RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Покушение на жизнь Сталина
5 сентября 2014 г.

Покушение на жизнь Сталина

5 сентября 1944 года в 6 часов утра в поселке Карманово Смоленской области были задержаны два парашютиста, которые оказались диверсантами, засланными на советскую территорию для организации убийства вождя советского народа
Бородинское поле: битва продолжается
21 октября 2013 г.

Бородинское поле: битва продолжается

19 октября 2013 года РОО «Бородино 2012-2045» провела поездку по Бородинскому полю с целью общественного инспектирования состояния великого памятника истории
Гангутская слава
9 августа 2015 г.

Гангутская слава

9 августа - День воинской славы России в честь победы в Гангутском сражении в 1714 году — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
«Державная», помоги России!
15 марта 2014 г.

«Державная», помоги России!

15 марта - празднование одной из самых важных для России икон Божьей Матери
«За» Путина или «против Стрелкова»?
4 ноября 2014 г.

«За» Путина или «против Стрелкова»?

4 ноября в День национального единства даже «Русский марш» разделился на два, а то и на три рукава
Главная » Подвиги в наследство » Преодолевший пространство

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова

Правнучка легендарного воздушного аса прислал в РГК статью, в которой указала 21 ноября как день рождения прадеда, а не общепринятое 18 ноября.
Преодолевший пространство

Оказывается в семье праздновали так. А на самом деле Михаил Васильевич родился вообще 19 ноября. Впрочем, эти разночтения никак не умаляют его заслуг.
Сама судьба указала будущему знаменитому полярному лётчику родиться в селе с холодным названием Студенки. Его родители – крестьяне – были неграмотны. За лучшей долей семья подалась в Сибирь. Там девятилетний мальчик, нанявшийся коногоном на карьер, принёс домой первую трудовую копейку. Вставал на работу в четыре часа утра. Учился урывками.

Когда возвратился в родные места, работал на подвозе камня на металлургический завод, ходил за сохой, пилил доски, подсоблял печнику. Любил смотреть на самолёты, взлетавшие с аэродрома, что находился недалеко от деревни. В Красной Армии, куда он пошел добровольцем, поначалу стал обозным – подвозил бензин к самолётам. Так и прошел всю гражданскую войну в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Знакомясь с будущей женой, Михаил сказал, кивнув в сторону подростков: «И я когда-то был таким же фулюганом». «Наверное не фулюганом, а хулиганом?» - съехидничала девушка. 24-летний парень залился краской. Уже будучи знаменитым, он поставит перед собой задачу подтянуться по общеобразовательным предметам и «окончательно отшлифовать себя». Пытливостью, настойчивостью и природной смекалкой Водопьянов с лихвой мог поделиться с другими. Он бы стал техническим гением, получи вовремя системное образование, говорили знавшие его люди. Шаг за шагом поднимался Михаил к главному делу своей жизни. Служа мотористом в обществе «Добролёт», он получает в своё распоряжение сломанный самолёт, который собирает и разбирает по винтику, тщательно изучая механизм. Потом самостоятельно учится на нём летать. Сдавая экзамен, срывается в штопор и едва выправляет самолёт. Члены комиссии не одобряют такого «высшего пилотажа», но дальнейшие полёты разрешают. По пути домой Михаил Водопьянов держал лётное удостоверение так, чтобы все видели… «Страшно хотелось много летать, совершить необыкновенный подвиг», - вспоминал он потом. Это был один из главных дней его жизни.

В 1929 году он боролся с саранчой в Северной Азии, возил почту, разведывал тюленя на Каспии. За безупречную доставку матриц главной газеты страны «Правда» из Москвы в Ленинград с беспосадочным сбросом их на аэродром был награждён золотыми часами и получил звание ударника.

Случались передряги: как-то раз попал в стаю перелётных птиц, а однажды чуть не сгорел заживо вместе с самолётом. Самой большой своей неудачей считал аварию, произошедшую в 1933 году в районе озера Байкал, когда он летел из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Бортмеханик погиб, а Водопьянов с отмороженными руками и множественными травмами очнулся в больнице.

Потом он напишет множество книг об известных авиаторах о Чкалове, Сорокине, Смушкевиче, и, конечно же, первых героях Советского Союза. Совершенно не пафосно, без всякого самолюбования расскажет и о многих своих перелётах. «Всё трудное, - запишет он однажды, - привлекает меня». Ему доверят открыть новую воздушную трассу Хабаровск – остров Сахалин. До этого грузы здесь возили на лошадях, собаках и оленях. 4-х месячный срок пути Водопьянов ужал до трёх часов. Когда пароход «Челюскин затёрло льдами в Чукотском море, жизнь 104-х человек оказалась под угрозой. Руководство страны решило направить на спасение челюскинцев лучших лётчиков. Риск был огромный: север, туманы, неисследованные трассы, отсутствие приборов и опыта ледовых посадок. Заграница не скрывала скептицизма в отношении проекта спасения.
Водопьянов рвался принять участие в спасении экспедиции. В открытом письме в газету «Правда» он доказывает, что его самолёт, благодаря собственным усовершенствованиям, готов к любым полётам в суровых Арктических условиях. К счастью, Кремль даёт добро. Его совместный с пилотами Галышевым и Дорониным перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем , через Анадырский хребет, сразу же окрестили «великим». Маршрут перелёта проходил по девственной трассе Севера в зимних условиях! «Многие меня считали безудержно и даже безрассудно смелым, - писал он позже. – В иных случаях я таким и был. Но здесь я обдумывал каждый шаг».
Скепсис мировой печати сменяется удивлением, потом невольным восхищением. За 24 рейса пилотами сняты со льдины все челюскинцы. Летчики Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский становятся первыми Героями Советского Союза. Отважная четвёрка триумфально возвращается с Дальнего Востока на поезде через всю страну. На всех остановках её встречает людское ликование, цветы, флаги…
В 1935 году Водопьянов совершает перелёт в 20 тысяч километров по маршруту Москва – Свердловск – Красноярск – Хабаровск – бухта Ногаево – Уэлен – мыс Шмидта – Хабаровск. В 30-е годы мысли самых дерзновенных умов приковывал Северный полюс. О дрейфующей станции мечтали многие учёные, но нужно было решить самый главный вопрос: как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов? После многих обсуждений разработать проект полюсной экспедиции поручили Герою Советского Союза Водопьянову. Однако результат разработки оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки появилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Изучая дневники Нансена и Пири, он пришёл к твёрдому выводу: в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В 1936 году рукопись была опубликована издательством «Молодая гвардия». Многое в этой повести кажется сейчас наивным. Многое оказалось просто неверным. Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением Водопьянова. Только десятки лет спустя авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолёта горючим в воздухе, использование тяжёлой машины как носителя для самолёта-разведчика… «Вы мечтатель», - сказал ему О. Шмидт. Тогда же в театрах страны была поставлена и пьеса «Мечта пилота».
В 1936 году Водопьянов совершает разведывательный перелёт из Москвы на землю Франца-Иосифа. Самолёт садится на остров Рудольфа, откуда всего 900 км. до полюса.
А впереди второй главный праздник в его жизни. 21 мая 1937 года на Северный полюс высадилась первая в мире дрейфующая научная станция. Людей и оборудование доставили четыре тяжёлых самолёта. Флагманским самолётом Н-170 командовал Михаил Водопьянов. Мечта пилота превратилась в явь!
На кадрах кинохроники Водопьянов поднимает руку и говорит: «А другие полетят к звёздам и луне!» Меньше чем через три десятилетия первые герои-лётчики сфотографируются с первыми героями-космонавтами. Ведь Юрий Гагарин родился в том самом 1934-м и в детстве читал стихи: «Я хочу, как Водопьянов, быть страны своей пилотом!»
Водопьянов тех незабываемых дней молод, интересен. Статная фигура, голубые глаза, густая шапка тёмных волос, легкая пружинистая походка. Жизнерадостностью и доброй душой притягивает к себе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. У него Золотая Звезда номер 6, но всенародная любовь выделяет его из легендарной семёрки. Толпы людей окружают везде, где бы он ни появился. Даже в среде уголовников складывают песню: «Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов» - в том смысле, что махать бы Шмидту чёрной бородой и куковать экспедиции на льдине. Где-то в 50-х годах у него уведут автомобиль и через несколько дней пропажу вернут с запиской: «Извините, ошиблись».
К нему очень часто обращаются за помощью, и он всегда отзывается.

Сын сложного и блистательного времени, он пережил все его перипетии, достойно выдержав испытания. Участник трёх войн. В Великую Отечественную, уже в должности командира дивизии, первым летал бомбить Берлин в августе 1941 года. Собственной жизнью доказал, что герой не только не страшится трудностей, но и умеет их побеждать, а за неудачи отвечает самолично. К Золотой Звезде прибавилось ещё 4 ордена Ленина и 4 ордена Красного Знамени.
В 1946-м году вышел в отставку в звании генерал-майора. Будут ещё арктические перелёты, полёты на дрейфующие станции. От высоких должностей отказывался. Вполне устраивало звание полярного лётчика. «Мои руки на штурвале, - говорил он. – Я должен летать». И летал до 56 лет. Для тех времён это был рекорд! Как консультант, понимался в небо вплоть до 70-х годов. Вырастил двух дочерей и пятерых сыновей, девятерых внуков, сейчас здравствуют его 14 правнуков и 4 праправнука. Сыновья и внук тоже продолжили лётное дело отца.
До последних дней жизни Михаил Васильевич вёл большую общественную работу, дружил с военными, молодёжью, школьниками. Отправляясь с очередным визитом в пионерский лагерь, вёз полную машину подарков. На вопросы детей, как он стал Героем, всегда отвечал: «Работал!». Калитка на даче в Купавне никогда не закрывалась. Когда созревали яблоки, Михаил Васильевич звонил в соседний интернат, чтобы прислали за урожаем машину.
Его выносливый организм был запрограмирован природой на добрую сотню земных лет. Их выпало 80. И в них вместилась целая глава в истории нашей авиации, в истории нашей страны.

 

Светлана Болдырева, правнучка М.В. Водопьянова
21 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии