RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наша Родина - СССР
30 декабря 2019 г.

Наша Родина - СССР

30 декабря 1922 года родился Советский Союз — первое в истории человечества многонациональное государство трудящихся
Подвиг «Молодой Гвардии»
15 января 2020 г.

Подвиг «Молодой Гвардии»

15 января 1943 года начались массовые казни членов подпольной организации юных патриотов Краснодона.
Атомный меч Игоря Курчатова
7 февраля 2017 г.

Атомный меч Игоря Курчатова

7 февраля – день памяти выдающегося физика, трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова
Дранг нах Остен
21 июня 2020 г.

Дранг нах Остен

22 июня 1941 года объединенная под фашистскими знаменами Европа в очередной раз двинула свои орды на Россию
Подвиги матроса Кошки
25 февраля 2019 г.

Подвиги матроса Кошки

25 февраля 1882 года скончался отставной матрос Петр Маркович Кошка, самый известный герой обороны Севастополя из низших чинов.
Главная » Подвиги в наследство » Покушение на жизнь Сталина

Покушение на жизнь Сталина

5 сентября 1944 года в 6 часов утра в поселке Карманово Смоленской области были задержаны два парашютиста, которые оказались диверсантами, засланными на советскую территорию для организации убийства вождя советского народа

В Центральном архиве ФСБ хранятся три пухлых папки уголовного дела по этому поводу.
Покушение на жизнь Сталина

Прежде чем подробно рассказать об этой операции, следует сделать небольшой экскурс в предшествующие годы.

В архиве НКВД-КГБ-ФСБ документально зафиксировано по меньшей мере девять террористических актов против Сталина. Личный охранник Сталина майор в отставке Алексей Рыбин и комендант кунцевской дачи вождя Петр Лозгачев рассказали мне о некоторых из них.

В 1933 году Сталин приехал на озеро Рица отдыхать. Сопровождал его Берия, который тогда еще работал в Грузии, но мечтал о больших чинах в Москве. По мнению рассказчиков, Берия и организовал первое «покушение» на вождя, чтобы показать свою прозорливость и незаменимость.

Когда выехали на озеро Рица, Берия вдруг остановил кавалькаду автомобилей и попросил Сталина пересесть из второй в четвертую машину, мотивируя просьбу «нехорошими профессиональными предчувствиями». Вскоре действительно при переезде моста через реку Лашупсе автомобиль, в котором должен был ехать генсек, вдруг провалил настил и рухнул в воду.

Через несколько дней Сталин совершал водную прогулку на катере. В районе погранзаставы «Пицунда» раздались выстрелы. Берия бросился к вождю и прикрыл его своим телом. Охрана принялась искать террориста. Им оказался командир отделения пограничников сержант Лавров. Он действовал совершенно по инструкции. Катер не был заявлен (в результате головотяпства охраны) для прохода мимо погранзаставы. Лавров выстрелами вверх пытался заставить пристать к берегу неопознанный катер. Ягода квалифицировал случившееся как обыкновенное разгильдяйство. Лаврову на всякий случай дали пять лет лагерей.

— По-настоящему серьезные покушения на Сталина были разработаны японскими спецслужбами в 1938—1939 годах, — вспоминал уже упоминавшийся охранник Сталина майор госбезопасности Алексей Рыбин (кстати, его рассказ подтверждается и в вышедшей в Токио книге Хияма Есиаки «Японские планы покушения на Сталина»).

Летом 1938 года к японцам перебежал начальник НКВД Дальневосточного края Георгий Люшков. Во время допросов выяснилось, что чекист-предатель хорошо знал систему охраны Сталина и мацестинский курортный комплекс, где в начале осени планировался отдых советского руководителя. Японские спецслужбы срочно сформировали из осевших в Маньчжурии белогвардейцев отряд террористов. После длительных детальных инструктажей, которые провел с добровольными помощниками самураев Люшков, их перебросили в Турцию. Оттуда террористам предстояло самостоятельно перебраться через границу, найти потайной вход в подземные коммуникации, ведущие в правительственный павильон мацестинского комплекса, где будет принимать процедуры Сталин. Тому, кто сумеет пробраться туда, предлагалась честь стать камикадзе, то есть расстрелять Сталина в упор — без малейших шансов самому остаться в живых.

Но акция провалилась. Внедренный в японскую разведку еще в годы гражданской войны чекист, работавший под псевдонимом «Лео», заблаговременно передал в Москву подробные данные на террористов. Все «камикадзе» были схвачены, как только ступили на российскую землю.

Однако японцы не успокоились. Весной 1939 года они заслали в Россию еще одну группу «камикадзе», которые должны были пронести на себе в район Мавзолея взрывчатку. В 10 часов утра 1 мая 1939 года эта «коллективная бомба» должна была взорваться и отомстить советскому руководству за японский позор Хасана. Но Лео снова был начеку и террористов обезвредили далеко за уральским хребтом.

С еще большей, чем у японцев, настойчивостью взялись за дело устранения Сталина фашистские спецслужбы. История с предотвращенным советской контрразведкой терактом в отношении Сталина, Рузвельта, Черчилля на Тегеранской конференции общеизвестна. Один из фашистских бонз Вальтер Шелленберг в своих воспоминаниях поведал о том, что Гитлер утвердил еще одну операцию по уничтожению Сталина в ходе другой международной конференции. По этому плану, германский министр иностранных дел Риббентроп должен был выступить с инициативой такой международной конференции, которая могла бы заинтересовать лично советского лидера. «Главное — заманить Сталина на конференцию с участием немецкой стороны, — откровенничал задним числом Шелленберг, — а там — дело техники, дело профессионалов...»

Но фашистские дипломаты и разведчики слишком долго примерялись. Наступление Красной Армии по всем фронтам летом 1944 года окончательно похоронило еще один «план Риббентропа».

А вот еще одно откровение из воспоминаний Шелленберга:

«Наши специалисты для уничтожения Сталина разработали и изготовили взрывное устройство… Внешне оно походило на ком грязи. Его следовало прикрепить к машине Сталина. Заряд приводился в действие с помощью коротковолнового передатчика…

Выполнить задание согласились двое военнопленных. Долгие годы они провели в Сибири в лагерях. На руку было и то, что один из них был знаком с механиком сталинского гаража. Ночью они были отправлены транспортным самолетом и сброшены на российской территории. Больше о них ничего неизвестно... Скорее всего, они были схвачены на месте приземления или добровольно явились в НКВД».

А тем временем абвер решился на лобовой вариант. Для его реализации был подготовлен бывший командир роты Красной Армии Таврин, сдавшийся в плен еще в 1942 году. Его обучали террористической деятельности в разведцентре «Цеппелин». Сначала предполагалось, что операцию Таврин должен провести в одиночку. Но в конце 1943 года в Пскове, где располагался штаб "Цеппелина", он познакомился с Лидией Шиловой, и это обстоятельство внесло коррективы в сценарий операции.
Лидия - молодая красивая женщина - до войны работала бухгалтером в жэке. Во время оккупации, как и тысячи других, отбывала трудовую повинность по разнарядке немецкого коменданта. Поначалу ее направили в офицерскую прачечную, потом в швейную мастерскую. Вышел конфликт с одним из офицеров. Он предлагал Лидии разделить с ним постель, а она не могла пересилить омерзение к нему. Фашист в отместку добился того, что Шилову стали посылать на лесозаготовки. Хрупкая и не подготовленная к такой работе, она таяла на глазах. И тут случай свел ее с Тавриным. В беседах наедине он поносил немцев, обещал помочь освободить Лидию от тяжелых работ. В конце концов, предложил выйти за него замуж. В то время она не знала, что Петр - немецкий шпион, а позже он ей сказал об этом и предложил такой план. Она оканчивает курсы радистов и вместе с ним переходит линию фронта, а на советской территории оба затеряются и с немцами прервут всякую связь. Война идет к концу, фашистам будет не до того, чтобы мстить беглым агентам. Лидия согласилась. Впоследствии в ходе следствия было установлено, что она совершенно не знала о террористическом задании Таврина и была уверена в том, что он не собирается работать на немцев на советской территории.
В центральном архиве ФСБ рассекречены следующие материалы, раскрывающие суть операции Таврина и Шиловой.

«СПЕЦСООБЩЕНИЕ о задержании агентов немецкой разведки ТАВРИНА и ШИЛОВОЙ.

5 сентября с. г. в 6 часов утра начальником Кармановского РО НКВД - ст. лейтенантом милиции ВЕТРОВЫМ в пос. Карманово задержаны агенты немецкой разведки:

1. ТАВРИН Петр Иванович

2. ШИЛОВА Лидия Яковлевна.

Задержание произведено при следующих обстоятельствах:

В 1 час.50 мин. ночи 5 сентября Начальнику Гжатского РО НКВД — капитану госбезопасности тов.ИВАНОВУ по телефону с поста службы ВНОС было сообщено, что в направлении гор. Можайска на высоте 2500 метров появился вражеский самолет.

В 3 часа утра с поста по наблюдению за воздухом вторично по телефону было сообщено, что самолет противника после обстрела на ст. Кубинка, Можайск — Уваровка Московской обл. возвращался обратно и стал приземляться с заго­ревшимся мотором в р-не дер. Яковлево - Завражье, Кармановского р-на, Смоленской обл.

Об этом Нач. Гжатского РО НКВД информировал Кармановское РО НКВД и к указанному месту падения самолета направил опергруппу.

В 4 часа утра командир Запрудковской группы охраны порядка тов. АЛМАЗОВ по телефону сообщил, что вражеский самолет приземлился между дер. Завражье и Яковлево. От самолета на мотоцикле немецкой марки выехали мужчина и женщина в форме военнослужащих, которые остановились в дер. Яковлево, спрашивали дорогу на гор. Ржев и интересовались расположением ближайших районных центров. Учительница АЛМАЗОВА, проживающая в дер. Алмазово, указала им дорогу в районный центр Карманово и они уехали по направ­лению дер. Самуйлово.

На задержание 2-х военнослужащих, выехавших от самолета, Начальник Гжатского РО НКВД кроме высланной опергруппы информировал группы охраны порядка при с/советах и сообщил Начальнику Кармановского РО НКВД.

Страницы:   1 2 3 4  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
4 июля
суббота
2020

В этот день:

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

Подвиг Степана Супруна

4 июля 1941 года погиб Степан Павлович СУПРУН (род. 02.08.1907), летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. Впервые звание Героя было присвоено ему в 1940 году за бои в небе Китая, вторично — 22 июля 1941 года, посмертно. Как только началась Великая Отечественная война, Супрун выступил с инициативой создать авиаполки из летчиков-испытателей и стал командиром одного из них. В первых же боях он сбил несколько самолетов противника.

  4 июля Супрун вступил один в схватку с шестью  самолетами противника. Его самолет был подбит. Летчику удалось совершить посадку у белорусской деревни Монастыри, но выбраться из горевшего самолета он не успел.

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Подводный атомоход "Ленинский комсомол"

4 июля 1958 года был поднят Военно-морской флаг на первой советской атомной подводной лодке «К-3» (Ленинский комсомол»).

Еще она знаменита тем, что17 июля 1962 года первой в СССР достигла Северного полюса.  Это было неожиданностью даже для ЦРУ. Тогда мало кто верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Тогдашний директор ЦРУ Ален Даллес лишился своего поста за то, что прохлопал создание «Ленинского комсомола» и достижение им Северного полюса.

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Легендарный Ил-18

4 июля 1957 года состоялся первый полёт советского пассажирского самолёта Ил-18 для авиалиний дальней протяжённости, выполненного по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением (один из первых советских турбовинтовых лайнеров).

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве. Всего было построено болee 850 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38).

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии