RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русский Киев
8 июня 2015 г.

Русский Киев

В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X—XII веках достиг своего расцвета.
Резидент в Тегеране
17 февраля 2016 г.

Резидент в Тегеране

17 февраля 1924 года родился Георгий Андреевич Вартанян, советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза
Указ Николая II о веротерпимости
17 апреля 2013 г.

Указ Николая II о веротерпимости

17 апреля 1905 года русский царь подписал документ, не имеющий аналогов в иных конфессиях, кроме Православия
Дневник блокадного бухгалтера
27 января 2014 г.

Дневник блокадного бухгалтера

Простой ленинградец Николай Павлович Горшков скрупулезно описал каждый день того ада, который устроили в городе на Неве западные цивилизаторы
Бог войны
19 ноября 2017 г.

Бог войны

19 ноября – День артиллерии и ракетных войск, а также годовщина начала Сталинградской наступательной операции
Главная » Подвиги в наследство » Пробуждение богатыря

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки

Об этом свидетельствует опыт православного психолога из Краснодара Оксаны Макаровой
Пробуждение богатыря

Эта молодая женщина — мать четверых детей, не только в своей семье, но и на общественных началах в созданной ей Школе сказки применяет старинный, а на сегодняшний день — уникальный метод воспитания и, даже перевоспитания, детей, особенно важно — подростков. Причем, как сейчас говорят, «запущенных».

Что же это за волшебный метод? Насколько он эффективен? Доступен ли для широкого применения? Об этом редактор Российского героического календаря побеседовал с православным психологом Оксаной Макаровой.

 

Оксана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем методе.

Этот метод не мой, а наших предков. Сегодня его называют по-современному — сказкотерапией. И с научно-практической точки зрения я работаю по методу Комплексной сказкотерапии, автором которого является Татьяна Дмитриевна Зенкевич-Евстигнеева. Все, чем я пользуюсь в методологическом плане, - её разработки.
А вообще издревле с помощью сказок передавались от старших к детям знания, моральные устои, правила поведения и многое-многое другое. Сегодня, сказкотерапия, получив научное обоснование, становится мощным средством не только воспитания, но и психодиагности, а также психокоррекции.

Раз уж сказкотерапия имеет научное обоснование, поясните, на чём она основана?


На способности человеческой психики к метафорическому восприятию знаний, представлений, других «кирпичиков» мировоззрения. Это восприятие в разном возрасте имеет свои особенности, для подросткового — характерно наиболее динамичное, острое, нередко алогичное и неадекватное реагирование на окружающую действительность. В то же время подростки легко впитывают в себя архетипы и мифологемы, которые являются главным материалом метафорического восприятия мира.

Это слишком научно. Давайте популярней: что такое архетипы, мифологемы?

Архетипы (от греческого arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные, то есть закрепленные на генном уровне коллективные представления, которые являются результатом многовекового опыта наших предков. А мифологемы — это метафорическое (образное, иносказательное, символическое) отображение архетипов в сознании. Например, архетип мужчины-защитника Отечества в русских сказках выражен зачастую в образе Ильи Муромца. С помощью таких сказок даже при так называемом «женском» воспитании подросток впитывает в себя качества настоящего мужчины.


Но опыт, особенно современный, может нести в себе как позитивные, так и негативные смыслы. Как быть с этим?

В том-то и дело, что в современном мире, всё больше наполняющимся негативными морально-нравственными явлениями, деструктивной информацией, значительно повышается роль сказкотерапии в формировании у подростков способности противостоять этому валу духовного зла. Для того, чтобы подростки воспринимали «правильные» знания и идеи, необходимо позаботиться о создании у них «нравственного иммунитета», который базируется на «иммунной памяти». Сказкотерапия наиболее эффективный способ наполнения такой памяти.

Защитные свойства «нравственного иммунитета» проявляются лишь в том случае, если подросток обучен «сортировать» получаемую информацию — отделять полезную от вредной. Этот процесс сложный, поскольку нередко «вредная» информация бывает «упакована» во внешне позитивную оболочку (по принципу «троянского коня»). С одной стороны необходимо критическое осмысление информации, с другой — если жесткой критической оценке будет подвержен всякий информационный элемент, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Особую важность здесь приобретает точность в оценке, которая напрямую зависит от емкости иммунной памяти. В свою очередь эта ёмкость подпитывается архетипами и мифологемами добра и зла, сохраняющимися человеческой памятью. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпитывается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских (написанных самими подростками) сказках.

Как же поставить сказку на службу воспитания подростков? Имеются ли какие-то общие правила и методики?

Имеется множество форм и методов работы в сказкотерапии, которые используются как в воспитательных, так и в психодиагностических целях (рассказывание и сочинение сказок, рисование сказок, создание кукол, песочная терапия и др.). Но для того, чтобы их эффективно применять, необходимо научиться анализировать авторскую сказку. Учеными разработан, например, метод «Семи шагов». Он позволяет вести надежный психодиагностический анализ подростка, разрабатывать план воспитательной работы с ним, эффективно вести такую работу, а также контролировать и оценивать её качество.

Раскройте, пожалуйста, существо хотя бы основных форм работы в сказкотерапии.

 

Например, такая форма, как «Рассказывание и сочинение сказки», самая простая, но и, пожалуй, самая эффективная. Любое рассказывание сказки уже есть воспитание само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, поскольку при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе её восприятия подростком. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Скажем, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния. Это лишь один маленький пример психодиагностики с помощью сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Авторская сказка несет в себе информацию о динамике личностного развития человека и кризисных ситуациях, бывших и имеющих вероятность проявления в его жизни, знания конкретного человека об устройстве мира, о правилах, обрядах, ритуалах, тонкостях взаимоотношений между людьми и пр. Иными словами, сказка является носителем информации о личности автора.

После прочтения сказки, подростку предлагается ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, подросток воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Метод «Изготовление кукол» - это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у подростков механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Очень эффективна так называемая «Песочная терапия». В подносе с влажным или сухим песком подросток располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте подростка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Сказочная песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использована не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Все эти формы работы требуют от подростка определенных навыков, которые, вероятно, есть далеко не у всех. Как вы выходите из положения?

Например, написание сказки — задача нередко стрессовая, во всяком случае, непростая, тут необходима подготовка. Я делаю так.

Шаг первый: создаю комфортную среду (в первую очередь формирую доверительные и непринужденные отношения с подростком).

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 октября
среда
2018

В этот день:

Маршал Советского Союза Гречко

17 октября 1903 года родился Андрей Антонович Гречко (ум. 1976), Маршал Советского Союза, министр обороны СССР (1967—1976 гг.).Дважды Герой Советского Союза (1958, 1973), Герой ЧССР (1969).

Маршал Советского Союза Гречко

17 октября 1903 года родился Андрей Антонович Гречко (ум. 1976), Маршал Советского Союза, министр обороны СССР (1967—1976 гг.).Дважды Герой Советского Союза (1958, 1973), Герой ЧССР (1969).

Родом из Ростовской области, из крестьянской семьи. В Красной Армии — с 1919 года. Окончил кавалерийскую школу (1926), Военную академию имени М. В. Фрунзе (1936) и Военную академию Генерального штаба (1941).

Участник Гражданской войны, рядовой. После окончания кавалерийской школы командовал взводом, эскадроном. С октября 1938 года — начальник штаба Особой кавалерийской дивизии БОВО, участвовал в походе на Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.

В первые дни Великой Отечественной войны подполковник Гречко работал в Генеральном штабе. С июля 1941 года командовал 34-й кавалерийской дивизией, вступившей в 1-й половине августа в бой с немецко-фашистскими захватчиками южнее Киева и до января 1942 года сражавшейся в составе 26-й армии, 38-й армии, затем 6-й армии на Левобережной Украине. С января 1942 года — командир 5-го кавалерийского корпуса, принимавшего участие в Барвенково-Лозовской наступательной операции. С марта 1942 года возглавлял оперативную группу войск, которая в составе Южного фронта действовала в Донбассе. С января 1943 года — командующий 56-й армией, которая в ходе ожесточённых боёв прорвала сильно укреплённую оборону противника и вышла на подступы к Краснодару, а в феврале-апреле в составе Северо-Кавказского фронта участвовала в Краснодарской наступательной операции.В сентябре 1943 года войска 56-й армии во взаимодействии с 9-й армией и 18-й армией в ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции освободили Таманский полуостров. С октября 1943 года А. А. Гречко — заместитель командующего войсками Воронежского (с 20 октября — 1-го Украинского) фронта. С декабря 1943 года — командующий 1-й гвардейской армией, которая участвовала в Житомирско-Бердичевской, Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Западно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской операциях.

После окончания войны до 1953 года А. А. Гречко командовал войсками Киевского военного округа. С 1953 года — Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии (с 1954 года — Группа советских войск в Германии). С ноября 1957 года — первый заместитель министра обороны СССР, главнокомандующий Сухопутными войсками СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1958 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Андрею Антоновичу Гречко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

C 1960 года — первый заместитель министра обороны СССР — главнокомандующий Объединёнными ВС государств — участников Варшавского договора.

С апреля 1967 года до своей кончины — министр обороны СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1973 года за заслуги перед Родиной в строительстве и укреплении Вооружённых Сил СССР, Маршал Советского Союза Гречко Андрей Антонович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

А. А. Гречко умер 26 апреля 1976 года. Похоронен в Москве, на Красной площади; урна с прахом замурована в Кремлевской стене.

Командир штурмовой группы Яков Павлов

17 октября 1917 года родился Яков Федотович Павлов (ум. 1981), Герой Советского Союза, старший лейтенант, во время Сталинградской битвы — командир разведывательной группы, которая в сентябре 1942 заняла и удерживала т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда.

Командир штурмовой группы Яков Павлов

17 октября 1917 года родился Яков Федотович Павлов (ум. 1981), Герой Советского Союза, старший лейтенант, во время Сталинградской битвы — командир разведывательной группы, которая в сентябре 1942 заняла и удерживала т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда.

Многие военные историки считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненного в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. В последнее время среди волгоградских краеведов получила распространение версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил раненый старший лейтенант Афанасьев. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма. Вот краткое описание подвига его защитников. В районе площади оборонялся 42 гвардейский стрелковый полк полковника Елина, который решил провести операцию по захвату двух жилых домов, которые имели важное значение. Были созданы две группы: одна под командованием лейтенанта Заболотного, вторая под командованием старшего сержанта Павлова, которые и захватили эти дома. Дом Заболотного впоследствии был выжжен и взорван наступавшими немцами. Он рухнул вместе с оборонявшими его бойцами. Разведывательно-штурмовая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, захватила другой четырёхэтажный дом и закрепилась в нём. На третьи сутки в дом прибыло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, доставившее пулемёты, противотанковые ружья (позднее — ротные миномёты) и боеприпасы, и дом стал важным опорным пунктом в системе обороны полка и всей 13 гвардейской стрелковой дивизии. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания. Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контрнаступление. Из 31 защитника дома Павлова были убиты трое — лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко, рядовые И. Я. Хайт и И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают. Маршал Советского Союза Василий иванович Чуйков в своих мемуарах писал, что потери гитлеровцев, пытавшихся занять «дом Павлова», превысили их потери при взятии Парижа.

 

Медаль «За отвагу»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За отвагу».

Медаль «За отвагу»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За отвагу».

 В Положении о медали говорится: «Медаль „За отвагу“ учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и исполнении воинского долга. Медалью „За отвагу“ награждаются военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск и другие граждане СССР».

Среди первых награждённых этой медалью были пограничники Н. Гуляев и Ф. Григорьев, задержавшие группу диверсантов у озера Хасан. До начала Великой Отечественной войны за мужество и отвагу при защите Государственных границ СССР и в советско-финской войне медалью было награждено около 26 тысяч военнослужащих. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн награждений.

Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).

В годы Великой Отечественной войны (1941—1945) некоторые солдаты были награждены пятью медалями «За отвагу». Степан Михайлович Зольников (род. 1919) — участник парада Победы, сержант-миномётчик 8-й отдельной Гвардейской стрелковой бригады за годы войны был награждён пятью медалями «За отвагу» и орденом Славы III степени. Первой медали герой был удостоен за бой, произошедший 3 сентября 1942 года в районе Синявинских болот под Ленинградом. Последнюю, пятую медаль «За отвагу» Зольников получил за сражение на Курляндском полуострове в ночь на 9 мая 1945 года. Павел Фёдорович Грибков (род. 1922) — разведчик, участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти медалей «За отвагу».

Ипполитова Вера Сергеевна (по мужу — Потапова; род. 1921) — гвардии сержант. Участница Великой Отечественной войны в должности заместителя командира отделения 3-й стрелковой роты 3-го отдельного стрелкового батальона 71-й отдельной морской стрелковой бригады, затем санинструктора 188-го гвардейского стрелкового полка 63-й гвардейской Красносельской стрелковой дивизии.

После разгрома СССР медаль в том же оформлении (с небольшими корректировками) была заново учреждена в системах наград России и Белоруссии.

Медаль «За боевые заслуги»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За боевые заслуги».

Медаль «За боевые заслуги»

17 октября 1938 года в СССР была учреждена медаль «За боевые заслуги».

 Ею награждались: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, другие граждане СССР, а также лица, не являющиеся гражданами СССР, за умелые, инициативные и смелые действия в бою, способствовавшие успешному выполнению боевых задач воинской частью. А также за мужество, проявленное при защите Государственной границы СССР; за отличные успехи в боевой и политической подготовке, освоении новой боевой техники и поддержании высокой боевой готовности воинских частей и их подразделений и другие заслуги.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии