RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Полтава — город русской славы
10 июля 2018 г.

Полтава — город русской славы

10 июля - День воинской славы России в память победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
Генерал Иван Панфилов
17 ноября 2018 г.

Генерал Иван Панфилов

18 ноября 1941 года погиб легендарный комдив-316, которого солдаты называли Батей
Пионер космической эры
4 октября 2018 г.

Пионер космической эры

4 октября 1957 года впервые в истории человечества Советский Союз вывел на околоземную орбиту космический аппарат,, созданный человеком
«Дедушка» русского спецназа
18 ноября 2015 г.

«Дедушка» русского спецназа

15 лет назад 18 ноября 2000 года в столетнем возрасте ушел из жизни самый известный советский диверсант Илья Григорьевич Старинов.
Подвиг «Молодой Гвардии»
15 января 2019 г.

Подвиг «Молодой Гвардии»

Как европейские подонки истязали молодогвардейцев
Главная » Подвиги в наследство » Начало лунной гонки

Начало лунной гонки

12 сентября 1959 года состоялся запуск первой в мире советской межпланетной станции

Через два дня она впервые в истории человечества достигла поверхности Луны и доставила туда вымпел с изображением Герба СССР.
Начало лунной гонки

12 сентября 1959 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полета к Луне АМС «Луна-2». Это была траектория сближения без использования старта с орбиты. 14 сентября 1959 года станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Из научного оборудования на ней были установлены сцинтилляционные счётчики, счётчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра. На поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением Герба СССР.

Всего за 13 лет в условиях послевоенной разрухи наша страна, обогнав разжиревших на войне американцев, дотянулась до естественного спутника Земли. А началось всё так. Весной 1946 года руководство США определило главную послевоенную задачу страны – запуск искусственного спутника Земли. Через 9 лет президент страны Эйзенхауэр известил мир, что с конца 1957 года Соединённые Штаты начнут запуск беспилотных космических аппаратов. Советский Союз всё делал молчком, зато в октябре 1957 года первым запустил искусственный спутник Земли. В ответ американцы разработали сверхсекретный проект под кодовым названием “А-119”. В его задачу входило: первыми достичь Луны, доставить туда и взорвать ядерную бомбу. Ярчайшая вспышка на фоне тёмной части Луны должна была произвести шокирующее впечатление на весь мир, в первую очередь, на Советский Союз.

Но не успели! В 1959 году СССР первым доставил на Луну спускаемый аппарат, правда, с жестким прилунением и «втёмную», то есть без телеаппаратуры. А ещё через полтора года в космос полетел первый человек - Юрий Гагарин!

Тогда США вазяли курс на посещение Луны человеком. Тогдашний руководитель СССР Никита Хрущёв получил от президента Кеннеди предложение о совместной программе высадки на Луну. Но советское руководство небезосновательно заподозрило американцев в попытке выведать секреты советских ракетных и космических технологий и отказалось. Уверенное в том, что США далеко отстали, советское правительство нацелило конструкторское бюро Королёва на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только спустя несколько лет, с большим опозданием относительно США, в СССР была утверждена лунная пилотируемая программа (в 1964 году) и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны к 1967 году и посадке на неё к 1968 году.

Первые автоматические станции для посадки на Луну были разработаны в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. В ходе 11 пусков (4 января 1963 года - 3 декабря 1965 года.) были отработаны бортовые системы станции, однако главная цель - мягкая посадка на поверхность Луны - была достигнута лишь в феврале 1966 года. Мы опять обогнали американцев, правда, всего на четыре месяца. 2 июня 1966 года американская станция "Surveyor-1" осуществила мягкую посадку на Луну и передала на Землю изображения лунного ландшафта.

Затем у нас была создана Автоматическая лунная станция (АЛС). Она представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри размещались приборы радиокомплекса метрового диапазона космической радиолокационной станции (КРС), угломерной системы дециметрового диапазона "Маяк-6", телеметрической системы, программно-временное устройство, блоки автоматики и терморегулирования, химическая батарея и научные приборы. На вершине АЛС с внешней стороны установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации. Верхняя полусфера АЛС на перелете была закрыта четырьмя лепестковыми антеннами, которые после посадки раскрылись. Посадочное устройство АЛС было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов. Они смягчали удар станции о лунную поверхность. Высота АЛС на поверхности Луны со штыревыми антеннами составляла 112 см, а диаметр с раскрытыми лепестками - 160 см.

Состав научной аппаратуры: - гамма-спектрометр для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности, характеризующего тип лунных пород; - КС-17М - прибор для регистрации корпускулярного излучения, как на трассе перелета, так и после посадки на лунную поверхность. Основным научным прибором автоматической лунной станции была оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором. Угол зрения телекамеры составлял 360° по горизонтали и 36° по вертикали, число строк по кадру - 6000, число элементов в строке - 500. Скорость передачи изображения - 1 строка в секунду. Время передачи одной панорамы - 100 минут.

В период с 3 до 6 февраля 1966 года было проведено 7 сеансов связи со спускаемым аппаратом общей продолжительностью более 8 часов. На Землю были переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при различных высотах Солнца над горизонтом (7, 14, 27 и 41 градус). Кроме того, в ходе полета "Луны-9" были проведены следующие наблюдения и измерения: уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли; установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов; -по полученным снимкам определены особенности микрорельефа поверхности Луны и, в частности, не обнаружено пыльного слоя.
Интерес советского правительства к освоению Луны резко упал после того, как американцы провели грандиозное шоу якобы с посещением нашей космической соседки. Сейчас многими крупными и авторитетными учеными доказано, что «американский прорыв» был создан в Голливуде, но тогда мир поверил янки, и советская лунная программа была приторможена. Но это уже другая история.

Сергей Турченко
12 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии