RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Американский синдром недержания
7 мая 2016 г.

Американский синдром недержания

7 мая 1945 года, когда советские войска еще вели кровопролитную Берлинскую операцию, а до завершения боев в Чехословакии оставалась почти неделя, в французском городе Реймсе "союзники" втайне от СССР попытались принять капитуляцию Германии.
Война за маленький остров большой страны
2 марта 2016 г.

Война за маленький остров большой страны

2 марта 1969 года на советский остров Даманский было совершено нападение китайских агрессоров
«Потаённое судно» Ефима Никонова
11 февраля 2016 г.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок
Монархист Тимофей Локоть
25 июля 2015 г.

Монархист Тимофей Локоть

25 июля — день памяти одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Васильевича Локотя
Забытая медаль
2 ноября 2015 г.

Забытая медаль

2 ноября 1950 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За отличную службу по охране общественного порядка».
Главная » Подвиги в наследство » Освобождение Ростова

Освобождение Ростова

29 ноября 1941 года фашисты были выбиты из столицы Донского казачества

Это была одна из первых крупных побед Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Освобождение Ростова

Осенью 1941 года фашистское наступление на юге выдыхалось, наткнувшись на упорную оборону наших войск. Удар огромной силы, нанесенный танковой армией Клейста, слабел с каждым днем. Лишь на южном крыле фронта враг еще продвигался вперед и 22 ноября занял Ростов. Но это была Пиррова победа.

Несколькими днями раньше Южный фронт начал свою вторую наступательную операцию, которую немцы просмотрели, считая её обычным отвлекающим ударом. Главная роль в этой операции отводилась 37-й армии. В ее задачу входило прорвать немецкий фронт севернее Ростова и наступать в направлении Матвеев Курган - Таганрог, отрезая немцам пути отхода на запад от Ростова.

Наступление началось 17 ноября. В 9 часов 40 минут после получасовой артподготовки 96-я дивизия при поддержке танков атаковала противника, продвинулась на юг и вечером 18 ноября заняла село Доброполье.

Командный пункт командира дивизии первым эшелоном вышел непосредственно в поле для более гибкого и оперативного управления войсками. Это немедленно сказалось на действиях наступающих частей дивизии.

Каждому полку первого эшелона было придано по танковому батальону. Танкисты 132-й танковой бригады генерал-майора Кузьмина Г.И. действовали отлично. Своим огнем и маневром они помогли пехоте обратить фашистских вояк в бегство и ворваться в Доброполье.

Наступление 37-й армии разворачивалось успешно. Начальник штаба армии полковник Варенников И.С. отмечал: «В этой операции особого внимания заслуживают действия части Героя Советского Союза Шепетова. ...Решающий бой произошел 20 ноября. Полки Заславского и Гаврилова двинулись с двух сторон, беря немцев в клещи. Гаврилов захватил высоту Писанную, Заславский - Каменную. Обе высоты господствовали над окружающей местностью. Отбить эти высоты стало главной задачей немцев. Трижды они переходили в контратаки и каждый раз откатывались назад, неся большие потери.

Против Гаврилова немцы бросили 20 танков и два батальона мотопехоты. Одновременно 15 танков и батальон мотоциклистов бросились на штурм высоты Каменная. ...Однако наша пехота каждый раз стойко выдерживала танковые атаки, не отходя ни шагу назад».

Отмечает этот трудный и решающий момент и маршал Баграмян И.Х.: «Гитлеровцы дрались отчаянно. Тяжело было в этот день частям 96-й стрелковой дивизии».

В этих жарких боях героически сражалась батарея старшего лейтенанта Шатровского Т.А. Дважды отбивала она атаки немецких танков. Наконец, уже в сумрачном свете угасающего дня лавиной двинулись на огневые позиции батареи 16 танков. Им удалось вплотную подойти к батарее, но тут почти в упор артиллеристы расстреляли 6 из них, остальные, не выдержав огня, повернули назад. Работу артиллеристов довершила пехота, по пятам преследуя врага.
Отлично дрался минометный дивизион капитана Поддубного И.П., разгромивший один из полков 76-й пехотной дивизии немцев.

В этот день под ударами частей 96-й немцы потеряли 9 танков, 22 орудия, 35 мотоциклов, 60 автомашин и около 700 солдат и офицеров убитыми.
23 ноября 96-я, преодолевая сопротивление противника, заняла село Денисово-Алексеевку на р. Тузлов. Бойцы и командиры частей проявляли в боях исключительное мужество и отвагу.

Бесстрашно дрался с врагом до последней капли крови командир батареи 593 гаубичного артполка лейтенант Говоруха. Отважно громя фашистов, своей личной храбростью и стойкостью он был примером для бойцов.
24-25 ноября, прорвав оборону 14-й танковой дивизии противника на р. Тузлов, 96-я стремительно двинулась к р. Миус. 37 армия, громя врага продвигалась вперед. Над танковой группой Клейста нависла угроза окружения. Не выдержав ударов 37, 56 и 9 армий, немцы 29 ноября оставили Ростов. Фашистская лапа, закованная в стальную броню танков, была обрублена. Это была первая большая победа Красной армии, которая прогремела на весь мир. Миф о непобедимости немецкой армии был поставлен под сомнение.

Гитлер был потрясён столь крупным поражением на Юге. Его самая лучшая и любимая 1-я танковая армия бежала, бросая танки, пушки, машины! Гнев его был велик. 1 декабря 1941 года в 4 часа утра был уволен командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Рундштедт, а позже и десятки генералов.

Гитлер, ещё не веря в разгром, бросив все дела и никого не уведомив, вылетел 2 декабря в Донбасс в 1-ю танковую армию. Но и это не помогло.

5 декабря упорно преследуя противника части 96-й стрелковой дивизии вышли на реку Миус в районе Матвеев Курган - Ряженое. Командующий войсками Южного фронта генерал-полковник Черевиченко Я.Т. в статье «Разгром группы Клейста», отмечая действия 96-й стрелковой дивизии, писал: «Здесь сказался перелом в соотношении сил, превращение нашего Южного фронта в наступательный фронт. Противник пытался, например, сопротивляться танкистам подразделения т. Бурдейного. Но они вместе с артиллеристами капитана Леоненко нанесли врагу такой удар, после которого немецкие танки были выведены из строя, а немецкая пехота позорно бежала. Образцы умелого взаимодействия с танками, артиллерией и авиацией показали в наступательном бою стрелковые полки Заславского и Гаврилова».

На снимке: командир 96 стрелковой дивизии И.М. Шепетов и комиссар дивизии П.И. Сабадашевский во время битвы за Ростов. Ноябрь 1941 года.

 

Юрий Шепетов.
29 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии