RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Война после войны
22 июня 2014 г.

Война после войны

22 июня 1941 года объединенные силы Европы во главе с Гитлером вероломно без объявления боевых действий напали на СССР
Поражение люфтваффе в подмосковном небе
22 июля 2013 г.

Поражение люфтваффе в подмосковном небе

В ночь на 22 июля 1941 года нашей противовоздушной обороной был отбит первый бомбовый авианалет на Москву
Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство
6 декабря 2016 г.

Подвиг фронтовиков— молодежи в наследство

13 декабря 2016 года в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция «Наше дело правое. Враг разбит. Победа за нами!», посвящённая 75-й годовщине Битвы за Москву.
Во славу русского Флага
9 февраля 2016 г.

Во славу русского Флага

9 февраля 1904 года совершили легендарный подвиг экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
Забытая медаль
2 ноября 2015 г.

Забытая медаль

2 ноября 1950 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении медали «За отличную службу по охране общественного порядка».
Главная » Подвиги в наследство » Виражи княгини Шаховской

Виражи княгини Шаховской

125 лет назад родилась первая в России женщина-военный лётчик, погибшая в пьяной драке

Выпускница Смольного института благородных девиц, она в 1912 году стала авиатриссой, в 1913 году чудом уцелела в авиакатастрофе, в 1914 - начала воевать в Ковенском авиационном отряде, после 1917 - служила в ЧК.
Виражи княгини Шаховской

Один из биографов княгини Евгении Михайловны Шаховской отмечает: «Ее история могла бы послужить основой для авантюрного романа». И это не игра слов.
Дочь Санкт-Петербургского купца
Михаила Петровича Андреева родилась в 1889 году. После окончания Смольного института благородных девиц вышла замуж за князя Шаховского, но семейная идилия увлекала её недолго. Её интересовали вовсе не женские по тем временам вещи: стрельба, бокс, автомобили. А потом княгиня «запала» на только зарождающееся воздухоплавание.
В 1909 году мир облетела новость, что француженка Раймонда де Ларош подняла аэроплан в воздух, став первой женщиной-летчицей в истории авиации. Русская княгиня тут же собралась в Германию, где добилась поступления в лётную школу и и в 1912 году получила диплом лётчика.
Для России это стало событием.
«Петербургская газета» писала: «На берлинском аэродроме на аппарате "Райт" сдала пилотский экзамен княгиня Евгения Михайловна Шаховская. Княгиня-авиатор родилась в 1889 году. Она прекрасно ездит верхом, отлично стреляет, даже имеет призы на конкурсе в Швейцарии, умеет управлять автомобилем».
Какое-то время Шаховская работала авиаинструктором в Германии. В одном из интервью она заявила: «Авиация не трудна - не требует ни физической силы, ни особенных познаний. Она только опасна, но если человек пренебрегает этим обстоятельством, то авиация не является чем-то особенным».
Вскоре Шаховская совершила тяжелую аварию. При этом, можно сказать, убила одного из пионеров российской авиации Всеволода Абрамовича, который летел вместе с ней на одном биплане. В прессе об это трагедии сообщалось: «На высоте всего 8-ми метров аппарат попал в воздушную воронку, образовавшуюся от спускавшегося под ними на землю другого аппарата. Сидевшая на руле г-жа Шаховская хотела рулем высоты выровнять свой аппарат, который начало качать, но сделала это слишком круто... Аппарат, перевернувшись, упал стремглав на землю». Всеволод Абрамович погиб. Княгиня отделалась ушибами. Удрученная случившимся, она не летала почти год. Но как только началась Первая мировая война, Евгения Шаховская попросилась на фронт.
Поначалу в военную авиацию её не взяли. Княгиня отправилась воевать в качестве сестры милосердия. При этом не уставала рассылать рапорты во все инстанции с просьбой дать ей возможность использовать летный опыт для выполнения воинского долга. В ноября 1914 года Император Николай II удовлетворил просьбу княгини: ей было присвоено воинское звание прапорщика и предоставлена должность в 1-м армейском авиаотряде. Журнал «Искры» сообщил в ту пору: «Известная летчица княгиня Шаховская, по сдаче соответственного испытания, принята в число военных летчиков и отправляется в действующую армию. Она будет первой женщиной военным летчиком».

Повоевать княгине долго не пришлось. Контрразведка припомнила ей учебу в Германии, работу на немецком аэродроме, дружбу с немецкими лётчиками. Авиатессу арестовали и даже приговорили к смертной казни. Спасло обращение к Николаю II, который заменил расстрел заключением.

Революция в России освободила княгиню и даже подняла её на пьедестал «жертвы царского режима». Какие-то странные виражи судьбы привели её на службу в Киевской ГубЧК! Там якобы она пристрастилась к алкоголю, еще более огрубела. В 1920 году в одном из киевских ресторанов во время пьяной драки со своими же чекистами «красная княгиня» была застрелена.

 

Сергей Турченко
17 ноября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод. поначалу он назывался «Наваль», затем им. Андре Марти, еще позже - им. Носенко. Это был одним из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии