RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Почему Европа за Гитлера и против Сталина?
23 июня 2019 г.

Почему Европа за Гитлера и против Сталина?

Да потому что она вместе с Бесноватым ответственна за десятки миллионов убитых и сотни миллионов искалеченных в той войне
Последнее интервью с космонавтом № 2
6 августа 2020 г.

Последнее интервью с космонавтом № 2

6 августа 1961 года на околоземную орбиту отправился 25-летний советский космонавт Герман Степанович ТИТОВ, который до сих пор остается рекордсменом космической молодости.
Вождя - на Красную площадь!
20 декабря 2013 г.

Вождя - на Красную площадь!

Так чем же Кромвель отличается от Сталина
Путь адмирала Ушакова
26 февраля 2018 г.

Путь адмирала Ушакова

26 февраля 1745 года родился адмирал Русского Флота, святой праведный воин ФЕОДОР УШАКОВ
Памяти великого советского разведчика
13 февраля 2020 г.

Памяти великого советского разведчика

13 февраля 2020 года на 104 году жизни скончался Герой России полковник в отставке Алексей Николаевич Ботян
Главная » Подвиги в наследство » Два самолета колхозника Головатого

Два самолета колхозника Головатого

18 декабря 1942 года газета «Правда» написала о том, что начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации

С почином выступил работник артели "Стахановец" из Саратовской области.
Два самолета колхозника Головатого

 «Правда» писала: "15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолётов в подарок Сталинградскому фронту.
В беседе с корреспондентом "Правды" тов. Головатый сказал: "Я решил отдать на строительство самолёта все свои сбережения. Советская власть сделала меня - бывшего батрака - зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии.
Провожая недавно своих двух сыновей и трёх зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков !" А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом.
Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера мёда. Кроме того, я получил достаточно хлеба и имею немало мяса".

На деньги Головатого был построен истребитель Як-1. Его получил майор Борис Николаевич Ерёмин, которыцй впоследствии вспоминал: «Однажды вызвал меня командующий Воздушной армией. Вижу - лицо весёлое. "Принимай, - говорит, - подарок: именной самолёт. Дарит его тебе саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Готовься - отправишься в Саратов". Нужно ли говорить, с каким волнением и радостью летел я за подаренным мне самолётом! Встреча с Ферапонтом Петровичем произошла на маленьком заводском аэродроме. Первое, что я увидел: стоит на заснеженной поляне самолёт - истребитель Як-1 и на фюзеляже его - надпись: "Сталинградскому фронту - от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатова". А рядом - сам Головатый, высокий, широкоплечий, немного сутулый, в непритязательной одежде. Мы поздоровались, обнялись, подошли поближе к "ястребку".
- Вот тебе, сынок, мой подарок, - сказал Ферапонт Петрович, кладя руку на крыло самолёта. - Бей на нём врагов смертным боем !
Что я мог сказать ? Ком к горлу подступил - от волнения, от гордости. "Спасибо, - говорю, - батя. От всех лётчиков спасибо. Уж будь уверен - не подкачаю..."
Обещал Борис Николаевич регулярно докладывать Головатому о боевых делах. И слово сдержал. Сразу же по возвращении в полк написал ему о том, что в полку состоялся митинг и что все лётчики поклялись беспощадно громить фашистских оккупантов. А после первого боевого вылета на подаренном самолёте сообщил Ферапонту Петровичу: "Одержал первую победу. При отражении вражеских самолётов, пытавшихся прорваться к окружённой группировке в районе Сталинграда, сбил вражескую машину". В тот день механик самолёта сержант Василий Иванович Зуев нарисовал на фюзеляже первую красную звёздочку.
К маю 1944 года, когда полк воевал в Крыму, таких звёздочек на первом именном самолёте Ерёмина было уже 7. Но к этому времени головатовский Як-1 исчерпал свои технические возможности и был списан. Верный своему обещанию писать обо всём, лётчик и об этом сообщил колхознику. Каково же было его удивление, когда через несколько дней его снова вызвали в Саратов, чтобы вручить новый самолёт - на этот раз Як-3 с надписью: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт - на окончательный разгром врага".
Получая самолёт, Ерёмин сказал на митинге:
- Велика честь летать на машине, построенной на средства советского патриота. Машина эта является символом единства фронта и тыла. Я заверяю Ферапонта Петровича, что на его втором самолёте буду ещё сильнее бить врага.
- Як-3 был более совершенным истребителем, - рассказывал впоследствии Борис Николаевич, - он развивал скорость до 660 км/час вместо 580 у Як-1. И вес его на 250 кг меньше, чем у Як-1. Имел Як-3 одну 20-мм пушку и два тяжёлых пулемёта. Всё это вместе с отличной маневренностью давало истребителю Як-3 преимущества перед немецкими истребителями FW-190 и Ме-109 любых модификаций.
У нас в полку Як-3 ещё не было в то время. И я выпросил у саратовцев ещё один такой самолёт - ведь мне летать - то надо было в паре !.. На второй машине Головатого я сбил ещё 8 вражеских самолётов.

Так воевал лётчик Борис Николаевич Ерёмин. А как трудился, как жил колхозный пчеловод Головатый ? И - кто он, откуда ?
Имя Ферапонта Петровича Головатого есть в Большой Советской энциклопедии, а в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." сказано: "Головатый Ферапонт Петрович ( 1890 - 1951 ), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд Советской Армии, колхозник, Герой Социалистического Труда ( 1947 год ). Член КПСС с 1944. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. К началу войны член правления колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области. В декабре 1942 и мае 1944 годов Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей... С 1945 года председатель колхоза... Депутат Верховного Совета СССР с 1946 года".

Известие о том, что Ферапонт Головатый приобрёл 2 самолёта, быстро распространилось по всей стране, узнали об этом и за пределами Советского Союза. Друзья, естественно, радовались, враги пытались выдать это событие за пропаганду. Были и такие, которые не понимали поступка советского человека.
И пошли в хутор Степной письма. Прислал Ферапонту Головатому письмо и врач - шотландец из города Эдинбурга. "Наши газеты, - писал он, - напечатали сообщение о Вашем поступке. Но я и мои знакомые не понимаем, что заставило Вас отдать свой личный капитал для помощи правительству. И скажем Вам искренне: мы не верим, что у Вас будут последователи".
Шотландцу и всем, не понявшим его поступка, Ферапонт Петрович Головатый ответил уже после Победы. 3 ноября 1945 года "Известия" опубликовали его статью "Слово советского крестьянина": "Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записало ещё такого подвига.
В 1942 году, в августе, немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей, решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти - то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолёт для Красной Армии.
Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом ! Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.
В Саратовском обкоме партии рассказал о своём намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась ? Я ответил: "Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать".
И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолёты. 100 персональных самолётов вручили фронтовикам за войну одни только саратовцы...
Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберётся целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне,ч и они помогали фронту, чем только могли.
Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы - люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не один самолёт - сотни, тысячи самолётов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.
Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего Отечества, не рассорить нас немцам.
Как - то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внёс в Фонд обороны полмиллиона рублей. Спросил меня кто – то:
- Не завидуешь, Ферапонт Петрович ?
- Пусть другие народы и государства, - ответил я, - дивятся и завидуют, как советский человек служит Отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству !..

В Москве я ещё до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения Родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых... Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое - землю, колхозы, свободу, честь и независимость Отечества..."
* * *
За более 50 лет существования советской авиации на личные сбережения народа построено и передано в дар ВВС около 5000 самолётов. Только в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство самолётов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. На эти деньги построено 2565 боевых самолётов. Советские лётчики уничтожили на них более 20 000 вражеских машин.

Сергей Турченко
18 декабря 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 января
понедельник
2021

В этот день:

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

Это  — первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы военно-морского образования России.

Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. Школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр.

Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10 — 15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.

15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФРоссийской Федерации адмирал флота Феликс Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи.

 

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Его прообразом стала квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующих армий в решениях вопросов, связанных с управлением войсками.

Екатерина II сформировала структуру Генштаба, начальником которого был назначен вице-президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев. Этот относительно самостоятельный, постоянно действовавший орган военного управления подчинялся вице-президенту Военной коллегии. Положение о Генеральном штабе было утверждено 30 января 1772 года Екатериной II. Согласно ему, во главе штаба был поставлен руководитель — генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Таким образом, все учреждение приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени — Военной коллегии.

 

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Владимир Каганов родился 29 января 1953 года в Клайпеде. В 1970 году он окончил среднюю школу. В августе того же года был призван на службу в Советскую Армию. В 1974 году Каганов окончил Качинское военное авиационное училище, после чего остался там лётчиком-инструктором, затем командовал эскадрильей в учебном авиаполку.

В 1983 году Каганов окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего служил лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолёта «Су-35», в том числе на штопор. В 1995 году Каганов был назначен начальником службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ГЛИЦ.

 

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Он не смог пережить антисоветский, антинародный государственный переворот октября 1993 года: сердце остановилось 14 октября.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии