RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Магистраль из прошлого в будущее
30 марта 2017 г.

Магистраль из прошлого в будущее

30 марта 1891 года издан императорский указ о закладке Великого Сибирского Пути
Востребованность патриотизма
11 августа 2018 г.

Востребованность патриотизма

11 августа 1947 года в газете «Правда» была опубликована статья «Советский патриотизм»
Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов
12 мая 2016 г.

Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов

Мой дед брал Берлин и освобождал Прагу. Узнала об этом я совсем недавно.
Полтава — город русской славы
10 июля 2018 г.

Полтава — город русской славы

10 июля - День воинской славы России в память победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
Вера, хлеб и динамит
29 декабря 2016 г.

Вера, хлеб и динамит

200 лет исполнилось Храму Казанской иконы Божией Матери в поселке Тельма Иркутской области
Главная » Подвиги в наследство » Смерть в стратосфере

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров

Погибли командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.
Смерть в стратосфере

Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим ещё в Гражданскую войну и участвовавшим в полётах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полёта был чрезвычайно велик.

В 9.16 на земле приняли первую радиограмму «Осоавиахима-1»: «Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса.»

Все шло в расчётных пределах, риск обледенения был минимален. В 9.56 экипаж «ОАХ-1» передал вторую радиограмму: «Говорит „Сириус“! Высота 15000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно». В 10.14 сообщение: «Говорит „Сириус“! Высота 19000 метров!». Аэронавты достигли рекордной высоты, установленной на «СССР-1». Подъём продолжался, несмотря на выявленную неполадку: сбои поглотителя углекислоты и влаги. Затем были получены сообщения: «Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра» и «Говорит „Сириус“! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров». «Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд. Потом были получены ещё несколько радиограмм, которые службы обеспечения полёта не могли разобрать полностью из-за низкого качества связи и сильных атмосферных помех: «11.42. Говорит „Сириус“! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…» «11.49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…» «Алло! Говорит „Сириус“! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…»

Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. В 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли. Тщательное изучение дневников, бортжурнала и показаний приборов позволило по большей части установить картину катастрофы. Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего начал плавное снижение. Экипаж около трёх минут держал открытым клапан, но прогретый солнечными лучами воздушный шар опускался чрезвычайно медленно. Лишь через 45 минут начался безостановочный, медленный, не внушающий никаких опасений спуск к Земле. Через час с четвертью стратостат, несмотря на то что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, все ещё находился на высоте около 18000 метров. Тем временем световой день подходил к концу и возникла опасность, что после заката резкое снижение обогрева аэростата Солнцем может привести к быстрому снижению подъёмной силы газа в оболочке.

До высоты 17800 метров «ОАХ-1» снижался со скоростью 1 м/с, скорость не превышала расчётную. В бортовых журналах было отмечено, что на высоте 14300 метров была взята очередная проба воздуха за бортом. Однако скорость снижения нарастала, километром ниже она удвоилась. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.

На высоте около 12000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. К этому времени отказали практически все приборы, так как единственный питающий их аккумулятор сел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти секунд падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно, особенно с учетом того, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно только открутив 12 фиксирующих болтов.

По официальному заключению причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Сергей Турченко
30 января 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 ноября
понедельник
2018

В этот день:

День ракетных войск и артиллерии

19 февраля в России и Белоруссии отмечается День ракетных войск и артиллерии.

День ракетных войск и артиллерии

19 февраля в России и Белоруссии отмечается День ракетных войск и артиллерии.

Не следует путать данный праздник с другим памятным днём, который отмечается 17 декабря — Днём Ракетных войск стратегического назначения.

Впервые День артиллерии был установлен указом президиума Верховного Совета СССР от 21 октября 1944 года. Дата 19 ноября была выбрана для праздника не случайно: 19 ноября 1942 года с мощной артиллерийской подготовки Красной Армии началось контрнаступление в ходе Сталинградской Битвы. С 1964 года праздник отмечается как День ракетных войск и артиллерии в связи с тем, что в войсках появились ракетные подразделения.

Очередное посрамление турок

19 февраля 1853 года состоялось сражение у турецкого селения Башкадыклар, в котором русские войска (около 10 тыс. человек, 32 орудия) разбивают войска Ахмет-Паши (36 тыс. человек, 46 орудий) во время Крымской войны 1853—1856 годов.

Операция «Уран»

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Операция «Уран»

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Опера́ция «Ура́н» (19 ноября 1942 года — 2 февраля 1943 года) — кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Она представляла собой контрнаступление войск трёх фронтов: Юго-Западного (командующий — генерал Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий — генерал А. И. Еременко) и Донского (командующий — генерал К. К. Рокоссовский) с целью окружения и уничтожения вражеской группировки в районе города Сталинграда.

В ходе Сталинградской наступательной операции были уничтожены две немецкие, разгромлены две румынские и одна итальянская армии. Уничтожено 32 дивизии и 3 бригады, разгромлены 16 дивизий. Враг потерял более 800 тысяч человек, потери советских войск составили 485 тыс. человек, в том числе безвозвратные — 155 тысяч.
Условия для проведения выдающейся операции создавались советскими войсками в ходе Сталинградской оборонительной операции начиная с сентября 1942 г. «До Сталинградской битвы история не знала сражения, когда в окружение попала и была бы полностью разгромлена столь крупная группировка войск. Разгром врага на Волге ознаменовал начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом, началось изгнание вражеских войск с советской территории», - писал впоследствии Г. К. Жуков.

Восстановление Севастополя

19 ноября 1944 года было принято постановление Совнаркома СССР о мерах по восстановлению города Севастополя, почти полностью разрушенного фашистами.

Восстановление Севастополя

19 ноября 1944 года было принято постановление Совнаркома СССР о мерах по восстановлению города Севастополя, почти полностью разрушенного фашистами.

 По планам нацистов город должен был быть переименован в Теодорихсхафен (нем. Theoderichshafen), однако эти планы не были осуществлены. 7 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта (ген. армии Ф. И. Толбухин) начали штурм немецких оборонительных укреплений на Сапун-горе, и 9 мая освободили город.

В соответствии с постановлением от 19 ноября 1944 года город был вторично полностью восстановлен. Уже в 50-е годы прошлого столетия он считался одним из самых чистых и благоустроенных в СССР. В городе основывается ряд академических и отраслевых НИИ: Институт биологии южных морей, Севастопольское отделение государственного института океанологии и океанографии, Черноморский филиал НИИ технологии судостроения и ряд других. Появляются в Севастополе и вузы: Севастопольский приборостроительный институт, быстро вставший в ряд крупнейших политехнических вузов страны, и два высших военно-морских училища: Черноморское имени П. С. Нахимова (ЧВВМУ) в Стрелецкой балке и Севастопольское инженерное в районе Голландия (СВВМИУ). В 1954 году, к столетию первой героической обороны, город награждён орденом Красного Знамени, 8 мая 1965 года Севастополю присвоили звание Города-героя, а в 1983 году его наградили орденом Октябрьской Революции.

В 1948 году Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр в составе РСФСР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии