RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Один против шести
10 марта 2014 г.

Один против шести

90-летие Русско-японской воны: 10 марта 1904 года миноносец «Стерегущий» отчаянно сражался с четырьмя японскими эсминцами и двумя крейсерами.
Бомба для Америки
30 октября 2015 г.

Бомба для Америки

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная «Царь-бомба» была испытана на острове Новая Земля
Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2017 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней
20 апреля 2018 г.

Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

20 апреля 1942 года закончилось одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны
Первый сталинский салют
5 августа 2018 г.

Первый сталинский салют

5 августа 1943 года в Москве был произведен артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород
Главная » Подвиги в наследство » День войск ПВО России

День войск ПВО России

В 2014году отмечается 100 годовщина образования противовоздушной обороны страны.

Возникновение Войск противовоздушной обороны относится к началу Первой мировой войны и связано с применением авиации, аэростатов и дирижаблей не только для действия по войскам на поле боя, но и для поражения объектов в тылу врага.
День войск ПВО России

Исторически доказано, что днем рождения войск ПВО является декабрь 1914 года, когда Командующий 6-й армией приказом № 90 объявил специальную инструкцию, на основании которой и была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Ее начальником стал генерал-майор Г.В. Бурман. 8 декабря 1914 года "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Термин "воздушная оборона", под которым понималась совокупность сил и средств, а также организационных мер для борьбы с военно-воздушным флотом противника и защиты от его действий своих войск и объектов, употреблялся в России сравнительно непродолжительное время - с 1914 по 1926 г., в 1926- 1927 гг. применялся термин "воздушно-химическая оборона", с 1928 г. - "противовоздушная оборона". Впервые название "противовоздушная оборона" в официальном документе (он был подписан помощником начальника Штаба РККА Б.М. Шапошниковым) появилось в начале 1924 г., а с 1928 г. узаконено постановлением Реввоенсовета СССР.

Войска противовоздушной обороны страны за сравнительно короткий исторический период прошли большой и славный путь развития. От отдельных полевых пушек, приспособленных для стрельбы по самолетам, небольших подразделений зенитной артиллерии и отрядов истребителей до крупных соединений истребительной авиации и зенитной артиллерии, оснащенных совершенными средствами обнаружения авиации противника в воздухе, наведения истребителей и обеспечения стрельбы зенитной артиллерии в период Великой Отечественной войны, а затем до соединений и объединений современных Войск противовоздушной обороны, располагающих зенитными управляемыми ракетами, ракетоносной истребительной авиацией и высокоэффективными автоматизированными системами обнаружения и управления — таков вкратце этот путь.

Развитие авиации внесло в ход военных действий значительные изменения, так как вооруженные силы стали располагать эффективным средством для воздействия на глубокий тыл противника. Тыл воюющих стран перестал быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы. По мере развития и совершенствования авиации, увеличения ее бомбовой нагрузки возрастала сила ударов по объектам тыла, расширялась зона боевых действий, все ощутимей становилось влияние результатов воздействия по объектам тыла на ход войны.

Все возрастающее значение надежной работы тыла для успешного исхода войны потребовало организации его защиты от ударов авиации. Это обусловило появление в ходе первой мировой войны нового вида боевых действий — противовоздушной обороны. Тогда же было положено начало созданию специальных подразделений, основное предназначение которых состояло в ведении борьбы со средствами воздушного нападения.

В русской армии первая батарея 75-миллиметровых морских пушек, приспособленная для стрельбы по самолетам, была сформирована в октябре 1914 года. В 1915 году начался выпуск первых зенитных пушек и построен первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-С-16. Были созданы противосамолетные батареи зенитной артиллерии и авиаотряды истребительной авиации для противовоздушной обороны крупных центров страны (Петрограда, Одессы и др.). Для обнаружения авиации противника, наблюдения за ее действиями, для оповещения сил и средства ПВО, а также населения городов о воздушной опасности создается система воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

В Советской республике первый опыт противовоздушной обороны важных объектов относится к периоду Гражданской войны, в ходе которой от налетов авиации интервентов и белогвардейцев приходилось прикрывать не только войска на поле боя и коммуникации, но и важные центры республики (Петроград, Москву, Астрахань, Баку и др.). Первая школа командного состава зенитной артиллерии была создана в 1918 году в Нижнем Новгороде.

Хотя опыт противовоздушной обороны в период первой мировой войны был сравнительно невелик, однако уже тогда получили свое начало основные принципы организации противовоздушной обороны тыловых объектов: круговой характер построения обороны с усилением наиболее угрожаемых направлений; комплексное применение всех средств противовоздушной обороны в тесном взаимодействии друг с другом; сосредоточение основных сил для обороны наиболее важных объектов; готовность противовоздушной обороны к ведению эффективных боевых действий в любое время суток. Эти основные принципы в русской армии вытекали из опыта противовоздушной обороны Петрограда и объектов Одесского военного округа.

Роль противовоздушной обороны значительно возросла в годы второй мировой войны, когда средства воздушного нападения были значительно усовершенствованы и могли наносить мощные удары по объектам глубокого тыла страны. Так, немецкая авиация в ходе Великой Отечественной войны понесла большие потери. За войну наши ПВО сбили более 7 500 самолетов, уничтожили свыше 1 000 танков, более 1 500 орудий и много прочей боевой техники противника. В ходе Великой Отечественной войны основная задача советских войск ПВО страны заключалась в том, чтобы прикрыть от удара авиации противника крупные промышленные центры, объекты и районы.

Богатый боевой опыт Войск противовоздушной обороны страны, накопленный в ходе Великой Отечественной войны, а также в ходе ряда локальных конфликтов и других войн, не потерял своего значения и в настоящее время, несмотря на то, что появление ядерного оружия и разнообразных средств воздушно-космического нападения вызвало глубокие изменения в вооружении Войск противовоздушной обороны страны и способах их боевого применения.

История Войск противовоздушной обороны страны убедительно учит, что основой успеха их боевого применения и выполнения стоящих перед ними задач является высокая боевая готовность всех подразделений, частей и соединений.

Опыт боевых действий неопровержимо свидетельствует, что наиболее ответственным для Войск противовоздушной обороны является начальный период войны, когда для захвата стратегической инициативы используется основная масса средств воздушного нападения. Крайне неблагоприятное для наших Вооруженных Сил развитие событий на фронте в первые дни войны, а также недочеты в действиях Войск ПВО страны, имевшие место при отражении налетов немецко-фашистской авиации на Горький и Саратов в июне 1943 г., были связаны прежде всего с недостаточной боевой готовностью войск. Этот урок исторического опыта приобретает особую актуальность в современных условиях, когда наши вероятные противники располагают мощным арсеналом ядерного оружия и новейшими средствами его доставки к объектам поражения. В этой связи изучение опыта Великой Отечественной войны, в частности, способов обеспечения высокой боевой готовности частей и подразделений и внедрение этих способов в новых условиях при современных средствах вооружения остается одной из повседневных задач Войск противовоздушной обороны страны.

В любую погоду, днем и ночью, как часовые на посту, несут службу боевого дежурства воины противовоздушной обороны страны. Недаром народ их называет «воздушные пограничники». Трудна и напряженна служба этих людей. Высока ответственность каждого солдата, сержанта, офицера и генерала этих войск! Охранять все воздушные границы, охранять бдительно, чтобы любой вражеский самолет, каждая вражеская ракета были немедленно уничтожены, если они появятся в советском воздушном пространстве,— таков приказ Родины.

 

Выполняя свой воинский долг, личный состав Войск ПВО страны и в мирное время находится по существу в боевом положении. Каждый солдат, сержант, офицер и генерал, где бы он ни был, какие бы задания он ни выполнял, всегда твердо помнит, что в любое время дня и ночи он может понадобиться для выполнения боевой задачи. Это чувство высокой личной ответственности перед Родиной является той движущей силой, которая помогает преодолеть любые трудности и преграды, встречающиеся на служебном пути воина.

Василий ГОЛОТЮК, почетный член Академии военных наук. Александр УЖАНОВ, профессор Академии военных наук.
8 декабря 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
понедельник
2018

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии