RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Победа «железного Ушакова»
3 марта 2016 г.

Победа «железного Ушакова»

3 марта 1799 года вошел в историю России взятием неприступной крепости острова Корфу.
«Гордость русского народа»
19 октября 2017 г.

«Гордость русского народа»

170 лет назад, 19 октября 1847 года, родился выдающийся инженер-электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин.
Смерть Василия Сталина
19 марта 2018 г.

Смерть Василия Сталина

19 марта 1962 года умер в ссылке в Казани сын вождя советского народа
За что фронтовика лишили гражданства?
6 сентября 2014 г.

За что фронтовика лишили гражданства?

К главному редактору РГК обратился ветеран Великой Отечественной войны Илья Максимович Шендеров из Израиля с просьбой предать огласке пренеприятнейшую историю...
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
Главная » Подвиги в наследство » Три славы актёра

Три славы актёра

35 лет назад не стало Алексея Смирнова

Мало кто знает, что он был не только прекрасным «киношником», но и кавалером боевых орденов
Три славы актёра

Заслуженный артист РСФСР и член КПСС с 1944 года Алексей Макарович Смирнов сыграл за 22 года актёрской работы 85 киноролей. Это очень много, с учётом того, что прожил он всего-то 59 лет. И за всё это время снялся лишь в одной главной. То был потрясающий фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Там Смирнов - механик самолёта, олицетворяющий собой как бы отца-хранителя традиций эскадрильи. Все остальные работы эпизодические: рыбак, боцман, пациент психбольницы, пират, банщик, муж, экспедитор, конюх, генерал, буржуйчик, многажды шофёр, герр Фриц, пьяница и тунеядец Федя. Последняя - из бессмертной картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Вот они, забойные Смирновские фразы: «А компот?», «Давай, бухти мне, как космические корабли бороздят большой театр», «Шурик, это же не наш метод! Шурик, а может не надо? Надо, Федя, надо!», «Оденут на тебя деревянный макинтош и над тобой будет звучать музыка. Только ты её не услышишь», «Кто не работает, тот ест! Учись, студент!», «У вас несчастные случаи на стройке были? Не было? Будут!», «Какой-какой матери? Парижской... Бога...матери». Ну и кто из нас с вами, дорогой читатель, после таких цитат не вспомнит колоритную, супер юморную физиономию артиста-комика? А вот судьба ему выпала далеко не весёлая, даже во многом трагическая…

Мне этот артист запомнился по фильму «Полосатый рейс». В нём Смирнов великолепно сыграл вахтенного матроса Митю Кныша. Потом отмечал его работы во многих фильмах, но как-то так, мельком. Профессионального интереса он не вызывал. А в 1978 познакомился я с Леонидом Быковым. Режиссёр привёз к нам, еще в старый Дом актёра, свой премьерный фильм «Аты-баты, шли солдаты». Разговорились. И я узнал совершенно потрясающие вещи об Алексее Макаровиче, с которым Леонид Фёдорович дружил с начала шестидесятых. Оказалось, что Смирнов – кавалер десятка боевых наград, среди которых два ордена Славы! Это великая и знаковая солдатская (редко награждали младших лейтенантов – М.З.) боевая награда – те же Георгиевские кресты. Достаточно сказать, что за годы Великой Отечественной войны Славой Ш степени были награждены около миллиона человек. Второй степени – 46 тысяч. А первой – всего лишь 2562 бойца.

Перед деятелями культуры-фронтовиками, орденоносцами я всю жизнь испытываю чувства благоговейного восхищения. Со многими щедрая жизнь подарила мне знакомство, о некоторых писал в военных изданиях. Евгений Весник – три боевых ордена; Пётр Тодоровский – два ордена, ранение, контузия; Михаил Шуйдин, один орден, тяжелейшее ранение, инвалидность, был представлен к званию Героя Советского Союза; Юрий Никулин – один орден, представлен к ордену Славы Ш степени; Николай Дупак – два ордена, тяжелейшее ранение, инвалидность; Анатолий Папанов – два ордена, тяжелейшее ранение, инвалидность; Иннокентий Смоктуновский – три ордена, пленение, ссылка; Владимир Этуш – один орден, тяжелейшее ранение, инвалидность. Но вот чтобы довольно известный актёр был кавалером двух орденов Славы – такого припомнить я не мог и с благодарностью Быкову записал ленинградские координаты Смирнова. И даже переговорил с Алексеем Макаровичем по телефону. Мы условились обязательно встретиться. Не случилось. Учился я в академии в Москве, а Смиронов жил в Ленинграде. Тяжело хворал. Меньше, чем через год после нашего общения умер…

А родом он был из города Данилов Ярославской губернии. В середине двадцатых семья перебралась в Ленинград. Макар Степанович рано покинул этот мир. Анна Ивановна осталась с двумя сыновьями. Ещё в школе Алексей играл в драмкружке. Так что вопроса, кем стать в жизни, для парня не существовало. В 1940 году окончил студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Успел сыграть лишь одну роль. Началась война. Смирнов мог элементарно остаться при театре, но ушёл на фронт добровольцем уже 25 июня. Воевал командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК. В разное время это соединение действовало на Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Будучи гвардии старшим сержантам, Смирнов часто ходил в разведку.

Выписки из его наградных листов: «Тов. Смирново лично уничтожил трёх фашистов. Заменил вышедшего из строя командира миномёта. Рассеял до двух взводов пехоты противника. В районе деревни Онацковцы Смирнов со своим взводом уничтожили миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 бойцов противника. В следующем бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. Награждён орденом Красной Звезды».

«20 июля 1944-го года в районе высоте 283.0 Смирнов личным примером воодушевлял товарищей. Взял в плен семь гитлеровцев. Через неделю, в районе деревни Журавка Смирнов с подчинёнными ему солдатами столкнулись с группой противника из 16 человек. Было уничтожено 9 и взято в плен пять немцев. За особое личное мужество Смирнов удостоен Ордена Славы III степени».

«17 января 1945-го года, батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника. Во время форсирования реки Одер, Смирнов вплавь переправил на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, он уничтожил две пулемётные точки и до 20 солдат противника. Награждён Орденом Славы II степени».

Дойти до Берлина Алексею Макаровичу не судилось. В одном из боёв уже на территории Германии он получил ранение и сильнейшую контузию, о чём в дальнейшем мы ещё с прискорбием вспомним. Так что медаль «За боевые заслуги» была вручена сержанту в госпитале. Вместе с документами о комиссовании и присвоении лейтенантского звания. Вернулся в театр музыкальной комедии. И здесь начались его жизненные невзгоды. Жил с мамой в коммунальной квартире. Материально жутко бедствовал. Вдобавок мать, властная, какпризная и сильная женщина после смерти на войне младшего сына Аркадия, начала страдать тяжёлой формой психического расстройства. Приступы у неё случались спорадически. Алексей Макарович в маме, тем не менее, души не чаял и мужественно переносил её болезненные выходки, придирки. Из-за этого даже вынужден был покинуть театр. Хотя однажды признался другу артисту Владимиру Пашкову, что причина-то куда существеннее. Дело в том, что обладая от природы чудным и редким голосом – грудным басом – Смирнов совершенно не имел слуха. Такое редко, но бывает. В одном из фильмов его, артиста музыкальной комедии, вынуждено дублировал Эдуард Хиль.

Тот же Пашков вспоминал: «Лёша работал много и хорошо. Отлично сыграл Петра I в спектакле «Табачный капитан». Не поленился, сходил к знаменитому актеру Николаю Симонову и тот здорово натаскал моего друга. С этим царём он халтурил направо и налево, зарабатывая деньги на сиделку для мамы. Мы с Лёшей со временем ушли из театра в Ансамбль оперетты Михаила Ксендзовского и гастролировали по девять месяцев в году. А маме его требовался усиленный уход. Тяжёлого и деспотического характера была женщина, даже безотносительно её болезни. Скажем, принуждала своего сына, уезжающего на гастроли, оставлять все свои вещи, вплоть до часов дома. Чтобы женщины лёгкого поведения к нему, «красавцу», не приставали. И Лёша ехал в одном спортивном костюме. Чтобы выйти куда-нибудь в люди, он вынужден был выпрашивать одежду у нашей костюмерши. Девушка Смирнову симпатизировала и выдавала реквизит. Впрочем, друг мой на гастролях особо не развлекался. Никогда не ходил в рестораны. Питался в дешёвых столовках. А все деньги до копеечки посылал матери».

Алексей Макарович никогда не был женат. Притом, что пользовался фантастическим успехом у женщин. Поговаривали, что причиной холостяцкой его жизни были те самые ранение и контузия, после которых Смирнов не мог иметь детей. Он и любимой девушке Лиде Масловой, которая ждала его всю войну, якобы сознательно и грубо отказал в дальнейших отношениях. Даже если согласиться с такой версией, то вряд ли она была определяющей. Как это и случается в жизни, всё обстояло гораздо сложнее. Артист, во-первых, не представлял себе, как он приведёт в дом, к матери другую женщину. Признавался в шутку: «Я же вынужден буду жить среди двух врагов». А, во-вторых, Смирнов не умел элементарно выстраивать своих отношений с представительницами слабого пола. Это была врождённая неуклюжесть ровно в той же степени, как и со слухом. Каждый раз, когда знакомился с очередной прелестной особой, ему казалось, что, наконец-то, встретил свою судьбу. Дескать, вот та, единственная и неповторимая, которая сделает его жизнь по-настоящему счастливой. Будучи глубоко порядочным человеком, он и в других видел только хорошее. И тут же предлагал руку и сердце. В реальности же этими женщинами чаще всего двигали корыстные побуждения. Ещё бы: известный артист, одет с иголочки, квартира в Ленинграде, прописка. Уже потом выяснялось, что роскошный костюм - из театральной костюмерной, а квартира - две крохотные коммунальные комнатки на первом этаже старинного дома по улице имени народовольца Лаврова. Да ещё и жить надо со строгой и властной свекровью, которая держала сына даже не в ежовых, а в стальных рукавицах. Вот так и случалось: многие дамы, с которыми Смирнов знакомился на гастролях, приезжали в Ленинград, но, не получив того, на что рассчитывали, возвращались восвояси.

Отношения с матерью для Смирнова были крестом тяжким, в определённом смысле даже унизительным. Старушка буквально терроризировала сына, не понимая совершенно того, что напрочь лишает его многих радостей жизни и любой семейной перспективы. И не смотря на это, Алексей Макарович терпеливо, стоически ухаживал за мамой, как за маленьким ребёнком. Буквально. Менял её пелёнки, убирал, готовил, бегал в магазины. Даже пел ей колыбельные перед сном. Словом, удовлетворял все её капризы. На этой почве артист очень близко сошёлся с Леонидом Быковым, у которого жена тоже страдала тяжелейшим психическим расстройством. Леонид Фёдорович взял Смирнова в свой первый фильм «Зайчик» на эпизодическую роль шумовика в театре. А через пару лет они вдвоём сыграли советских разведчиков в одноимённом фильме И.Самборского и А.Швачко «Разведчики». Главным рекламным проспектом той картины стали рядовые бойцы Быков и Смирнов. С тех пор друзья не разлучались до самой смерти.

По-настоящему популярным в Советском Союзе Алексей Смирнов стал лишь после роли пьяницы и тунеядца Феди, о которой уже говорено. Несмотря даже на то, что у него за плечами к тому времени было уже двадцать пять киноработ. И даже очень удачная – гангстер Билл Дрисколл из «Деловых людей» Л.Гайдая. Однако то была популярность, как бы это поделикатнее выразиться, не то чтобы дешёвая – никто в стране лучше его того же Федю не сыграл бы,- но какая-то легковесная, не первосортная, что ли. Так, во всяком случае, казалось самому артисту. Как и все комики на свете, он в душе полагал себя трагиком. И вот это обстоятельство вызывало едва ли не самую большую творческую неудовлетворённость Смирнова. Чрезвычайно скромный и застенчивый человек, он искренне, но втуне полагал, что эти его врождённые качества, да плюс ещё нелепая комическая внешность не дают развернуться его артистическому таланту и создавать образы по Шекспиру, Достоевскому, Островском, Чехову. Это по первости, кому-то из нас может показаться блажью. Но вы вспомните великого Бориса Андреева, который практически лишился рассудка лишь из-за того, что ему так и не удалось сыграть Короля Лира.

А стыдливо-робким Смирнов был на удивление. Пашков вспоминал, что долгое время никто ни в театре, ни в дальнейшем в труппе Ансамбля оперетты даже не подозревали о значительных фронтовых заслугах его друга. Открылись они случайно. Произошло это в 1954-м году в секретном городе Капустин Яр. Там находился громадный военный полигон, где испытывались ракеты. Естественно, охрана стояла на каждом шагу. Но Алексею очень хотелось побродить по окрестностям, поискать редкий экземпляр для своей коллекции. (Всю жизнь Смирнов собирал разных рептилий, букашек, паучков и других насекомых. Одних спиртовал, других засушивал по известной только ему методике. А ещё умело вырезал всякие поделки из корней и веток – М.З.). «Ходили мы с ним, ходили, пока не перелезли через колючую проволоку. Откуда ни возьмись, возникли бойцы с автоматами. И повели нас под белы ручки вдоль речки Капустинки. Смотрим, сидят какие-то люди в трусах. Загорают, уху варят. И вдруг мой Лёша бодрым строевым шагом направился к одному из них: «Товарищ Маршал Советского Союза, разрешите доложить: взводный 169-го Краснознаменного минометного полка гвардии лейтенант Алексей Смирнов, служивший под вашим началом на 1-м Украинском фронте!». Присмотрелся я – ба! Да это же сам Жуков! До этого я его видел только в газетах, в кинохронике - в кителе, при орденах и медалях. А тут - невысокий пожилой мужчина в полосатых трусах, с животиком. «Что вы здесь делаете?»- спросил Лешу. «Выступаем, Георгий Константинович, в местном Доме офицеров» - «Хорошо, вечером приду, посмотрю». И пришёл. И рассказал нашему театральному руководству о том, какой герой служит в коллективе. А потом ещё и устроил банкет для всех артистов – с икрой, с несколькими сортами колбасы, с овощами и фруктами. Правда, сам за столом не присутствовал. Вот тут мы у Лёши и стали выпытывать про его боевые заслуги. Прямо клещами из него тянули сведения. Стеснялся, отнекивался. Я даже не знаю почему, но он никогда не рассказывал о своих военных приключениях. В это даже трудно поверить, однако он не ходил на встречи боевых побратимов. И вообще, если бы кто другой имел такие фронтовые заслуги, то по меньшей мере улучшил бы свои жилищные условия. Ведь стоило ему только предъявить в Ленгорсовет документы о своих заслугах и о маминой болезни – никуда бы начальство не делось, дало новую квартиру. Не пришёл, не потребовал».

Убедившись окончательно, что жену ему никогда не найти, Алексей Смирнов решил усыновить ребёнка. А надо сказать, что дети, как и животные, очень его любили. Артист Виктор Косых (в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён» исполнил главную роль пионера Кости Иночкина) как-то рассказывал, что ребята во время сьёмок днями напролёт висели на дяде Лёше (по фильму - завхоз пионерлагеря). И для всех он находил доброе слово, хоть маленький, но гостинец. Это святая правда насчёт детской любви. Актёр часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов. Приносил туда собственноручно изготовленные деревянные игрушки, от которых малыши были в восторге, конфеты, пряники, ситро. Там он обратил внимание на Ваню - замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Алексей Макарович предпринял энергичные усилия, чтобы усыновить ребёнка, но ему это не удалось. Органы опеки, прознав, что на руках артиста - психически больная мать, категорически выступили против.

Смирнова та досадная неудача вышибла из седла капитально. Он и раньше, случалось, грешил относительно «зелёного змия», но тогда впервые в жизни ушёл в длительный запой. И как раз в это время – так Высшим Силам было угодно – спасительный круг старшему товарищу кинул Леонид Быков, пригласив его в свой великий фильм «В бой идут одни «старики». И это притом, что чиновники от кино резко выступали против того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча утверждался ленинградский актёр Алексей Смирнова. «Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!»

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 июня
четверг
2018

В этот день:

Царь Михаил Романов

21 июня 1613 года в Москве состоялась коронация Михаила Фёдоровича Романова, родоначальника новой династии на российском престоле.

Царь Михаил Романов

21 июня 1613 года в Москве состоялась коронация Михаила Фёдоровича Романова, родоначальника новой династии на российском престоле.

Михаил был избран на царствование Земским собором 21 февраля (6 марта) 1613 года. Сын боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой.

Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правило его ближайшее окружение. После освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла к первосвященнику, который стал носить также титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой (1634). В 1631—1634 годы осуществлена проведена армейская реформа - организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году основаны первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

Михаил Фёдорович скончался 13 (23) июля 1645 года от неизвестной болезни в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первый русский автомобиль

21 июня 1909 года на Русско-Балтийском заводе собран первый русский серийный автомобиль — «Руссо-Балт».

Первый русский автомобиль

21 июня 1909 года на Русско-Балтийском заводе собран первый русский серийный автомобиль — «Руссо-Балт».

 

Первая модель получила индекс С-24/30. Его расшифровка такова: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914); С-24/40 (1913—1918). Модель стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров.

Первая советская ракета с ЯБЗ

21 июня 1956 года в СССР была принята на вооружение ракета Р-5М — первая советская ракета с ядерным боевым зарядом.

Первая советская ракета с ЯБЗ

21 июня 1956 года в СССР была принята на вооружение ракета Р-5М — первая советская ракета с ядерным боевым зарядом.

Для этой ракеты была разработана новая система управления, важные узлы автоматики были дублированы (а некоторые даже триплированы), что обеспечило высокую надёжность. Вооруженные Р-5М воинские части в 1957-1958 годах были перебазированы в приграничные районы, чтобы в случае ядерного нападения на СССР иметь возможность «достать» агрессора.

 

Арест Рудольфа Абеля

21 июня 1957 года в США был арестован советский разведчик Рудольф АБЕЛЬ, начавший там работу нелегала еще в 1948 году.

Арест Рудольфа Абеля

21 июня 1957 года в США был арестован советский разведчик Рудольф АБЕЛЬ, начавший там работу нелегала еще в 1948 году.

Абель обосновался в Бруклине под видом художника-фотографа. Его предал связник. Суд приговорил нашего разведчика к 30 годам тюрьмы.

Обвинение в отношении него было совершенно бездоказательным, оно строилось лишь на показаниях предателя Хэйханена. (Рудольф Абель вообще отказался давать показания и промолчал весь процесс.) О том, что за свидетель Хэйханен, ярко сказал на суде адвокат Донован:

«Оценивая показания этого свидетеля, постоянно задавайте себе вопрос: говорит он правду или ложь, причем, может быть, настолько серьезную ложь, что она может спасти его собственную шкуру. То, что он рассказывает, я полагаю, можно справедливо охарактеризовать как хорошо отрепетированную историю. За исключением «свидетельств», представленных самым жалким из свидетелей, который когда-либо выступал в суде, в деле нет никаких доказательств, говорящих о том, что Марком (псевдоним Абеля. – С. Т.) передавалась информация, затрагивающая национальную безопасность и секреты США. Таких доказательств в деле просто нет. Однако на основании «свидетельств» Хэйханена вам предлагают послать человека, возможно, на смерть. А ведь даже собаку вы убиваете только в том случае, если доказано, что она бешеная...»

И тем не менее «цивилизованная Фемида» приговорила Абеля к 30 (!) годам тюремного заключения. Конечно, ни о каких встречах с родными и близкими не могло идти и речи. Наоборот, представители Верховного суда попытались надавить на «семейные чувства» Абеля, чтобы сломить его. На процессе был разыгран циничный спектакль, который вызвал возмущение даже у видавших виды американских журналистов.

На одном из заседаний зачитывались восемь писем к Абелю от жены и дочери, хранившихся в виде микрофильмов. Эту пленку Абель успел выбросить в мусорную корзину в отеле «Латам» во время его ареста, но сотрудники ФБР позже нашли ее и подвергли исследованию. Письма дочери были написаны по-английски, письма жены – по-русски.

Теплые, сердечные, интимные письма характеризовали Абеля как преданного мужа и отца. Они убеждали в сердечной близости и любовном отношении жены и дочери к Рудольфу Ивановичу. Публичное чтение личных писем было встречено в зале суда неодобрительно, как антигуманный акт, оскорбляющий честь и достоинство человека. Но оно вызвало у большинства присутствующих и волну уважения к нашему разведчику. «Когда судейский работник, бубня, зачитывал письма, – писал корреспондент одного американского журнала, – стальная броня самодисциплины Абеля чуть не дала трещину. Лицо покраснело, а его проницательные, глубоко посаженные глаза наполнились слезами».

Конечно, Абель в этот момент испытывал сильнейшую душевную боль. Но именно на это и рассчитывали истязатели. Однако сломить «железного Рудольфа» не удалось.

«Ломали» его и в тюрьме: создали тяжкие бытовые условия, поселили вместе с рецидивистами, а главное – запретили переписку с родными (какие уж там встречи за столом с икрой и содовой!). Защитник Донован пытался отстоять права клиента в вышестоящих инстанциях и получил следующее письмо из министерства юстиции США:

«Министерство приняло решение принципиального характера: лишить Абеля привилегии вести переписку с кем-либо, в том числе с лицами, выступающими в качестве его жены и дочери... Это наше решение основано на убеждении в том, что предоставление Абелю – осужденному советскому шпиону – возможности предоставлять... переписку с людьми из стран советского блока не будет соответствовать нашим национальным интересам».

«Когда я после приговора пришел к Абелю в камеру в подвале здания суда, – вспоминал адвокат Донован, – он ожидал меня, непринужденно сидя в деревянном кресле и попыхивая сигаретой. Глядя на него, можно было подумать, что у этого человека нет абсолютно никаких забот... В этот момент подобное холодное самообладание профессионала показалось мне сверхъестественным».

Позже по поводу решения суда Абель написал Доновану: «Оно меня не удивило. Я не верил, что дело будет рассматриваться на основе закона. Я рассматриваю его как политическое решение».

Легендарная «Катюша»

21 июня 1941 года на вооружении Красной армии были приняты реактивные установки БМ-13.

Легендарная «Катюша»

21 июня 1941 года на вооружении Красной армии были приняты реактивные установки БМ-13.

В 1939—1941 годах сотрудники РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

В марте 1941 года были успешно проведены полигонные испытания установок, получивших обозначение БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм). Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года; именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Первый на Ленинградском фронте залп батареи «Катюш» был произведён 3 августа 1941 года под Кингисеппом (командир батареи старший лейтенант П. Н. Дегтярёв). На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии