RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Штопор Арцеулова
7 октября 2016 г.

Штопор Арцеулова

Сто лет назад 7 октября 1916 года внук художника Айвазовского впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения
Пехота в тельняшках
27 ноября 2017 г.

Пехота в тельняшках

27 ноября 1705 года Петр Первый создал первый в России морской полк
Фашистский план Берлинской операции
16 апреля 2019 г.

Фашистский план Берлинской операции

16 апреля 1945 года началась Берлинская операция советских войск, у которой, как оказалось, был альтернативный вариант
Украинский орден СССР
10 октября 2014 г.

Украинский орден СССР

10 октября 1943 года была учреждена боевая награда имени Богдана Хмельницкого
Слава юным защитникам Отечества!
21 августа 2013 г.

Слава юным защитникам Отечества!

21 августа 1943 года в СССР были созданы суворовские и нахимовские училища
Главная » Подвиги в наследство » Спасение Рузвельта

Спасение Рузвельта

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция, на которой встретились глава советского государства, американский президент и английский премьер

В ходе неё советский шофёр Федор Ходаков спас президента США от неминуемой гибели.
Спасение Рузвельта

Во время Ялтинской конференции, на которую приехали к Сталину Рузвельт и Черчилль произошел драматический эпизод, когда чуть было не погиб президент США. Его спас шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков. Подробности мне рассказал сын разведчика Геннадий Ходаков. Но для начала — об обстановке переговоров.

Для обеспечений безопасности глав трех великих государств с воздуха в Крыму были установлены радиолокаторы и зенитные пушки. Советские корабли и подводные лодки охраняли морские подступы к Ялте. От Ялты до Севастополя был проложен телеграфный кабель, соединенный с судном американских ВМС «Кэтоктин», поддерживавшим прямую связь с Вашингтоном (провести корабль в Ялту не решились из-за опасности столкновения с блуждающими немецкими минами).Численность американской и английской делегаций вместе с командами кораблей и судов, многочисленной охраной составляла около 2500 человек.
Для американцев в Крым были доставлены бронированные автомобили «линкольн» и два «Кадиллака» оснащенные форсированными двигателями, радиостанциями, а также «виллис» со специально сконструированным для этого случая сидением и металлическим поручнем с правой стороны (известно, что Рузвельт с детства болел полиомиелитом и у него были парализованы обе ноги, вследствие чего охрана переносила его на руках из инвалидной коляски в автомобиль и обратно). Для сопровождающих лиц - 20 седанов «шевроле», которые Рузвельт в знак благодарности подарил Советскому Союзу. Все они поступили в распоряжение ГОНа.
Американский президент прибыл в Крым 3 февраля 1945 года на самолете «Священная корова», который приземлился на аэродром города Саки. Рузвельт спустился на летное поле на специально устроенном в его самолете подъемнике, и был перенесен телохранителями в открытый джип, за рулем которого находился советский шофер-разведчик Ходаков.

Работа конференции проходила в жестком режиме с утра до поздней ночи. В перерывах между заседаниями участники конференции прогуливались поу ливадийскому парку, а Рузвельт в сопровождении охраны и водителя Ходакова на «виллисе» путешестовал по горным дорогам, любовался прибрежными пейзажами. В одной из таких поездок и случилось ЧП.

- Эту сенсационную историю отец поведал нам, домочадцам, незадолго до своей кончины, рассказал Геннадий Ходаков. - Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов - святая святых.

По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «великой тройки», СССР предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант НКГБ СССР.
Как рассказывал отец, однажды перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «виллис». Видимо, по неосторожности (некоторые эксперты считают, что это была попытка покушения на жизнь Рузвельта, который слишком лояльно относился к СССР), неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции этого «виллиса» двери отсутствовали). Охранники уселись на задних сиденьях автомобиля. За рулем джипа был мой отец. Во время движения президентского автомобиля по горному серпантину ялтинской дороги, при выполнении крутого левого поворота, перила неожиданно распахнулись, и Рузвельт как куль стал вываливаться из машины. Его телохранители даже не шелохнулись. Однако, отец, проявив мгновенную реакцию, на лету подхватил его правой рукой и втащил назад на сиденье. Отец вспоминал, что после остановки «виллиса» кортеж машин сразу остановился. К испуганному Рузвельту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, заявил: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».
Но все это оказалось только словами. История эта была засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался. Уже после его смерти жена президента Элеонора во время неофициального визита в СССР, попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение мужа.
Как сообщили мне нынешние руководители Гаража особого назначения, после Победы Федор Алексеевич Ходаков был персональным водителем видного деятеля ВКП(б) и советского государства Г.Маленкова, с которым проработал около 14 лет. Обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзэ-Дуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти...
Однако в конце 50-х годов, после разоблачения "антипартийной" группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, он попал в кадровую «мясорубку» и был разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен ... по сокращению штатов. После долгих мытарств ему удалось устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, где он проработал еще около 20 лет.

Умер Федор Ходаков на 93-м году жизни 2 сентября 2000 года, успев рассказать историю спасения Франклина Рузвельта.
Биографическая справка
Федор Алексеевич Ходаков родился 17 февраля 1908 года в селе Великополье, что на Смоленщине, в бедной крестьянской семье. Во время воинской службы окончил курсы водителей. После демобилизации приехал к родственникам в Москву. Учился в ремесленном училище. В 1933 году принят на работу водителем в гараж Управления делами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР. С 1939 года работал в Гараже особого назначения НКВД-МГБ СССР в звании шофера-разведчика I категории.

 

Сергей Турченко
4 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
среда
2019

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии