RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вахта Памяти- 75: день первый
26 февраля 2020 г.

Вахта Памяти- 75: день первый

До юбилейного 9 мая осталось ровно 75 дней
Не поверили Сталину - потеряли страну
9 июля 2019 г.

Не поверили Сталину - потеряли страну

9 июля 1928 года И.В. Сталин в речи на пленуме ЦК ВКП(б) впервые выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Очередная победа крейсера «Аврора» над буржуями
23 мая 2019 г.

Очередная победа крейсера «Аврора» над буржуями

Нынешние временные хозяева России пытались уничтожить легендарный корабль, но не вышло...
Т-60 против двух «Тигров»
16 января 2020 г.

Т-60 против двух «Тигров»

16 января 1943 года советский легкий танк с помощью артиллерии завалил два фашистских тяжелых танка
Генерал Драгомиров
27 октября 2014 г.

Генерал Драгомиров

28 октября – день памяти известного российского военного и государственного деятеля, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии
Главная » Подвиги в наследство » Пробуждение богатыря

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки

Об этом свидетельствует опыт православного психолога из Краснодара Оксаны Макаровой
Пробуждение богатыря

Эта молодая женщина — мать четверых детей, не только в своей семье, но и на общественных началах в созданной ей Школе сказки применяет старинный, а на сегодняшний день — уникальный метод воспитания и, даже перевоспитания, детей, особенно важно — подростков. Причем, как сейчас говорят, «запущенных».

Что же это за волшебный метод? Насколько он эффективен? Доступен ли для широкого применения? Об этом редактор Российского героического календаря побеседовал с православным психологом Оксаной Макаровой.

 

Оксана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своем методе.

Этот метод не мой, а наших предков. Сегодня его называют по-современному — сказкотерапией. И с научно-практической точки зрения я работаю по методу Комплексной сказкотерапии, автором которого является Татьяна Дмитриевна Зенкевич-Евстигнеева. Все, чем я пользуюсь в методологическом плане, - её разработки.
А вообще издревле с помощью сказок передавались от старших к детям знания, моральные устои, правила поведения и многое-многое другое. Сегодня, сказкотерапия, получив научное обоснование, становится мощным средством не только воспитания, но и психодиагности, а также психокоррекции.

Раз уж сказкотерапия имеет научное обоснование, поясните, на чём она основана?


На способности человеческой психики к метафорическому восприятию знаний, представлений, других «кирпичиков» мировоззрения. Это восприятие в разном возрасте имеет свои особенности, для подросткового — характерно наиболее динамичное, острое, нередко алогичное и неадекватное реагирование на окружающую действительность. В то же время подростки легко впитывают в себя архетипы и мифологемы, которые являются главным материалом метафорического восприятия мира.

Это слишком научно. Давайте популярней: что такое архетипы, мифологемы?

Архетипы (от греческого arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного, представляющие собой врожденные, то есть закрепленные на генном уровне коллективные представления, которые являются результатом многовекового опыта наших предков. А мифологемы — это метафорическое (образное, иносказательное, символическое) отображение архетипов в сознании. Например, архетип мужчины-защитника Отечества в русских сказках выражен зачастую в образе Ильи Муромца. С помощью таких сказок даже при так называемом «женском» воспитании подросток впитывает в себя качества настоящего мужчины.


Но опыт, особенно современный, может нести в себе как позитивные, так и негативные смыслы. Как быть с этим?

В том-то и дело, что в современном мире, всё больше наполняющимся негативными морально-нравственными явлениями, деструктивной информацией, значительно повышается роль сказкотерапии в формировании у подростков способности противостоять этому валу духовного зла. Для того, чтобы подростки воспринимали «правильные» знания и идеи, необходимо позаботиться о создании у них «нравственного иммунитета», который базируется на «иммунной памяти». Сказкотерапия наиболее эффективный способ наполнения такой памяти.

Защитные свойства «нравственного иммунитета» проявляются лишь в том случае, если подросток обучен «сортировать» получаемую информацию — отделять полезную от вредной. Этот процесс сложный, поскольку нередко «вредная» информация бывает «упакована» во внешне позитивную оболочку (по принципу «троянского коня»). С одной стороны необходимо критическое осмысление информации, с другой — если жесткой критической оценке будет подвержен всякий информационный элемент, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Особую важность здесь приобретает точность в оценке, которая напрямую зависит от емкости иммунной памяти. В свою очередь эта ёмкость подпитывается архетипами и мифологемами добра и зла, сохраняющимися человеческой памятью. В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпитывается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских (написанных самими подростками) сказках.

Как же поставить сказку на службу воспитания подростков? Имеются ли какие-то общие правила и методики?

Имеется множество форм и методов работы в сказкотерапии, которые используются как в воспитательных, так и в психодиагностических целях (рассказывание и сочинение сказок, рисование сказок, создание кукол, песочная терапия и др.). Но для того, чтобы их эффективно применять, необходимо научиться анализировать авторскую сказку. Учеными разработан, например, метод «Семи шагов». Он позволяет вести надежный психодиагностический анализ подростка, разрабатывать план воспитательной работы с ним, эффективно вести такую работу, а также контролировать и оценивать её качество.

Раскройте, пожалуйста, существо хотя бы основных форм работы в сказкотерапии.

 

Например, такая форма, как «Рассказывание и сочинение сказки», самая простая, но и, пожалуй, самая эффективная. Любое рассказывание сказки уже есть воспитание само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, поскольку при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе её восприятия подростком. Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Скажем, если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость,); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно невротического состояния. Это лишь один маленький пример психодиагностики с помощью сказкотерапии. Когда человек сочиняет сказку, его бессознательное «шифрует» информацию об актуальных внутренних процессах в образах и сюжете истории. Авторская сказка несет в себе информацию о динамике личностного развития человека и кризисных ситуациях, бывших и имеющих вероятность проявления в его жизни, знания конкретного человека об устройстве мира, о правилах, обрядах, ритуалах, тонкостях взаимоотношений между людьми и пр. Иными словами, сказка является носителем информации о личности автора.

После прочтения сказки, подростку предлагается ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, подросток воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Метод «Изготовление кукол» - это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у подростков механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Манипулирование куклами позволяет также снять нервное напряжение. С помощью использования кукол можно решить следующие задачи: приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие грубой и мелкой моторики, профилактика и коррекция страхов, развитие речи, коррекция отношений в семье.

Очень эффективна так называемая «Песочная терапия». В подносе с влажным или сухим песком подросток располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающаяся на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте подростка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным. Сказочная песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть использована не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Все эти формы работы требуют от подростка определенных навыков, которые, вероятно, есть далеко не у всех. Как вы выходите из положения?

Например, написание сказки — задача нередко стрессовая, во всяком случае, непростая, тут необходима подготовка. Я делаю так.

Шаг первый: создаю комфортную среду (в первую очередь формирую доверительные и непринужденные отношения с подростком).

Шаг второй: «включаю» руку (это значит, перед написанием сказки нужно предложить творческое задание, которое можно выполнить руками, рукой, что активизирует работу мозга). Переход от беседы с подростком, от обсуждения задания к «включению руки» осуществляется при помощи предложения-связки: «Давай на некоторое время отвлечемся от этой ситуации. Мудрецы говорят, чтобы решить проблему, надо выйти из нее, посмотреть со стороны. Позволь переключить твое внимание с этой ситуации на одно очень простое упражнение. Мы сделаем его для того, чтобы потом вновь вернуться к обсуждению уже с «обновленным» взглядом на проблему». Задания для «включения руки» могут быть самыми простыми: «Возьми карандаши, бумагу, и можешь нарисовать, что угодно. Можно просто оставлять на листе цветные пятна. Можно делать каракули. Просто позволь руке оставлять след на листе». Или: «Возьми бумагу и ручку и напиши свои фамилию, имя, отчество, стараясь украсить, прорисовать каждую букву». А еще: «Возьми бумагу и ручку и напиши: моя жизнь – это… Пожалуйста, закончи фразу».

Если руки подростка заметно напряжены, можно предложить ему немного «встряхнуть» их, или «сбросить» напряжение, интенсивно пошевелив пальцами.

Шаг третий: приобщаю к информационному пространству метафоры (это как у музыкантов настройка по камертону: читаю яркую, наполненную метафорами сказку, настраивая подростка на «метафорическую ноту».

Шаг четвертый: написать сказку (благодаря первым трем шагам у человека возникает «состояние готовности» к собственному творчеству. Теперь можно предложить ему главную инструкцию: «Наверное, твоя рука уже тянется за ручкой, желая записать твою сказку. Пожалуйста, возьми ручку и бумагу, и просто позволь руке писать. Отпусти свою руку, позволь ей записать сказку!»).

Хорошо, с помощью анализа написанной подростком сказки, вы выяснили его внутренние проблемы. Что дальше?

Дальше идет подбор тем сказок, целенаправленно влияющих на те или иные качества подростка. Это творческая работа психолога. Тут нет рецептов. Все зависит от таланта, интуиции, знаний воспитателя.

Вы все время говорите о работе с подростками. Другие возрасты не поддаются сказкотерапии?

Ей все возрасты покорны. Просто ко мне чаще всего обращаются родители именно подростков, которых успели «запустить». А полезнее всего сказкотерапией заниматься с раннего детского возраста, с пелёнок. К тому же всегда стояла, стоит и будет стоять проблема так называемого «трудного возраста», когда подросток болезненно переходит из детского во взрослое состояние, совершая при этом немало опрометчивых поступков. Проблема вполне закономерная, имеющая в своей основе особенности эмоционально-волевой сферы подростков. Тем не менее, её острота поддается заметному снижению эффективными воспитательными средствами.

Могли бы вы привести конкретный пример?

Фамилию я, по понятным причинам, называть не имею права, просто опишу конкретную ситуацию. Мама привела ко мне своего сына Сашу К. Подросток, по её словам, имеел ослабленную волю, слабую мотивацию к учебе, при выполнении задания первые же трудности вызывают у него апатию, нежелание преодолевать их. Аналогичные сведения о подростке я почерпнула и из тестирования с помощью написания сказки, её «песочного изображения». Подобрала несколько сказок по теме, которые мы с Сашей К. подробно разобрали, выявив среди героев «слабаков» и сильных людей, определив к ним своё отношение. На дальнейших занятиях мы сочиняли сказки на темы силы духа, воли, мужества, играли в « песочные сказки». Месяца через два мама Саши К. пришла ко мне радостная: подросток начал заметно меняться в лучшую сторону, заявил, что поставил перед собой задачу — в начавшейся четверти учиться без троек, записался в секцию бокса, начал «качать» мышцы. В беседе с Сашей я осторожно его спросила: почему он раньше жил по-другому. Ответ подростка, как мне кажется, прозвучал символично: Илья Муромец тоже долго с печи не слазил, а потом...

Сергей Турченко
23 мая 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
четверг
2021

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии