RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сталин на передовой
31 октября 2014 г.

Сталин на передовой

В октябре 1941 года вождь советского народа мог оказаться в фашистском плену
 10 воздушных побед Ивана Лойко
6 февраля 2017 г.

10 воздушных побед Ивана Лойко

125 лет назад 6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии
Герой, оседлавший звук
20 февраля 2016 г.

Герой, оседлавший звук

20 февраля 1909 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи, выдающийся советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза
Легендарная «тридцатьчетверка»
7 мая 2020 г.

Легендарная «тридцатьчетверка»

80 лет назад Комитетом обороны при СНК СССР был подписан приказ о постановке в серийное производство Т-34
Разгадка плана «Цитадель»
5 июля 2020 г.

Разгадка плана «Цитадель»

5 июля 1943 года началась великая Курская битва
Главная » Подвиги в наследство » Витязь русского неба

Витязь русского неба

20 июня 1917 года погиб Евграф Николаевич КРУТЕНЬ, русский военный летчик, капитан, сбил более 15 самолетов противника.

Интересно, что именно этот ас Первой мировой войны впервые выдвинул и осуществил идею истребительной авиации
Витязь русского неба

Поначалу его стезя была очень далека от авиации. В 1911 году окончил Константиновское артиллерийское училище, получил звание подпоручика и назначение в 4-ю конно-артиллерийскую батарею. Однако, увлекшись авиацией, Крутень засыпал начальство рапортами с просьбой о переводе из артиллерии в новый род войск. В конце концов, в августе 1913 года Евграфа Николаевича направили в Третью Киевскую авиационную роту в качестве летного наблюдателя.

Туда он прибыл 7 сентября 1913 года – в день, когда Петр Нестеров проделывал свою "мертвую петлю". Евграф Николаевич сумел добиться назначения в 11-й корпусной авиаотряд, возглавляемый Нестеровым.

Но должность летного наблюдателя Крутеня не устраивала. Чтобы овладеть пилотажем, Евграф Николаевич в январе 1914 года убыл в Гатчинскую авиашколу. Он быстро освоил летное и незадолго до её окончания дважды повторил над Гатчинским аэродромом "мертвую петлю" Нестерова.

Получив диплом военного пилота, Крутень сразу же отправился на фронт. В первый год войны Евграф Николаевич занимался бомбардировками и воздушной разведкой. Он также писал и публиковал статьи о проблемах летного дела в России. Много шума наделала его работа "Кричащие нужды русской авиации". Вот только одна цитата из неё: "Наши летчики, как мотыльки, беспечно порхающие с аппарата к женщине, от женщины на бутылку, потом опять на аппарат, потом на карты. Отжарил боевой полет - и брюшко вверх. Внеполетной работы нет". Может быть, эта статья, а , скорее всего, еще и огромные потери заставили наших пилотов строже и одновременно бережнее относиться к своим обязанностям и к себе.

В мае 1915 года Крутень был назначен командиром 2-го армейского авиаотряда. В воздушном бою 30 июля 1915 года он одержал свою первую воздушную победу. Вскоре Крутень вышел к командованию с инициативой о создании истребительных авиагрупп. Первое такое подразделение летом 1916 года возглавил лучший российский ас А. А. Казаков. Сам же Крутень стал командиром 2-й истребительной авиагруппы, которая состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов. Самолеты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: 3-й - голову индейца, 7-й - голову орла, 8-й - туз червей. На принадлежавшем командиру авиагруппы "Ньюпоре-23" красовался профиль Ильи Муромца.

В том же году Крутень ездил во Францию делиться опытом, воевал в 3-й эскадрилье "Аистов". В боях под Амьеном и Нанси он сбил два немецких самолета, после чего с такой же миссией побывал в Англии.

Из всех русских летчиков Первой мировой войны Крутень внес, пожалуй, наибольший вклад в разработку теории воздушного боя, написав на основе собственного практического опыта брошюры: "Наставление летчику-истребителю", "Воздушный бой", "Военная авиация во Франции", "Что думалось в Лондоне", "Нашествие иноплеменников". В своих работах он предложил ввести практику парных полетов и обосновал основные требования к самолету-истребителю: вертикальная и горизонтальная скорость, верткость, высокий "потолок".

На счету Крутеня немало придуманных им эффективных тактических приемов. Один из них заключался в том, чтобы "поднырнуть" под аэроплан противника и атаковать неприятеля сзади. Именно таким способом 31 мая 1917 года он одержал свою первую - после возвращения в Россию - победу, отправив на землю вражеский авиаразведчик "Ганза-Бранденбург".

Еще одной особенностью боевого почерка воздушного аса было то, что во время выполнения заданий он настолько увлекался, что расходовал почти весь запас горючего, и при возвращении ему нередко приходилось планировать на посадочную полосу с заглохшим мотором. 6 июня 1917 года Крутень даже сумел сбить на планирующем полете ещё один "Ганза-Бранденбург".

А вот еще один эпизод, живо характеризующий Крутеня. 9 июня 1917 года он уничтожил над своим аэродромом немецкий "Фоккер" и взял в плен летчика. Вскоре над аэродромом появилась ещё одна вражеская машина: командир эскадрильи, в которой служил германский пилот, решил выяснить судьбу своего подчиненного. Крутень прервал допрос пленного, поднял свой "Ньюпор" в воздух и тут же сбил непрошенного гостя. Это была его последняя воздушная победа. 20 июня 1917 года, возвращаясь с очередного боевого задания, при заходе на посадку на малой высоте самолет Крутеня врезался в землю, и пилот погиб. В память о летчике была выбита специальная медаль, а 2-я истребительная авиагруппа с тех пор именовалась "авиагруппой имени Крутеня". Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева, рядом с могилой Петра Нестерова.

 

* * *

В электронной энциклопедии Авиация и воздухоплавание до Второй мировой войны

(http://www.retroplan.ru/index.html) так сказано о Евграфе Крутене:

"Теоретик и новатор в области истребительной авиации, «Русский витязь» воздушного боя, Евграф Николаевич Крутень родился в Киеве, 17 декабря 1891 года. Евграф Крутень происходил из семьи кадрового военного. Мать – Каролина Карловна. Отец – Николай Евграфович. После развода родителей, маленький Евграф остался жить с отцом.

Окончив Киевский кадетский корпус, потом Константиновское артиллерийское училище, Евграф Крутень поступил на службу в четвертую конно-артиллерийскую дивизию. Константиновское артиллерийское училище окончил в 1911 году и получил звание прапорщика и сразу был направлен в 4-ю конно-артиллерийскую батарею Киевского военного округа. Уже через год Е.Н. Крутень стал подпоручиком и получил перевод во 2-ю батарею второй конно-горной дивизии.

В июне 1913 года, будучи в звании поручика, Евграф Крутень получил должность наблюдателя на осенних ежегодных маневрах Киевского военного округа. Это была первая попытка совместных боевых действий артиллерии и авиации. Именно отсюда и начался славный путь Крутеня в авиации: он зачисляется в 11-й авиационный отряд под руководством штабс-капитана П.Н. Нестерова.

Тогда-то Евграфом Николаевичем и было принято окончательное решение стать летчиком. После полетов на разведывательные задания вместе с Петром Нестеровым, наблюдения за выполнением первой в мире «мертвой петли», сомнений в собственном предназначении у Евграфа Крутеня больше не оставалось. Он начинает писать рапорты руководству с просьбами о переводе в авиацию. Заручившись рекомендацией Петра Нестерова, Евграф Крутень поступает в военную авиационную школу города Гатчина (Санкт-Петербургский район). В 1914 году Евграф Николаевич оканчивает летную школу с отличием, получив первый разряд.

Летному делу он обучается на французском самолете «Farman F.16». Евграф Николаевич Крутень, вместе с поручиком А. А. Кованько, участвует в перелете «Гатчина – Псков – Рига – Ревель – Гатчина». Перед самым окончанием летного курса, 23 августа 1914 года Евграф Крутень дважды выполняет «мертвую петлю», или «петлю Нестерова», на французском разведывательном самолете «Farman F.20». Через два дня после этого в воздушном бою трагически погибает его учитель штабс-капитан Петр Нестеров.

Когда началась Первая Мировая Война, Евграф Крутень сразу проявляет себя в качестве отважного боевого пилота. На фронт Е.Н. Крутень прибывает в сентябре 1914 года, и воюет сначала в 21-м корпусном, куда его направляют 27 октября 1914 года, а потом во 2-м армейском авиаотрядах.

Крутень летал на двухместном французском биплане «Voisin», блестяще выполняя разведывательные и бомбометательные задания. 5 апреля 1915 году Евграф Крутень впервые в истории авиации организует и осуществляет групповой ночной полет в тыл противника, получает важные сведения о вражеском расположении, направляет с воздуха артиллерийский огонь. Узнав про жестокую расправу немецких летчиков над русскими санитарными поездами и госпиталями, Крутень возглавляет «Налет возмездия» и лично сбрасывает шесть бомб на вражеские укрепления.

12 ноября 1916 года Евграфа Крутеня назначают командиром 2-го армейского авиаотряда. Весной 1916 года он командируется на московский авиационный завод «Дукс» для опытного испытания новых самолетов. Именно в этот период Крутень и начал выступать с инициативой создания специализированных истребительных отрядов. Отважно атакуя неприятельские самолеты, Крутень приходит к выводу о необходимости существования отдельных истребительных подразделений.

Вернувшись на фронт, Евграф Крутень летает на самолете «Вуазен ЛА», первом летательном аппарате, оснащенным пулеметом. Недостатком самолета был его большой вес, что существенно усложняло задачу ведения воздушного боя. Но Евграф Николаевич не сдавался, и 6 марта 1916 года он атаковал и сбил свой первый вражеский самолет.

Уже через месяц было принято решение о создании первых истребительных подразделений. 24 мая 1916 года Приказом Управления военно-воздушного флота штаб-капитан Е. Н. Крутень назначается на должность командующего 2-м авиационным отрядом истребителей. После 1916 года таких отрядов в России было уже двенадцать. 7 августа истребительный авиаотряд Евграфа Крутеня передислоцирован под город Несбиш, а через три дня Евграф Николаевич Крутень сбивает свой второй вражеский самолет «Альбатрос С.III», совершив после этого вынужденную посадку за пределами 9-го армейского корпуса российской армии.

Еще через три дня Крутень сбивает «Румплер C.I.», который осуществлял разведывательную операцию возле железнодорожной станции Столбы. Крутень вынудил вражеский самолет к посадке, нанеся повреждения в область радиатора машины. Немецкий экипаж был взят в плен. Это случай имел широкий резонанс в прессе: Евграф Крутень стал по-настоящему популярным и известным летчиком-героем.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 июля
суббота
2020

В этот день:

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Как известно, Лермонтов был сослан на Кавказ за «непозволительные» стихи и в 1840 году стал поручиком Тенгинского пехотного полка. В двух походах - в Малую и Большую Чечню - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к ордену. Но император Николай I отменил награждение. Зато появилось стихотворение «Валерик», в котором описано то сражение:
И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

 Вся его деятельность настолько засекречена до сих пор, что только недавно стало известно, что на самом деле это не Абель, а Фишер, что он из российских немцев. Разведчиком стал еще до Великой Отечественной войны.
 В США проработал 10 лет после войны, был арестован, но
о созданных им на континенте агентурных сетях до сих пор строятся только догадки, так как предатель-радист знал лишь «Марка» (псевдоним Абеля-Фишера) и никого больше арестовать не удалось. Под чужим менем он был приговорен к 30 годам тюрьмы, в 1962 году обменен на летчика-шпиона Пауэрса. Под чужим именем он стал известен всему Советскому Союзу после выхода кинофильма «Мертвый сезон».

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Всего, по некоторым данным, установлены имена 238 русских, погибших за годы Второй мировой войны в рядах Сопротивления Франции. На самом деле их, конечно, было больше. Участие русских в движении Сопротивления носило разнообразный характер. Дочь композитора Скрябина Ариадна, муж которой поэт Довид Кнут, примкнула к еврейской организации Сопротивления и занималась спасением еврейских детей. Она была арестована при попытке провести детей через границу и погибла в 1944 году. Молодая русская женщина Дина Верни была близка к французскому скульптору Майолю. Включившись в Сопротивление, однажды она спрятала в его студии целую группу иностранных антифашистов, которых сама же потом провела горными тропами через границу в Испанию. Широко известным стало имя «барда свободы» Анны Марли. Дочь русских эмигрантов, Анна Бетулинская (псевдоним – Анна Марли) выросла на юге Франции. В 19 лет стала самым молодым членом Французского общества писателей и композиторов. Во время войны Марли жила в Англии и посвятила свое творчество борьбе за освобождение Франции. Аккомпанируя себе на гитаре, она ежедневно выступала с патриотическими песнями перед солдатами, моряками, летчиками и в передачах Би-Би-Си для оккупированной Франции. Одна из ее песен стала гимном движения Сопротивления.

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

Она послужила прототипом для разработки последующих станций радиообнаружения самолетов и наведения истребителей РУС-1 и РУС-2.

Заслуга в этом, в первую очередь, Павла Кондратьевича ОЩЕПКОВА, выдающегося советского инженера, определившего в 30-е гг. прошлого столетия впервые в мировой практике пути развития радиолокации и приступившего к созданию устройств для обнаружения летательных аппаратов.

Именно наша страна является родиной радиолокации. В СССР уже в 1934 году были построены и испытаны первые опытные образцы аппаратуры радиообнаружения "Рапид", тогда как в США первая сумма на развитие "радара" была отпущена только в 1935 году.

Более того, когда летом 1941 года фашисты попытались бомбить Берлин, они, благодаря нашим РУСам, потеряли столько самолетов, что отказались от подобных операций в дальнейшем. Премьер Англии Черчилль попросил Сталина поделиться документацией на чудо-локацию. Получил. Передал в США. А после войны сделал безапелляционное заявление о том, что именно англосаксы подарили миру радиолокацию - это величайшее военное изобретение за последние 50 лет. К сожалению, Сталин тоже совершал ошибки.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии