RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Открытие торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси
25 июля 2013 г.

Открытие торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси

24 июля 2013 года в храме Христа Спасителя прошла Божественная литургия, которая открыла торжества в честь 1025-летия Крещения Руси.
Крылатый Фарт Ивана Кожедуба
8 июня 2015 г.

Крылатый Фарт Ивана Кожедуба

8 июня 2015 года исполнилось 95 лет самому результативному воздушному асу Великой Отечественной войны
Как начинался Севастополь
21 февраля 2018 г.

Как начинался Севастополь

21 февраля 1784 года по указу императрицы Екатерины II на карте России в районе крымского побережья появился новый город для русских военных моряков
Храм Мефодия и Кирилла ждет нас
12 февраля 2016 г.

Храм Мефодия и Кирилла ждет нас

Давайте объединим усилия в борьбе за православную святыню!
Подводный флот Отечества
19 марта 2018 г.

Подводный флот Отечества

19 марта в России отмечается День моряка-подводника.
Главная » Подвиги в наследство » Комендант Северного полюса

Комендант Северного полюса

26 ноября 1894 года родился известный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин

Сегодня о нём пишут разное, в либеральных СМИ — в основном, чернуху. Но это явно тенденциозно...
Комендант Северного полюса

Иван Папанин — человек сугубо русский, крепкий, основательный. Родился в Севастополе, в семье матроса Черноморского флота. И сам служил на флоте с матросской стези. Волна революции подняла его вверх: из матросов — сразу в коменданты Крымской ЧК. Многие современные историки обвиняют Папанина в том, что рекомендовала его «кровожадная большевичка Землячка», решением которой было загублено немало жизней белых офицеров, наверняка, мол, и сам комендант участвовал в расстрелах. Правда, говорится об этом предположительно и бездоказательно, но вывод делается хлесткий: большевистский холуй и т. п.
Что тут скажешь? С таким подходом можно кого угодно измарать черной краской и вычеркнуть из истории. Мы по такому пути не пойдём, а посмотрим, что полезного сделал этот человек для Родины.

Главное, конечно, то, что он был руководителем первой в истории человечества постоянно действующей научной станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 года на «макушку мира» была высажена группа исследователей, в которую, кроме Папанина, вошли: метеоролог Е. К. Федоров, океанолог П. П. Ширшов и радист Э. Т. Кренкель. 274 дня дрейфа (по 19 февраля 1938 года) научной станции «Северный полюс» (СП-1) от полюса до 70-й параллели явились событием всемирно-исторического значения. Сведения о научных открытиях по маршруту дрей­фа СП-1 передавались по радио систематически и без промедления, а от­крытий было немало, ибо многое из того, что делалось там в то время, делалось впервые.

В докладе Папанина на Общем собрании Академии наук СССР 23 апреля 1938 года сформулированы основные научные итоги экспедиции: «Твердо и окончательно установлено, что в районе Северного полюса никакой земли нет. В центре Полярного бассей­на имеется глубокая впадина, постепенно возвышающаяся по мере дрей­фа на юг... Твердо и окончательно установлено, что в Центральном полярном бассейне существует животный и растительный мир... Твердо и окончательно установлено, что к Северно­му полюсу и далее на разных горизонтах проходит теплое атлантическое течение. Изучение дрейфа... будет способствовать составлению ледовых прогнозов для Се­верного морского пути, рав­но как наши наблюдения за погодой послужат для синоп­тиков всего мира.Наша авиация будет рас­полагать точной картой маг­нитных склонений для райо­на, в котором проходит дрейф станции» . По справедливому утвер­ждению И. Д. Папанина, беспримерная работа СП-1 открыла дорогу новому, ныне широко применяющемуся ме­тоду исследования Арктики.

Оценивая результаты географических исследований, никогда не сле­дует забывать о том, в каких условиях они были добыты. При всех внешне благоприятных обстоятельствах для выполнения программы СП-1 потребовалось, как записал в дневнике 14 сентября 1937 года И. Д. Папанин, «мобилизовать всю волю, энергию, знания, подчинить этой цели свои чувства; ...наконец, собрать в кулак все свои внутренние ресурсы, то есть то, что дано природой и приобретено жизненным опытом. Вот в таком именно состоянии находимся мы все, живущие на дрейфую­щей льдине в Центральном полярном бассейне».

Через 40 лет после дрейфа СП-1 академик А. Б. Сидоренко писал, что создание этой станции «открыло новую эпоху в исследованиях Северного Ледовитого океана. Мы говорим — эпоху, потому что все последующие исследования явились естественным продолжением этого выдающегося эксперимента. Конечно, время вносило свои поправки... Но сегодня, как и прежде, дрейфующие станции остаются одним из наиболее эффектив­ных средств изучения центральных районов Арктики. Сегодня... мы... сможем отметить, что исследования, начатые... на станции СП-1, принес­ли богатые плоды буквально по всем разделам наук о Земле».

У И. Д. Папанина немало и других заслуг. Он возглавлял полярные станции на Земле Франца-Иосифа, на мысе Челюскин, много лет был начальником Главсевморпути, первым в истории мореплавания прошел на ледоколе «Сталин» Северным морским путем в одну навигацию с запада на восток и с востока на запад, вывел из дрейфа ледокол «Георгий Седов». В годы Великой Отечественной войны контр-адмирал И. Д. Папанин был упол­номоченным Государственного Комитета обороны на европейском Севере. Уже на 70-м году жизни он наряду с руководством Отделом мор­ских экспедиционных работ Академии наук СССР «временно»... 20 лет был директором Института биологии внутренних вод АН СССР в Борке на Волге. Его вклад в решение проблем внутренних вод нашей страны был бы достаточен для всей пожизненной деятельности современного ученого.

Папанин много писал, оставляя потомству свои научные и человеческие взгляды. Его книги «Жизнь на льдине. Дневник» и «Лед и пламень» переиздавались и продолжают переиздаваться множество раз. Они имеют большое воспитательное значение, являются прекрасным источником для пропаганды географических знаний, добытых трудами со­ветских ученых-географов.

 

.
26 ноября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 апреля
воскресенье
2018

В этот день:

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

При Всероссийском военном штабе было создано управление, а при военных комиссариатах — отделы и отделения, на которые возлагалось проведение ВСЕВОБУЧа по единой программе. Отряды рабочих и крестьян проходили короткий курс военного обучения, после чего вливались в ряды Красной Гвардии, а затем и Красной Армии. В 1923 году ВСЕВОБУЧ перестал существовать и был возрожден в сентябре 1941 года. Отголосками этой программы до последнего времени в СССР были военизированная пионерская игра «Зарница», военные кафедры при гражданских институтах, учения по гражданской обороне.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

Сухов служил в Советской Армии с июля 1940. В 1941 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков, в 1942 году – Краснодарское объединённое военное авиационное училище. Был командиром звена 11-го запасного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1944 - мае 1945 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 452-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в освобождении Правобережной Украины, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Совершил 59 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1948-1963 – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания реактивных бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, 3МЕ (в 1959 году), 3МД (в 1960 году). Участвовал в госиспытаниях стратегического бомбардировщика М-4. Проводил отработку дозаправки в воздухе Ту-22РД (1962). С декабря 1963 года – в запасе.

В 1963-1980 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. 3 октября 1968 года поднял в небо и провёл испытания реактивного пассажирского самолёта Ту-154. Участвовал в испытаниях самолётов Ту-22, Ту-95, Ту-114, Ту-124, Ту-134 и их модификаций.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Сухову Юрию Владимировичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11414).

мер 6 мая 1994 года. Похоронен в селе Леониха Щёлковского района.

 

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Ранее арестованный и приговоренный к 25 годам заключения советский разведчик Конон Трофимович МОЛОДЫЙ, действовавший на Западе как канадский бизнесмен Гордон ЛОНСДЕЙЛ,был обменен на британского агента Гревилла ВИННА, который проходил по делу ПЕНЬКОВСКОГО и получил 8 лет. Молодый стал прообразом главного героя в фильме «Мертвый сезон» режиссера Саввы КУЛИША.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Морская артиллерия Одессы к тому времени состояла из 20 старинных чугунных пушек на лафетах. В одесском гарнизоне числилось 1100 штыков и 375 сабель. Англо-французская эскадра, блокировавшая Одессу с моря имела более 350 орудий и более 5000 личного состава.

22 апреля 1854 года противник, определив самое слабое звено обороны города - Практическую гавань, двинул к ней свои корабли. Сначала шли три паровых фрегата, ведя залповый огонь по побережью. Затем подошли еще три английских фрегата и один французский. Карантинную гавань неприятель не обстреливал, так как в ней находились суда нейтральных государств. Всего подошло 28 боевых кораблей, в том числе 10 паровых крейсеров.

Практическую гавань защищала батарея № 6. У нее было только четыре орудия старого образца. Команда батареи состояла из 28 нижних чинов, из которых только четыре были кадровыми артиллеристами. Командиром батареи назначили 22-летнего прапорщика Александра Щеголева. Несмотря на то, что батарея была открыта со всех сторон огню противника, щеголевцы не дрогнули. Шесть часов неравного боя провели они, сражаясь сначала четырьмя, затем двумя орудиями.

В конце концов, эскадра ретировалась в открытое море, но оставила для патрулирования три корабля: английские "Тигр" и "Нигер", французский "Везув". 30 апреля 1854 года "Тигр", курсируя у берегов, в тумане наскочил на мель и был обстрелян береговой батареей. После того как несколько человек на корабле получили ранения, а капитан "Тигра" Джиффорд был тяжело ранен, команда, в составе офицеров и 201 нижнего чина, сдалась в плен. Так как английский "Нигер" и французский "Везув" не дали одесситам снять "Тигр" с мели, фрегат сожгли огнем береговых батарей.

За героизм Александр Петрович Щеголев, минуя чин подпоручика и поручика, был возведен в штабс-капитаны, награжден Георгиевским крестом и золотым почетным оружием.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Родился в городе Николаеве в семье рабочего, впоследствии военнослужащего, погибшего на фронте в 1944 году. Русский. В Военно-Морском Флоте СССР с 1947 года. В 1951 году окончил высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград). Начал службу на дизельных подводных лодках Северного флота. Затем был был в числе первопроходцев, осваивавших подводные атомоходы.С июля 1965 года - начальник штаба 3-й дивизии АПЛ Северного флота. Участник и командир походного штаба трансокеанского перехода двух атомоходов с Северного на Тихоокеанский флот в феврале-марте 1966 года. С февраля 1969 года - первый командир начавшей формирование 19-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота с дислокацией в губе Сайда. С февраля 1972 года контр-адмирал Чернавин В.Н. – начальник штаба, а с августа 1973 года – по сентябрь 1974 года, уже в звании вице-адмирала, - командующий 3-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота (город Гаджиево Мурманской области). В сентябре 1974 года В.Н. Чернавин назначен начальником штаба, 1-м заместителем командующего, а 1 июля 1977 года – командующим Краснознамённым Северным флотом.
За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана, личное мужество, проявленное в сложных и ответственных океанских походах, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года адмиралу Чернавину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Во второй половине декабря 1981 года назначен начальником Главного штаба Военно-Морского Флота – первым заместителем главнокомандующего ВМФ СССР. 29 ноября 1985 года адмирал флота Чернавин В.Н. назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом - заместителем Министра обороны СССР.

После разрушения врагами СССР адмирал флота Чернавин В.Н. с февраля 1992 года - Главнокомандующий ВМФ Объединённых Вооружённых Сил Содружества независимых государств (СНГ). С августа 1992 года - в распоряжении Министра обороны Российской Федерации. С февраля 1993 года - в отставке.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии