RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Русский синдром» американского адмирала
22 мая 2019 г.

«Русский синдром» американского адмирала

22 мая 1949 года с воплем «Русские идут!» покончил с собой, выпрыгнув с 16 этажа, первый министр обороны США Джеймс Форрестол.
Образец стойкости
20 декабря 2013 г.

Образец стойкости

20 декабря 1941 года советскими войсками и самими жителями города был освобожден Волоколамск
Это вам не путинский «рывок»
23 апреля 2019 г.

Это вам не путинский «рывок»

23 апреля 1929 года открылась XVI конференция Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)
Главный резерв Ставки
1 июля 2019 г.

Главный резерв Ставки

1 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения, в которое в первый же день записались 120 тысяч человек от 16 до 65 лет.
В 17 девических лет...
20 февраля 2018 г.

В 17 девических лет...

20 февраля 1926 года родилась Зинаида Мартыновна ПОРТНОВА, юная партизанка-разведчица
Главная » Подвиги в наследство » Как был блокирован "Дропшот"

Как был блокирован "Дропшот"

26 сентября 1956 года советские летчики и самолетостроители сорвали американский план превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР

Они сумели «дотянуться» нашим авиакрылом до США, что обеспечивало неприемлемый для янки зубодробительный ответ.
   Как был блокирован

Информация о том, что в середине 50-х годов мир едва не был ввергнут в ядерную войну, начала просачиваться в печать еще на заре перестройки. Многие тогда впервые узнали о разработанном в США плане превентивного ядерного удара по основным административным и промышленным центрам СССР под кодовым названием "Дропшот" (переводится, как самый короткий удар в теннисе). Наша агентурная разведка с помощью источников в руководстве НАТО сумела заблаговременно переправить в Москву фотокопии разработок этой операции, назначенной на 1 января 1957 года. Но до недавнего времени оставалось загадкой, каким образом была сорвана операция. Ведь агрессор отказывается от своих планов, как правило, только тогда, когда получает доказательства, что ответный удар окажется столь же мощным. Однако на момент "Х" Советский Союз еще не имел баллистических ракет, способных доставить ядерное оружие через океан. Что же остановило США? Об этом наша беседа с бывшимзаместителем начальника летно-испытательного комплекса авиационного завода имени Мясищева Леонидом Гладуном, руководившим в 50-х годах испытанием технического устройства, которое, по сути дела, и предотвратило тогда ядерный "блицкриг".


- Операция "Дропшот" началась фактически еще в 1954 году, - рассказал ученый. - Американцы тогда предварительно провели проверку нашей системы ПВО. В ночь с 28 на 29 апреля 1954 года три самолета "Боинг-47" со стороны Балтийского моря нарушили Государственную границу СССР и пролетели над европейской частью страны, очертив гигантскую дугу Балтийск-Новгород-Минск-Киев-Кишинев. Для перехвата в общей сложности было поднято 92 истребителя, но они не сумели выполнить поставленную задачу. Самолеты-нарушители беспрепятственно ушли в сторону Западной Германии.

- В чем же были причины фактически нулевой эффективности нашей ПВО?

- О них подробно сказано в рассекреченном недавно рапорте маршала авиации Вершинина тогдашнему министру обороны Булганину по поводу случившегося. Если коротко, то главная беда заключалась в том, что на истребителях тогда еще не имелось локаторов, а взаимодействие с наземными станциями наведения было отработано слабо. Поэтому наши летчики не сумели выйти на контакт с нарушителями и пресечь полет.

Успех воздушного рейда воодушевил американцев. Дело в том, что в штабных расчетах они оценивали возможные потери своих самолетов при ядерной атаке до 55 процентов. Эта цифра очень негативно сказывалась на настрое американских летчиков, что могло породить большое количество отказников в момент "Х". То, что около сотни наших истребителей ничего не смогли сделать с тройкой "Боингов", заметно подняло боевой дух американцев. У стратегов, похоже, зачесались руки.

8 мая 1954 года командующий стратегической авиацией США генерал Лемэй проинструктировал еще три экипажа "Боингов" и поставил задачу спровоцировать воздушный бой на границе СССР и Финляндии. Кстати, союзники по НАТО об этом полете проинформированы не были. Один из "Боингов" был перехвачен над советской территорией парой истребителей Северного флота. По нему велся огонь с дальней дистанции. Как выяснилось позже из донесений разведки, "Боинг" был сильно поврежден. И мы, как ни странно, должны быть, вероятно, благодарны его пилоту, который сумел довести подстреленную машину до базы в Англии, тем самым лишив натовских стратегов повода для обвинения СССР в нападении на их самолет якобы над территорией Финляндии.

Тем не менее руководство СССР понимало, что повод для агрессии можно найти всегда и нужно к ней готовиться. Когда же в руках Москвы оказались все выкладки плана "Дропшот", проблема неприемлемого для противника ответного удара встала во весь рост. Сложность ее решения состояла в том, что американцы собирались бомбардировать нас ядерным оружием с европейских баз, а мы могли остановить их только возможностью ответных бомбардировок непосредственно по территории США (ведь на судьбу Европы американцам всегда было наплевать). Ракеты-носители, как известно, появились на вооружении в советских войсках только в 1959 году. На момент же разворачивания операции "Дропшот" мы могли уповать только на дальнюю авиацию.

- Какие советские самолеты в то время были приспособлены для дальней доставки ядерного оружия?

- Для этой цели проектировался дальний бомбардировщик Ту-95. Он был произведен в единственном экземпляре, но во время испытаний погиб. Работу по нему приостановили и переключились на самолет "М-4", который мог нести ядерное оружие. Но дальность полета этой машины не позволяла совершать, так сказать, транзитные рейсы СССР - США - СССР без дозаправки. На вооружении советских ВВС в то время еще не было технических систем, с помощью которых можно было бы пополнять горючее с самолета-танкера прямо в воздухе. Правда, генеральный конструктор В.М. Мясищев уже разработал такую систему, выполненную по схеме "Конус". Однако летчик-испытатель Марк Галлай во время полета в паре с самолетом-заправщиком ни разу не смог сконтактироваться с "Конусом" и пополнить горючее. Он в своем отчете забраковал эту систему, заявив, что необходима другая, сделанная по типу американского телескопического механизма заправки. Но ее разработка и внедрение потребовали бы еще 3 - 3,5 года, и мы никак не успевали бы до планируемого американцами удара по СССР - 1 января 1957 года. Оставалось единственное: срочно доводить до ума "Конус". Директор серийного самолетостроительного завода Дмитрий Осипов договорился с Мясищевым и взял эту работу на себя. Руководить испытаниями назначили меня. В группу вошли ведущий летчик-испытатель Николай Горяйнов, правый летчик Иван Лаптев, штурман Владимир Журавлев, бортинженер Григорий Нефедов. Опускаю все сложности нашей работы в обстановке цейтнота. Главное - результат: 26 сентября 1956 года мы выполнили полет на дальность, соответствующую расстоянию до США и обратно, с дозаправкой в воздухе. С этого момента можно считать, что ядерный шантаж США в отношении СССР потерял всякий смысл. За ходом испытаний лично следил Хрущев, и, когда они закончились, была организована утечка информации о том, что СССР теперь имеет возможность ответного удара возмездия.

- Какими силами мог быть нанесен такой удар?

- На 1 января 1957 года у нас имелось 25 самолетов "М-4", оснащенных системой "Конус". Результат полета с дозаправкой мог быть похлестче, чем 25 Хиросим.

- Но ведь не все советские "М-4" смогли бы отбомбиться. Принималось ли в расчет противодействие ПВО противника?

- В то время ПВО США было ничуть не лучше, чем у нас. Но дело еще и в том, что достаточно было одному самолету отбомбиться прицельно, чтобы американцы получили неприемлемый для них результат. Не многие знают, что в районе Лос-Анджелеса через территорию США проходит мощный тектонический разлом (геологическая трещина в земной коре). Одна достаточно мощная атомная бомба, взорванная здесь, способна привести к тяжелейшей катастрофе. Стратеги США это прекрасно понимают. Поэтому-то они моментально отказались от операции "Дропшот", как только получили достоверную информацию о том, что наше ядерное оружие может поразить Лос-Анджелес.

Так своевременно разработанное в общем-то несложное техническое устройство помогло спасти мир от возможной ядерной войны.

Сергей Турченко
26 сентября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 ноября
вторник
2019

В этот день:

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1954 году окончил Черниговское военное авиационное училище лётчиков, в 1962 году — школу лётчиков-испытателей. В 1962—1977 годах был лётчиком-испытателем Горьковского авиационного завода. Участвовал в испытаниях серийных самолётов «МиГ-21», «МиГ-25», а также их различных модификаций. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за «мужество и отвагу, проявленные при испытании новой авиационной техники» Владимир Гордиенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11397.

В 1977—1990 годах Гордиенко был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательного института имени Громова. В 1990 году в звании полковника Гордиенко был уволен в запас. Работал лётчиком-испытателем научно-производственным объединения «Авиатика».

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Служит до сих пор.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики Ту-95 пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

 

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

 В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина".

Судьба этого корабля богата событиями. Он был заложен 19 октября 1915 года в Николаеве. Первая мировая и Гражданская войны надолго прервали строительство. «Недострой» в феврале 1919 года захватили французские интервенты. Но уже в марте того же года экипаж поднял на корабле красный флаг и перешел на сторону Советов. В январе 1920 года, захваченный белогвардейцами, корабль был отбуксирован в Одессу и посажен на мель. Через месяц большевики сняли его с мели и вернули в Николаев. 26 декабря 1922 года крейсер получил имя « Червона Украина» и вскоре Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. Через четыре с половиной года он вошел в состав Черноморского флота.
25 июля 1929 года «Червону Украину» посетил И. В. Сталин, который благословил первый советский крейсер на переход в Средиземное море и совершение дружественных визитов в Италию и Грецию. «Червона Украина» также дважды побывала в Турции.

Великую Отечественную войну крейсер встретил под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров в Севастополе. 23-25 июня он произвел постановку оборонительных минных заграждений. Затем участвовал в обороне Одессы, в эвакуации войск и населения.
5 ноября командиром корабля был назначен капитан 2 ранга И.А.Заруба. 8 ноября крейсер первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим на Севастополь войскам противника. 9 и 10 ноября выполнил семь стрельб (выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).
12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани Севастополя крейсер было совершено несколько воздушных налетов фашистской авиации. Только в первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но крейсер продолжал вести бой и держаться на плаву, хотя на нем погибло 70 человек.
Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан 2 ранга Заруба по приказанию командующего флотом отдал команду покинуть корабль. Когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом.
Экипаж "Червоной Украины» влился в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

Но на этом судьба крейсера не завершилась. После войны он был поднят, отремонтирован и использовался в качестве плавучего учебного центра. В 1952 году крейсер был посажен на грунт в районе косы Бакая в качестве мишени для бомбометания морской авиации. Там уже окончательно погиб, отдав жизнь для совершенствования боевой подготовки морских летчиков. Вечная ему слава!

 

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Сергей Николаевич Богданченко совершил подвиг 10 сентября 1999 года в Новолакском районе Дагестана. Бой за высоту 715,3 был одним из самых драматичных эпизодов специальной операции по уничтожению вторгшихся сюда незаконных вооруженных формирований. Захватить и удержать высоту спецназовцам предстояло 9 сентября. Незаметно миновав позиции боевиков, к шести часам утра спецназовцы заняли гребень высоты и сразу же вступили в бой. Дня организации надежной обороны группа под командованием старшего лейтенанта Сергея Богданченко была направлена в зеленку, на самый крутой скат холма. Здесь-то они и столкнулись с боевиками, которые готовили запасные позиции на случай наступления российских войск. В жестоком бою бандитов выбили с занимаемых позиций. Сергей Богданченко, получив тяжелое ранение, продолжал руководить боем. Спецназовцы выполняли поставленную задачу. Они сумели удержать высоту. При эвакуации Сергей скончался на руках своих подчиненных...
Сергей Николаевич Богданченко родился 21 февраля 1969 года в станице Вознесенская Краснодарского края. Окончил вознесенский механико-технологический техникум. В июне 1988 года призван на срочную военную службу. После службы окончил СПТУ-28 в Лабинске, работал на одном из предприятий города. В 1994 году поступил на службу по контракту во внутренние войска. В 1996-м Сергей окончил курсы подготовки младших офицеров при Санкт-Петербургском высшем военном командном училище внутренних войск МВД России. С ноября 1998 года служил в армавирском отряде специального назначения.

Навечно зачислен в списки личного состава части. Улица в станице Вознесенская, на которой жил Герой, отныне носит его имя.

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

10 лет назад инициатором и организатором праздника выступил крупнейший интернет-портал по безопасности Sec.Ru, и День специалиста по безопасности ежегодно стали отмечать 12 ноября, начиная с 2005 года.
Понятно, что эта профессия является одной из самых древних. Она появилась еще в античные времена и развивалась вместе с обществом. Одними из самых древних «секьюрити» можно назвать людей, которые пробовали пищу и напитки перед тем, как к трапезе приступит господин, и «сотрудников» персональной охраны, которая всегда существовала у правителя (стража, дружина и т.п.). Эти люди должны были защищать своего господина от любых видов посягательств на его личность.
В "демократической" России армия спецов по безопасности разрослась как раковая опухоль. Сотни тысяч спецов охраняют школы, магазины, гаражи, склады,жилые дома, свинофермы, всяческих чиновничков, крупных воров и бандюг, олигархов, проституток, певичек и прочую ерунду. От общественно-полезного труда отрываются сотни тысяч здоровых мужиков.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии