RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец «идеального» истребителя
1 апреля 2016 г.

Отец «идеального» истребителя

1 апреля 2016 года — 110 лет Александру Сергеевичу ЯКОВЛЕВУ (умер 22.08.1989), авиаконструктору, академику, дважды Герою Социалистического Труда.
Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма
13 сентября 2013 г.

Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма

Сегодня в это святое имя пытаются плевать ядом радетели западнической идеологии «новой» России
Советская цивилизация
7 ноября 2016 г.

Советская цивилизация

7 ноября 1917 года в России началось построение первого в истории человечества социалистического общества
Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой
11 сентября 2014 г.

Победа Фёдора Ушакова над Гасан-пашой

11 сентября - День воинской славы России: в честь победы русской эскадры над турецкой у мыса Тендра в1790 году
Знаменосец Победы
5 мая 2016 г.

Знаменосец Победы

Последнее интервью генерала армии Валентина Варенникова
Главная » Подвиги в наследство » Комендант Северного полюса

Комендант Северного полюса

26 ноября 2014 года — 120 лет известному исследователю Арктики, дважды Герою Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину

Сегодня о нём пишут разное, в либеральных СМИ — в основном, чернуху. Но это явно тенденциозно...
Комендант Северного полюса

Иван Папанин — человек сугубо русский, крепкий, основательный. Родился в Севастополе, в семье матроса Черноморского флота. И сам служил на флоте с матросской стези. Волна революции подняла его вверх: из матросов — сразу в коменданты Крымской ЧК. Многие современные историки обвиняют Папанина в том, что рекомендовала его «кровожадная большевичка Землячка», решением которой было загублено немало жизней белых офицеров, наверняка, мол, и сам комендант участвовал в расстрелах. Правда, говорится об этом предположительно и бездоказательно, но вывод делается хлесткий: большевистский холуй и т. п.
Что тут скажешь? С таким подходом можно кого угодно измарать черной краской и вычеркнуть из истории. Мы по такому пути не пойдём, а посмотрим, что полезного сделал этот человек для Родины.

Главное, конечно, то, что он был руководителем первой в истории человечества постоянно действующей научной станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 года на «макушку мира» была высажена группа исследователей, в которую, кроме Папанина, вошли: метеоролог Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. 274 дня дрейфа (по 19 февраля 1938 года) научной станции «Северный полюс» (СП-1) от полюса до 70-й параллели явились событием всемирно-исторического значения. Сведения о научных открытиях по маршруту дрей­фа СП-1 передавались по радио систематически и без промедления, а от­крытий было немало, ибо многое из того, что делалось там в то время, делалось впервые.

В докладе Папанина на Общем собрании Академии наук СССР 23 апреля 1938 года сформулированы основные научные итоги экспедиции: «Твердо и окончательно установлено, что в районе Северного полюса никакой земли нет. В центре Полярного бассей­на имеется глубокая впадина, постепенно возвышающаяся по мере дрей­фа на юг... Твердо и окончательно установлено, что в Центральном полярном бассейне существует животный и растительный мир... Твердо и окончательно установлено, что к Северно­му полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение. Изучение дрейфа... будет способствовать составлению ледовых прогнозов для Се­верного морского пути, рав­но как наши наблюдения за погодой послужат для синоп­тиков всего мира.Наша авиация будет рас­полагать точной картой маг­нитных склонений для райо­на, в котором проходит дрейф станции» . По справедливому утвер­ждению И. Д. Папанина, беспримерная работа СП-1 открыла дорогу новому, ныне широко применяющемуся ме­тоду исследования Арктики.

Оценивая результаты географических исследований, никогда не сле­дует забывать о том, в каких условиях они были добыты. При всех внешне благоприятных обстоятельствах для выполнения программы СП-1 потребовалось, как записал в дневнике 14 сентября 1937 года И. Д. Папанин, «мобилизовать всю волю, энергию, знания, подчинить этой цели свои чувства; ...наконец, собрать в кулак все свои внутренние ресурсы, то есть то, что дано природой и приобретено жизненным опытом. Вот в таком именно состоянии находимся мы все, живущие на дрейфую­щей льдине в Центральном полярном бассейне».

Через 40 лет после дрейфа СП-1 академик А. Б. Сидоренко писал, что создание этой станции «открыло новую эпоху в исследованиях Северного Ледовитого океана. Мы говорим — эпоху, потому что все последующие исследования явились естественным продолжением этого выдающегося эксперимента. Конечно, время вносило свои поправки... Но сегодня, как и прежде, дрейфующие станции остаются одним из наиболее эффектив­ных средств изучения центральных районов Арктики. Сегодня... мы... сможем отметить, что исследования, начатые... на станции СП-1, принес­ли богатые плоды буквально по всем разделам наук о Земле».

У И. Д. Папанина немало и других заслуг. Он возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, много лет был начальником Главсевморпути, первым в истории мореплавания прошел на ледоколе «Сталин» Северным морским путем в одну навигацию с запада на восток и с востока на запад, вывел из дрейфа ледокол «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны контр-адмирал И. Д. Папанин был упол­номоченным Государственного Комитета обороны на европейском Севере. Уже на 70-м году жизни он наряду с руководством Отделом мор­ских экспедиционных работ Академии наук СССР «временно»... 20 лет был директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге. Его вклад в решение проблем внутренних вод нашей страны был бы достаточен для всей пожизненной деятельности современного ученого.

Папанин много писал, оставляя потомству свои научные и человеческие взгляды. Его книги «Жизнь на льдине. Дневник» и «Лед и пламень» переиздавались и продолжают переиздаваться множество раз. Они имеют большое воспитательное значение, являются прекрасным источником для пропаганды географических знаний, добытых трудами со­ветских ученых-географов.

 

.
26 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии