RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Легендарный «Майорь Вихрь»
5 ноября 2015 г.

Легендарный «Майорь Вихрь»

5 ноября - День разведчика. Это профессия и судьба особо мужественных и стойких людей
Парад Победы в Берлине
6 сентября 2016 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года (сразу после капитуляции Японии) в Берлине у Брандербургских ворот состоялся парад Победы во Второй мировой войне.
Штурм Пиллау
25 апреля 2016 г.

Штурм Пиллау

В ночь на 26 апреля 1945 года пала последняя цитадель Восточной Пруссии - морской порт и крепость Пиллау.
Поверженный Берлин
30 апреля 2014 г.

Поверженный Берлин

Допрос Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым последнего командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга
Русские герои-2014
13 сентября 2014 г.

Русские герои-2014

В Санкт-Петербурге прошла юбилейная - X церемония награждения лауреатов Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».
Главная » Подвиги в наследство » Неоднозначный император

Неоднозначный император

8 февраля 1725 года скончался Пётр Первый. С тех пор не смолкают споры о его роли в истории России.

В прорубленное им «окно в Европу» вот уже 300 лет врывается не только «технический прогресс», но и убийственное «чужебесие».
Неоднозначный император

В общественном мнении уживаются диаметрально противоположные оценки личности Петра I и итогов его правления. Приведем несколько цитат.

Историк Соловьев сравнивал великую, по его мнению, деятельность Петра с “бурей, очищающей воздух”. И. Солоневич в своей книге о Петре иронически замечает:

“Освежение? Это Остерман и Бирон, Миних и Пален — освежение? Цареубийства, сменяющиеся узурпацией, и узурпации, сменяющиеся цареубийствами, — это тоже “освежение”? Освежением является полное порабощение крестьянской массы и обращение ее в двуногий скот? Освежением является превращение служивого слоя воинов в паразитарную касту рабовладельцев?”

Соловьев утверждал, что “Петр оставил судьбу России в русских руках”. А. Ключевский заявляет, что после смерти Петра “немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, забирались во все доходные места в управлении. Вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа”.

Он же пишет: “Немцы, после десятилетнего своего господства при Анне Иоанновне, усевшись около русского престола, точно голодные кошки вокруг горшка с кашей и достаточно напитавшись, стали на сытом досуге грызть друг друга”...

Борис Башилов писал: «Возникают вопросы: каким образом Курляндско-Брауншвейгский табор смог собраться на берегах Невы вокруг русского престола? Раз это было так, то можно, не боясь ошибки, утверждать, что кровавая петровская революция кончилась ничем. Все реформы производились, по объяснению историков-западников, с целью спасти Россию от участи быть покоренной немцами. А на самом деле, сразу после смерти Петра, Россия стала добычей немцев, а русские верхи пошли в духовную кабалу к Западу. То есть, свершилось то, чего больше всего боялся Александр Невский. Русь попала в духовное рабство к Западу".

...Даже такой убежденный западник, как профессор Г. Федотов, и тот признает, что: “Петру удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством (сначала одним дворянством) и народом (всеми остальными классами общества) — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой — национальной. Школа и книга делаются орудием обезличения, опустошения народной души. Я здесь не касаюсь социальной опасности раскола: над крестьянством, по безграмотности своей оставшимся верным христианству и национальной культуре, стоит класс господ, получивших над ними право жизни и смерти, презиравших его веру, его быт, одежду и язык и, в свою очередь презираемых им. Результат приблизительно получился тот же, как если бы Россия подверглась польскому или немецкому завоеванию, которое, обратив в рабство туземное население, поставило бы над ним класс иноземцев-феодалов, лишь постепенно, с каждым поколением поддающихся обрусению”.

В книге Г. Федотова “И есть и будет” (“Размышления о России и революции”) мы встречаем такие признания: “Россия с Петра перестала быть понятной русскому народу. Он не представлял себе ни ее границ, ни ее задач, ни ее внешних врагов, которые были ясны и конкретны для него в Московском Царстве. Выветривание государственного сознания продолжалось беспрерывно в народных массах Империи”.

“Со времени европеизации высших слоев русского общества, дворянство видело в народе дикаря, хотя бы и невинного, как дикарь Руссо; народ смотрел на господ как на вероотступников и полунемцев. Было бы преувеличением говорить о взаимной ненависти, но можно говорить о презрении, рождающемся из непонимания”.

“Разумеется, за всеми частными поводами для недоброжелательства зияла все та же пропасть, разверзшаяся с Петра. Интеллигенция, как дворянское детище осталась на той стороне, немецкой безбожной, едва ли не поганой”...

Яростный противник самодержавия А. Герцен и тот признался, что “Крестьяне не приняли преобразований Петра Великого. Они остались верными хранителями народности”.

В статье “Новая фаза русской литературы” А. Герцен, вождь русских западников, дал следующую оценку результатов совершенной Петром революции: “Петр I хотел создать сильное государство с пассивным народом. Он презирал русский народ, в котором любил одну численность и силу, и доводил денационализацию гораздо дальше, чем делает это современное правительство...

Борода считалась за преступление; кафтан — за возмущение; портным угрожала смерть за шитье русского платья для русских...

Правительство, помещик, офицер, столоначальник, управитель (интендант), иноземец только то и делали, что повторяли — и это в течение по меньшей мере шести поколений — повеление Петра I: перестань быть русским и ты окажешь великую услугу отечеству”.

Академик Л.Тихомиров: «Рабское усвоение образованными русскими духа и форм западной культуры, которую они восприняли как “общечеловеческую” привело к сильнейшей форме космополитизма и презрению ко всему русскому, в том числе и к национальному государству и национальной власти”. “Несмотря на то, что проблески национального самосознания у русского народа проявились очень рано, сильное подражание образованных слоев европейской культуре сильно затруднили выработку национального политического сознания”.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 февраля
четверг
2018

В этот день:

Договор с Персией

22 февраля 1828 года был заключен Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией (совр. Иран). Она уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, предоставила свободу плавания торговым судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.

Маршал Леонид Говоров

22 февраля 1897 года родился Леонид Александрович ГОВОРОВ, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза. В войну командовал войсками Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов. После войны был главнокомандующим войсками ПВО и заместителем министра обороны. Среди его наград 5 орденов Ленина, орден Победы.

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

Храм в Антарктиде

22 февраля 1968 года была открыта первая советская полярная станция у берегов Западной Антарктиды «Беллинсгаузен», названная в честь великого русского мореплавателя. Станция до сих пор функционирует на острове Ватерлоо (Кинг Джордж).

В непосредственной близости с ней расположена чилийская антарктическая станция «Фрей» (Presidente Eduardo Frei Montalva). С 2004 года вблизи Беллинсгаузена действует православная церковь Святой Троицы, единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Метро в Киеве

22 февраля 1945 года в Москве в Совнаркоме СССР было принято решение о строительстве метро в Киеве.

Из-за послевоенных трудностей массовые работы по сооружению метрополитена были начаты в 1949 году. 14 апреля 1949 года приказом № 297/ЦЗ Министерства путей сообщения СССР создано управление по строительству метрополитена — «Киевметрострой». Начальником управления был назначен Филипп Иванович Кузьмин. Киевское метро строила вся страна.Это был великий трудовой подвиг советского народа, который в разрушенном войной СССР сумел создать одно из уникальнейших сооружений в мире.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии