RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Князь Дмитрий Пожарский
1 ноября 2014 г.

Князь Дмитрий Пожарский

1 ноября 1578 года – день рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, главы народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от западных оккупантов
«Драконовские» приказы Сталина
15 августа 2013 г.

«Драконовские» приказы Сталина

16 августа 1941 года вступил в действие приказ Ставки ВГК № 270, который до сих пор подвергается атакам врагов России
Сталин: «Москву не сдадим!»
1 октября 2017 г.

Сталин: «Москву не сдадим!»

30 сентября 1941 года началась битва за Москву.
«Красная звезда» и её штыки
5 декабря 2013 г.

«Красная звезда» и её штыки

Главной военной газете страны - 90 лет
Судьба генерала
18 февраля 2014 г.

Судьба генерала

Автор проекта «Линий Молотова и Сталина» Дмитрий Карбышев погиб смертью Героя в фашистском плену 18 февраля 1945 года
Главная » Подвиги в наследство » Тайна субмарины «Акула»

Тайна субмарины «Акула»

Малоизвестные страницы Первой мировой войны: гибель капитана второго ранга Николая Гудима и его экипажа

В Балтийском море у берегов эстонского острова Хийумаа на глубине 30 метров обнаружена подводная лодка, затонувшая при до сих пор не выясненных обстоятельствах 15 ноября 1915 года.
Тайна субмарины «Акула»

На левой стороне кормовой части водолазы разглядели чёткую, хорошо сохранившуюяся надпись «Акула». В интернете имеются сведения, что командовал этой субмариной капитан второго ранга Николай Александрович Гудим.

История создания этого подводного корабля хорошо известна. После Русско-японской войны Главный морской штаб принял решение о постройке двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море.
Конструктор И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Он предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с.
25 сентября Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Испытания были завершены только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав флота.

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

Подводная лодка "Акула" в начале Первой мировой оказалась одной из немногих подлодок Балтийского флота, которые были способны действовать у побережья противника. Это во многом определило дальнейшую напряженную боевую службу подлодки.

Сохранилось описание такого боевого эпизода.

Вечером 4 декабря 1914 года подводная лодка "Акула" находилась в открытом море. Бушевала пурга, разразился шторм. Моментами видимость была практически нулевой. В это время на мостике находились тогдашний командир подводной лодки капитан второго ранга Власьев С.Н., вахтенный начальник мичман Терлецкий К.Ф. и унтер-офицер рулевой Пастэ Иван.
Перед выходом в море командиру подводной лодки в штабе сообщили: замечен германский крейсер "Аугсбург", являющийся заманчивой целью. Вот и шла подлодка "Акула" в надводном положении, хотя при подобных погодных условиях давно нужно было погрузиться.

-"Справа корабль! До него от двадцати до двадцати пяти кабельтовых! Движется встречным курсом!" - доложил Иван Пастэ.
-"Молодец, - ответил командир, всматриваясь вдаль. – Вижу! "Аугсбург"! Всем вниз!" Терлецкий и Пастэ нырнули в люк.

Спустившись в рубку и задраив люк, командир приник к окуляру перископа, однако решительно ничего не увидел. Линзы мгновенно покрывались снегом. Лодка ослепла. Пришлось командиру вновь подниматься на мостик и командовать оттуда. Командир принял решение привести подлодку в позиционное положение, когда над поверхностью остается лишь одна рубка. Даже если вражеский крейсер обнаружить российскую подлодку, что в данных условиях было весьма сомнительно, у нее останется время для погружения.

Власьев и Терлецкий вновь заняли место на крохотном мостике, который то и дело заливала волна. При малейшей ошибке рулевого-горизонтальщика – подлодка зароется носом, и офицеры будут смыты за борт. Однажды на подлодке "Пескарь" произошло то же самое. Остановка буксира (подлодка буксировалась), просчет рулевых, и в итоге командир и механик, которые находились на мостике, нашли свою могилу в волнах. Терлецкий и Власьев помнили этот случай. Однако тогда стояла июльская жара, а в этот раз – декабрь, пурга, мороз.
Германский крейсер приближался. Его силуэт то вдруг возникал, пурга, словно исчерпав злость, делала передышку, то вновь исчезал в снежной пелене. Пуск торпед! Однако они прошли мимо. В рапорте позже Власьев докладывал: "Вероятными причинами было следующее: плохое прицеливание в связи с малой видимости, меняющаяся пурга, а также то, что, оставаясь наверху, главное внимание приходилось уделять тому, чтобы перекатывающие волны не смыли за борт, - во время выстрела я едва успел схватиться за поручни".

В рапорте будет и такая запись: "Считаю своим долгом отметить самоотверженную работу господ офицеров и команды во время плавания в столь тяжелых условиях… также необходимо отметить самоотверженную и полезную деятельность мичмана, вахтенного начальника, Терлецкого, выдающегося во всех отношениях офицера, заслуживающего по способности, характеру и знаниям особого отличия по службе".

Вскоре на подводную лодку был назначен командиром капитан второго ранга Николай Александрович Гудим. 14 ноября 1915 года он повел "Акулу" в семнадцатый с начала войны боевой поход для постановки южнее Либавы мин.

Вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку "Акула" видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма. Это последние сведения – обстоятельства гибели подводной лодки "Акула" остаются загадкой по сей день. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула.

В интернете я нашел биографию командира. Родился 11 июля 1882 года в городе Брянск, в семье потомственного орловского дворянина Александра Гудима. В 1902 году окончил Морской кадетский корпус. Окончил курсы учебного воздухоплавательного парка в 1903 году. В ноябре 1903 г. на время отсутствия М.Н.Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-японской войне на крейсере I ранга «Россия». Так же в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходил службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году Окончил Офицерский класс подводного плавания . Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года капитан 2 ранга. В 1910 году переведен на службу в Балтийский флот. В 1910 году совместно с заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей (прообраз современных шнорхелей). Погиб вместе с "Акулой".

.
5 июля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
пятница
2017

В этот день:

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Он также гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Национальный герой России, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады. Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Он не знаменит, просто он из тех, кто не сгибается в невзгоды и не страдает ожирением души в тучные дни. Словом, на таких наша Русская Земля держится.
Родом Александр с Урала. Работал плавильщиком на Медном заводе в Норильске. А когда началась перестройка, вынужден был с семьей в поисках лучшей доли для детей переехать на Кубань. Ровно 25 лет назад семья поселилась в моей родной станице Петровской, куда я наведываюсь по несколько раз в год. Там мы и познакомились.

Заработанные на Севере деньги Вагины вложили в покупку дома. А за душой больше не осталось ни копейки. Сашина жена Таня устроилась в станичную поликлинику фельдшером, он сам — в дышавший на ладан колхоз. Заработки тогда были мизерные. А нужно было детей-школьников, Станислава и Наташу, растить.
Продали Вагины все, что оставалось от советской жизни из ценностей, и купили корову. Приценились подешевле на дальнем хуторе. Еле пригнали исхудавшую, немолодую буренку. Выхаживали её, как ребенка. Добрые соседи помогли с твердыми кормами, а траву и сено Саша добывал сам. Днем — на работе, а по ночам на велосипеде возил охапками с дальних лугов.
Коровенку пристроили в стадо. По условию, нужно было ходить «в череду», то есть по очереди с другими хозяевами пасти коров. На эти дни умудрялись как-то договариваться с начальниками, чтобы отпускали с работы.
Содержать корову еще более хлопотное дело, чем ребенка растить. В 4 утра подъем, чистка коровника, подкормка животины. К 5 нужно вывести её « в череду». Вечером встретить. Бывало нередко, что коровы отбивались от стада, и хозяевам, в том числе и Вагиным, приходилось бегать их искать. Потом помыть вымя теплой водой, подоить. Отцедить молоко, перегнать часть через сепаратор... Это только писать об этом просто. Но каждый день — недосып, монотонное изнурительное ухаживание за скотиной. Мне, не занятому в этом деле гостю (во время отпусков я частенько жил у своих новых по той поре друзей), и то до сих пор с ужасом вспоминается ночной топот копыт по двору, предутреннее громкое мычание, снова топот. Меня, видите ли, это будило. А каково было Саше с Таней после всего этого бежать на основную свою работу, после которой до возвращения коровы из «череды» еще и успевать немало повозиться в огороде!
Зато появилось молоко, и дети порозовели щечками. Часть его продавали. Деньги в совокупности с нищенской зарплатой шли только на одежду и школьные принадлежности детей. А пропитание строилось на натуральном хозяйстве. Хлеб научились печь сами (зерно давали в колхозе вместо зарплаты, там же помогали с помолом). Все необходимые овощи поставлял огород, требуя к себе такого внимания, которое иначе, чем адский труд, не назовешь. Потом завели кур, уток, поросенка. И все это закабаляло сильней и сильней.
Так вот и жили из года в год, из года в год...
Закончив школу, дети поступили в вузы. Конечно, это увеличило расходы на них. Но Саша из совсем распавшегося колхоза перешел работать охранником в Сад-гигант (мощное в советское время предприятие по выращиванию фруктов, которое в ходе перестройки развалили, а во время эпохальных реформ продали какому-то итальянскому миллиардеру). Там был пусть небольшой, но твердый заработок в «живых» рублях. Всё отдавали детям. Да плюс возили им в город «дары» своего домашнего хозяйства. Пусть тяжело было, но радостно: дети учатся, у них будет лучшее будущее.
И вдруг — страшнейший удар нанесла судьба моим друзьям: какой-то подонок убил дочечку Наташу. Она на выходные хотела побывать дома, попросилась на попутную машину. А потом её нашли изуродованной в рисовом чеке вдали от дороги.

Следствие, которое долго велось, спустя рукава, в конце концов выяснило: девушку убил тунеядствующий отпрыск богатого армянского рода. Его быстро «сделали» психически больным и освободили от уголовной ответственности.
Не знаю, как пережили эту не вмещающуюся в сознание беду мои несчастные друзья. Да и невозможно такое пережить до конца — горько плачут до сих пор. Но не согнулись и рук не опустили. Начали жить для Стасика. Выучили его. Помогли купить квартиру в городе. Сейчас он работает инженером в геологической партии. И подарил вместе со своей женой родителям двух прекрасных внучек.
Больше 20 лет я знаю Сашу. И ни разу не слышал от него жалобных слов или стонов. А добрых слов и добрых дел — сосчитать не в состоянии. Даже тогда, когда у Вагиных, кроме картохи да капусты, есть было нечего, он и Таня умудрялись сунуть в багажник моей московской машины этот простой, но такой дорогой для меня гостинец.
О таких людях Иисус Христос говорил: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»

Люблю бывать у Вагиных. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Крепкого и долгого тебе здоровья, дорогой друг, остальное ты сам добудешь, да еще и с людьми поделишься.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии