RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Андреевский флаг
10 декабря 2014 г.

Андреевский флаг

315 лет назад 10 декабря 1699 года ПЕТРОМ I учрежден Андреевский флаг.
«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса
29 июня 2018 г.

«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса

29 июня — в России отмечается День партизан и подпольщиков.
Позывной «Огонёк»
7 марта 2017 г.

Позывной «Огонёк»

Зинаида Колесникова прошла с боями от Москвы до Берлина, ужинала в Потсдаме за столом лидеров антигитлеровской коалиции...
Р-17 и истерика США
15 мая 2014 г.

Р-17 и истерика США

15 мая 1957 года запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета
Генерал Драгомиров
27 октября 2014 г.

Генерал Драгомиров

28 октября – день памяти известного российского военного и государственного деятеля, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии
Главная » Подвиги в наследство » Тайна субмарины «Акула»

Тайна субмарины «Акула»

Малоизвестные страницы Первой мировой войны: гибель капитана второго ранга Николая Гудима и его экипажа

В Балтийском море у берегов эстонского острова Хийумаа на глубине 30 метров обнаружена подводная лодка, затонувшая при до сих пор не выясненных обстоятельствах 15 ноября 1915 года.
Тайна субмарины «Акула»

На левой стороне кормовой части водолазы разглядели чёткую, хорошо сохранившуюяся надпись «Акула». В интернете имеются сведения, что командовал этой субмариной капитан второго ранга Николай Александрович Гудим.

История создания этого подводного корабля хорошо известна. После Русско-японской войны Главный морской штаб принял решение о постройке двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море.
Конструктор И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 3 мая 1905 года проект «Акулы» был утверждён на заседании МТК. Он предусматривал оснащение лодки двумя бензиновыми двигателями по 600 л. с.
25 сентября Бубнов направил главному инспектору кораблестроения докладную записку, в которой предлагал в связи с высокой взрывоопасностью бензиновых двигателей заменить их дизельными. Для сохранения проектной скорости предлагалось уменьшить ширину лодки и отказаться от деревянной обшивки. Предложения были приняты, и с началом финансирования проект ушёл в строительство. Лодка была спущена на воду 22 августа 1909 года, после чего прошла предварительные испытания. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Испытания были завершены только в сентябре 1911 года. Лодка показала скорость существенно меньшую проектной, но тем не менее была принята в состав флота.

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений, первой из российских лодок применила тактику поиска цели в море вместо ожидания цели на фиксированной позиции.

Подводная лодка "Акула" в начале Первой мировой оказалась одной из немногих подлодок Балтийского флота, которые были способны действовать у побережья противника. Это во многом определило дальнейшую напряженную боевую службу подлодки.

Сохранилось описание такого боевого эпизода.

Вечером 4 декабря 1914 года подводная лодка "Акула" находилась в открытом море. Бушевала пурга, разразился шторм. Моментами видимость была практически нулевой. В это время на мостике находились тогдашний командир подводной лодки капитан второго ранга Власьев С.Н., вахтенный начальник мичман Терлецкий К.Ф. и унтер-офицер рулевой Пастэ Иван.
Перед выходом в море командиру подводной лодки в штабе сообщили: замечен германский крейсер "Аугсбург", являющийся заманчивой целью. Вот и шла подлодка "Акула" в надводном положении, хотя при подобных погодных условиях давно нужно было погрузиться.

-"Справа корабль! До него от двадцати до двадцати пяти кабельтовых! Движется встречным курсом!" - доложил Иван Пастэ.
-"Молодец, - ответил командир, всматриваясь вдаль. – Вижу! "Аугсбург"! Всем вниз!" Терлецкий и Пастэ нырнули в люк.

Спустившись в рубку и задраив люк, командир приник к окуляру перископа, однако решительно ничего не увидел. Линзы мгновенно покрывались снегом. Лодка ослепла. Пришлось командиру вновь подниматься на мостик и командовать оттуда. Командир принял решение привести подлодку в позиционное положение, когда над поверхностью остается лишь одна рубка. Даже если вражеский крейсер обнаружить российскую подлодку, что в данных условиях было весьма сомнительно, у нее останется время для погружения.

Власьев и Терлецкий вновь заняли место на крохотном мостике, который то и дело заливала волна. При малейшей ошибке рулевого-горизонтальщика – подлодка зароется носом, и офицеры будут смыты за борт. Однажды на подлодке "Пескарь" произошло то же самое. Остановка буксира (подлодка буксировалась), просчет рулевых, и в итоге командир и механик, которые находились на мостике, нашли свою могилу в волнах. Терлецкий и Власьев помнили этот случай. Однако тогда стояла июльская жара, а в этот раз – декабрь, пурга, мороз.
Германский крейсер приближался. Его силуэт то вдруг возникал, пурга, словно исчерпав злость, делала передышку, то вновь исчезал в снежной пелене. Пуск торпед! Однако они прошли мимо. В рапорте позже Власьев докладывал: "Вероятными причинами было следующее: плохое прицеливание в связи с малой видимости, меняющаяся пурга, а также то, что, оставаясь наверху, главное внимание приходилось уделять тому, чтобы перекатывающие волны не смыли за борт, - во время выстрела я едва успел схватиться за поручни".

В рапорте будет и такая запись: "Считаю своим долгом отметить самоотверженную работу господ офицеров и команды во время плавания в столь тяжелых условиях… также необходимо отметить самоотверженную и полезную деятельность мичмана, вахтенного начальника, Терлецкого, выдающегося во всех отношениях офицера, заслуживающего по способности, характеру и знаниям особого отличия по службе".

Вскоре на подводную лодку был назначен командиром капитан второго ранга Николай Александрович Гудим. 14 ноября 1915 года он повел "Акулу" в семнадцатый с начала войны боевой поход для постановки южнее Либавы мин.

Вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку "Акула" видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма. Это последние сведения – обстоятельства гибели подводной лодки "Акула" остаются загадкой по сей день. Предполагается, что расположенные на палубе мины сместили положение центра тяжести и лодка перевернулась, после чего затонула.

В интернете я нашел биографию командира. Родился 11 июля 1882 года в городе Брянск, в семье потомственного орловского дворянина Александра Гудима. В 1902 году окончил Морской кадетский корпус. Окончил курсы учебного воздухоплавательного парка в 1903 году. В ноябре 1903 г. на время отсутствия М.Н.Большева назначен заведующим временной воздухоплавательной станцией в Севастополе. Участвовал в Русско-японской войне на крейсере I ранга «Россия». Так же в 1904-1905 гг. во Владивостоке проходил службу в воздухоплавательном парке Морского министерства. В 1907 году Окончил Офицерский класс подводного плавания . Командовал подводными лодками: «Скат», «Окунь», «Дракон», «Акула». С 6 декабря 1914 года капитан 2 ранга. В 1910 году переведен на службу в Балтийский флот. В 1910 году совместно с заведующим плавмастерской транспорта «Ксения» Борисом Сальяром предложил применить телескопическую трубу для судовой вентиляции и удлинить газоотводную трубу от дизелей (прообраз современных шнорхелей). Погиб вместе с "Акулой".

.
5 июля 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 сентебря
вторник
2018

В этот день:

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!" Рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь, но его самоотверженность вдохновила солдат, которые обратили противника в бегство.

Хрестоматийным стал и бой за батарею Раевского, который считается одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Генерал дошел до Парижа и принимал участие в битве за столицу Франции.

После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым. Там через сына познакомился и подружился с молодым с А. С. Пушкиным.

Скончался Николай Николаевич Раевский от старых ран 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.

 

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Напомним, в июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками союзников двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями.

1 сентября 1854 года была произведена высадка десанта возле Евпатории. После высадки войска союзников двинулись в сторону Севастополя.

У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, что не дало возможности врагам войти в неё. Экипажи остальных судов российского флота пошли на усиление гарнизона; корабельные орудия установили на берегу.

Оборона Севастополя была поручена адмиралам Павлу Степановичу Нахимову и Владимиру Алексеевичу Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, ставшего душой обороны. Во время осадных работ союзники несли много потерь от огня гарнизона и от частых вылазок, производившихся с замечательной отвагой.

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя. Общий урон российских войск составил 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900—1000 человек. Нашей незаменимой потерей была смерть Владимира Алексеевича Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общие итоги бомбардировки вселили уверенность в русских, что Севастополь можно отстоять малыми силами. И наоборот, вражеским войскам

от надежды на лёгкое торжество пришлось отказаться.

 

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Русский. Член КПСС с 1978 года. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. Умер от рака 2 декабря 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Виктор Николаевич Кибенок родился в семье потомственного пожарного 17 февраля 1963 года в посёлке Ивановка Нижнесерогозского района Херсонской области. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Правиком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

 

Владимир Павлович Правик родился 13 июня 1962 года в Чернобыле в семье служащего. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения, был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Со времен Чернобыльской аварии к государственным наградам были представлены 70 тысяч ликвидаторов. 

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/175367
 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии