RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Первое применение парашюта для спасения
23 июня 2017 г.

Первое применение парашюта для спасения

23 июня 1927 года летчик впервые в СССР оставил аварийный самолет с помощью парашюта
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Подвиг штабс-капитана Нестерова
8 сентября 2014 г.

Подвиг штабс-капитана Нестерова

100 лет назад 8 сентября 1914 года, совершив первый воздушный таран, погиб выдающийся русский летчик Пётр Нестеров
Осенённый духом героизма
15 декабря 2013 г.

Осенённый духом героизма

К 110-летию Русско-японской войны: подвиг генерала Романа Исидоровича Кондратенко
Главная » Подвиги в наследство » Иван Мутовин: разведчиками не рождаются

Иван Мутовин: разведчиками не рождаются

В 2015 году исполнилось 95 лет выдающемуся чекисту с почти полувековым стажем работы в контрразведке, автору 19-томной книжной серии «Разведчиками не рождаются»

К сожалению, Иван Иосифович Мутовин не дожил до этого юбилея. Публикуем его последнее интервью, которое взяла у ветерана наша читательница.
Иван Мутовин: разведчиками не рождаются

За долгую службу в госбезопасности, увенчанную многими наградами, Иван Иосифович Мутовин встречался и общался с неординарными личностями, с выдающимися разведчиками и контрразведчиками, и об этом написал в своих многочисленных книгах, удостоенных многими литературными премиями. Он лауреат форума «Общественное признание», обладатель 12-ти дипломов победителя различных литературных конкурсов в Москве и Краснодаре. Всероссийская академия наук по безопасности, обороне и правопорядку избрал Мутовина действительным членом (академиком) и наградила орденом Ю.В.Андропова «За заслуги и выдающийся личный вклад в обеспечение безопасности государства Российского»


- Иван Иосифович, хотелось бы начать беседу с вашей основной профессии. Расскажите, что вы думаете о роли разведки и контрразведки, которые принято называть специальными службами?

- Чтобы государство было сильным и жизнеспособным, надо иметь не только мощную экономику, но и надежную систему защиты, в том числе четко действующие спецслужбы. Ни одно государство без них существовать не может. По своему опыту знаю, что роль разведки и контрразведки громадная, а зачастую и решающая. Ни одно важное политическое решение не принимается без учета данных спецслужб. Можно провести множество примеров, когда в разрешении кризисных ситуаций и международных конфликтов спецслужбы играли первостепенную роль. Особенно во время войны.

- Какое влияние оказали спецслужбы на ход военных действий в годы Великой Отечественной войны?

- Немецкий абвер и другие разведывательные органы Германии полностью проиграли тайное сражение с нашими разведчиками и контрразведчиками, что по признанию маршала победы Георгия Константиновича Жукова было большим вкладом в разгром Германии и спасение человечества от коричневой чумы.

Вот две коротких цитаты из документов. Бывший директор ЦРУ США после войны в своей книге «Искусство разведки» писал: «Информация, которую добывали советские разведчики во время войны, содействовала успехам Советов и представляла такого рода материал, который является пределом мечтаний для разведки любой страны».

Бывший начальник генштаба немецкой армии Кейтель с горечью заявлял: «В ходе войны мы, немцы, ни разу не получили разведывательных данных, которые оказали бы серьезное воздействие на развитие военных операций».

Все советские командующие фронтами в своих воспоминаниях отмечают блестящую работу наших спецслужб.

- Вы знали нашего выдающегося разведчика Рудольфа Абеля, много лет поддерживали с ним добрые отношения, переписывались, опубликовали о нем книгу. Чем бы вы хотели дополнить рассказ об этом мужественном человеке?

-Расскажу об одном моменте из его разведывательной деятельности в Америке, когда он выполнял ответственное задание страны по достижению атомного паритета с США. Кстати замечу, что перед выездом Абеля в Америку, его принял и дал в его честь торжественный ужин сам Вячеслав Молотов. На этом ужине присутствовали и члены семьи разведчика.
Однажды я спросил Рудолфа Ивановича, кто для него из противников был страшнее: Центральное разведуправление ( ЦРУ) или Федеральное Бюро расследований (ФБР)?

Ответ Абеля был обескураживающим:
- Ни ЦРУ, ни ФБР. Опасался я больше всего американской налоговой инспекции. Дело в том, что в Штатах каждый родившийся становится на пожизненный учет, как потенциальный налогоплательщик. Выдавая себя за американца, я в этой картотеке не состоял. Налоги же платил за свою художественную мастерскую. Платил аккуратно, чтобы не конфликтовать с налоговой службой и не стать объектом дотошной проверки, которая могла привести к провалу.
Абель познакомил меня в Москве с другим разведчиком экстра-класса – Кононом Молодым, известным среди сотрудников внешней разведки как «Бен». Потом Бен приезжал на Кубань, мы встречались, беседовали. Он выступал перд чекистами Краснодарского управления. Высокоэрудированный, энергичный, красивый, владеющий шестью языками, он предстал перед нами во всем блеске…

Этот выдающийся разведчик много лет проживал в Англии под именем Гордона Лансдейла. Там он возглавлял резидентуру из числа помощников-англичан, имеющих доступ к очень важным разработкам по кораблестроению. Англия в этом отношении тогда занимала ведущие позиции. Было подсчитано – для выхода на мировой уровень в СССР надо было дополнительно создать десять научно-исследовательских институтов, чтобы они за 12 лет смогли наверстать упущенное. Работы оценивались в 15 миллиардов, для пятидесятых годов – астрономическая сумма.

Но создавать новые проектные институты не пришлось – задача была решена разведывательной группой Бена, которая добыла материалы о новейших технологиях строительства судов, что позволило СССР не только сравняться с англичанами, но кое в чем тогда превзойти их. Так что разведка не только окупает свои расходы, но и приносит прибыль.

- Было немало публикаций о пресловутом плане американцев по развалу СССР. Насколько, по вашему, точны эти сведения?

-Это полностью соответствует действительности. План, которому американцы присвоили гриф «Строго секретно. Особой важности», естественно был добыт нашими разведчиками из недр ЦРУ. Я его читал еще в 1947 году. Бывший директор ЦРУ Ален Даллес этот план начал разрабатывать в 1945 году, когда еще шла война. Наличие такого плана дает точный ответ: американцы первыми начали «холодную войну» и бросили все свои тайные службы против СССР. Наша служба госбезопасности успешно противодействовала этому плану, пока не появились перестройщики и «реформаторы». Только невежды и дилетанты считают, что Союз развалился сам по себе…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
четверг
2017

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии