RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Разгром турецкой армады у мыса Тендра
28 августа 2016 г.

Разгром турецкой армады у мыса Тендра

28 августа 1790 года началось знаменитое сражение эскадры Федора Ушакова с турецким флотом, который был разбит наголову
Месть Бариновых
13 марта 2014 г.

Месть Бариновых

13 марта день памяти лётчика-виртуоза Георгия Паршина, который бил фашистов на именном самолете, построенном на средства ленинградской семьи, почти полностью уничтоженной немцами
Квест вам вместо Сталинграда!
3 февраля 2018 г.

Квест вам вместо Сталинграда!

В ходе торжеств, посвященных 75-летию победы под Сталинградом, Владимир Путин принял участие в открытии квеста по событиям Сталинградской битвы
Казнены Мазепой
27 июля 2016 г.

Казнены Мазепой

28 июля отмечается память запорожского полковника Ивана Ивановича Искры и малороссийского генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея, казненных в 1708 году за верность русскому престолу
Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов
12 мая 2016 г.

Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов

Мой дед брал Берлин и освобождал Прагу. Узнала об этом я совсем недавно.
Главная » Подвиги в наследство » Два самолета колхозника Головатого

Два самолета колхозника Головатого

15 декабря 1942 года начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации

С почином выступил работник артели "Стахановец" из Саратовской области.
Два самолета колхозника Головатого

18 декабря 1942 года газета «Правда» писала: "15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолётов в подарок Сталинградскому фронту.
В беседе с корреспондентом "Правды" тов. Головатый сказал: "Я решил отдать на строительство самолёта все свои сбережения. Советская власть сделала меня - бывшего батрака - зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии.
Провожая недавно своих двух сыновей и трёх зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков !" А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом.
Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера мёда. Кроме того, я получил достаточно хлеба и имею немало мяса".

На деньги Головатого был построен истребитель Як-1. Его получил майор Борис Николаевич Ерёмин, которыцй впоследствии вспоминал: «Однажды вызвал меня командующий Воздушной армией. Вижу - лицо весёлое. "Принимай, - говорит, - подарок: именной самолёт. Дарит его тебе саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Готовься - отправишься в Саратов". Нужно ли говорить, с каким волнением и радостью летел я за подаренным мне самолётом! Встреча с Ферапонтом Петровичем произошла на маленьком заводском аэродроме. Первое, что я увидел: стоит на заснеженной поляне самолёт - истребитель Як-1 и на фюзеляже его - надпись: "Сталинградскому фронту - от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатова". А рядом - сам Головатый, высокий, широкоплечий, немного сутулый, в непритязательной одежде. Мы поздоровались, обнялись, подошли поближе к "ястребку".
- Вот тебе, сынок, мой подарок, - сказал Ферапонт Петрович, кладя руку на крыло самолёта. - Бей на нём врагов смертным боем !
Что я мог сказать ? Ком к горлу подступил - от волнения, от гордости. "Спасибо, - говорю, - батя. От всех лётчиков спасибо. Уж будь уверен - не подкачаю..."
Обещал Борис Николаевич регулярно докладывать Головатому о боевых делах. И слово сдержал. Сразу же по возвращении в полк написал ему о том, что в полку состоялся митинг и что все лётчики поклялись беспощадно громить фашистских оккупантов. А после первого боевого вылета на подаренном самолёте сообщил Ферапонту Петровичу: "Одержал первую победу. При отражении вражеских самолётов, пытавшихся прорваться к окружённой группировке в районе Сталинграда, сбил вражескую машину". В тот день механик самолёта сержант Василий Иванович Зуев нарисовал на фюзеляже первую красную звёздочку.
К маю 1944 года, когда полк воевал в Крыму, таких звёздочек на первом именном самолёте Ерёмина было уже 7. Но к этому времени головатовский Як-1 исчерпал свои технические возможности и был списан. Верный своему обещанию писать обо всём, лётчик и об этом сообщил колхознику. Каково же было его удивление, когда через несколько дней его снова вызвали в Саратов, чтобы вручить новый самолёт - на этот раз Як-3 с надписью: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт - на окончательный разгром врага".
Получая самолёт, Ерёмин сказал на митинге:
- Велика честь летать на машине, построенной на средства советского патриота. Машина эта является символом единства фронта и тыла. Я заверяю Ферапонта Петровича, что на его втором самолёте буду ещё сильнее бить врага.
- Як-3 был более совершенным истребителем, - рассказывал впоследствии Борис Николаевич, - он развивал скорость до 660 км/час вместо 580 у Як-1. И вес его на 250 кг меньше, чем у Як-1. Имел Як-3 одну 20-мм пушку и два тяжёлых пулемёта. Всё это вместе с отличной маневренностью давало истребителю Як-3 преимущества перед немецкими истребителями FW-190 и Ме-109 любых модификаций.
У нас в полку Як-3 ещё не было в то время. И я выпросил у саратовцев ещё один такой самолёт - ведь мне летать - то надо было в паре !.. На второй машине Головатого я сбил ещё 8 вражеских самолётов.

Так воевал лётчик Борис Николаевич Ерёмин. А как трудился, как жил колхозный пчеловод Головатый ? И - кто он, откуда ?
Имя Ферапонта Петровича Головатого есть в Большой Советской энциклопедии, а в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." сказано: "Головатый Ферапонт Петрович ( 1890 - 1951 ), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд Советской Армии, колхозник, Герой Социалистического Труда ( 1947 год ). Член КПСС с 1944. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. К началу войны член правления колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области. В декабре 1942 и мае 1944 годов Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей... С 1945 года председатель колхоза... Депутат Верховного Совета СССР с 1946 года".

Известие о том, что Ферапонт Головатый приобрёл 2 самолёта, быстро распространилось по всей стране, узнали об этом и за пределами Советского Союза. Друзья, естественно, радовались, враги пытались выдать это событие за пропаганду. Были и такие, которые не понимали поступка советского человека.
И пошли в хутор Степной письма. Прислал Ферапонту Головатому письмо и врач - шотландец из города Эдинбурга. "Наши газеты, - писал он, - напечатали сообщение о Вашем поступке. Но я и мои знакомые не понимаем, что заставило Вас отдать свой личный капитал для помощи правительству. И скажем Вам искренне: мы не верим, что у Вас будут последователи".
Шотландцу и всем, не понявшим его поступка, Ферапонт Петрович Головатый ответил уже после Победы. 3 ноября 1945 года "Известия" опубликовали его статью "Слово советского крестьянина": "Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записало ещё такого подвига.
В 1942 году, в августе, немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей, решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти - то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолёт для Красной Армии.
Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом ! Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.
В Саратовском обкоме партии рассказал о своём намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась ? Я ответил: "Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать".
И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолёты. 100 персональных самолётов вручили фронтовикам за войну одни только саратовцы...
Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберётся целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне,ч и они помогали фронту, чем только могли.
Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы - люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не один самолёт - сотни, тысячи самолётов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.
Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего Отечества, не рассорить нас немцам.
Как - то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внёс в Фонд обороны полмиллиона рублей. Спросил меня кто – то:
- Не завидуешь, Ферапонт Петрович ?
- Пусть другие народы и государства, - ответил я, - дивятся и завидуют, как советский человек служит Отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству !..

В Москве я ещё до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения Родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых... Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое - землю, колхозы, свободу, честь и независимость Отечества..."
* * *
За 50 лет существования советской авиации на личные сбережения народа построено и передано в дар ВВС около 5000 самолётов. Только в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство самолётов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. На эти деньги построено 2565 боевых самолётов. Советские лётчики уничтожили на них более 20 000 вражеских машин.

Сергей Турченко
15 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 марта
понедельник
2019

В этот день:

Героическая оборона Козельска

25 марта 1238 года полчища монгольского хана Батыя осадили небольшой городок Козельск. Его героическая оборона длилась семь недель. После взятия города монголы уничтожили всех, включая грудных детей.

Командир взвода Василий Бекетов

25 марта 1924 года родился Василий Семенович Бекетов (умер 18 сентября 1991), командир стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза .

Командир взвода Василий Бекетов

25 марта 1924 года родился Василий Семенович Бекетов (умер 18 сентября 1991), командир стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка 57-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза .

Бекетов Василий Семенович родился в селе Андреевка Кугарчинского района Башкирской АССР. В Красную Армию призван в марте 1943 года Юмагузинским райвоенкоматом Башкирской АССР. На фронте с июля 1943 года. Служил командиром стрелкового взвода 170-го гвардейского стрелкового полка.

Василий Бекетов особо отличился при форсировании рек Западный Буг и Висла. 20 июля 1944 года он в числе первых со своим взводом форсировал Западный Буг в районе города Любомль Волынской области и стремительным броском под ураганным огнём ворвался в траншеи противника, где истребил до десяти гитлеровцев.

1 августа 1944 года взвод Василия Бекетова в числе первых под сильным артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём противника переправился через реку Вислу в районе города Магнушев (Польша) и выбил гитлеровцев из первой линии их обороны. В разгар боя, заменив тяжелораненого командира роты, Василий Бекетов трижды поднимал бойцов в атаку, сорвав стремительным наступлением попытку немцев атаковать наши подразделения с флангов и отрезать их от района переправы.

 

Юный партизан Шура Чекалин

25 марта 1925 года родился Шура /Александр Павлович/ ЧЕКАЛИН, юный партизан, Герой Советского Союза. В 16 лет он стал разведчиком в партизанском отряде.

Юный партизан Шура Чекалин

25 марта 1925 года родился Шура /Александр Павлович/ ЧЕКАЛИН, юный партизан, Герой Советского Союза. В 16 лет он стал разведчиком в партизанском отряде.

В начале ноября 1941 года фашисты выследили его, окружили и предложили сдаться. В ответ Саша открыл огонь, а когда закончились патроны, бросил гранату, но она не взорвалась. Был захвачен и доставлен в военную комендатуру. Несколько дней его пытали, требуя выдать местонахождения отряда. Но мальчишка молчал. Его повесили 6 ноября 1941 года.

Герой России Виктор Адамишин

25 марта 1962 года родился Виктор Михайлович Адамишин (погиб 7 апреля 1995, Самашки), капитан милиции, Герой Российской Федерации (1995, посмертно).

Герой России Виктор Адамишин

25 марта 1962 года родился Виктор Михайлович Адамишин (погиб 7 апреля 1995, Самашки), капитан милиции, Герой Российской Федерации (1995, посмертно).

В 1980 году был призван в армию. Спустя два года после демобилизации поступил на службу в милицию. Был командиром отделения. С 1 ноября 1987 года — заместитель командира роты ОМОН при ГУВД Москвы.

В составе сводного отряда ОМОН МВД России участвовал в боевых действиях в Чечне. 1 апреля 1995 года отряд Виктора наткнулся на большие силы боевиков. Завязались бои. 7 апреля группа Виктора осталась без прикрытия, и Адамишин оказался в окружении вместе с небольшой группой бойцов. Группа пошла в прорыв, а Виктор остался её прикрывать и погиб. Звание Героя Российской Федерации было присвоено посмертно 25 августа 1995 года. Навечно занесен в списки личного состава ОМОН при ГУВД г. Москвы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии