RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Оболганный поручик
20 января 2014 г.

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!
Великое Вознесение
29 мая 2014 г.

Великое Вознесение

На сороковой день после Воскресения Господь вознесся к Своему Отцу
За что фронтовика лишили гражданства?
6 сентября 2014 г.

За что фронтовика лишили гражданства?

К главному редактору РГК обратился ветеран Великой Отечественной войны Илья Максимович Шендеров из Израиля с просьбой предать огласке пренеприятнейшую историю...
Город русской морской славы
21 февраля 2016 г.

Город русской морской славы

21 февраля 1784 года по указу Екатерины II порт и крепость в Крыму получили название Севастополь
Как начинался Севастополь
21 февраля 2014 г.

Как начинался Севастополь

230 лет назад 21 февраля 1784 года по указу императрицы Екатерины II на карте России в районе крымского побережья появился новый город для русских военных моряков
Главная » Подвиги в наследство » Пробуждение богатыря

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки

Об этом свидетельствует опыт православного психолога из Краснодара Оксаны Макаровой
Пробуждение богатыря

Эта молодая женщина — мать четверых детей, не только в своей семье, но и на общественных началах в созданной ей Школе сказки применяет старинный, а на сегодняшний день — уникальный метод воспитания и, даже перевоспитания, детей, особенно важно — подростков. Причем, как сейчас говорят, «запущенных».

Что же это за волшебный метод? Насколько он эффективен? Доступен ли для широкого применения? Об этом редактор Российского героического календаря побеседовал с православным психологом Оксаной Макаровой.

 

Оксана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем методе.

Этот метод не мой, а наших предков. Сегодня его называют по-современному — сказкотерапией. И с научно-практической точки зрения я работаю по методу Комплексной сказкотерапии, автором которого является Татьяна Дмитриевна Зенкевич-Евстигнеева. Все, чем я пользуюсь в методологическом плане, - её разработки.
А вообще издревле с помощью сказок передавались от старших к детям знания, моральные устои, правила поведения и многое-многое другое. Сегодня, сказкотерапия, получив научное обоснование, становится мощным средством не только воспитания, но и психодиагности, а также психокоррекции.

Раз уж сказкотерапия имеет научное обоснование, поясните, на чём она основана?


На способности человеческой психики к метафорическому восприятию знаний, представлений, других «кирпичиков» мировоззрения. Это восприятие в разном возрасте имеет свои особенности, для подросткового — характерно наиболее динамичное, острое, нередко алогичное и неадекватное реагирование на окружающую действительность. В то же время подростки легко впитывают в себя архетипы и мифологемы, которые являются главным материалом метафорического восприятия мира.

Это слишком научно. Давайте популярней: что такое архетипы, мифологемы?

Архетипы (от греческого arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные, то есть закрепленные на генном уровне коллективные представления, которые являются результатом многовекового опыта наших предков. А мифологемы — это метафорическое (образное, иносказательное, символическое) отображение архетипов в сознании. Например, архетип мужчины-защитника Отечества в русских сказках выражен зачастую в образе Ильи Муромца. С помощью таких сказок даже при так называемом «женском» воспитании подросток впитывает в себя качества настоящего мужчины.


Но опыт, особенно современный, может нести в себе как позитивные, так и негативные смыслы. Как быть с этим?

В том-то и дело, что в современном мире, всё больше наполняющимся негативными морально-нравственными явлениями, деструктивной информацией, значительно повышается роль сказкотерапии в формировании у подростков способности противостоять этому валу духовного зла. Для того, чтобы подростки воспринимали «правильные» знания и идеи, необходимо позаботиться о создании у них «нравственного иммунитета», который базируется на «иммунной памяти». Сказкотерапия наиболее эффективный способ наполнения такой памяти.

Защитные свойства «нравственного иммунитета» проявляются лишь в том случае, если подросток обучен «сортировать» получаемую информацию — отделять полезную от вредной. Этот процесс сложный, поскольку нередко «вредная» информация бывает «упакована» во внешне позитивную оболочку (по принципу «троянского коня»). С одной стороны необходимо критическое осмысление информации, с другой — если жесткой критической оценке будет подвержен всякий информационный элемент, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Особую важность здесь приобретает точность в оценке, которая напрямую зависит от емкости иммунной памяти. В свою очередь эта ёмкость подпитывается архетипами и мифологемами добра и зла, сохраняющимися человеческой памятью. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпитывается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских (написанных самими подростками) сказках.

Как же поставить сказку на службу воспитания подростков? Имеются ли какие-то общие правила и методики?

Имеется множество форм и методов работы в сказкотерапии, которые используются как в воспитательных, так и в психодиагностических целях (рассказывание и сочинение сказок, рисование сказок, создание кукол, песочная терапия и др.). Но для того, чтобы их эффективно применять, необходимо научиться анализировать авторскую сказку. Учеными разработан, например, метод «Семи шагов». Он позволяет вести надежный психодиагностический анализ подростка, разрабатывать план воспитательной работы с ним, эффективно вести такую работу, а также контролировать и оценивать её качество.

Раскройте, пожалуйста, существо хотя бы основных форм работы в сказкотерапии.

 

Например, такая форма, как «Рассказывание и сочинение сказки», самая простая, но и, пожалуй, самая эффективная. Любое рассказывание сказки уже есть воспитание само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, поскольку при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе её восприятия подростком. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Скажем, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния. Это лишь один маленький пример психодиагностики с помощью сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Авторская сказка несет в себе информацию о динамике личностного развития человека и кризисных ситуациях, бывших и имеющих вероятность проявления в его жизни, знания конкретного человека об устройстве мира, о правилах, обрядах, ритуалах, тонкостях взаимоотношений между людьми и пр. Иными словами, сказка является носителем информации о личности автора.

После прочтения сказки, подростку предлагается ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, подросток воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Метод «Изготовление кукол» - это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у подростков механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Очень эффективна так называемая «Песочная терапия». В подносе с влажным или сухим песком подросток располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте подростка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Сказочная песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использована не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Все эти формы работы требуют от подростка определенных навыков, которые, вероятно, есть далеко не у всех. Как вы выходите из положения?

Например, написание сказки — задача нередко стрессовая, во всяком случае, непростая, тут необходима подготовка. Я делаю так.

Шаг первый: создаю комфортную среду (в первую очередь формирую доверительные и непринужденные отношения с подростком).

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 декабря
суббота
2017

В этот день:

Генерал Николай Ватутин

16 декабря 1901 года родился Николай Федорович ВАТУТИН ( умер от ран 15.04.1944), выдающийся советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Выходец из простой крестьянской семьи, Николай Ватутин, прошёл путь от красноармейца до генерала армии.

Генерал Николай Ватутин

16 декабря 1901 года родился Николай Федорович ВАТУТИН ( умер от ран 15.04.1944), выдающийся советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. Выходец из простой крестьянской семьи, Николай Ватутин, прошёл путь от красноармейца до генерала армии.

В годы Великой Отечественной войны он последовательно возглавлял войска Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов до своей гибели в 1944 году. 29 февраля 1944 года во время выезда в войска генерал армии Ватутин был тяжело ранен. Машина генерала попала в засаду, устроенную бандитами так называемой Украинской повстанческой армии, потомки которых до сих пор мутят воду на Майдане. Несмотря на усилия врачей, Н. Ф. Ватутин скончался от заражения крови в киевском госпитале 15 апреля 1944 года.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так описал эту трагедию: "Н.Ф. Ватутин объезжал войска 60 армии. Впереди ехала охрана. Н.Ф. Ватутин был во второй машине вместе с членом Военного совета К. В. Крайнюковым и адъютантом. Въехав в одно из сел, машины попали под обстрел бандитско-диверсионной группы бандеровцев. Н.Ф. Ватутин, выскочив из машины, вместе с офицерами вступил в перестрелку, во время которой был ранен ". Рана оказалась смертельной.

На территории России и Украины Ватутину были установлены памятники и названы многочисленные географические объекты, начиная с городов и заканчивая переулками.

 

Освобождение Калинина

16 декабря 1941 года после ожесточенных боев войска Калининского фронта овладели городом Калинин.

Освобождение Калинина

16 декабря 1941 года после ожесточенных боев войска Калининского фронта овладели городом Калинин.

В боях в районе города наши войска нанесли крупное поражение 9 немецкой армии генерал-полковника Штрауса, разгромив 86, 110, 129, 161, 162 и 251 пехотные дивизии, входившие в состав этой армии. На следующий день Совинформбюро сообщило: «В боях за город Калинин отличились войска генерал-лейтенанта т. МАСЛЕННИКОВА и генерал-майора т. ЮШКЕВИЧА».

Горькие ягодки «второго фронта»

16 декабря 1944 года вместо помощи от американцев и англичан в связи с открытием «второго фронта» мы получили очередную головную боль: союзники получили зуботычину от немцев в Арденнах. Им удалось прорвать фронт англо-американских войск на участке в 80 км и захватить в плен 30 000 американских солдат и офицеров.

Горькие ягодки «второго фронта»

16 декабря 1944 года вместо помощи от американцев и англичан в связи с открытием «второго фронта» мы получили очередную головную боль: союзники получили зуботычину от немцев в Арденнах. Им удалось прорвать фронт англо-американских войск на участке в 80 км и захватить в плен 30 000 американских солдат и офицеров.

Черчилль обратился с жалостливым посланием к СТАЛИНУ, в котором, в частности, писал: «На Западе идут очень тяжелые бои... Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января...»
12 января, ранее намеченного срока, чтобы спасти «союзничков», Красная Армия перешла в наступление на широком фронте от Балтийского моря до Карпат. Командующий немецкими силами на Западе генерал-фельдмаршал Г. Рунштедт был вынужден снять с Западного фронта 6-ю танковую армию СС, а затем еще 16 дивизий и отправить их на советско-германский фронт.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии