RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Иван Мутовин: разведчиками не рождаются
29 апреля 2015 г.

Иван Мутовин: разведчиками не рождаются

В 2015 году исполнилось 95 лет выдающемуся чекисту с почти полувековым стажем работы в контрразведке, автору 19-томной книжной серии «Разведчиками не рождаются»
Подвиг Сталинграда
23 августа 2017 г.

Подвиг Сталинграда

23 августа 1942 года фашисты вышли к Волге, 600 немецких самолетов ринулись на массированную бомбежку кварталов, началась героическая оборона города имени вождя советского народа
Огненный таран летчика Шалимова
23 июля 2018 г.

Огненный таран летчика Шалимова

23 июля 1942 года командир авиационного полка майор Владимир Егорович Шалимов направил свой подбитый зенитками штурмовик на скопление вражеской техники
Герои автоинспекции
3 июля 2017 г.

Герои автоинспекции

3 июля в России отмечается День ГАИ
Пионер космической эры
4 октября 2018 г.

Пионер космической эры

4 октября 1957 года впервые в истории человечества Советский Союз вывел на околоземную орбиту космический аппарат,, созданный человеком
Главная » Подвиги в наследство » "Железное" наследство Николая-II

"Железное" наследство Николая-II

30 июля 1913 года в конце строительства последнего восточного участка Транссиба был забит последний, «серебряный» костыль Великого Сибирского пути

Этим общенародным достоянием до сих пор пользуются, как своим, нынешние «хозяева жизни».

В торжественном мероприятии участвовала целая бригада: начальник дистанции, начальник участка, генерал-губернатор и начальник строительства А.В.Ливеровский. Свой первый, «серебряный», он забил, будучи начальником дистанции, когда началась укладка пути от Челябинска. Теперь ему пришлось забить «финишный» костыль. Ливеровский очень гордился тем, что «начал и замкнул Великий Сибирский путь».

Это произошло 30 июля 1913 года, а 5 октября 1916 года Транссибирская магистраль была открыта для движения. Специальный поезд с почетными гостями первым пересек Амур по новому Великому Сибирскому пути.
Русскими людьми и из русских материалов
На карте Сибири две железнодорожные трассы, Байкало-Амурская и Транссиб, «взяли в клещи» громадные сибирские расстояния. Но если у современного БАМа длина от Тайшета до Советской гавани порядка 5,5 тысяч, то Транссибирская магистраль протянулась на расстояние около 7, 5 тысяч километров. А ведь строился Великий Сибирский путь почти на сотню лет раньше… История его – готовая тема для романа…
От новой железной дороги, которой предстояло соединить европейскую часть страны с Сибирью, зависело будущее всей России. Без неё эффективно использовать богатства этого уникального края было просто невозможно.
В постановлении, подписанном Александром III, говорилось, что "Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов".

Закладку первого участка Великого Сибирского пути император поручил наследнику престола Николаю, возвращавшемуся в Россию из путешествия по странам Восточной Азии.
Цесаревич выполнил волю отца. Уже 19 мая 1891 года в 10 часов утра в двух с половиной верстах от Владивостока, в роскошном павильоне был совершен молебен по случаю закладки дороги.
Строилась «чугунка» на средства государства при участии частного капитала. Кстати, от финансовой помощи, предложенной США, решительно отказались. Россия не хотела усиления позиций американцев на Дальнем Востоке.
Быстрее и дешевле
Транссиб, разделенный на несколько «дорог», строился, как бы сейчас сказали - ударными темпами. Мало того, инженеры и проектировщики делали всё возможное, чтобы «при соблюдении высокого качества» сократить расходы на строительство дороги.

Одним их таких примеров – возведение Южно-Уссурийской дороги. Благодаря талантливому инженеру О.П.Вяземскому, которого коллеги называли «бог изысканий», длину пути удалось «спрямить» на 17 км, а расходы на сооружение уменьшить «более чем на два миллиона рублей». А ведь новая трасса шла по долинам речек и горным ущельям, строилась в таежной, болотистой и безлюдной местности, при полном бездорожье.
Военные и каторжные
Малая заселенность местности затрудняла набор рабочей силы. К строительству сразу же начали привлекать воинские команды, каторжных и ссыльных поселенцев, в том числе политических. Общее число «мобилизоапнных» достигало 1500 человек. На стройке трудились также до 15 тысяч китайцев и японцев.

За справедливое и гуманное отношение к китайским и японским рабочим Вяземский получил ордена от императоров обеих стран.
Сооружение Транссиба вошло в учебники строительных и архитектурных отраслевых ВУЗов.
Так, украшением Средне-Сибирской дороги стал мост в шесть пролетов через Енисей у Красноярска. Строился он по проекту выдающегося мостовика, профессора Л.Д.Проскурякова. Мост имел полную длину около 950 метров! Его пролеты отличались не только оригинальной архитектурой, но и были на 20% легче аналогичных сооружений.
При его возведении впервые в отечественной практике применили метод продольной надвижки пролетных строений.
Борьба со стихией
Постройка Забайкальской дороги шла ускоренными темпами, однако наводнение 1897 года в Забайкалье замедлило строительство. Пострадали уже построенные участки дороги: так в долинах рек Ингода и Шилка вода повредила около 380 км полотна, снесла 15 деревянных мостов. Наводнением снесло несколько поселков и город Дородинск, основанный еще при Екатерине II.
Восстанавливать разрушения стали сразу же после спада наводнения. К началу 1898 года все повреждения были исправлены, дополнительно уложены 115 км пути.
В следующем году в Забайкалье случилась сильная засуха с неурожаем. Чтобы рабочие не уходили в другие места, им повысили заработную плату на на 30%.

Много осложнений и неожиданностей принесла людям вечная мерзлота: реки зимой разливались, затопляя берега, как в весеннее половодье. В зиму 1900-1901 года читинские железнодорожные мастерские, построенные четыре года тому назад, вдруг стали деформироваться: появились трещины, изгибы стен, просадки - пришлось всё перестраивать. Но и здесь строители нашли выход: пример тому - здание на вечной мерзлоте, сооруженное в 1907 году на станции Мозгон. Эта постройка, приподнятая над землей, опирающаяся на каменные столбы – стоит здесь до сих пор. Летом пространство между землей и полом закрывают, препятствуя доступу тепла, а на зиму открывают. Новый метод строительства зданий на вечной мерзлоте переняли позже все северные страны.
Через Байкал
Поначалу между двумя берегами Байкала, через который пролегал Великий Северный путь, была наведена паромная переправа, соединившая станции Байкал и Мысовая. Сначала на ней ходил паром-ледокол «Байкал», грузоподъемностью 4200 тонн. Он имел скорость движения 22 км/ч и перевозил за рейс 200 пассажиров и 25 груженых вагонов. Затем появился второй паром - пассажирский ледокол «Ангара».На берегах озера построили паромные пристани и подъездные пути к ним. Зимой по льду прокладывали железнодорожные пути. Однако паромная переправа оказалась малонадежной, а плавание в зимнее время опасным. Поэтому позднее переправу заменила Кругобайкальская железная дорога с целым рядом небольших тоннелей.Трасса её была крайне сложной - путь проходил по полкам, вырубленным в скальных берегах; и на подпорных стенках, сооруженных над самым озером; в тоннелях, по арочным виадукам. Строительство сложнейшего 16-километрового участка дороги между мысами Асламовым и Шаражалгаем возглавил инженер путей сообщения А.В.Ливеровский. Длина этого участка составляла всего 1/18 общей длины дороги, но на его сооружение потребовалось четвертая часть всех затрат.

На участке Ливеровского, впервые в практике отечественного железнодорожного строительства, было использовано электричество для освещения бараков строителей, а также на буровых и других работах. Он также впервые применил взрывы различного назначения: для рыхления, на выброс и т.п. Всего при сооружении Кругобайкальской дороги было построено 39 тоннелей, 50 противообвальных галерей, 14 км подпорных стен.

Ввели дорогу в постоянную эксплуатацию на год раньше намеченного срока.
Трагедия
В июле 1903 года была запущена проходящая через Маньчжурию, и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) - южная ветка Транссибирской магистрали.
Строительство дороги было шагом по укреплению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, что вызывало недовольство китайской стороны. Только охрана дороги обходилась русской казне до 12 млн рублей в год, а ежегодная дотация на покрытие убытков превышала 7 млн рублей.
Летом 1900 года китайцы атаковали строителей, начали крушить железнодорожное полотно, жечь станционные постройки. Из 1300 верст железной дороги было разрушено около 900! Особенно пострадал Западный участок КВЖД.

Не обошлось и без жертв. Строители, уходившие из Мукдена под командованием поручика Валевского и молодого инженера Верховского, по пути почти все погибли в неравных боях с китайцами. Захваченный в плен Верховский был обезглавлен в Ляояне, а его голова - выставлена напоказ на городской площади.

К сожалению, это был не последний военный конфликт на КВЖД.
Окончательно дорога была передана Китаю 31 декабря 1952 года.
Притоки большой реки
Наряду с постройкой Транссиба важное значение имело и сооружение подходов к нему из европейской части России. Таким выходом с Северо-Запада стали линии Петербург - Вологда и Вологда -Вятка, построенные в 1906 году. В 1911 году вошла в строй дорога Пермь - Екатеринбург. Создание этого северо-западного хода от Петербурга до Челябинска длиной 2342 км в сочетании с ранее построенной линией Москва - Вологда создало единую систему связи европейской части страны с Дальним Востоком.
Сооружение Транссиба способствовало развитию районов Сибири и Дальнего Востока. Для постройки и эксплуатации магистрали из центральных районов страны сюда переселились тысячи специалистов. В годы столыпинской земельной реформы многие тысячи переселенцев ехали по ней в Сибирь.

При сооружении Транссиба проявились мастерство, мужество и энергия многих его участников. Имена их увековечены на карте железных дорог России. Ряд станций назван в честь строителей: Адриановка, Краевский, Вяземская, Гедике, Дормидонтово, Кругликово, Дроздов, Межениновка, Прохаско, Свиягино и многие другие.
Современники писали: "История не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги".
Сегодня и завтр
Сегодня Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, протяженностью 9288,2 километра, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Её технические возможности позволяют перевозить до 100 млн тонн грузов в год. РЖД планирует удвоить объемы железнодорожных перевозок с Китайской Народной Республикой в ближайшие десять лет. По прогнозам экспертов, значительно вырастут объемы перевозок между Россией и Китаем крупнотоннажных контейнеров - примерно на 50%. Кроме того, расширится транзит из КНР в страны ЕС.

Юлия Горжалцан
30 июля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 мая
среда
2019

В этот день:

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Дарданелльское сражение

22-23 мая 1807 года эскадра Дмитря Сенявина разгромила турецкую эскадру

Этот славный эпизод произошел во время очередной русско-турецкой войны. Поскольку столица Османской империи (Константинополь) имела значительную зависимость от морских поставок, наша эскадра (10 линейных кораблей и фрегат) установила блокаду пролива Дарданнеллы. Она длилась более двух месяцов, что привело к «голодному» восстанию янычар и низложению Султана Селима III. Новый султан Мустафа IV решил прорвать блокаду во что бы то ни стало. 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов под командованием Капудан-паши Сеита-Али направились к острову Тенедос, который служил базой русской эскадры в Эгейском море, с целью высадки на него десанта.

Вице-адмирал Сенявин вышел навстречу турецкой эскадре. После многочасового сражения турецкие корабли были вынуждены ретироваться в Дарданеллы. Сенявин преследовал их до полной темноты. При этом три турецких линейных корабля были повреждены до неспособности к службе, а потери в личном составе превысили 2000 человек. Наша эскадра еще долгое время продолжал блокировать Дарданеллы.

 

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Казачье переселение

22 мая 1862 года издано положение "О заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками".

Оно явилось естественным правовым финалом полувековой Кавказской войны.После окончания Русско-турецкой войны 1828–1829 годов Закубанье и Черноморское побережье от Анапы до Абхазии согласно Адрианопольскому мирному договору вошло в состав Российской империи. Горцы, проживавшие там, автоматически стали подданными России. Но их малочисленность и нелояльность части населения российской власти не позволяли отдать под контроль горцев огромную территорию. Для освоения новых земель туда было переселено 17000 казачьих семей. Успешное выполнение этого решения позволило за период с 1862 по 1865 год основать 114 казачьих станиц в Закубанье.

 

 

 

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

Золотая медаль «Серп и Молот»

22 мая 1940 года был утвержден Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении золотой медали "Серп и Молот"

 Это — знак отличия Героя Социалистического Труда.
Всего до 1991 года медалью «Серп и Молот» было награждено более 19 000 человек, дважды награждено свыше 160 человек, трижды - 16 человек.

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Герой-пожарник Владимир Максимчук

22 мая 1994 года умер от лучевой болезни генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович МАКСИМЧУК

Это первый Герой Российской Федерации среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время. Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено посмертно 18 декабря 2003 года за мужество и героизм, проявленные 17 годами раньше.
В мае 1986 года подполковник Максимчук прибыл в Чернобыль, чтобы возглавить штаб пожарной охраны после взрыва 4-го энергоблока АЭС. 23 мая ему пришлось бороться со вспыхнувшим на станции пожаром, который мог привести к еще более опасному ЧП на 3-м блоке. 12 часов Владимир Михайлович лично руководил разведкой и тушением пожара в условиях, когда мощность облучения достигала сотен рентген/час. Максимчук получил лучевые ожоги, ему было проведено несколько операций, он знал, что обречен, но продолжал с честью нести службу. На его боевом счету также тушение пожаров в гостинице «Россия» (1977, 1987), работа в Армении после землетрясения (1987), ликвидация последствий аварии на продуктопроводе Урал — Западная Сибирь (1988) и катастрофы на комбинате минеральных удобрений в Ионаве (Литва) в 1989 году. Последние два года жизни генерал руководил пожарной охраной Москвы.

 

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

Создатель «Макарова»

22 мая 1914 года родился Николай Федорович МАКАРОВ, оружейный конструктор.

 Знаменитый самозарядный пистолет был разработан советским конструктором Николаем Фёдоровичем Макаровым в 1948 году. А с 1951 года служит личным оружием в советских и постсоветских Вооружённых силах и правоохранительных органах. Гарантийный ресурс 4000 выстрелов.

Интересно, что пистолет Макарова имелся в каждой укладке имущества и оборудования космонавта на корабле «Восток», то есть именно он стал первым стрелковым оружием, побывавшим в космосе.

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Еще один «Левша»

22 мая 1816 года родился изобретатель- самоучка Павел Алексеевич ЗАРУБИН

Среди придуманных им инструментов были планиметр для измерения площадей, приборы для измерения глубины моря, скорости корабля, жатвенная машина, пожарный насос, водоподъемник. Он также занимался вопросами воздухоплавания и подводного плавания и написал несколько романов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии