RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

К юбилею Ивана Кожедуба
1 апреля 2019 г.

К юбилею Ивана Кожедуба

5 апреля 2019 года в 18:00 в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция «Прославленный военный летчик, трижды герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб»
Катюша против «мессеров»
12 сентября 2016 г.

Катюша против «мессеров»

12 сентября 1941 года геройски погибла Екатерина Ивановна Зеленко, старший лейтенант.
Основатель Новороссии
24 сентября 2018 г.

Основатель Новороссии

24 сентября 1739 года - день рождения Григория Александровича Потёмкина-Таврического (ум. 1791), русского государственного и военного деятеля, генерал-фельдмаршала.
Адмирал Корнилов: Отстаивайте же Севастополь!
14 июня 2013 г.

Адмирал Корнилов: Отстаивайте же Севастополь!

14 июня - день рождения города русской морской славы Севастополя.
Убийство Вячеслава Плеве
28 июля 2016 г.

Убийство Вячеслава Плеве

28 июля день памяти министра внутренних дел России Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 году
Главная » Подвиги в наследство » Женщина в седле и с шашкой

Женщина в седле и с шашкой

100 лет назад в октябре 1914 года в ряде российских газет была размещена сенсационная статья: на фронте воюет переодетая в казака девушка

Речь шла о кубанской казачке из станицы Роговской Елене Чоба, которую сравнивали с известной героиней Отечественной войны 1812 года кавалерист-девицей Надеждой Дуровой.
Женщина в седле и с шашкой

Сегодня о ней мало что известно. В некоторых воспоминаниях есть сведения, что она совсем ребенком осталась круглой сиротой и была удочерена одним из зажиточных казаков. Получив казачье воспитание (рассказывали, что еще подростком она удивляла казаков своей удалью, умением справляться с конем и шашкой), в 19 лет Елена вышла замуж за казака Федора Чобу. Но обзавестись детьми они не успели - разразилась Мировая война, и муж Елены был направлен в один из пластунских казачьих полков.

Елена вскоре попросилась тоже на войну. Зная её упрямый характер, станичный сход дал добро. Известный кубанский краевед В.Бардадым так описал историю Елены: «К началу 1-й мировой войны Елене Чоба было уже около 30 лет, это была стройная, красивая женщина. В станице Роговской она была известна как лихая наездница. Участвовала вместе с бравыми казаками в рубке лозы. Ее ловкость и сила приводили в смущение даже бывалых рубак. И когда на фронт забрали её мужа, Елена стала ходатайствовать, чтобы и её отправили на фронт. Она остригла волосы и в казачьей форме явилась на прием к начальнику Кубанской области - генерал-лейтенанту М.П.Бабычу. "Что ж, тезка Михаил (такое имя выбрала себе Елена), - на прощанье сказал убеленный сединами атаман, - доброго тебе пути!" - и поцеловал отважную казачку. Ей пришлось воевать на разных фронтах. И казаки не подозревали, что за суровой внешностью их вожака скрывается храбрая женщина, променявшая свой домашний уют на ад войны».

Вскоре Елена (Михаил) отличилась в Карпатских горах. Журнал «Кубанский казачий вестник» так писал о героине-казачке: «В пылу огня, под несмолкаемый грохот пушек, под беспрерывным дождем пулеметных и ружейных пуль, по свидетельству товарищей, Михайло наш без страха и упрека делал свое дело. Переезжая с фронта на фронт, с тыла на передовые позиции, из армии в армию Михайло смело и бодро смотрел в глаза своему противнику, с которым зачастую приходилось быть на расстоянии штыкового удара. Снежные бури, лютая зима карпатских гор, бесконечные переходы, ночные атаки и постоянные бои будто составляли ее стихию. Елена-Михайло Чоба, показной славы избегая, выделялась своей лихостью. Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врагов вперед за Михайлом его товарищи, нисколько не подозревая, что под черкеской казака кроется роговская казачка Елена Чоба. Во время нашего отхода, когда враг тесным кольцом старался сковать одну нашу часть и батареи, Чобе удалось прорваться через кольцо неприятеля и спасти от гибели две наши батареи, совершенно не предполагавшие о близости немцев, и вывести батареи из смыкавшегося немецкого кольца без всякого урона с нашей стороны. За этот геройский подвиг Чоба получил Георгиевский крест 4 ст. Целый год Михайло беспрерывно провел в боях и стычках с неприятелем, и только недавно, в последних майских боях, шальная пуля ранила в ключицу руки и вывела его из строя. За бои Чоба имеет 4 и 3 ст. Георгиевские медали и Георгиевский крест 4 ст. От последнего, как женщина, она отказалась, оставив их при полковом знамени. Теперь наш герой живет в станице на поправке и снова мечтает вернуться в бой».

Но потом была революция, гражданская война, и след казачки затерялся на путях-перепутьях истории. Но память о ней будет жить еще долго.

 

.
11 октября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии