RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Приказываю — умереть!»
17 марта 2016 г.

«Приказываю — умереть!»

90 лет назад 17 марта 1926 ушел из жизни легендарный генерал Алексей Алексеевич Брусилов
Позывной «Огонёк»
7 марта 2017 г.

Позывной «Огонёк»

Зинаида Колесникова прошла с боями от Москвы до Берлина, ужинала в Потсдаме за столом лидеров антигитлеровской коалиции...
История любви
25 июля 2016 г.

История любви

Этот рассказ о любви моих родителей. Их молодость пришлась на годы войны. Но вынести все трудности этого жестокого времени им помогла именно любовь. Любовь, пронесенная сквозь войну.
Иконостас русских героев!
8 июня 2013 г.

Иконостас русских героев!

В Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» …
Так начинался Байконур
2 июня 2018 г.

Так начинался Байконур

2 июня - день рождения первого в мире и самого крупного на планете космодрома
Главная » Подвиги в наследство » Спасение Рузвельта

Спасение Рузвельта

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция, на которой встретились глава советского государства, американский президент и английский премьер

В ходе неё советский шофёр Федор Ходаков спас президента США от неминуемой гибели.
Спасение Рузвельта

Во время Ялтинской конференции, на которую приехали к Сталину Рузвельт и Черчилль произошел драматический эпизод, когда чуть было не погиб президент США. Его спас шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков. Подробности мне рассказал сын разведчика Геннадий Ходаков. Но для начала — об обстановке переговоров.

Для обеспечений безопасности глав трех великих государств с воздуха в Крыму были установлены радиолокаторы и зенитные пушки. Советские корабли и подводные лодки охраняли морские подступы к Ялте. От Ялты до Севастополя был проложен телеграфный кабель, соединенный с судном американских ВМС «Кэтоктин», поддерживавшим прямую связь с Вашингтоном (провести корабль в Ялту не решились из-за опасности столкновения с блуждающими немецкими минами).Численность американской и английской делегаций вместе с командами кораблей и судов, многочисленной охраной составляла около 2500 человек.
Для американцев в Крым были доставлены бронированные автомобили «линкольн» и два «Кадиллака» оснащенные форсированными двигателями, радиостанциями, а также «виллис» со специально сконструированным для этого случая сидением и металлическим поручнем с правой стороны (известно, что Рузвельт с детства болел полиомиелитом и у него были парализованы обе ноги, вследствие чего охрана переносила его на руках из инвалидной коляски в автомобиль и обратно). Для сопровождающих лиц - 20 седанов «шевроле», которые Рузвельт в знак благодарности подарил Советскому Союзу. Все они поступили в распоряжение ГОНа.
Американский президент прибыл в Крым 3 февраля 1945 года на самолете «Священная корова», который приземлился на аэродром города Саки. Рузвельт спустился на летное поле на специально устроенном в его самолете подъемнике, и был перенесен телохранителями в открытый джип, за рулем которого находился советский шофер-разведчик Ходаков.

Работа конференции проходила в жестком режиме с утра до поздней ночи. В перерывах между заседаниями участники конференции прогуливались поу ливадийскому парку, а Рузвельт в сопровождении охраны и водителя Ходакова на «виллисе» путешестовал по горным дорогам, любовался прибрежными пейзажами. В одной из таких поездок и случилось ЧП.

- Эту сенсационную историю отец поведал нам, домочадцам, незадолго до своей кончины, рассказал Геннадий Ходаков. - Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов - святая святых.

По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «великой тройки», СССР предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант НКГБ СССР.
Как рассказывал отец, однажды перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «виллис». Видимо, по неосторожности (некоторые эксперты считают, что это была попытка покушения на жизнь Рузвельта, который слишком лояльно относился к СССР), неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции этого «виллиса» двери отсутствовали). Охранники уселись на задних сиденьях автомобиля. За рулем джипа был мой отец. Во время движения президентского автомобиля по горному серпантину ялтинской дороги, при выполнении крутого левого поворота, перила неожиданно распахнулись, и Рузвельт как куль стал вываливаться из машины. Его телохранители даже не шелохнулись. Однако, отец, проявив мгновенную реакцию, на лету подхватил его правой рукой и втащил назад на сиденье. Отец вспоминал, что после остановки «виллиса» кортеж машин сразу остановился. К испуганному Рузвельту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, заявил: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».
Но все это оказалось только словами. История эта была засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался. Уже после его смерти жена президента Элеонора во время неофициального визита в СССР, попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение мужа.
Как сообщили мне нынешние руководители Гаража особого назначения, после Победы Федор Алексеевич Ходаков был персональным водителем видного деятеля ВКП(б) и советского государства Г.Маленкова, с которым проработал около 14 лет. Обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзэ-Дуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти...
Однако в конце 50-х годов, после разоблачения "антипартийной" группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, он попал в кадровую «мясорубку» и был разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен ... по сокращению штатов. После долгих мытарств ему удалось устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, где он проработал еще около 20 лет.

Умер Федор Ходаков на 93-м году жизни 2 сентября 2000 года, успев рассказать историю спасения Франклина Рузвельта.
Биографическая справка
Федор Алексеевич Ходаков родился 17 февраля 1908 года в селе Великополье, что на Смоленщине, в бедной крестьянской семье. Во время воинской службы окончил курсы водителей. После демобилизации приехал к родственникам в Москву. Учился в ремесленном училище. В 1933 году принят на работу водителем в гараж Управления делами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР. С 1939 года работал в Гараже особого назначения НКВД-МГБ СССР в звании шофера-разведчика I категории.

 

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
вторник
2018

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии