RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Побег из ада на
8 февраля 2015 г.

Побег из ада на "Хенкеле"

8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с летчиком-истребителем Михаилом Девятаевым совершила побег из немецкого концлагеря Пенемюнде
Эрзерумское сражение
16 февраля 2016 г.

Эрзерумское сражение

100 лет назад 16 февраля 1916 года Кавказская армия генерала Николая Юденича разгромила 3-ю турецкую армию
Два убийства Иоанна Грозного
18 марта 2018 г.

Два убийства Иоанна Грозного

Первого русского царя отравили, а затем растерзали духовно - облили и продолжают обливать его образ грязью
Берия: монстр или перестройщик?
23 декабря 2019 г.

Берия: монстр или перестройщик?

23 декабря 1953 года был расстрелян по обвинению в шпионаже и заговоре с целью захвата власти Л.П.Берия.
Танкист-рекордсмен Зиновий Колобанов
25 декабря 2019 г.

Танкист-рекордсмен Зиновий Колобанов

25 декабря 1910 года родился Зиновий Колобанов, танк которого в одном бою 20 августа 1941 года подбил 22 фашистских боевых машины
Главная » Подвиги в наследство » Александр Сибиряков: человек и ледокол

Александр Сибиряков: человек и ледокол

8 октября 2014 года исполнилось 165 лет великому русскому исследователю Сибири и Северного морского пути

К сожалению, российские историки похоронили его на 40 лет раньше срока.
Александр Сибиряков: человек и ледокол

Представитель известного сибирского купеческого рода Александр Михайлович Сибиряков всю жизнь мечтал об освоении Северного морского пути. Почти полвека он практически в одиночку финансировал международные полярные экспедиции, постройку кораблей, портов, дорог. Он и сам совершил немало арктических и таежных экспедиций. Заслуги Александра Сибирякова по освоению Арктики не остались незамеченными: в 1876 году шведские полярные исследователи назвали его именем остров в устье Енисея, а в 1914 году правительство России присвоило его имя ледокольному пароходу, приписанному к Архангельску.

Мечта Александра Михайловича Сибирякова об освоении Северного морского пути осуществилась только в советское время. В 1932 году на ледоколе «Александр Сибиряков» была организована экспедиция во главе с О.Ю. Шмидтом. Об этом написаны книги, сняты фильмы, участники награждены правительственными наградами. А как сложилась судьба самого Александра Михайловича Сибирякова?

Случилось так, что человек, чьим именем был назван славный ледокол, оказался… «похоронен» при жизни. Дата его смерти – 1893 год обозначена во всех энциклопедических словарях, перекочевала в БСЭ. Однако Сибиряков жил после этой даты еще целых 40 лет! Дальнейшая судьба его сложилась загадочным образом. В конце XIX века, разорившись, он оказался вдали от Родины, в полной безвестности и крайней нужде. Как пишет историк В.С. Антонов, Сибиряков жил одиноко в Ницце на небольшую пенсию от шведского риксдага за то, что будучи самым крупным меценатом России в области арктических исследований он бескорыстно субсидировал и несколько шведских полярных экспедиций. Во время всеобщего интереса к героическому плаванию «Александра Сибирякова» этот одинокий старик никому не сказал, что он и есть тот самый знаменитый Сибиряков, именем которого назван ледокол, совершивший исторический рейс.

Скончался Александр Михайлович Сибиряков 2 ноября 1933 года в больнице Пастера в Ницце. В последний путь на русское кладбище Кокад, что на окраине города, его провожали четверо: шведский консул, директор бюро путешествий «Нордиск вояж», хозяйка пансионата, где он жил, и корреспондент газеты «Свенска Дагбладет».
Так завершился жизненный путь почетного гражданина России, члена научного и литературного обществ города Гётеборга, почетного члена Шведского общества антропологии и географии, кавалера ордена Святого Владимира 3-й степени и Серебряной медали Русского географического общества, почетного гражданина городов Иркутска и Томска, члена-корреспондента шведского Общества военных моряков, кавалера ордена Полярной звезды, почетного члена Томского университета, почетного члена германского Общества северополярной экспедиции города Бремена, кавалера французского ордена «Пальмовая ветвь».

В советское время именем великого исследователя был назван ледокол. До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» трудился в Арктике, в августе 1941 года вошел в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. А спустя год принял в Карском море неравный бой с фашистским рейдером и погиб, отказавшись сдаться.
По рассказу историка Сергея Доморощенова, 25 августа 1942 года немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» встретил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», шедший с Диксона с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. Сибиряковцы немедленно сообщили на Диксон о появлении вражеского рейдера. Немцы потребовали прекратить работу рации, спустить флаг и сдаться, сделали предупредительный выстрел. В ответ советские моряки открыли огонь из четырех маломощных орудий. После второго залпа «Шеера» на «Сибирякове» взорвались сложенные на корме бочки с бензином. Судно превратилось в факел, но оно продолжало стрелять.
Через 20 минут горящий пароход медленно скрылся в водах Карского моря. В бою героически погибли 79 моряков и полярников. Но на Диксоне, благодаря им, узнали о приближении фашистского рейдера.

Так «Александр Сибиряков» спас десятки судов и сотни людей от грозившей им опасности. В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76 градусов с.ш., 91 градус 31 минута в.д.) были объявлены местом боевой славы.

Юлия Горжалцан
8 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
среда
2021

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии