RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Пехота в тельняшках
27 ноября 2019 г.

Пехота в тельняшках

27 ноября 1705 года Петр Первый создал первый в России морской полк
Гвардия России
2 сентября 2017 г.

Гвардия России

Президент России Владимир Путин Указом №2032 установил Памятный День российской гвардии 2 сентября
140 лет русской тельняшке
19 августа 2014 г.

140 лет русской тельняшке

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды.
«Солдатская мама»
27 октября 2018 г.

«Солдатская мама»

27 октября 1900 года родилась Лидия Андреевна Русланова (ум. 1973), великая советская певица, заслуженная артистка РСФСР (1942).
РГО — 170 лет
18 августа 2015 г.

РГО — 170 лет

Российское географическое общество отмечает славный юбилей
Главная » Подвиги в наследство » Комендант Северного полюса

Комендант Северного полюса

26 ноября 1894 года родился известный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин

Сегодня о нём пишут разное, в либеральных СМИ — в основном, чернуху. Но это явно тенденциозно...
Комендант Северного полюса

Иван Папанин — человек сугубо русский, крепкий, основательный. Родился в Севастополе, в семье матроса Черноморского флота. И сам служил на флоте с матросской стези. Волна революции подняла его вверх: из матросов — сразу в коменданты Крымской ЧК. Многие современные историки обвиняют Папанина в том, что рекомендовала его «кровожадная большевичка Землячка», решением которой было загублено немало жизней белых офицеров, наверняка, мол, и сам комендант участвовал в расстрелах. Правда, говорится об этом предположительно и бездоказательно, но вывод делается хлесткий: большевистский холуй и т. п.
Что тут скажешь? С таким подходом можно кого угодно измарать черной краской и вычеркнуть из истории. Мы по такому пути не пойдём, а посмотрим, что полезного сделал этот человек для Родины.

Главное, конечно, то, что он был руководителем первой в истории человечества постоянно действующей научной станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 года на «макушку мира» была высажена группа исследователей, в которую, кроме Папанина, вошли: метеоролог Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. 274 дня дрейфа (по 19 февраля 1938 года) научной станции «Северный полюс» (СП-1) от полюса до 70-й параллели явились событием всемирно-исторического значения. Сведения о научных открытиях по маршруту дрей­фа СП-1 передавались по радио систематически и без промедления, а от­крытий было немало, ибо многое из того, что делалось там в то время, делалось впервые.

В докладе Папанина на Общем собрании Академии наук СССР 23 апреля 1938 года сформулированы основные научные итоги экспедиции: «Твердо и окончательно установлено, что в районе Северного полюса никакой земли нет. В центре Полярного бассей­на имеется глубокая впадина, постепенно возвышающаяся по мере дрей­фа на юг... Твердо и окончательно установлено, что в Центральном полярном бассейне существует животный и растительный мир... Твердо и окончательно установлено, что к Северно­му полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение. Изучение дрейфа... будет способствовать составлению ледовых прогнозов для Се­верного морского пути, рав­но как наши наблюдения за погодой послужат для синоп­тиков всего мира.Наша авиация будет рас­полагать точной картой маг­нитных склонений для райо­на, в котором проходит дрейф станции» . По справедливому утвер­ждению И. Д. Папанина, беспримерная работа СП-1 открыла дорогу новому, ныне широко применяющемуся ме­тоду исследования Арктики.

Оценивая результаты географических исследований, никогда не сле­дует забывать о том, в каких условиях они были добыты. При всех внешне благоприятных обстоятельствах для выполнения программы СП-1 потребовалось, как записал в дневнике 14 сентября 1937 года И. Д. Папанин, «мобилизовать всю волю, энергию, знания, подчинить этой цели свои чувства; ...наконец, собрать в кулак все свои внутренние ресурсы, то есть то, что дано природой и приобретено жизненным опытом. Вот в таком именно состоянии находимся мы все, живущие на дрейфую­щей льдине в Центральном полярном бассейне».

Через 40 лет после дрейфа СП-1 академик А. Б. Сидоренко писал, что создание этой станции «открыло новую эпоху в исследованиях Северного Ледовитого океана. Мы говорим — эпоху, потому что все последующие исследования явились естественным продолжением этого выдающегося эксперимента. Конечно, время вносило свои поправки... Но сегодня, как и прежде, дрейфующие станции остаются одним из наиболее эффектив­ных средств изучения центральных районов Арктики. Сегодня... мы... сможем отметить, что исследования, начатые... на станции СП-1, принес­ли богатые плоды буквально по всем разделам наук о Земле».

У И. Д. Папанина немало и других заслуг. Он возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, много лет был начальником Главсевморпути, первым в истории мореплавания прошел на ледоколе «Сталин» Северным морским путем в одну навигацию с запада на восток и с востока на запад, вывел из дрейфа ледокол «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны контр-адмирал И. Д. Папанин был упол­номоченным Государственного Комитета обороны на европейском Севере. Уже на 70-м году жизни он наряду с руководством Отделом мор­ских экспедиционных работ Академии наук СССР «временно»... 20 лет был директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге. Его вклад в решение проблем внутренних вод нашей страны был бы достаточен для всей пожизненной деятельности современного ученого.

Папанин много писал, оставляя потомству свои научные и человеческие взгляды. Его книги «Жизнь на льдине. Дневник» и «Лед и пламень» переиздавались и продолжают переиздаваться множество раз. Они имеют большое воспитательное значение, являются прекрасным источником для пропаганды географических знаний, добытых трудами со­ветских ученых-географов.

 

.
26 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии