Сталин и китайский император
27 августа 1946 года министр внутренних дел СССР С. Круглов направил Верховному секретную депешу по поводу бывшего императора Маньчжоу Го Пу И
.jpg&w=180)
В Центральном архиве ФСБ хранится "особая папка" с материалами, относящимися к пребыванию в советских лагерях китайского императора Пу И. Рассекреченные документы, находящиесяв ней, открывают малоизвестные страницы последнего периода Второй мировой войны.
Когда в августе 1945 года советские войска преодолели хваленую оборонительную систему Квантунской армии и начали стремительное наступление, японцы попытались вывезти из Маньчжурии императора местного марионеточного государства Пу И. Подразделение наших десантников высадилось в аэропорту города Шеньян, захватило самолет с высокопоставленным беглецом и отправило его сначала в Читу, а позже - в хабаровский спецлагерь.
Пу И, хотя он и был пленником, оказывались особые знаки уважения. Советским представителям было известно, что он не заурядный марионеточный правитель, а последний в истории Китая император династии Цин, правившей более двух с половиной веков. В начале 30-х годов Пу И революционными массами был сброшен с китайского трона, но в 1934 году был возведен японцами на престол в Маньчжоу Го.
Судя по всему, бывший император страшно боялся, что его передадут в Китай, поэтому решил предложить сотрудничество Сталину. Пу забросал "вождя народов" просьбами оставить его в СССР. Вот характерные документы из "особой папки".
Из заявлений Пу И на имя И. Сталина:
21 декабря 1945 г.
"...Очутившись у власти, впоследствии переименованной в императорскую, я неоднократно пытался вести политическую борьбу с японцами, однако мои усилия оказались тщетными. Японцы стали в еще большей степени проявлять разнузданность и зверства...
Подводя итоги прошлому, должен отметить, что я не смог сбросить с себя японский гнет и это является для меня позорным пятном".
22 ноября 1945 г.
"В течение более десяти лет я находился под тяжелым гнетом и строгим контролем японцев, в силу чего не имел никакой возможности получить научные знания. Я выражаю горячее желание изучить социализм в Советском Союзе и другие науки".
21 апреля 1946 г.
"Моя жизнь полностью дарована мне Советским Союзом. Поэтому категорически, в абсолютном смысле этого слова, невозможно передать ни на бумаге, ни на словах той благодарности, которую я испытываю к Правительству Советского Союза и к Красной Армии. В силу этой причины я решил во что бы то ни стало поселиться в пределах Советского государства и посвятить себя изучению последних достижений науки... Я буду работать не покладая рук, при наличии единой жизни меня и СССР, с тем чтобы отблагодарить СССР за такое благодеяние, как спасение моей жизни".
У Сталина были свои виды на китайского императора - подготовить его к выступлению на заседаниях Международного трибунала в Токио в качестве главного обвинителя японского империализма. В этом направлении органы и поработали с последним отпрыском династии Цин.
Из донесения министра внутренних дел СССР С. Круглова И. Сталину
27 августа 1946 г.
"В соответствии с указаниями Правительства был подготовлен для выступления на Токийском процессе в качестве свидетеля обвинения интернированный бывший император Маньчжоу Го Пу И.
На предварительном следствии в Хабаровске он показал, что Япония своим вторжением в Маньчжурию преследовала цель политического, экономического и религиозного порабощения Маньчжурии и подготовки плацдарма военного нападения на СССР..."
Несколько дней продолжался допрос Пу И Международным трибуналом. Бывший император не только подтвердил все показания, данные на предварительном следствии, но и многократно повторял (к месту и не к месту), что в СССР никакому давлению подвергнут не был и показания дает искренне.
6 сентября 1946 года Пу И был возвращен обратно в Хабаровск, а токийский процесс продолжался еще более двух лет. Японские военные преступники, в том числе и благодаря бывшему императору, были по заслугам наказаны. Семеро из них приговорены к повешению.
Пу И после завершения трибунала вынужден был с еще большей активностью вести борьбу за то, чтобы его оставили в СССР. Как позже он признавался в своих воспоминаниях, была и подспудная цель этой деятельности. Поскольку СССР являлся союзником США в войне, то бывший император надеялся в дальнейшем перебраться отсюда в Соединенные Штаты. И у него было с чем.
Оказывается, готовясь к побегу в 1945 году, Пу И спрятал под вторым дном чемодана мизерную, но достаточно ценную часть сокровищ императорской династии. В августе 1945 года, когда Пу И был арестован в Шеньянском аэропорту, судя по всему, никто его чемодан не досматривал, вероятно, по дипломатическим соображениям. Во всяком случае, в особых апартаментах хабаровского спецлагеря бывший император сидел, как говорится, на драгоценностях.
Когда же над ним нависла реальная угроза выдачи китайцам, Пу И обратился к Сталину с таким заявлением:
"С чувством глубочайшей и величайшей искренности я позволяю себе просить Правительство СССР принять от меня драгоценности с тем, чтобы использовать их в послевоенном фонде восстановления и развития народного хозяйства СССР".
Бывший император передал вместе с заявлением рассыпной жемчуг, золотые и серебряные изделия необычайной красоты. Но Сталина, как известно, больше интересовали политические ценности. Поэтому он судьбу Пу И отдал на откуп руководству КНР.
1 июня 1950 года премьер Китая Чжоу Энь-лай в беседе с послом СССР в КНР заявил, что китайское правительство готово принять Пу И, если советская сторона находит это своевременным. 14 июля 1950 года правительство СССР подписало постановление о передаче китайским властям бывшего императора Пу И. "Наследник престола" в отчаянии пытался покончить жизнь самоубийством, но был изолирован в вагоне конвоя и 3 августа на станции Пограничная передан представителям китайских спецслужб.
Советская сторона возвратила также ценности, переданные Пу И Сталину на "восстановление народного хозяйства в СССР".
Из справки начальника 2-го отдела ОУ ГУПВИ МВД СССР подполковника Клыкова:
"...Мною китайскому представителю переданы ценности, принадлежавшие лично Пу И, которые до вывоза Пу И из Хабаровска находились лично при нем. Оценка этих ценностей не производилась. Считаю целесообразным в информации в инстанции указать, что Пу И, члены его свиты, министры, генералы и бывшие чиновники правительства Маньчжоу Го - всего 58 человек - переданы представителю правительства КНР вместе с принадлежащими Пу И и его свите личными ценностями, не указывая суммы".
Бывший император зря опасался за свою жизнь. Мао она была не нужна. На примере Пу И он решил продемонстрировать всему миру силу своих идей. Началось перевоспитание бывшего императора.
В тюрьме, затем в поселении у него был достаточно льготный режим: Пу И читал книги, газеты, слушал радио, смотрел кинофильмы, занимался спортом, принимал иностранных гостей, ездил на экскурсии на предприятия и в сельхозкоммуны. Главным в деле перевоспитания было изучение трудов Мао Цзэдуна, систематиче-
ское прослушивание лекций и политбесед. Не менее важным моментом являлось периодическое выступление в прессе с заявлениями с осуждением своего "проклятого" прошлого. Одновременно он писал книгу воспоминаний "Первая половина моей жизни", где уже почти по-партийному критиковал себя прежнего и восхвалял соцдействительность в Китае. В 1959 году Пу И был амнистирован, поселился в Пекине и в 1962 году даже оказался в числе депутатов Всекитайского народно-политического консультативного совета.
В октябре 1967 года последний император династии Цин тихо скончался в пекинской больнице.
Комментарии:
Сегодня
19 января
вторник
2021
В этот день:
Уничтожение «дворца Дудаева»
Уничтожение «дворца Дудаева»
Командующий группировкой «Север» генерал-лейтенант Л.Я. Рохлин вспоминал: «Командование предлагало нанести по нему авиационный удар. Я ответил, что авиация уже помогла… Хватит. Тогда предложили разбить дворец танками. Я спросил, как они это представляют: танки бьют со всех сторон и попадают друг в друга? Меня спросили: «Что предлагаешь?» Отвечаю: «Отдайте мне, я возьму по-своему».
К утру НШ 61 обрмп подполковник А.В. Чернов сформировал группу добровольцев из 4 человек: он сам, 2 пулемётчика и стрелок. Совместно с ними действовала группа разведчиков 276 мсп, в составе которой были командир рр 276 мсп Андрей Юрченко, командир отделения старший сержант Игорь Смирнов и рядовой Д. Князев.
Из описания боя: «Около 7 утра группа начала движение. Каких-нибудь восемьсот метров преодолевали почти час. Обстрел не прекращался ни на минуту. Причём огонь вёлся со всех направлений и нашими, и боевиками. Схлопотать пулю можно было в любой момент. Где ползком между грудами битого кирпича, где короткими перебежками от одной подбитой машины к другой, то скрываясь за броней сгоревшей БМП, то прижимаясь к окоченевшим припорошенным пеплом и снегом трупам людей, пробиралась горстка храбрецов к зданию, именуемому «целью операции».
«В 8 часов они вошли в здание. Но осмотреться им не дали. Как из-под земли появилась группа боевиков. Морпехов спасла лишь реакция. Одного завалили с ходу, двое других боевиков исчезли. Пытались их преследовать, но те как в воду канули.
«В 8:40 огневая подготовка прекратилась и сразу же возобновилась связь. «Волшебник» доложил командующему группировкой «Север» о результатах вылазки, о том, что группа внутри здания. Однако группа всё же находилась под перекрёстным обстрелом, который не прекращался ни на минуту, и Чернов принял решение, пока они не стали лакомой добычей для боевиков, отойти назад».
«Командир [рр 276 мсп] решил не оставлять выгодной позиции до подхода основных сил. Доложить обстановку они не могли из-за отсутствия радиосвязи, вот и сидели там ожидая рассвета». А морпехи «вернулись на исходный рубеж. К тому времени парашютно-десантная рота сменила позицию, и на её месте оказалась 3-я десантно-штурмовая рота, которой командовал старший лейтенант Евгений Чубриков. Немного отдышавшись, подполковник Чернов принял решение ещё раз войти в здание и более детально его обследовать. Насколько это возможно. И вот группа 3-й дшр во главе с Черновым по уже дважды пройденному им пути вошла во дворец… Кому в голову пришла мысль вывесить над входом в здание тельняшку, сказать сложно. По словам Александра Васильевича, это был какой-то порыв. Идея пришла как будто из воздуха, под внутреннее ликование. «Мы внутри! Мы победили!» Все происходило в считанные секунды. Пока бойцы искали «древко», взводный лейтенант Игорь Борисевич буквально срывал с себя снаряжение и экипировку… И вот Знамя победы готово — кусок арматуры и тельняшка морпеха-североморца. Закрепить его постарались повыше, насколько это возможно под огнём, хотя и не шквальным, но в любом случае разящим».
А затем наступила очередь и для водружения настоящего Знамени. Командир рг 173 ооСпН капитан Дмитрий Кислицин: «Для охраны знамени пришлось выделить часть группы. Старший лейтенант Рахин и три бойца выехали с соответствующими начальниками для его водружения».
«К 15 часам в этом районе собралось достаточное количество офицеров из состава командования группировки. Привезли российский флаг. Чернова подозвал к себе генерал-майор А. Отраковский. «Саша, решено тебе поручить водрузить флаг над дворцом. Ты уже дважды входил в здание. Да и вообще ты был первым…» Здание дворца, каждое окно, каждый этаж методически обрабатывали из всех средств огневого поражения. По приказанию генерала Отраковского со всех подразделений СФ к гостинице «Кавказ» собрали гранатомётчиков. Набралось человек двадцать. Их задача — провести своеобразную подготовку действий «знаменной группы». В течение довольно продолжительного времени гранаты морпехов рвались в здании, обеспечивая выполнение миссии, порученной очередной группе подполковника Чернова».
«В 15 часов 19 января 1995 года флаг удалось закрепить на фасаде здания. Естественно, «духам» это не нравилось. И огневое воздействие на морпехов возросло до такой степени, что им пришлось искать укрытие».
В 15:35 командир разведроты лейтенант Андрей Юрченко и разведгруппа в составе: ст.сержант Игорь Смирнов, мл.сержант Д. Иванов, рядовые Д. Князев и Д. Шмаков прошли в здание, Смирнов нёс флаг РФ. Рядовой Князев вспоминал: «Страшно было, когда в само здание проникли. Ведь там столько помещений, всяких закоулков. Где ждёт опасность — не знаешь. А ещё битый камень под ногами предательски скрипит. Каждый шаг таким эхом отдавался. Но приказ мы выполнили…».
Командир 879 одшб гв. подполковник Александр Васильевич Даркович: «Военно-морской флаг и Российский флаг были водружены над президентским дворцом 19 января к 18:00 заместителем командира батальона гв. майором Плющаковым».
Из описания дальнейших действий: «В этот же день морпехи совместно с сапёрами 276-го мотострелкового полка произвели частичную, поверхностную зачистку и разминирование части помещений первых этажей здания, в которых находилось множество брошенного и складированного боевиками оружия и боеприпасов… На стенах взятого дворца стали появляться надписи, сделанные бойцами частей и подразделений, штурмовавших Грозный в эти страшные дни".. Подробности: http://stalingrad-info.ru/
Посольство украинских казаков
Посольство украинских казаков