RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ангелы в белых халатах
1 марта 2020 г.

Ангелы в белых халатах

Вахта Памяти-75: день шестой.
Год великого Сталина
4 января 2015 г.

Год великого Сталина

4 января 1943 года американский журнал «Тайм» присудил звание «Человека года» вождю советского народа
Орден Кирилла Беляева
6 сентября 2020 г.

Орден Кирилла Беляева

В Центральном музее Вооружённых сил РФ заместитель Генерального прокурора России – Главный военный прокурор Валерий Петров вручил моей младшей дочери Вере удостоверение к ордену Красной Звезды, которым был награждён её дед Кирилл
Штрафбат для Героя
20 апреля 2019 г.

Штрафбат для Героя

20 апреля 1914 года родился Георгий Дмитриевич Костылев, безстрашный ас Второй мировой войны
Бомба для США
30 октября 2015 г.

Бомба для США

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная «Царь-бомба» была испытана на острове Новая Земля
Главная » Подвиги в наследство » Леонид Хрущев: оболганный за отца

Леонид Хрущев: оболганный за отца

11 марта 1943 года не вернулся с боевого задания летчик-истребитель гвардии старший лейтенант Леонид Хрущёв

Долгое время о судьбе сына высокопоставленного политика замалчивалась правда, зато по страницам газет «гуляла утка» о его предательстве.
Леонид Хрущев: оболганный за отца

В апреле 1943 года Сталин подписал указ о его награждении Орденом Отечественной войны первой степени и принял решение считать офицера не пропавшим без вести, а погибшим в бою. Однако после ХХ съезда, на котором Никита Хрущев выступил против «культа личности» вождя, кто-то начал усиленно распространять слухи о предательстве Леонида Хрущева и его расстреле в застенках НКВД по личному указанию Сталина. Что же на самом деле?

Леонид Хрущев родился в 1919 году от первой жены Никиты Сергеевича - Ефросиньи Васильевны, которая впоследствии умерла от тифа. Отец любил первенца, но не баловал, старался воспитать в нем мужские качества. В 1937 году Леонид закончил школу Гражданского воздушного флота в Балашове, работал летчиком. Во время финской войны в феврале 1940 года добровольно вступил в ряды Военно-Воздушных Сил. Великую Отечественную войну встретил достаточно опытным пилотом. По свидетельствам командиров, в бою проявлял решительность и храбрость. Был ранен, но снова вернулся в строй.

11 марта 1943 года Леонид Хрущев вылетел на перехват фашистских бомбардировщиков, направлявшихся на бомбардировку Москвы. Недалеко от Жиздры самолет Леонида был подбит, а сам летчик якобы попал в плен. Поговаривали, будто, когда Сталин узнал об этом, он приказал выкрасть сына Хрущева, дабы тот "не поведал врагу секретные сведения о жизни и быте кремлевской элиты". Возглавить эту операцию якобы поручили тогдашнему руководителю разведывательно-диверсионной работы в тылу германской армии генерал-лейтенанту Павлу Судоплатову. Акция удалась. Леонида через один из партизанских отрядов доставили в Москву. Попутно контрразведка вроде бы собрала свидетельские показания и документы, доказывающие его предательство. Трибунал Московского военного округа, передавала молва, приговорил Леонида к расстрелу. Никита Сергеевич якобы обратился к Сталину с просьбой о пересмотре дела, но получил отказ. Приговор был приведен в исполнение.

У этой версии была определенная документальная основа - донесение в вышестоящий штаб командира полка, в котором служил Леонид Хрущев, гвардии майора Голубова. Суть его такова.

11 марта 1943 года гвардии старший лейтенант Л.Хрущев в паре с ведомым гвардии старшим лейтенантом В.Замориным выполняли боевое задание и вступил в бой с двумя "фокке-вульфами-190". По докладу Заморина, во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит фашистами, поэтому летчик имел возможность воспользоваться парашютом. А может быть, даже сумел в последний момент вывести машину из штопора и посадить на оккупированной территории.

Версия пленения Леонида Хрущева косвенно подтверждается и личным посланием командующего 1-й воздушной армией генерал-лейтенанта Худякова в адрес Никиты Сергеевича, в котором сообщается, что организованные им поиски самолета и пилота с воздуха, а также через партизан результатов не дали.

После отстранения Н.С. Хрущева от власти в прессе было опубликовано немало свидетельств в пользу версии пленения Леонида Хрущева. Приведу лишь три, появившихся в одном очень уважаемом историческом журнале.

«Я долгие годы дружил с бывшим командиром 69-й стрелковой дивизии, а в последние годы его службы заместителем начальника Главного управления кадров Министерства обороны СССР генерал-полковником Кузовковым Иваном Александровичем. Жаль, что он уже умер. И. А. Кузовков рассказывал мне, что сын Н. С. Хрущева, Леонид, в 1943 году попал в плен к немцам. По настоятельной просьбе Н. С. Хрущева И. В. Сталин дал согласие на обмен его сына на немецкого военнопленного. Обмен состоялся, но, как установили работники органов, когда Л. Н. Хрущев находился в фильтрационном лагере для бывших военнослужащих, в плену он вел себя плохо, работал в интересах гитлеровской Германии. По совокупности совершенных преступлений Л. Н. Хрущев военным трибуналом был осужден и приговорен к расстрелу.

После вынесения такого сурового приговора Н. С. Хрущев обратился к И. В. Сталину с просьбой о помиловании сына. Сталин ему ответил:

Виновность вашего сына доказана, и у меня нет ни юридических, ни моральных прав не согласиться с решением суда военного трибунала.

И. А. Кузовков рассказывал мне, что именно в отместку за отказ о помиловании сына Н. С. Хрущев затеял в последующем борьбу против культа личности И. В. Сталина. И. А. Кузовков в Главном управлении кадров МО СССР работал с декабря 1945 года по 20 апреля 1969 года, был в курсе всех происходящих событий в Вооруженных Силах СССР, и обманывать меня ради красного словца он не мог.

А. Андреев, г. Подольск».

«Писатель Солженицын в журнале «Литература Киргизстана» № 10 упоминает, что Л. Н. Хрущев погиб в штрафном батальоне, куда героев не направляли. А есть разговоры, что он и до штрафбата не дотянул. Где же истина?

И. В. Грачев, г. Климовск».

«Много лет назад один довольно крупный чин КГБ (мы с ним были в одной депутатской группе, и он почему-то благоволил ко мне) рассказал, что сын Хрущева попал в плен и слишком там «разговорился». Узнав об этом, Сталин рассвирепел и приказал его выкрасть, что и было сделано. Сына Хрущева судили и расстреляли.

У меня создалось впечатление, что этот товарищ (ныне покойный) имел к этому делу какое-то отношение. Поскольку разговор был доверительный, я никому за двадцать с лишним лет о нем не говорила. По причине той же доверительности, не могу даже сейчас назвать фамилию того полковника (или генерала?). Он всегда на депутатских советах был в штатском. Какими делами он ведал, не имею представления, таких вопросов я ему, понятное дело, не задевала.

Р. И. Степанова (г. Москва)».

Эти и другие свидетельства (правда, на мой взгляд, достаточно неубедительные) заставили еще раз внимательно изучить документы Центрального архива Министерства обороны России; а именно – алфавитную карточку учета офицеров, где должно быть записано, на основании чего Л. Н. Хрущев был исключен из списков офицерского состава ВВС, алфавитную картотеку учета осужденных военными трибуналами и т.п. Выяснилось следующее.

В алфавитной картотеке учета офицеров (в карточке Л. Н. Хрущева) значится, что он погиб 11 марта 1943 года.

В алфавитной картотеке учета осужденных военными трибуналами 5-го отдела ЦАМО СССР карточка на Л. С. Хрущева отсутствует.

Многие, кто позволил себе публично усомниться в достойной гибели Хрущева, оперируют еще тем, что, мол, в приказе о награждении гвардии старшего лейтенанта Л. Н. Хрущева орденом Отечественной войны I степени слово «посмертно» не фигурировало, хотя все произошло уже после его гибели. И еще некоторые сомневающиеся обращают внимание на то, что многие страницы из личного дела сына Н. С. Хрущева оказались замененными уже в послевоенный период.

Что касается того, будто в приказе о награждении гвардии старшего лейтенанта Л. Н. Хрущева орденом отсутствует слово «посмертно», можно утверждать следующее. Наградной лист на него был составлен командиром 18-го гвардейского истребительного полка гвардии майором Голубовым 3 апреля 1943 года. Командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Захаров подписал этот документ 4 апреля 1943 года, то есть в то время, когда Л. Н. Хрущева еще не считали погибшим, Лишь 11 апреля 1943 года Н. С. Хрущев получил письмо командующего 1-й воздушной армией генерал-лейтенанта С. А. Худякова, в котором говорилось: «В течение месяца мы не теряли надежды на возвращение Вашего сына, но обстоятельства, при которых он не возвратился, и прошедший с того времени срок заставляют сейчас сделать скорбный вывод, что Ваш сын — гвардии старший лейтенант Хрущев Леонид Никитич — пал смертью храбрых в воздушном бою против немецких захватчиков». Вот почему в представлении отсутствует слово «посмертно». Наградной лист оформлялся за неделю до того, как Л. Н. Хрущев официально был объявлен погибшим.
Кроме того, "хулители Хрущева» ссылаются на то, что в одном из архивных документов значится, что «награда вручена». Орден Отечественной войны I степени, которым был награжден Л. Н. Хрущев, единственный из орденов того времени согласно статуту в случае гибели или смерти военнослужащего передавался семье награжденного вместе с орденской книжкой и хранился у нее как память . Этот орден за № 56428 был вручен на память отцу Л. Н. Хрущева - Н. С Хрущеву.

Мнение о том, что, мол, многие страницы из личного дела Л. Н. Хрущева оказались замененными в послевоенный период, является ошибкой. В личном деле из подлинных документов имеется только послужной список. Остальные документы являются копиями с подлинных документов, которые хранятся здесь же, в ЦАМО РФ, а также в архиве управления кадров ВВС РФ. На каждом из них есть ссылка на то, откуда он взят. По всей вероятности, они были собраны в личное дело либо по просьбе Н. С. Хрущева, либо по чьей-то инициативе, но тем не менее нет никаких сомнений в том, что эти документы достоверны.

Не может не настораживать и то, что ни в газетных публикациях на эту тему, ни в исторической литературе никогда не приводились архивные документы военной Фемиды. А ведь еще после ХХ съезда КПСС и разоблачения "культа личности" многие из них перестали быть секретными, началась большая работа по реабилитации. И уж Никита Сергеевич постарался бы все сделать для оправдания сына и для предания этого огласке. Не сделал. Почему?

Еще большие сомнения возникли после выхода в свет мемуаров Павла Судоплатова. В них напрямую говорится: "С подачи ряда журналистов и некоторых ветеранов органов безопасности мне приписывается мифическая операция по захвату Леонида Хрущева в немецком тылу и его ликвидация "за измену Родине". В действительности ничего подобного не имело места. По линии НКВД и СМЕРШ проходила ориентировка о его розыске. Действительно, дело о розыске сына Н.С. Хрущева находилось на особом контроле. Однако его поиски никаких результатов не дали: После войны Н.С. Хрущев уделял существенное внимание выяснению судьбы сына. Никто не видел, как погиб его сын, в том числе и летчики, вылетавшие с ним на боевое задание. Органы госбезопасности опрашивали находившихся в фильтрационных лагерях советских военнопленных, но безрезультатно:" Далее у Судоплатова есть еще одна интересная, сенсационная цитата: "Лично Сталиным было принято решение считать Леонида Хрущева погибшим при выполнении боевого задания, а не пропавшим без вести. В тех условиях это имело важное значение для политической карьеры Н.С. Хрущева, исключало возможность компрометации одного из членов советского руководства данным эпизодом. Сын Хрущева, в отличие от других пропавших без вести, был вскоре: награжден орденом Отечественной войны первой степени".

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
суббота
2020

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки».

Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября.

В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез. Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии