После Бородинской битвы, во время которой явил редкий пример самоотвержения, на совете в Филях Барклай первым подал голос в пользу отступления без боя: «Горестно оставить столицу, но если мы не лишимся мужества и будем деятельны, то овладение Москвою приготовит гибель Наполеону».

После победы в Отечественной войне Барклай-де-Толли вновь проявил свой талант полководца во время Заграничного похода в битвах при Кульме и Лейпциге, взятии Парижа. Он стал полным Георгиевским кавалером, генерал-фельдмаршалом, возведен в княжеское достоинство, отмечен высшими наградами европейских государств. Его любили в войсках за справедливость, беспристрастие, ласковое и кроткое обращение. Но старые раны дали о себе знать, и в возрасте 56 лет он скончался, не оставляя службы.

 

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Экипаж принял решение в плен не сдаваться, а вступить в бой. Отчаянная храбрость победила. Турки были посрамлены.

 

Во время крейсерства русских кораблей (Русско-турецкая война (1828-1829 гг.) — фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» — на траверзе Пендераклии на горизонте появилась турецкая эскадра, значительно превосходящая по силам наш отряд. Никакой необходимости принимать неравный бой не было, поэтому командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Выполняя эту команду, «Меркурий» несколько отстал, поскольку обладал худшими ходовыми качествами, чем «Штандарт» и «Орфей». Впоследствии ему не удалось уйти от погони: наш бриг настигли турецкие линейные корабли - 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». На одном из них находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Собрав офицеров, командир «Меркурия», по давней флотской традиции, сначала обратился к самому младшему по званию (чтобы не давить авторитетом) с вопросом о дальнейших действиях: принять бой означало наверняка погибнуть, сдаться в плен — потерять честь. Штурманский поручик Иван Петрович Прокофьев предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Старшие офицеры единодушно приняли это предложение. Капитан-лейтенант Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад (чтобы при необоходимости выстрелом взорвать погреб). Кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.

Приблизившись на расстояние выстрела, турки открыли ураганный, но мало прицельный огонь. Казарский в свою очередь запретил артиллеристам стрелять, что вызвало замешательство команды. Командир брига крикнул: «Не будем, ребята, зря тратить снаряды. А турки - пускай пугают - они везут нам Георгия…»

В конце концов, когда пришла пора действовать, Казарский приказал открыть огонь из ретирадных пушек (кормовые орудия, стрелявшие из порта в корме при уходе от противника). И сам стал к орудию, чтобы не отвлекать матрсов от весел.

Тем не менее вскоре бриг оказался зажатым между двумя вражескими линкорами. С «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на бриге раздалось дружное «ура». Русские моряки открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате уже готовые к штурму абордажные команды посыпались с марсов и реев. Помимо ядер в бриг летели книппели (спецснаряды для разрыва парусов) и брандскугели (зажигательные ядра).

На бриге трижды возникали пожары, которые были ликвидированы.

Ответным огнем канонира Ивана Лисенко удалось повредить такелаж «Селимие», из-за чего линкор отстал для ремонта. Вскоре было нанесено серьёзное повреждение и «Реал-бею», в результате которого тот лишился возможности маневрировать.

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6, сам Казарский получил контузию головы.

Победа маленького брига в бою с двумя огромными линкорами была настолько невообразимой, что далеко не все были способны в нее поверить. Например, английский историк Ф. Джейн писал: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Орднако факт остается фактом. И это подтверждают сами враги. Например, штурман «Реал-бея» так описал бой: "Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

За этот подвиг бриг «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Капитан-лейтенант Казарский и штурманский поручик Прокофьев удостоились ордена Святого Георгия IV класса, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины — знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в погребе в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться.

 

Коронация Николая-II

26 мая 1896 года в Москве был коронован последний русский император НИКОЛАЙ II.

Родился летчик Байдуков

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ (умер 28.12.1994), летчик, Герой Советского Союза, член экипажа В. П. ЧКАЛОВА, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Он встретил Великую Отечественную войну в должности командующего 26-й армии Киевского Особого военного округа. Летом 1941 года армия вела тяжелые оборонительные бои, а в сентябре Костенко стал заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Отличился во время контрнаступления под Москвой, освобождал Ливны, Елец. Погиб в окружении, когда неудачей закончилась Харьковская операция советских войск. Г.К. Жуков о нем вспоминал: «Великая Отечественная война застала Ф. Я. Костенко в должности командующего 26-й армией, защищавшей наши государственные границы на Украине. Под его командованием части и соединения этой армии дрались столь упорно, что, неся колоссальные потери, фашистские войска так и не смогли в первые дни прорваться в глубь Украины. К большому сожалению, Федору Яковлевичу Костенко не посчастливилось дожить до наших дней. Он пал смертью героя в ожесточенном сражении на харьковском направлении, будучи заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Вместе с ним погиб его любимый старший сын Петр. Петра Костенко нельзя было не любить. Помнится, еще совсем мальчиком Петр изучал военное дело, особенно нравились ему верховая езда и рубка. Федор Яковлевич гордился сыном, надеялся, что из Петра выйдет достойный командир-кавалерист, и не ошибся".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии