RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Победа и Сталин,
29 февраля 2020 г.

Победа и Сталин,

или Президент России должен проявить волю
Штурмана военной авиации
24 марта 2019 г.

Штурмана военной авиации

24 марта в России отмечается День штурманской службы Военно-воздушных сил.
Виражи княгини Шаховской
17 ноября 2017 г.

Виражи княгини Шаховской

17 ноября 1889 года родилась первая в России женщина-военный лётчик, погибшая в пьяной драке
Спасительница Москвы
3 июня 2020 г.

Спасительница Москвы

3 июня — праздник Владимирской иконы Божией Матери.
Главный резерв Ставки
1 июля 2019 г.

Главный резерв Ставки

1 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения, в которое в первый же день записались 120 тысяч человек от 16 до 65 лет.
Главная » Подвиги в наследство » Неоднозначный император

Неоднозначный император

8 февраля 1725 года скончался Пётр Первый. С тех пор не смолкают споры о его роли в истории России.

В прорубленное им «окно в Европу» вот уже 300 лет врывается не только «технический прогресс», но и убийственное «чужебесие».
Неоднозначный император

В общественном мнении уживаются диаметрально противоположные оценки личности Петра I и итогов его правления. Приведем несколько цитат.

Историк Соловьев сравнивал великую, по его мнению, деятельность Петра с “бурей, очищающей воздух”. И. Солоневич в своей книге о Петре иронически замечает:

“Освежение? Это Остерман и Бирон, Миних и Пален — освежение? Цареубийства, сменяющиеся узурпацией, и узурпации, сменяющиеся цареубийствами, — это тоже “освежение”? Освежением является полное порабощение крестьянской массы и обращение ее в двуногий скот? Освежением является превращение служивого слоя воинов в паразитарную касту рабовладельцев?”

Соловьев утверждал, что “Петр оставил судьбу России в русских руках”. А. Ключевский заявляет, что после смерти Петра “немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, забирались во все доходные места в управлении. Вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа”.

Он же пишет: “Немцы, после десятилетнего своего господства при Анне Иоанновне, усевшись около русского престола, точно голодные кошки вокруг горшка с кашей и достаточно напитавшись, стали на сытом досуге грызть друг друга”...

Борис Башилов писал: «Возникают вопросы: каким образом Курляндско-Брауншвейгский табор смог собраться на берегах Невы вокруг русского престола? Раз это было так, то можно, не боясь ошибки, утверждать, что кровавая петровская революция кончилась ничем. Все реформы производились, по объяснению историков-западников, с целью спасти Россию от участи быть покоренной немцами. А на самом деле, сразу после смерти Петра, Россия стала добычей немцев, а русские верхи пошли в духовную кабалу к Западу. То есть, свершилось то, чего больше всего боялся Александр Невский. Русь попала в духовное рабство к Западу".

...Даже такой убежденный западник, как профессор Г. Федотов, и тот признает, что: “Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой — национальной. Школа и книга делаются орудием обезличения, опустошения народной души. Я здесь не касаюсь социальной опасности раскола: над крестьянством, по безграмотности своей оставшимся верным христианству и национальной культуре, стоит класс господ, получивших над ними право жизни и смерти, презиравших его веру, его быт, одежду и язык и, в свою очередь презираемых им. Результат приблизительно получился тот же, как если бы Россия подверглась польскому или немецкому завоеванию, которое, обратив в рабство туземное население, поставило бы над ним класс иноземцев-феодалов, лишь постепенно, с каждым поколением поддающихся обрусению”.

В книге Г. Федотова “И есть и будет” (“Размышления о России и революции”) мы встречаем такие признания: “Россия с Петра перестала быть понятной русскому народу. Он не представлял себе ни ее границ, ни ее задач, ни ее внешних врагов, которые были ясны и конкретны для него в Московском Царстве. Выветривание государственного сознания продолжалось беспрерывно в народных массах Империи”.

“Со времени европеизации высших слоев русского общества, дворянство видело в народе дикаря, хотя бы и невинного, как дикарь Руссо; народ смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Было бы преувеличением говорить о взаимной ненависти, но можно говорить о презрении, рождающемся из непонимания”.

“Разумеется, за всеми частными поводами для недоброжелательства зияла все та же пропасть, разверзшаяся с Петра. Интеллигенция, как дворянское детище осталась на той стороне, немецкой безбожной, едва ли не поганой”...

Яростный противник самодержавия А. Герцен и тот признался, что “Крестьяне не приняли преобразований Петра Великого. Они остались верными хранителями народности”.

В статье “Новая фаза русской литературы” А. Герцен, вождь русских западников, дал следующую оценку результатов совершенной Петром революции: “Петр I хотел создать сильное государство с пассивным народом. Он презирал русский народ, в котором любил одну численность и силу, и доводил денационализацию гораздо дальше, чем делает это современное правительство...

Борода считалась за преступление; кафтан — за возмущение; портным угрожала смерть за шитье русского платья для русских...

Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель (интендант), иноземец только то и делали, что повторяли — и это в течение по меньшей мере шести поколений — повеление Петра I: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу отечеству”.

Академик Л.Тихомиров: «Рабское усвоение образованными русскими духа и форм западной культуры, которую они восприняли как “общечеловеческую” привело к сильнейшей форме космополитизма и презрению ко всему русскому, в том числе и к национальному государству и национальной власти”. “Несмотря на то, что проблески национального самосознания у русского народа проявились очень рано, сильное подражание образованных слоев европейской культуре сильно затруднили выработку национального политического сознания”.

Борис Башилов: «Петр Первый уничтожил массу народа во имя приведения Руси в культурный вид. Но лишив Россию основ самобытной культуры, он превратил ее высшие социальные слои в вечных подражателей европейской культуре. Трагический результат общеизвестен: ни Европы из России не получилось, ни России не стало". "Наше двухсотлетнее духовное рабство перед Западом будет оправдано только в том случае, если ценой этого духовного рабства, после большевизма мы достигнем, наконец, сознания своей политической и культурной самобытности, как ценой татарского ига мы достигли сначала национального единения, а затем национальной независимости".

“В широко распахнутое Петром “окно в Европу” пахнул не только ветер европейского просвещения, но и тлетворный смрад “чужебесия”.

"Если со времени Петра Европа была проклятием России, то единственное спасение после падения большевизма, заключается в том, чтобы вернуться к национальным традициям государственности и культуры".

 

Сергей Турченко
8 февраля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 августа
понедельник
2020

В этот день:

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

Экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского

3 августа 1849 года экспедиция капитана 1 ранга Г. И. Невельского на транспорте «Байкал» открыла пролив, соединяющий Охотское и Японское моря. Это произошло во время перехода транспорта "Байкал" из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский.

 Экспедиция произвела исследование и описание северной части о. Сахалин, Сахалинского залива, устья р. Амур, доказала, что Сахалин остров, а не полуостров, как считалось ранее,  установила доступность Амура для морских судов

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

Начало операции «Рельсовая война»

3 августа 1943 года советские партизаны начали крупномасштабную операцию по разрушению железнодорожных коммуникаций в тылу противника ("Рельсовая война"). Она проходила по 15 сентября в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск.

 Операция способствовала успеху наших войск при проведении Курской битвы 1943 года и общего наступления на советско-германском фронте.

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

Советские ЗРК против «Фантомов» и «Миражей»

3 августа 1968 года в небе Египта советскими ракетами были сбиты 5 израильских самолетов - четыре «Фантома» и один «Мираж». «Мираж» сбили египетские зенитчики, «Фантомы» - советские.

 За этот бой командиру зенитно-ракетного дивизиона, уничтожившего три самолета, подполковнику Константину Ильичу ПОПОВУ первым из советских военных специалистов было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания был удостоен и командир другого дивизиона подполковник Николай КУТЫНЦЕВ. По американским оценкам, в Египте воевали около полутора тысяч советских зенитчиков и 150 летчиков. Их участие в боевых действиях стало неожиданным для Израиля. За год с июля 1969 года по август 1970 года израильские ВВС потеряли 94 самолета - почти половину всей своей авиации. Эти потери привели к заключению перемирия.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии