RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Именные субмарины: «Месть»
12 ноября 2015 г.

Именные субмарины: «Месть»

В ноябре 1941 года вдова флотского офицера Л.М.Лободенко призвала жен моряков собрать средства на строительство подводной лодки
Наш разведчик в «Сатурне»
13 июля 2019 г.

Наш разведчик в «Сатурне»

13 июля 1943 года начал службу в СМЕРШ Александр Иванович Козлов — прототип главного героя кинодилогии «Путь в «Сатурн»» и «Конец «Сатурна»
Поверженный Берлин
30 апреля 2014 г.

Поверженный Берлин

Допрос Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым последнего командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга
Еще раз о Маресьеве...
20 мая 2016 г.

Еще раз о Маресьеве...

Боевой и чисто человеческий подвиг этого легендарного летчика явился неким пиком, невероятным взлётом мужества и героизма не только отдельной личности, но и всего советского народа.
Командор Николай Резанов
14 марта 2019 г.

Командор Николай Резанов

14 марта - день памяти начальника первой русской кругосветной экспедиции (1803 - 1806), Николая Петровича Резанова.
Главная » Подвиги в наследство » Спасение Рузвельта

Спасение Рузвельта

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция, на которой встретились глава советского государства, американский президент и английский премьер

В ходе неё советский шофёр Федор Ходаков спас президента США от неминуемой гибели.
Спасение Рузвельта

Во время Ялтинской конференции, на которую приехали к Сталину Рузвельт и Черчилль произошел драматический эпизод, когда чуть было не погиб президент США. Его спас шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков. Подробности мне рассказал сын разведчика Геннадий Ходаков. Но для начала — об обстановке переговоров.

Для обеспечений безопасности глав трех великих государств с воздуха в Крыму были установлены радиолокаторы и зенитные пушки. Советские корабли и подводные лодки охраняли морские подступы к Ялте. От Ялты до Севастополя был проложен телеграфный кабель, соединенный с судном американских ВМС «Кэтоктин», поддерживавшим прямую связь с Вашингтоном (провести корабль в Ялту не решились из-за опасности столкновения с блуждающими немецкими минами).Численность американской и английской делегаций вместе с командами кораблей и судов, многочисленной охраной составляла около 2500 человек.
Для американцев в Крым были доставлены бронированные автомобили «линкольн» и два «Кадиллака» оснащенные форсированными двигателями, радиостанциями, а также «виллис» со специально сконструированным для этого случая сидением и металлическим поручнем с правой стороны (известно, что Рузвельт с детства болел полиомиелитом и у него были парализованы обе ноги, вследствие чего охрана переносила его на руках из инвалидной коляски в автомобиль и обратно). Для сопровождающих лиц - 20 седанов «шевроле», которые Рузвельт в знак благодарности подарил Советскому Союзу. Все они поступили в распоряжение ГОНа.
Американский президент прибыл в Крым 3 февраля 1945 года на самолете «Священная корова», который приземлился на аэродром города Саки. Рузвельт спустился на летное поле на специально устроенном в его самолете подъемнике, и был перенесен телохранителями в открытый джип, за рулем которого находился советский шофер-разведчик Ходаков.

Работа конференции проходила в жестком режиме с утра до поздней ночи. В перерывах между заседаниями участники конференции прогуливались поу ливадийскому парку, а Рузвельт в сопровождении охраны и водителя Ходакова на «виллисе» путешестовал по горным дорогам, любовался прибрежными пейзажами. В одной из таких поездок и случилось ЧП.

- Эту сенсационную историю отец поведал нам, домочадцам, незадолго до своей кончины, рассказал Геннадий Ходаков. - Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов - святая святых.

По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «великой тройки», СССР предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант НКГБ СССР.
Как рассказывал отец, однажды перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «виллис». Видимо, по неосторожности (некоторые эксперты считают, что это была попытка покушения на жизнь Рузвельта, который слишком лояльно относился к СССР), неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции этого «виллиса» двери отсутствовали). Охранники уселись на задних сиденьях автомобиля. За рулем джипа был мой отец. Во время движения президентского автомобиля по горному серпантину ялтинской дороги, при выполнении крутого левого поворота, перила неожиданно распахнулись, и Рузвельт как куль стал вываливаться из машины. Его телохранители даже не шелохнулись. Однако, отец, проявив мгновенную реакцию, на лету подхватил его правой рукой и втащил назад на сиденье. Отец вспоминал, что после остановки «виллиса» кортеж машин сразу остановился. К испуганному Рузвельту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, заявил: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».
Но все это оказалось только словами. История эта была засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался. Уже после его смерти жена президента Элеонора во время неофициального визита в СССР, попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение мужа.
Как сообщили мне нынешние руководители Гаража особого назначения, после Победы Федор Алексеевич Ходаков был персональным водителем видного деятеля ВКП(б) и советского государства Г.Маленкова, с которым проработал около 14 лет. Обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзэ-Дуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти...
Однако в конце 50-х годов, после разоблачения "антипартийной" группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, он попал в кадровую «мясорубку» и был разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен ... по сокращению штатов. После долгих мытарств ему удалось устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, где он проработал еще около 20 лет.

Умер Федор Ходаков на 93-м году жизни 2 сентября 2000 года, успев рассказать историю спасения Франклина Рузвельта.
Биографическая справка
Федор Алексеевич Ходаков родился 17 февраля 1908 года в селе Великополье, что на Смоленщине, в бедной крестьянской семье. Во время воинской службы окончил курсы водителей. После демобилизации приехал к родственникам в Москву. Учился в ремесленном училище. В 1933 году принят на работу водителем в гараж Управления делами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР. С 1939 года работал в Гараже особого назначения НКВД-МГБ СССР в звании шофера-разведчика I категории.

 

Сергей Турченко
4 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 октября
понедельник
2019

В этот день:

Флотоводец Федор Ушаков

14 октября 1817 года скончался Фёдор Фёдорович Ушаков, Святой РПЦ, выдающийся русский флотоводец, адмирал (род. 1744). Был одним из создателей Черноморского флота и с 1790 года его командующим. Прославился своими блестящими победами над турецким флотом в сражениях у островов Фидониси и Тендра, у мыса Калиакрия и других в последней четверти XVIII века, когда Россия отстаивала свои права на Черноморское побережье Крыма и Кавказа.

Флотоводец Федор Ушаков

14 октября 1817 года скончался Фёдор Фёдорович Ушаков, Святой РПЦ, выдающийся русский флотоводец, адмирал (род. 1744). Был одним из создателей Черноморского флота и с 1790 года его командующим. Прославился своими блестящими победами над турецким флотом в сражениях у островов Фидониси и Тендра, у мыса Калиакрия и других в последней четверти XVIII века, когда Россия отстаивала свои права на Черноморское побережье Крыма и Кавказа.

Успешно провёл Средиземноморский поход русского флота во время войны против Франции 1798—1800 годах. Проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России.

Умер в 1817 году. Похоронен в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре (Республика Мордовия). Именем Ф.Ф. Ушакова названы бухта в юго-восточной части Баренцева м. и мыс на северном побережье Охотского моря. Имя Ушакова носили боевые корабли русского и советского ВМФ.

По инициативе архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго канонизация флотоводца состоитоялась 4 -5 августа 2003 года в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре, на территории которого Федор Федорович был похоронен в 1817 году. 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Фёдор Ушаков почитается как святой покровитель Российского Военно-морского флота (с 2000 года) и Стратегических Военно-воздушных сил (с 2005 года).

Летчик-испытатель Роман Таскаев

14 октября 1954 года родился Роман Петрович ТАСКАЕВ, летчик-испытатель МАПО МИГ, Герой России.

Летчик-испытатель Роман Таскаев

14 октября 1954 года родился Роман Петрович ТАСКАЕВ, летчик-испытатель МАПО МИГ, Герой России.

В 1967—1971 гг. занимался планерным и парашютным спортом в Читинском аэроклубе. С 1971 г. — в Советской Армии. С 1975 г., окончив Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков, служил лётчиком в частях ВВС (Северная группа войск, Одесский военный округ). В 1981 г. уволен в запас. В 1983 г. окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А. И. Микояна.

Поднял в небо и провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ (1996—1998 гг.). Участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31, МиГ-31М. Проводил испытания на критических режимах полёта МиГ-29, МиГ-29УБ и МиГ-29М, а также испытания по отработке дозаправки МиГ-25РБ, МиГ-25ПД, МиГ-31, МиГ-29К.

В 1995 году установил мировой авиационный рекорд высоты полёта на самолёте МиГ-29.

Дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.

Указом Президента Российской Федерации № 891 от 16 августа 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Таскаеву Роману Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

С 1998 года — заместитель Генерального директора ОКБ имени А. С. Яковлева по лётным испытаниям. Провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта Як-130.

Состоит в Международной ассоциации летчиков-испытателей.

Гренадер Степан Новиков

1 октября 1787 года турецкая армия предприняла попытку захватить русскую крепость Кинбурн, прикрывавшую главную базу русского флота, город Херсон.

Гренадер Степан Новиков

1 октября 1787 года турецкая армия предприняла попытку захватить русскую крепость Кинбурн, прикрывавшую главную базу русского флота, город Херсон.

6-ти тысячный десант под прикрытием турецкого флота вступил в бой с полуторатысячным гарнизоном крепости. В тяжелый момент боя А.В.Суворов со шпагой в руках бросился в гущу сражения, увлекая за собой своих чудо-богатырей. Увидев, что турки смыкают кольцо вокруг любимого полководца, гренадер Шлиссельбургского полка Степан Новиков ринулся ему на выручку.

Отважный солдат, как вспоминал позже сам Суворов, "пропорол турчина штыком, его товарища - застрелил, бросился один на тридцать человек". Растерявшись, турки обратились в бегство. Воодушевившись примером Новикова, русские солдаты погнали неприятеля, переломив ход сражения в нашу пользу.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии