RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Два самолета колхозника Головатого
15 декабря 2015 г.

Два самолета колхозника Головатого

15 декабря 1942 года начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации
Триумф первой пятилетки
18 апреля 2017 г.

Триумф первой пятилетки

18 апреля 1927 года в СССР принято решение о разработке первого глобального плана развития народного хозяйства
7 ноября 1917 года
6 ноября 2014 г.

7 ноября 1917 года

В СССР официальное отношение к этой дате было восторженно-приподнятым, в современной России - сугубо отрицательное. И в том, и в другом случае имеет место определенная политизированность
Солдатский крест
25 февраля 2016 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Удар по логову фашизма
7 августа 2016 г.

Удар по логову фашизма

75 лет назад советские летчики морской авиации Балтийского флота впервые в Великой Отечественной войне отбомбились по Берлину
Главная » Подвиги в наследство » Памяти Георгия Константиновича Жукова

Памяти Георгия Константиновича Жукова

18 июня 1974 года ушел из этой жизни Маршал Победы

Великие люди нередко могут быть правильно оценены только по прошествии многих лет после их смерти. Земной путь Великого Маршала пресекся сорок два года назад, а мы до сего дня продолжаем "открывать" его.
Памяти Георгия Константиновича Жукова

Открываем не только потому, что время распахнуло темницы секретных архивов и востребовало ранее замалчивавшиеся, непричесанные свидетельства людей, близко стоявших к маршалу. Другим стало само российское общество. И многие казавшиеся хрестоматийными факты из жизни Жукова, его дела, поступки, нравственная позиция видятся иначе, а подчас диаметрально противоположно тому, как они виделись при его жизни. Процесс переосмысления наследия полководца будет долгий и непростой, и каждое новое поколение будет переживать его по-своему.

Образ Георгия Константиновича Жукова вновь востребован современной Россией, отходящей от летаргии беспамятства последних полутора десятилетий. В его патриотическом служении Отечеству мы ищем и находим те духовные опоры, без которых невозможно возвращение чувства национальной гордости, осознание роли России и русских в мировой истории.

Несправедливая опала не раз настигала его при жизни, преследовала и после кончины. Фигура Жукова обрастала легендами, его лик, начиная с 90-х годов прошлого столетия, рисуют на своих знаменах различные политические силы. Георгий Константинович и по сей день в центре общественного внимания. Одни пытались и пытаются предъявить ему счет за огромные жертвы войны, другие - куют его из стали. А нуждается ли полководец в идеализации? Нет, скорее во вдумчивом внимании, беспристрастном взгляде на его навечно оставшуюся в мировой истории сложную и противоречивую фигуру. Он ждет не суда, а понимания.

Он почти во всем был первопроходцем, новатором. В Берлинской операции при штурме Зееловских высот маршал ввел танковые армии в сражение вопреки канонам оперативного искусства - до завершения прорыва тактической зоны обороны стрелковыми частями. И до сих пор его кое-кто высокомерно обвиняет в этом отступлении от классики войны. Полководец, однако, не стал цепляться за формальные требования. Он видел, что от Зееловских высот и до окраин Берлина противник организовал сплошную оборону и выход пехоты на оперативный простор, как в других операциях, не просматривался. Придерживайся Жуков слепо канонов военного искусства, пехоте пришлось бы медленно, с огромными потерями прогрызать полевую оборону, а танкистам затем входить в огромный город, где каждый дом фактически был крепостью. Здесь без пехоты, которую положили бы еще на подступах к Берлину, танкам было не пройти, немцы бы их просто пожгли.

Маршала нередко обвиняли и обвиняют в том, что его не волновала цена победы. Со ссылкой на некие воспоминания Эйзенхауэра утверждается даже, что Жуков, жалея танки, первой через минные поля пускал пехоту. В чрезмерных, неоправданно больших потерях Георгия Константиновича упрекали и некоторые военачальники. Что здесь сказать? В отношении "разминирования" людскими телами противотанковых минных полей - такая чепуха, что за критиков неудобно. Ведь такие мины взрываются при нагрузке не менее 200-250 кг, а с таким весом не найдешь ни сапера, ни, как остроумно заметил генерал армии М.А. Гареев, даже начпрода. Если какой-то разговор на эту тему и был, то Эйзенхауэр явно что-то напутал, а ненавистники Жукова обрадовались поводу лишний раз куснуть полководца.

На вопрос о потерях есть более содержательный ответ. Так, в Московской наступательной операции (1941-1942 гг.) безвозвратные потери войск Западного фронта (командующий - Г.К. Жуков) составили 13,5 % от общей численности, а Калининского фронта (командующий - И.С. Конев) - 14,2%. В Висло-Одерской операции (1945 г.) 1-й Белорусский фронт (Жуков) потерял 1,7% личного состава, а 1-й Украинский (Конев) - 2,4%.

Маршал Р.Я. Малиновский, меняя Жукова в 1957 г. на посту министра обороны, не преминул бросить вслед своему предшественнику обвинение все в той же жестокости, стремлении побеждать "любой ценой". Возьмем, однако, для сравнения операции заключительного этапа войны, где оба полководца находились в одинаковом положении командующих фронтами. И оказывается, что потери 1-го Белорусского фронта Жукова в Берлинской операции были в несколько раз меньше, чем у 2-го Украинского фронта Малиновского в Будапештской.

Сошлемся еще на один любопытный документ из истории Московской битвы. Командующий Западным фронтом Жуков упрекает командующего 20-й армией небезызвестного генерала А.А. Власова за большие потери при прорыве вражеской обороны. Он требует атаковать врага не по дорогам, не в крупных населенных пунктах, хорошо оборудованных инженерными заграждениями и насыщенных огневыми средствами, а применяя обходы и окружение, которых немцы боятся. Тогда резюмирует Жуков, и боевые задачи будут выполнены, и людей удастся сберечь. Это ли не лучший ответ на обвинения полководцу в стремлении добиться успеха "любой ценой"!

Да, наверное, и Жуков не все сделал, что мог, для сохранения людей. Но именно ему, как никому другому, была известна тяжесть командирского решения: кого, сколько и в какой момент посылать в бой. Большинство критиков Жукова меру такой ответственности не знают, а сами и уж добровольно такой гнет на себя не возьмут. Это не то что критиковать других.

Жуков был сполна одарен отличительной чертой русского офицера - благородством по отношению к поверженному противнику. Ненавистный враг сразу переставал быть таковым после победы над ним. Военный фельдшер Лидия Захарова, состоявшая в охране маршала, рассказала одному из биографов Жукова об эпизоде, имевшем место на банкете в Карлхорсте сразу после подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В разгар празднества Георгий Константинович подозвал Захарову, выполнявшую роль официантки, и приказал: "Возьми бутылку водки и хорошей закуски, отнеси Кейтелю..."

Германский полководец, вспоминала Захарова, сидел в отведенном ему помещении крайне подавленный. Ее приходу весьма удивился, а на слова, что, мол, маршал Жуков прислал ему ужин, не нашелся что ответить, только пробормотал по-русски: "Спасибо..."

А вот еще один вроде бы мелкий факт, но тоже высвечивающий подлинную натуру Жукова. В сентябре 1941 г., когда он находился на Ленинградском фронте, на нашу сторону перешел немецкий солдат, давший ценные сведения. О них командующий фронтом доложил Сталину, после чего получил рекомендацию - перебежчика допросить с пристрастием и расстрелять. Жуков позволил себе пренебречь "добрым" советом Верховного, он приказал отправить солдата в лагерь для военнопленных, как добровольно перешедшего на сторону Красной Армии.

Нуждается ли Жуков в идеализации? Нет и еще раз нет. При всем величии полководческого таланта он был человеком со своими, в том числе серьезными недостатками. Бывал и груб, и жесток, и несправедлив. Излишняя скромность и выдержанность никогда не были сильными сторонами Георгия Константиновича. В армии хорошо знали о его склонности к импульсивным решениям. Еще и сегодня нет-нет да вспоминается ветеранам легендарная "жуковская тройчатка", с помощью которой подчас в мгновение ока решалась судьба офицера, а то и генерала: снять с должности, снизить в воинском звании, уволить со службы (бывало, и без пенсионного обеспечения).

Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов с обоснованной обидой вспоминал, как в феврале 1956 г. министр обороны Жуков "в течение 5-7 минут в исключительно грубой форме объявил... о решении снизить меня в воинском звании и уволить из армии". Не захотел министр разобраться, что в тяжелом происшествии с крейсером "Новороссийск", ставшем поводом для расправы с адмиралом, прямой вины Кузнецова не было.

Свое особое мнение о Георгии Константиновиче имел и генерал армии Г.И. Хетагуров. По крайней мере, свое неожиданное понижение в 1944 г. с должности начальника штаба армии до командира дивизии он связывал с крутым разговором, который произошел у него с заместителем Верховного Главнокомандующего Жуковым.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии