RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Степан Здоровцев под водой и в небе
29 июня 2016 г.

Степан Здоровцев под водой и в небе

29 июня 1941 года командир звена 158-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Степан Здоровцев совершил воздушный таран вражеского бомбардировщика
Ведь это наше небо!
19 марта 2016 г.

Ведь это наше небо!

19 марта 1913 года родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН, первый в истории Отечества трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Женщины в танках
8 марта 2016 г.

Женщины в танках

Поздравляя наших дорогих женщин с Днем 8 Марта, преклоняемся перед теми, кто и для мужчин являл образец стойкости и героизма
Главные юбилеи - 2014
2 января 2014 г.

Главные юбилеи - 2014

Нынешний год пройдет под знаком празднования 700-летия духовного витязя Земли Русской преподобного Сергия Радонежского
Налет морской авиации России на Зонгулдак
6 февраля 2016 г.

Налет морской авиации России на Зонгулдак

100 лет назад 6 февраля 1916 года 11 российских гидросамолётов нанесли массированный удар по турецким портовым сооружениям и морскому транспорту
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг штабс-капитана Нестерова

Подвиг штабс-капитана Нестерова

100 лет назад 8 сентября 1914 года, совершив первый воздушный таран, погиб выдающийся русский летчик Пётр Нестеров

Он навечно внесен в летопись воздушного флота как основоположник высшего пилотажа.
Подвиг штабс-капитана Нестерова

Пётр Никола́евич Не́стеров родился 27 февраля 1887 в Нижнем Новгороде в семье офицера. Закончил Нижегородский кадетский корпус, и Михайловское артиллерийское училище. Служил в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика, и уже в сентябре 1912 года 25-летний поручик Пётр Нестеров совершил первый самостоятельный полет, а в 1913 году — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине. В мае 1913 года он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, а в июне переведён в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Вскоре Пётр Николаевич стал командиром отряда. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор», который тогда приняли на вооружение армии. 31 августа 1913 года был произведён в штабс-капитаны.

Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году, ещё будучи артиллеристом, Пётр Николаевич построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 года проект был одобрен, но без предоставления средств.

Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.

Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения.

Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.

С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Дело в том, что в начале войны самолёты всех воюющих стран, кроме русского «Ильи Муромца», не имели пулемётов. Командование считало, что основная задача авиации — разведка, и наличие пулемётов будет отвлекать лётчиков от выполнения основной задачи. Поэтому первые воздушные бои велись с помощью карабинов и револьверов. Таран же был самым эффективным способом сбить вражеский самолёт.

Из акта расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова:

"Осмотром разбитых аппаратов и опросом свидетелей воздушной борьбы штабс-капитана Нестерова с австрийским бимонопланом системы "Альбатрос" выяснилось:

1. Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударом сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика.

2. Штабс-капитан Нестеров неоднократно выражал мысль, что неприятельская воздушная машина летать над 11-м авиационным отрядом беспрепятственно не будет.

3. Решение таранить и сбивать неприятельские воздушные машины у штабс-капитана Нестерова зародилось уже давно. Так, в г. Дубно, числа 5-6 сего августа им был приспособлен нож к задней конечности фюзеляжа, которым он предполагал разрезать оболочку неприятельского дирижабля. Во время пребывания в Злочеве он решил приспособить к хвосту аппарата длинный трос с грузом, которым надеялся спутать винт неприятельского аэроплана, пролетая перед носом такового.

4. Об опасности такого рода действий товарищи покойного ему неоднократно указывали, настаивая на том, что при ударе в воздухе таранящий аппарат должен обязательно поломаться, на что штабс-капитан Нестеров отвечал, что это ещё не доказано, а, наконец, если аппарат и сломается, то это ещё ничего не значит, так как всё равно когда-нибудь разбиваться придётся, а жертвовать собой есть долг каждого воина.

5. 26-го августа штабс-капитан Нестеров для преследования неприятельского аппарата подымался два раза: при первом подъёме догнать неприятельский аппарат не удалось, кроме того, при подъёме, ещё на земле, оборвался трос с грузом, после чего штабс-капитан Нестеров опустился и послал в канцелярию, велев предупредить себя, если появится неприятельский аппарат.

Вскоре вновь появился тот же аппарат; штабс-капитан Нестеров поехал на аэродром на автомобиле, спешно сел на свой двухместный аппарат системы "Моран-Сольнье", так как одноместный разбился; садясь в аппарат, он настолько спешил, что даже к нему не привязался.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
пятница
2017

В этот день:

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Он также гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Национальный герой России, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады. Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Он не знаменит, просто он из тех, кто не сгибается в невзгоды и не страдает ожирением души в тучные дни. Словом, на таких наша Русская Земля держится.
Родом Александр с Урала. Работал плавильщиком на Медном заводе в Норильске. А когда началась перестройка, вынужден был с семьей в поисках лучшей доли для детей переехать на Кубань. Ровно 25 лет назад семья поселилась в моей родной станице Петровской, куда я наведываюсь по несколько раз в год. Там мы и познакомились.

Заработанные на Севере деньги Вагины вложили в покупку дома. А за душой больше не осталось ни копейки. Сашина жена Таня устроилась в станичную поликлинику фельдшером, он сам — в дышавший на ладан колхоз. Заработки тогда были мизерные. А нужно было детей-школьников, Станислава и Наташу, растить.
Продали Вагины все, что оставалось от советской жизни из ценностей, и купили корову. Приценились подешевле на дальнем хуторе. Еле пригнали исхудавшую, немолодую буренку. Выхаживали её, как ребенка. Добрые соседи помогли с твердыми кормами, а траву и сено Саша добывал сам. Днем — на работе, а по ночам на велосипеде возил охапками с дальних лугов.
Коровенку пристроили в стадо. По условию, нужно было ходить «в череду», то есть по очереди с другими хозяевами пасти коров. На эти дни умудрялись как-то договариваться с начальниками, чтобы отпускали с работы.
Содержать корову еще более хлопотное дело, чем ребенка растить. В 4 утра подъем, чистка коровника, подкормка животины. К 5 нужно вывести её « в череду». Вечером встретить. Бывало нередко, что коровы отбивались от стада, и хозяевам, в том числе и Вагиным, приходилось бегать их искать. Потом помыть вымя теплой водой, подоить. Отцедить молоко, перегнать часть через сепаратор... Это только писать об этом просто. Но каждый день — недосып, монотонное изнурительное ухаживание за скотиной. Мне, не занятому в этом деле гостю (во время отпусков я частенько жил у своих новых по той поре друзей), и то до сих пор с ужасом вспоминается ночной топот копыт по двору, предутреннее громкое мычание, снова топот. Меня, видите ли, это будило. А каково было Саше с Таней после всего этого бежать на основную свою работу, после которой до возвращения коровы из «череды» еще и успевать немало повозиться в огороде!
Зато появилось молоко, и дети порозовели щечками. Часть его продавали. Деньги в совокупности с нищенской зарплатой шли только на одежду и школьные принадлежности детей. А пропитание строилось на натуральном хозяйстве. Хлеб научились печь сами (зерно давали в колхозе вместо зарплаты, там же помогали с помолом). Все необходимые овощи поставлял огород, требуя к себе такого внимания, которое иначе, чем адский труд, не назовешь. Потом завели кур, уток, поросенка. И все это закабаляло сильней и сильней.
Так вот и жили из года в год, из года в год...
Закончив школу, дети поступили в вузы. Конечно, это увеличило расходы на них. Но Саша из совсем распавшегося колхоза перешел работать охранником в Сад-гигант (мощное в советское время предприятие по выращиванию фруктов, которое в ходе перестройки развалили, а во время эпохальных реформ продали какому-то итальянскому миллиардеру). Там был пусть небольшой, но твердый заработок в «живых» рублях. Всё отдавали детям. Да плюс возили им в город «дары» своего домашнего хозяйства. Пусть тяжело было, но радостно: дети учатся, у них будет лучшее будущее.
И вдруг — страшнейший удар нанесла судьба моим друзьям: какой-то подонок убил дочечку Наташу. Она на выходные хотела побывать дома, попросилась на попутную машину. А потом её нашли изуродованной в рисовом чеке вдали от дороги.

Следствие, которое долго велось, спустя рукава, в конце концов выяснило: девушку убил тунеядствующий отпрыск богатого армянского рода. Его быстро «сделали» психически больным и освободили от уголовной ответственности.
Не знаю, как пережили эту не вмещающуюся в сознание беду мои несчастные друзья. Да и невозможно такое пережить до конца — горько плачут до сих пор. Но не согнулись и рук не опустили. Начали жить для Стасика. Выучили его. Помогли купить квартиру в городе. Сейчас он работает инженером в геологической партии. И подарил вместе со своей женой родителям двух прекрасных внучек.
Больше 20 лет я знаю Сашу. И ни разу не слышал от него жалобных слов или стонов. А добрых слов и добрых дел — сосчитать не в состоянии. Даже тогда, когда у Вагиных, кроме картохи да капусты, есть было нечего, он и Таня умудрялись сунуть в багажник моей московской машины этот простой, но такой дорогой для меня гостинец.
О таких людях Иисус Христос говорил: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»

Люблю бывать у Вагиных. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Крепкого и долгого тебе здоровья, дорогой друг, остальное ты сам добудешь, да еще и с людьми поделишься.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии