RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна линкора «Императрица Мария»
19 октября 2019 г.

Тайна линкора «Императрица Мария»

20 октября 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул крупнейший корабль Российского Императорского флота
Еще раз о Леониде Хрущеве
21 апреля 2016 г.

Еще раз о Леониде Хрущеве

21 апреля 1943 года И.В. Сталин подписал указ о награждении орденом Отечественной войны первой степени (посмертно) старшего лейтенанта Леонида Никитича Хрущева
Новые имена на карте Курил
14 февраля 2020 г.

Новые имена на карте Курил

14 февраля 2017 года пять ранее безымянных островов Курильской гряды получили названия, связанные с государственными и военными деятелями России
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Под фуражкой — две косички
18 января 2019 г.

Под фуражкой — две косички

Выпускница Санкт-Петербурского государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Мария Денисова добилась призыва на военную службу
Главная » Подвиги в наследство » Преодолевший пространство

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова

Правнучка легендарного воздушного аса прислал в РГК статью, в которой указала 21 ноября как день рождения прадеда, а не общепринятое 18 ноября.
Преодолевший пространство

Оказывается в семье праздновали так. А на самом деле Михаил Васильевич родился вообще 19 ноября. Впрочем, эти разночтения никак не умаляют его заслуг.
Сама судьба указала будущему знаменитому полярному лётчику родиться в селе с холодным названием Студенки. Его родители – крестьяне – были неграмотны. За лучшей долей семья подалась в Сибирь. Там девятилетний мальчик, нанявшийся коногоном на карьер, принёс домой первую трудовую копейку. Вставал на работу в четыре часа утра. Учился урывками.

Когда возвратился в родные места, работал на подвозе камня на металлургический завод, ходил за сохой, пилил доски, подсоблял печнику. Любил смотреть на самолёты, взлетавшие с аэродрома, что находился недалеко от деревни. В Красной Армии, куда он пошел добровольцем, поначалу стал обозным – подвозил бензин к самолётам. Так и прошел всю гражданскую войну в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Знакомясь с будущей женой, Михаил сказал, кивнув в сторону подростков: «И я когда-то был таким же фулюганом». «Наверное не фулюганом, а хулиганом?» - съехидничала девушка. 24-летний парень залился краской. Уже будучи знаменитым, он поставит перед собой задачу подтянуться по общеобразовательным предметам и «окончательно отшлифовать себя». Пытливостью, настойчивостью и природной смекалкой Водопьянов с лихвой мог поделиться с другими. Он бы стал техническим гением, получи вовремя системное образование, говорили знавшие его люди. Шаг за шагом поднимался Михаил к главному делу своей жизни. Служа мотористом в обществе «Добролёт», он получает в своё распоряжение сломанный самолёт, который собирает и разбирает по винтику, тщательно изучая механизм. Потом самостоятельно учится на нём летать. Сдавая экзамен, срывается в штопор и едва выправляет самолёт. Члены комиссии не одобряют такого «высшего пилотажа», но дальнейшие полёты разрешают. По пути домой Михаил Водопьянов держал лётное удостоверение так, чтобы все видели… «Страшно хотелось много летать, совершить необыкновенный подвиг», - вспоминал он потом. Это был один из главных дней его жизни.

В 1929 году он боролся с саранчой в Северной Азии, возил почту, разведывал тюленя на Каспии. За безупречную доставку матриц главной газеты страны «Правда» из Москвы в Ленинград с беспосадочным сбросом их на аэродром был награждён золотыми часами и получил звание ударника.

Случались передряги: как-то раз попал в стаю перелётных птиц, а однажды чуть не сгорел заживо вместе с самолётом. Самой большой своей неудачей считал аварию, произошедшую в 1933 году в районе озера Байкал, когда он летел из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Бортмеханик погиб, а Водопьянов с отмороженными руками и множественными травмами очнулся в больнице.

Потом он напишет множество книг об известных авиаторах о Чкалове, Сорокине, Смушкевиче, и, конечно же, первых героях Советского Союза. Совершенно не пафосно, без всякого самолюбования расскажет и о многих своих перелётах. «Всё трудное, - запишет он однажды, - привлекает меня». Ему доверят открыть новую воздушную трассу Хабаровск – остров Сахалин. До этого грузы здесь возили на лошадях, собаках и оленях. 4-х месячный срок пути Водопьянов ужал до трёх часов. Когда пароход «Челюскин затёрло льдами в Чукотском море, жизнь 104-х человек оказалась под угрозой. Руководство страны решило направить на спасение челюскинцев лучших лётчиков. Риск был огромный: север, туманы, неисследованные трассы, отсутствие приборов и опыта ледовых посадок. Заграница не скрывала скептицизма в отношении проекта спасения.
Водопьянов рвался принять участие в спасении экспедиции. В открытом письме в газету «Правда» он доказывает, что его самолёт, благодаря собственным усовершенствованиям, готов к любым полётам в суровых Арктических условиях. К счастью, Кремль даёт добро. Его совместный с пилотами Галышевым и Дорониным перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем , через Анадырский хребет, сразу же окрестили «великим». Маршрут перелёта проходил по девственной трассе Севера в зимних условиях! «Многие меня считали безудержно и даже безрассудно смелым, - писал он позже. – В иных случаях я таким и был. Но здесь я обдумывал каждый шаг».
Скепсис мировой печати сменяется удивлением, потом невольным восхищением. За 24 рейса пилотами сняты со льдины все челюскинцы. Летчики Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский становятся первыми Героями Советского Союза. Отважная четвёрка триумфально возвращается с Дальнего Востока на поезде через всю страну. На всех остановках её встречает людское ликование, цветы, флаги…
В 1935 году Водопьянов совершает перелёт в 20 тысяч километров по маршруту Москва – Свердловск – Красноярск – Хабаровск – бухта Ногаево – Уэлен – мыс Шмидта – Хабаровск. В 30-е годы мысли самых дерзновенных умов приковывал Северный полюс. О дрейфующей станции мечтали многие учёные, но нужно было решить самый главный вопрос: как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов? После многих обсуждений разработать проект полюсной экспедиции поручили Герою Советского Союза Водопьянову. Однако результат разработки оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки появилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Изучая дневники Нансена и Пири, он пришёл к твёрдому выводу: в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В 1936 году рукопись была опубликована издательством «Молодая гвардия». Многое в этой повести кажется сейчас наивным. Многое оказалось просто неверным. Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением Водопьянова. Только десятки лет спустя авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолёта горючим в воздухе, использование тяжёлой машины как носителя для самолёта-разведчика… «Вы мечтатель», - сказал ему О. Шмидт. Тогда же в театрах страны была поставлена и пьеса «Мечта пилота».
В 1936 году Водопьянов совершает разведывательный перелёт из Москвы на землю Франца-Иосифа. Самолёт садится на остров Рудольфа, откуда всего 900 км. до полюса.
А впереди второй главный праздник в его жизни. 21 мая 1937 года на Северный полюс высадилась первая в мире дрейфующая научная станция. Людей и оборудование доставили четыре тяжёлых самолёта. Флагманским самолётом Н-170 командовал Михаил Водопьянов. Мечта пилота превратилась в явь!
На кадрах кинохроники Водопьянов поднимает руку и говорит: «А другие полетят к звёздам и луне!» Меньше чем через три десятилетия первые герои-лётчики сфотографируются с первыми героями-космонавтами. Ведь Юрий Гагарин родился в том самом 1934-м и в детстве читал стихи: «Я хочу, как Водопьянов, быть страны своей пилотом!»
Водопьянов тех незабываемых дней молод, интересен. Статная фигура, голубые глаза, густая шапка тёмных волос, легкая пружинистая походка. Жизнерадостностью и доброй душой притягивает к себе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. У него Золотая Звезда номер 6, но всенародная любовь выделяет его из легендарной семёрки. Толпы людей окружают везде, где бы он ни появился. Даже в среде уголовников складывают песню: «Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов» - в том смысле, что махать бы Шмидту чёрной бородой и куковать экспедиции на льдине. Где-то в 50-х годах у него уведут автомобиль и через несколько дней пропажу вернут с запиской: «Извините, ошиблись».
К нему очень часто обращаются за помощью, и он всегда отзывается.

Сын сложного и блистательного времени, он пережил все его перипетии, достойно выдержав испытания. Участник трёх войн. В Великую Отечественную, уже в должности командира дивизии, первым летал бомбить Берлин в августе 1941 года. Собственной жизнью доказал, что герой не только не страшится трудностей, но и умеет их побеждать, а за неудачи отвечает самолично. К Золотой Звезде прибавилось ещё 4 ордена Ленина и 4 ордена Красного Знамени.
В 1946-м году вышел в отставку в звании генерал-майора. Будут ещё арктические перелёты, полёты на дрейфующие станции. От высоких должностей отказывался. Вполне устраивало звание полярного лётчика. «Мои руки на штурвале, - говорил он. – Я должен летать». И летал до 56 лет. Для тех времён это был рекорд! Как консультант, понимался в небо вплоть до 70-х годов. Вырастил двух дочерей и пятерых сыновей, девятерых внуков, сейчас здравствуют его 14 правнуков и 4 праправнука. Сыновья и внук тоже продолжили лётное дело отца.
До последних дней жизни Михаил Васильевич вёл большую общественную работу, дружил с военными, молодёжью, школьниками. Отправляясь с очередным визитом в пионерский лагерь, вёз полную машину подарков. На вопросы детей, как он стал Героем, всегда отвечал: «Работал!». Калитка на даче в Купавне никогда не закрывалась. Когда созревали яблоки, Михаил Васильевич звонил в соседний интернат, чтобы прислали за урожаем машину.
Его выносливый организм был запрограмирован природой на добрую сотню земных лет. Их выпало 80. И в них вместилась целая глава в истории нашей авиации, в истории нашей страны.

 

Светлана Болдырева, правнучка М.В. Водопьянова
21 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 апреля
суббота
2020

В этот день:

Первое упоминание Москвы

4 апреля 1147 года впервые упомянуто наименование «Москва».

Первое упоминание Москвы

Первое упоминание Москвы 4 апреля 1147 года впервые упомянуто наименование «Москва».

Юрий Долгорукий пригласил черниговского князя Святослава Ольговича на встречу, состоявшуюся 4 апреля 1147 года, фразой, в которой впервые было упомянуто слово «Москва». Фраза эта звучала так: «Приди ко мне, брате, в Москов». Благодаря летописному упоминанию о встрече «в Москове» князь вошел в историю как «основатель Москвы»

Согласно различным летописям и данным археологических раскопок, Москва основана значительно раньше 1147 года. Вскрыты остатки деревянной мостовой 11 века, и первое упоминание свидетельствует о том, что в городе была временная резиденция Суздальского князя Юрия Долгорукого. Недаром он назначил в Москве встречу своему союзнику, изгнанному из Чернигова князю Святославу Ольговичу.Именно с этой встречи началась война за киевский престол, которого Долгорукий все же добился через 10 лет. Однако эта победа стоила ему жизни. Но обессмертило Юрия не обладание Киевом, а застолье, устроенное в маленьком городке на краю княжества…

Военные планы 1917 года

4 апреля 1917 года Российское правительство объявило о внешних целях России в ходе Первой мировой войны

Военные планы 1917 года

4 апреля 1917 года Российское правительство объявило о внешних целях России в ходе Первой мировой войны

Вот они: создание Чехословакии, Югославии, воссоединение украинских земель Австро-Венгрии с Россией и обладание Константинополем и Босфорским проливом. Если бы не дальнейшая «демократизация» Российской армии, эти цели были бы достигнуты.

Глушить мерзавцев!

4 апреля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций

Глушить мерзавцев!

4 апреля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций

Это стало важным шагом в усилении информационного очищения страны. Это было одним из ответов на начатую американами военно-политическую истерию вокруг СССР, пиком которой стало подписание 4 апреля 1949 года Североатлантического договора (НАТО). 

Туда первоначально вошли США, Бельгия, Великобритания, Голландия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия, Португалия и Франция. В 1952 году к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 году — ФРГ, в 1982 — Испания. В 1999 году членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

После 1991 года "демократы" односторонне уничтожили Варшавский договор (созданный в противовес НАТО), и запустили антирусских "вещателей" в российские СМИ. Теперь их просто так не "заглушишь" - нужна жесткая политическая воля руководства страны о безжалостной ликвидации "пятой колонны" Запада внутри России.

 

Морская гвардия

4 апреля - День рождения морской гвардии ВМФ СССР и России

Морская гвардия

4 апреля - День рождения морской гвардии ВМФ СССР и России

В этот день в 1942 году гвардейскими стали крейсер «Красный Кавказ» (капитан 2 ранга А. М. Гущин); эсминец «Стойкий» (капитан-лейтенант Б. П. Левченко); минный заградитель «Марти» (капитан 1 ранга Н. И. Мещерский); тральщик Т-205 «Гафель» (старший лейтенант Е. Ф. Шкребтиенко); подводные лодки Д-3 (капитан-лейтенант М. А. Бибеев), М-171 (капитан-лейтенант В. г. Стариков), М-174 (капитан-лейтенант Н. Е. Егоров), К-22 (капитан 2 ранга В. Н. Котельников).
Всего за минувшее время звания гвардейских были удостоены 18 надводных кораблей, 16 подводных лодок (ПЛ), 13 дивизионов боевых катеров, две авиационные дивизии, два зенитно-артиллерийских полка, одна бригада морской пехоты, одна морская железнодорожная артиллерийская бригада.

Танкист Павел Талтыньш

4 апреля 1903 года родился Павел Матвеевич ТЫЛТЫНЬШ

Танкист Павел Талтыньш

4 апреля 1903 года родился Павел Матвеевич ТЫЛТЫНЬШ

В революционную борьбу он включился в буржуазной Латвии, инженерное образование получил во Франции, а потом приехал в Советскую Россию, стал военным. Под именем капитана Грейзе был направлен в Испанию на помощь республиканцам. За проявленные там доблесть и мужество ему первому из танкистов было присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб на Волховском фронте.

 

Летчик-испытатель Федотов

4 апреля 1984 года погиб Алексей Васильевич ФЕДОТОВ, Герой Советского Союза.

Летчик-испытатель Федотов

4 апреля 1984 года погиб Алексей Васильевич ФЕДОТОВ, Герой Советского Союза.

Установил 18 мировых рекордов. Погиб при испытательном полете самолета МиГ-31. Его имя присвоено Школе летчиков-испытателей при ЛИИ им М. Громова.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии