RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поход к Маршалу Язову
16 ноября 2014 г.

Поход к Маршалу Язову

Как флотские офицеры собирали средства на пропитание бывшему министру обороны СССР
Один против шести
10 марта 2014 г.

Один против шести

90-летие Русско-японской воны: 10 марта 1904 года миноносец «Стерегущий» отчаянно сражался с четырьмя японскими эсминцами и двумя крейсерами.
Под прицелом - Александр II
2 апреля 2018 г.

Под прицелом - Александр II

2 апреля 1879 года совершено нападение на русского императора с применением огнестрельного оружия. Это было одно из шести покушений на жизнь этого монарха
Сестрам милосердия
27 апреля 2014 г.

Сестрам милосердия

Памятная надгробная плита с таким названием будет открыта 6 мая 2014 года на территории Московского военного Братского кладбища Героев Первой мировой войны
За день до начала войны
22 июня 2020 г.

За день до начала войны

Вспоминает сын Маршала Советского Союза Матвея Васильевича Захарова
Главная » Подвиги в наследство » Тайна гибели С-34

Тайна гибели С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

Что с ней произошло, более или менее достоверно выяснилось только через 70 с лишним лет.
Тайна гибели С-34

Недавно на дне Черного моря в болгарских водах на 35-метровой глубине дайверы обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. Ее корпус разломлен на две части, вероятно, в результате подрыва на мине. Когда команда профессиональных водолазов очистила от донных наслоений перископ, верхнюю часть рубки и орудие и сделала серию фотоснимков, специалистам удалось выяснить: это советская подводная лодка С-34, которая долгие десятилетия считалась пропавшей без вести.

Общие сведения о ПЛ

Об этой субмарине достоверно известно следующее. Она
была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго - западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

Данные из полицейского архива

После окончания Великой Отечественной войны в болгарском полицейском архиве были обнаружены документы, свидетелствующие о том, что 14 ноября 1941 года в 33 километрах южнее болгарского города Созополя (20 миль юго-западнее южной границы боевой позиции субмарины) море вынесло тела двух советских моряков в гидрокостюмах и приборах ИСА-М. Судя по удостоверениям личности, это были помощник командира С-34 старший лейтенант Душин Виолет Лаврентьевич и боцман главный старшина Терехов Фрол Дмитриевич.
Изолирующий спасательный аппарат ИСА-М на тот период был самым современным средством выхода из аварийной подводной лодки. Моряков тренировали спасаться двумя способами: свободным всплытием через торпедный аппарат или по буйрепу (трос с буем), имющему специальные муссинги (узлы) на определенных расстояниях друг от друга, возле каждого из которых подводник должен ждать некоторое время, чтобы избежать кесонной болезни. Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 метров 6 июля 1936 года во время учения на Тихоокеанском флоте. А в 1938 году водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу с глубины 70 метров.

Этот опыт пригодился с первых же дней войны. Например, 2 августа 1941 года подводная лодка С-11 была торпедирована противником. Личный состав, находившийся в 1-м отсеке, вышел через торпедный аппарат на поверхность моря, использовав ИСА-М. С подводной лодки М-94, поврежденной противником, после двух часов борьбы за живучесть корабля, большая часть личного состава спаслась, выйдя на поверхность через рубку центрального поста, использовав также ИСА-М. Однако большинство экипажей аварийных субмарин гибло. 29 августа 1942 года нарком ВМФ Кузнецов вынужден был издать приказ «Об опыте использования индивидуальных спасательных аппаратов», где констатировалось: подготовка по индивидуально-спасательному делу в частях и соединениях подводных лодок на действующих флотах проводится недостаточно, личный состав не умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами, не знает техники и режима выхода из погруженной подводной лодки, даже в боевой поход субмарины идут не обеспеченными достаточным количеством ИСА-М.

Возможно, на С-34 в отсеке, где находились помощник командира и боцмарн, имелось только два спасательных аппарата. Не исключено, что подводники не четко знали режим выхода с достаточно опасной глубины в 35 метров. Во всяком случае, похоже, что причиной их смерти стала потеря сознания от резкого перепада давления (кессонная болезнь) при всплытии, потому что, будучи в сознании и оказавшись на поверхности, моряки наверняка бы сорвали маски ИСА-М.

Боевое задание субмарины

Судя по всему,
главной задачей С-34 была борьба с конвоями. К тому времени противник уже наладил бесперебойное снабжение своих войск морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Она принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, обеспечивая противолодочную оборону морских конвоев Германии и ее стран-союзниц.
Поначалу действия Болгарии и Румынии были настолько эффективными, что Германия весь 1941 год не перебрасывала на Черное море свои подводные лодки. Но вскоре наши моряки начали успешно топить конвои. За первые шесть месяцев боевых действий черноморцами в целом было уничтожено 3 подводные лодки, 2 монитора, 20 вспомогательных судов и 7 транспортов противника. Всего до конца 1941 года подводные лодки ЧФ совершили 103 боевых похода. В числе уничтоженных судов было 2 из 5 имеющихся у фашистов крупных танкеров. По этой причине Германия и Италия длительное время испытывали серьезные перебои в поставках нефти из Румынии. Только тогда Германия была вынуждена перебросить с Балтики на Черное море 6 своих субмарин в помощь Болгарии и Румынии.
Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство. В болгарских территориальных водах подлодки Черноморского флота активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника. Такая задача тоже могла стоять и перед С-34. Очевидно одно: лодка погибла на минах болгарского заграждения S-39 восточнее Бургаса.

Если проанализировать морские течения с севера в этот период года и учесть место обнаружения тел подводников, можно предположить что С-34 наткнулась на мину 13 ноября 1941 года где -то в районе Бургаского залива севернее Созополя. Собственно, там она и обнаружена дайверами.

Директива наркома ВМФ

Нужно сказать, что э
то не первая погибшая советская субмарина, обнаруженная здесь. Только за первые полгода войны в этом районе подорвались на минах не менее пяти наших лодок. Такие крупные неудачи профессионально объяснены в директиве наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова "Об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 года". В ней говорится, что к началу войны на Черноморском флоте имелось 44 подводные лодки. За полгода ими уничтожено 7 транспортов проттивника, при этом потеряно столько же наших субмарин. Всего погибло 300 профессиональных подводников. Для сравнения: Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки.

По мнению нарокома ВМФ, в начальный период войны штаб Черноморского флота не имел единого замысла действий своих подводных сил. Флотское командование почему-то было уверено, что ВМС Румынии активно усиливаются немецкими подлодками, и их нападение на наши базы - вопрос самого ближайшего времени. В результате большинство советских подлодок ожидало противника у своих баз, регулярно наблюдая единственную румынскую субмарину, не предпринимавшую никаких действий. Те же лодки, которые направлялись к вражеским берегам, постоянно наступали на одни и те же минные "грабли" - разведка назначенных позиций не велась.
"Очевидно, - констатировалось в директиве, - что С-34, Щ-204, Щ-211 погибли, а Щ-205 и

Л-4 подорвались на позиции N 28, и все же подлодки продолжали посылаться туда одна за другой ".

Директива круто изменила ход подводной войны на Черном море. Но протери первых месяцев остались в истории как самые тяжелые. Очевидные просчеты флотского командования никак не умаляли подлинного героизма экипажей подлодок, в одиночку вступавших в неравный бой с кораблями и самолетами охранения вражеских конвоев, преодолевавших многочисленные минные банки. Несомненно достоин доброй памяти, а также воинских почестей и экипаж С-34.
На морских картах точка с координатами 42 град. 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 град. 03 мин. 6 сек. восточной долготы (позиция № 28) является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок С-34, Щ-204, Щ-211 и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны. А на том месте, где были найдены тела двух моряков с С-34, после войны был поставлен памятник.

Тактико-технические характеристики С-34

Водоизмещение,т 837/1073

Размерения,м 77,7 х 6,4 х 4

Дизели, л.с 4000

Эл. Моторы, л.с 1100

Скорость,уз 19,5/9

Дальность,миль 8200/135

Глубина погружения,м 100

Вооружение: Торпедные аппараты,шт 6 х 533 мм

Орудие 100 мм, шт 1

Орудие 45 мм, шт 1

Экипаж 45 чел.

Список погибших на ПЛ С-34:

Хмельницкий Яков Моисеевич (1910 г.р.) – капитан 3 ранга, командир ПЛ.

Мавричев Сергей Абопмович (1909 г.р.) – политрук, военком.

Душин Виолет Лаврентьевич (1911 г.р.) – старший лейтенант, помощник командира.

Бочкарев Виктор Иванович (1913 г.р.) – инженер-старший лейтенант, командир БЧ-5.

Гуськов Евгений Иванович (1914 г.р.) – старший инженер-лейтенант, командир моторной группы.

Федянин Александр Михайлович (1918 г.р.) – лейтенант, командир БЧ-1.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
7 августа
пятница
2020

В этот день:

Гренгамское сражение

7 августа 1720 года в последнем сражении Северной войны русский галерный флот под командованием генерала М.М. Голицына одержал победу над шведской эскадрой у о. Гренгам.

Гренгамское сражение

7 августа 1720 года в последнем сражении Северной войны русский галерный флот под командованием генерала М.М. Голицына одержал победу над шведской эскадрой у о. Гренгам.

Флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий, подверг наши корабли массированному обстрелу у о. Гренгам. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследующие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж 4 фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота ретировалась.

Результатом сражения при Гренгаме стал конец безраздельного шведского влияния на Балтийском море и утверждение на нём России.

В ознаменование победы в битве при Гренгаме на синем воротнике русских моряков была учреждена вторая полоска. Первая полоска знаменовала победу русского флота в Гангутском сражении. Третья полоска на воротнике матросов появилась после победы в Синопской бухте.

Ночной таран Виктора Талалихина

7 августа 1941 года совершил первый ночной таран в небе над Москвой Виктор Талалихин, военный летчик (заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка), младший лейтенант, Герой Советского Союза.

Ночной таран Виктора Талалихина

7 августа 1941 года совершил первый ночной таран в небе над Москвой Виктор Талалихин, военный летчик (заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка), младший лейтенант, Герой Советского Союза.

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов. Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

 

Смоленская наступательная операция

7 августа 1943 года началась Смоленская наступательная операция войск Западного (генерал-полковник В.Д. Соколовский) и левого крыла Калининского фронтов (генерал-полковник А.И. Еременко) против левого крыла немецкой группы армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Г. Клюге).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии