RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Линия Сталина
4 марта 2018 г.

Линия Сталина

5 марта — день памяти генералиссимуса Великой Отечественной войны, Верховного главнокомандующего страны, победившей европейский фашизм
Памятник Иоанну Грозному
15 октября 2016 г.

Памятник Иоанну Грозному

14 октября 2016 года в Орле состоялась торжественная церемония открытия монумента первому русскому царю
Первый «Георгий» Первой мировой...
14 августа 2014 г.

Первый «Георгий» Первой мировой...

14 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны было произведено первое награждение именным Георгиевским крестом
На подступах к Кёнигсбергу
8 апреля 2016 г.

На подступах к Кёнигсбергу

8 апреля 1945 года капитулировал гарнизон «неприступного» форта № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»
Великий парад Великой Победы
24 июня 2018 г.

Великий парад Великой Победы

24 июня 1945 года по Красной площади в железном строю прошли победители и бросили на брусчатку 200 штандартов «непобедимых» гитлеровских войск
Главная » Подвиги в наследство » Огненный смерч на Лосинке

Огненный смерч на Лосинке

В православных храмах 30 декабря поминают трех отроков, брошенных палачами в пылавшую печь, но не сгоревших в ней

Эта библейская история имеет современное продолжение.
Огненный смерч на Лосинке

Напомним её. Три еврейских отрока — Анания, Азария и Мисаил, служившие при дворе вавилонского царя, отказались приносить поклонение царю Навуходоносору и за это были ввергнуты в «пещь». Но чудесным образом были сохранены в самой пещи от огня и вышли оттуда невредимыми и в одеждах, от которых даже не пахло дымом. В то время как те, кто разжег эту печь, приблизившись к ней, сгорели. Эта библейская история имеет много толкований, но война вложила еще один смысл в древнюю повесть.

Годы Великой Отечественной войны — один из самых значительных периодов советской истории. И вспоминать о них, на мой взгляд, нужно не только в День победы.

История трех отроков в пещи повторилась в далекие годы войны в день их поминовения. Об этом наш рассказ.

Морозным утром 30 декабря 1941 года на подмосковной станции Лосиноостровская взметнулся огненный столп. Если библейская пещь на 70 локтей вокруг полыхала пожаром, то в Подмосковье в полукилометровой зоне огненная стихия снесла дома. Что же стало причиной внезапного чудовищного бедствия?

События развивались следующим образом. На одном из 60 путей станции стоял в числе многих эшелон № 47045, везший бригаду воздушно-десантных войск № 18, сформированную из новобранцев, на фронт. Солдаты получили приказ не выходить из вагонов. Внезапно грянул взрыв. Вероятно, это была диверсия, но точные причины катастрофы не установлены. Началось нечто апокалипсическое — взрывались поезда с боеприпасами, да так, что цистерны летали по воздуху. В этой огненной печи и полегла почти вся бригада десантников и раненые солдатики из санитарных поездов. Погибли пожарные и железнодорожники, пострадало население пристанционных домов.

Жители Лосинки (как и тогда, и сейчас ласково называют эту станцию москвичи) побежали под градом осколков спасать тех, кого еще можно было спасти. На помощь спешили десятки людей – старики, женщины, подростки…

Шестнадцать часов гасили пожар и спасали пострадавших. Потом в течение трех дней хоронили на Раевском кладбище незнакомых очень молодых людей.

Дело об этом происшествии находилось под грифом «Секретно». Власти сильно опасались панических слухов.

Имена и фамилии многих погибших бойцов были восстановлены, но спустя немало времени после Победы. И кем? «Отроком» — Николаем Антоновичем Ивиным, который не сгорел тогда в «пещи», потому что нарушил приказ и вышел набрать снежку в чайник. Николай Антонович рассказывает: «Меня призвали на службу осенью 1941 года в Уральске. Вместе с группой ровесников, которым еще не исполнилось восемнадцати, и людьми постарше я был направлен в 18-ю воздушно-десантную бригаду, формировавшуюся на территории Саратовской области. Наш четвертый батальон располагался в селе Дьяковка (ныне Краснокутского района). Поначалу квартировали в семьях колхозников. Затем оборудовали трехъярусные нары в местной закрытой властями церкви. Изучали парашют, стрелковое оружие, вместе с крестьянами убирали урожай.

В середине декабря нас погрузили в эшелон. На станции Ртищево впервые переодели в военную форму. Ехали в теплушках, с гармонью, песнями. Радовались нашей первой крупной победе под Москвой. 30 декабря 1941 года на рассвете эшелон остановился на одной из станций. Я успел прочитать название – Лосиноостровская. Хотя покидать вагоны не разрешалось, спустился на полотно, чтобы набрать снега в чайник. Вернулся, сделал шаг к печке, и в этот момент раздался взрыв сокрушительной силы. Теплушку разнесло в щепки, меня, контуженного, выбросило на рельсы соседней колеи. Начал тушить гимнастерку на груди. От поезда почти ничего не осталось. Видел погибших, раненых, но из-за потери слуха мало что слышал. Меня подхватили под руки женщины, прибежавшие со стороны дачных построек…

А дальше были госпиталь в Воткинске, краткосрочные курсы артиллерийских техников, служба офицером в 910-м артполку 338-й стрелковой дивизии. Победу над Германией встретил в Кенигсберге, а над Японией — в Порт-Артуре.

Судьбе же было угодно, чтобы спустя годы после Победы я стал москвичом и получил квартиру в том самом районе, где в канун 18-летия моя жизнь могла оборваться. Узнал, что моих однополчан-десантников, погибших на Лосиноостровской, похоронили в братской могиле на Раевском кладбище. В то время сельском. Со всеми воинскими почестями. Позднее там был сооружен мемориал. На темных мраморных плитах высечены имена 396 человек. Против всех фамилий – одна дата гибели: 30 декабря 1941 года. В числе павших вдали от фронта – ребята, с которыми я учился водной школе, гонял мяч во дворе… А о причине того трагического взрыва я до сих пор ничего не знаю».

В этом своем коротком рассказе Николай Антонович не сказал многого: что он и те, кто выжил в огненной буре на Лосинностровской, потом побывали в еще одной страшной «пещи» — в Сталинграде. Что после войны он был директором школы в Лосинке, причем самой лучшей школы, передовой. Что вместе с учениками благоустраивал храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, когда этот дом Божий отдали Церкви. И самое главное — что он стал верующим человеком, а следом за ним воцерковилась и его семья.

30 декабря 2009 года православные Лосиноостровского и ближайших к нему районов собрались на панихиду по бойцам, положившим здесь свои молодые жизни «за други своя» в 41-м году. В течение нескольких лет в этот день у поклонного креста рядом с Раевским кладбищем собирается небольшая группа верующих, иногда приходит кто-нибудь из районной управы. В этот раз из управы не пришли. Забыли: праздник — Новый год… Православные собираются у скромного поклонного креста, а на них смотрит стеклянный фасад внушительного здания протестантского института. К сожалению, не удалось получить разрешения властей на строительство православной часовни.

И все-таки нельзя было не чувствовать праздник, ведь соборная молитва дает душе радость. Снег дивно украсил Москву и Раевское кладбище. Смотритель сметал снег с темных плит, и проступали фамилии и инициалы тех, кто «спит в земле сырой». Зачитали список бойцов 18-й бригады. Там же, на кладбище, один из пришедших рассказал всем о желании Николая Антоновича, отсутствовавшего по болезни, видеть на этой политой кровью земле памятник своим однополчанам. И не просто памятник, а храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Кто-то откликнулся сразу, например ветеран Великой Отечественной войны, дочь полка Людмила Георгиевна Аносова. Она заявила, что отдаст на строительство храма свои сбережения.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
среда
2018

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии