RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Готовимся к 100-летию Маресьева
3 декабря 2015 г.

Готовимся к 100-летию Маресьева

2 декабря состоялось 1-е рабочее совещание Общественного Юбилейного комитета по празднованию 100-летней годовщины легендарного лётчика, Героя Советского Союза Маресьева Алексея Петровича.
Тайна смерти И.В.Сталина
5 марта 2018 г.

Тайна смерти И.В.Сталина

5 марта 1953 года не стало выдающегося руководителя советского государства, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами СССР генералиссимуса Победы Иосифа Виссарионовича Сталина.
Сага о Великой и всесокрушающей любви
20 августа 2017 г.

Сага о Великой и всесокрушающей любви

Будущего матроса Владимира Путина призвали на службу в 1939 году
Ржевский мемориал
30 июня 2020 г.

Ржевский мемориал

30 июня 2020 года президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко открыли мемориал Советскому солдату под Ржевом
Возвращение «Священной войны»
24 июня 2019 г.

Возвращение «Священной войны»

Родившаяся 24 июня 1941 года песня композитора А. В. Александрова на стихи В. И. Лебедева-Кумача сегодня снова становится актуальной, как и в годы Великой Отечественной войны.
Главная » Подвиги в наследство » Парад Победы в Берлине

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне

По указанию Сталина, принимал его Маршал Советского Союза Георгий Жуков, а американские, английские и французские генералы стояли перед ним по стойке «Смирно», что вполне справедливо.
Парад Победы в Берлине

После главного Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года Г. К. Жуков, как командующий Группой советских войск в Германии, предложил командующим гарнизонов союзных оккупационных войск провести совместный парад в Берлине в ознаменование завершения Второй мировой войны. Идея была поддержана, но её осуществление отложили до окончания боевых действий в Японии. Договорились, что парад войск будут принимать главнокомандующие войсками Советского Союза, США, Англии и Франции. Но, западные политики, как всегда, начали мутить. В последний момент атташе союзников известили Кремль о том, что по некоторым соображениям главнокомандующие Англии, Франции и США не смогут участвовать в этом параде, а вместо них в Берлин прибудут высокопоставленные боевые генералы. В последствии Жуков вспоминал: "Я тотчас же позвонил И.В. Сталину. Выслушав мой доклад, он сказал: "Они хотят принизить значение парада Победы в Берлине... Принимайте парад сами, тем более, что мы имеем на это прав больше, чем они".

Так что берлинский парад Победы принимал Маршал Советского Союза Жуков, а командовал им английский генерал Нэйрс.

Впервые мне рассказал об этом параде гвардии полковник в отставке Евгений Борисович Рыбников:

- Хочу вспомнить еще об одном Параде Победы. Мало кто знает, что в 1945 году был еще один такой парад, но уже в Берлине. Сталин договорился с руководителями США, Англии и Франции провести парад советских войск и войск союзников в сентябре 1945 года в районе рейхстага и Бранденбургских ворот, где проходили завершающие бои при взятии Берлина. Согласно договоренности, парад войск должны были принимать верховные главнокомандующие войсками Советского Союза, США, Англии и Франции.

Но накануне церемонии советское руководство было неожиданно предупреждено о том, что по ряду причин верховные главнокомандующие союзными войсками не могут прибыть в Берлин, и уполномочили принять участие в параде своих генералов. Тогда Сталин поручил принимать парад маршалу Советского Союза Георгию Жукову. Церемония состоялась 7 сентября 1945 года. Объехав войска коалиции, построенные для прохождения торжественным маршем, Жуков произнес речь на русском языке, в которой были отмечены исторические заслуги советских войск и помощь экспедиционных сил союзников.

В районе, где проходил парад, собрались около двадцати тысяч берлинцев, которые приветствовали победителей. Сегодня тот парад почему-то забыт, хорошо бы возродить традицию, чтобы Европа помнила, кто ее освободил.

Давайте напомним Европе. Объезжая войска, построенные на Александерплац для прохождения торжественным маршем, маршал Г. Жуков, генерал армии Д. Эйзенхауэр, английский фельдмаршал Б. Монтгомери и французский генерал Ж. в М. Латр де Тассиньи поздравляли с Победой своих солдат, и в ответ звучали удесятеренные громкоговорителями приветствия на трех языках стран-победительниц. В торжественном прохождении войск было задействовано 5 тысяч представителей всех стран коалиции (советских участников парада было 2 тысячи). Парадный марш возглавил советский сводный полк 248-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Берлин (командир подполковник Ленев). Далее прошёл французский сводный полк 2-й пехотной дивизии берлинского гарнизона, французские партизаны, альпийские стрелки и колониальные войска (командир полковник Плесье). Далее следовал британский полк 131-й пехотной бригады Дерхемского, королевы Великобритании, Девонширского пехотных полков и британских ВВС (командир полковник Бренд). Завершил шествие сводный полк американских парашютистов из 82-й авиадесантной дивизии (командир полковник Тукер). Проезд бронетехники начали 24 танка и 30 бронемашин английской 7-й танковой дивизии. Далее — французская колонна: 6 средних танков, 24 бронетранспортера и 24 бронемашины 3-го егерского полка и 1-й бронетанковой дивизии. Следом американская колонна: 32 танков и 16 бронемашин из 16-й мотомеханизированной кавалерийской группы. Завершали парад 52 советских танка ИС-3 из 2-й гвардейской танковой армии (командир генерал-майор Т. Абрамов).

После этого парада Жуков пригласил Эйзенхауэра в Москву. Тот прибыл на празднование годовщины Октябрьской революции. 7 ноября на приеме по случаю годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовал генерал Эйзенхауэр, Жуков, выступая, подчеркнул важность сохранения союза наших народов и вооруженных сил. Из воспоминаний Эйзенхауэра о беседе с Жуковым на этом приеме: «Маршал отметил, что в Берлине мы оба кое-чего добились в разрешении трудных проблем, несмотря на различные политические взгляды. И при этом заметил, что если США и Россия будут стоять вместе, несмотря ни на какие трудности, успех ООН будет наверняка обеспечен».

Американский дипломат Чарльз Болен сделал в своих дневниках следующую запись о Жукове и его отношении к Эйзенхауэру: «Он выглядел как подобает солдату – очень сильный, крепкий, как русский дуб, с красноватым лицом и голубыми глазами. Хотя у Жукова была приятная улыбка, он был очень сдержан, особенно с иностранцами…Он проявлял терпимость и даже уважение к Штатам, и я ни на минуту не сомневался, что его уважение к Эйзенхауэру было искренним, а не деланным в зависимости от конъюнктуры».

При этом советский главком, как пишут военные историки, был тверд в отстаивании зоны контроля и наших интересов. Когда американские военные летчики попытались добиться права летать и над территорией советской оккупационной зоны, Жуков заявил, что есть соглашения, которые он нарушать никому не позволит. И в заявках на полеты над советской зоной оккупации при согласовании представители советской службы контроля ставили штамп «Безопасность полетов не гарантируется!».

 

Кстати, отмечая годовщину берлинского парада, не лишне напомнить всяческим меркелюгам о том, где и как заканчиваются "походы на Россию".

Сергей Турченко
7 сентября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии