RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг казака Айдамира Ачмизова
2 декабря 2019 г.

Подвиг казака Айдамира Ачмизова

2 декабря 1942 года погиб смертью Героя заряжающий орудия отдельного конного артдивизиона 10-й гвардейской казачьей Кубанско-Слуцкой кавалерийской дивизии гвардии рядовой Айдамир Ачмизов
Пророчества о России
20 октября 2013 г.

Пророчества о России

Святого праведного Иоанна Кронштадского
Востребованность патриотизма
11 августа 2019 г.

Востребованность патриотизма

11 августа 1947 года в газете «Правда» была опубликована статья «Советский патриотизм»
Герои автоинспекции
3 июля 2017 г.

Герои автоинспекции

3 июля в России отмечается День ГАИ
Месть Бариновых
13 марта 2014 г.

Месть Бариновых

13 марта день памяти лётчика-виртуоза Георгия Паршина, который бил фашистов на именном самолете, построенном на средства ленинградской семьи, почти полностью уничтоженной немцами
Главная » Подвиги в наследство » Пробуждение богатыря

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки

Об этом свидетельствует опыт православного психолога из Краснодара Оксаны Макаровой
Пробуждение богатыря

Эта молодая женщина — мать четверых детей, не только в своей семье, но и на общественных началах в созданной ей Школе сказки применяет старинный, а на сегодняшний день — уникальный метод воспитания и, даже перевоспитания, детей, особенно важно — подростков. Причем, как сейчас говорят, «запущенных».

Что же это за волшебный метод? Насколько он эффективен? Доступен ли для широкого применения? Об этом редактор Российского героического календаря побеседовал с православным психологом Оксаной Макаровой.

 

Оксана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем методе.

Этот метод не мой, а наших предков. Сегодня его называют по-современному — сказкотерапией. И с научно-практической точки зрения я работаю по методу Комплексной сказкотерапии, автором которого является Татьяна Дмитриевна Зенкевич-Евстигнеева. Все, чем я пользуюсь в методологическом плане, - её разработки.
А вообще издревле с помощью сказок передавались от старших к детям знания, моральные устои, правила поведения и многое-многое другое. Сегодня, сказкотерапия, получив научное обоснование, становится мощным средством не только воспитания, но и психодиагности, а также психокоррекции.

Раз уж сказкотерапия имеет научное обоснование, поясните, на чём она основана?


На способности человеческой психики к метафорическому восприятию знаний, представлений, других «кирпичиков» мировоззрения. Это восприятие в разном возрасте имеет свои особенности, для подросткового — характерно наиболее динамичное, острое, нередко алогичное и неадекватное реагирование на окружающую действительность. В то же время подростки легко впитывают в себя архетипы и мифологемы, которые являются главным материалом метафорического восприятия мира.

Это слишком научно. Давайте популярней: что такое архетипы, мифологемы?

Архетипы (от греческого arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные, то есть закрепленные на генном уровне коллективные представления, которые являются результатом многовекового опыта наших предков. А мифологемы — это метафорическое (образное, иносказательное, символическое) отображение архетипов в сознании. Например, архетип мужчины-защитника Отечества в русских сказках выражен зачастую в образе Ильи Муромца. С помощью таких сказок даже при так называемом «женском» воспитании подросток впитывает в себя качества настоящего мужчины.


Но опыт, особенно современный, может нести в себе как позитивные, так и негативные смыслы. Как быть с этим?

В том-то и дело, что в современном мире, всё больше наполняющимся негативными морально-нравственными явлениями, деструктивной информацией, значительно повышается роль сказкотерапии в формировании у подростков способности противостоять этому валу духовного зла. Для того, чтобы подростки воспринимали «правильные» знания и идеи, необходимо позаботиться о создании у них «нравственного иммунитета», который базируется на «иммунной памяти». Сказкотерапия наиболее эффективный способ наполнения такой памяти.

Защитные свойства «нравственного иммунитета» проявляются лишь в том случае, если подросток обучен «сортировать» получаемую информацию — отделять полезную от вредной. Этот процесс сложный, поскольку нередко «вредная» информация бывает «упакована» во внешне позитивную оболочку (по принципу «троянского коня»). С одной стороны необходимо критическое осмысление информации, с другой — если жесткой критической оценке будет подвержен всякий информационный элемент, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Особую важность здесь приобретает точность в оценке, которая напрямую зависит от емкости иммунной памяти. В свою очередь эта ёмкость подпитывается архетипами и мифологемами добра и зла, сохраняющимися человеческой памятью. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпитывается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских (написанных самими подростками) сказках.

Как же поставить сказку на службу воспитания подростков? Имеются ли какие-то общие правила и методики?

Имеется множество форм и методов работы в сказкотерапии, которые используются как в воспитательных, так и в психодиагностических целях (рассказывание и сочинение сказок, рисование сказок, создание кукол, песочная терапия и др.). Но для того, чтобы их эффективно применять, необходимо научиться анализировать авторскую сказку. Учеными разработан, например, метод «Семи шагов». Он позволяет вести надежный психодиагностический анализ подростка, разрабатывать план воспитательной работы с ним, эффективно вести такую работу, а также контролировать и оценивать её качество.

Раскройте, пожалуйста, существо хотя бы основных форм работы в сказкотерапии.

 

Например, такая форма, как «Рассказывание и сочинение сказки», самая простая, но и, пожалуй, самая эффективная. Любое рассказывание сказки уже есть воспитание само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, поскольку при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе её восприятия подростком. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Скажем, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния. Это лишь один маленький пример психодиагностики с помощью сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Авторская сказка несет в себе информацию о динамике личностного развития человека и кризисных ситуациях, бывших и имеющих вероятность проявления в его жизни, знания конкретного человека об устройстве мира, о правилах, обрядах, ритуалах, тонкостях взаимоотношений между людьми и пр. Иными словами, сказка является носителем информации о личности автора.

После прочтения сказки, подростку предлагается ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, подросток воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Метод «Изготовление кукол» - это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у подростков механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Очень эффективна так называемая «Песочная терапия». В подносе с влажным или сухим песком подросток располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте подростка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Сказочная песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использована не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Все эти формы работы требуют от подростка определенных навыков, которые, вероятно, есть далеко не у всех. Как вы выходите из положения?

Например, написание сказки — задача нередко стрессовая, во всяком случае, непростая, тут необходима подготовка. Я делаю так.

Шаг первый: создаю комфортную среду (в первую очередь формирую доверительные и непринужденные отношения с подростком).

Шаг второй: «включаю» руку (это значит, перед написанием сказки нужно предложить творческое задание, которое можно выполнить руками, рукой, что активизирует работу мозга). Переход от беседы с подростком, от обсуждения задания к «включению руки» осуществляется при помощи предложения-связки: «Давай на некоторое время отвлечемся от этой ситуации. Мудрецы говорят, чтобы решить проблему, надо выйти из нее, посмотреть со стороны. Позволь переключить твое внимание с этой ситуации на одно очень простое упражнение. Мы сделаем его для того, чтобы потом вновь вернуться к обсуждению уже с «обновленным» взглядом на проблему». Задания для «включения руки» могут быть самыми простыми: «Возьми карандаши, бумагу, и можешь нарисовать, что угодно. Можно просто оставлять на листе цветные пятна. Можно делать каракули. Просто позволь руке оставлять след на листе». Или: «Возьми бумагу и ручку и напиши свои фамилию, имя, отчество, стараясь украсить, прорисовать каждую букву». А еще: «Возьми бумагу и ручку и напиши: моя жизнь – это… Пожалуйста, закончи фразу».

Если руки подростка заметно напряжены, можно предложить ему немного «встряхнуть» их, или «сбросить» напряжение, интенсивно пошевелив пальцами.

Шаг третий: приобщаю к информационному пространству метафоры (это как у музыкантов настройка по камертону: читаю яркую, наполненную метафорами сказку, настраивая подростка на «метафорическую ноту».

Шаг четвертый: написать сказку (благодаря первым трем шагам у человека возникает «состояние готовности» к собственному творчеству. Теперь можно предложить ему главную инструкцию: «Наверное, твоя рука уже тянется за ручкой, желая записать твою сказку. Пожалуйста, возьми ручку и бумагу, и просто позволь руке писать. Отпусти свою руку, позволь ей записать сказку!»).

Хорошо, с помощью анализа написанной подростком сказки, вы выяснили его внутренние проблемы. Что дальше?

Дальше идет подбор тем сказок, целенаправленно влияющих на те или иные качества подростка. Это творческая работа психолога. Тут нет рецептов. Все зависит от таланта, интуиции, знаний воспитателя.

Вы все время говорите о работе с подростками. Другие возрасты не поддаются сказкотерапии?

Ей все возрасты покорны. Просто ко мне чаще всего обращаются родители именно подростков, которых успели «запустить». А полезнее всего сказкотерапией заниматься с раннего детского возраста, с пелёнок. К тому же всегда стояла, стоит и будет стоять проблема так называемого «трудного возраста», когда подросток болезненно переходит из детского во взрослое состояние, совершая при этом немало опрометчивых поступков. Проблема вполне закономерная, имеющая в своей основе особенности эмоционально-волевой сферы подростков. Тем не менее, её острота поддается заметному снижению эффективными воспитательными средствами.

Могли бы вы привести конкретный пример?

Фамилию я, по понятным причинам, называть не имею права, просто опишу конкретную ситуацию. Мама привела ко мне своего сына Сашу К. Подросток, по её словам, имеел ослабленную волю, слабую мотивацию к учебе, при выполнении задания первые же трудности вызывают у него апатию, нежелание преодолевать их. Аналогичные сведения о подростке я почерпнула и из тестирования с помощью написания сказки, её «песочного изображения». Подобрала несколько сказок по теме, которые мы с Сашей К. подробно разобрали, выявив среди героев «слабаков» и сильных людей, определив к ним своё отношение. На дальнейших занятиях мы сочиняли сказки на темы силы духа, воли, мужества, играли в « песочные сказки». Месяца через два мама Саши К. пришла ко мне радостная: подросток начал заметно меняться в лучшую сторону, заявил, что поставил перед собой задачу — в начавшейся четверти учиться без троек, записался в секцию бокса, начал «качать» мышцы. В беседе с Сашей я осторожно его спросила: почему он раньше жил по-другому. Ответ подростка, как мне кажется, прозвучал символично: Илья Муромец тоже долго с печи не слазил, а потом...

Сергей Турченко
23 мая 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 июля
суббота
2020

В этот день:

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Представление Михаила Лермонтова к ордену

11 июля 1840 года произошло сражение на реке Валерик между чеченцами и отрядами генерала Галафеева, в котором участвовал великий русский поэт М, Ю. Лермонтов. За отвагу он был представлен к ордену Владимира IV степени.

Как известно, Лермонтов был сослан на Кавказ за «непозволительные» стихи и в 1840 году стал поручиком Тенгинского пехотного полка. В двух походах - в Малую и Большую Чечню - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к ордену. Но император Николай I отменил награждение. Зато появилось стихотворение «Валерик», в котором описано то сражение:
И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

Самый засекреченный разведчик Рудольф Абель

11 июля 1903 года родился Рудольф Иванович АБЕЛЬ (умер 15.11.1971), легендарный советский разведчик-нелегал.

 Вся его деятельность настолько засекречена до сих пор, что только недавно стало известно, что на самом деле это не Абель, а Фишер, что он из российских немцев. Разведчиком стал еще до Великой Отечественной войны.
 В США проработал 10 лет после войны, был арестован, но
о созданных им на континенте агентурных сетях до сих пор строятся только догадки, так как предатель-радист знал лишь «Марка» (псевдоним Абеля-Фишера) и никого больше арестовать не удалось. Под чужим менем он был приговорен к 30 годам тюрьмы, в 1962 году обменен на летчика-шпиона Пауэрса. Под чужим именем он стал известен всему Советскому Союзу после выхода кинофильма «Мертвый сезон».

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Княгиня Вера Оболенская (Макарова)

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская (Макарова), генеральный секретарь подпольной организации Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. Казнена фашистами в 1944 году на гильотине. Кавалер французского ордена Почетного легиона и советского ордена Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Всего, по некоторым данным, установлены имена 238 русских, погибших за годы Второй мировой войны в рядах Сопротивления Франции. На самом деле их, конечно, было больше. Участие русских в движении Сопротивления носило разнообразный характер. Дочь композитора Скрябина Ариадна, муж которой поэт Довид Кнут, примкнула к еврейской организации Сопротивления и занималась спасением еврейских детей. Она была арестована при попытке провести детей через границу и погибла в 1944 году. Молодая русская женщина Дина Верни была близка к французскому скульптору Майолю. Включившись в Сопротивление, однажды она спрятала в его студии целую группу иностранных антифашистов, которых сама же потом провела горными тропами через границу в Испанию. Широко известным стало имя «барда свободы» Анны Марли. Дочь русских эмигрантов, Анна Бетулинская (псевдоним – Анна Марли) выросла на юге Франции. В 19 лет стала самым молодым членом Французского общества писателей и композиторов. Во время войны Марли жила в Англии и посвятила свое творчество борьбе за освобождение Франции. Аккомпанируя себе на гитаре, она ежедневно выступала с патриотическими песнями перед солдатами, моряками, летчиками и в передачах Би-Би-Си для оккупированной Франции. Одна из ее песен стала гимном движения Сопротивления.

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

«Рапид» на службе ПВО

11 июля 1934 года под Ленинградом проведены первые в мире испытания аппаратуры радиообнаружения самолетов «Рапид».

Она послужила прототипом для разработки последующих станций радиообнаружения самолетов и наведения истребителей РУС-1 и РУС-2.

Заслуга в этом, в первую очередь, Павла Кондратьевича ОЩЕПКОВА, выдающегося советского инженера, определившего в 30-е гг. прошлого столетия впервые в мировой практике пути развития радиолокации и приступившего к созданию устройств для обнаружения летательных аппаратов.

Именно наша страна является родиной радиолокации. В СССР уже в 1934 году были построены и испытаны первые опытные образцы аппаратуры радиообнаружения "Рапид", тогда как в США первая сумма на развитие "радара" была отпущена только в 1935 году.

Более того, когда летом 1941 года фашисты попытались бомбить Берлин, они, благодаря нашим РУСам, потеряли столько самолетов, что отказались от подобных операций в дальнейшем. Премьер Англии Черчилль попросил Сталина поделиться документацией на чудо-локацию. Получил. Передал в США. А после войны сделал безапелляционное заявление о том, что именно англосаксы подарили миру радиолокацию - это величайшее военное изобретение за последние 50 лет. К сожалению, Сталин тоже совершал ошибки.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии