RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Севастопольская страда
10 сентября 2018 г.

Севастопольская страда

10 сентября 1855 года, после тяжелейших боёв, завершилась 349-дневная оборона Севастополя в ходе Крымской войны.
Памятник Маршалу Рокоссовскому
7 мая 2015 г.

Памятник Маршалу Рокоссовскому

В преддверии 70-й годовщины Великой Победы в Москве наконец-то открыли памятник Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Константину Константиновичу Рокоссовскому.
Детей добивали кольями
23 января 2019 г.

Детей добивали кольями

22 января 1942 года советские войска, освободив последний населенный пункт Подмосковья Уваровку, пришли в ужас от следов зверств западных цивилизаторов
75 лет под грифом «Секретно»
20 марта 2014 г.

75 лет под грифом «Секретно»

США до сих пор держат в строжайшей тайне одну из разведывательных операций Второй мировой войны под названием «Санрайз»
Начало ядерной гонки
11 февраля 2016 г.

Начало ядерной гонки

11 февраля 1943 года Сталин подписал решение ГКО о начале в СССР работ по созданию атомной бомбы
Главная » Подвиги в наследство » Преодолевший пространство

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова

Правнучка легендарного воздушного аса прислал в РГК статью, в которой указала 21 ноября как день рождения прадеда, а не общепринятое 18 ноября.
Преодолевший пространство

Оказывается в семье праздновали так. А на самом деле Михаил Васильевич родился вообще 19 ноября. Впрочем, эти разночтения никак не умаляют его заслуг.
Сама судьба указала будущему знаменитому полярному лётчику родиться в селе с холодным названием Студенки. Его родители – крестьяне – были неграмотны. За лучшей долей семья подалась в Сибирь. Там девятилетний мальчик, нанявшийся коногоном на карьер, принёс домой первую трудовую копейку. Вставал на работу в четыре часа утра. Учился урывками.

Когда возвратился в родные места, работал на подвозе камня на металлургический завод, ходил за сохой, пилил доски, подсоблял печнику. Любил смотреть на самолёты, взлетавшие с аэродрома, что находился недалеко от деревни. В Красной Армии, куда он пошел добровольцем, поначалу стал обозным – подвозил бензин к самолётам. Так и прошел всю гражданскую войну в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Знакомясь с будущей женой, Михаил сказал, кивнув в сторону подростков: «И я когда-то был таким же фулюганом». «Наверное не фулюганом, а хулиганом?» - съехидничала девушка. 24-летний парень залился краской. Уже будучи знаменитым, он поставит перед собой задачу подтянуться по общеобразовательным предметам и «окончательно отшлифовать себя». Пытливостью, настойчивостью и природной смекалкой Водопьянов с лихвой мог поделиться с другими. Он бы стал техническим гением, получи вовремя системное образование, говорили знавшие его люди. Шаг за шагом поднимался Михаил к главному делу своей жизни. Служа мотористом в обществе «Добролёт», он получает в своё распоряжение сломанный самолёт, который собирает и разбирает по винтику, тщательно изучая механизм. Потом самостоятельно учится на нём летать. Сдавая экзамен, срывается в штопор и едва выправляет самолёт. Члены комиссии не одобряют такого «высшего пилотажа», но дальнейшие полёты разрешают. По пути домой Михаил Водопьянов держал лётное удостоверение так, чтобы все видели… «Страшно хотелось много летать, совершить необыкновенный подвиг», - вспоминал он потом. Это был один из главных дней его жизни.

В 1929 году он боролся с саранчой в Северной Азии, возил почту, разведывал тюленя на Каспии. За безупречную доставку матриц главной газеты страны «Правда» из Москвы в Ленинград с беспосадочным сбросом их на аэродром был награждён золотыми часами и получил звание ударника.

Случались передряги: как-то раз попал в стаю перелётных птиц, а однажды чуть не сгорел заживо вместе с самолётом. Самой большой своей неудачей считал аварию, произошедшую в 1933 году в районе озера Байкал, когда он летел из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Бортмеханик погиб, а Водопьянов с отмороженными руками и множественными травмами очнулся в больнице.

Потом он напишет множество книг об известных авиаторах о Чкалове, Сорокине, Смушкевиче, и, конечно же, первых героях Советского Союза. Совершенно не пафосно, без всякого самолюбования расскажет и о многих своих перелётах. «Всё трудное, - запишет он однажды, - привлекает меня». Ему доверят открыть новую воздушную трассу Хабаровск – остров Сахалин. До этого грузы здесь возили на лошадях, собаках и оленях. 4-х месячный срок пути Водопьянов ужал до трёх часов. Когда пароход «Челюскин затёрло льдами в Чукотском море, жизнь 104-х человек оказалась под угрозой. Руководство страны решило направить на спасение челюскинцев лучших лётчиков. Риск был огромный: север, туманы, неисследованные трассы, отсутствие приборов и опыта ледовых посадок. Заграница не скрывала скептицизма в отношении проекта спасения.
Водопьянов рвался принять участие в спасении экспедиции. В открытом письме в газету «Правда» он доказывает, что его самолёт, благодаря собственным усовершенствованиям, готов к любым полётам в суровых Арктических условиях. К счастью, Кремль даёт добро. Его совместный с пилотами Галышевым и Дорониным перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем , через Анадырский хребет, сразу же окрестили «великим». Маршрут перелёта проходил по девственной трассе Севера в зимних условиях! «Многие меня считали безудержно и даже безрассудно смелым, - писал он позже. – В иных случаях я таким и был. Но здесь я обдумывал каждый шаг».
Скепсис мировой печати сменяется удивлением, потом невольным восхищением. За 24 рейса пилотами сняты со льдины все челюскинцы. Летчики Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский становятся первыми Героями Советского Союза. Отважная четвёрка триумфально возвращается с Дальнего Востока на поезде через всю страну. На всех остановках её встречает людское ликование, цветы, флаги…
В 1935 году Водопьянов совершает перелёт в 20 тысяч километров по маршруту Москва – Свердловск – Красноярск – Хабаровск – бухта Ногаево – Уэлен – мыс Шмидта – Хабаровск. В 30-е годы мысли самых дерзновенных умов приковывал Северный полюс. О дрейфующей станции мечтали многие учёные, но нужно было решить самый главный вопрос: как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов? После многих обсуждений разработать проект полюсной экспедиции поручили Герою Советского Союза Водопьянову. Однако результат разработки оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки появилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Изучая дневники Нансена и Пири, он пришёл к твёрдому выводу: в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В 1936 году рукопись была опубликована издательством «Молодая гвардия». Многое в этой повести кажется сейчас наивным. Многое оказалось просто неверным. Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением Водопьянова. Только десятки лет спустя авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолёта горючим в воздухе, использование тяжёлой машины как носителя для самолёта-разведчика… «Вы мечтатель», - сказал ему О. Шмидт. Тогда же в театрах страны была поставлена и пьеса «Мечта пилота».
В 1936 году Водопьянов совершает разведывательный перелёт из Москвы на землю Франца-Иосифа. Самолёт садится на остров Рудольфа, откуда всего 900 км. до полюса.
А впереди второй главный праздник в его жизни. 21 мая 1937 года на Северный полюс высадилась первая в мире дрейфующая научная станция. Людей и оборудование доставили четыре тяжёлых самолёта. Флагманским самолётом Н-170 командовал Михаил Водопьянов. Мечта пилота превратилась в явь!
На кадрах кинохроники Водопьянов поднимает руку и говорит: «А другие полетят к звёздам и луне!» Меньше чем через три десятилетия первые герои-лётчики сфотографируются с первыми героями-космонавтами. Ведь Юрий Гагарин родился в том самом 1934-м и в детстве читал стихи: «Я хочу, как Водопьянов, быть страны своей пилотом!»
Водопьянов тех незабываемых дней молод, интересен. Статная фигура, голубые глаза, густая шапка тёмных волос, легкая пружинистая походка. Жизнерадостностью и доброй душой притягивает к себе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. У него Золотая Звезда номер 6, но всенародная любовь выделяет его из легендарной семёрки. Толпы людей окружают везде, где бы он ни появился. Даже в среде уголовников складывают песню: «Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов» - в том смысле, что махать бы Шмидту чёрной бородой и куковать экспедиции на льдине. Где-то в 50-х годах у него уведут автомобиль и через несколько дней пропажу вернут с запиской: «Извините, ошиблись».
К нему очень часто обращаются за помощью, и он всегда отзывается.

Сын сложного и блистательного времени, он пережил все его перипетии, достойно выдержав испытания. Участник трёх войн. В Великую Отечественную, уже в должности командира дивизии, первым летал бомбить Берлин в августе 1941 года. Собственной жизнью доказал, что герой не только не страшится трудностей, но и умеет их побеждать, а за неудачи отвечает самолично. К Золотой Звезде прибавилось ещё 4 ордена Ленина и 4 ордена Красного Знамени.
В 1946-м году вышел в отставку в звании генерал-майора. Будут ещё арктические перелёты, полёты на дрейфующие станции. От высоких должностей отказывался. Вполне устраивало звание полярного лётчика. «Мои руки на штурвале, - говорил он. – Я должен летать». И летал до 56 лет. Для тех времён это был рекорд! Как консультант, понимался в небо вплоть до 70-х годов. Вырастил двух дочерей и пятерых сыновей, девятерых внуков, сейчас здравствуют его 14 правнуков и 4 праправнука. Сыновья и внук тоже продолжили лётное дело отца.
До последних дней жизни Михаил Васильевич вёл большую общественную работу, дружил с военными, молодёжью, школьниками. Отправляясь с очередным визитом в пионерский лагерь, вёз полную машину подарков. На вопросы детей, как он стал Героем, всегда отвечал: «Работал!». Калитка на даче в Купавне никогда не закрывалась. Когда созревали яблоки, Михаил Васильевич звонил в соседний интернат, чтобы прислали за урожаем машину.
Его выносливый организм был запрограмирован природой на добрую сотню земных лет. Их выпало 80. И в них вместилась целая глава в истории нашей авиации, в истории нашей страны.

 

Светлана Болдырева, правнучка М.В. Водопьянова
21 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 февраля
воскресенье
2019

В этот день:

Разведчик-нелегал Георгий Вартанян

17 февраля 1924 года родился Георгий Андреевич Вартанян, советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза.

Разведчик-нелегал Георгий Вартанян

17 февраля 1924 года родился Георгий Андреевич Вартанян, советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза.

Почти всю жизнь работал в Тегеране. Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 28 мая 1984 года за достигнутые результаты по сбору разведывательных данных и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Вартаняну Георгию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11511).

 

Адмирал-подводник Лев Матушкин

17 февраля 1927 года родился Лев Алексеевич Матушкин, вице-адмирал, командир флотилии атомных подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза. Совершил 12 боевых походов на атомных подводных лодках, большинство из которых подо льдами Северного Ледовитого океана.

Адмирал-подводник Лев Матушкин

17 февраля 1927 года родился Лев Алексеевич Матушкин, вице-адмирал, командир флотилии атомных подводных лодок Северного флота, Герой Советского Союза. Совершил 12 боевых походов на атомных подводных лодках, большинство из которых подо льдами Северного Ледовитого океана.

В Военно-Морском Флоте с 1943 года. В сентябре 1950 года окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Служил на крейсере «Чапаев», эсминце «Отменный», старшим помощником командира подводной лодки С-148 проекта 613, командиром подводной лодки Б-70 проекта 611.

В июне 1963 года Л. А. Матушкин окончил Военно-морскую академию, по окончании которой был назначен командиром атомной подводной лодки К-33 проекта 658М на Северном флоте. Под его руководством экипаж успешно провёл испытания новейшего ракетного комплекса Д-4. В 1965 году подводная лодка К-33 успешно провела испытания по залповой стрельбе ракетами Р-21 с максимальной скорострельностью.

В сентябре 1965 года Л. А. Матушкин назначается начальником штаба, а затем в октябре 1968 года — командиром 31-й дивизии подводных лодок. За успешные действия подводных лодок на манёврах ВМФ «Океан» дивизия была награждена Вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году под руководством вице-адмирала Л. А. Матушкина был совершён межфлотский переход с Краснознамённого Северного на Краснознамённый Тихоокеанский флот подо льдами Центральной Арктики подводного ракетного крейсера К-223 и атомной подводной лодки К-47.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1982 года «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении специальных заданий командования», вице-адмиралу Матушкину Льву Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11465).

Л. А. Матушкин — участник 12 боевых походов атомных ракетоносцев стратегического назначения с выполнением боевого патрулирования, из них 7 походов совершил подо льдами Арктики.

Пионер-Герой Валя Котик

17 февраля 1944 года погиб Валя Котик, пионер из города Шепетовка Хмельницкой области, Герой Советского Союза.К началу Великой Отечественной войны он только перешёл в шестой класс, но сразу же начал бороться с немецкими оккупантами

Пионер-Герой Валя Котик

17 февраля 1944 года погиб Валя Котик, пионер из города Шепетовка Хмельницкой области, Герой Советского Союза.К началу Великой Отечественной войны он только перешёл в шестой класс, но сразу же начал бороться с немецкими оккупантами

 

Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовка, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях.С августа 1943 года — в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен.
В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Полярник Петр Ширшов

17 февраля 1953 года умер Петр Петрович Ширшов, океанограф и гидробиолог, полярный исследователь, академик (1939), Герой Советского Союза (1938).

Полярник Петр Ширшов

17 февраля 1953 года умер Петр Петрович Ширшов, океанограф и гидробиолог, полярный исследователь, академик (1939), Герой Советского Союза (1938).

Его научные труды внесли существенный вклад в океанологию. В 1930—1940 годы широко дебатировались причины бурного роста водорослей у кромки льдов. Были выдвинуты гипотезы о стимулировании роста клеток водорослей тригидроловыми молекулами или в результате опреснения поверхностных слоёв воды при таянии льда. Ширшов показал, что эти гипотезы неосновательны, а основная причина цветения водорослей — проникновение повышенных доз солнечной радиации под лёд при таянии льда и вскрытии ледового покрова.
На станции «Северный полюс-1», погрузив в прорубленную в многометровом льду прорубь трал, Ширшов экспериментально доказал ошибочность гипотезы об отсутствии жизни в полярных широтах Северного Ледовитого океана, с помощью опрокидывающегося ртутного термометра была измерена температура на различных глубинах и установлен факт проникновения тёплых вод из Северной Атлантики в Арктический бассейн. За эти и другие океанологические работы в 1939 году Ширшов был избран действительным членом Академии наук СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии