RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Агентурный псевдоним «Дэн»
16 октября 2018 г.

Агентурный псевдоним «Дэн»

16 октября 1913 года родился Владимир Борисович Барковский, советский разведчик, Герой Российской Федерации.
Иван Мутовин: разведчиками не рождаются
29 апреля 2015 г.

Иван Мутовин: разведчиками не рождаются

В 2015 году исполнилось 95 лет выдающемуся чекисту с почти полувековым стажем работы в контрразведке, автору 19-томной книжной серии «Разведчиками не рождаются»
Григорий Бахчиванджи: прерванный полет
20 февраля 2017 г.

Григорий Бахчиванджи: прерванный полет

20 февраля 1909 года родился выдающийся советский летчик Герой Советского Союза Григорий Бахчиванджи
Грозный праздник
4 ноября 2018 г.

Грозный праздник

4 ноября 1612 года - венец подлинного единения народов России в борьбе против внутренних и внешних паразитов
Отец «идеального» истребителя
1 апреля 2016 г.

Отец «идеального» истребителя

1 апреля 2016 года — 110 лет Александру Сергеевичу ЯКОВЛЕВУ (умер 22.08.1989), авиаконструктору, академику, дважды Герою Социалистического Труда.
Главная » Подвиги в наследство » Комендант Северного полюса

Комендант Северного полюса

26 ноября 1894 года родился известный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин

Сегодня о нём пишут разное, в либеральных СМИ — в основном, чернуху. Но это явно тенденциозно...
Комендант Северного полюса

Иван Папанин — человек сугубо русский, крепкий, основательный. Родился в Севастополе, в семье матроса Черноморского флота. И сам служил на флоте с матросской стези. Волна революции подняла его вверх: из матросов — сразу в коменданты Крымской ЧК. Многие современные историки обвиняют Папанина в том, что рекомендовала его «кровожадная большевичка Землячка», решением которой было загублено немало жизней белых офицеров, наверняка, мол, и сам комендант участвовал в расстрелах. Правда, говорится об этом предположительно и бездоказательно, но вывод делается хлесткий: большевистский холуй и т. п.
Что тут скажешь? С таким подходом можно кого угодно измарать черной краской и вычеркнуть из истории. Мы по такому пути не пойдём, а посмотрим, что полезного сделал этот человек для Родины.

Главное, конечно, то, что он был руководителем первой в истории человечества постоянно действующей научной станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 года на «макушку мира» была высажена группа исследователей, в которую, кроме Папанина, вошли: метеоролог Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. 274 дня дрейфа (по 19 февраля 1938 года) научной станции «Северный полюс» (СП-1) от полюса до 70-й параллели явились событием всемирно-исторического значения. Сведения о научных открытиях по маршруту дрей­фа СП-1 передавались по радио систематически и без промедления, а от­крытий было немало, ибо многое из того, что делалось там в то время, делалось впервые.

В докладе Папанина на Общем собрании Академии наук СССР 23 апреля 1938 года сформулированы основные научные итоги экспедиции: «Твердо и окончательно установлено, что в районе Северного полюса никакой земли нет. В центре Полярного бассей­на имеется глубокая впадина, постепенно возвышающаяся по мере дрей­фа на юг... Твердо и окончательно установлено, что в Центральном полярном бассейне существует животный и растительный мир... Твердо и окончательно установлено, что к Северно­му полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение. Изучение дрейфа... будет способствовать составлению ледовых прогнозов для Се­верного морского пути, рав­но как наши наблюдения за погодой послужат для синоп­тиков всего мира.Наша авиация будет рас­полагать точной картой маг­нитных склонений для райо­на, в котором проходит дрейф станции» . По справедливому утвер­ждению И. Д. Папанина, беспримерная работа СП-1 открыла дорогу новому, ныне широко применяющемуся ме­тоду исследования Арктики.

Оценивая результаты географических исследований, никогда не сле­дует забывать о том, в каких условиях они были добыты. При всех внешне благоприятных обстоятельствах для выполнения программы СП-1 потребовалось, как записал в дневнике 14 сентября 1937 года И. Д. Папанин, «мобилизовать всю волю, энергию, знания, подчинить этой цели свои чувства; ...наконец, собрать в кулак все свои внутренние ресурсы, то есть то, что дано природой и приобретено жизненным опытом. Вот в таком именно состоянии находимся мы все, живущие на дрейфую­щей льдине в Центральном полярном бассейне».

Через 40 лет после дрейфа СП-1 академик А. Б. Сидоренко писал, что создание этой станции «открыло новую эпоху в исследованиях Северного Ледовитого океана. Мы говорим — эпоху, потому что все последующие исследования явились естественным продолжением этого выдающегося эксперимента. Конечно, время вносило свои поправки... Но сегодня, как и прежде, дрейфующие станции остаются одним из наиболее эффектив­ных средств изучения центральных районов Арктики. Сегодня... мы... сможем отметить, что исследования, начатые... на станции СП-1, принес­ли богатые плоды буквально по всем разделам наук о Земле».

У И. Д. Папанина немало и других заслуг. Он возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, много лет был начальником Главсевморпути, первым в истории мореплавания прошел на ледоколе «Сталин» Северным морским путем в одну навигацию с запада на восток и с востока на запад, вывел из дрейфа ледокол «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны контр-адмирал И. Д. Папанин был упол­номоченным Государственного Комитета обороны на европейском Севере. Уже на 70-м году жизни он наряду с руководством Отделом мор­ских экспедиционных работ Академии наук СССР «временно»... 20 лет был директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге. Его вклад в решение проблем внутренних вод нашей страны был бы достаточен для всей пожизненной деятельности современного ученого.

Папанин много писал, оставляя потомству свои научные и человеческие взгляды. Его книги «Жизнь на льдине. Дневник» и «Лед и пламень» переиздавались и продолжают переиздаваться множество раз. Они имеют большое воспитательное значение, являются прекрасным источником для пропаганды географических знаний, добытых трудами со­ветских ученых-географов.

 

.
26 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
понедельник
2019

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии