RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»
1 октября 2013 г.

Тайна гибели подводной лодки «Щ-216»

1 октября 2013 года спасательное судно Черноморского флота «Эпрон» возвратилось в родную базу, завершив водолазное обследование советской подводной лодки «Щ-216», погибшей в годы Великой Отечественной войны у мыса Тарханкут (Крым).
Сталин и китайский император
27 августа 2017 г.

Сталин и китайский император

27 августа 1946 года министр внутренних дел СССР С. Круглов направил Верховному секретную депешу по поводу бывшего императора Маньчжоу Го Пу И
Три головы СМЕРШ
19 апреля 2016 г.

Три головы СМЕРШ

19 апреля 1943 года образовано главное управление контрразведки, более известное под названием «Смерть шпионам».
Уроки Константина Симонова
28 августа 2013 г.

Уроки Константина Симонова

28 августа 1979 года умер выдающийся военный писатель полковник Константин Михайлович Симонов
Подвиг «Молодой гвардии»
30 сентября 2017 г.

Подвиг «Молодой гвардии»

30 сентября 1942 года в оккупированном фашистами украинском Краснодоне была создана подпольная комсомольская организация
Главная » Подвиги в наследство » Спасение Рузвельта

Спасение Рузвельта

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция, на которой встретились глава советского государства, американский президент и английский премьер

В ходе неё советский шофёр Федор Ходаков спас президента США от неминуемой гибели.
Спасение Рузвельта

Во время Ялтинской конференции, на которую приехали к Сталину Рузвельт и Черчилль произошел драматический эпизод, когда чуть было не погиб президент США. Его спас шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков. Подробности мне рассказал сын разведчика Геннадий Ходаков. Но для начала — об обстановке переговоров.

Для обеспечений безопасности глав трех великих государств с воздуха в Крыму были установлены радиолокаторы и зенитные пушки. Советские корабли и подводные лодки охраняли морские подступы к Ялте. От Ялты до Севастополя был проложен телеграфный кабель, соединенный с судном американских ВМС «Кэтоктин», поддерживавшим прямую связь с Вашингтоном (провести корабль в Ялту не решились из-за опасности столкновения с блуждающими немецкими минами).Численность американской и английской делегаций вместе с командами кораблей и судов, многочисленной охраной составляла около 2500 человек.
Для американцев в Крым были доставлены бронированные автомобили «линкольн» и два «Кадиллака» оснащенные форсированными двигателями, радиостанциями, а также «виллис» со специально сконструированным для этого случая сидением и металлическим поручнем с правой стороны (известно, что Рузвельт с детства болел полиомиелитом и у него были парализованы обе ноги, вследствие чего охрана переносила его на руках из инвалидной коляски в автомобиль и обратно). Для сопровождающих лиц - 20 седанов «шевроле», которые Рузвельт в знак благодарности подарил Советскому Союзу. Все они поступили в распоряжение ГОНа.
Американский президент прибыл в Крым 3 февраля 1945 года на самолете «Священная корова», который приземлился на аэродром города Саки. Рузвельт спустился на летное поле на специально устроенном в его самолете подъемнике, и был перенесен телохранителями в открытый джип, за рулем которого находился советский шофер-разведчик Ходаков.

Работа конференции проходила в жестком режиме с утра до поздней ночи. В перерывах между заседаниями участники конференции прогуливались поу ливадийскому парку, а Рузвельт в сопровождении охраны и водителя Ходакова на «виллисе» путешестовал по горным дорогам, любовался прибрежными пейзажами. В одной из таких поездок и случилось ЧП.

- Эту сенсационную историю отец поведал нам, домочадцам, незадолго до своей кончины, рассказал Геннадий Ходаков. - Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов - святая святых.

По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкая разведка готовила покушение на лидеров «великой тройки», СССР предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант НКГБ СССР.
Как рассказывал отец, однажды перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «виллис». Видимо, по неосторожности (некоторые эксперты считают, что это была попытка покушения на жизнь Рузвельта, который слишком лояльно относился к СССР), неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции этого «виллиса» двери отсутствовали). Охранники уселись на задних сиденьях автомобиля. За рулем джипа был мой отец. Во время движения президентского автомобиля по горному серпантину ялтинской дороги, при выполнении крутого левого поворота, перила неожиданно распахнулись, и Рузвельт как куль стал вываливаться из машины. Его телохранители даже не шелохнулись. Однако, отец, проявив мгновенную реакцию, на лету подхватил его правой рукой и втащил назад на сиденье. Отец вспоминал, что после остановки «виллиса» кортеж машин сразу остановился. К испуганному Рузвельту подбежали сотрудники охраны и личный врач. Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, заявил: «Вы спасли жизнь президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!».
Но все это оказалось только словами. История эта была засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался. Уже после его смерти жена президента Элеонора во время неофициального визита в СССР, попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение мужа.
Как сообщили мне нынешние руководители Гаража особого назначения, после Победы Федор Алексеевич Ходаков был персональным водителем видного деятеля ВКП(б) и советского государства Г.Маленкова, с которым проработал около 14 лет. Обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзэ-Дуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти...
Однако в конце 50-х годов, после разоблачения "антипартийной" группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, он попал в кадровую «мясорубку» и был разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен ... по сокращению штатов. После долгих мытарств ему удалось устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, где он проработал еще около 20 лет.

Умер Федор Ходаков на 93-м году жизни 2 сентября 2000 года, успев рассказать историю спасения Франклина Рузвельта.
Биографическая справка
Федор Алексеевич Ходаков родился 17 февраля 1908 года в селе Великополье, что на Смоленщине, в бедной крестьянской семье. Во время воинской службы окончил курсы водителей. После демобилизации приехал к родственникам в Москву. Учился в ремесленном училище. В 1933 году принят на работу водителем в гараж Управления делами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР. С 1939 года работал в Гараже особого назначения НКВД-МГБ СССР в звании шофера-разведчика I категории.

 

Сергей Турченко
4 февраля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 апреля
пятница
2018

В этот день:

Завещание Владимира Мономаха

20 апреля 1113 года на великокняжеский престол в Киеве вступил Владимир Мономах.

Завещание Владимира Мономаха

20 апреля 1113 года на великокняжеский престол в Киеве вступил Владимир Мономах.

 Он правил 13 лет и был одним из образованнейших князей древнего периода русской истории. Летопись называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за русскую землю».

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Венцом деятельности Владимира Мономаха стала собранная воедино Русь, ему удалось объединить территории Древнерусского государства. На короткий период в стране утихли распри, укрепились границы и установился мир.
В составе Лаврентьевской летописи дошло три сочинения Владимира Мономаха. Наиболее значимо “Поучение”, характеризующее автора как оригинального мыслителя, тонкого политика и мастера слова. В “Поучении”, которое считается политическим завещанием Владимира Мономаха, формулируется идея необходимости единства правящего рода Рюриковичей и взаимной ответственности власти и населения. Подробно прорисован идеальный образ правителя. Справедливость рассматривается как законность. Это универсальный, распространяемый на всех принцип, предполагающий ответственность как рядовой личности, так и государственных мужей. Обращенное к потомкам “Поучение”—это мудрое наставление, исходящее из христианских принципов и возводящее в нравственную норму сострадание, уклонение от зла и справедливость.

Первые Герои Союза

20 апреля 1934 года первыми Героями Советского Союза стали летчики — спасатели «челюскинцев»: А. В. ЛЯПИДЕВСКИЙ, С. А. ЛЕВАНЕВСКИЙ, В. С. МОЛОКОВ, Н. П. КАМАНИН, М. Т. СЛЕПНЕВ, М. В. ВОДОПЬЯНОВ, И. В. ДОРОНИН.

Генеральный конструктор «Энергии»

20 апреля 1935 года родился Юрий Павлович СЕМЁНОВ, генеральный конструктор РКК «Энергия» (1989—2005), академик РАН, лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда.

Единственный маршал РФ

20 апреля 1938 года родился Игорь Дмитриевич СЕРГЕЕВ (умер 10.11.2006), маршал РФ.

Единственный маршал РФ

20 апреля 1938 года родился Игорь Дмитриевич СЕРГЕЕВ (умер 10.11.2006), маршал РФ.

В 1992—97 был главкомом Ракетных войск стратегического назначения, в 1997—2001 — министром обороны РФ. Он единственный из генералов современной России, которому было присвоено маршальское звание.

Георгий Костылев: Герой без Звезды

20 апреля 1914 года родился Георгий Дмитриевич Костылев, безстрашный ас Второй мировой войны

Георгий Костылев: Герой без Звезды

20 апреля 1914 года родился Георгий Дмитриевич Костылев, безстрашный ас Второй мировой войны

Георгий Костылев родился в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии. Окончил 9 классов, школу Осоавиахима, а в 1934 г. - Центральную летную школу в Тушино. 18 августа 1939 г. он был удостоен почетного удостоверения "За отличную технику пилотирования и акробатическое летное мастерство". После призыва в ВМФ в 1939 г. он служил в частях истребительной авиации, воевать начал с советско-финской войны, за которую был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1942 г. за 233 боевых вылета, 59 воздушных боев, 9 лично и 34 в группе сбитых самолета противника он был представлен к званию Героя Советского Союза. 23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен этого высокого звания.

Но после 1942 года Костылев не получил ни одной награды, хотя всего за войну совершил более 400 боевых вылетов, 112 воздушных боев, сбил лично 22 и в группе 34 самолета противника. Таким образом военные тыловые чиновники мстили ему за дерзновенную смелость не только в бою, но и в быту.
Всё дело в том, что после присвоения звания Героя Советского Союза командование предоставило Костылеву краткосрочный отпуск с выездом к одинокой матери в блокадный Ленинград. Во время отпуска Герой случайно попал в гости к тыловому офицеру. Там гостей потчевали изысканными яствами и коллекционными винами на драгоценной посуде. Как позже рассказывали сослуживцы Костылева, сын блокадницы, он, не на словах знавший цену блокадным мытарствам, в благородной ярости разнес это "гнездо пира во время чумы": разбил стоявшую перед ним посуду, стекла пузырившегося хрусталем серванта и опрокинул майора интендантской службы, пытавшегося прикрыть хрусталь своей грудью.

Костылева не спасли ни слава лучшего летчика Балтфлота, ни Геройское звание: благородные порывы всегда будили ненависть тыловых чиновников. Уже через несколько дней он был лишен офицерского звания, наград и в чине красноармейца направлен в штрафбат на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его детство... Штрафники сберегли летчика. В апреле 1943 года он вновь поднял свой истребитель навстречу врагу и в первом же бою 21-го числа над Копорским заливом сбил финский "фиат", прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...

После этого боя Костылев был назначен командиром звена и, сражаясь после штрафбата в составе 4-го ГвИАП на самолёте Ла-5, лично сбил 9 самолётов противника, из них 3 FW-190.

Так, 22 Июля 1943 года пара Ла-5 из 4-го ГвИАП атаковала три звена IV.JG 54. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( 27 побед ) погиб.

За мужество проявленное в боях, к 1944 году Костылеву вернули все награды и звание майора. Вскоре после этого он был назначен главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в бой.

Так, 21 Июля 1944 года "Фокке - Вульфы" из 5 / JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке двух Ла-5ФН из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка, которые уничтожили три машины. Победы были одержаны гвардии майором Костылевым и лейтенантом Прасоловым, однако первый участвовал в вылете неофициально и не состоял, на тот период, в составе 3-го ГвИАП.

После окончания войны, до 1953 года, Георгий Дмитриевич Костылев служил в авиации ВМФ. Умер 30 Ноября 1960 года. По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами будучи красноармейцем штрафной роты штрафбата.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии