RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец радиолокации Павел Ощепков
11 июля 2014 г.

Отец радиолокации Павел Ощепков

80 лет назад 11 июля 1934 года СССР впервые в мире испытал аппаратуру радиообнаружения самолетов
Парад Победы в Берлине
7 сентября 2017 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне
Гроза американских асов
10 апреля 2018 г.

Гроза американских асов

10 апреля 2018 года исполнилось 95 лет генерал-майору ВВС Герою Советского Союза Сергею Макаровичу Крамаренко
Судьба истребителя
23 марта 2016 г.

Судьба истребителя

23 марта 1996 года скончался Григорий Устинович ДОЛЬНИКОВ, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации.
Бородинское поле: битва продолжается
21 октября 2013 г.

Бородинское поле: битва продолжается

19 октября 2013 года РОО «Бородино 2012-2045» провела поездку по Бородинскому полю с целью общественного инспектирования состояния великого памятника истории
Главная » Подвиги в наследство » Тайна гибели С-34

Тайна гибели С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

Что с ней произошло, более или менее достоверно выяснилось только через 70 с лишним лет.
Тайна гибели С-34

Недавно на дне Черного моря в болгарских водах на 35-метровой глубине дайверы обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. Ее корпус разломлен на две части, вероятно, в результате подрыва на мине. Когда команда профессиональных водолазов очистила от донных наслоений перископ, верхнюю часть рубки и орудие и сделала серию фотоснимков, специалистам удалось выяснить: это советская подводная лодка С-34, которая долгие десятилетия считалась пропавшей без вести.

Общие сведения о ПЛ

Об этой субмарине достоверно известно следующее. Она
была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго - западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

Данные из полицейского архива

После окончания Великой Отечественной войны в болгарском полицейском архиве были обнаружены документы, свидетелствующие о том, что 14 ноября 1941 года в 33 километрах южнее болгарского города Созополя (20 миль юго-западнее южной границы боевой позиции субмарины) море вынесло тела двух советских моряков в гидрокостюмах и приборах ИСА-М. Судя по удостоверениям личности, это были помощник командира С-34 старший лейтенант Душин Виолет Лаврентьевич и боцман главный старшина Терехов Фрол Дмитриевич.
Изолирующий спасательный аппарат ИСА-М на тот период был самым современным средством выхода из аварийной подводной лодки. Моряков тренировали спасаться двумя способами: свободным всплытием через торпедный аппарат или по буйрепу (трос с буем), имющему специальные муссинги (узлы) на определенных расстояниях друг от друга, возле каждого из которых подводник должен ждать некоторое время, чтобы избежать кесонной болезни. Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 метров 6 июля 1936 года во время учения на Тихоокеанском флоте. А в 1938 году водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу с глубины 70 метров.

Этот опыт пригодился с первых же дней войны. Например, 2 августа 1941 года подводная лодка С-11 была торпедирована противником. Личный состав, находившийся в 1-м отсеке, вышел через торпедный аппарат на поверхность моря, использовав ИСА-М. С подводной лодки М-94, поврежденной противником, после двух часов борьбы за живучесть корабля, большая часть личного состава спаслась, выйдя на поверхность через рубку центрального поста, использовав также ИСА-М. Однако большинство экипажей аварийных субмарин гибло. 29 августа 1942 года нарком ВМФ Кузнецов вынужден был издать приказ «Об опыте использования индивидуальных спасательных аппаратов», где констатировалось: подготовка по индивидуально-спасательному делу в частях и соединениях подводных лодок на действующих флотах проводится недостаточно, личный состав не умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами, не знает техники и режима выхода из погруженной подводной лодки, даже в боевой поход субмарины идут не обеспеченными достаточным количеством ИСА-М.

Возможно, на С-34 в отсеке, где находились помощник командира и боцмарн, имелось только два спасательных аппарата. Не исключено, что подводники не четко знали режим выхода с достаточно опасной глубины в 35 метров. Во всяком случае, похоже, что причиной их смерти стала потеря сознания от резкого перепада давления (кессонная болезнь) при всплытии, потому что, будучи в сознании и оказавшись на поверхности, моряки наверняка бы сорвали маски ИСА-М.

Боевое задание субмарины

Судя по всему,
главной задачей С-34 была борьба с конвоями. К тому времени противник уже наладил бесперебойное снабжение своих войск морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Она принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, обеспечивая противолодочную оборону морских конвоев Германии и ее стран-союзниц.
Поначалу действия Болгарии и Румынии были настолько эффективными, что Германия весь 1941 год не перебрасывала на Черное море свои подводные лодки. Но вскоре наши моряки начали успешно топить конвои. За первые шесть месяцев боевых действий черноморцами в целом было уничтожено 3 подводные лодки, 2 монитора, 20 вспомогательных судов и 7 транспортов противника. Всего до конца 1941 года подводные лодки ЧФ совершили 103 боевых похода. В числе уничтоженных судов было 2 из 5 имеющихся у фашистов крупных танкеров. По этой причине Германия и Италия длительное время испытывали серьезные перебои в поставках нефти из Румынии. Только тогда Германия была вынуждена перебросить с Балтики на Черное море 6 своих субмарин в помощь Болгарии и Румынии.
Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство. В болгарских территориальных водах подлодки Черноморского флота активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника. Такая задача тоже могла стоять и перед С-34. Очевидно одно: лодка погибла на минах болгарского заграждения S-39 восточнее Бургаса.

Если проанализировать морские течения с севера в этот период года и учесть место обнаружения тел подводников, можно предположить что С-34 наткнулась на мину 13 ноября 1941 года где -то в районе Бургаского залива севернее Созополя. Собственно, там она и обнаружена дайверами.

Директива наркома ВМФ

Нужно сказать, что э
то не первая погибшая советская субмарина, обнаруженная здесь. Только за первые полгода войны в этом районе подорвались на минах не менее пяти наших лодок. Такие крупные неудачи профессионально объяснены в директиве наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова "Об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 года". В ней говорится, что к началу войны на Черноморском флоте имелось 44 подводные лодки. За полгода ими уничтожено 7 транспортов проттивника, при этом потеряно столько же наших субмарин. Всего погибло 300 профессиональных подводников. Для сравнения: Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки.

По мнению нарокома ВМФ, в начальный период войны штаб Черноморского флота не имел единого замысла действий своих подводных сил. Флотское командование почему-то было уверено, что ВМС Румынии активно усиливаются немецкими подлодками, и их нападение на наши базы - вопрос самого ближайшего времени. В результате большинство советских подлодок ожидало противника у своих баз, регулярно наблюдая единственную румынскую субмарину, не предпринимавшую никаких действий. Те же лодки, которые направлялись к вражеским берегам, постоянно наступали на одни и те же минные "грабли" - разведка назначенных позиций не велась.
"Очевидно, - констатировалось в директиве, - что С-34, Щ-204, Щ-211 погибли, а Щ-205 и

Л-4 подорвались на позиции N 28, и все же подлодки продолжали посылаться туда одна за другой ".

Директива круто изменила ход подводной войны на Черном море. Но протери первых месяцев остались в истории как самые тяжелые. Очевидные просчеты флотского командования никак не умаляли подлинного героизма экипажей подлодок, в одиночку вступавших в неравный бой с кораблями и самолетами охранения вражеских конвоев, преодолевавших многочисленные минные банки. Несомненно достоин доброй памяти, а также воинских почестей и экипаж С-34.
На морских картах точка с координатами 42 град. 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 град. 03 мин. 6 сек. восточной долготы (позиция № 28) является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок С-34, Щ-204, Щ-211 и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны. А на том месте, где были найдены тела двух моряков с С-34, после войны был поставлен памятник.

Тактико-технические характеристики С-34

Водоизмещение,т 837/1073

Размерения,м 77,7 х 6,4 х 4

Дизели, л.с 4000

Эл. Моторы, л.с 1100

Скорость,уз 19,5/9

Дальность,миль 8200/135

Страницы:   1 2 3 4 5  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 апреля
четверг
2018

В этот день:

Адмирал Головнин

19 апреля 1776 года родился Василий Михайлович ГОЛОВНИН (умер 11.7.1831), мореплаватель, вице-адмирал. Совершил два кругосветных мореплавания на кораблях «Диана» и «Камчатка». В 1811 году во время исследования Курильских островов был захвачен японцами в плен, в котором провел два года.

«Смерть шпионам»

19 апреля 1943 года образовано главное управление контрразведки, более известное под названием СМЕРШ («Смерть шпионам»).

«Смерть шпионам»

19 апреля 1943 года образовано главное управление контрразведки, более известное под названием СМЕРШ («Смерть шпионам»).

За первые 10 месяцев существования «Смерша» (с апреля 1943 по февраль 1944 г.) по заданию военных контрразведчиков в германские разведорганы и школы внедрились 75 агентов, причем 38 из них, успешно выполнив поставленные задачи, возвратились к своим. Зафронтовые агенты представили сведения на 359 официальных сотрудников германской военной разведки и на 978 выявленных шпионов и диверсантов, которых готовили для переброски в расположение частей Красной Армии.
Строго говоря, в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе было три контрразведывательные организации, которые назывались «Смерш».

Умер генерал Батов

19 апреля 1985 года скончался Павел Иванович БАТОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

Умер генерал Батов

19 апреля 1985 года скончался Павел Иванович БАТОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза

В 1936-1937 гг. – военный советник в Испании. Награжден орденом Ленина. Комбриг. С лета 1937 г. – командир стрелкового корпуса. За умелое руководство войсками и личное мужество в советско-финляндской войне награжден орденом Красного Знамени. С февраля 1940 г. заместитель командующего войсками Закавказского военного округа, генерал-майор.

С началом Великой Отечественной войны – командир 9-го стрелкового корпуса в Крыму, затем заместитель командующего 51-й армией Южного фронта, командующий 3-й армией, помощник командующего войсками Брянского фронта, генерал-лейтенант. С октября 1942 г. и до конца войны – командующий 65-й армией. Участник сражений начального периода войны, обороны Одессы и Севастополя, битвы под Москвой, Сталинградом и Курском, Белорусской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операций, генерал-полковник. Войска под командованием П.И. Батова отличились в Сталинградской и Курской битвах, в сражении за Днепр, в боях при освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В послевоенные годы окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. Командующий общевойсковой и механизированными армиями, затем войсками Прикарпатского (1955-1958) и Прибалтийского (1958-1959) военных округов. С 1965 по 1968 годы – генерал армии, начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил стран Варшавского договора.

 

 

Священники на кораблях

19 апреля 1719 года Указом Петра I предписывалось: «в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Александро-Невского монастыря».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии