RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана
30 августа 2019 г.

Четыре воздушных тарана Бориса Ковзана

31 августа — день памяти Героя Советского Союза, лётчика-истребителя поковника Бориса Ивановича Ковзана
Тайна убийства Берии
31 июля 2013 г.

Тайна убийства Берии

Еще одна версия смерти «великого» и «ужасного» Лаврентия Павловича
Эрзерумское сражение
16 февраля 2016 г.

Эрзерумское сражение

100 лет назад 16 февраля 1916 года Кавказская армия генерала Николая Юденича разгромила 3-ю турецкую армию
Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда
8 июня 2016 г.

Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда

В день рождения великого летчика о нём рассказывает военный журналист, который лично знал трижды Героя Советского Союза
Век русского парашюта
30 января 2017 г.

Век русского парашюта

145 лет назад 30 января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта
Главная » Подвиги в наследство » Освобождение Ростова

Освобождение Ростова

29 ноября 1941 года фашисты были выбиты из столицы Донского казачества

Это была одна из первых крупных побед Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Освобождение Ростова

Осенью 1941 года фашистское наступление на юге выдыхалось, наткнувшись на упорную оборону наших войск. Удар огромной силы, нанесенный танковой армией Клейста, слабел с каждым днем. Лишь на южном крыле фронта враг еще продвигался вперед и 22 ноября занял Ростов. Но это была Пиррова победа.

Несколькими днями раньше Южный фронт начал свою вторую наступательную операцию, которую немцы просмотрели, считая её обычным отвлекающим ударом. Главная роль в этой операции отводилась 37-й армии. В ее задачу входило прорвать немецкий фронт севернее Ростова и наступать в направлении Матвеев Курган - Таганрог, отрезая немцам пути отхода на запад от Ростова.

Наступление началось 17 ноября. В 9 часов 40 минут после получасовой артподготовки 96-я дивизия при поддержке танков атаковала противника, продвинулась на юг и вечером 18 ноября заняла село Доброполье.

Командный пункт командира дивизии первым эшелоном вышел непосредственно в поле для более гибкого и оперативного управления войсками. Это немедленно сказалось на действиях наступающих частей дивизии.

Каждому полку первого эшелона было придано по танковому батальону. Танкисты 132-й танковой бригады генерал-майора Кузьмина Г.И. действовали отлично. Своим огнем и маневром они помогли пехоте обратить фашистских вояк в бегство и ворваться в Доброполье.

Наступление 37-й армии разворачивалось успешно. Начальник штаба армии полковник Варенников И.С. отмечал: «В этой операции особого внимания заслуживают действия части Героя Советского Союза Шепетова. ...Решающий бой произошел 20 ноября. Полки Заславского и Гаврилова двинулись с двух сторон, беря немцев в клещи. Гаврилов захватил высоту Писанную, Заславский - Каменную. Обе высоты господствовали над окружающей местностью. Отбить эти высоты стало главной задачей немцев. Трижды они переходили в контратаки и каждый раз откатывались назад, неся большие потери.

Против Гаврилова немцы бросили 20 танков и два батальона мотопехоты. Одновременно 15 танков и батальон мотоциклистов бросились на штурм высоты Каменная. ...Однако наша пехота каждый раз стойко выдерживала танковые атаки, не отходя ни шагу назад».

Отмечает этот трудный и решающий момент и маршал Баграмян И.Х.: «Гитлеровцы дрались отчаянно. Тяжело было в этот день частям 96-й стрелковой дивизии».

В этих жарких боях героически сражалась батарея старшего лейтенанта Шатровского Т.А. Дважды отбивала она атаки немецких танков. Наконец, уже в сумрачном свете угасающего дня лавиной двинулись на огневые позиции батареи 16 танков. Им удалось вплотную подойти к батарее, но тут почти в упор артиллеристы расстреляли 6 из них, остальные, не выдержав огня, повернули назад. Работу артиллеристов довершила пехота, по пятам преследуя врага.
Отлично дрался минометный дивизион капитана Поддубного И.П., разгромивший один из полков 76-й пехотной дивизии немцев.

В этот день под ударами частей 96-й немцы потеряли 9 танков, 22 орудия, 35 мотоциклов, 60 автомашин и около 700 солдат и офицеров убитыми.
23 ноября 96-я, преодолевая сопротивление противника, заняла село Денисово-Алексеевку на р. Тузлов. Бойцы и командиры частей проявляли в боях исключительное мужество и отвагу.

Бесстрашно дрался с врагом до последней капли крови командир батареи 593 гаубичного артполка лейтенант Говоруха. Отважно громя фашистов, своей личной храбростью и стойкостью он был примером для бойцов.
24-25 ноября, прорвав оборону 14-й танковой дивизии противника на р. Тузлов, 96-я стремительно двинулась к р. Миус. 37 армия, громя врага продвигалась вперед. Над танковой группой Клейста нависла угроза окружения. Не выдержав ударов 37, 56 и 9 армий, немцы 29 ноября оставили Ростов. Фашистская лапа, закованная в стальную броню танков, была обрублена. Это была первая большая победа Красной армии, которая прогремела на весь мир. Миф о непобедимости немецкой армии был поставлен под сомнение.

Гитлер был потрясён столь крупным поражением на Юге. Его самая лучшая и любимая 1-я танковая армия бежала, бросая танки, пушки, машины! Гнев его был велик. 1 декабря 1941 года в 4 часа утра был уволен командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Рундштедт, а позже и десятки генералов.

Гитлер, ещё не веря в разгром, бросив все дела и никого не уведомив, вылетел 2 декабря в Донбасс в 1-ю танковую армию. Но и это не помогло.

5 декабря упорно преследуя противника части 96-й стрелковой дивизии вышли на реку Миус в районе Матвеев Курган - Ряженое. Командующий войсками Южного фронта генерал-полковник Черевиченко Я.Т. в статье «Разгром группы Клейста», отмечая действия 96-й стрелковой дивизии, писал: «Здесь сказался перелом в соотношении сил, превращение нашего Южного фронта в наступательный фронт. Противник пытался, например, сопротивляться танкистам подразделения т. Бурдейного. Но они вместе с артиллеристами капитана Леоненко нанесли врагу такой удар, после которого немецкие танки были выведены из строя, а немецкая пехота позорно бежала. Образцы умелого взаимодействия с танками, артиллерией и авиацией показали в наступательном бою стрелковые полки Заславского и Гаврилова».

На снимке: командир 96 стрелковой дивизии И.М. Шепетов и комиссар дивизии П.И. Сабадашевский во время битвы за Ростов. Ноябрь 1941 года.

 

Юрий Шепетов.
29 ноября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии