RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Первый сталинский салют
5 августа 2019 г.

Первый сталинский салют

5 августа 1943 года в Москве был произведен артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород
Пушки Василия Грабина
9 января 2015 г.

Пушки Василия Грабина

9 января 2015 года исполнилось 115 лет великому оружейнику, чьи орудия уничтожили подавляющее большинство фашистских «Тигров» и «Пантер»
Ложь об Иоанне Грозном
16 января 2015 г.

Ложь об Иоанне Грозном

16 января 1547 года Великий князь Московский ИВАН IV был венчан на царство и принял новый титул "царя и великого князя веся Руси"
Русские не сдаются!
23 февраля 2015 г.

Русские не сдаются!

Эта стальная фраза облетела весь мир сто лет назад в годы Первой мировой войны и навсегда стала символом стойкости нашего солдата — защитника Отечества
Счет танкиста Найдина — 15:0
25 июня 2015 г.

Счет танкиста Найдина — 15:0

25 июня 1941 года при обороне Вильнюса танк сержанта Гигория Найдина уничтожил в одном бою 15 танков и 10 противотанковых орудий фашистов
Главная » Подвиги в наследство » Удары возмездия по Берлину

Удары возмездия по Берлину

7 августа 1941 года советская авиация начала бомбить логово фашизма

Первыми совершили дерзкий налёт летчики Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского.
Удары возмездия по Берлину

Считается, что Сталин в ответ на немецкие бомбёжки Москвы приказал во что бы то ни стало нанести авиаудары по Берлину. Но есть документы, которые свидетельствуют: эта операция готовилась с первых дней войны, причем одновременно в штабе авиации Балтийского флота и в штабе 81-й авиадивизии дальнего действия. Балтийцы на своих ДБ -3ф (дальние бомбардировщики с форсированными двигателями) в то время могли «дотянуться» до фашистской столицы только с балтийских островов Эзель и Даго. А ТБ-7 (тяжёлые бомбардировщики) 81-й авиадивизии способны были достать до Берлина с аэродрома в районе города Пушкин.

В архиве Военно-Морского Флота сохранилась шифровка тогдашнего наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Эзель и Даго оборонять при всех условиях обстановки. 29 июня 1941 года. Кузнецов».

Значит, уже через неделю после начала Великой Отечественной войны Кузнецов имел в голове идею бомбёжки Берлина.

Из воспоминаний Н.Г. Кузнецова: «Подсчитав возможности, мы убедились, что на пределе физических сил и материальных ресурсов наши самолёты могли бы долететь до Берлина и вернуться на один из аэродромов Моонзундского архипелага. Операция рискованная и ответственная. Было доложено Сталину, и он, рассмотрев все расчёты, разрешил провести эту операцию».
Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-3ф взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу. Вторую группу вёл капитан Гречишников, третью - капитан Ефремов, штурманом флагманского экипажа летел один из лучших специалистов авиации Балтфлота капитан Хохлов.
На подступах к Берлину немцы посчитали наши самолёты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться советские бомбы. Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, наши самолёты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс. В том историческом полёте, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, над Берлином побывало пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Преображенским. Остальные отбомбились по германскому городу-порту Штеттину.
Наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину, а немецкие газеты информировали: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». На это английское министерство иностранных дел ответило через прессу: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только тогда немецкая разведка доложила: к Берлину прорвались советские бомбардировщики.
Гитлер поначалу не поверил. Он считал, что такой налёт под силу только англичанам, которые имели современнейшие по тем временам самолёты, дислоцировавшиеся в досягаемости до Берлина. Однако совместный англо-американский воздушный налёт на столицу рейха будет осуществлен только 17 августа 1943 года!
В первых налетах на Берлин участвовали также летчики из подмосковных аэродромов под командованием Героя Советского Союза М.В. Водропьянова. Летчикам 81-й авиадивизии предстояло лететь на Берлин после балтийцев, когда фашисты уже были готовы к отражению воздушной атаки. Это значительно усложняло задачу. К тому же на подготовку к удару Сталин дал дивизии всего сутки. В результате первый полёт на Берлин летчиков Подмосковья хотя и был результативным закончился для многих трагично. Вот как об этом рассказано в воспоминаниях авиационного штурмана из Жуковского Георгия Молчанова:

"10 августа наш 432 полк был сочно перебазирован на аэродром подскока в Пушкин. В экипажах находились бывалые, обстрелянные войной и с большим опытом длительных полетов специалисты своего дела. Лётчик капитан Н.В. Крюков и штурман капитан Х.М. Муратбеков получили боевое крещение на Карельском перешейке, а в боях с фашистами успели отличиться при бомбардировке Данцига и Кёнигсберга. Полярные лётчики М.В. Водопьянов, Э.К. Пусэп имели солидный опыт полётов в сложных условиях погоды, лётчики ГВФ А.А. Курбан, А.Н. Тягунин, М.М. Угрюмов, В.Д. Бидный, С.А. Асямов являлись мастерами полётов на тяжелых самолётах, старший лейтенант Максим Антипов за участие в финской войне был удостоен ордена Красного Знамени.
Линия фронта от аэродрома "подскока" проходила недалеко, поэтому наши экипажи сразу оказались в прифронтовой обстановке. В воздухе на высотах 3-4 км то и дело сновали немецкие развед­чики. Наши истребители попарно взлетали для их перехвата. Неоднократно завязывались воздушные бои.
К полудню I0 августа поступило распоряже­ние: заправить боевые корабли горючим "по пробку", немедленно приступить к подвеске ФАБ-500 по б штук на корабль, личный состав вооружить автоматами, на борту иметь боекомплекты патронов и ручные гранаты из расчёта 6 штук на члена экипажа, снабдить экипаж однодневным бортпайком и иметь 15-дневный НЗ.
Тогда мы еще не знали о приказе Сталина лететь на Берлин, но чувствовали, что готовится грандиозное и важное боевое задание.
В 18 часов по условному сигналу в одном из помещений аэродрома были собраны боевые экипажи /экипаж корабля состоял из 12 человек/. Командир дивизии Водопьянов доложил командующему ВВС Жихареву о готовности дивизии выполнять боевое задание. Командующий поздравил личный состав с успешным завершением формирования полка, пожелал успешной боевой работы и к общему удивлению зачитал обращение Сталина, собственноручно написанное им от руки. Содержание привожу по памяти: «Лётчики, штурманы, бомбардиры, стрелки! Фашистская клика в своей прессе всё чаще и чаще обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно-воздушные силы Советского Союза уничтожены. Боевые орлы! Славные соколы! Вы должны доказать, что советская авиация - была есть и способна бомбить любую точ­ку или объект фашистской Германии. Обрушьте свои смертоносные грузы на логово фашизма - Берлин! Точка прицеливания центр города!»
Письмо Сталина было конкретизировано боевым распоряжением командующего ВВС: вылет в 20 часов. Очерёдность - 1-я эскадрилья (Пусеп), на борту одного из самолётов - командир дивизии Герой Советского Союза Водопьянов, 2-я эскадрилья (Курбан). Взлёты со стоянок (без выруливания на старт) в любом направлении. Интервал между взлётами I минута. Условное название операции – «Удар по логову».
... И вот мы приближаемся к Берлину. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Проверяю и уточняю навигационные расчёты, путевую, истинную скорости, снос, угол прицеливания.

«Саша! Видишь впереди нас логово?» - спрашиваю по СПУ командира. Он отвечает: «Вижу Жорка! Все в твоих руках. Действуй!»
« Экипаж! Внимание! – дрожащим от волнения голосом кричу я. - Под нами – логово фашизма! Произвожу бомбометание!»
Как биение сердца, отсчитываю импуль­сы отделяющихся ФАБ-500. Одна. Две. Три. Четыре. Пять....
Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Ведется заградительный огонь ЗА и МЗА, но, к нашему счастью, разрывы ниже нашего эшелона. Видно, что ПВО врага не разгадала нашу высоту и весь огонь сосредоточила примерно на 4500-5000 метрах высоты".
Налёты на Берлин потрясли Германию, вселили в советских людей уверенность в победе над врагом. В период по 4 сентября 1941 года на Берлин было совершено 10 налётов, выполнено 90 самолётовылетов, сброшено 311 бомб и зарегистрировано 32 пожара.

Всё это свидетельствовало, что советская дальняя авиация способна действовать на всем советско-германском фронте и наносить удары по глубокому тылу противника.

Сергей Турченко
7 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 ноября
четверг
2019

В этот день:

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

Первооткрыватель Антарктиды адмирал Лазарев

14 ноября 1788 года родился Михаил Петрович Лазарев (ум. 1851), адмирал, совершивший три кругосветных плавания и открывший Антарктиду вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном.

В 1800 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1808—1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812. В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в плавание вокруг земного шара. Оно длилось до 1815 года.

В апреле 1819 года Лазарев, командуя шлюпом «Мирный»,отправился к Южному полюсу вместе с Белинсгаузеном, командовавшим шлюпом «Восток». Им принадлежит открытие Антарктиды.

10 июня — 6 октября 1827 года Лазарев, командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 года, являясь командиром «Азова», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея. За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика) , а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор­ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае­ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы. Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под­линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис­тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов­ке, максимально приближенной к боевой.

Особая заслуга Лазарева в подготовке командиров, прославив­ших русский флот и Россию в годы Крымской войны 1853—1856 годов. Он был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Великий адмирал скончался в 1851 году. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе. Там же впоследствии были похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

 

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

«Сталинец» подорвался на минах

В ночь с14 на 15 ноября 1941 года при выполнении боевого задания погибла подводная лодка Л-2.

Она была заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 в Ленинграде под именем «Марксист». Спуск на воду состоялся 21 мая 1931 года. В 1932 году лодка получила имя «Сталинец», а 24 октября 1933 года вошла в состав Балтийского флота.
12 ноября 1941 года в 18:00 лодка вышла из Кронштадта на минную постановку в Данцигскую бухту в составе конвоя № 4, направлявшегося на о. Ханко. В ночь с 14 на 15 ноября лодка подорвалась на трёх донных минах и затонула. Почти весь экипаж погиб. Вместе со всеми известный поэт-маринист Алексей Лебедев, служивший на Л-2 штурманом.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

93 диверсии Константина Заслонова

14 ноября 1942 года погиб Константин Сергеевич Заслонов (р. 1910), Герой Советского Союза, командир партизанского отряда и бригады, с октября 1942 командующий всеми партизанскими силами Оршанской зоны.

Родился в семье рабочего 7 января 1910 года. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. С 1935 помощник начальника паровозного депо Новосибирска, с 1937 начальник паровозного депо станции Рославль, с 1939 — паровозного депо Орша. В начале войны при подходе немецких войск к Орше эвакуировался в Москву и работал в депо им. Ильича.

В октябре 1941 по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Партизанский псевдоним — «Дядя Костя». Создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза.

Ввиду угрозы ареста в марте 1942 года Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провёл ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом у д. Куповать Сенненского района.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Герои китайской войны

14 ноября 1938 года звание Героя Советского Союза присвоено военным летчикам Благовещенскому Алексею Сергеевичу и Полынину Федору Павловичу.

Оба проявили героизм в боях с японскими захватчиками в Китае.

Алексей Благовещенский родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). В 1929 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота. С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16. С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
После войны — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Федор Полынин в РККА с 1928 года. Окончил Вольскую лётную школу, школу лётчиков в Оренбурге, курсы усовершенствования командного состава Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского в 1935 году. С ноября 1937 по апрель 1938 участвовал в Японо-китайской войне. Полынин командовал бомбардировочной авиагруппой: на самолёте СБ принимал участие в бомбардировке японского аэродрома на острове Формоза (Тайвань). В должности командующего ВВС 13-й армии Полынин участвовал в советско-финской войне.
На фронтах Великой Отечественной войны Полынин c июня 1941 года в должности командира 13-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командующий 6-й воздушной армией. С октября 1944 — командующий ВВС Войска Польского. В 1959—1971 годах — начальник тыла ВВС. С 1971 года в отставке.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии