RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Война за маленький остров большой страны
2 марта 2020 г.

Война за маленький остров большой страны

2 марта 1969 года на советский остров Даманский было совершено нападение китайских агрессоров
Ведь это наше небо!
19 марта 2016 г.

Ведь это наше небо!

19 марта 1913 года родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН, первый в истории Отечества трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Отец легендарного «Папаши»
29 апреля 2016 г.

Отец легендарного «Папаши»

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).
Князь Дмитрий Пожарский
1 ноября 2014 г.

Князь Дмитрий Пожарский

1 ноября 1578 года – день рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, главы народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от западных оккупантов
День полярника
20 мая 2019 г.

День полярника

21 мая 1937 года осуществлена первая в мире посадка самолета в районе Северного полюса, которую совершил флагман арктической воздушной экспедиции самолет АНТ-6.
Главная » Подвиги в наследство » Смерть в стратосфере

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров

Погибли командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.
Смерть в стратосфере

Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим ещё в Гражданскую войну и участвовавшим в полётах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полёта был чрезвычайно велик.

В 9.16 на земле приняли первую радиограмму «Осоавиахима-1»: «Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса.»

Все шло в расчётных пределах, риск обледенения был минимален. В 9.56 экипаж «ОАХ-1» передал вторую радиограмму: «Говорит „Сириус“! Высота 15000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно». В 10.14 сообщение: «Говорит „Сириус“! Высота 19000 метров!». Аэронавты достигли рекордной высоты, установленной на «СССР-1». Подъём продолжался, несмотря на выявленную неполадку: сбои поглотителя углекислоты и влаги. Затем были получены сообщения: «Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра» и «Говорит „Сириус“! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров». «Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд. Потом были получены ещё несколько радиограмм, которые службы обеспечения полёта не могли разобрать полностью из-за низкого качества связи и сильных атмосферных помех: «11.42. Говорит „Сириус“! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…» «11.49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…» «Алло! Говорит „Сириус“! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…»

Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. В 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли. Тщательное изучение дневников, бортжурнала и показаний приборов позволило по большей части установить картину катастрофы. Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего начал плавное снижение. Экипаж около трёх минут держал открытым клапан, но прогретый солнечными лучами воздушный шар опускался чрезвычайно медленно. Лишь через 45 минут начался безостановочный, медленный, не внушающий никаких опасений спуск к Земле. Через час с четвертью стратостат, несмотря на то что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, все ещё находился на высоте около 18000 метров. Тем временем световой день подходил к концу и возникла опасность, что после заката резкое снижение обогрева аэростата Солнцем может привести к быстрому снижению подъёмной силы газа в оболочке.

До высоты 17800 метров «ОАХ-1» снижался со скоростью 1 м/с, скорость не превышала расчётную. В бортовых журналах было отмечено, что на высоте 14300 метров была взята очередная проба воздуха за бортом. Однако скорость снижения нарастала, километром ниже она удвоилась. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.

На высоте около 12000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. К этому времени отказали практически все приборы, так как единственный питающий их аккумулятор сел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти секунд падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно, особенно с учетом того, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно только открутив 12 фиксирующих болтов.

По официальному заключению причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Сергей Турченко
30 января 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 мая
суббота
2020

В этот день:

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

 До этого административный центр Войска Донского располагался в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана ежегодным длительным затоплением Черкасска водами разливающегося весной Дона. Кроме того, сюда отсутствовали надёжные сухопутные подъездные пути.

23 августа 1804 года император Александр I подписал указ о строительстве новой донской столицы. На Дон прибыл имевший богатый опыт градостроительства инженер генерал-лейтенант Ф. П. Деволан с поручением царя: вместе с атаманом Платовым выбрать место для Новочеркасск был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства. 18 (30 мая н.с.) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового храма. В специально сооружённом склепе под собором замуровали «сребропозлащенную доску» с позолоченным гербом Войска Донского. Текст на пластине гласил: «Город войска Донского имянуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого, лета от Рождества Христова 1805 мая 18 дня, который до сего дня существовал 235 лет при береге Дона на острове от сего места прямо на юг разстоянием в 20 верстах под названием Черкасска».

 

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 Он первым вышел в открытый космос (1965) и первым побывал на на орбите с американскими астронавтами (1975).

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

По данным германского генштаба, на 1 октября 1943 года борьбой против партизан, охраной военных объектов было занято около 52 дивизий. Для сравнения: после открытия второго фронта Гитлер выставил против наших союзников до 50 дивизий. По оценке Г.К. Жукова: «Командованию вражеских войск пришлось у себя в тылу фактически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на это отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны».

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

В 1815-18 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 наместник на Кавказе.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства.
В Хабаровск переименован в 1893 году. В ноябре 1922 в составе Дальневосточной республики вошёл в РСФСР. С 1926 года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 — Хабаровского края.
В 2002 году город получил статус центра Дальневосточного федерального округа, здесь также располагается федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного военного округа и около 200 региональных органов федеральной власти и управления.
Город является столицей Дальнего Востока. Хабаровск — «Город воинской славы».

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. В 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов был направлен на учебу в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Затем служил в Белорусском военном округе. Когда создавалась авиация Северного флота, попросился туда. Был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис. 29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он сразу отличился в воздушных боях, к январю 1942 года был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через месяц майор Сафонов возглавил вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащенный британскими самолётами Hawker Hurricane. 22 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил ему высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ju 88, после чего связь с ним оборвалась.
Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов и 5 в группе. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза.
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны одному и тому же воину было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии