RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тихоокеанский форпост
11 января 2015 г.

Тихоокеанский форпост

80 лет назад 11 января 1935 года Морские силы Дальнего Востока обрели статус Тихоокеанского флота
Академия в тельняшке
10 февраля 2017 г.

Академия в тельняшке

190 лет назад 10 февраля 1827 года в Петербурге основана Военно-морская академия России.
Купающийся в небесах
30 марта 2017 г.

Купающийся в небесах

31 марта 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя СССР Владимира Ильюшина.
Советский вождь
21 декабря 2016 г.

Советский вождь

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Мальчишка, поймавший генерала
24 января 2017 г.

Мальчишка, поймавший генерала

24 января 1943 года в бою с европейскими фашистами погиб юный партизан Лёня Голиков
Главная » Подвиги в наследство » День войск ПВО России

День войск ПВО России

В 2014году отмечается 100 годовщина образования противовоздушной обороны страны.

Возникновение Войск противовоздушной обороны относится к началу Первой мировой войны и связано с применением авиации, аэростатов и дирижаблей не только для действия по войскам на поле боя, но и для поражения объектов в тылу врага.
День войск ПВО России

Исторически доказано, что днем рождения войск ПВО является декабрь 1914 года, когда Командующий 6-й армией приказом № 90 объявил специальную инструкцию, на основании которой и была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Ее начальником стал генерал-майор Г.В. Бурман. 8 декабря 1914 года "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Термин "воздушная оборона", под которым понималась совокупность сил и средств, а также организационных мер для борьбы с военно-воздушным флотом противника и защиты от его действий своих войск и объектов, употреблялся в России сравнительно непродолжительное время - с 1914 по 1926 г., в 1926- 1927 гг. применялся термин "воздушно-химическая оборона", с 1928 г. - "противовоздушная оборона". Впервые название "противовоздушная оборона" в официальном документе (он был подписан помощником начальника Штаба РККА Б.М. Шапошниковым) появилось в начале 1924 г., а с 1928 г. узаконено постановлением Реввоенсовета СССР.

Войска противовоздушной обороны страны за сравнительно короткий исторический период прошли большой и славный путь развития. От отдельных полевых пушек, приспособленных для стрельбы по самолетам, небольших подразделений зенитной артиллерии и отрядов истребителей до крупных соединений истребительной авиации и зенитной артиллерии, оснащенных совершенными средствами обнаружения авиации противника в воздухе, наведения истребителей и обеспечения стрельбы зенитной артиллерии в период Великой Отечественной войны, а затем до соединений и объединений современных Войск противовоздушной обороны, располагающих зенитными управляемыми ракетами, ракетоносной истребительной авиацией и высокоэффективными автоматизированными системами обнаружения и управления — таков вкратце этот путь.

Развитие авиации внесло в ход военных действий значительные изменения, так как вооруженные силы стали располагать эффективным средством для воздействия на глубокий тыл противника. Тыл воюющих стран перестал быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы. По мере развития и совершенствования авиации, увеличения ее бомбовой нагрузки возрастала сила ударов по объектам тыла, расширялась зона боевых действий, все ощутимей становилось влияние результатов воздействия по объектам тыла на ход войны.

Все возрастающее значение надежной работы тыла для успешного исхода войны потребовало организации его защиты от ударов авиации. Это обусловило появление в ходе первой мировой войны нового вида боевых действий — противовоздушной обороны. Тогда же было положено начало созданию специальных подразделений, основное предназначение которых состояло в ведении борьбы со средствами воздушного нападения.

В русской армии первая батарея 75-миллиметровых морских пушек, приспособленная для стрельбы по самолетам, была сформирована в октябре 1914 года. В 1915 году начался выпуск первых зенитных пушек и построен первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-С-16. Были созданы противосамолетные батареи зенитной артиллерии и авиаотряды истребительной авиации для противовоздушной обороны крупных центров страны (Петрограда, Одессы и др.). Для обнаружения авиации противника, наблюдения за ее действиями, для оповещения сил и средства ПВО, а также населения городов о воздушной опасности создается система воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

В Советской республике первый опыт противовоздушной обороны важных объектов относится к периоду Гражданской войны, в ходе которой от налетов авиации интервентов и белогвардейцев приходилось прикрывать не только войска на поле боя и коммуникации, но и важные центры республики (Петроград, Москву, Астрахань, Баку и др.). Первая школа командного состава зенитной артиллерии была создана в 1918 году в Нижнем Новгороде.

Хотя опыт противовоздушной обороны в период первой мировой войны был сравнительно невелик, однако уже тогда получили свое начало основные принципы организации противовоздушной обороны тыловых объектов: круговой характер построения обороны с усилением наиболее угрожаемых направлений; комплексное применение всех средств противовоздушной обороны в тесном взаимодействии друг с другом; сосредоточение основных сил для обороны наиболее важных объектов; готовность противовоздушной обороны к ведению эффективных боевых действий в любое время суток. Эти основные принципы в русской армии вытекали из опыта противовоздушной обороны Петрограда и объектов Одесского военного округа.

Роль противовоздушной обороны значительно возросла в годы второй мировой войны, когда средства воздушного нападения были значительно усовершенствованы и могли наносить мощные удары по объектам глубокого тыла страны. Так, немецкая авиация в ходе Великой Отечественной войны понесла большие потери. За войну наши ПВО сбили более 7 500 самолетов, уничтожили свыше 1 000 танков, более 1 500 орудий и много прочей боевой техники противника. В ходе Великой Отечественной войны основная задача советских войск ПВО страны заключалась в том, чтобы прикрыть от удара авиации противника крупные промышленные центры, объекты и районы.

Богатый боевой опыт Войск противовоздушной обороны страны, накопленный в ходе Великой Отечественной войны, а также в ходе ряда локальных конфликтов и других войн, не потерял своего значения и в настоящее время, несмотря на то, что появление ядерного оружия и разнообразных средств воздушно-космического нападения вызвало глубокие изменения в вооружении Войск противовоздушной обороны страны и способах их боевого применения.

История Войск противовоздушной обороны страны убедительно учит, что основой успеха их боевого применения и выполнения стоящих перед ними задач является высокая боевая готовность всех подразделений, частей и соединений.

Опыт боевых действий неопровержимо свидетельствует, что наиболее ответственным для Войск противовоздушной обороны является начальный период войны, когда для захвата стратегической инициативы используется основная масса средств воздушного нападения. Крайне неблагоприятное для наших Вооруженных Сил развитие событий на фронте в первые дни войны, а также недочеты в действиях Войск ПВО страны, имевшие место при отражении налетов немецко-фашистской авиации на Горький и Саратов в июне 1943 г., были связаны прежде всего с недостаточной боевой готовностью войск. Этот урок исторического опыта приобретает особую актуальность в современных условиях, когда наши вероятные противники располагают мощным арсеналом ядерного оружия и новейшими средствами его доставки к объектам поражения. В этой связи изучение опыта Великой Отечественной войны, в частности, способов обеспечения высокой боевой готовности частей и подразделений и внедрение этих способов в новых условиях при современных средствах вооружения остается одной из повседневных задач Войск противовоздушной обороны страны.

В любую погоду, днем и ночью, как часовые на посту, несут службу боевого дежурства воины противовоздушной обороны страны. Недаром народ их называет «воздушные пограничники». Трудна и напряженна служба этих людей. Высока ответственность каждого солдата, сержанта, офицера и генерала этих войск! Охранять все воздушные границы, охранять бдительно, чтобы любой вражеский самолет, каждая вражеская ракета были немедленно уничтожены, если они появятся в советском воздушном пространстве,— таков приказ Родины.

 

Выполняя свой воинский долг, личный состав Войск ПВО страны и в мирное время находится по существу в боевом положении. Каждый солдат, сержант, офицер и генерал, где бы он ни был, какие бы задания он ни выполнял, всегда твердо помнит, что в любое время дня и ночи он может понадобиться для выполнения боевой задачи. Это чувство высокой личной ответственности перед Родиной является той движущей силой, которая помогает преодолеть любые трудности и преграды, встречающиеся на служебном пути воина.

Василий ГОЛОТЮК, почетный член Академии военных наук. Александр УЖАНОВ, профессор Академии военных наук.
8 декабря 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии