RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

 10 воздушных побед Ивана Лойко
6 февраля 2017 г.

10 воздушных побед Ивана Лойко

125 лет назад 6 февраля 1892 года родился Иван Александрович Лойко, несправедливо забытый командир 9-го истребительного авиаотряда Русской армии
Бородинское поле: битва продолжается
21 октября 2013 г.

Бородинское поле: битва продолжается

19 октября 2013 года РОО «Бородино 2012-2045» провела поездку по Бородинскому полю с целью общественного инспектирования состояния великого памятника истории
Суворов — русское чудо
24 ноября 2020 г.

Суворов — русское чудо

24 ноября 1730 года родился наш величайший соотечественник Александр Васильевич Суворов — непобедимый генералиссимус и образцовый гражданин России
Наш сайт удостоен высокой награды
22 октября 2020 г.

Наш сайт удостоен высокой награды

22 октября 2015 года «Российский героический календарь» был награжден памятной медалью имени духовного воеводы Руси преподобного Сергия Радонежского.
Возвращай нам Аляску, Америка!
22 сентября 2014 г.

Возвращай нам Аляску, Америка!

22 сентября 1784 года русские первопроходцы основали первое постоянное поселение на Северо-американском материке
Главная » Подвиги в наследство » Виражи княгини Шаховской

Виражи княгини Шаховской

17 ноября 1889 года родилась первая в России женщина-военный лётчик, погибшая в пьяной драке

Выпускница Смольного института благородных девиц, она в 1912 году стала авиатриссой, в 1913 году чудом уцелела в авиакатастрофе, в 1914 - начала воевать в Ковенском авиационном отряде, после 1917 - служила в ЧК.
Виражи княгини Шаховской

Один из биографов княгини Евгении Михайловны Шаховской отмечает: «Ее история могла бы послужить основой для авантюрного романа». И это не игра слов.
Дочь Санкт-Петербургского купца
Михаила Петровича Андреева родилась в 1889 году. После окончания Смольного института благородных девиц вышла замуж за князя Шаховского, но семейная идилия увлекала её недолго. Её интересовали вовсе не женские по тем временам вещи: стрельба, бокс, автомобили. А потом княгиня «запала» на только зарождающееся воздухоплавание.
В 1909 году мир облетела новость, что француженка Раймонда де Ларош подняла аэроплан в воздух, став первой женщиной-летчицей в истории авиации. Русская княгиня тут же собралась в Германию, где добилась поступления в лётную школу и и в 1912 году получила диплом лётчика.
Для России это стало событием.
«Петербургская газета» писала: «На берлинском аэродроме на аппарате "Райт" сдала пилотский экзамен княгиня Евгения Михайловна Шаховская. Княгиня-авиатор родилась в 1889 году. Она прекрасно ездит верхом, отлично стреляет, даже имеет призы на конкурсе в Швейцарии, умеет управлять автомобилем».
Какое-то время Шаховская работала авиаинструктором в Германии. В одном из интервью она заявила: «Авиация не трудна - не требует ни физической силы, ни особенных познаний. Она только опасна, но если человек пренебрегает этим обстоятельством, то авиация не является чем-то особенным».
Вскоре Шаховская совершила тяжелую аварию. При этом, можно сказать, убила одного из пионеров российской авиации Всеволода Абрамовича, который летел вместе с ней на одном биплане. В прессе об это трагедии сообщалось: «На высоте всего 8-ми метров аппарат попал в воздушную воронку, образовавшуюся от спускавшегося под ними на землю другого аппарата. Сидевшая на руле г-жа Шаховская хотела рулем высоты выровнять свой аппарат, который начало качать, но сделала это слишком круто... Аппарат, перевернувшись, упал стремглав на землю». Всеволод Абрамович погиб. Княгиня отделалась ушибами. Удрученная случившимся, она не летала почти год. Но как только началась Первая мировая война, Евгения Шаховская попросилась на фронт.
Поначалу в военную авиацию её не взяли. Княгиня отправилась воевать в качестве сестры милосердия. При этом не уставала рассылать рапорты во все инстанции с просьбой дать ей возможность использовать летный опыт для выполнения воинского долга. В ноября 1914 года Император Николай II удовлетворил просьбу княгини: ей было присвоено воинское звание прапорщика и предоставлена должность в 1-м армейском авиаотряде. Журнал «Искры» сообщил в ту пору: «Известная летчица княгиня Шаховская, по сдаче соответственного испытания, принята в число военных летчиков и отправляется в действующую армию. Она будет первой женщиной военным летчиком».

Повоевать княгине долго не пришлось. Контрразведка припомнила ей учебу в Германии, работу на немецком аэродроме, дружбу с немецкими лётчиками. Авиатессу арестовали и даже приговорили к смертной казни. Спасло обращение к Николаю II, который заменил расстрел заключением.

Революция в России освободила княгиню и даже подняла её на пьедестал «жертвы царского режима». Какие-то странные виражи судьбы привели её на службу в Киевской ГубЧК! Там якобы она пристрастилась к алкоголю, еще более огрубела. В 1920 году в одном из киевских ресторанов во время пьяной драки со своими же чекистами «красная княгиня» была застрелена.

 

Сергей Турченко
17 ноября 2020 г.

Комментарии:

А.К. 18.11.2020 в 06:24 # Ответить
Спасибо РГК за подобные - познавательные, интереснейшие материалы. Читается на одном дыхании!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 декабря
вторник
2020

В этот день:

Смерть Александра I Благословенного

1 декабря 1825 года скончался Александр I Павлович Благословенный (род. 23 декабря 1777), император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Смерть Александра I Благословенного

1 декабря 1825 года скончался Александр I Павлович Благословенный (род. 23 декабря 1777), император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Вёл успешные войны с Турцией (1806—1812 годы), Персией (1804—1813) и Швецией (1808—1809 годы), разгромил Наполеона. При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бессарабии (1812 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годы антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов Священного союза.

В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.

ЦАГИ теряет перспективы

1 декабря 1918 года был создан Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ). Он основан пионером отечественной авиации Н. Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчетно-испытательного бюро (РИБ).

ЦАГИ теряет перспективы

1 декабря 1918 года был создан Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ). Он основан пионером отечественной авиации Н. Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчетно-испытательного бюро (РИБ).

 Институт быстро вышел во флагманы отечественной авиационной науки, объединил вокруг себя цвет отечественных учёных и специалистов.
В семинаре теоретического отдела ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина была воспитана плеяда учёных, внесших выдающийся вклад в математику и механику (М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский и др.).

С 1935 года ЦАГИ расположен в городе Жуковский Московской области с филиалом в Москве. Из отделов и подразделений ЦАГИ были образованы и впоследствии выросли в крупные самостоятельные организации ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, специализированные КБ и др.

С 1977 по 1992 год (до разрушения СССР) в селе Отважном в Крыму находилась Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ. Сейчас это — Центр планерного спорта «Коктебель».

ЦАГИ сотрудничает более чем с 50-ю ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами и научными центрами Америки, Европы и Азии в области теоретических и экспериментальных исследований. За последние 10 лет институтом выполнено свыше 300 контрактов и грантов.

В распоряжении института — более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов.

В результате «демократических» реформ существенно сократилась численность сотрудников ЦАГИ — с 14,5 тысяч до 4 тысяч (2009 г.), образовался возрастной разрыв, что ведёт к потере перспектив.

 

Антарктида — территория без оружия

1 декабря 1959 года был заключён Договор об Антарктике, согласно которому запрещено использование "пятого континента» в каких бы то ни было военных целях. Его подписали 12 стран (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, СССР, США, Франция, Чили, ЮАР, Япония).

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии