RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Кто расчленил Германию?
5 июня 2018 г.

Кто расчленил Германию?

5 июня 1945 года военачальники союзных держав Георгий Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери и Тассиньи подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии
Гибель линкора «Новороссийск»
29 октября 2015 г.

Гибель линкора «Новороссийск»

60 лет назад 29 октября 1955 года прямо в Севастопольской бухте взорвался и затонул самый крупный советский боевой корабль того времени
 Первый космический извозчик
15 мая 2018 г.

Первый космический извозчик

15 мая 1957 года запущена первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета – легендарная Р-7.
«Погибаю, но не сдаюсь…»
15 мая 2018 г.

«Погибаю, но не сдаюсь…»

15 мая 1905 года совершил бессмертный подвиг экипаж броненосца «Адмирал Ушаков»
Актуальные уроки Александра III
1 ноября 2013 г.

Актуальные уроки Александра III

1 ноября 1894 года скончался Александр III (р. 1845), российский император.
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг штабс-капитана Нестерова

Подвиг штабс-капитана Нестерова

8 сентября 1914 года, совершив первый воздушный таран, погиб выдающийся русский летчик Пётр Нестеров

Он навечно внесен в летопись воздушного флота как основоположник высшего пилотажа.
Подвиг штабс-капитана Нестерова

Пётр Никола́евич Не́стеров родился 27 февраля 1887 в Нижнем Новгороде в семье офицера. Закончил Нижегородский кадетский корпус, и Михайловское артиллерийское училище. Служил в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 года 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полет, а в 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор», который тогда приняли на вооружение армии. 31 августа 1913 года был произведён в штабс-капитаны.

Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, ещё будучи артиллеристом, Пётр Николаевич построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 года проект был одобрен, но без предоставления средств.

Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения.

Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.

Из акта расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова:

"Осмотром разбитых аппаратов и опросом свидетелей воздушной борьбы штабс-капитана Нестерова с австрийским бимонопланом системы "Альбатрос" выяснилось:

1. Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударом сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика.

2. Штабс-капитан Нестеров неоднократно выражал мысль, что неприятельская воздушная машина летать над 11-м авиационным отрядом беспрепятственно не будет.

3. Решение таранить и сбивать неприятельские воздушные машины у штабс-капитана Нестерова зародилось уже давно. Так, в г. Дубно, числа 5-6 сего августа им был приспособлен нож к задней конечности фюзеляжа, которым он предполагал разрезать оболочку неприятельского дирижабля. Во время пребывания в Злочеве он решил приспособить к хвосту аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся спутать винт неприятельского аэроплана, пролетая перед носом такового.

4. Об опасности такого рода действий товарищи покойного ему неоднократно указывали, настаивая на том, что при ударе в воздухе таранящий аппарат должен обязательно поломаться, на что штабс-капитан Нестеров отвечал, что это ещё не доказано, а, наконец, если аппарат и сломается, то это ещё ничего не значит, так как всё равно когда-нибудь разбиваться придётся, а жертвовать собой есть долг каждого воина.

5. 26-го августа штабс-капитан Нестеров для преследования неприятельского аппарата подымался два раза: при первом подъёме догнать неприятельский аппарат не удалось, кроме того, при подъёме, ещё на земле, оборвался трос с грузом, после чего штабс-капитан Нестеров опустился и послал в канцелярию, велев предупредить себя, если появится неприятельский аппарат.

Вскоре вновь появился тот же аппарат; штабс-капитан Нестеров поехал на аэродром на автомобиле, спешно сел на свой двухместный аппарат системы "Моран-Сольнье", так как одноместный разбился; садясь в аппарат, он настолько спешил, что даже к нему не привязался.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 декабря
понедельник
2018

В этот день:

Взятие Очакова

17 декабря 1788 года во время русско-турецкой войны (1787-1791) русские войска штурмом взяли крепость Очаков.

Взятие Очакова

17 декабря 1788 года во время русско-турецкой войны (1787-1791) русские войска штурмом взяли крепость Очаков.

Бой отличался жестоким кровопролитием, турки защищались отчаянно. Тела погибших при Очаковском штурме русских офицеров по распоряжению князя Потемкина-Таврического были перевезены в Херсон и погребены в ограде церкви Св. великомученицы Екатерины . В 1791 году в этой же церкви был похоронен сам Потёмкин. Военный некрополь героев Очакова существует по настоящее время. По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла России.

 

Праздник фельдъегерей

17 декабря 1796 года император Павел I подписал Указ о создании фельдъегерского корпуса.

Праздник фельдъегерей

17 декабря 1796 года император Павел I подписал Указ о создании фельдъегерского корпуса.

В России фельдъегерь это — военный или правительственный курьер. Постановлением Правительства России от 29 октября 1996 года 17 декабря отмечается День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. В России Фельдъегерская служба подчиняется напрямую Президенту России.

 

Рождение ЭПРОНа

17 декабря 1923 года создана экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Рождение ЭПРОНа

17 декабря 1923 года создана экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — государственная организация в СССР, занимавшаяся подъёмом судов и подводных лодок. До 1931 года находилась в ведении ОГПУ, в 1931 году передана Наркомату путей сообщения, в 1936 году — Наркомату водного транспорта, в 1939 году — Наркомату морского флота. В 1941 году ЭПРОН был передан ВМФ СССР и в 1942 году преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ. За годы войны аварийно-спасательная служба ВМФ СССР оказала помощь 745 судам, сняла с мели 840, подняла 1920 кораблей, судов и катеров общим водоизмещением свыше 1 млн тонн.

НАТО против мира

17 декабря 1956 года СССР предложил НАТО заключить пакт о ненападении.

НАТО против мира

17 декабря 1956 года СССР предложил НАТО заключить пакт о ненападении.

Североатлантический альянс был образован в 1949 году представителями 12 стран : Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германия в 1955; Испания в 1982.

Он был направлен исключительно против СССР. Нашей стране пришлось начать создание в 1955 году в ответ оборонительной организации Варшавского договора. Но ещё не закончив процесс формирования её структур, СССР попытался снизить угрозу глобального конфликта подписанием мирного договора с НАТО. Но не для того создавался этот альянс. Он отверг мир.

Люди против НАТО

17 декабря 2001 года в Латвии сняты обвинения с 16-летней Алины Лебедевой, которая ударила наследника британского престола принца Чарльза букетом гвоздик по лицу.

Люди против НАТО

17 декабря 2001 года в Латвии сняты обвинения с 16-летней Алины Лебедевой, которая ударила наследника британского престола принца Чарльза букетом гвоздик по лицу.

Это произошло во время его визита в Ригу. Этот отважный поступок русская девушка совершила в знак протеста против войны в Афганистане и планов вступления Латвии в НАТО.

Горбачева — в отставку!

17 декабря 1990 года депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова потребовала отставки Горбачева.

Горбачева — в отставку!

17 декабря 1990 года депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова потребовала отставки Горбачева.

Это произошло на четвертом съезде народных депутатов СССР. Недозревшее большинство, к сожалению, её не поддержало.

Не пожалели свой дом

17 декабря 1941 года в ходе контрнаступления танкисты 1-й гвардейской танковой бригады строили мост через подмосковную реку Маглушу. Нехватало подручных средств.

Не пожалели свой дом

17 декабря 1941 года в ходе контрнаступления танкисты 1-й гвардейской танковой бригады строили мост через подмосковную реку Маглушу. Нехватало подручных средств.

 Мать и сын Кузнецовы отдали танкистам свой бревенчатый дом для строительства моста, а сами остались жить в маленьком сарайчике. Кроме того, одиннадцатилетний Петя Кузнецов, который до этого видел, где фашисты ставили мины, провёл наши танки через минное поле, при этом получил сильную контузию.

После освобождения Подмосковья мать и сын Кузнецовы были награждены орденами Отечественной войны. Сельсовет им построил новый дом. Сегодня на нём — мемориальная доска.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии