RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Иван Грозный и коррупция
3 декабря 2017 г.

Иван Грозный и коррупция

3 декабря 1564 года Государь покинул погрязшую в воровстве Москву и удалился в Александровскую слободу
«Едут, едут по Берлину наши казаки!»
4 марта 2018 г.

«Едут, едут по Берлину наши казаки!»

4 марта 1813 года Русская армия, освобождая Европу от французских войск, вступила в Берлин
Как убивали Александра II
13 марта 2016 г.

Как убивали Александра II

135 лет назад 13 марта 1881 года погиб император, которого народ назвал Освободителем. Он был смертельно ранен террористами на набережной Екатерининского канала в Петербурге
Один против шести
10 марта 2014 г.

Один против шести

90-летие Русско-японской воны: 10 марта 1904 года миноносец «Стерегущий» отчаянно сражался с четырьмя японскими эсминцами и двумя крейсерами.
Штурмана военной авиации
24 марта 2017 г.

Штурмана военной авиации

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил.
Главная » Подвиги в наследство » День войск ПВО России

День войск ПВО России

В 2014году отмечается 100 годовщина образования противовоздушной обороны страны.

Возникновение Войск противовоздушной обороны относится к началу Первой мировой войны и связано с применением авиации, аэростатов и дирижаблей не только для действия по войскам на поле боя, но и для поражения объектов в тылу врага.
День войск ПВО России

Исторически доказано, что днем рождения войск ПВО является декабрь 1914 года, когда Командующий 6-й армией приказом № 90 объявил специальную инструкцию, на основании которой и была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Ее начальником стал генерал-майор Г.В. Бурман. 8 декабря 1914 года "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Термин "воздушная оборона", под которым понималась совокупность сил и средств, а также организационных мер для борьбы с военно-воздушным флотом противника и защиты от его действий своих войск и объектов, употреблялся в России сравнительно непродолжительное время - с 1914 по 1926 г., в 1926- 1927 гг. применялся термин "воздушно-химическая оборона", с 1928 г. - "противовоздушная оборона". Впервые название "противовоздушная оборона" в официальном документе (он был подписан помощником начальника Штаба РККА Б.М. Шапошниковым) появилось в начале 1924 г., а с 1928 г. узаконено постановлением Реввоенсовета СССР.

Войска противовоздушной обороны страны за сравнительно короткий исторический период прошли большой и славный путь развития. От отдельных полевых пушек, приспособленных для стрельбы по самолетам, небольших подразделений зенитной артиллерии и отрядов истребителей до крупных соединений истребительной авиации и зенитной артиллерии, оснащенных совершенными средствами обнаружения авиации противника в воздухе, наведения истребителей и обеспечения стрельбы зенитной артиллерии в период Великой Отечественной войны, а затем до соединений и объединений современных Войск противовоздушной обороны, располагающих зенитными управляемыми ракетами, ракетоносной истребительной авиацией и высокоэффективными автоматизированными системами обнаружения и управления — таков вкратце этот путь.

Развитие авиации внесло в ход военных действий значительные изменения, так как вооруженные силы стали располагать эффективным средством для воздействия на глубокий тыл противника. Тыл воюющих стран перестал быть зоной, находящейся вне сферы вооруженной борьбы. По мере развития и совершенствования авиации, увеличения ее бомбовой нагрузки возрастала сила ударов по объектам тыла, расширялась зона боевых действий, все ощутимей становилось влияние результатов воздействия по объектам тыла на ход войны.

Все возрастающее значение надежной работы тыла для успешного исхода войны потребовало организации его защиты от ударов авиации. Это обусловило появление в ходе первой мировой войны нового вида боевых действий — противовоздушной обороны. Тогда же было положено начало созданию специальных подразделений, основное предназначение которых состояло в ведении борьбы со средствами воздушного нападения.

В русской армии первая батарея 75-миллиметровых морских пушек, приспособленная для стрельбы по самолетам, была сформирована в октябре 1914 года. В 1915 году начался выпуск первых зенитных пушек и построен первый в мире самолет-истребитель РБВЗ-С-16. Были созданы противосамолетные батареи зенитной артиллерии и авиаотряды истребительной авиации для противовоздушной обороны крупных центров страны (Петрограда, Одессы и др.). Для обнаружения авиации противника, наблюдения за ее действиями, для оповещения сил и средства ПВО, а также населения городов о воздушной опасности создается система воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).

В Советской республике первый опыт противовоздушной обороны важных объектов относится к периоду Гражданской войны, в ходе которой от налетов авиации интервентов и белогвардейцев приходилось прикрывать не только войска на поле боя и коммуникации, но и важные центры республики (Петроград, Москву, Астрахань, Баку и др.). Первая школа командного состава зенитной артиллерии была создана в 1918 году в Нижнем Новгороде.

Хотя опыт противовоздушной обороны в период первой мировой войны был сравнительно невелик, однако уже тогда получили свое начало основные принципы организации противовоздушной обороны тыловых объектов: круговой характер построения обороны с усилением наиболее угрожаемых направлений; комплексное применение всех средств противовоздушной обороны в тесном взаимодействии друг с другом; сосредоточение основных сил для обороны наиболее важных объектов; готовность противовоздушной обороны к ведению эффективных боевых действий в любое время суток. Эти основные принципы в русской армии вытекали из опыта противовоздушной обороны Петрограда и объектов Одесского военного округа.

Роль противовоздушной обороны значительно возросла в годы второй мировой войны, когда средства воздушного нападения были значительно усовершенствованы и могли наносить мощные удары по объектам глубокого тыла страны. Так, немецкая авиация в ходе Великой Отечественной войны понесла большие потери. За войну наши ПВО сбили более 7 500 самолетов, уничтожили свыше 1 000 танков, более 1 500 орудий и много прочей боевой техники противника. В ходе Великой Отечественной войны основная задача советских войск ПВО страны заключалась в том, чтобы прикрыть от удара авиации противника крупные промышленные центры, объекты и районы.

Богатый боевой опыт Войск противовоздушной обороны страны, накопленный в ходе Великой Отечественной войны, а также в ходе ряда локальных конфликтов и других войн, не потерял своего значения и в настоящее время, несмотря на то, что появление ядерного оружия и разнообразных средств воздушно-космического нападения вызвало глубокие изменения в вооружении Войск противовоздушной обороны страны и способах их боевого применения.

История Войск противовоздушной обороны страны убедительно учит, что основой успеха их боевого применения и выполнения стоящих перед ними задач является высокая боевая готовность всех подразделений, частей и соединений.

Опыт боевых действий неопровержимо свидетельствует, что наиболее ответственным для Войск противовоздушной обороны является начальный период войны, когда для захвата стратегической инициативы используется основная масса средств воздушного нападения. Крайне неблагоприятное для наших Вооруженных Сил развитие событий на фронте в первые дни войны, а также недочеты в действиях Войск ПВО страны, имевшие место при отражении налетов немецко-фашистской авиации на Горький и Саратов в июне 1943 г., были связаны прежде всего с недостаточной боевой готовностью войск. Этот урок исторического опыта приобретает особую актуальность в современных условиях, когда наши вероятные противники располагают мощным арсеналом ядерного оружия и новейшими средствами его доставки к объектам поражения. В этой связи изучение опыта Великой Отечественной войны, в частности, способов обеспечения высокой боевой готовности частей и подразделений и внедрение этих способов в новых условиях при современных средствах вооружения остается одной из повседневных задач Войск противовоздушной обороны страны.

В любую погоду, днем и ночью, как часовые на посту, несут службу боевого дежурства воины противовоздушной обороны страны. Недаром народ их называет «воздушные пограничники». Трудна и напряженна служба этих людей. Высока ответственность каждого солдата, сержанта, офицера и генерала этих войск! Охранять все воздушные границы, охранять бдительно, чтобы любой вражеский самолет, каждая вражеская ракета были немедленно уничтожены, если они появятся в советском воздушном пространстве,— таков приказ Родины.

 

Выполняя свой воинский долг, личный состав Войск ПВО страны и в мирное время находится по существу в боевом положении. Каждый солдат, сержант, офицер и генерал, где бы он ни был, какие бы задания он ни выполнял, всегда твердо помнит, что в любое время дня и ночи он может понадобиться для выполнения боевой задачи. Это чувство высокой личной ответственности перед Родиной является той движущей силой, которая помогает преодолеть любые трудности и преграды, встречающиеся на служебном пути воина.

Василий ГОЛОТЮК, почетный член Академии военных наук. Александр УЖАНОВ, профессор Академии военных наук.
8 декабря 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии