RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец легендарного «Папаши»
29 апреля 2016 г.

Отец легендарного «Папаши»

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).
Под прицелом - Александр II
2 апреля 2018 г.

Под прицелом - Александр II

2 апреля 1879 года совершено нападение на русского императора с применением огнестрельного оружия. Это было одно из шести покушений на жизнь этого монарха
Кто твой герой?
8 июня 2018 г.

Кто твой герой?

Четвертый год в Городецкой епархии действует уникальный проект с таким названием.
Подвиг Саши Ковалева
8 мая 2019 г.

Подвиг Саши Ковалева

8 мая 1944 года юнга-моторист ТК-209 закрыл своим телом пробитый осколком коллектор двигателя и спас катер, получив сильнейшие ожоги
Главный витязь Руси
1 июня 2014 г.

Главный витязь Руси

1 июня Русская Православная Церковь, весь русский народ отмечают День памяти великого князя Дмитрия Ивановича Донского
Главная » Подвиги в наследство » Удары возмездия по Берлину

Удары возмездия по Берлину

7 августа 1941 года советская авиация начала бомбить логово фашизма

Первыми совершили дерзкий налёт летчики Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского.
Удары возмездия по Берлину

Считается, что Сталин в ответ на немецкие бомбёжки Москвы приказал во что бы то ни стало нанести авиаудары по Берлину. Но есть документы, которые свидетельствуют: эта операция готовилась с первых дней войны, причем одновременно в штабе авиации Балтийского флота и в штабе 81-й авиадивизии дальнего действия. Балтийцы на своих ДБ -3ф (дальние бомбардировщики с форсированными двигателями) в то время могли «дотянуться» до фашистской столицы только с балтийских островов Эзель и Даго. А ТБ-7 (тяжёлые бомбардировщики) 81-й авиадивизии способны были достать до Берлина с аэродрома в районе города Пушкин.

В архиве Военно-Морского Флота сохранилась шифровка тогдашнего наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Эзель и Даго оборонять при всех условиях обстановки. 29 июня 1941 года. Кузнецов».

Значит, уже через неделю после начала Великой Отечественной войны Кузнецов имел в голове идею бомбёжки Берлина.

Из воспоминаний Н.Г. Кузнецова: «Подсчитав возможности, мы убедились, что на пределе физических сил и материальных ресурсов наши самолёты могли бы долететь до Берлина и вернуться на один из аэродромов Моонзундского архипелага. Операция рискованная и ответственная. Было доложено Сталину, и он, рассмотрев все расчёты, разрешил провести эту операцию».
Вечером 7 августа 1941 года 13 тяжело нагруженных ДБ-3ф взлетели с аэродрома Кагул на острове Эзель и взяли курс на Берлин. Командовал воздушной операцией полковник Евгений Преображенский, он же возглавлял флагманскую группу. Вторую группу вёл капитан Гречишников, третью - капитан Ефремов, штурманом флагманского экипажа летел один из лучших специалистов авиации Балтфлота капитан Хохлов.
На подступах к Берлину немцы посчитали наши самолёты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные геббельсовской пропагандой о разгроме советской авиации, дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Берлина начали рваться советские бомбы. Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, наши самолёты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс. В том историческом полёте, в ночь с 7 на 8 августа 1941 года, над Берлином побывало пять самолётов 1-го минно-торпедного авиаполка во главе с его командиром Преображенским. Остальные отбомбились по германскому городу-порту Штеттину.
Наутро немецкие радиостанции сообщили в эфир о попытке 150 английских самолётов прорваться к Берлину, а немецкие газеты информировали: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов». На это английское министерство иностранных дел ответило через прессу: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация со своих аэродромов не поднималась ввиду неблагоприятных метеоусловий». Только тогда немецкая разведка доложила: к Берлину прорвались советские бомбардировщики.
Гитлер поначалу не поверил. Он считал, что такой налёт под силу только англичанам, которые имели современнейшие по тем временам самолёты, дислоцировавшиеся в досягаемости до Берлина. Однако совместный англо-американский воздушный налёт на столицу рейха будет осуществлен только 17 августа 1943 года!
В первых налетах на Берлин участвовали также летчики из подмосковных аэродромов под командованием Героя Советского Союза М.В. Водропьянова. Летчикам 81-й авиадивизии предстояло лететь на Берлин после балтийцев, когда фашисты уже были готовы к отражению воздушной атаки. Это значительно усложняло задачу. К тому же на подготовку к удару Сталин дал дивизии всего сутки. В результате первый полёт на Берлин летчиков Подмосковья хотя и был результативным закончился для многих трагично. Вот как об этом рассказано в воспоминаниях авиационного штурмана из Жуковского Георгия Молчанова:

"10 августа наш 432 полк был сочно перебазирован на аэродром подскока в Пушкин. В экипажах находились бывалые, обстрелянные войной и с большим опытом длительных полетов специалисты своего дела. Лётчик капитан Н.В. Крюков и штурман капитан Х.М. Муратбеков получили боевое крещение на Карельском перешейке, а в боях с фашистами успели отличиться при бомбардировке Данцига и Кёнигсберга. Полярные лётчики М.В. Водопьянов, Э.К. Пусэп имели солидный опыт полётов в сложных условиях погоды, лётчики ГВФ А.А. Курбан, А.Н. Тягунин, М.М. Угрюмов, В.Д. Бидный, С.А. Асямов являлись мастерами полётов на тяжелых самолётах, старший лейтенант Максим Антипов за участие в финской войне был удостоен ордена Красного Знамени.
Линия фронта от аэродрома "подскока" проходила недалеко, поэтому наши экипажи сразу оказались в прифронтовой обстановке. В воздухе на высотах 3-4 км то и дело сновали немецкие развед­чики. Наши истребители попарно взлетали для их перехвата. Неоднократно завязывались воздушные бои.
К полудню I0 августа поступило распоряже­ние: заправить боевые корабли горючим "по пробку", немедленно приступить к подвеске ФАБ-500 по б штук на корабль, личный состав вооружить автоматами, на борту иметь боекомплекты патронов и ручные гранаты из расчёта 6 штук на члена экипажа, снабдить экипаж однодневным бортпайком и иметь 15-дневный НЗ.
Тогда мы еще не знали о приказе Сталина лететь на Берлин, но чувствовали, что готовится грандиозное и важное боевое задание.
В 18 часов по условному сигналу в одном из помещений аэродрома были собраны боевые экипажи /экипаж корабля состоял из 12 человек/. Командир дивизии Водопьянов доложил командующему ВВС Жихареву о готовности дивизии выполнять боевое задание. Командующий поздравил личный состав с успешным завершением формирования полка, пожелал успешной боевой работы и к общему удивлению зачитал обращение Сталина, собственноручно написанное им от руки. Содержание привожу по памяти: «Лётчики, штурманы, бомбардиры, стрелки! Фашистская клика в своей прессе всё чаще и чаще обманывает мирное население Германии, говоря, что Военно-воздушные силы Советского Союза уничтожены. Боевые орлы! Славные соколы! Вы должны доказать, что советская авиация - была есть и способна бомбить любую точ­ку или объект фашистской Германии. Обрушьте свои смертоносные грузы на логово фашизма - Берлин! Точка прицеливания центр города!»
Письмо Сталина было конкретизировано боевым распоряжением командующего ВВС: вылет в 20 часов. Очерёдность - 1-я эскадрилья (Пусеп), на борту одного из самолётов - командир дивизии Герой Советского Союза Водопьянов, 2-я эскадрилья (Курбан). Взлёты со стоянок (без выруливания на старт) в любом направлении. Интервал между взлётами I минута. Условное название операции – «Удар по логову».
... И вот мы приближаемся к Берлину. Вывожу корабль на БК. До цели считанные минуты. Проверяю и уточняю навигационные расчёты, путевую, истинную скорости, снос, угол прицеливания.

«Саша! Видишь впереди нас логово?» - спрашиваю по СПУ командира. Он отвечает: «Вижу Жорка! Все в твоих руках. Действуй!»
« Экипаж! Внимание! – дрожащим от волнения голосом кричу я. - Под нами – логово фашизма! Произвожу бомбометание!»
Как биение сердца, отсчитываю импуль­сы отделяющихся ФАБ-500. Одна. Две. Три. Четыре. Пять....
Корабль в правом развороте, видны взрывы наших бомб. Берлин уже очнулся. Работает громадное количество мощных зенитных прожекторов. Ведется заградительный огонь ЗА и МЗА, но, к нашему счастью, разрывы ниже нашего эшелона. Видно, что ПВО врага не разгадала нашу высоту и весь огонь сосредоточила примерно на 4500-5000 метрах высоты".
Налёты на Берлин потрясли Германию, вселили в советских людей уверенность в победе над врагом. В период по 4 сентября 1941 года на Берлин было совершено 10 налётов, выполнено 90 самолётовылетов, сброшено 311 бомб и зарегистрировано 32 пожара.

Всё это свидетельствовало, что советская дальняя авиация способна действовать на всем советско-германском фронте и наносить удары по глубокому тылу противника.

Сергей Турченко
7 августа 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 сентебря
воскресенье
2019

В этот день:

Шамхорская битва

15 сентября 1826 года произошла Шамхорская битва русско-персидской войны 1826—1828 годов между русскими войсками (около 12 тысяч воинов) и 60-тысячной иранской армией

Шамхорская битва

15 сентября 1826 года произошла Шамхорская битва русско-персидской войны 1826—1828 годов между русскими войсками (около 12 тысяч воинов) и 60-тысячной иранской армией

После вторжения в середине июля 1826 года в Карабах иранская армия Аббаса-мирзы осадила крепость Шуша. Поскольку эти земли находились в составе Российской империи, генералу Мадатову было приказано отразить агрессию. Мадатов, несмотря на большое превосходство противника в силах, обнаружив противника, с ходу атаковал его позиции. При поддержке артиллерии конница завязала бой на флангах, а пехота ударом в штыки прорвала центр войск иранцев. Разгром пришедшего в замешательство противника был завершён конной атакой грузинских и азербайджанских ополчений. У иранцев насчитывалось 2 тысячи потерь, у отряда Мадатова — всего 27 человек. Шахская гвардия, участвовавшая в деле, более не существовала - она почти вся полегла под ударами русской конницы. Пространство от Шамхора до Елизаветполя, на протяжении тридцати с лишком верст, устлано было неприятельскими трупами

Очистка Москвы и Ленинграда от извращенцев

15 сентября 1933 года И.В. Сталину было доложено о раскрытии «общества педерастов».

Очистка Москвы и Ленинграда от извращенцев

15 сентября 1933 года И.В. Сталину было доложено о раскрытии «общества педерастов».

В годы нэпа в СССР начала распространяться подобная зараза, принесенная с пресыщенного Запада. И вот осенью 1933 года ОГПУ решило вплотную заняться представителями нетрадиционной сексуальной ориентации. Была проведена первая облава, в результате которой арестовано 130 человек, подозревавшихся в гомосексуальных связях. Более того, органы выявили организации "сексуальных извращенцев", которые специально растлевали молодежь, «кормясь» на западные деньги.

В докладной записке И.Сталину сообщалось о раскрытии объединений педерастов в Москве и Ленинграде, которые занимались созданием сети салонов, очагов, притонов, групп и других организованных формирований. Далее подчеркивалось: "Актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодежь, а также пытался проникнуть в армию и на флот".

На докладной записке есть резолюции членов политбюро ВКП(б). Иосиф Виссарионович Сталин оставил суровый и категоричный автограф: "Надо примерно наказать мерзавцев, а в законодательство ввести соответствующее руководящее постановление". Соратники поддержали: "Конечно, это необходимо. Молотов", "Правильно! Л.Каганович".

 

Первый облет Луны

15 сентября 1968 года советская космическая станция «Зонд-5» первой в мире облетела вокруг Луны.

Памяти авиаконструктора Павла Сухого

15 сентября 1975 года скончался Павел Осипович Сухой (р. 1895), один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Памяти авиаконструктора Павла Сухого

15 сентября 1975 года скончался Павел Осипович Сухой (р. 1895), один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

П. О. Сухой родился 22 июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне г. Глубокое Витебской области, Беларусь) в семье учителя народной школы. Белорус. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ). После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева (АГОС), входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.

В 1940—1949 — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1942—1943 под его руководством создан бронированный штурмовик Су-6. В 1949—1953 — снова заместитель главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 — главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор.

В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей. После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты. Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.

 

Трагедия космонавта Филатьева

15 сентября 1990 года умер Валентин Игнатьевич Филатьев, советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР, который так и не взлетел в космос.

Трагедия космонавта Филатьева

15 сентября 1990 года умер Валентин Игнатьевич Филатьев, советский лётчик-истребитель, член первого отряда космонавтов СССР, который так и не взлетел в космос.

Валентин Филатьев окончил педагогическое училище и получил диплом учителя начальных классов, но в школе работать не стал. В 1951 году поступил и в 1955 году окончил Сталинградское авиационное училище. Проходил службу в авиационных частях ПВО. В 1960 году был отобран для подготовки к космическому полёту. 25 марта 1960 года был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к космическому полёту на корабле «Восток». После прохождения курса подготовки 3 апреля 1961 года успешно выдержал экзамен и 16 декабря 1961 года был зачислен в космонавты. Но 17 апреля 1963 года был отчислен из отряда космонавтов за нарушение дисциплины. Вместе с товарищами по отряду космонавтов Григорием Нелюбовым и Иваном Аникеевым, находясь в нетрезвом состоянии, попали в поле зрения комендантского патруля, начальником которого оказался тупой солдафон. Ребят примерно наказали. Страна потеряла великолепных космонавтов, а для них крах мечты стал жестокой трагедией. Все трое безвременно ушли из жизни.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии