RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Феномен опричнины
2 февраля 2017 г.

Феномен опричнины

Это сугубо русская форма управления страной и эффективного пресекания коррупции
«Небываемое бывает»
12 мая 2018 г.

«Небываемое бывает»

315 лет назад 12 мая 1703 года после недельной осады войска фельдмаршала Б. П. ШЕРЕМЕТЕВА взяли шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы
Бог войны
19 ноября 2017 г.

Бог войны

19 ноября – День артиллерии и ракетных войск, а также годовщина начала Сталинградской наступательной операции
Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда
8 июня 2016 г.

Иван Кожедуб: слюнтяйская ложь и мужественная правда

В день рождения великого летчика о нём рассказывает военный журналист, который лично знал трижды Героя Советского Союза
Реквием Герою войны и труда
9 декабря 2015 г.

Реквием Герою войны и труда

В День Героев Отечества публикуем рассказ о Человеке с большой буквы, который с юных лет и до последнего дыхания совершал Великий Подвиг самоотверженного служения Родине
Главная » Подвиги в наследство » Преодолевший пространство

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова

Правнучка легендарного воздушного аса прислал в РГК статью, в которой указала 21 ноября как день рождения прадеда, а не общепринятое 18 ноября.
Преодолевший пространство

Оказывается в семье праздновали так. А на самом деле Михаил Васильевич родился вообще 19 ноября. Впрочем, эти разночтения никак не умаляют его заслуг.
Сама судьба указала будущему знаменитому полярному лётчику родиться в селе с холодным названием Студенки. Его родители – крестьяне – были неграмотны. За лучшей долей семья подалась в Сибирь. Там девятилетний мальчик, нанявшийся коногоном на карьер, принёс домой первую трудовую копейку. Вставал на работу в четыре часа утра. Учился урывками.

Когда возвратился в родные места, работал на подвозе камня на металлургический завод, ходил за сохой, пилил доски, подсоблял печнику. Любил смотреть на самолёты, взлетавшие с аэродрома, что находился недалеко от деревни. В Красной Армии, куда он пошел добровольцем, поначалу стал обозным – подвозил бензин к самолётам. Так и прошел всю гражданскую войну в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Знакомясь с будущей женой, Михаил сказал, кивнув в сторону подростков: «И я когда-то был таким же фулюганом». «Наверное не фулюганом, а хулиганом?» - съехидничала девушка. 24-летний парень залился краской. Уже будучи знаменитым, он поставит перед собой задачу подтянуться по общеобразовательным предметам и «окончательно отшлифовать себя». Пытливостью, настойчивостью и природной смекалкой Водопьянов с лихвой мог поделиться с другими. Он бы стал техническим гением, получи вовремя системное образование, говорили знавшие его люди. Шаг за шагом поднимался Михаил к главному делу своей жизни. Служа мотористом в обществе «Добролёт», он получает в своё распоряжение сломанный самолёт, который собирает и разбирает по винтику, тщательно изучая механизм. Потом самостоятельно учится на нём летать. Сдавая экзамен, срывается в штопор и едва выправляет самолёт. Члены комиссии не одобряют такого «высшего пилотажа», но дальнейшие полёты разрешают. По пути домой Михаил Водопьянов держал лётное удостоверение так, чтобы все видели… «Страшно хотелось много летать, совершить необыкновенный подвиг», - вспоминал он потом. Это был один из главных дней его жизни.

В 1929 году он боролся с саранчой в Северной Азии, возил почту, разведывал тюленя на Каспии. За безупречную доставку матриц главной газеты страны «Правда» из Москвы в Ленинград с беспосадочным сбросом их на аэродром был награждён золотыми часами и получил звание ударника.

Случались передряги: как-то раз попал в стаю перелётных птиц, а однажды чуть не сгорел заживо вместе с самолётом. Самой большой своей неудачей считал аварию, произошедшую в 1933 году в районе озера Байкал, когда он летел из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Бортмеханик погиб, а Водопьянов с отмороженными руками и множественными травмами очнулся в больнице.

Потом он напишет множество книг об известных авиаторах о Чкалове, Сорокине, Смушкевиче, и, конечно же, первых героях Советского Союза. Совершенно не пафосно, без всякого самолюбования расскажет и о многих своих перелётах. «Всё трудное, - запишет он однажды, - привлекает меня». Ему доверят открыть новую воздушную трассу Хабаровск – остров Сахалин. До этого грузы здесь возили на лошадях, собаках и оленях. 4-х месячный срок пути Водопьянов ужал до трёх часов. Когда пароход «Челюскин затёрло льдами в Чукотском море, жизнь 104-х человек оказалась под угрозой. Руководство страны решило направить на спасение челюскинцев лучших лётчиков. Риск был огромный: север, туманы, неисследованные трассы, отсутствие приборов и опыта ледовых посадок. Заграница не скрывала скептицизма в отношении проекта спасения.
Водопьянов рвался принять участие в спасении экспедиции. В открытом письме в газету «Правда» он доказывает, что его самолёт, благодаря собственным усовершенствованиям, готов к любым полётам в суровых Арктических условиях. К счастью, Кремль даёт добро. Его совместный с пилотами Галышевым и Дорониным перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем , через Анадырский хребет, сразу же окрестили «великим». Маршрут перелёта проходил по девственной трассе Севера в зимних условиях! «Многие меня считали безудержно и даже безрассудно смелым, - писал он позже. – В иных случаях я таким и был. Но здесь я обдумывал каждый шаг».
Скепсис мировой печати сменяется удивлением, потом невольным восхищением. За 24 рейса пилотами сняты со льдины все челюскинцы. Летчики Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский становятся первыми Героями Советского Союза. Отважная четвёрка триумфально возвращается с Дальнего Востока на поезде через всю страну. На всех остановках её встречает людское ликование, цветы, флаги…
В 1935 году Водопьянов совершает перелёт в 20 тысяч километров по маршруту Москва – Свердловск – Красноярск – Хабаровск – бухта Ногаево – Уэлен – мыс Шмидта – Хабаровск. В 30-е годы мысли самых дерзновенных умов приковывал Северный полюс. О дрейфующей станции мечтали многие учёные, но нужно было решить самый главный вопрос: как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов? После многих обсуждений разработать проект полюсной экспедиции поручили Герою Советского Союза Водопьянову. Однако результат разработки оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки появилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Изучая дневники Нансена и Пири, он пришёл к твёрдому выводу: в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В 1936 году рукопись была опубликована издательством «Молодая гвардия». Многое в этой повести кажется сейчас наивным. Многое оказалось просто неверным. Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением Водопьянова. Только десятки лет спустя авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолёта горючим в воздухе, использование тяжёлой машины как носителя для самолёта-разведчика… «Вы мечтатель», - сказал ему О. Шмидт. Тогда же в театрах страны была поставлена и пьеса «Мечта пилота».
В 1936 году Водопьянов совершает разведывательный перелёт из Москвы на землю Франца-Иосифа. Самолёт садится на остров Рудольфа, откуда всего 900 км. до полюса.
А впереди второй главный праздник в его жизни. 21 мая 1937 года на Северный полюс высадилась первая в мире дрейфующая научная станция. Людей и оборудование доставили четыре тяжёлых самолёта. Флагманским самолётом Н-170 командовал Михаил Водопьянов. Мечта пилота превратилась в явь!
На кадрах кинохроники Водопьянов поднимает руку и говорит: «А другие полетят к звёздам и луне!» Меньше чем через три десятилетия первые герои-лётчики сфотографируются с первыми героями-космонавтами. Ведь Юрий Гагарин родился в том самом 1934-м и в детстве читал стихи: «Я хочу, как Водопьянов, быть страны своей пилотом!»
Водопьянов тех незабываемых дней молод, интересен. Статная фигура, голубые глаза, густая шапка тёмных волос, легкая пружинистая походка. Жизнерадостностью и доброй душой притягивает к себе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. У него Золотая Звезда номер 6, но всенародная любовь выделяет его из легендарной семёрки. Толпы людей окружают везде, где бы он ни появился. Даже в среде уголовников складывают песню: «Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов» - в том смысле, что махать бы Шмидту чёрной бородой и куковать экспедиции на льдине. Где-то в 50-х годах у него уведут автомобиль и через несколько дней пропажу вернут с запиской: «Извините, ошиблись».
К нему очень часто обращаются за помощью, и он всегда отзывается.

Сын сложного и блистательного времени, он пережил все его перипетии, достойно выдержав испытания. Участник трёх войн. В Великую Отечественную, уже в должности командира дивизии, первым летал бомбить Берлин в августе 1941 года. Собственной жизнью доказал, что герой не только не страшится трудностей, но и умеет их побеждать, а за неудачи отвечает самолично. К Золотой Звезде прибавилось ещё 4 ордена Ленина и 4 ордена Красного Знамени.
В 1946-м году вышел в отставку в звании генерал-майора. Будут ещё арктические перелёты, полёты на дрейфующие станции. От высоких должностей отказывался. Вполне устраивало звание полярного лётчика. «Мои руки на штурвале, - говорил он. – Я должен летать». И летал до 56 лет. Для тех времён это был рекорд! Как консультант, понимался в небо вплоть до 70-х годов. Вырастил двух дочерей и пятерых сыновей, девятерых внуков, сейчас здравствуют его 14 правнуков и 4 праправнука. Сыновья и внук тоже продолжили лётное дело отца.
До последних дней жизни Михаил Васильевич вёл большую общественную работу, дружил с военными, молодёжью, школьниками. Отправляясь с очередным визитом в пионерский лагерь, вёз полную машину подарков. На вопросы детей, как он стал Героем, всегда отвечал: «Работал!». Калитка на даче в Купавне никогда не закрывалась. Когда созревали яблоки, Михаил Васильевич звонил в соседний интернат, чтобы прислали за урожаем машину.
Его выносливый организм был запрограмирован природой на добрую сотню земных лет. Их выпало 80. И в них вместилась целая глава в истории нашей авиации, в истории нашей страны.

 

Светлана Болдырева, правнучка М.В. Водопьянова
21 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 сентебря
вторник
2018

В этот день:

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Подвиг генерала Раевского

25 сентября 1771 года родился Николай Николаевич Раевский (ум. 1829), русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года. За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи: на Кавказе, в войнах с Турцией, Швецией, Францией, в польской, молдавской, финской кампаниях. Дослужился до генерала от кавалерии.

Всенародная слава пришла к Раевскому после подвига, совершенного 23 июля 1812 года у деревни Салтановка (11 км вниз по Днепру от Могилёва). Дело было так.

Корпус Раевского в течение десяти часов сражался с пятью дивизиями корпуса Даву. Бой шёл с переменным успехом. В критический момент Раевский лично повёл в атаку Смоленский полк со словами: "Солдаты! Я и мои дети откроем вам путь к славе! Вперед за царя и отечество!" Рядом с Николаем Николаевичем в этот момент шли сыновья: 17-летний Александр и 11-летний Николай. В этом бою Раевский был ранен картечью в грудь, но его самоотверженность вдохновила солдат, которые обратили противника в бегство.

Хрестоматийным стал и бой за батарею Раевского, который считается одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Генерал дошел до Парижа и принимал участие в битве за столицу Франции.

После войны Раевский жил в Киеве, где был расквартирован вверенный ему 4-й пехотный корпус. Почти ежегодно Раевский с семьёй путешествовал в Крым. Там через сына познакомился и подружился с молодым с А. С. Пушкиным.

Скончался Николай Николаевич Раевский от старых ран 16 (28) сентября 1829 года в селе Болтышка Чигиринского уезда Киевской губернии в возрасте 58 лет.

 

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Начало обороны Севастополя

25 сентября 1854 года началась героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Вражеские силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена.

Напомним, в июне — июле 1854 года превосходящие силы флота союзников (Англия, Франция, Турция и Сардиния) — 34 линейных корабля и 55 фрегатов (в том числе большинство паровых) блокировали русский флот (14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов) в бухте Севастополя. В конце августа 1854 года десантный флот с наземными войсками союзников двинулся к крымским берегам. Численность десантных войск составляла 62 тысячи человек со 134 полевыми и 73 осадными орудиями.

1 сентября 1854 года была произведена высадка десанта возле Евпатории. После высадки войска союзников двинулись в сторону Севастополя.

У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых кораблей, что не дало возможности врагам войти в неё. Экипажи остальных судов российского флота пошли на усиление гарнизона; корабельные орудия установили на берегу.

Оборона Севастополя была поручена адмиралам Павлу Степановичу Нахимову и Владимиру Алексеевичу Корнилову, в распоряжении которых оставалось 18 тысяч человек — преимущественно флотских экипажей. Все фортификационные работы велись под руководством инженер-подполковника Эдуарда Ивановича Тотлебена, ставшего душой обороны. Во время осадных работ союзники несли много потерь от огня гарнизона и от частых вылазок, производившихся с замечательной отвагой.

5 (17) октября последовала первая бомбардировка Севастополя. Общий урон российских войск составил 1250 человек; у союзников выбыло из строя 900—1000 человек. Нашей незаменимой потерей была смерть Владимира Алексеевича Корнилова, смертельно раненного на Малаховом кургане. Общие итоги бомбардировки вселили уверенность в русских, что Севастополь можно отстоять малыми силами. И наоборот, вражеским войскам

от надежды на лёгкое торжество пришлось отказаться.

 

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Герои Чернобыля

25 сентября 1986 года за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза майору внутренней службы Л. П. Телятникову, лейтенантам внутренней службы В. Н. Кибенку (посмертно), В. П. Правику (посмертно).

Леонид Петрович Телятников родился 25 января 1951 года в посёлке Введенка Мендыгаринского района Кустанайской области (ныне Казахстан). Русский. Член КПСС с 1978 года. В 1983 году был назначен начальником военизированной пожарной части № 2 по охране Чернобыльской АЭС. Л. П. Телятников вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, В. Правиком и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения. Умер от рака 2 декабря 2004 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Виктор Николаевич Кибенок родился в семье потомственного пожарного 17 февраля 1963 года в посёлке Ивановка Нижнесерогозского района Херсонской области. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Правиком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения более 1000 рентген (смертельная доза 400 рентген), был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

 

Владимир Павлович Правик родился 13 июня 1962 года в Чернобыле в семье служащего. Украинец.

Вместе с другими пожарными (В. Игнатенко, В. Кибенком, Л. Телятниковым и др.) принимал участие в тушении пожара в первые часы после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Во время тушения получил высокую дозу облучения, был отправлен на лечение в Москву, где и скончался в 6-й клинической больнице 11 мая 1986 года. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.

Со времен Чернобыльской аварии к государственным наградам были представлены 70 тысяч ликвидаторов. 

Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/social/175367
 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии