RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ни шагу назад!
27 июля 2014 г.

Ни шагу назад!

28 июля 1942 года И.В. Сталин подписал приказ № 227, который сыграл решающую роль в прекращении отступления Красной армии
Кто победил Японию
3 сентября 2015 г.

Кто победил Японию

Китай празднует День Победы Советского Союза над Японией, а в России это уже не праздник?
Солдатский крест
25 февраля 2016 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Забытая битва при Гумбиннене
20 августа 2014 г.

Забытая битва при Гумбиннене

Сто лет назад 20 августа 1914 года состоялось первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны
Легенда кино
11 июля 2014 г.

Легенда кино

12 июля 2014 года – 100 лет со дня рождения П.М.Алейникова
Главная » Подвиги в наследство » Возвращение Андреевского флага

Возвращение Андреевского флага

90 лет назад 29 октября 1924 года в тунисском городе Бизерта на кораблях Русской эскадры, эмигрировавшей из Советской России, произошло трагическое событие

Оно знаменовало собой приостановление на многие десятилетия истории Императорского российского флота, созданного Петром Первым
Возвращение Андреевского флага

В конце 1920 — начале 1921 года Русская эскадра в составе 33 вымпелов нашла последнюю стоянку в далёком от России тунисском порту. На одном из кораблей находилась восьмилетняя девочка Настя, дочь командира эскадренного миноносца «Жаркий» старшего лейтенанта Александра Сергеевича Манштейна. Через много лет она, убелённая сединами 95-летняя Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, рассказала о событиях тех далеких времен журналистам Николаю Сологубовскому и Сергею Филатову. Публикуем отрывки из их книги "Анастасия" и из воспоминаний Анастасии Александровны.

 

В ноябре двадцатого года «Жаркий» стал одним из кораблей Императорской эскадры, которая ушла с армией Врангеля и тысячами жителей Крыма на борту кораблей в Константинополь. Все моряки считали, что они вернутся в Севастополь, как только перевезут людей…

Почему я называю эскадру Императорской? Потому что до 1924 года на ее кораблях поднимались Андреевские флаги, символ Русской империи. А ведь они были отменены еще в 17-м году Временным правительством Керенского! Оно первым нанесло удар по традициям флота Петра Первого. А на эскадре в Бизерте сохранялись все традиции Российского Императорского флота и даже его морская форма. Кроме того, большинство офицеров, включая моего отца, никогда не присягали ни «временным», ни большевикам. Офицер присягает один раз в жизни, вы знаете это?

Помню, как миноносец «Жаркий» стоял пришвартованный недалеко от Графской пристани. Папа с матросами продолжал его ремонтировать, собирал машину. Кто-то сказал: «Манштейн сумасшедший!» А отец ответил: «Моряк не оставит свой корабль!» Корабли уходили один за другим, а его миноносец все еще стоял у пристани. Так и не получилось у отца завести машину. И тогда к нам подошел буксир, к нему прицепили миноносец, и наш корабль двинулся от причала туда, где на рейде стоял огромный корабль «Кронштадт», плавучий завод с мастерскими.

Когда мы вышли в море, начался шторм! Буря! Тросы начали лопаться. Старый боцман, звали его Демьян Чмель, на вопрос: «Тросы будут держаться?» ответил: «Может, будут, а может, не будут». Он хорошо знал: с морем ничего заранее неизвестно…

Командиром «Кронштадта», на борту которого было около трех тысяч человек, был Мордвинов. Он видел, как лопались тросы, как «Жаркий», тоже с людьми на борту, исчезал в темных волнах, он знал, что на «Кронштадте» мало угля, и его может не хватить до Константинополя. Но снова и снова «Кронштадт» разворачивался, искал «Жаркого»…

Анастасия Александровна замолчала. Наступила тишина. И только было слышно, как завывал ветер за окном ее бизертинского дома. Как тот ветер, 84 года назад, в бушующем Черном море…
И снова «Кронштадт» находил, снова матросы крепили тросы…, и снова огромный «Кронштадт» тащил маленького «Жаркого» на буксире, но Мордвинов сказал: «Если оторвется, больше искать не будем!» И тогда нас ночью, с огромным трудом пересадили на «Кронштадт», а Демиян Чмель прибег к последней мере… – Анастасия Александровна улыбнулась. – Он привязал икону Николая Угодника с миноносца «Жаркий» к веревке и спустил ее в воду. И «Кронштадт» шел вперед, таща за собой «Жаркого», беспомощного, без машин, без матросов на борту, до самого Константинополя, на буксире и с верой старого боцмана в Николая Угодника…
Как эскадра попала в Бизерту?

Из сообщения штаба русского флота:

«Из Константинополя в Бизерту [вышли корабли] с 6388 беженцами, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей».

– Через полтора месяца после исхода из Севастополя, уже в декабре 1920 года, когда мы были в Константинополе, Франция принимает решение предоставить Русской эскадре под стоянку порт Бизерта в Тунисе, находившемся в то время под французским протекторатом. Правда, при этом было заявлено, что отныне эскадра «не принадлежит никакому государству, а находится под покровительством Франции».

Переход российских кораблей в Бизерту возглавил командир французского крейсера «Эдгар Кине» Бергасс Пти-Туар. Корабли плыли с французскими флагами на грот-мачтах, а на корме развевались Андреевские флаги.

…Помню, 23 декабря 20 года мы увидели с палубы Бизерту, этот тунисский порт, в котором многим из нас предстояло прожить всю жизнь. Всего кораблей было тридцать три, включая два линкора «Генерал Алексеев» и «Георгий Победоносец», крейсеры «Генерал Корнилов» и «Алмаз», десять эскадренных миноносцев – среди них был и миноносец «Жаркий» под командованием моего отца, он пришел 2 января – а также канонерские и подводные лодки, ледоколы, буксиры, другие суда. Мы приветствовали появление каждого нового корабля. Праздником стал день 27 декабря, когда за волнорезом появились огромные башни линкора «Генерал Алексеев». Он доставил в Бизерту гардемаринов и кадетов Севастопольского морского корпуса.

«Жаркий» пришел одним из последних. Бравый Демиан Логинович Чмель очень переживал вместе с нами отсутствие «Жаркого». Каждое утро, с восходом солнца, он уже был на палубе и обозревал горизонт. Он и увидел его первым!

2 января 1921 года мы проснулись от его стука в каюту. В утреннем тумане, на гладкой воде рейда, стоял маленький миноносец – наконец-то на якоре – и он… спал..., спал в настоящем смысле слова. Никого не было видно на палубе. Ничего на нем не двигалось. Люди проспали еще долго, и мы поняли почему, когда услышали их рассказы о последнем переходе.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 июля
среда
2017

В этот день:

Подвиг мичмана Насакина

26 июля 1789 года во время русско-шведской войны 1788–1790 годов эскадра Балтийского флота под общим командованием адмирала В. Я. Чичагова близ о. Эланд нанесла поражение шведскому флоту. В этом бою отличился мичман корабля «Дерис» Насакин.

Подвиг мичмана Насакина

26 июля 1789 года во время русско-шведской войны 1788–1790 годов эскадра Балтийского флота под общим командованием адмирала В. Я. Чичагова близ о. Эланд нанесла поражение шведскому флоту. В этом бою отличился мичман корабля «Дерис» Насакин.

В составе шведского флота было семь 74-пушечных кораблей, четырнадцать 64-пушечных и восемь 40-пушечных фрегатов; на вооружении находилось 1742 орудия, в том числе 980 единиц крупного калибра. Численность команд составляла около 13 тысяч человек. Русская эскадра включала в себя три 100-пушечных и девять 74-пушечных кораблей и восемь 66-пушечных фрегатов. Несли они 1600 пушек, в том числе до 980 единиц крупного калибра. Численность экипажей составляла свыше 15 тысяч человек. В этом сражении особо отличился член экипажа 66-пушечного корабля «Дерис» мичман Насакин.  Адмирал А.С. Шишков так описывал этот эпизод: «На корабле, бывшем под начальством капитана Престона, бедствие от разрыва пушек было тем ужаснее, что в сие время повалил из порохового погреба (крюйт-камеры) густой дым. Все в крайнем испуге ожидали ежеминутно подорвания корабля. Шлюпки, стоявшие у борта, тотчас отвалили прочь. Несколько человек бросились в воду, но, не доплыв до них, потонули. Отчаяние овладело всеми, как вдруг мичман Насакин твердым голосом закричал на окружавших его: «Что стоите, ребята? Страхом не избавитесь от смерти. За мною, кто хочет жить!» С сим словом бросился сквозь дым в крюйт-камеру. Несколько человек, ободренных им, кинулись и потушили огонь, прежде нежели он добрался до пороха. Удивительно, что сей мужествепный подвиг остался безгласным и только по одной молве достиг до моего слуха».

 

Легендарный матрос Железняков

26 июля 1919 года погиб Анатолий Григорьевич ЖЕЛЕЗНЯКОВ (Железняк) (род. 2.5.1895), матрос Балтийского флота, анархист, герой гражданской войны.

Легендарный матрос Железняков

26 июля 1919 года погиб Анатолий Григорьевич ЖЕЛЕЗНЯКОВ (Железняк) (род. 2.5.1895), матрос Балтийского флота, анархист, герой гражданской войны.

Призванный на флот осенью 1915 года, уже в июле 1917 года он был приговорен к 14 годам каторги за активную борьбу против Временного правительства. После побега продолжал революционную работу среди моряков Гельсингфорса (Хельсинки). Штурмовал Зимний дворец, в ноябре 1917 года боролся с контрреволюцией в Москве. Вошел в историю как участник разгона Учредительного собрания, когда, устав от бесконечных словопрений, приказал: «Покинуть зал заседаний! Караул устал!». Во время гражданской войны командовал бронепоездом. 25 июля 1919 года в бою с войсками Шкуро бронепоезд попал в засаду. В самый последний момент боя, когда он уже вырвался из засады, А. Г. Железняков был ранен в область грудной клетки «шальной» пулей. Рана оказалось смертельной, и 26 июля 1919 года он скончался, не приходя в сознание. 3 августа 1919 года тело Железнякова было предано земле на Ваганьковском кладбище в Москве. Его похоронили со всеми воинскими почестями

«Есть такая профессия — Родину защищать»

26 июля 1971 года на экраны вышел фильм Владимира РОГОВОГО «Офицеры» с Георгием ЮМАТОВЫМ, Василием ЛАНОВЫМ и Алиной ПОКРОВСКОЙ в главных ролях.

«Есть такая профессия — Родину защищать»

26 июля 1971 года на экраны вышел фильм Владимира РОГОВОГО «Офицеры» с Георгием ЮМАТОВЫМ, Василием ЛАНОВЫМ и Алиной ПОКРОВСКОЙ в главных ролях.

Сотни тысяч офицеров Советской Армии, а потом и Российской, воспитаны на идеалах, ярко раскрытых в этом произведении: беззаветному служению Родине, верности присяге, мужестве, отваге, стойкости, чести. Слова из этого фильма «Есть такая профессия — Родину защищать» стали девизом жизни для многих советских, русских воинов.

Рождение МКС

26 июля 2000 года на околоземной орбите вошла в строй первая Международная космическая станция. В этот день российский служебный модуль «Звезда» успешно состыковался с двумя первоначальными элементами. История появления МКС такова.

Рождение МКС

26 июля 2000 года на околоземной орбите вошла в строй первая Международная космическая станция. В этот день российский служебный модуль «Звезда» успешно состыковался с двумя первоначальными элементами. История появления МКС такова.

В 1984 году Президент США Рейган объявил о начале работ по созданию американской орбитальной станции. Это был совместный проект США, ЕКА, Канады и Японии. Но к началу 1990-х годов выяснилось, что стоимость разработки проекта слишком велика и только более широкая международная кооперация способна создать такую станцию. СССР, уже имевший опыт создания и выведения на орбиту орбитальных станций «Салют», а также станции «Мир», планировал в начале 1990-х создание станции «Мир-2», но в связи с «эпохальными реформами» проект зачах. Тут подсуетились американцы. 2 сентября 1993 года вице-президент США Альберт Гор и председатель Совета Министров РФ Виктор Черномырдин объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции».

В 1996 году была утверждена конфигурация станции: из двух сегментов — российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран — членов Европейского космического агентства и Бразилии). Сегодня МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Основное бремя несет Россия.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии