RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бессмертный рядовой
5 февраля 2020 г.

Бессмертный рядовой

5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) родился Александр Матросов
Памятник Маршалу Рокоссовскому
7 мая 2015 г.

Памятник Маршалу Рокоссовскому

В преддверии 70-й годовщины Великой Победы в Москве наконец-то открыли памятник Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Константину Константиновичу Рокоссовскому.
Взятие Рима адмиралом Ушаковым
23 октября 2019 г.

Взятие Рима адмиралом Ушаковым

220 лет назад в октябре 1799 года русский десант освободил «вечный город» от французских захватчиков
Вечная память БО-224
4 мая 2019 г.

Вечная память БО-224

Накануне Дня Победы специалистам Северного флота удалось идентифицировать найденный на дне Баренцева моря корабль
Подвиг экипажа Гастелло
6 мая 2019 г.

Подвиг экипажа Гастелло

6 мая 1907 года родился Николай Францевич ГАСТЕЛЛО, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза (посмертно).
Главная » Подвиги в наследство » Тайна гибели С-34

Тайна гибели С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

Что с ней произошло, более или менее достоверно выяснилось только через 70 с лишним лет.
Тайна гибели С-34

Недавно на дне Черного моря в болгарских водах на 35-метровой глубине дайверы обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. Ее корпус разломлен на две части, вероятно, в результате подрыва на мине. Когда команда профессиональных водолазов очистила от донных наслоений перископ, верхнюю часть рубки и орудие и сделала серию фотоснимков, специалистам удалось выяснить: это советская подводная лодка С-34, которая долгие десятилетия считалась пропавшей без вести.

Общие сведения о ПЛ

Об этой субмарине достоверно известно следующее. Она
была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго - западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

Данные из полицейского архива

После окончания Великой Отечественной войны в болгарском полицейском архиве были обнаружены документы, свидетелствующие о том, что 14 ноября 1941 года в 33 километрах южнее болгарского города Созополя (20 миль юго-западнее южной границы боевой позиции субмарины) море вынесло тела двух советских моряков в гидрокостюмах и приборах ИСА-М. Судя по удостоверениям личности, это были помощник командира С-34 старший лейтенант Душин Виолет Лаврентьевич и боцман главный старшина Терехов Фрол Дмитриевич.
Изолирующий спасательный аппарат ИСА-М на тот период был самым современным средством выхода из аварийной подводной лодки. Моряков тренировали спасаться двумя способами: свободным всплытием через торпедный аппарат или по буйрепу (трос с буем), имющему специальные муссинги (узлы) на определенных расстояниях друг от друга, возле каждого из которых подводник должен ждать некоторое время, чтобы избежать кесонной болезни. Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 метров 6 июля 1936 года во время учения на Тихоокеанском флоте. А в 1938 году водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу с глубины 70 метров.

Этот опыт пригодился с первых же дней войны. Например, 2 августа 1941 года подводная лодка С-11 была торпедирована противником. Личный состав, находившийся в 1-м отсеке, вышел через торпедный аппарат на поверхность моря, использовав ИСА-М. С подводной лодки М-94, поврежденной противником, после двух часов борьбы за живучесть корабля, большая часть личного состава спаслась, выйдя на поверхность через рубку центрального поста, использовав также ИСА-М. Однако большинство экипажей аварийных субмарин гибло. 29 августа 1942 года нарком ВМФ Кузнецов вынужден был издать приказ «Об опыте использования индивидуальных спасательных аппаратов», где констатировалось: подготовка по индивидуально-спасательному делу в частях и соединениях подводных лодок на действующих флотах проводится недостаточно, личный состав не умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами, не знает техники и режима выхода из погруженной подводной лодки, даже в боевой поход субмарины идут не обеспеченными достаточным количеством ИСА-М.

Возможно, на С-34 в отсеке, где находились помощник командира и боцмарн, имелось только два спасательных аппарата. Не исключено, что подводники не четко знали режим выхода с достаточно опасной глубины в 35 метров. Во всяком случае, похоже, что причиной их смерти стала потеря сознания от резкого перепада давления (кессонная болезнь) при всплытии, потому что, будучи в сознании и оказавшись на поверхности, моряки наверняка бы сорвали маски ИСА-М.

Боевое задание субмарины

Судя по всему,
главной задачей С-34 была борьба с конвоями. К тому времени противник уже наладил бесперебойное снабжение своих войск морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Она принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, обеспечивая противолодочную оборону морских конвоев Германии и ее стран-союзниц.
Поначалу действия Болгарии и Румынии были настолько эффективными, что Германия весь 1941 год не перебрасывала на Черное море свои подводные лодки. Но вскоре наши моряки начали успешно топить конвои. За первые шесть месяцев боевых действий черноморцами в целом было уничтожено 3 подводные лодки, 2 монитора, 20 вспомогательных судов и 7 транспортов противника. Всего до конца 1941 года подводные лодки ЧФ совершили 103 боевых похода. В числе уничтоженных судов было 2 из 5 имеющихся у фашистов крупных танкеров. По этой причине Германия и Италия длительное время испытывали серьезные перебои в поставках нефти из Румынии. Только тогда Германия была вынуждена перебросить с Балтики на Черное море 6 своих субмарин в помощь Болгарии и Румынии.
Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство. В болгарских территориальных водах подлодки Черноморского флота активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника. Такая задача тоже могла стоять и перед С-34. Очевидно одно: лодка погибла на минах болгарского заграждения S-39 восточнее Бургаса.

Если проанализировать морские течения с севера в этот период года и учесть место обнаружения тел подводников, можно предположить что С-34 наткнулась на мину 13 ноября 1941 года где -то в районе Бургаского залива севернее Созополя. Собственно, там она и обнаружена дайверами.

Директива наркома ВМФ

Нужно сказать, что э
то не первая погибшая советская субмарина, обнаруженная здесь. Только за первые полгода войны в этом районе подорвались на минах не менее пяти наших лодок. Такие крупные неудачи профессионально объяснены в директиве наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова "Об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 года". В ней говорится, что к началу войны на Черноморском флоте имелось 44 подводные лодки. За полгода ими уничтожено 7 транспортов проттивника, при этом потеряно столько же наших субмарин. Всего погибло 300 профессиональных подводников. Для сравнения: Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки.

По мнению нарокома ВМФ, в начальный период войны штаб Черноморского флота не имел единого замысла действий своих подводных сил. Флотское командование почему-то было уверено, что ВМС Румынии активно усиливаются немецкими подлодками, и их нападение на наши базы - вопрос самого ближайшего времени. В результате большинство советских подлодок ожидало противника у своих баз, регулярно наблюдая единственную румынскую субмарину, не предпринимавшую никаких действий. Те же лодки, которые направлялись к вражеским берегам, постоянно наступали на одни и те же минные "грабли" - разведка назначенных позиций не велась.
"Очевидно, - констатировалось в директиве, - что С-34, Щ-204, Щ-211 погибли, а Щ-205 и

Л-4 подорвались на позиции N 28, и все же подлодки продолжали посылаться туда одна за другой ".

Директива круто изменила ход подводной войны на Черном море. Но протери первых месяцев остались в истории как самые тяжелые. Очевидные просчеты флотского командования никак не умаляли подлинного героизма экипажей подлодок, в одиночку вступавших в неравный бой с кораблями и самолетами охранения вражеских конвоев, преодолевавших многочисленные минные банки. Несомненно достоин доброй памяти, а также воинских почестей и экипаж С-34.
На морских картах точка с координатами 42 град. 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 град. 03 мин. 6 сек. восточной долготы (позиция № 28) является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок С-34, Щ-204, Щ-211 и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны. А на том месте, где были найдены тела двух моряков с С-34, после войны был поставлен памятник.

Тактико-технические характеристики С-34

Водоизмещение,т 837/1073

Размерения,м 77,7 х 6,4 х 4

Дизели, л.с 4000

Эл. Моторы, л.с 1100

Скорость,уз 19,5/9

Дальность,миль 8200/135

Глубина погружения,м 100

Вооружение: Торпедные аппараты,шт 6 х 533 мм

Орудие 100 мм, шт 1

Орудие 45 мм, шт 1

Экипаж 45 чел.

Список погибших на ПЛ С-34:

Хмельницкий Яков Моисеевич (1910 г.р.) – капитан 3 ранга, командир ПЛ.

Мавричев Сергей Абопмович (1909 г.р.) – политрук, военком.

Душин Виолет Лаврентьевич (1911 г.р.) – старший лейтенант, помощник командира.

Бочкарев Виктор Иванович (1913 г.р.) – инженер-старший лейтенант, командир БЧ-5.

Гуськов Евгений Иванович (1914 г.р.) – старший инженер-лейтенант, командир моторной группы.

Федянин Александр Михайлович (1918 г.р.) – лейтенант, командир БЧ-1.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июня
четверг
2020

В этот день:

Морской бой у острова Эзель

4 июня 1719 года отряд русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Сенявина одержал победу над шведским отрядом под командованием капитана-командора А. Врангеля.

Морской бой у острова Эзель

4 июня 1719 года отряд русских кораблей под командованием капитана 2 ранга Наума Акимовича Сенявина одержал победу над шведским отрядом под командованием капитана-командора А. Врангеля.

В плен были взяты 52-пушечный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлус-Кронвапен» и 12-пушечная бригантина «Бернгардус», 376 рядовых матросов, 11 офицеров, в том числе капитан-командор А. Врангель. Неприятель потерял 50 человек убитыми и 14 ранеными. Русский флот потерял 3 офицеров и 6 матросов, 9 человек было ранено.

Эзельское сражение стало первой победой русского корабельного флота, которая была одержана в артиллерийском бою, без применения абордажа. Петр I назвал этот бой «добрым почином» и учредил в его честь памятную медаль.

 

Усмиритель Кавказа генерал Ермолов

4 июня 1777 года родился Алексей Петрович ЕРМОЛОВ (ум. в 1861), русский военачальник и государственный деятель, усмиритель Кавказа.

Усмиритель Кавказа генерал Ермолов

4 июня 1777 года родился Алексей Петрович ЕРМОЛОВ (ум. в 1861), русский военачальник и государственный деятель, усмиритель Кавказа.

В 1823 году командовал боевыми действиями в Дагестане, а в 1825 году воевал с чеченцами, руководил постройкой крепости Грозная. Ермолов много сделал для Кавказского края: модернизировал Военную грузинскую дорогу и другие пути сообщения, устроил лечебные заведения при минеральных водах, содействовал притоку русских колонистов. Ермолов правил Кавказом почти полновластно, планомерно, настойчиво и энергично осуществляя свой план замирения края.

Вот характерный штрих проявления «жесткой руки» генерала, за что он получил уважение горцев. Однажды чеченцы взяли в заложники начальника штаба корпуса Шевцова и стали требовать за него выкуп в 18 телег серебра. Вместо традиционного в таких случаях затяжного торга о размерах выкупа с целью его снижения Ермолов направил на место ЧП несколько казачьих сотен, которые взяли в задержали 18 наиболее уважаемых старейшин крупнейших аулов. Ермолов довёл до сведения горцев, что в случае, если за месяц Шевцов не получит свободу, старейшины будут повешены. Русского полковника освободили на следующий день и без выкупа.

 

Закладка крейсера «Аврора»

4 июня 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге начато строительство крейсера «Аврора». Руководил постройкой инженер-кораблестроитель Константин Михайлович ТОКАРЕВСКИЙ.

Вторая Камчатская экспедиция

4 июня 1741 года корабль «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» под командованием А.Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки.

Вторая Камчатская экспедиция

4 июня 1741 года корабль «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» под командованием А.Чирикова вышли к северо-западным берегам Америки.

20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14' достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник — два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.
В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество «Подводный мир» и клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Одновременно обществом «Память Балтики» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-хеологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Пётр» в бухте Командор.
Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга. Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде — полному тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил своё имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии