RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Главный витязь Руси
1 июня 2014 г.

Главный витязь Руси

1 июня Русская Православная Церковь, весь русский народ отмечают День памяти великого князя Дмитрия Ивановича Донского
Цветы Сталину
20 декабря 2015 г.

Цветы Сталину

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Про ПРО
29 октября 2013 г.

Про ПРО

29 октября 1976 года в СССР начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении
Как французы из России бежали
3 ноября 2016 г.

Как французы из России бежали

3 ноября 1812 года началось Вяземское сражение
Наша партизанская традиция смертельна для врага
30 мая 2016 г.

Наша партизанская традиция смертельна для врага

30 мая 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР, но народные мстители уже около года вовсю колошматили фрицев
Главная » Подвиги в наследство » Парад Победы в Берлине

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне

По указанию Сталина, принимал его Маршал Советского Союза Георгий Жуков, а американские, английские и французские генералы стояли перед ним по стойке «Смирно», что вполне справедливо.
Парад Победы в Берлине

После главного Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года Г. К. Жуков, как командующий Группой советских войск в Германии, предложил командующим гарнизонов союзных оккупационных войск провести совместный парад в Берлине в ознаменование завершения Второй мировой войны. Идея была поддержана, но её осуществление отложили до окончания боевых действий в Японии. Договорились, что парад войск будут принимать главнокомандующие войсками Советского Союза, США, Англии и Франции. Но, западные политики, как всегда, начали мутить. В последний момент атташе союзников известили Кремль о том, что по некоторым соображениям главнокомандующие Англии, Франции и США не смогут участвовать в этом параде, а вместо них в Берлин прибудут высокопоставленные боевые генералы. В последствии Жуков вспоминал: "Я тотчас же позвонил И.В. Сталину. Выслушав мой доклад, он сказал: "Они хотят принизить значение парада Победы в Берлине... Принимайте парад сами, тем более, что мы имеем на это прав больше, чем они".

Так что берлинский парад Победы принимал Маршал Советского Союза Жуков, а командовал им английский генерал Нэйрс.

Впервые мне рассказал об этом параде гвардии полковник в отставке Евгений Борисович Рыбников:

- Хочу вспомнить еще об одном Параде Победы. Мало кто знает, что в 1945 году был еще один такой парад, но уже в Берлине. Сталин договорился с руководителями США, Англии и Франции провести парад советских войск и войск союзников в сентябре 1945 года в районе рейхстага и Бранденбургских ворот, где проходили завершающие бои при взятии Берлина. Согласно договоренности, парад войск должны были принимать верховные главнокомандующие войсками Советского Союза, США, Англии и Франции.

Но накануне церемонии советское руководство было неожиданно предупреждено о том, что по ряду причин верховные главнокомандующие союзными войсками не могут прибыть в Берлин, и уполномочили принять участие в параде своих генералов. Тогда Сталин поручил принимать парад маршалу Советского Союза Георгию Жукову. Церемония состоялась 7 сентября 1945 года. Объехав войска коалиции, построенные для прохождения торжественным маршем, Жуков произнес речь на русском языке, в которой были отмечены исторические заслуги советских войск и помощь экспедиционных сил союзников.

В районе, где проходил парад, собрались около двадцати тысяч берлинцев, которые приветствовали победителей. Сегодня тот парад почему-то забыт, хорошо бы возродить традицию, чтобы Европа помнила, кто ее освободил.

Давайте напомним Европе. Объезжая войска, построенные на Александерплац для прохождения торжественным маршем, маршал Г. Жуков, генерал армии Д. Эйзенхауэр, английский фельдмаршал Б. Монтгомери и французский генерал Ж. в М. Латр де Тассиньи поздравляли с Победой своих солдат, и в ответ звучали удесятеренные громкоговорителями приветствия на трех языках стран-победительниц. В торжественном прохождении войск было задействовано 5 тысяч представителей всех стран коалиции (советских участников парада было 2 тысячи). Парадный марш возглавил советский сводный полк 248-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Берлин (командир подполковник Ленев). Далее прошёл французский сводный полк 2-й пехотной дивизии берлинского гарнизона, французские партизаны, альпийские стрелки и колониальные войска (командир полковник Плесье). Далее следовал британский полк 131-й пехотной бригады Дерхемского, королевы Великобритании, Девонширского пехотных полков и британских ВВС (командир полковник Бренд). Завершил шествие сводный полк американских парашютистов из 82-й авиадесантной дивизии (командир полковник Тукер). Проезд бронетехники начали 24 танка и 30 бронемашин английской 7-й танковой дивизии. Далее — французская колонна: 6 средних танков, 24 бронетранспортера и 24 бронемашины 3-го егерского полка и 1-й бронетанковой дивизии. Следом американская колонна: 32 танков и 16 бронемашин из 16-й мотомеханизированной кавалерийской группы. Завершали парад 52 советских танка ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии (командир генерал-майор Т. Абрамов).

После этого парада Жуков пригласил Эйзенхауэра в Москву. Тот прибыл на празднование годовщины Октябрьской революции. 7 ноября на приеме по случаю годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовал генерал Эйзенхауэр, Жуков, выступая, подчеркнул важность сохранения союза наших народов и вооруженных сил. Из воспоминаний Эйзенхауэра о беседе с Жуковым на этом приеме: «Маршал отметил, что в Берлине мы оба кое-чего добились в разрешении трудных проблем, несмотря на различные политические взгляды. И при этом заметил, что если США и Россия будут стоять вместе, несмотря ни на какие трудности, успех ООН будет наверняка обеспечен».

Американский дипломат Чарльз Болен сделал в своих дневниках следующую запись о Жукове и его отношении к Эйзенхауэру: «Он выглядел как подобает солдату – очень сильный, крепкий, как русский дуб, с красноватым лицом и голубыми глазами. Хотя у Жукова была приятная улыбка, он был очень сдержан, особенно с иностранцами…Он проявлял терпимость и даже уважение к Штатам, и я ни на минуту не сомневался, что его уважение к Эйзенхауэру было искренним, а не деланным в зависимости от конъюнктуры».

При этом советский главком, как пишут военные историки, был тверд в отстаивании зоны контроля и наших интересов. Когда американские военные летчики попытались добиться права летать и над территорией советской оккупационной зоны, Жуков заявил, что есть соглашения, которые он нарушать никому не позволит. И в заявках на полеты над советской зоной оккупации при согласовании представители советской службы контроля ставили штамп «Безопасность полетов не гарантируется!».

 

Кстати, отмечая годовщину берлинского парада, не лишне напомнить всяческим меркелюгам о том, где и как заканчиваются "походы на Россию".

Сергей Турченко
7 сентября 2014 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии