RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Магистраль из прошлого в будущее
30 марта 2020 г.

Магистраль из прошлого в будущее

30 марта 1891 года издан императорский указ о закладке Великого Сибирского Пути
Чиновникам не до настоящих Героев
28 февраля 2016 г.

Чиновникам не до настоящих Героев

В Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция, посвященная подготовке к празднованию 100-летия Алексея Петровича Маресьева
Привести в исполнение
23 июня 2014 г.

Привести в исполнение

Против украинских фашистов Коломойского, Авакова, Яроша и других в России возбуждены уголовные дела и они объявлены в международный розыск
 Непокорённые: ДОТ № 112
28 февраля 2020 г.

Непокорённые: ДОТ № 112

Вахта Памяти-75: день третий
Гибель линкора «Новороссийск»
29 октября 2015 г.

Гибель линкора «Новороссийск»

29 октября 1955 года прямо в Севастопольской бухте взорвался и затонул самый крупный советский боевой корабль того времени
Главная » Подвиги в наследство » Тайна субмарины «Акула»

Тайна субмарины «Акула»

Малоизвестные страницы Первой мировой войны: гибель капитана второго ранга Николая Гудима и его экипажа

В Балтийском море у берегов эстонского острова Хийумаа на глубине 30 метров обнаружена подводная лодка, затонувшая при до сих пор не выясненных обстоятельствах 15 ноября 1915 года.
Тайна субмарины «Акула»

На левой стороне кормовой части водолазы разглядели чёткую, хорошо сохранившуюяся надпись «Акула». В интернете имеются сведения, что командовал этой субмариной капитан второго ранга Николай Александрович Гудим.

История создания этого подводного корабля хорошо известна. После Русско-японской войны Главный морской штаб принял решение о постройке двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море.
Конструктор И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Он предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с.
25 сентября Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Испытания были завершены только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав флота.

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

Подводная лодка "Акула" в начале Первой мировой оказалась одной из немногих подлодок Балтийского флота, которые были способны действовать у побережья противника. Это во многом определило дальнейшую напряженную боевую службу подлодки.

Сохранилось описание такого боевого эпизода.

Вечером 4 декабря 1914 года подводная лодка "Акула" находилась в открытом море. Бушевала пурга, разразился шторм. Моментами видимость была практически нулевой. В это время на мостике находились тогдашний командир подводной лодки капитан второго ранга Власьев С.Н., вахтенный начальник мичман Терлецкий К.Ф. и унтер-офицер рулевой Пастэ Иван.
Перед выходом в море командиру подводной лодки в штабе сообщили: замечен германский крейсер "Аугсбург", являющийся заманчивой целью. Вот и шла подлодка "Акула" в надводном положении, хотя при подобных погодных условиях давно нужно было погрузиться.

-"Справа корабль! До него от двадцати до двадцати пяти кабельтовых! Движется встречным курсом!" - доложил Иван Пастэ.
-"Молодец, - ответил командир, всматриваясь вдаль. – Вижу! "Аугсбург"! Всем вниз!" Терлецкий и Пастэ нырнули в люк.

Спустившись в рубку и задраив люк, командир приник к окуляру перископа, однако решительно ничего не увидел. Линзы мгновенно покрывались снегом. Лодка ослепла. Пришлось командиру вновь подниматься на мостик и командовать оттуда. Командир принял решение привести подлодку в позиционное положение, когда над поверхностью остается лишь одна рубка. Даже если вражеский крейсер обнаружить российскую подлодку, что в данных условиях было весьма сомнительно, у нее останется время для погружения.

Власьев и Терлецкий вновь заняли место на крохотном мостике, который то и дело заливала волна. При малейшей ошибке рулевого-горизонтальщика – подлодка зароется носом, и офицеры будут смыты за борт. Однажды на подлодке "Пескарь" произошло то же самое. Остановка буксира (подлодка буксировалась), просчет рулевых, и в итоге командир и механик, которые находились на мостике, нашли свою могилу в волнах. Терлецкий и Власьев помнили этот случай. Однако тогда стояла июльская жара, а в этот раз – декабрь, пурга, мороз.
Германский крейсер приближался. Его силуэт то вдруг возникал, пурга, словно исчерпав злость, делала передышку, то вновь исчезал в снежной пелене. Пуск торпед! Однако они прошли мимо. В рапорте позже Власьев докладывал: "Вероятными причинами было следующее: плохое прицеливание в связи с малой видимости, меняющаяся пурга, а также то, что, оставаясь наверху, главное внимание приходилось уделять тому, чтобы перекатывающие волны не смыли за борт, - во время выстрела я едва успел схватиться за поручни".

В рапорте будет и такая запись: "Считаю своим долгом отметить самоотверженную работу господ офицеров и команды во время плавания в столь тяжелых условиях… также необходимо отметить самоотверженную и полезную деятельность мичмана, вахтенного начальника, Терлецкого, выдающегося во всех отношениях офицера, заслуживающего по способности, характеру и знаниям особого отличия по службе".

Вскоре на подводную лодку был назначен командиром капитан второго ранга Николай Александрович Гудим. 14 ноября 1915 года он повел "Акулу" в семнадцатый с начала войны боевой поход для постановки южнее Либавы мин.

Вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку "Акула" видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма. Это последние сведения – обстоятельства гибели подводной лодки "Акула" остаются загадкой по сей день. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула.

В интернете я нашел биографию командира. Родился 11 июля 1882 года в городе Брянск, в семье потомственного орловского дворянина Александра Гудима. В 1902 году окончил Морской кадетский корпус. Окончил курсы учебного воздухоплавательного парка в 1903 году. В ноябре 1903 г. на время отсутствия М.Н.Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-японской войне на крейсере I ранга «Россия». Так же в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходил службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году Окончил Офицерский класс подводного плавания . Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года капитан 2 ранга. В 1910 году переведен на службу в Балтийский флот. В 1910 году совместно с заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей (прообраз современных шнорхелей). Погиб вместе с "Акулой".

.
5 июля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
27 мая
среда
2020

В этот день:

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Основан Санкт-Петербург

27 мая 1703 года ПЁТР I основал на берегах Невы город Санкт-Петербург.

Россия издавна вела войны со Швецией за выход в Балтийское море. Весной 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы. 27 мая 1703 года на Заячьем острове состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра.

Возглавлял строительство Александр Меншиков, ближайший помощник царя. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. Поскольку в центре крепости был построен собор Петра и Павла, ее назвали Петропавловской. С создания крепости начинается история города Санкт-Петербурга.

Ежедневно из Петропавловской крепости раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

Родился космонавт Александр Волков

27 мая 1948 года родился Александр Александрович Волков, советский космонавт, Герой Советского Союза. В отряде советских космонавтов с 1976 года.

 Первый космический полёт  совершил 17 сентября — 21 ноября 1985 года  совместно с В. В. Васютиным и Г. М. Гречко.Второй космический полёт - 26 ноября 1988 — 27 апреля 1989 года совместно с С. К. Крикалёвым и Жан-Лу Кретьеном. Третий -  2 октября 1991 — 25 марта 1992 года.  Суммарное время в космосе — 391 суток 11 часов 54 минуты. Имел два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 9 минут.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Памяти фронтового летчика Алексея Прохорова

27 мая 2002 года умер Алексей Николаевич ПРОХОРОВ, летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза.

Он родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского района Воронежской области в рабочей семье. Русский. В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб, затем учился в Балашовской военно-авиационной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен в действующую армию. Воевал в 15-м гвардейском штурмовом авиаполку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях по деблокированию Ленинграда и освобождению Ленинградской области, Выборга, Эстонии, Латвии и Белоруссии, участвовал в боях за взятие Кенигсберга. За время войны прошёл путь от рядового лётчика до командира авиаэскадрильи. Всего к моменту окончания Великой Отечественной войны гвардии капитан А. Н. Прохоров совершил 236 боевых вылетов.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Первый русский ракетчик Александр Засядко

27 мая 1837 года ушел из жизни Александр Дмитриевич Засядко, российский офицер-артиллерист, конструктор и специалист в области ракетного дела, генерал-лейтенант.

Родился в 1774 году в Полтавской губернии в семье казака Запорожской Сечи.
После окончания военного училища служил под началом Александра Васильевича Суворова. Участник Итальянского похода 1799 года. Герой Отечественной войны1812 года.
Первым в Русской армии начал разрабатывать ракеты. Его установки имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива — всего до 2700 метров).
В турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль.
Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами.
Впервые в мире произвел расчеты порохового объема ракеты, потребного для полета на Луну.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии