RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ленинским путём
20 января 2020 г.

Ленинским путём

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов)
Тайна убийства Берии
31 июля 2013 г.

Тайна убийства Берии

Еще одна версия смерти «великого» и «ужасного» Лаврентия Павловича
Малоизвестная операция советской разведчицы
29 апреля 2016 г.

Малоизвестная операция советской разведчицы

28 апреля 2016 года исполнилось 109 лет со дня рождения ЗОИ ИВАНОВНЫ ВОСКРЕСЕНСКОЙ
Спасение Рузвельта
4 февраля 2020 г.

Спасение Рузвельта

4 февраля 1945 года началась Ялтинская конференция, на которой встретились глава советского государства, американский президент и английский премьер
Первый русский летчик-истребитель
20 июня 2019 г.

Первый русский летчик-истребитель

20 июня 1917 года погиб Евграф Николаевич КРУТЕНЬ (род. 29.12.1890), русский военный летчик, капитан, сбил более 15 самолетов противника.
Главная » Подвиги в наследство » Преодолевший пространство

Преодолевший пространство

К 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-полярника Михаила Водопьянова

Правнучка легендарного воздушного аса прислал в РГК статью, в которой указала 21 ноября как день рождения прадеда, а не общепринятое 18 ноября.
Преодолевший пространство

Оказывается в семье праздновали так. А на самом деле Михаил Васильевич родился вообще 19 ноября. Впрочем, эти разночтения никак не умаляют его заслуг.
Сама судьба указала будущему знаменитому полярному лётчику родиться в селе с холодным названием Студенки. Его родители – крестьяне – были неграмотны. За лучшей долей семья подалась в Сибирь. Там девятилетний мальчик, нанявшийся коногоном на карьер, принёс домой первую трудовую копейку. Вставал на работу в четыре часа утра. Учился урывками.

Когда возвратился в родные места, работал на подвозе камня на металлургический завод, ходил за сохой, пилил доски, подсоблял печнику. Любил смотреть на самолёты, взлетавшие с аэродрома, что находился недалеко от деревни. В Красной Армии, куда он пошел добровольцем, поначалу стал обозным – подвозил бензин к самолётам. Так и прошел всю гражданскую войну в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец».
Знакомясь с будущей женой, Михаил сказал, кивнув в сторону подростков: «И я когда-то был таким же фулюганом». «Наверное не фулюганом, а хулиганом?» - съехидничала девушка. 24-летний парень залился краской. Уже будучи знаменитым, он поставит перед собой задачу подтянуться по общеобразовательным предметам и «окончательно отшлифовать себя». Пытливостью, настойчивостью и природной смекалкой Водопьянов с лихвой мог поделиться с другими. Он бы стал техническим гением, получи вовремя системное образование, говорили знавшие его люди. Шаг за шагом поднимался Михаил к главному делу своей жизни. Служа мотористом в обществе «Добролёт», он получает в своё распоряжение сломанный самолёт, который собирает и разбирает по винтику, тщательно изучая механизм. Потом самостоятельно учится на нём летать. Сдавая экзамен, срывается в штопор и едва выправляет самолёт. Члены комиссии не одобряют такого «высшего пилотажа», но дальнейшие полёты разрешают. По пути домой Михаил Водопьянов держал лётное удостоверение так, чтобы все видели… «Страшно хотелось много летать, совершить необыкновенный подвиг», - вспоминал он потом. Это был один из главных дней его жизни.

В 1929 году он боролся с саранчой в Северной Азии, возил почту, разведывал тюленя на Каспии. За безупречную доставку матриц главной газеты страны «Правда» из Москвы в Ленинград с беспосадочным сбросом их на аэродром был награждён золотыми часами и получил звание ударника.

Случались передряги: как-то раз попал в стаю перелётных птиц, а однажды чуть не сгорел заживо вместе с самолётом. Самой большой своей неудачей считал аварию, произошедшую в 1933 году в районе озера Байкал, когда он летел из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Бортмеханик погиб, а Водопьянов с отмороженными руками и множественными травмами очнулся в больнице.

Потом он напишет множество книг об известных авиаторах о Чкалове, Сорокине, Смушкевиче, и, конечно же, первых героях Советского Союза. Совершенно не пафосно, без всякого самолюбования расскажет и о многих своих перелётах. «Всё трудное, - запишет он однажды, - привлекает меня». Ему доверят открыть новую воздушную трассу Хабаровск – остров Сахалин. До этого грузы здесь возили на лошадях, собаках и оленях. 4-х месячный срок пути Водопьянов ужал до трёх часов. Когда пароход «Челюскин затёрло льдами в Чукотском море, жизнь 104-х человек оказалась под угрозой. Руководство страны решило направить на спасение челюскинцев лучших лётчиков. Риск был огромный: север, туманы, неисследованные трассы, отсутствие приборов и опыта ледовых посадок. Заграница не скрывала скептицизма в отношении проекта спасения.
Водопьянов рвался принять участие в спасении экспедиции. В открытом письме в газету «Правда» он доказывает, что его самолёт, благодаря собственным усовершенствованиям, готов к любым полётам в суровых Арктических условиях. К счастью, Кремль даёт добро. Его совместный с пилотами Галышевым и Дорониным перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем , через Анадырский хребет, сразу же окрестили «великим». Маршрут перелёта проходил по девственной трассе Севера в зимних условиях! «Многие меня считали безудержно и даже безрассудно смелым, - писал он позже. – В иных случаях я таким и был. Но здесь я обдумывал каждый шаг».
Скепсис мировой печати сменяется удивлением, потом невольным восхищением. За 24 рейса пилотами сняты со льдины все челюскинцы. Летчики Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин, Василий Молоков, Михаил Водопьянов, Сигизмунд Леваневский становятся первыми Героями Советского Союза. Отважная четвёрка триумфально возвращается с Дальнего Востока на поезде через всю страну. На всех остановках её встречает людское ликование, цветы, флаги…
В 1935 году Водопьянов совершает перелёт в 20 тысяч километров по маршруту Москва – Свердловск – Красноярск – Хабаровск – бухта Ногаево – Уэлен – мыс Шмидта – Хабаровск. В 30-е годы мысли самых дерзновенных умов приковывал Северный полюс. О дрейфующей станции мечтали многие учёные, но нужно было решить самый главный вопрос: как доставить на полюс людей и тысячи килограммов грузов? После многих обсуждений разработать проект полюсной экспедиции поручили Герою Советского Союза Водопьянову. Однако результат разработки оказался совершенно неожиданным – вместо докладной записки появилась фантастическая повесть «Мечта пилота». Изучая дневники Нансена и Пири, он пришёл к твёрдому выводу: в приполюсном районе место для посадки разыскать можно! В 1936 году рукопись была опубликована издательством «Молодая гвардия». Многое в этой повести кажется сейчас наивным. Многое оказалось просто неверным. Однако многие «фантастические» идеи были в действительности смелым предвидением Водопьянова. Только десятки лет спустя авиация освоит эту «фантастику»: тормозной парашют, заправка самолёта горючим в воздухе, использование тяжёлой машины как носителя для самолёта-разведчика… «Вы мечтатель», - сказал ему О. Шмидт. Тогда же в театрах страны была поставлена и пьеса «Мечта пилота».
В 1936 году Водопьянов совершает разведывательный перелёт из Москвы на землю Франца-Иосифа. Самолёт садится на остров Рудольфа, откуда всего 900 км. до полюса.
А впереди второй главный праздник в его жизни. 21 мая 1937 года на Северный полюс высадилась первая в мире дрейфующая научная станция. Людей и оборудование доставили четыре тяжёлых самолёта. Флагманским самолётом Н-170 командовал Михаил Водопьянов. Мечта пилота превратилась в явь!
На кадрах кинохроники Водопьянов поднимает руку и говорит: «А другие полетят к звёздам и луне!» Меньше чем через три десятилетия первые герои-лётчики сфотографируются с первыми героями-космонавтами. Ведь Юрий Гагарин родился в том самом 1934-м и в детстве читал стихи: «Я хочу, как Водопьянов, быть страны своей пилотом!»
Водопьянов тех незабываемых дней молод, интересен. Статная фигура, голубые глаза, густая шапка тёмных волос, легкая пружинистая походка. Жизнерадостностью и доброй душой притягивает к себе. Его избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. У него Золотая Звезда номер 6, но всенародная любовь выделяет его из легендарной семёрки. Толпы людей окружают везде, где бы он ни появился. Даже в среде уголовников складывают песню: «Если бы не Мишка, Мишка Водопьянов» - в том смысле, что махать бы Шмидту чёрной бородой и куковать экспедиции на льдине. Где-то в 50-х годах у него уведут автомобиль и через несколько дней пропажу вернут с запиской: «Извините, ошиблись».
К нему очень часто обращаются за помощью, и он всегда отзывается.

Сын сложного и блистательного времени, он пережил все его перипетии, достойно выдержав испытания. Участник трёх войн. В Великую Отечественную, уже в должности командира дивизии, первым летал бомбить Берлин в августе 1941 года. Собственной жизнью доказал, что герой не только не страшится трудностей, но и умеет их побеждать, а за неудачи отвечает самолично. К Золотой Звезде прибавилось ещё 4 ордена Ленина и 4 ордена Красного Знамени.
В 1946-м году вышел в отставку в звании генерал-майора. Будут ещё арктические перелёты, полёты на дрейфующие станции. От высоких должностей отказывался. Вполне устраивало звание полярного лётчика. «Мои руки на штурвале, - говорил он. – Я должен летать». И летал до 56 лет. Для тех времён это был рекорд! Как консультант, понимался в небо вплоть до 70-х годов. Вырастил двух дочерей и пятерых сыновей, девятерых внуков, сейчас здравствуют его 14 правнуков и 4 праправнука. Сыновья и внук тоже продолжили лётное дело отца.
До последних дней жизни Михаил Васильевич вёл большую общественную работу, дружил с военными, молодёжью, школьниками. Отправляясь с очередным визитом в пионерский лагерь, вёз полную машину подарков. На вопросы детей, как он стал Героем, всегда отвечал: «Работал!». Калитка на даче в Купавне никогда не закрывалась. Когда созревали яблоки, Михаил Васильевич звонил в соседний интернат, чтобы прислали за урожаем машину.
Его выносливый организм был запрограмирован природой на добрую сотню земных лет. Их выпало 80. И в них вместилась целая глава в истории нашей авиации, в истории нашей страны.

 

Светлана Болдырева, правнучка М.В. Водопьянова
21 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
четверг
2021

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии