RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Голос эпохи
2 октября 2014 г.

Голос эпохи

2 октября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Левитана
Григорий Бахчиванджи: прерванный полет
20 февраля 2017 г.

Григорий Бахчиванджи: прерванный полет

20 февраля 1909 года родился выдающийся советский летчик Герой Советского Союза Григорий Бахчиванджи
Босфорский десант русского флота
16 апреля 2013 г.

Босфорский десант русского флота

17 апреля 1833 года 10000 российских пехотинцев высадились на азиатский берег турецкого пролива, перепугав не только египтян и турок, но и всю Европу
Штопор Арцеулова
7 октября 2016 г.

Штопор Арцеулова

Сто лет назад 7 октября 1916 года внук художника Айвазовского впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения
Радиограмма № 1
12 марта 2016 г.

Радиограмма № 1

Она была передана 12 марта 1896 года* с помощью изобретённого А. С. Поповым прибора в Петербургском университете
Главная » Подвиги в наследство » Отец радиолокации Павел Ощепков

Отец радиолокации Павел Ощепков

80 лет назад 11 июля 1934 года СССР впервые в мире испытал аппаратуру радиообнаружения самолетов

Изобрёл радиолокацию великий советский ученый Павел Кондратьевич Ощепков, хотя англосаксы на весь мир беспардонно врут, что это их заслуга.
Отец радиолокации Павел Ощепков

Факты же таковы. Мы уже к 1934 году имели опытные образцы аппаратуры радиообнаружения, тогда как в США первая сумма на развитие "радара" была отпущена только в 1935 году.

Более того, когда летом 1941 года фашисты попытались бомбить Москву, они, благодаря нашим РУСам, потеряли столько самолетов, что отказались от подобных операций в дальнейшем. Премьер Англии Черчилль попросил Сталина поделиться документацией на чудо-локацию. Советский вождь, надеясь на открытие англосаксами второго фронта против Гитлера, поделился. «Союзнички» перенесли «борьбу с фашизмом» аж на 1944 год, зато содрали наш «Рапид». А после войны тот же Черчилль сделал безапелляционное заявление о том, что именно англосаксы "подарили миру радиолокацию - это величайшее военное изобретение".

Но шут с ними, с англосаксами, пользоваться чужим, как своим, их стиль жизни. Лучше помянем добрым словом Павла Кондратьевича Ощепкова, нашего выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, профессора, доктора технических наук, основателя радиолокации и интроскопии, создателя аппаратуры для обнаружения самолётов с помощью электромагнитного луча.

Родился он в 1908 году в деревне Зуевы Ключи Сарапульского уезда Вятской губернии. В 10 лет остался сиротой, но сумел окончить экстерном школу, техникум в Перми. В 1928 году он поступил в Институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова на электротехнический факультет и в 1931 году заканчил Московский энергетический институт, созданный на базе этого факультета.

В 1932 году Ощепков был призван в ряды Красной Армии и попал в полк зенитной артиллерии в Пскове, откуда его перевели в управление ПВО РККА. В статье «Современные проблемы развития техники противовоздушной обороны», опубликованной в № 2 журнала «Противовоздушная оборона» за 1934 год, Ощепковым были сформулированы основные принципы радиолокации. По инициативе заместителя наркома обороны М. Тухачевского, 16 января 1934 года Ощепков на заседании Академии наук представил свою схему посылки электромагнитного луча на объект и получения луча, отраженного от объекта. В Ленинградском электрофизическом институте была создана группа под руководством 26-летнего Ощепкова и уже в начале июля 1934 года были проведены успешные опыты по радиолокации на аппаратуре с длиной волны 5 м. В 1934 году на Ленинградском радиозаводе были выпущены опытные образцы РЛС «Вега» и «Конус» для системы радиообнаружения самолетов «Электровизор». Вскоре в ЛФТИ появились серийные РЛС «РУС-1» и «РУС-2», которые сыграли большую роль в обороне крупных городов во время ВОВ.

Когда в 1937 году арестовали маршала Тухачевского, то вскоре арестовали и Павла Кондратьевича Ощепкова. В бумагах маршала нашли первомайскую поздравительную открытку, подписанную Ощепковым. Как в дальнейшем Павел Кондратьевич узнал, именно эта открытка была причиной его ареста. В тексте отсутствовала «производственная тематика» и такая открытка давала основание автоматически считать её автора пособником «врага народа».
Отсутствие Ощепкова в Москве внесло заминку в ход работ по освоению импульсного способа радиолокации (в своём первом документе Ощепков импульсную радиолокацию называл – «парциальный метод»). И Ворошилов обратился к Сталину с устной просьбой вернуть Ощепкова в Москву. Получив согласие, он отправил в адрес руководства Воркуталаг за своей подписью телеграмму и вскоре в своём кабинете приветствовал Павла Кондратьевича фразой: «Жив, курилка?»

Ворошилов хорошо знал Павла Кондратьевича. Именно в кабинете у наркома обсуждались вопросы финансирования работ по радиолокации, и Ощепков здесь не был пассивным слушателем. Именно Ворошилов первые радиолокаторы предложил называть РУС (радиоулавливатель самолётов), в то время как сам Ощепков предлагал термин «электровизор». А на столе у Ворошилова в кабинете стоял радиоприёмник, изготовленный Павлом Кондратьевичем собственноручно и качество работы которого в лучшую сторону отличалось от серийных изделий того времени, но главное – он был без радиоламп, вместо которых впервые в мире использовались самодельные полупроводниковые приборы.

И в 1939 году, вновь оказавшись в Москве, Ощепков параллельно с работой по радиолокации настойчиво предлагал Наркомату обороны создавать приборы ночного видения, основанные на усилении того естественного света, что «присутствует» в темное время. При этом он находил немалые преимущества такой «ночезрительной трубы» (в терминологии Ломоносова Михаила Васильевича) по сравнению с приборами инфракрасного видения.

В июне 1941 года вредители в наркомате внутренних дел арестовали Ощепкова второй раз. Его спасло письмо на имя Сталина. Под письмом стояли подписи ученого Иоффе, генерала Жукова и наркома Обороны Ворошилова. Ознакомившись с текстом, Сталин написал: «т. Берия. Согласен». Так Берия узнал про Ощепкова, а Павел Кондратьевич всю свою оставшуюся жизнь говорил: «Сталин спас меня».

При создании первых радиолокаторов много внимания уделяли чувствительности радиолокационного приёмника. Ибо независимо от величины излучаемой передатчиком энергии к приёмнику возвращается весьма малая её часть. Настолько малая, что профессиональные радиотехники 30 годов не верили в возможность приёма таких слабых сигналов. Вот эти слабые электромагнитные колебания нужно уловить антенной, усилить с помощью радиоприёмника и отобразить в форме, доступной для восприятия человеком и понятной человеку (оператору).

За период работ, связанных с радиолокацией, Павел Кондратьевич работал с разными приёмниками. И всегда энергетика таких шумов обращала на себя внимание. И постепенно Павел Кондратьевич не мог не задуматься об использовании этой энергии окружающего пространства на благо человека. Его первые рассуждения были такие. Источник шумов имеет электромагнитную природу. Следовательно, там есть и оптический участок спектра. И если суметь эту оптическую часть спектра «поймать» и усилить, то можно будет видеть окружающую обстановку даже в полной темноте. Вот почему в 1939 году он называл немало аргументов в пользу приборов ночного видения, непосредственно усиливающие тот прямой свет, что есть в любой ночи. Его здесь уверенно поддержал академик Сергей Иванович Вавилов, который показал и доказал, что даже в самые тёмные ночи (для наших широт они наступают в сентябре) естественная освещённость далека от нуля, она поддаётся обнаружению и измерению. Так и действуют приборы ночного видения, усиливающие естественный свет.

Ощепков пошел дальше. Он в1943 году написал труд «Может ли человечество использовать энергию окружающей среды?». Все последующие шаги по реализации этой идеи (энергоинверсии) давали обнадёживающие результаты. Но Ощепкову пришлось отвлечься на другую работу. После войны при Институте металлургии АН СССР и была организована электрофизическая лаборатория, руководимая П.К.Ощепковым. Лаборатория выполняла разработку методов электронного преобразования, усиления и фиксации электромагнитных, ультразвуковых и магнитных колебаний. Целью исследований являлся анализ внутренней структуры и изучение дефектов в оптически непрозрачных средах. Возник обобщающий термин «интроскопия» - внутривидение. В лаборатории были созданы первые в нашей стране инфракрасные интроскопы и инфракрасные микроскопы.

Лишь только в 1968 году Ощепков создал Общественный институт энергетической инверсии. Его действительными членами стали тысячи инженерных и научных работников из всех республик Советского Союза. На проходящих научных конференциях выступали сотни докладчиков, приводившие свои аргументы по возможному использованию энергии окружающей среды. Но эту работу Ощепков довести до конца не смог. 2 декабря 1992 года перестало биться его сердце.
Вскоре сторонники и соратники Павла Кондратьевича образовали Международную Академию энергетической инверсии имени Народного академика Ощепкова Павла Кондратьевича.

На надгробии Павла Кондратьевича Ощепкова высечены слова: «Отцу радиолокации, интроскопии, энергоинверсии».

.
11 июля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии