RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Крест резидента
16 февраля 2016 г.

Крест резидента

16 февраля 1898 года родился протоиерей Викторин Зарецкий, который в годы Великой Отечественной был руководителем разведгруппы антифашистского подполья
Судьба нелегала Маневича
20 февраля 2015 г.

Судьба нелегала Маневича

20 февраля 1965 года выдающемуся советскому разведчику Льву Ефимовичу Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно
Гибель Орлёнка
19 января 2017 г.

Гибель Орлёнка

75 лет назад 19 января 1942 года в бою с фашистскими "мессерами" погиб летчик-истребитель Тимур Фрунзе
Цветы Сталину
20 декабря 2015 г.

Цветы Сталину

21 декабря 1879 года официальная дата рождения Иосифа Виссарионовича Сталина (хотя на самом деле он родился на год раньше)
Курская битва
23 августа 2019 г.

Курская битва

23 августа 1943 года полным разгромом фашистской группировки были завершены советские наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев»
Главная » Подвиги в наследство » Первые Герои

Первые Герои

С 5 по 7 августа в Московском Доме национальностей пройдет уникальная выставка документов и фотоматериалов "Первые Героои Советского Союза (1934 год) и первые герои подвига самопожертвования (1941 год)".

.
Первые Герои

Более 80 лет назад мир облетело слово "Челюскин", а имя "челюскинец", овеянное романтикой сурового Севера, стало символом мужества и стойкости. Произошло это после того, как в Чукотском море десятиметровый ледяной вал раздавил советский пароход «Челюскин», и 104 человека, включая 10 женщин и 2 маленьких детей, оказались на льдине посреди ледяного безмолвия и в темноте полярной ночи.
За блестяще проведённую спасательную операцию, впоследствии названную «челюскинской эпопеей», семь лётчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, которое было учреждено 16 апреля 1934 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР.
14 апреля 1934 года в Ванкарем пришла РАДИОГРАММА из Москвы: «Ванкарем. Уэллен. Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову, Доронину. Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины. Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР: 1) Об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига, звания Героя Советского Союза, 2) О присвоении летчикам Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Михаилу Водопьянову, Ивану Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания Героев Советского Союза...».
Спасательной операцией, проведённой в Арктике советскими лётчиками, восхищались во всём мире. В Москве всех участников «челюскинской эпопеи» встречали как героев, впоследствии так триумфально встречали «папанинцев», экипаж Чкалова, и первого космонавта земли – Юрия Гагарина.
«Челюскинская эпопея» по масштабам спасательных работ заняла особое место в истории покорения Арктики и явилась одной из ярких страниц в истории советской авиации.

В экспозиции фотовыставки представлены уникальные фотографии из личных архивов, бережно хранящихся в семьях родственников «челюскинцев» и первых Героев Советского Союза.


Краткие сведения о первых Героях:
Ляпидевский Анатолий Васильевич – пилот Дальневосточного управления ГВФ, генерал-майор авиации.

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Медвеженского уезда Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края). За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года Ляпидевскому Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знаков особого отличия, 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №1.
Каманин Николай Петрович – командир авиационного отряда 28-й авиа-эскадрильи ВВС Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, генерал-полковник авиации

Родился 5 (18) октября 1909 года (при призыве в армию приписал себе один год) в городе Меленки ныне Владимирской области.
Молоков Василий Сергеевич – командир отряда Полярной авиации Главного управления Северного морского пути, генерал-майор авиации

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Островской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области).
Леваневский Сигизмунд Александрович – полярный лётчик Главсевморпути.

12 августа 1937 года в 18.15 на четырёхмоторном самолёте ДБ-А (бортовой номер Н-209) (второй пилот – Н.Г.Кастанаев, штурман – В.И.Левченко, бортрадист – Н.Я.Галковский, бортмеханики – Г.Т.Побежимов и Н.Н.Годовиков) С.А.Леваневский стартовал по маршруту Москва – Северный полюс – Фэрбенкс (США). Из Фэрбенкса самолёт, после дозаправки, должен был перелететь в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. 13 августа 1937 года в 13.40 самолёт прошёл Северный полюс. В 14.32 с борта самолёта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор. На этом связь оборвалась. Несмотря на поиски, продолжавшиеся около года, самолёт так и не был найден. По одной из наиболее аргументированной версии, Н-209 потерпел катастрофу недалеко от берегов Аляски.
Слепнёв Маврикий Трофимович - лётчик Полярной авиации, полковник авиации

Родился 15 (27) июня 1896 года в деревне Ямсковичи ныне Кингисеппского района Ленинградской области. Награждён двумя орденами Ленина (20.04.1934, 21.02.1945), орденами Красного Знамени (3.11.1944), Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя".
Водопьянов Михаил Васильевич – лётчик Полярной авиации, генерал-майор авиации

Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Студёнка (ныне – в черте города Липецк). Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.

Первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда, доставившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию. Впервые в мире 21 мая 1937 года произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса.
Доронин Иван Васильевич – лётчик Полярной авиации, полковник авиации

Родился 22 апреля (5 мая) 1903 года в селе Каменка ныне Пугачёвского района Саратовской области.
Совершал регулярные рейсы на авиалинии Иркутск–Якутск–Бодайбо, первым проложил воздушную трассу из Иркутска в Усть-Среднекан на Колыме.

 

На выставке будут представлены материалы о первых героях подвига самопожертвования( их не совсем точно называют «повторившими подвиг Алеександра Матросова», хотя они совершили его раньше, просто об этих героях страна до поры не знала) и о героях этого подвига – москвича: Халине А.Е., Васильковском В.В., Андрееве В.И., Акифьеве С.И., Григорьеве Г.С., Керове А.Д.,Калинине В.П.,Райзе Т.Х., Климашкине А.Ф. и других.
После Дома национальностей, выставка переезжает в Крым, где будет проходить в пяти городах:Севастополь, Кача,Балаклава,Феодосия и Щёлкино. В сентябре выставка вновь пройдет в Москве и Подмосковье, далее в Липецке и в Ярославле.

 

Сергей Звягин.
3 августа 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 октября
пятница
2019

В этот день:

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Крепость Кронштадт

18 октября 1723 года на острове Котлин Петром I заложена крепость Кронштадт, главная база Балтийского флота, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон».

Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Город—крепость» или «Укреплённый город».

В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши. В январе 1733 года при морском госпитале открылась госпитальная лекарская школа — первое военно-морское медицинское учебное заведение страны.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С. И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

Тарутинский бой

18 октября 1812 года в районе села Тарутино Калужской области произошло сражение между русскими войсками под командованием фельдмаршала Кутузова и французскими войсками.

 Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но её результат оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий. В письме царю Александру I Кутузов сообщает о 2 500 убитых французах, 1 000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери Кутузов оценил в 300 убитых и раненых.

 

 


Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

Первый лайнер Аэрофлота

18 октября 1929 года состоялся первый полёт пассажирского самолёта «К-5» конструктора К. А. Калинина. «К-5» стал первым российским пассажирским самолётом, который строился большой серией.

 Основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 самолётов этого типа.

К разработке «К-5» Калинин приступил в 1926 г., прототип был построен в 1929 г. Машину подняли в воздух пилот М.А. Снегирёв и бортмеханик П.Н. Власов. В качестве третьего члена экипажа полетел сам Калинин. Случилось это на харьковском аэродроме "Сокольники". Самолёт оказался лёгок в управлении, хорошо слушался руля. 30 мая 1930 К-5 перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Дальность до 1000 км, скорость до 200 км в час.

 

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Арест Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио в результате предательства был арестован советский разведчик Рихард Зорге.

Японские радиопеленгаторы регулярно засекали выходившую в эфир радиостанцию группы Зорге. Засечь точно работающий передатчик, или даже приблизиться к нему достаточно близко, японцам так и не удалось. Мнение о провале группы как следствие успешно работавших пеленгаторов — это не более чем художественный вымысел. Первая радиограмма была перехвачена в 1937 году. С тех пор донесения перехватывались регулярно. Однако, расшифровать ни одну из перехваченных радиограмм японцы так и не смогли.

И только после того, как на первом же допросе радист Макс Клаузен выдал всё, что он знал о кодах шифрования, японцы смогли расшифровать и прочитать всю подборку перехваченных донесений за несколько лет. Эти донесения фигурировали в материалах следствия, и по ним обвиняемые давали свои пояснения.

Всего по делу группы Зорге было арестовано 35 человек, привлечено к суду 17. Дознание длилось до мая 1942 года. 16 мая 1942 года официальные обвинения были предъявлены первым 7 обвиняемым: Зорге, Одзаки, Максу Клаузену, Вукеличу, Мияги, Сайондзи и Инукаи. Остальным обвинения были предъявлены позднее. Приговоры основным обвиняемым были вынесены 29 сентября 1943 года. Зорге и Одзаки были приговорены к смертной казни через повешение, Вукелич и Клаузен — к пожизненному тюремному заключению, Мияги умер в тюрьме ещё до вынесения приговора. Подробно: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/september/povesit-na-royalnoj-strune?searched=%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4+%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1+ajaxSearch_highlight2

 

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

«Интервью» у Венеры

18 октября 1967 года межпланетная станция «Венера-4», запущенная 12 июня 1967 года, достигла цели.

Спускаемый аппарат с набором научной аппаратуры благополучно отделился и впервые в истории космонавтики провел прямые измерения состава атмосферы Венеры при спуске в ней на парашюте.    Спускаемый аппарат мог работать при температуре вплоть до +425°C и при давлении до 10 атмосфер, причем для увеличения шансов на успех он десантировался на ночную сторону планеты. Перед стартом он был подвергнут стерилизации с целью предотвращения переноса на Венеру земных микроорганизмов.

Сигнал прекратился внезапно через 95 минут после начала спуска, на 25-26 км ниже начальной точки, когда за бортом было +280°C и 15 атмосфер. Сначала всем казалось, что это и был момент посадки и что «Венере-4» удалось дойти до поверхности в рабочем состоянии. И лишь через несколько недель стало ясно, что в действительности на высоте около 28 км аппрарат был раздавлен атмосферным давлением, оказавшимся намного больше предусмотренного при конструировании станции.

Лишь «Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, благополучно достигла поверхности планеты. Она разрабатывалась и строилась с учетом опыта полетов предыдущих АМС. Спускаемый аппарат был сконструирован заново, и он должен был работать не менее 30 минут на поверхности при температуре до +540°С и давлении до 150 атмосфер. Теоретические значения, полученные для поверхности планеты были такими: 500°С и 100 атмосфер, так что спускаемый аппарат был построен с запасом. На всякий пожарный случай.

Спустя 120 суток после старта, 15 декабря 1970 года, станция «Венера-7» достигла планеты.

15 декабря в 8 часов 34 минут 10 секунд спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность Венеры. В общей сложности он передавал на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности Венеры составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

В 1975 году спускаемый модуль зонда "Венера-9" передал первые черно-белые фотографии поверхности планеты. И, наконец, первые цветные изображения были получены в 1982 году "Венерой-13".

Американцы далеко отстали от СССР в исследовании Венеры. Лишь в 1967 году через день после посадки советской "Венеры-4" мимо планеты на расстоянии 4000 км пролетел американский "Маринер-5". На околовенерианскую орбиту впервые США вышли с помощью аппарата «Пионер-Венера-1», запущенного 20 мая 1978 года, который проработал до августа 1992 года и осуществлял, в частности, радиолокационное картографирование планеты.

Американская пресса вынуждена была констатировать: "Русские побили США в борьбе за очень большое количество первых мест в освоении космоса: первые спутники, запуск первых животных и первого человека, первый выход в открытый космос, первая посадка зонда на Марсе, первый зонд к Венере, первая орбитальная станция, первый полет вокруг Луны».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии