RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Загадочная гибель генерала Берзарина
1 апреля 2015 г.

Загадочная гибель генерала Берзарина

1 апреля 1914 года родился генерал-полковник Николай Берзарин, Герой Советского Союза, первый комендант Берлина после капитуляции нацистского рейха
Война после войны
22 июня 2014 г.

Война после войны

22 июня 1941 года объединенные силы Европы во главе с Гитлером вероломно без объявления боевых действий напали на СССР
Карибский кризис: взгляд разведчика
12 июля 2013 г.

Карибский кризис: взгляд разведчика

12 июля 1962 года началась операция под кодовым названием «Анадырь» - перевозка на Кубу советских ракет и оборудование там ракетных позиций
Преодолевший пространство
21 ноября 2014 г.

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова
Великое контрнаступление
5 декабря 2017 г.

Великое контрнаступление

5 декабря 1941 года европейская фашистская армада получила мощнейший зубодробительный удар от русского солдата
Главная » Подвиги в наследство » Был ли у Сталина инсульт

Был ли у Сталина инсульт

5 марта 1953 года умер вождь СССР. Официальная версия — от кровоизлияния в мозг

Академия медицинских наук его исследовала, но выводы подвергаются сомнению...
Был ли у Сталина инсульт

1 марта 1953 года у вождя случился инсульт, ему вовремя не оказали помощь, в результате чего 5 марта Иосиф Виссарионович умер. Время от времени появлялись сомневающиеся в истинности этой версии смерти Сталина. Но ничего, кроме умозрительных рассуждений, в подтверждение своих сомнений они не предъявляли. А доказательства сомнительности рассказа о банальном инсульте тем временем тихо покоились недалеко от центра Москвы. В Институте мозга Академии медицинских наук 60 лет хранится разделенный на тончайшие пластинки мозг Сталина.

Несколько лет назад мне удалось побеседовать с несколькими сотрудниками института. И все они при упоминании о мозге Сталина как-то замыкались и переводили разговор на другие темы. Дозваниваться до директора института академика Адрианова пришлось довольно долго. В конце концов я поймал его поздно вечером дома. И попросил ознакомить меня с результатами исследования мозга Сталина и разрешить снять те пластинки, на которых видны следы кровоизлияния, завершившего сталинскую эпоху.

«Ничего не получится, — устало сказал Олег Сергеевич. — Результаты не рассекречены. А снимать нечего. Нет на этих срезах следов инсульта». — «Это как же?» — уточняю. Он что-то невнятно пробормотал и бросил трубку.

Так от чего же на самом деле умер Сталин, если следов инсульта нет?

Официальные результаты вскрытия были опубликованы в 1953 году. Их подписал весь цвет тогдашней медицины. Но все эти светила давно ушли в мир иной. Но счастье, я знал одного из корифеев мавзолейного дела профессора Дебова. Оказалось, что вспоминать, кто именно участвовал в обработке тела Сталина, Сергею Сергеевичу не нужно. Он сам в ночь с 5 на 6 марта 1953 года и участвовал в этом.

Сначала сделали слепок рук и лица. Потом приступили к временному бальзамированию. «А как проходило вскрытие?» — спрашиваю. «Мы, — говорит, — чтобы не повредить тело, использовали так называемый щадящий вариант». Он начал описывать подробности, как вдруг в его рассказе промелькнула деталь, которая заставила меня насторожиться: «помещение-то было тесное». «А толпившиеся академики вам не мешали?» — уточняю. «А их там и не было. — Дебов говорил об этом, как о само собою разумеющемся. — Они сидели в другом помещении. А товарищи из госбезопасности относили им извлеченные нами органы». «Получается, — спрашиваю, — к примеру, что вы могли отдать один мозг, а академики — получить другой?» Сергей Сергеевич задумался и сказал: «А нас собственно это не касалось».

Еще через некоторое время мне удалось найти Галину Дмитриевну Чеснокову — реаниматолога, находившуюся у постели умирающего Сталина. 2 марта 1953 года люди в форме вызвали ее прямо с незавершенной операции и вместе с главным реаниматологом Владимиром Неговским посадили в машину и отвезли на Ближнюю дачу. Она рассказывала о том, как они подключали аппаратуру, как Молотов подробно расспрашивал их о назначении каждого прибора, как возле отца сидела Светлана Сталина. «Классическая картина тяжелого инсульта, — вспоминала Галина Дмитриевна. — И никакой надежды. Тринадцать часов пролежать с кровоизлиянием без врачебной помощи — смертельный случай». Вечером 5 марта прекратилось дыхание. Реаниматоры начали делать искусственное дыхание и «проводить непрямой массаж сердца». Левая рука Сталина, все время до того лежавшая на груди, неожиданно поднялась вверх и упала. Все было кончено. Переспрашиваю: уверена ли она, что у Сталина был именно инсульт? «Совершенно Я ведь не одно десятилетие проработала».

Получалась какая-то удивительная чепуха. Что же это за инсульт, следы которого кому-то понадобилось скрывать?

А главное — кому это понадобилось? В некоторых мемуарах упоминается, что Берия хвастался, что это именно он «убрал» Сталина. Но. Как известно, после ареста и расстрела на маршала Лаврентия навесили всех собак, которых смогли найти. Я побеседовал с кремлевскими и лубянскими ветеранами. Почти все они в большей или меньшей степени были уверены в том, что смерть вождя не была естественной. Конечно, все это можно было списать на атмосферу всеобщей подозрительности, но игнорировать факты было невозможно.

Бывший помощник начальника Следственной части по особо важным делам МГБ рассказал мне, что в январе или феврале 1953 года произошло странное покушение на Сталина. Какой-то человек, которого он называл «спортсмен», перемахнул через забор Ближней дачи и из ручного пулемета стрелял по ее окнам. Никто не пострадал, но Сталин был сильно напуган. Получается, что кто-то пытался сделать так, чтобы у Сталина резко поднялось давление?

Интересным было и то, что «спортсмена» не задержали сразу и не нашли потом. Как это могло случиться, если ему не помогал кто-то из отечественных спецслужб? Министром ГБ в тот момент был Семен Игнатьев – выдвиженец члена Президиума ЦК Маленкова. Подконтрольными только ему спецслужбами, занимавшимися охраной и оперативным обеспечением атомных и ракетных предприятий, обладал и Берия.

Маленков или Берия? Для Маленкова смерть вождя в марте 1953-го была явно преждевременной. Он еще не успел расставить на все ключевые посты своих людей а вот для Берии укрепление Маленкова было опасным, причем смертельно. В Грузии разворачивалось «Мегрельское дело», вершиной которого мог стать арест Берии. К тому же у Маленкова был готов и запасной вариант. В МГБ существовало Бюро № 1, список законспирированных сотрудников которого хранился в сейфе министра. Оно предназначалось для проведения специальных операций внутри страны. И как намекали ветераны, в Бюро № 1 разрабатывался и план ликвидации Лаврентия Павловича. И именно поэтому в день смерти Сталина Берия буквально ворвался на Лубянку, выдворил оттуда Игнатьева и первым делом вскрыл его сейф. Ветераны вспоминали, что собравший в тот день руководство МГБ Берия был совершенно неприлично весел.

Ко всему прочему, едва ли кто в руководстве страны знал распорядок дня Сталина на Ближней даче лучше Берии. Арестованный в 1952 году главный охранник Сталина – Власик признавался затем, что всегда был предельно откровенен с Лаврентием Павловичем. Берия же был и инициатором ареста и жесточайшего наказания порученца Федосеева, посмевшего заглянуть в окно дачи, чтобы узнать, не проснулся ли вождь. Именно после этой истории никто на протяжении 13 часов не решился войти и помочь лежавшему без сознания Сталину. К тому же, как вспоминала врач Чеснокова, Берия находился на даче почти все время, внимательно следя за всем, что они делали.

Окончательно все сошлось на Берии после беседы с сыном еще одного сталинского сподвижника — Анастаса Микояна — Степаном. Он вспомнил, что отец рассказывал ему о странном поведении Берии в последние недели жизни Сталина. Лаврентий Павлович после любой жалобы старика на недомогание начинал уговаривать его сходить в баню. Мол, русская баня все вылечит. Но при этом поднимет давление. Получалось. Что Берия действительно знал, что инсульт может случиться в любой момент. И для этого необходим лишь небольшой скачок давления. Откуда он это знал, если сам все не организовал?

Сам Берия при всей его способности к провоцированию людей спровоцировать болезнь явно не мог. Был необходим специалист. И тут один из лубянских ветеранов обронил фразу о том, что «у Берии был полковник Муромцев». Установить, чем занимался этот, как оказалось, выдающийся ученый, было и сложно и легко одновременно. Были живы многие люди, хорошо знавшие его. Нашлись его собственные труды и немалое количество публикаций о нем.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии