RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подмосковный нокдаун
12 декабря 2019 г.

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».
На подступах к Кёнигсбергу
8 апреля 2016 г.

На подступах к Кёнигсбергу

8 апреля 1945 года капитулировал гарнизон «неприступного» форта № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»
Гибель адмирала Корнилова
18 октября 2019 г.

Гибель адмирала Корнилова

18 (5 – ст. ст.) октября 1854 года во время первой обороны Севастополя пушечное ядро сразило легендарного флотоводца
Убийство Вячеслава Плеве
28 июля 2016 г.

Убийство Вячеслава Плеве

28 июля день памяти министра внутренних дел России Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 году
Злободневные уроки генерала Драгомирова
20 ноября 2018 г.

Злободневные уроки генерала Драгомирова

20 ноября 1830 года родился Михаи́л Ива́нович Драгоми́ров (умер 28 октября 1905) — российский военный и государственный деятель, генерал от инфантерии
Главная » Подвиги в наследство » Смерть в стратосфере

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров

Погибли командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.
Смерть в стратосфере

Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим ещё в Гражданскую войну и участвовавшим в полётах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полёта был чрезвычайно велик.

В 9.16 на земле приняли первую радиограмму «Осоавиахима-1»: «Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса.»

Все шло в расчётных пределах, риск обледенения был минимален. В 9.56 экипаж «ОАХ-1» передал вторую радиограмму: «Говорит „Сириус“! Высота 15000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно». В 10.14 сообщение: «Говорит „Сириус“! Высота 19000 метров!». Аэронавты достигли рекордной высоты, установленной на «СССР-1». Подъём продолжался, несмотря на выявленную неполадку: сбои поглотителя углекислоты и влаги. Затем были получены сообщения: «Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра» и «Говорит „Сириус“! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров». «Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд. Потом были получены ещё несколько радиограмм, которые службы обеспечения полёта не могли разобрать полностью из-за низкого качества связи и сильных атмосферных помех: «11.42. Говорит „Сириус“! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…» «11.49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…» «Алло! Говорит „Сириус“! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…»

Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. В 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли. Тщательное изучение дневников, бортжурнала и показаний приборов позволило по большей части установить картину катастрофы. Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего начал плавное снижение. Экипаж около трёх минут держал открытым клапан, но прогретый солнечными лучами воздушный шар опускался чрезвычайно медленно. Лишь через 45 минут начался безостановочный, медленный, не внушающий никаких опасений спуск к Земле. Через час с четвертью стратостат, несмотря на то что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, все ещё находился на высоте около 18000 метров. Тем временем световой день подходил к концу и возникла опасность, что после заката резкое снижение обогрева аэростата Солнцем может привести к быстрому снижению подъёмной силы газа в оболочке.

До высоты 17800 метров «ОАХ-1» снижался со скоростью 1 м/с, скорость не превышала расчётную. В бортовых журналах было отмечено, что на высоте 14300 метров была взята очередная проба воздуха за бортом. Однако скорость снижения нарастала, километром ниже она удвоилась. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.

На высоте около 12000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. К этому времени отказали практически все приборы, так как единственный питающий их аккумулятор сел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти секунд падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно, особенно с учетом того, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно только открутив 12 фиксирующих болтов.

По официальному заключению причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Сергей Турченко
30 января 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
5 августа
среда
2020

В этот день:

Русская "кругосветка"

5 августа 1806 года шлюп «Нева» под командованием Ю. Ф. ЛИСЯНСКОГО бросил якорь на Кронштадтском рейде

Русская "кругосветка"

5 августа 1806 года шлюп «Нева» под командованием Ю. Ф. ЛИСЯНСКОГО бросил якорь на Кронштадтском рейде

,Завершилось первое русское кругосветное путешествие.В ходе него «Нева» впервые в истории мирового мореплавания за 142 дня совершила безостановочный переход из Южного Китая в Англию. Через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль кругосветной экспедиции - шлюп «Надежда» под командованием И. Ф. КРУЗЕНШТЕРНА.

Сражение при Кюрюк-Дара

5 августа 1854 года во время Крымской войны состоялась битва при селении Кюрюк-Дара.

Сражение при Кюрюк-Дара

5 августа 1854 года во время Крымской войны состоялась битва при селении Кюрюк-Дара.

Турецкий командующий Мустафа Зариф-паша и его английский советник генерал Р. Гюйон, располагая 60 тыс. чел. и 64 орудиями, решили окружить Александропольский отряд генерала В. О. Бебутова (18 тыс. чел., 72 орудия). Но Бебутов обратил турок в бегство. Их потери составили 10 тысяч человек (в том числе около 3 тысяч убитыми и свыше 2 тысяч пленными), а с дезертирами — до 22 тысяч человек. Общие потери русских — свыше 3 тысяч человек. В результате битвы турецкая армия в Закавказье перестала существовать как активная боевая сила.

 

Севморпуть ПЛ «Щ-423»

5 августа 1940 года подводная лодка «Щ-423» отправилась из Мурманска во Владивосток.

Севморпуть ПЛ «Щ-423»

5 августа 1940 года подводная лодка «Щ-423» отправилась из Мурманска во Владивосток.

11 сентября она прибыла в пункт назначения. Это был первый в истории мореплавания переход подводной лодки Северным морским путем.

Создание Школы юнг

5 августа 1942 года на Соловецких островах открылась Школа юнг

Создание Школы юнг

5 августа 1942 года на Соловецких островах открылась Школа юнг

В нее принимались подростки 15-16 лет (многие приписывали себе года, встречались даже такие, кому было лет 12). В школе готовились боцманы, рулевые, радисты, электрики и мотористы. Она просуществовала до 1945 года, через нее прошли 4111 человек, все воспитанники приняли участие в Великой Отечественной войне, почти тысяча их них погибла. 15 человек стали потом адмиралами, пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди воспитанников Школы юнг - народный артист СССР Борис Штоколов, писатели Валентин Пикуль, Виталий Гузанов.

«Русский солдат»

5 августа 1983 года родился Дмитрий Геннадьевич СМИРНОВ, руководитель интернет-издания http://army.lv/

«Русский солдат»

5 августа 1983 года родился Дмитрий Геннадьевич СМИРНОВ, руководитель интернет-издания http://army.lv/

Этот ресурс еще называют «Русский солдат» (см. http://army.lv/).
15-летним парнишкой Дмитрий создал вместе с друзьями сайт, который быстро завоевал симпатии посетителей Сети. Смирнов живет в Риге, но любит Россию. Он заявляет: «Наш проект предназначен для всех тех, кто не мыслит себя вне русского языка и русской истории, не мыслит историю планеты Земля без России. Перед Россией множество дорог и от того, что мы осознаем, понимаем, узнаём, зависит какую из дорог она выберет. Наталкиваясь постоянно на разноречие о прошлом России, захотелось попытаться собрать как можно более объективную информацию, отразить разные точки зрения, как на прошлое, так и на будущее в одном проекте. Не впадая в славянофильство, дать обоснованный ответ клеветникам России, используя все доступные нам на сегодня источники. Не приукрашивать, а по мере сил и возможностей приближаться к исторической правде. Проект не претендует на Истину, но мы надеемся приблизиться к ней. Надеемся, что в процессе обсуждения размещенных материалов будут рушиться стереотипы, которые как шоры мешают приблизиться к пониманию значения русской культуры для всего человечества. Для тех, кто ищет путь в будущее, в нашем бурном прошлом есть примеры для подражания, и мы хотим чтобы вы о них знали. Для тех, кто избрал делом своей жизни защиту России, мы стараемся собрать разбросанные по разным источникам данные о тайных и явных сражениях против нее в прошлом и настоящем. Об оружии, которое в час беды ковали для победы народы России. Об оружии, которое обрушивалось в прошлом и оружии которое может обрушится в будущем на нашу многострадальную Родину. Чтобы честь и достоинство предков, их доблесть служили для нас всех путеводной звездой».

 

Титановая ПЛ К-278

5 августа 1984 вошла в строй титановая глубоководная атомная подводная лодка.

Титановая ПЛ К-278

5 августа 1984 вошла в строй титановая глубоководная атомная подводная лодка.

Это ПЛ проекта 685 «Комсомолец» К-278 (главные конструкторы Н. А. Климов и Ю. Н. Кормилицын). 5 августа 1984 года лодка совершила рекордное погружение на глубину 1000 м метров. Этот мировой рекорд до сих пор не превзойден.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии