Забытая битва при Гумбиннене
Сто лет назад 20 августа 1914 года состоялось первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны
.jpg&w=180)
Утвердилось мнение, что Первая мировая война для русских оказалась катастрофически проигрышной. Его внедрили в общественное сознание большевики, которые всё, что касалось царизма, энергично мазали черными красками. А Западу, по понятным причинам, было выгодно поддерживать эту версию. На самом деле, если бы не предательство в тылу, Россия стояла бы первой в списке победителей. Во всяком случае, выигранных сражений у нас побольше, чем у тех, кто официально считается победившей стороной. Одно из них — Гумбинненское.
Согласно плану русского командования, 1-я и 2-я армии должны были наступать в Восточной Пруссии с целью разгрома 8-й германской армии. Первой должна была наступать 1-я армия под командованием генерала от кавалерии Ренненкампфа.
Перейдя Государственную границу, русские войска захватили несколько пограничных городов на 60-километровом фронте. В свою очередь, командующий 8-й германской армией генерал фон Притвиц-унд-Гаффрон, узнав о продвижении русских войск, начал выдвигать свои части навстречу русской армии, решив дать бой у города Гумбиннен в 40 км от Государственной границы. Сюда и стягивались все основные силы 8-й армии.
Соотношение сил перед сражением было не в пользу русской армии, которая имела: 6,5 пехотных и 1,5 кавалерийских дивизии (63,8 тыс. бойцов, 380 орудий, 252 пулемета). Германцы располагали 8,5 пехотными и 1 кавалерийской дивизией немцев (74,5 тыс. чел., 408 легких и 44 тяжелых орудия — по другим данным 508 орудий, 224 пулемета).
Битва началась на северном крыле, где русскую армию атаковал корпус Франсуа, покрывший сеья неувядаемым позором. Офицер А.А. Успенский писал: «В бою под Гумбинненом "храбрые" немцы опозорили себя нечеловечески зверским преступлением: во время одной из атак они поставили в первые ряды своих атакующих горсть несчастных русских пленных, безоружных... пока они не были все расстреляны!...»
Удар германцев обрушился на 28-ю пехотную дивизию, в тыл русским войскам Франсуа бросил кавалерийские части, которые погромили обозы 28-й дивизии, однако углубиться в свои тылы русские войска им не позволили. 28-я дивизия, неся большие потери, организованно отступила под защиту своей артиллерии, и мужественно противостояла двукратно превосходящим силам врага. К середине дня на помощь 28-й дивизии, подоспела 29-я, русские дивизии нанесли контрудар и части германского корпуса начали отступать.
Зато в центре русские войска, учтя опыт русско-японской войны, полностью уничтожили немецкий конно-артиллерийский дивизион. Немцы выехали на открытую позицию и были методично расстреляны ураганным огнем русских пулеметов и артиллерийских орудий. Один из очевидцев впоследствии вспоминал: «Издали некоторых из убитых офицеров и канониров его можно принять за живых, так выразительны их остекленевшие взоры и застывшие жесты и позы. Вот молодой офицер с поднятой саблей, запрокинутой головой и открытым, кричащим ртом (вероятно команду), с глазами, устремленными в небо, застыл у самого орудия! Вот, солдат, совершенно как живой, наполовину вставил снаряд в орудие и, с неотнятыми от него руками, стоя на коленях, вперил глаза свои с каким-то особым удивлением вверх, словно спрашивает: "В чем дело?!" и т. д. Эти фигуры издали казались живыми, но когда мы подошли ближе, то увидели, что у офицера три четверти головы сзади были оторваны и осталась буквально одна маска, а у солдата выбит был весь живот. Очевидно, смерть была моментальная и безболезненная, поэтому и сохранилось такое живое выражение на их лицах. Вот батарея, расстрелянная на самом выезде на позицию в полной запряжке, не успевшая не только открыть огонь, но и остановиться: все убитые люди и лошади дружно лежат вместе на своих местах, а солдаты лежат даже верхом на лошадях или поблизости их….»
После поражения под Гумбинненом генерал Притвиц отдал приказ 8-й армии отступать из Восточной Пруссии, отходя за Вислу. Панические настроения Притвица пугали германскую Ставку, и вскоре он был смещен с поста командующего 8-й армией. 8-я армия получила нового командующего генерала-полковника Пауля фон Гинденбурга.
Уинстон Черчилль о победе русских войск под Гумбинненом писал: "Очень немногие слышали о Гумбиннене, и почти никто не оценил ту замечательную роль, которую сыграла эта победа. Русские контратаки 3-го корпуса, тяжелые потери Макензена вызвали в 8-й армии панику, она покинула поле сражения, оставив своих убитых и раненых, она признала факт, что была подавлена мощью России".
Источник: http://www.istpravda.ru/chronograph/4895/
Комментарии:
Сегодня
19 апреля
четверг
2018
В этот день:
Адмирал Головнин
«Смерть шпионам»
«Смерть шпионам»
За первые 10 месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 г.) по заданию военных контрразведчиков в германские разведорганы и школы внедрились 75 агентов, причем 38 из них, успешно выполнив поставленные задачи, возвратились к своим. Зафронтовые агенты представили сведения на 359 официальных сотрудников германской военной разведки и на 978 выявленных шпионов и диверсантов, которых готовили для переброски в расположение частей Красной Армии.
Строго говоря, в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе было три контрразведывательные организации, которые назывались «Смерш».
Умер генерал Батов
Умер генерал Батов
В 1936-1937 гг. – военный советник в Испании. Награжден орденом Ленина. Комбриг. С лета 1937 г. – командир стрелкового корпуса. За умелое руководство войсками и личное мужество в советско-финляндской войне награжден орденом Красного Знамени. С февраля 1940 г. заместитель командующего войсками Закавказского военного округа, генерал-майор.
С началом Великой Отечественной войны – командир 9-го стрелкового корпуса в Крыму, затем заместитель командующего 51-й армией Южного фронта, командующий 3-й армией, помощник командующего войсками Брянского фронта, генерал-лейтенант. С октября 1942 г. и до конца войны – командующий 65-й армией. Участник сражений начального периода войны, обороны Одессы и Севастополя, битвы под Москвой, Сталинградом и Курском, Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операций, генерал-полковник. Войска под командованием П.И. Батова отличились в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр, в боях при освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях.
В послевоенные годы окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командующий общевойсковой и механизированными армиями, затем войсками Прикарпатского (1955-1958) и Прибалтийского (1958-1959) военных округов. С 1965 по 1968 годы – генерал армии, начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского договора.