RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сталин на передовой
31 октября 2014 г.

Сталин на передовой

В октябре 1941 года вождь советского народа мог оказаться в фашистском плену
Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи
18 апреля 2016 г.

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи

18 апреля — День воинской славы России, посвященный победе русских воинов над объединенными силами европейских агрессоров в битве на Чудском озере.
Сталинист Матвей Захаров
22 марта 2017 г.

Сталинист Матвей Захаров

22 марта 1963 года Хрущев понизил в должности Маршала Советского Союза М.В.Захарова
Страна должна знать своих героев?
6 марта 2016 г.

Страна должна знать своих героев?

85 лет назад, 6 марта 1931 года, газета «Правда» под заголовком «Страна должна знать своих героев» опубликовала сообщение о награждении орденами 15 передовиков труда.
Первая наступательная операция ВВС РККА
25 июня 2017 г.

Первая наступательная операция ВВС РККА

25 июня 1941 года всего на третий день Великой Отечественной войны советская авиация нанесла воздушный контрудар с целью уничтожения фашистских самолетов, базировавшихся на аэродромах Финляндии
Главная » Подвиги в наследство » Тайна «Московского пионера»

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи

4 апреля 1942 года пионеры и школьники Ленинского района Москвы выступили с инициативой о сборе средств на постройку танка «Таня».
Тайна «Московского пионера»

Об этом газета «Пионерская правда» в 1943 году писала: «10 апреля 1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором была одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на строительство танка «Таня» в честь Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которая в разведгруппе имела псевдоним «Таня».

К концу сентября 1942 года на счёт танка «Таня» пионеры Москвы и Подмосковья перечислили более 300 тысяч рублей. Пионеры Новосибирска добавили ещё 133 тысячи рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер». Вскоре было собрано 5 миллионов рублей. Осенью 1942 года пионеры Москвы и Подмосковья передали представителям Красной Армии танковую колонну «Московский пионер» (18 машин)».

Сведений том, как и где воевали «пионерские» танки, мне не удалось найти ни в сводках с фронтов, ни в архивных документах. Но кое-какие результаты дал телефонный обзвон поисковых организаций Подмосковья и соседних областей. Удача улыбнулась в Пскове.

В Псковской области более десяти лет работает военно-патриотическое поисковое объединение «След «Пантеры». Названо оно так в связи с тем, что здесь, в районе Великих Лук и Новосокольников, в 1942 – 1943 годах проходила мощная линия обороны фашистов «Пантера». Бои в этих местах продолжались фактически три года: достаточно сказать, что Великие Луки были освобождены 17 января 1943 года, а находящийся в тридцати километрах от них город Новосокольники – 29 января 1944 года. В местных болотистых озёрах немало провалившихся под лёд и затонувших советских танков. Несколько боевых машин псковские следопыты уже подняли на поверхность. Среди них танк Т-34, на броне которого сохранилась надпись «Московский пионер».

Ещё в 1999 году на дне озера Бор-Лазава в Великолукском районе было обнаружено пять танков, которые ушли в ил на 5 - 6 метров.

- Местные жители вспомнили, - рассказал бывший руководитель поискового объединения «След «Пантеры», а ныне главный редактор одноимённого журнала Николай Горбачёв, - что в конце декабря 42-го или в начале января 43-го здесь провалился под лёд целый танковый взвод. Судя по всему, они шли от станции Кунья, где выгрузились из эшелона, к Ступинской высоте - там гремели ожесточённые бои. Местные жители так описывают подробности разыгравшейся трагедии. Взвод с ходу заскочил на лёд озера. Когда первый танк достиг противоположного берега, другие стали уходить под лёд. Чтобы выручить хотя бы одну машину, «стальной конь» дал откат и сам провалился. Удалось спастись только командиру взвода – совсем молоденькому лейтенанту. Говорят, он долго не уходил с горки, нависшей над озером, плакал. В деревне лейтенант якобы провёл два дня, а потом за ним приехали из СМЕРШа и расстреляли. А в чём его вина? Озеро, скорее всего, не было обозначено на карте.

Когда «тридцатьчетвёрку» подняли, на броне ещё можно было прочитать надпись «Московский пионер». На месте механика-водителя находились останки одного человека. Видимо, другие члены экипажа сумели выбраться из танка, но тут же утонули. Никаких документов в машине не найдено. Лишь по выбитому на броне номеру поисковики установили, что танк произведён в 1942 году в Нижнем Тагиле.

В Нижнем Тагиле в годы войны работал Уральский танковый завод № 183, который представлял собой объединение эвакуированного сюда Харьковского завода и местного Уралвагонзавода. Всего за войну 183-й изготовил 35 тысяч танков. В 1942 году – более 10 тысяч. Документально проследить судьбу каждого практически невозможно. Однако чисто логически можно вполне определённо установить первоначальный путь «пионерских» машин.

Осенью 1942 года И.В. Сталин подписал приказ о срочном формировании 1-го гвардейского мехкорпуса в районе Аткарск - Татищево и 2-го гвардейского мехкорпуса в районе Моршанска. Их доукомплектация происходила за счёт новых тагильских танков. Эшелоны шли через Москву. 18 танков, как мы уже знаем, были построены на пионерские деньги. Осенью 1942 года пионеры торжественно передали их танкистам, о чём свидетельствует фотоснимок, опубликованный тогда же в «Правде», а позже – в Большой советской энциклопедии. Но вопрос в том, в какой из мехкорпусов попали танки с надписями «Московский пионер»?

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Андрея Ерёменко: «Для развития наступления на главном направлении командарм решил ввести в прорыв 18-ю механизированную бригаду из 2-го мехкорпуса. Она должна была в ночь на 28 ноября сосредоточиться в 15 км юго-западнее Великих Лук и направить усиленный передовой отряд для захвата Новосокольников. Мехбригада с боем вышла в указанный район, но к железнодорожному узлу Новосокольники ей удалось пробиться только к 16 часам 29 ноября. Несколько её танков прорвались даже на окраину, но были сожжены огнём противотанковых орудий. Израсходовав почти все боеприпасы, бригада вынуждена была перейти к обороне на юго-восточных подступах к городу».

Поскольку танк с надписью «Московский пионер» поисковики отряда «След «Пантеры» подняли из озера, находящегося как раз в полосе действий 2-го мехкорпуса, справедливо будет предположить, что именно в это соединение была направлена «пионерская» танковая колонна. А вот дальше – одни догадки и вопросы

Можно предположить, что все затонувшие в озере Бор-Лазава танки относятся к подразделению «Московский пионер». Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что это озеро после войны среди местных жителей стало называться Пионерским, хотя никаких видимых оснований для переименования не было. Может быть, тогдашние селяне знали, какие именно танки здесь провалились под лёд?

Но даже если принять эту версию, всё равно остаётся вопрос: где же другие танки «пионерской» колонны? Тут сразу же приходит на память свидетельство Маршала Ерёменко о группе танков, прорвавшихся в Новосокольники и сожжённых фашистами. Может быть, это остатки подразделения «Московский пионер»? Не исключены и другие версии.

Пока некоторая ясность есть только с одним танком «пионерской» колонны – тем, который подняли псковские поисковики. Эта машина установлена в Музее бронетанковой техники (в Кубинке).

- «Московский пионер» теперь в нашей Кубинской экспозиции, - рассказал сотрудник Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники Андрей Ивочкин. - А останки механика-водителя похоронены в мемориальной зоне музея рядом с часовней.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
вторник
2017

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

 Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии