RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Забытый таран капитана Маслова
26 июня 2019 г.

Забытый таран капитана Маслова

26 июня 1941 года советский летчик капитан Александр Спиридонович Маслов, пожертвовав своей жизнью и жизнями своих боевых товарищей, совершил огненный таран немецкой мотоколонны.
Парад Победы
24 июня 2017 г.

Парад Победы

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве на брусчатку к подножию Мавзолея солдатами-победителями было брошено 200 штандартов «непобедимых» гитлеровских войск
Хрущева нет, а Сталин жив
30 июня 2015 г.

Хрущева нет, а Сталин жив

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Снижение цен в СССР и повышение в РФ
1 апреля 2019 г.

Снижение цен в СССР и повышение в РФ

1 апреля 1952 года в СССР объявлено о новом, самом крупном за послевоенный период, снижении цен на многие продукты и почти на все потребительские товары.
Европа против СССР
22 июня 2018 г.

Европа против СССР

Некоторые факты и мнения по поводу начального периода Великой Отечественной войны
Главная » Подвиги в наследство » Возвращение Андреевского флага

Возвращение Андреевского флага

29 октября 1924 года в тунисском городе Бизерта на кораблях Русской эскадры, эмигрировавшей из Советской России, произошло трагическое событие

Оно знаменовало собой приостановление на многие десятилетия истории Императорского российского флота, созданного Петром Первым
Возвращение Андреевского флага

В конце 1920 — начале 1921 года Русская эскадра в составе 33 вымпелов нашла последнюю стоянку в далёком от России тунисском порту. На одном из кораблей находилась восьмилетняя девочка Настя, дочь командира эскадренного миноносца «Жаркий» старшего лейтенанта Александра Сергеевича Манштейна. Через много лет она, убелённая сединами 95-летняя Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, рассказала о событиях тех далеких времен журналистам Николаю Сологубовскому и Сергею Филатову. Публикуем отрывки из их книги "Анастасия" и из воспоминаний Анастасии Александровны.

 

В ноябре двадцатого года «Жаркий» стал одним из кораблей Императорской эскадры, которая ушла с армией Врангеля и тысячами жителей Крыма на борту кораблей в Константинополь. Все моряки считали, что они вернутся в Севастополь, как только перевезут людей…

Почему я называю эскадру Императорской? Потому что до 1924 года на ее кораблях поднимались Андреевские флаги, символ Русской империи. А ведь они были отменены еще в 17-м году Временным правительством Керенского! Оно первым нанесло удар по традициям флота Петра Первого. А на эскадре в Бизерте сохранялись все традиции Российского Императорского флота и даже его морская форма. Кроме того, большинство офицеров, включая моего отца, никогда не присягали ни «временным», ни большевикам. Офицер присягает один раз в жизни, вы знаете это?

Помню, как миноносец «Жаркий» стоял пришвартованный недалеко от Графской пристани. Папа с матросами продолжал его ремонтировать, собирал машину. Кто-то сказал: «Манштейн сумасшедший!» А отец ответил: «Моряк не оставит свой корабль!» Корабли уходили один за другим, а его миноносец все еще стоял у пристани. Так и не получилось у отца завести машину. И тогда к нам подошел буксир, к нему прицепили миноносец, и наш корабль двинулся от причала туда, где на рейде стоял огромный корабль «Кронштадт», плавучий завод с мастерскими.

Когда мы вышли в море, начался шторм! Буря! Тросы начали лопаться. Старый боцман, звали его Демьян Чмель, на вопрос: «Тросы будут держаться?» ответил: «Может, будут, а может, не будут». Он хорошо знал: с морем ничего заранее неизвестно…

Командиром «Кронштадта», на борту которого было около трех тысяч человек, был Мордвинов. Он видел, как лопались тросы, как «Жаркий», тоже с людьми на борту, исчезал в темных волнах, он знал, что на «Кронштадте» мало угля, и его может не хватить до Константинополя. Но снова и снова «Кронштадт» разворачивался, искал «Жаркого»…

Анастасия Александровна замолчала. Наступила тишина. И только было слышно, как завывал ветер за окном ее бизертинского дома. Как тот ветер, 84 года назад, в бушующем Черном море…
И снова «Кронштадт» находил, снова матросы крепили тросы…, и снова огромный «Кронштадт» тащил маленького «Жаркого» на буксире, но Мордвинов сказал: «Если оторвется, больше искать не будем!» И тогда нас ночью, с огромным трудом пересадили на «Кронштадт», а Демиян Чмель прибег к последней мере… – Анастасия Александровна улыбнулась. – Он привязал икону Николая Угодника с миноносца «Жаркий» к веревке и спустил ее в воду. И «Кронштадт» шел вперед, таща за собой «Жаркого», беспомощного, без машин, без матросов на борту, до самого Константинополя, на буксире и с верой старого боцмана в Николая Угодника…
Как эскадра попала в Бизерту?

Из сообщения штаба русского флота:

«Из Константинополя в Бизерту [вышли корабли] с 6388 беженцами, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей».

– Через полтора месяца после исхода из Севастополя, уже в декабре 1920 года, когда мы были в Константинополе, Франция принимает решение предоставить Русской эскадре под стоянку порт Бизерта в Тунисе, находившемся в то время под французским протекторатом. Правда, при этом было заявлено, что отныне эскадра «не принадлежит никакому государству, а находится под покровительством Франции».

Переход российских кораблей в Бизерту возглавил командир французского крейсера «Эдгар Кине» Бергасс Пти-Туар. Корабли плыли с французскими флагами на грот-мачтах, а на корме развевались Андреевские флаги.

…Помню, 23 декабря 20 года мы увидели с палубы Бизерту, этот тунисский порт, в котором многим из нас предстояло прожить всю жизнь. Всего кораблей было тридцать три, включая два линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсеры «Генерал Корнилов» и «Алмаз», десять эскадренных миноносцев – среди них был и миноносец «Жаркий» под командованием моего отца, он пришел 2 января – а также канонерские и подводные лодки, ледоколы, буксиры, другие суда. Мы приветствовали появление каждого нового корабля. Праздником стал день 27 декабря, когда за волнорезом появились огромные башни линкора «Генерал Алексеев». Он доставил в Бизерту гардемаринов и кадетов Севастопольского морского корпуса.

«Жаркий» пришел одним из последних. Бравый Демиан Логинович Чмель очень переживал вместе с нами отсутствие «Жаркого». Каждое утро, с восходом солнца, он уже был на палубе и обозревал горизонт. Он и увидел его первым!

2 января 1921 года мы проснулись от его стука в каюту. В утреннем тумане, на гладкой воде рейда, стоял маленький миноносец – наконец-то на якоре – и он… спал..., спал в настоящем смысле слова. Никого не было видно на палубе. Ничего на нем не двигалось. Люди проспали еще долго, и мы поняли почему, когда услышали их рассказы о последнем переходе.

То, что все корабли дошли до места назначения, кажется чудом! Чудом, которым мы обязаны нашим морякам и деятельной помощи французского флота!

Всего же на кораблях, ушедших из Константинополя, было перевезено в Тунис более шести тысяч человек. Так на земле Туниса, под синим небом «Африки моей» – помните эти слова Пушкина? – среди пальм и минаретов, возникла небольшая русская колония!

Но на землю эту мы вступили не сразу. Вначале был долгий карантин, французы боялись «красной чумы», они в каждом русском матросе видели большевика. Корабли стали на якоря у южного берега Бизертского канала и в бухте Каруба. Наши офицеры и матросы сдали свое оружие сразу же по прибытию в Бизерту; и теперь корабли на рейде охранялись тунисскими часовыми...

…До сих пор на горе Кебир, в трех километрах от центра Бизерты видны остатки старого форта, где в двадцатые годы разместились учебные классы Морского корпуса. Рядом разбили лагерь Сфаят – для персонала и складов. С 1921 года началась подготовка младших офицеров и гардемаринов. Под руководством директора училища адмирала А. Герасимова программы занятий были преобразованы для подготовки воспитанников в высшие учебные заведения во Франции и в других странах.

Директор, говоря о своих подопечных, подчеркивал, что они «готовились стать полезными деятелями для возрождении России».
... Именно в Бизерте был спущен Андреевский флаг, который когда-то поднял сам Петр Первый. Непобедимый и непокоренный флаг, спущенный самими русскими офицерами! Это произошло 29 октября 1924 года…

Я хорошо помню эту церемонию последнего подъема и спуска Андреевского флага, которая прошла на эсминце «Дерзком». Собрались все, кто еще оставался на кораблях эскадры: офицеры, матросы, гардемарины. Были участники Первой мировой войны, были и моряки, пережившие Цусиму. И вот в 17 часов 25 минут прозвучала последняя команда: «На Флаг и Гюйс!» и спустя минуту: «Флаг и Гюйс спустить!»

У многих на глазах были слезы...

Помню взгляд старого боцмана, смотрящего на молодого гардемарина, взгляд непонимающий. Никто не понимал, что происходит. Веришь ли ты, Великий Петр, верите ли вы, Сенявин, Нахимов, Ушаков, что ваш флаг спускают?
Мы еще продолжали жить на «Георгии», когда в Бизерту прибыла советская комиссия по приемке кораблей Русской эскадры. Возглавлял комиссию известный ученый, академик Крылов. Был среди ее членов и бывший главнокомандующий Красным Флотом Евгений Беренс, старший брат адмирала Михаила Андреевича Беренса, последнего командующего последней русской эскадры под Андреевским флагом.

Два брата, которые могли протянуть друг другу руки…

На период осмотра кораблей советскими экспертами Михаил Андреевич уехал из Бизерты в столицу. Братья, которые не виделись столько лет, так и не встретились! Почему? Разгадку нашли потом в французских архивах: французы взяли с членов советской комиссии подписку, что у них не будет никаких контактов ни с русскими офицерами, ни с тунисцами!

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 мая
суббота
2020

В этот день:

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

 До этого административный центр Войска Донского располагался в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана ежегодным длительным затоплением Черкасска водами разливающегося весной Дона. Кроме того, сюда отсутствовали надёжные сухопутные подъездные пути.

23 августа 1804 года император Александр I подписал указ о строительстве новой донской столицы. На Дон прибыл имевший богатый опыт градостроительства инженер генерал-лейтенант Ф. П. Деволан с поручением царя: вместе с атаманом Платовым выбрать место для Новочеркасск был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства. 18 (30 мая н.с.) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового храма. В специально сооружённом склепе под собором замуровали «сребропозлащенную доску» с позолоченным гербом Войска Донского. Текст на пластине гласил: «Город войска Донского имянуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого, лета от Рождества Христова 1805 мая 18 дня, который до сего дня существовал 235 лет при береге Дона на острове от сего места прямо на юг разстоянием в 20 верстах под названием Черкасска».

 

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 Он первым вышел в открытый космос (1965) и первым побывал на на орбите с американскими астронавтами (1975).

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

По данным германского генштаба, на 1 октября 1943 года борьбой против партизан, охраной военных объектов было занято около 52 дивизий. Для сравнения: после открытия второго фронта Гитлер выставил против наших союзников до 50 дивизий. По оценке Г.К. Жукова: «Командованию вражеских войск пришлось у себя в тылу фактически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на это отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны».

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

В 1815-18 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 наместник на Кавказе.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства.
В Хабаровск переименован в 1893 году. В ноябре 1922 в составе Дальневосточной республики вошёл в РСФСР. С 1926 года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 — Хабаровского края.
В 2002 году город получил статус центра Дальневосточного федерального округа, здесь также располагается федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного военного округа и около 200 региональных органов федеральной власти и управления.
Город является столицей Дальнего Востока. Хабаровск — «Город воинской славы».

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. В 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов был направлен на учебу в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Затем служил в Белорусском военном округе. Когда создавалась авиация Северного флота, попросился туда. Был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис. 29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он сразу отличился в воздушных боях, к январю 1942 года был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через месяц майор Сафонов возглавил вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащенный британскими самолётами Hawker Hurricane. 22 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил ему высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ju 88, после чего связь с ним оборвалась.
Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов и 5 в группе. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза.
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны одному и тому же воину было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии