RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Выпьем за тех, кто командовал ротами
27 февраля 2019 г.

Выпьем за тех, кто командовал ротами

27 февраля (по другим данным, 27 марта) 1914 года родился поэт Павел Шубин, автор легендарной песни «Волховская застольная»
Забытая война
28 июля 2019 г.

Забытая война

28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Смерть в стратосфере
30 января 2014 г.

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров
Подвиг казака Айдамира Ачмизова
2 декабря 2019 г.

Подвиг казака Айдамира Ачмизова

2 декабря 1942 года погиб смертью Героя заряжающий орудия отдельного конного артдивизиона 10-й гвардейской казачьей Кубанско-Слуцкой кавалерийской дивизии гвардии рядовой Айдамир Ачмизов
Беззвездный Герой
29 июля 2019 г.

Беззвездный Герой

29 июля 1922 года родился Михаил Петрович Минин, который первым водрузил Красное Знамя над поверженным рейхстагом
Главная » Подвиги в наследство » Оболганный поручик

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!

Память о великом русском поэте нуждается в нашей защите.
Оболганный поручик

В адрес РГК поступило такое письмо: «Уважаемые товарищи! Опубликуйте, пожалуйста, материал, написанный в защиту нашего коллеги по службе в Русской армии поручика М.Ю.Лермонтова. Не все, видимо, знают, что на протяжении десятилетий на нём и его родственнике капитане А.А.Столыпине висят позорные пятна дезертиров. Все подробности - в публикации. Большая просьба (кто сможет): выберите время, прочитайте без пристрастия и предвзятости. Меня интересует каждое мнение: насколько доказательна публикация, чего в ней недостает и что лишнее, любые ошибки, замечания, предложения. Буду благодарен за самую драконовскую критику. Тешу себя надеждой собрать достаточно откликов, с которыми можно будет обращаться к властным структурам, способным каким-то образом «реабилитировать» офицеров хотя бы в год 200-ления поэта. Буду особо благодарен всем, кто сможет на своих блогах поместить публикацию или ее отрывки.Заранее всех благодарю.С уважением, Николай КАЛМЫКОВ, полковник в отставке».

 

В 1947 году в Пятигорске вышел сборник «М.Ю.Лермонтов. Временник Государственного музея «Домик Лермонтова». (Вып.1)», в котором, в числе других, была опубликована статья М. Ф. Николевой «Дата приезда Лермонтова в Пятигорск в 1841 г. (13 мая)». Короткая, в две страницы статья, посвященная вроде бы рядовому событию - уточнению одной из дат в биографии поэта – явилась своего рода приговором, обвиняющим поручика Лермонтова в совершении им самого постыдного для офицера деяния - в уклонении от обязанностей военной службы. Проще говоря, - в дезертирстве. И пусть читателя не шокирует это слово, применительно к биографии великого поэта. Пишущий эти строки, здесь отнюдь не первооткрыватель. «Открытие» было сделано без малого 70 лет назад публикацией Николевой, точнее, датой, на которую она «вышла» в своем исследовании. Нет-нет, терминов типа «дезертир», «дезертирство» публикация не содержит, - что вы, как можно?! – да только суть это нисколько не меняет. Новая дата в контексте конкретного события офицерской службы Лермонтова никаких иных выводов, кроме как совершенного им дезертирства, не предполагает.

Но поясним, о каком именно событии идет речь. Боюсь разочаровать читателя, но никакие сенсационные разоблачения его не ждут, разговор пойдет всего-навсего об истории, известной едва ли ни каждому со школьной поры. Истории, имеющей точную дату своего начала (10 мая 1841 года) и спорный, обличающий конец .

10 мая в Ставрополь, где располагался штаб войск на Кавказской линии и в Черномории, из отпуска возвратились поручик Тенгинского пехотного полка М.Ю.Лермонтов и его двоюродный дядя капитан Нижегородского драгунского полка А.А.Столыпин (Монго). Дальнейший их маршрут лежал в направлении дагестанского населенного пункта Темир-Хан-Шура (ныне город Буйнакск). С этим адресом была вручена подорожная Лермонтову. Факт получения подорожной Столыпиным документально не зафиксирован, возможно, он получил ее еще при убытии в отпуск.

И еще одно надо иметь в виду: несмотря на официальную запись в документе, более точный пункт назначения был другим – аул Чиркей. Дело в том, что к 10 мая боевых полков в Темир-Хан-Шуре уже не осталось. В составе войск Дагестанского экспедиционного отряда они продвигались на северо-запад как раз в направлении аула Чиркей и его горных окрестностей, превращенных Шамилем в хорошо укрепленный район. В это же время с севера-запада навстречу двигался другой экспедиционный отряд – Чеченский. Отрядам предстояло соединиться и общими силами разгромить формирования Шамиля. Где-то на этих путях Лермонтову и Столыпину надлежало догнать какой-то из отрядов и по воле командования принять участие в боевых действиях.

Позже, для лучшего понимания ситуация, нам придется возвратиться к этой части истории с некоторыми дополнительными подробностями, здесь же приведем лишь один значимый момент. Уже к вечеру дня приезда, не отдохнув после долгой дороги, офицеры направились вдогонку за отрядами. Дальнейшее, повторюсь, известно каждому со школьных лет: учебники и учителя нас убедили в том, что вместо прибытия в район боевых действий, Лермонтов и Монго самовольно изменили маршрут и менее чем через трое суток, в первую половину дня 13 мая, оказались среди праздношатающейся публики курортного Пятигорска.

Ровно об этом и свидетельствует публикация М. Н. Николевой.

Но если все это было так и подобный проступок не есть дезертирство, то что тогда?

Специально для тех, кто вдруг надумает лично разобраться в этой истории, надо иметь в виду: не так-то тут все просто. «Обвинительный» вердикт Николевой давно стал библиографической редкостью и, несмотря на то, что на него ссылаются сотни публикаций, само содержание статьи нигде не приводится, словно оно является государственной тайной особой важности. Разыскать же в библиотеках сборник практически невозможно, по крайней мере, мне, несмотря на многочисленные попытки, это не удалось. Лишь благодаря счастливой идее обратиться с просьбой к руководству Пятигорского Государственного музея «Домик Лермонтова» и отзывчивости его сотрудников, повезло стать обладателем ксерокопии этого реликта. Именно по причине затруднительного доступа к статьи позволю себе обнародовать ее полный текст.

«Днем приезда Лермонтова в Пятигорск в 1841 г. до сих пор, на основании указания Мартьянова, считалось 23 мая («Истор. Вестн.», 1892 г., 2 кн. стр. 433).

В письме Карамзиной от 10 мая 1841 г. Лермонтов писал: «Я только что приехал в Ставрополь… и отправлюсь в тот же день в экспедицию с Столыпиным-Монго». В конце письма: «Итак, я уезжаю вечером…» (Собр. Соч. Лермонтова, изд. Асаdemia, т. V, стр. 565).

Подорожная Лермонтову для проезда в Темир-Хан-Шуру выдана в Ставрополе за № 709 от 10 мая («Литературное наследство», изд. 1941 г., стр.77).

Возникает недоумение – где же был Лермонтов две недели до приезда в Пятигорск?

За время между выездом Лермонтова из Ставрополя и приездом в Пятигорск известен один факт, но без указания даты, это встреча Лермонтова и Столыпина с ремонтером одного из Кавказских полков – Магденко на почтовой станции в крепости Георгиевской.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии