RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Герои Отечества
9 декабря 2019 г.

Герои Отечества

9 декабря — праздник тех, кто проявляет образцы самоотверженности в бою и труде
Иконостас русских героев!
8 июня 2013 г.

Иконостас русских героев!

В Санкт-Петербурге в книжной сети «Буквоед» прошла презентация диска с историческими миниатюрными фильмами «Русские герои» …
Забытый подвиг брянских мушкетеров
19 июля 2018 г.

Забытый подвиг брянских мушкетеров

19 июля 1774 года многотысячный турецкий десант попытался захватить Ялту, но путь ему преградил небольшой отряд под командованием майора Самойло Салтанова
   Как был блокирован
26 сентября 2014 г.

Как был блокирован "Дропшот"

26 сентября 1956 года советские летчики и самолетостроители сорвали американский план превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР
Связной Маршала Рокоссовского
5 июня 2018 г.

Связной Маршала Рокоссовского

5 июня 2018 года — 95-й день рождения полковника ГРУ Ивана Колоса
Главная » Подвиги в наследство » Смерть в стратосфере

Смерть в стратосфере

80 лет назад 30 января 1934 года потерпел катастрофу стратостат «Осоавиахим-1», поднявшийся на рекордную высоту более 22 километров

Погибли командира экипажа Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.
Смерть в стратосфере

Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. Павел Федосеенко, который руководил подготовкой стратостата, был очень опытным советским аэронавтом, летавшим ещё в Гражданскую войну и участвовавшим в полётах с Фридманом. Он считал, что риск зимнего полёта был чрезвычайно велик.

В 9.16 на земле приняли первую радиограмму «Осоавиахима-1»: «Слушайте, слушайте! Говорит „Сириус“! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса.»

Все шло в расчётных пределах, риск обледенения был минимален. В 9.56 экипаж «ОАХ-1» передал вторую радиограмму: «Говорит „Сириус“! Высота 15000 м по альтиметру. Ведём непрерывные наблюдения космических лучей. Взяты три пробы воздуха. Внизу сплошная облачность. Определить направление невозможно». В 10.14 сообщение: «Говорит „Сириус“! Высота 19000 метров!». Аэронавты достигли рекордной высоты, установленной на «СССР-1». Подъём продолжался, несмотря на выявленную неполадку: сбои поглотителя углекислоты и влаги. Затем были получены сообщения: «Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра» и «Говорит „Сириус“! Время сейчас 11.16. Высота по альтиметру 20 500 метров». «Осоавиахим-1» установил новый мировой рекорд. Потом были получены ещё несколько радиограмм, которые службы обеспечения полёта не могли разобрать полностью из-за низкого качества связи и сильных атмосферных помех: «11.42. Говорит „Сириус“! Высота 20600 м. Слушайте, слушайте! Передаём радиограмму XVII съезду партии…» «11.49. Говорит „Сириус“! Производим непрерывные наблюдения и опыты… для изучения космических лучей…» «Алло! Говорит „Сириус“! Временно прекращаем приём и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты…»

Около полудня связь с пилотами «Осоавиахим-1» была утрачена, и о его судьбе ничего не было известно около пяти часов. В 17 часов покорёженная гондола была обнаружена в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области. Всё оборудование стратостата было разбито, члены экипажа погибли. Тщательное изучение дневников, бортжурнала и показаний приборов позволило по большей части установить картину катастрофы. Из записей, сделанных Васенко и Усыскиным, следует, что стратостат в 12.33 достиг рекордной высоты 22 000 метров и продержался на этой высоте около 12 минут, после чего начал плавное снижение. Экипаж около трёх минут держал открытым клапан, но прогретый солнечными лучами воздушный шар опускался чрезвычайно медленно. Лишь через 45 минут начался безостановочный, медленный, не внушающий никаких опасений спуск к Земле. Через час с четвертью стратостат, несмотря на то что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, все ещё находился на высоте около 18000 метров. Тем временем световой день подходил к концу и возникла опасность, что после заката резкое снижение обогрева аэростата Солнцем может привести к быстрому снижению подъёмной силы газа в оболочке.

До высоты 17800 метров «ОАХ-1» снижался со скоростью 1 м/с, скорость не превышала расчётную. В бортовых журналах было отмечено, что на высоте 14300 метров была взята очередная проба воздуха за бортом. Однако скорость снижения нарастала, километром ниже она удвоилась. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.

На высоте около 12000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для спасения «Осоавиахим-1» экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. На борту же имелось 420 килограммов балласта, включая аварийный, но даже его экипаж сбросить не успел. К этому времени отказали практически все приборы, так как единственный питающий их аккумулятор сел. Скорость снижения составляла уже 15 м/с и продолжала расти. Гондола с увеличивающимся усилием тянула за собой шар стратостата, и на высоте полтора-два километра от земли стропы оборвались. Экипаж в течение последних десяти секунд падения находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Выбраться наружу и воспользоваться парашютами в таких условиях было практически невозможно, особенно с учетом того, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно только открутив 12 фиксирующих болтов.

По официальному заключению причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата (около 20,5 км). Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта. Комиссия также установила, что удар гондолы «Осоавиахим-1» о землю произошёл в 16 часов 23 минуты.

Сергей Турченко
30 января 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 марта
воскресенье
2020

В этот день:

Московское восстание 1611 года

29 марта 1611 года в Москве началось восстание против захвативших ее поляков. К тому времени польский гарнизон насчитывал 7000 солдат, 2000 из которых составляли немецкие наемники. Восстание было жестко подавлено немецким отрядом. По некоторым данным погибло до 7000 москвичей.

Московское восстание 1611 года

29 марта 1611 года в Москве началось восстание против захвативших ее поляков. К тому времени польский гарнизон насчитывал 7000 солдат, 2000 из которых составляли немецкие наемники. Восстание было жестко подавлено немецким отрядом. По некоторым данным погибло до 7000 москвичей.

В этот же день к Москве подошли передовые отряды Первого народного ополчения под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, которое было создано по призыву патриарха Гермогена в Рязани.

 От него поляки укрылись в Китай-городе и Кремле. Ополченцы стали лагерем у Симонова монастыря, откуда нанесли несколько ударов по противнику. Но в конце концов поляки сумели воспользоваться распрями в руководстве ополчением. Они отправили в казачий стан сфабрикованные грамоты, где было написано, что якобы Ляпунов собирается уничтожить казачество после победы. Ляпунов был вызван в казачий круг и там зарублен. После этого ополчение расдробилось и пребывало в таком состоянии вплоть до подхода Второго ополчения князя Дмитрия Пожарского, освободившего Москву.

Образование Забайкальского казачьего войска

29 марта 1851 года Указом императора НИКОЛАЯ I образовано Забайкальское казачье войско (ЗКВ) в составе: 1-го, 2-го, 3-го русских полков, 4-го тунгусского полка и 5-го и 6-го бурятских полков.

Установлено звание Героя Труда РФ

29 марта 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ об установлении звания Героя Труда Российской Федерации.

Установлено звание Героя Труда РФ

29 марта 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ об установлении звания Героя Труда Российской Федерации.

Как говорится в документе, звание учреждено "в целях повышения общественной значимости и престижа самоотверженного и добросовестного труда", оно будет присваиваться гражданам РФ "за особые трудовые заслуги перед государством и народом, связанные с достижением выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение благополучия и процветания России".

Космонавт Алексей Губарев

29 марта 1931 года родился Алексей Александрович ГУБАРЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Губарев

29 марта 1931 года родился Алексей Александрович ГУБАРЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в селе Гвардейцы Борского района Куйбышевской области в семье крестьянина. С 1936 года жил и учился в подмосковном совхозе «Чашниково», куда перебралась семья после смерти отца.
В 1950 году закончил среднюю школу и поступил в Морское авиационное училище техников, откуда перевелся в Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. После его окончания в 1952 году служил в частях ВВС СССР. Летал на самолётах Як-18, Ту-2, Ил-28м,
Л-29, налёт — более 1450 часов.
В 1957 поступил и в 1961 году окончил Военно-воздушную академию.
В январе 1963 года зачислен в отряд советских космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки. Проходил подготовку по советской лунной программе, в составе группы осваивал военно-исследовательский вариант космического корабля «Союз» (корабль 7К-ВИ). В дальнейшем готовился к космическим полётам на кораблях типа «Союз» (по программе «Контакт») и орбитальных станциях типа «Салют» (ДОС) в качестве командира, не однократно был дублёром.
Свой первый полёт совершил с 11 января по 9 февраля 1975 года вместе с Георгием Гречко в качестве командира космического корабля «Союз-17» и орбитального комплекса «Салют-4» — «Союз-17» (позывной — «Зенит»). Продолжительность пребывания в космосе составила 29 дней 13 часов 19 минут 45 секунд.
С 1976 года проходил подготовку по программе сотрудничества с социалистическими странами «Интеркосмос». Второй полёт совершил со 2 по 10 марта 1978 года вместе с чехом Владимиром Ремеком в качестве командира космического корабля «Союз-28» (позывной — «Зенит»). Это был первый пилотируемый полёт по программе «Интеркосмос». Космонавты работали на борту орбитального комплекса «Салют-6» — «Союз-27» — «Союз-28» вместе с Ю.В. Романенко и Г. М. Гречко. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 22 часа 16 минут. За 2 полёта в космос налетал 37 дней 11 часов 35 минут 45 секунд. В 1981 году покинул отряд космонавтов, но продолжал службу на командных должностях в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1980-х годах был заместителем начальника 30-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны.

С 1988 в отставке. Генерал-майор авиации (1983). Кандидат технических наук (с 1982), имеет 16 научных работ. Скончался 21 февраля 2015 года.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии