RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ни шагу назад!
28 июля 2017 г.

Ни шагу назад!

28 июля 1942 года И.В. Сталин подписал приказ № 227, который сыграл решающую роль в прекращении отступления Красной армии
Поможем фронтовикам!
18 декабря 2015 г.

Поможем фронтовикам!

Межгосударственный Союз Городов Героев объявляет сбор пожертвований в пользу ветеранов Великой Отечественной Войны
Готовимся к 100-летию Маресьева
3 декабря 2015 г.

Готовимся к 100-летию Маресьева

2 декабря состоялось 1-е рабочее совещание Общественного Юбилейного комитета по празднованию 100-летней годовщины легендарного лётчика, Героя Советского Союза Маресьева Алексея Петровича.
Осенённый духом героизма
15 декабря 2013 г.

Осенённый духом героизма

К 110-летию Русско-японской войны: подвиг генерала Романа Исидоровича Кондратенко
Забытая война
28 июля 2014 г.

Забытая война

28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Главная » Подвиги в наследство » Комендант Северного полюса

Комендант Северного полюса

26 ноября 2014 года — 120 лет известному исследователю Арктики, дважды Герою Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину

Сегодня о нём пишут разное, в либеральных СМИ — в основном, чернуху. Но это явно тенденциозно...
Комендант Северного полюса

Иван Папанин — человек сугубо русский, крепкий, основательный. Родился в Севастополе, в семье матроса Черноморского флота. И сам служил на флоте с матросской стези. Волна революции подняла его вверх: из матросов — сразу в коменданты Крымской ЧК. Многие современные историки обвиняют Папанина в том, что рекомендовала его «кровожадная большевичка Землячка», решением которой было загублено немало жизней белых офицеров, наверняка, мол, и сам комендант участвовал в расстрелах. Правда, говорится об этом предположительно и бездоказательно, но вывод делается хлесткий: большевистский холуй и т. п.
Что тут скажешь? С таким подходом можно кого угодно измарать черной краской и вычеркнуть из истории. Мы по такому пути не пойдём, а посмотрим, что полезного сделал этот человек для Родины.

Главное, конечно, то, что он был руководителем первой в истории человечества постоянно действующей научной станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 года на «макушку мира» была высажена группа исследователей, в которую, кроме Папанина, вошли: метеоролог Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. 274 дня дрейфа (по 19 февраля 1938 года) научной станции «Северный полюс» (СП-1) от полюса до 70-й параллели явились событием всемирно-исторического значения. Сведения о научных открытиях по маршруту дрей­фа СП-1 передавались по радио систематически и без промедления, а от­крытий было немало, ибо многое из того, что делалось там в то время, делалось впервые.

В докладе Папанина на Общем собрании Академии наук СССР 23 апреля 1938 года сформулированы основные научные итоги экспедиции: «Твердо и окончательно установлено, что в районе Северного полюса никакой земли нет. В центре Полярного бассей­на имеется глубокая впадина, постепенно возвышающаяся по мере дрей­фа на юг... Твердо и окончательно установлено, что в Центральном полярном бассейне существует животный и растительный мир... Твердо и окончательно установлено, что к Северно­му полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение. Изучение дрейфа... будет способствовать составлению ледовых прогнозов для Се­верного морского пути, рав­но как наши наблюдения за погодой послужат для синоп­тиков всего мира.Наша авиация будет рас­полагать точной картой маг­нитных склонений для райо­на, в котором проходит дрейф станции» . По справедливому утвер­ждению И. Д. Папанина, беспримерная работа СП-1 открыла дорогу новому, ныне широко применяющемуся ме­тоду исследования Арктики.

Оценивая результаты географических исследований, никогда не сле­дует забывать о том, в каких условиях они были добыты. При всех внешне благоприятных обстоятельствах для выполнения программы СП-1 потребовалось, как записал в дневнике 14 сентября 1937 года И. Д. Папанин, «мобилизовать всю волю, энергию, знания, подчинить этой цели свои чувства; ...наконец, собрать в кулак все свои внутренние ресурсы, то есть то, что дано природой и приобретено жизненным опытом. Вот в таком именно состоянии находимся мы все, живущие на дрейфую­щей льдине в Центральном полярном бассейне».

Через 40 лет после дрейфа СП-1 академик А. Б. Сидоренко писал, что создание этой станции «открыло новую эпоху в исследованиях Северного Ледовитого океана. Мы говорим — эпоху, потому что все последующие исследования явились естественным продолжением этого выдающегося эксперимента. Конечно, время вносило свои поправки... Но сегодня, как и прежде, дрейфующие станции остаются одним из наиболее эффектив­ных средств изучения центральных районов Арктики. Сегодня... мы... сможем отметить, что исследования, начатые... на станции СП-1, принес­ли богатые плоды буквально по всем разделам наук о Земле».

У И. Д. Папанина немало и других заслуг. Он возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, много лет был начальником Главсевморпути, первым в истории мореплавания прошел на ледоколе «Сталин» Северным морским путем в одну навигацию с запада на восток и с востока на запад, вывел из дрейфа ледокол «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны контр-адмирал И. Д. Папанин был упол­номоченным Государственного Комитета обороны на европейском Севере. Уже на 70-м году жизни он наряду с руководством Отделом мор­ских экспедиционных работ Академии наук СССР «временно»... 20 лет был директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге. Его вклад в решение проблем внутренних вод нашей страны был бы достаточен для всей пожизненной деятельности современного ученого.

Папанин много писал, оставляя потомству свои научные и человеческие взгляды. Его книги «Жизнь на льдине. Дневник» и «Лед и пламень» переиздавались и продолжают переиздаваться множество раз. Они имеют большое воспитательное значение, являются прекрасным источником для пропаганды географических знаний, добытых трудами со­ветских ученых-географов.

 

.
26 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
вторник
2017

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

 Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии