RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Штопор Арцеулова
7 октября 2016 г.

Штопор Арцеулова

Сто лет назад 7 октября 1916 года внук художника Айвазовского впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения
Наследие вождя
12 января 2017 г.

Наследие вождя

Десять сталинских ударов по врагам человечества
Как убивали Александра II
13 марта 2016 г.

Как убивали Александра II

135 лет назад 13 марта 1881 года погиб император, которого народ назвал Освободителем. Он был смертельно ранен террористами на набережной Екатерининского канала в Петербурге
Начало ядерной гонки
11 февраля 2016 г.

Начало ядерной гонки

11 февраля 1943 года Сталин подписал решение ГКО о начале в СССР работ по созданию атомной бомбы
Перипетии крейсера «Аврора»
24 мая 2016 г.

Перипетии крейсера «Аврора»

24 мая 1900 года лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора»
Главная » Подвиги в наследство » Покушение на жизнь Сталина

Покушение на жизнь Сталина

5 сентября 1944 года в 6 часов утра в поселке Карманово Смоленской области были задержаны два парашютиста, которые оказались диверсантами, засланными на советскую территорию для организации убийства вождя советского народа

В Центральном архиве ФСБ хранятся три пухлых папки уголовного дела по этому поводу.
Покушение на жизнь Сталина

Прежде чем подробно рассказать об этой операции, следует сделать небольшой экскурс в предшествующие годы.

В архиве НКВД-КГБ-ФСБ документально зафиксировано по меньшей мере девять террористических актов против Сталина. Личный охранник Сталина майор в отставке Алексей Рыбин и комендант кунцевской дачи вождя Петр Лозгачев рассказали мне о некоторых из них.

В 1933 году Сталин приехал на озеро Рица отдыхать. Сопровождал его Берия, который тогда еще работал в Грузии, но мечтал о больших чинах в Москве. По мнению рассказчиков, Берия и организовал первое «покушение» на вождя, чтобы показать свою прозорливость и незаменимость.

Когда выехали на озеро Рица, Берия вдруг остановил кавалькаду автомобилей и попросил Сталина пересесть из второй в четвертую машину, мотивируя просьбу «нехорошими профессиональными предчувствиями». Вскоре действительно при переезде моста через реку Лашупсе автомобиль, в котором должен был ехать генсек, вдруг провалил настил и рухнул в воду.

Через несколько дней Сталин совершал водную прогулку на катере. В районе погранзаставы «Пицунда» раздались выстрелы. Берия бросился к вождю и прикрыл его своим телом. Охрана принялась искать террориста. Им оказался командир отделения пограничников сержант Лавров. Он действовал совершенно по инструкции. Катер не был заявлен (в результате головотяпства охраны) для прохода мимо погранзаставы. Лавров выстрелами вверх пытался заставить пристать к берегу неопознанный катер. Ягода квалифицировал случившееся как обыкновенное разгильдяйство. Лаврову на всякий случай дали пять лет лагерей.

— По-настоящему серьезные покушения на Сталина были разработаны японскими спецслужбами в 1938—1939 годах, — вспоминал уже упоминавшийся охранник Сталина майор госбезопасности Алексей Рыбин (кстати, его рассказ подтверждается и в вышедшей в Токио книге Хияма Есиаки «Японские планы покушения на Сталина»).

Летом 1938 года к японцам перебежал начальник НКВД Дальневосточного края Георгий Люшков. Во время допросов выяснилось, что чекист-предатель хорошо знал систему охраны Сталина и мацестинский курортный комплекс, где в начале осени планировался отдых советского руководителя. Японские спецслужбы срочно сформировали из осевших в Маньчжурии белогвардейцев отряд террористов. После длительных детальных инструктажей, которые провел с добровольными помощниками самураев Люшков, их перебросили в Турцию. Оттуда террористам предстояло самостоятельно перебраться через границу, найти потайной вход в подземные коммуникации, ведущие в правительственный павильон мацестинского комплекса, где будет принимать процедуры Сталин. Тому, кто сумеет пробраться туда, предлагалась честь стать камикадзе, то есть расстрелять Сталина в упор — без малейших шансов самому остаться в живых.

Но акция провалилась. Внедренный в японскую разведку еще в годы гражданской войны чекист, работавший под псевдонимом «Лео», заблаговременно передал в Москву подробные данные на террористов. Все «камикадзе» были схвачены, как только ступили на российскую землю.

Однако японцы не успокоились. Весной 1939 года они заслали в Россию еще одну группу «камикадзе», которые должны были пронести на себе в район Мавзолея взрывчатку. В 10 часов утра 1 мая 1939 года эта «коллективная бомба» должна была взорваться и отомстить советскому руководству за японский позор Хасана. Но Лео снова был начеку и террористов обезвредили далеко за уральским хребтом.

С еще большей, чем у японцев, настойчивостью взялись за дело устранения Сталина фашистские спецслужбы. История с предотвращенным советской контрразведкой терактом в отношении Сталина, Рузвельта, Черчилля на Тегеранской конференции общеизвестна. Один из фашистских бонз Вальтер Шелленберг в своих воспоминаниях поведал о том, что Гитлер утвердил еще одну операцию по уничтожению Сталина в ходе другой международной конференции. По этому плану, германский министр иностранных дел Риббентроп должен был выступить с инициативой такой международной конференции, которая могла бы заинтересовать лично советского лидера. «Главное — заманить Сталина на конференцию с участием немецкой стороны, — откровенничал задним числом Шелленберг, — а там — дело техники, дело профессионалов...»

Но фашистские дипломаты и разведчики слишком долго примерялись. Наступление Красной Армии по всем фронтам летом 1944 года окончательно похоронило еще один «план Риббентропа».

А вот еще одно откровение из воспоминаний Шелленберга:

«Наши специалисты для уничтожения Сталина разработали и изготовили взрывное устройство… Внешне оно походило на ком грязи. Его следовало прикрепить к машине Сталина. Заряд приводился в действие с помощью коротковолнового передатчика…

Выполнить задание согласились двое военнопленных. Долгие годы они провели в Сибири в лагерях. На руку было и то, что один из них был знаком с механиком сталинского гаража. Ночью они были отправлены транспортным самолетом и сброшены на российской территории. Больше о них ничего неизвестно... Скорее всего, они были схвачены на месте приземления или добровольно явились в НКВД».

А тем временем абвер решился на лобовой вариант. Для его реализации был подготовлен бывший командир роты Красной Армии Таврин, сдавшийся в плен еще в 1942 году. Его обучали террористической деятельности в разведцентре «Цеппелин». Сначала предполагалось, что операцию Таврин должен провести в одиночку. Но в конце 1943 года в Пскове, где располагался штаб "Цеппелина", он познакомился с Лидией Шиловой, и это обстоятельство внесло коррективы в сценарий операции.
Лидия - молодая красивая женщина - до войны работала бухгалтером в жэке. Во время оккупации, как и тысячи других, отбывала трудовую повинность по разнарядке немецкого коменданта. Поначалу ее направили в офицерскую прачечную, потом в швейную мастерскую. Вышел конфликт с одним из офицеров. Он предлагал Лидии разделить с ним постель, а она не могла пересилить омерзение к нему. Фашист в отместку добился того, что Шилову стали посылать на лесозаготовки. Хрупкая и не подготовленная к такой работе, она таяла на глазах. И тут случай свел ее с Тавриным. В беседах наедине он поносил немцев, обещал помочь освободить Лидию от тяжелых работ. В конце концов, предложил выйти за него замуж. В то время она не знала, что Петр - немецкий шпион, а позже он ей сказал об этом и предложил такой план. Она оканчивает курсы радистов и вместе с ним переходит линию фронта, а на советской территории оба затеряются и с немцами прервут всякую связь. Война идет к концу, фашистам будет не до того, чтобы мстить беглым агентам. Лидия согласилась. Впоследствии в ходе следствия было установлено, что она совершенно не знала о террористическом задании Таврина и была уверена в том, что он не собирается работать на немцев на советской территории.
В центральном архиве ФСБ рассекречены следующие материалы, раскрывающие суть операции Таврина и Шиловой.

Страницы:   1 2 3 4 5 6  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии