RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Детей добивали кольями
22 января 2014 г.

Детей добивали кольями

22 января 1942 года советские войска, освободив последний населенный пункт Подмосковья Уваровку, пришли в ужас от следов зверств западных цивилизаторов
Адмиралу Нахимову — слава!
5 июля 2017 г.

Адмиралу Нахимову — слава!

215 лет назад 5 июля 1802 года родился Павел Степанович НАХИМОВ (умер от ранения 12.7.1855), прославленный русский адмирал.
Памяти Георгия Константиновича Жукова
18 июня 2018 г.

Памяти Георгия Константиновича Жукова

18 июня 1974 года ушел из этой жизни Маршал Победы
Победа над Японией
3 сентября 2018 г.

Победа над Японией

Америкосы считают её «своей», хотя ничем, кроме атомной бомбардировки мирных городов Хиросима и Нагасаки, не отличились на финише Второй мировой войны
Указ Николая II о веротерпимости
17 апреля 2013 г.

Указ Николая II о веротерпимости

17 апреля 1905 года русский царь подписал документ, не имеющий аналогов в иных конфессиях, кроме Православия
Главная » Подвиги в наследство » Оболганный поручик

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!

Память о великом русском поэте нуждается в нашей защите.
Оболганный поручик

В адрес РГК поступило такое письмо: «Уважаемые товарищи! Опубликуйте, пожалуйста, материал, написанный в защиту нашего коллеги по службе в Русской армии поручика М.Ю.Лермонтова. Не все, видимо, знают, что на протяжении десятилетий на нём и его родственнике капитане А.А.Столыпине висят позорные пятна дезертиров. Все подробности - в публикации. Большая просьба (кто сможет): выберите время, прочитайте без пристрастия и предвзятости. Меня интересует каждое мнение: насколько доказательна публикация, чего в ней недостает и что лишнее, любые ошибки, замечания, предложения. Буду благодарен за самую драконовскую критику. Тешу себя надеждой собрать достаточно откликов, с которыми можно будет обращаться к властным структурам, способным каким-то образом «реабилитировать» офицеров хотя бы в год 200-ления поэта. Буду особо благодарен всем, кто сможет на своих блогах поместить публикацию или ее отрывки.Заранее всех благодарю.С уважением, Николай КАЛМЫКОВ, полковник в отставке».

 

В 1947 году в Пятигорске вышел сборник «М.Ю.Лермонтов. Временник Государственного музея «Домик Лермонтова». (Вып.1)», в котором, в числе других, была опубликована статья М. Ф. Николевой «Дата приезда Лермонтова в Пятигорск в 1841 г. (13 мая)». Короткая, в две страницы статья, посвященная вроде бы рядовому событию - уточнению одной из дат в биографии поэта – явилась своего рода приговором, обвиняющим поручика Лермонтова в совершении им самого постыдного для офицера деяния - в уклонении от обязанностей военной службы. Проще говоря, - в дезертирстве. И пусть читателя не шокирует это слово, применительно к биографии великого поэта. Пишущий эти строки, здесь отнюдь не первооткрыватель. «Открытие» было сделано без малого 70 лет назад публикацией Николевой, точнее, датой, на которую она «вышла» в своем исследовании. Нет-нет, терминов типа «дезертир», «дезертирство» публикация не содержит, - что вы, как можно?! – да только суть это нисколько не меняет. Новая дата в контексте конкретного события офицерской службы Лермонтова никаких иных выводов, кроме как совершенного им дезертирства, не предполагает.

Но поясним, о каком именно событии идет речь. Боюсь разочаровать читателя, но никакие сенсационные разоблачения его не ждут, разговор пойдет всего-навсего об истории, известной едва ли ни каждому со школьной поры. Истории, имеющей точную дату своего начала (10 мая 1841 года) и спорный, обличающий конец .

10 мая в Ставрополь, где располагался штаб войск на Кавказской линии и в Черномории, из отпуска возвратились поручик Тенгинского пехотного полка М.Ю.Лермонтов и его двоюродный дядя капитан Нижегородского драгунского полка А.А.Столыпин (Монго). Дальнейший их маршрут лежал в направлении дагестанского населенного пункта Темир-Хан-Шура (ныне город Буйнакск). С этим адресом была вручена подорожная Лермонтову. Факт получения подорожной Столыпиным документально не зафиксирован, возможно, он получил ее еще при убытии в отпуск.

И еще одно надо иметь в виду: несмотря на официальную запись в документе, более точный пункт назначения был другим – аул Чиркей. Дело в том, что к 10 мая боевых полков в Темир-Хан-Шуре уже не осталось. В составе войск Дагестанского экспедиционного отряда они продвигались на северо-запад как раз в направлении аула Чиркей и его горных окрестностей, превращенных Шамилем в хорошо укрепленный район. В это же время с севера-запада навстречу двигался другой экспедиционный отряд – Чеченский. Отрядам предстояло соединиться и общими силами разгромить формирования Шамиля. Где-то на этих путях Лермонтову и Столыпину надлежало догнать какой-то из отрядов и по воле командования принять участие в боевых действиях.

Позже, для лучшего понимания ситуация, нам придется возвратиться к этой части истории с некоторыми дополнительными подробностями, здесь же приведем лишь один значимый момент. Уже к вечеру дня приезда, не отдохнув после долгой дороги, офицеры направились вдогонку за отрядами. Дальнейшее, повторюсь, известно каждому со школьных лет: учебники и учителя нас убедили в том, что вместо прибытия в район боевых действий, Лермонтов и Монго самовольно изменили маршрут и менее чем через трое суток, в первую половину дня 13 мая, оказались среди праздношатающейся публики курортного Пятигорска.

Ровно об этом и свидетельствует публикация М. Н. Николевой.

Но если все это было так и подобный проступок не есть дезертирство, то что тогда?

Специально для тех, кто вдруг надумает лично разобраться в этой истории, надо иметь в виду: не так-то тут все просто. «Обвинительный» вердикт Николевой давно стал библиографической редкостью и, несмотря на то, что на него ссылаются сотни публикаций, само содержание статьи нигде не приводится, словно оно является государственной тайной особой важности. Разыскать же в библиотеках сборник практически невозможно, по крайней мере, мне, несмотря на многочисленные попытки, это не удалось. Лишь благодаря счастливой идее обратиться с просьбой к руководству Пятигорского Государственного музея «Домик Лермонтова» и отзывчивости его сотрудников, повезло стать обладателем ксерокопии этого реликта. Именно по причине затруднительного доступа к статьи позволю себе обнародовать ее полный текст.

«Днем приезда Лермонтова в Пятигорск в 1841 г. до сих пор, на основании указания Мартьянова, считалось 23 мая («Истор. Вестн.», 1892 г., 2 кн. стр. 433).

В письме Карамзиной от 10 мая 1841 г. Лермонтов писал: «Я только что приехал в Ставрополь… и отправлюсь в тот же день в экспедицию с Столыпиным-Монго». В конце письма: «Итак, я уезжаю вечером…» (Собр. Соч. Лермонтова, изд. Асаdemia, т. V, стр. 565).

Подорожная Лермонтову для проезда в Темир-Хан-Шуру выдана в Ставрополе за № 709 от 10 мая («Литературное наследство», изд. 1941 г., стр.77).

Возникает недоумение – где же был Лермонтов две недели до приезда в Пятигорск?

За время между выездом Лермонтова из Ставрополя и приездом в Пятигорск известен один факт, но без указания даты, это встреча Лермонтова и Столыпина с ремонтером одного из Кавказских полков – Магденко на почтовой станции в крепости Георгиевской.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
воскресенье
2018

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии