RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Разведчик Рихард Зорге
4 октября 2019 г.

Разведчик Рихард Зорге

Один из самых известных советских разведчиков-нелегалов родился 4 октября 1895 года в Российской Империи, в городе Баку в семье этнического немца
Подвиг  Саши Чекалина
25 марта 2015 г.

Подвиг Саши Чекалина

25 марта 2015 года исполнилось бы 90 лет Александру Павловичу Чекалину, которого фашисты повесили в 16-летнем возрасте за борьбу против оккупации
Два забытых подвига
30 ноября 2014 г.

Два забытых подвига

30 ноября 1943 года советские воины Василий Карпешин и Степан Кочнев в боях за освобождение Украины одновременно, хотя и на разных участках фронта, закрыли своими телами амбразуры дзотов
120 лет Маршалу Мерецкову
7 июня 2017 г.

120 лет Маршалу Мерецкову

7 июня 1897 года родился Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ
Три славы актёра
8 мая 2014 г.

Три славы актёра

35 лет назад не стало Алексея Смирнова
Главная » Подвиги в наследство » Легенда кино

Легенда кино

12 июля 2014 года – 100 лет со дня рождения П.М.Алейникова

Многие байки о выдающемся киноактёре Петре Мартыновиче Алейникове выгодно отличаются тем, что решительное большинство из них достоверны. Да и сама жизнь актёра – удивительная советская легенда со всеми её немыслимыми взлётами и столь же сокрушительными падениями.
Легенда кино

Вообще трудно сыскать в отечественном киноискусстве биографию, хоть отдалённо похожую на жизнеописание этой уникальной личности. Родился Петр Алейников в белорусском сельце Кривель Могилевской области. Был третьим ребёнком (старше его сестра Катерина и брат Николай) в бедной крестьянской семье. Когда мальцу исполнилось шесть лет, умер отец. Сплавляя лес по Днепру, упал в предзимнюю воду, сильно простудился и скоропостижно скончался. Вслед за ним ушла на тот свет и мать. Петя стал попрошайничать. Воровал, скитался, голодал. Попал в Шкловскую школу-интернат. И там впервые в жизни досыта наелся. Благодаря местному киномеханику безоглядно пристрастился к кино. Тогда впервые и появилась у мальчика шальная мысль стать киноартистом. Обуреваемый ею, сбежал из интерната, чтобы, подавшись в Москву, "выучиться на артиста". Но сорванца выловили и определили в Барсуковскую детскую трудовую колонию. А в ней работал драмкружок. И вихрастый Петя, от природы наделенный великолепным чувством юмора, неотразимым обаянием, стал главным исполнителем всех комедийных ролей. В конце 20-х судьба забрасывает Алейникова в главную белорусскую колонию имени Десятилетия Октябрьской революции. Здесь рождается его первая легенда. Якобы Пётр организовал в колонии собственный драмкружок, поставил пьесу, сам в ней блестяще сыграл и его работу увидел Сергей Миронович Киров. И якобы сказал: «Да тебе, парень, прямая дорога в театральный вуз!»

Спрашиваю Николая Афанасьевича Крючкова, который дружил с Алейниковым до самой смерти последнего: так что же в этой версии правда, а что вымысел? Всё правда, отвечал. «Киров действительно смотрел спектакль, поставленный Петей – что-то там из Сирано де Бержерака. Потрепал его по плечу и посоветовал поступать на актёра. На вступительных экзаменах в ленинградский Институт сценических искусств мой дружок рассказал таким как сам абитуриентам про свою встречу с любимцем партии. А ребята дружно подняли его на смех. Мол, смотри, какой хитрый бульбаш: ради поступления такую забавную небылицу придумал. Стал бы, мол, Киров с тобой якшаться. Надо знать щепетильного Петю. Вот он и зарёкся, что никогда и никому больше не станет рассказывать про своего великого протеже. Но разве ж такое шило в мешке спрячешь? И байка пошла гулять по миру. Петя, когда слышал её, даже расстраивался. Получается, говорил с досадой, я такой тупой, что без поддержки Сергея Мироновича артистом не стал бы?»

Разумеется, стал бы – настоящий талант всегда пробьёт себе дорогу. Тем более, что располагал Алейников в своём, как бы теперь сказали, портфолио и вещами куда как более содержательными, нежели рассказ о встрече с Кировым. А именно: рекомендательным письмом от профессионального театрального режиссёра В.Кумельского и просто-таки блестящей характеристикой, которой снабдило своего питомца руководство коммуны. Из неё недвусмысленно следовало, что податель – врождённый и законченный артист. Ему и учиться-то нужно лишь для проформы, абы диплом получить, а так – готовый лицедей.

Справедливости ради следует отметить, что премудрости артистической кинонауки Петя одолевал ни шатко ни валко – выезжал за счёт природного обаяния и артистизма. Руководитель отделения недавний выпускник ФЭКСА (Фабрика эксцентрического актёра) Сергей Герасимов в одарённом юноше души не чаял. К этому периоду относится другая легенда Алейникова. Из неё следует, что Пётр Мартынович безумно влюбился в свою однокурсницу, 17-летнюю Тамару Макарову, но на неё в то же самое время положил глаз преподаватель Герасимов. Сложился классический треугольник. Но больший катет – Герасимов, с помощью гипотенузы Макаровой, одолел меньшего катета – Алейникова. Тот с горя впервые в жизни запил горькую и даже покинул группу Герасимова. Как было на самом деле, опять-таки я узнал от Крючкова. «Петя мне однажды признался, что действительно не ровно дышал к Тамаре. Но при этом всегда понимал, что такая женщина для него – не по Сеньке шапка. И потому даже виду никогда не подал о своих чувствах. Тамара Фёдоровна узнала о них лишь после смерти Алейникова. А Сергей Аполлинариевич, по-моему, так никогда и не узнал. Всю жизнь он заботливо, почти по-братски относился к Пете. А ведь был ревнивым мужиком и со своей Тамары пылинки сдувал».

Что это правда подтверждает и творческая биография Алейникова. Его кинодебют случился ещё на студенческой скамье в фильме «Встречный». И на всю жизнь запомнился тем, что в этом же 1932 году одновременно погибают его брат и сестра. Через год С.Герасимов приглашает студента в свой немой фильм "Люблю ли тебя?". Здесь Пётр Мартынович играет в паре с Макаровой. В 1935 году выпускник Института сценических искусств Алейников получает от своего педагога Герасимова одну из центральных ролей в картине "Семеро смелых". Опять же – в паре с Т.Макаровой.

Фильм "Семеро смелых" имел феерический успех у советских людей. Но невероятная, просто-таки бешеная слава выпала всё же на долю Алейникова. Его несколько плутоватая роль поваренка Молибога, зайцем попавшего в арктическую экспедицию, явилась тем, чем Тулон стал для Наполеона. На ум поневоле приходит штамп: он на следующий день проснулся знаменитым. Но на самом деле так оно и было. Алейникова стал зрительским кумиром. Приглашения сниматься пошли косяком: "За Советскую Родину", "Комсомольск", "Трактористы", "Шуми, городок", "Пятый океан". Однако самой знаменитой – «центровой» - картиной в карьере Алейникова, безусловно, была "Большая жизнь" (1-я серия). В прокате 1940 года фильм занял 6-е место, собрав на своих просмотрах 18,6 млн. зрителей. Один из критиков много позже написал: "Алейников на экране сразу же завораживал публику, которая полюбила актёра, прежде всего, за его природное, Богом данное обаяние. Его поведение перед камерой, его игра во многом определялись не тонким расчетом, а большой художественной интуицией, жизненной энергией, юмором, иронией, озорством. Он был в кино своеобразным вариантом Василия Теркина, добродушного, веселого, обаятельного героя "себе на уме", с хитроватой усмешкой, презрением к чиновникам, хапугам, трусам и с непредсказуемым движением чувств".

Всё тот же Крючков вспоминал: «Петя был артистом от Бога. Это даже в доказательствах не нуждается. Но хороших и даже талантливых актёров в нашем кино много. А вот такого, как Алейников нет. Он не только сам блестяще играл, но и партнёров к тому подвигал – редчайшая способность. Вот возьми известную сцену из наших «Трактористов». Она бы никогда не получилась такой задорной и славной, если бы не мой партнёр и его бесподобное: «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался...». Ну, ведь замечательная же сцена! Я сейчас её как увижу, так у меня ноги сами в пляс пускаются. Кстати, когда на экраны вышел фильм "Трактористы", нас потом долго называли по именам наших героев: Андреева - Назаром, меня - Климом, Алейникова - Савкой. А я тебе скажу так: для артиста нет выше награды, чем когда его роль люди отождествляют с ним самим. Это всё равно, как если бы композитор написал песню и её все запели. Другой сто песен сочинит и ни одной народ не поёт. А Петю называли и Молибогой, и Савкой, особенно Ваней Курским после «Большой жизни». В этом смысле недооценённый он актёр. Но во многом и сам тому виной. Не сумел противостоять зелёному змию» - «Но говорят, что попытки предпринимал неоднократные. Вот что Татьяна Окуневская вспоминала: «Вернувшись из заключения, я встретила Алейникова на Арбате. Он совершенно остолбенел от удивления, а из чудных, необъяснимых его глаз полились слезы. Потащил меня в соседнюю шашлычную. «Мне,- говорит,- сейчас пить никак нельзя, а ты пей и ешь, что хочешь?» - «Марк Твен, по-моему, говорил, что легче всего бросить курить. Он это тыщу раз проделывал. Так и с выпивкой. Мы втроём – Алейников, Андреев и я – не одну бочечку опорожнили, чего уж там темнить. Но потом мы с Борей всё же «завязали», а Петя не смог. Хоть и действительно не раз пытался. Да воли у мужика не хватило. Но ты знаешь, он никогда не производил впечатление алкоголика. А вот пьянел быстро – от одной-двух рюмок. Мы с Борей продолжаем, а он пойдёт, пол часика покемарит и вновь огурчик. Между прочим, после вскрытия печень его оказалась как у абсолютно трезвого человека. Другой вопрос, что Петя нравственно был предрасположен к выпивке: «Мне не пить нельзя,- говорил не раз.- Если, понимаешь, я вовремя не выпью – мне хана: задохнусь я, понимаешь. У меня, когда срок я пропущу, одышка жуткая, как у астматика, а выпью – и отойдет, отхлынет. У меня, понимаешь, в душе – гора, не продохнуть, не перешагнуть, не перемахнуть. Боря Андреев – вон какой здоровый, а с меня чего взять-то? Иной раз думаю: неужто один я такой непутевый да неуемный, а погляжу на улицу или в зал – ведь всем дышать нечем, всем, но они, дураки, терпят, а я пью и не терплю. У меня бабушка казачка была, вот я и буду пить, а не терпеть". С такой философией долго не протянешь».

От артистов старшего поколения (Лидии Смирновой, Игоря Ильинского, Евгения Весника, Георгия Жжёнова) мне приходилось слышать, что Алейников и в жизни был таким же, как на экране, - веселым, искромётным, обаятельным. В любой компании незаметно, но всенепременно перетягивал одеяло на себя. Только проделывал это столь деликатно, что никого лидерство его не задевало, тем более не оскорбляло. Умел великолепно рассказывать всякие байки, анекдоты. Спеть никогда не отказывался. Проявлял удивительную щедрость. Мог запросто раздать забулдыгам несколько тысяч, полученных за сьёмку – деньги фантастические по тем временам. И в то же время (тут все воспоминающие единодушны) Пётр Мартынович слыл удивительно непрактичным, "непробивным" человеком. А вдобавок ко всему – и бесшабашным. Вдруг ни с того, ни с сего мог выкинуть такой фортель, что хоть стой, хоть падай. Так в нём аукались детство и юность, проведённые в мужских дисциплинарных коллективах. Неординарные, нестандартные понятия о достоинстве, порядочности и чести у него тоже из тех же истоков. Вот лишь несколько характерных примеров, тоже давно ставших легендами.

Перед войной Алейников снимался в картине - "Случай в вулкане". Режиссёр Евгений Шнейдер был слабым профессионалом. Это Петра Мартыновича, привыкшего работать с мастерами своего дела, сильно раздражало. Своё недовольство он однажды выразил весьма оригинальной манерой: снял штаны перед всей труппой и громко крикнул: «Вот кто ты, а не режиссёр». Надо ли удивляться, как возмутился Шнейдер. Тут же телеграфировал в Москву о безобразном поступке актёра. Вскоре прибыла грозная комиссия, жёстко потребовавшая немедленного извинения. Пришлось Алейникову подчиниться. Он зашёл после этого в гостиничный номер к Лидии Смирновой: «Знаешь, как мне хотелось вновь снять штаны и сказать перед всеми: «Шнайдер лучше режиссёр, чем это!» Да боюсь, не поймут. Как ты считаешь?»

…Однажды Пётр Мартынович в лёгком подпитии и хорошем настроении прогуливался по столице. Дошёл до красивого здания купца Игумнова на Большой Якиманке. В то время там располагалось посольство Франции. И захотелось артисту посмотреть, как живут наследники славных галлов. Милиционер, естественно, взял под козырёк переда знаменитостью. Побродив по просторному холлу, артист притомился. Прилёг на кушетку и уснул. Деликатные служащие посольства ходили на цыпочках. Алейников мирно проспал до утра. Потом артисту предложили принять душ и отведать завтрак. Известие о неподобающем поведении звезды докатилось до руководства кинематографа. Разразился скандал. Пётр Мартынович написал объяснительную записку, в которой указал, что живёт он более десяти лет в коммуналке, условий учить роли нет никаких, и поэтому только у иностранцев он и может по-человечески отдохнуть. Последовал вызов к министру культуры Екатерине Фурцевой. Алейников тогда сказал своему лучшему другу Андрееву: «Видать, Борька, теперь меня уж точно погонят из кино и театра (артист числился в Театре–студии киноактёра – М.З.) взашей». В это даже теперь трудно поверить – всё же международный скандал был налицо, но Фурцева только пожурила артиста-недотёпу. Более того, предложила ему негласный договор: вы бросаете пить, а я даю вам квартиру в высотке на площади Восстания. Любой бы другой на месте Алейникова поблагодарил могущественную даму и ретировался восвояси. Однако Остапа понесло. Пётр Мартынович тут же пустился в пляс, стал почему-то расшаркиваться, отбивать поклоны и приседать в реверансах, приговаривая: «Заступница ты наша, Екатерина Великая, уж не знаю, как тебя и благодарить! Любимица наша, благодетельница! Матушка-барыня, век тебя не забуду! Уж если тебе детишек покачать или дровишек поколоть, то я с превеликим удовольствием!». Разгневанная Фурцева велела секретарю: «Уберите этого кривляку с моих глаз!»

В другой раз закадычные друзья Андреев и Алейников, хорошенько «отдохнув» в киевском ресторане, двигались по Крещатику в сторону своей гостиницы, но, почувствовав непреодолимую усталость, решили заночевать на широкой кровати… в витрине мебельного магазина. Причём Андреев со словами: «Петя, была команда «отбой!» - прошёл прямо через витринное стекло. Алейников чётко за ним проследовал. Очнулись оба в милицейской КПЗ. Дежурный, видя перед собой известных артистов, как говорится, дико извинился, но всё же начал составлять протокол. «А вот и не составишь!», - заявил Андреев. Взяв обе чернильницы с прибора, протянул одну дружку: «Ну, Петя, за нашу доблестную милицию!» И оба, как по команде, выпили чернила. Дежурный не на шутку перепугался, вызвал «Скорую». Только её опередил начальник отделения милиции со всей семьей, родственниками и друзьями. Тут же начался импровизированный творческий вечер, который плавно перетёк в банкет. Савка-тракторист-Алейников оказался любимым героем начальника. Вскоре вся компания распевала «Здравствуй, милая моя, я тебя дождался!/ Ты пришла, меня нашла, а я растерялся!»

Тут самое время остановиться на особых отношениях Алейникова и Андреева с представительницами слабого пола. Что касается Бориса Фёдоровича, то своё кредо по такому поводу он очень чётко заявил в фильме «Большая жизнь»: «Да ты знаешь, что такое любовь? Любовь - это как тиф!» И всегда следовал этому принципу. Пётр Мартынович проявлял чувства к женщинам гораздо проще, если не прагматичнее. На одном из кинофестивалей он и Николай Крючков встречали зарубежную делегацию. «Петя, смотри, какая корейка хорошенькая! - кивнул Крючков на симпатичную раскосую актрису.- Да брось, Коль! Корейка-то она, может, и ничего, да только грудинки никакой». Очень даже возможно, что любовь к Макаровой Алейников пронёс через всю жизнь. Но вот жизнь семейную, бытовую он выстроил вполне рассудительно и основательно. Женился на симпатичной девушке Вале Лебедевой, которая трудилась в монтажной «Ленфильма». Была она моложе своего кинокумира на пять лет и могла часами рассматривать кадры картин с его участием. Ухаживал Пётр за ней чинно и по-сельски манерно: провожал через Кировский мост домой (сам жил рядом со студией в общежитии), изредка покупал цветы и кормил избранницу мороженным. Они благополучно поженились, воспитывали потом двоих детей, деля непропорционально многочисленные горести и редкие радости. Алейников изредка брал с собой на съемки детей, ещё реже – жену. А когда гастролировал самостоятельно, всегда при нём находились поклонницы. Обращался с ними артист очень бесцеремонно. Иногда даже распускал руки и это всегда ему сходило с рук. Супруги Алейниковы страстно желали, чтобы дети их тоже стали актёрами. Арина окончила ВГИК в мастерской Льва Свердлина. Читатель может вспомнить её по роли пионервожатой Вали из фильма Э.Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». С мужем и детьми она уехала в Америку. Живёт там до сих пор. Старший сын Тарас закончил операторский факультет ВГИКА. Работал на студии «Научфильм». Вместе с Г.Скороходовым снял документальную ленту о своём легендарном отце. Вспоминал о нём: «Я никогда никаких жалоб или требований о привилегиях от отца не слышал. Всю жизнь мы скитались по коммуналкам. Он никуда не ходил, никогда никого ни о чём не просил. И писем не писал. После эвакуации, из Ташкента, мы приехали в одну комнату очередной коммуналки, а когда родилась Арина, переехали в две комнаты на Якиманке, но тоже в коммуналке. Помню, как папа повёз меня с собой на съемки «Конька-Горбунка» в Ялту. В магазинах я смело брал с прилавков понравившиеся сладости, а папа потом терпеливо расплачивался. Ещё никогда не забуду, как его всегда встречала публика. Люди ревели от восторга. Несли на сцену жареных поросят, лук, чеснок, грибы, отрывали пуговицы с его пиджака. Такая разгульная манифестация могла длиться 15-20 минут. Он выходил за кулисы, весь зацелованный, обвешанный чесноком, луком, с поросятами и каждый раз говорил со слезами на глазах: «Да разве ж можно так!». Тарас скоропостижно скончался в 2004 году.

Супружество Бориса Андреева состоялась исключительно благодаря парадоксальным и язвительным усилиям Алейникова. Как-то они ехали вдвоём в троллейбусе, и Пётр стал подначивать приятеля, вдруг заговорившего о женитьбе: «Да кто ж за тебя, Борька, пойдет, за глыбищу такую неотёсанную, за лаптя деревенского! В зеркало давно на себя смотрел? Ты же, небось, никогда девушку за руку не держал, не говоря уже о других её частях» - «Да если бы я захотел,- вдруг взорвался Андреев,- да за меня бы любая вышла замуж!» - «Ага, слон тоже может съесть два центнера бананов, да кто ж ему даст» - «Вот назло тебе, засранцу, возьму и женюсь на первой девушке, которая войдет сейчас в троллейбус» - «Э, нет, брат, давай поспорим на ящик коньяку!» Поспорили. На остановке забежала стайка молодёжи. И была там весьма симпатичная особа. Андреев подошёл к ней, познакомился. Потом вызвался проводить. Дело вроде бы налаживалось, но тут возникли трудности непредвиденные. Девушка оказалась дочерью крупного столичного милицейского чина, который был наслышан о приключениях «артистов-забулдыг» Алейникова и его дружка Андреева. Однако Борис Фёдорович проявил неслыханную настойчивость. И до конца жизни счастливо прожил со своей Галинкой. Она ушла за ним туда, откуда уже нет возврата, через два месяца.

В 1945 году режиссер Луков, вспомнив об успехе фильма «Большая жизнь», решил сделать вторую серию о послевоенном восстановлении Донбасса. Несмотря на участие многих актеров из первой серии (Андреева, Алейникова, Бернеса и других), фильм получился чрезвычайно слабым, ходульным. С подачи Сталина его справедливо признали «малохудожественной и вредной кинокартиной». Вождю откровенно не понравились полузатопленные землянки и грязные протекающие бараки, в которых ютились славные донецкие шахтеры и их семьи.

«То, что там изображено, это, конечно, не большая жизнь. Всё взято для того, чтобы заинтересовать нетребовательного зрителя. Одному нравится гармошка с цыганскими песнями. Это есть. Другому нравятся ресторанные песни. Тоже есть. Третьему нравятся некоторые рассуждения на всякие темы. И они есть. Четвёртому нравится пьянка, - и в фильме есть рабочий, которого нельзя заставить проснуться, если он не учует запаха водки и не услышит звона стаканов и тогда быстро вскакивает. И это есть. Любовные похождения тоже есть. Ведь различные вкусы у зрителей. О восстановлении тоже есть немного, однако, хотя это фильм о восстановлении Донбасса, там процесс восстановления Донбасса занимает лишь одну восьмую часть, и дано всё это в игрушечной смехотворной форме. Просто больно, когда смотришь, неужели наши постановщики, живущие среди золотых людей, среди героев, не могут изобразить их как следует, а обязательно должны испачкать? У нас есть хорошие рабочие, чёрт побери! Они показали себя на войне, вернулись с войны и тем более должны показать себя при восстановлении. Этот же фильм пахнет старинкой, когда вместо инженера ставили чернорабочего, дескать, ты наш, рабочий, ты будешь нами руководить, нам инженера не нужно. Инженера спихивают, ставят простого рабочего, он-де будет руководить. Так же и в этом фильме, старого рабочего ставят профессором. Такие настроения были у рабочих в первые годы Советской власти, когда рабочий класс впервые взял власть. Это было, но это было неправильно. С тех пор сколько времени ушло! Страна поднята на небывалую высоту при помощи механизации. Угля стали давать в 7 - 8 раз больше, чем в старое время. Почему? Потому что весь труд механизировали, потому что врубовые машины ведут всё дело. Все приспособления вместе составляют систему механизации. Если бы не было механизации, мы бы просто погибли. Всё это достигнуто при помощи машин. Что это за восстановление показано в фильме, где ни одна машина не фигурирует? Всё по-старому. Просто люди не изучили дела и не знают, что значит восстановление в наших условиях. Спутали то, что имело место после гражданской войны в 1918-1919 годах, с тем, что имеет место, скажем, в 1945-46 годах. Спутали одно с другим».

Это был приговор. «Большую жизнь» запретили. Бориса Андреева такой удар из седла не вышиб. Он сумел ещё сыграть яркие роли в фильмах «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Максимка», «Большая семья». А вот кинокарьера Алейникова сначала забуксовала. А после фильма Льва Арнштама «Глинка» практически прервалась на долгих 12 лет. Пётр Мартынович сыграл там Александра Сергеевича Пушкина – первая попытка выйти из привычного образа, из легковесного амплуа. Провалилась она с треском. Зрители хотели видеть своего любимца только в комедиях. Все, включая руководство советского кинематографа, хотели только повторения Вани Курского. И их трудно за это осуждать. Лишь один Сергей Герасимов заметил своему ученику: «Пётр, ты сыграл лучшего Пушкина, какого я когда-нибудь видел на экране!». Но именно после «Глинки» Алейникова перестали снимать.

Это сейчас написать легко: «12 лет моего героя не снимали». А каково было самому герою о том мы можем лишь догадываться. Евгений Яковлевич Весник, живший с Алейниковым по соседству, рассказывал автору сих строк: «Напротив нашего дома, как известно, расположен зоопарк. С некоторых пор мой сосед туда зачастил. Алкоголизм его к тому времени принял характер необратимый. И повлёк за собой массу других болезней. Из-за мокрого плеврита у него удалили одно лёгкое. Потом сделали операцию на ногах. Наконец, у него стал развиваться рак. И Петя знал это. Поэтому каждое утро отправлялся в зоопарк, где сторож держал ему наготове четвертиночку «Русской». Поправиться. Я сам знаю, что это такое. Да, так вот Пётр Мартынович сдружился с волком по кличке Норик. И подкармливал «друга» кусочками хлеба, смоченными водкой. Как-то Алейников появился в зоопарке уже очень «тяжелый». У него длились не прекращающиеся скандалы дома. Зашёл к Норику в клетку и плачет. Потом мне рассказывал изумлённый сторож: «Я поначалу сильно испугался. Думал, что волк его изорвёт в клочья. Но вижу: Норик вылизывает Пете слёзы. А Мартынович, трезвея на глазах, говорит серому: «Норик! Ты самый лучший из людей!»

…За несколько месяцев до смерти судьба всё-таки подарила Алейникову радость новой драматической роли в фильме туркменского режиссёра Булата Мансурова "Утоление жажды". Радость Алейникова была ещё сильнее оттого, что в этой картине с ним должны были сниматься его дети: сын Тарас и дочка Арина. По двенадцать и более часов в сутки работал Пётр Мартынович, заражая своим трудолюбием всю съёмочную группу. Всё, что он успел сделать в фильме, было сделано за 15 - 16 дней. Однажды режиссёр спросил его: «Вы не устали от такой напряжёнки?» Алейников улыбнулся и неожиданно спросил, изменю ли я название фильма. «Никогда» - «Спасибо,- проговорил,- это моя долгая жажда работать, которую я давно не утолял». В рабочем поселке, в комнате недостроенного дома, режиссёр обитал вдвоём с Алейниковым. За фанерной перегородкой была гримерная, и оттуда доносился женский голос: «Я его не узнала. Помню, такой он был красивый, а теперь лишь тень осталась». Петр Мартынович заплакал. По ходу работы артисту пришлось просидеть несколько часов в холодной горной реке. Началось воспаление единственного лёгкого. Артиста срочно отправили в Москву. Но не помогли и врачи легендарной Кремлевской больницы. 9 июня 1965 года его не стало. 33 дней не дожил до 51 года. На похоронах своего лучшего друга Андреев с грустью сказал: «В СССР, кроме нас с Алейниковым, популярнее был разве что Чарли Чаплин».

Кстати, вопрос о том, где похоронить выдающегося советского актёра решался на самом верху. Ему и определили место на Ваганьковском кладбище. А Борис Фёдорович знал потаённое желание друга быть упокоенным на престижном Новодевичьем погосте – ну бзик такой имел. И пошёл Андреев к самому председателю Моссовета Промыслову. А тот говорит: «На Новодевичьем все места уже давно распределены. И потом,- там можно хоронить только народных артистов СССР, а ваш друг всего лишь заслуженный РСФСР» - «Значит, меня вы точно на Новодевичьем закопаете?» - «Ну зачем же вы так, так грубо, дорогой тёзка по отчеству? Но действительно за вами такое место сохраняется» - «Вот и похороните на моём месте Петю. А меня уж положите, куда пожелаете». Чиновники так и поступили. И неразлучные друзья по жизни покоятся на разных кладбищах. Народный артист СССР, лауреат двух сталинских премий, кавалер четырёх орденов Советского Союза Борис Андреев – на Ваганьковском. А кавалер всего лишь ордена «Знак почёта» Пётр Алейников - на Новодевичьем. Но они оба воистину народные артисты.

Михаил Захарчук
11 июля 2014 г.

Комментарии:

Виктор Андрусов 12.07.2014 в 20:47 # Ответить
Приятного тебе отдыха, Михаил !
Читал материал , не отрываясь. Михаил откопал удивительные факты,опираясь, как он это часто делает, на личные беседы с очевидцами событий. Какой колоссальный труд! Теперь, Миша, предстоящий отдых после напряжённой работы тебе будет поистине в удовольствие. Счастливого тебе пути к тёплому, блаженному морю...
Татьяна П. 13.07.2014 в 06:39 # Ответить
Читала долго, с грустной и доброй улыбкой и чувством горечи. Всегда бывает горько за талантливых хороших людей, потерянных нами безвозвратно. Только что пришла мысль, что одно дело видеть актёра на экране, помнить его широкую открытую и неповторимую улыбку, жесты, его сценические образы… И вдруг совсем неожиданно увидеть и понять его как человека, личность, узнать, с кем он дружил, о чём думал, как поступал, что делал в тех или иных обстоятельствах, кого любил…. Много испытаний проходит человек на жизненном пути. Испытание на любовь – одно из самых сильнейших.
Опять он меня растрогал, Михаил Захарчук. Ну как его не уважать и не любить за это как писателя, как личность и как человека моего поколения?
Бусаров Сергей 13.07.2014 в 11:50 # Ответить
Восторг не проходит с детства до сих пор. На кафедре ЛОР-заболеваний видел Андреева на консультации. Мы сдавали экзамены. И один студент из нашей группы увидев его громко, очень
похожим голосом сказал: "А я беру одной рукой за гусиницу и переворачиваю! " Восторг! Много хохота окружающих. Андреев на секунду растерялся от неожиданности. И кажется сказал: "уж не в театральный я забрел?"

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 сентебря
среда
2020

В этот день:

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

23 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя (царствование Николая I) в память об Отечественной войне 1812 года.

 На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Укротитель "Тигров" Сергей Астраханцев

23 сентября 1914 года родился Сергей Васильевич Астраханцев, Герой Советского Союза, старший лейтенант. Погиб 8 августа 1943 года.

Родился в Тамбовской губернии Российской империи (ныне районный центр Республики Мордовия Российской Федерации) в семье рабочего Василия Александровича и домохозяйки Любовь Алексеевны Астраханцевых. В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии призван 28 августа 1941 года, был ранен в бою, после госпиталя закончил курсы младших лейтенантов. В боях под Ленинградом Сергей Васильевич прошёл путь от младшего лейтенанта до старшего лейтенанта и был назначен командиром 7-й стрелковой роты 3-го батальона.

В ходе Курской битвы во время наступления на Харьковском направлении 8 августа 1943 года в районе деревни Шевченково Великописаревского района Сумской области подразделения 367-го стрелкового полка были атакованы немецкой пехотой и танками и вынужденно перешли к обороне. На участке 3-го батальона, не имевшего противотанковых средств, немецкую пехоту поддерживали три Т-6 «Тигр». Видя замешательство батальона, старший лейтенант С. В. Астраханцев со своей ротой, находившейся до этого в резерве, пошёл в контратаку. Дав приказ стрелкам отсекать пехоту, сам старший лейтенант Астраханцев с единственным противотанковым ружьём выдвинулся вперёд и точным огнём подбил 2 немецких танка, однако третий «Тигр» гусеницами смял его огневую позицию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчикам и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Астраханцеву Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Командир женского экипажа Анна Егорова

23 сентября 1916 года родилась Анна Александровна Тимофеева-Егорова (ум. 2009), советский лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан ВВС.

Родилась в деревне Володово (ныне — деревня в Кувшиновском районе Тверской области) в крестьянской семье. В предвоенные годы работала на Метрострое, закончила аэроклуб. В 1938 году была направлена в школу лётчиков Осоавиахима, по окончании (1939) была инструктором Калининского аэроклуба. В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.

В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.

Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации. Совершила 277 боевых вылетов.

20 августа 1944 г. в воздушном бою была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помог доктор Георгий Синяков.

После освобождения из лагеря к летной работе допущена не была по состоянию здоровья.

Вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 ШАД (штурмовая авиационная дивизия). В 1965 году ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому она была представлена еще во время войны.

Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.

 

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Атомная подводная лодка «Акула»

23 сентября 1980 года в Северодвинске была спущена на воду самая большая в мире подводная лодка «Акула» («Тайфун») проекта 941. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Лненинград). Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв.

Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году).

Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

Первая лодка этого типа была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула».

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений. Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Из шести — три уже утилизированы с помощью США. «Дмитрий Донской», «Северсталь» и «Архангельск» пока не тронуты. На совещании в Северодвинске в феврале 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии