RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Парад 7 ноября
7 ноября 2015 г.

Парад 7 ноября

В этот день в 1941 году на Красной площади в Москве произошло событие такого величайшего духовного накала, какого, вероятно, история еще не знала.
Четверых убила прикладом
1 февраля 2019 г.

Четверых убила прикладом

1 февраля 1922 года родилась Мария Байда — русская Героиня, воевавшая с фашистами так, что они теряли волю к сопротивлению
Начало лунной гонки
12 сентября 2018 г.

Начало лунной гонки

12 сентября 1959 года состоялся запуск первой в мире советской межпланетной станции
Тайна гибели С-34
13 ноября 2014 г.

Тайна гибели С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого
В октябре 1941 года Сталин мог попасть в плен
10 октября 2013 г.

В октябре 1941 года Сталин мог попасть в плен

Перед главным сражением за Москву верховный главнокомандующий не раз выезжал на передовую линию обороны для рекогносцировки
Главная » Подвиги в наследство » Два самолета колхозника Головатого

Два самолета колхозника Головатого

15 декабря 1942 года начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации

С почином выступил работник артели "Стахановец" из Саратовской области.
Два самолета колхозника Головатого

18 декабря 1942 года газета «Правда» писала: "15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолётов в подарок Сталинградскому фронту.
В беседе с корреспондентом "Правды" тов. Головатый сказал: "Я решил отдать на строительство самолёта все свои сбережения. Советская власть сделала меня - бывшего батрака - зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии.
Провожая недавно своих двух сыновей и трёх зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков !" А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом.
Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера мёда. Кроме того, я получил достаточно хлеба и имею немало мяса".

На деньги Головатого был построен истребитель Як-1. Его получил майор Борис Николаевич Ерёмин, которыцй впоследствии вспоминал: «Однажды вызвал меня командующий Воздушной армией. Вижу - лицо весёлое. "Принимай, - говорит, - подарок: именной самолёт. Дарит его тебе саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Готовься - отправишься в Саратов". Нужно ли говорить, с каким волнением и радостью летел я за подаренным мне самолётом! Встреча с Ферапонтом Петровичем произошла на маленьком заводском аэродроме. Первое, что я увидел: стоит на заснеженной поляне самолёт - истребитель Як-1 и на фюзеляже его - надпись: "Сталинградскому фронту - от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатова". А рядом - сам Головатый, высокий, широкоплечий, немного сутулый, в непритязательной одежде. Мы поздоровались, обнялись, подошли поближе к "ястребку".
- Вот тебе, сынок, мой подарок, - сказал Ферапонт Петрович, кладя руку на крыло самолёта. - Бей на нём врагов смертным боем !
Что я мог сказать ? Ком к горлу подступил - от волнения, от гордости. "Спасибо, - говорю, - батя. От всех лётчиков спасибо. Уж будь уверен - не подкачаю..."
Обещал Борис Николаевич регулярно докладывать Головатому о боевых делах. И слово сдержал. Сразу же по возвращении в полк написал ему о том, что в полку состоялся митинг и что все лётчики поклялись беспощадно громить фашистских оккупантов. А после первого боевого вылета на подаренном самолёте сообщил Ферапонту Петровичу: "Одержал первую победу. При отражении вражеских самолётов, пытавшихся прорваться к окружённой группировке в районе Сталинграда, сбил вражескую машину". В тот день механик самолёта сержант Василий Иванович Зуев нарисовал на фюзеляже первую красную звёздочку.
К маю 1944 года, когда полк воевал в Крыму, таких звёздочек на первом именном самолёте Ерёмина было уже 7. Но к этому времени головатовский Як-1 исчерпал свои технические возможности и был списан. Верный своему обещанию писать обо всём, лётчик и об этом сообщил колхознику. Каково же было его удивление, когда через несколько дней его снова вызвали в Саратов, чтобы вручить новый самолёт - на этот раз Як-3 с надписью: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт - на окончательный разгром врага".
Получая самолёт, Ерёмин сказал на митинге:
- Велика честь летать на машине, построенной на средства советского патриота. Машина эта является символом единства фронта и тыла. Я заверяю Ферапонта Петровича, что на его втором самолёте буду ещё сильнее бить врага.
- Як-3 был более совершенным истребителем, - рассказывал впоследствии Борис Николаевич, - он развивал скорость до 660 км/час вместо 580 у Як-1. И вес его на 250 кг меньше, чем у Як-1. Имел Як-3 одну 20-мм пушку и два тяжёлых пулемёта. Всё это вместе с отличной маневренностью давало истребителю Як-3 преимущества перед немецкими истребителями FW-190 и Ме-109 любых модификаций.
У нас в полку Як-3 ещё не было в то время. И я выпросил у саратовцев ещё один такой самолёт - ведь мне летать - то надо было в паре !.. На второй машине Головатого я сбил ещё 8 вражеских самолётов.

Так воевал лётчик Борис Николаевич Ерёмин. А как трудился, как жил колхозный пчеловод Головатый ? И - кто он, откуда ?
Имя Ферапонта Петровича Головатого есть в Большой Советской энциклопедии, а в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." сказано: "Головатый Ферапонт Петрович ( 1890 - 1951 ), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд Советской Армии, колхозник, Герой Социалистического Труда ( 1947 год ). Член КПСС с 1944. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. К началу войны член правления колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области. В декабре 1942 и мае 1944 годов Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей... С 1945 года председатель колхоза... Депутат Верховного Совета СССР с 1946 года".

Известие о том, что Ферапонт Головатый приобрёл 2 самолёта, быстро распространилось по всей стране, узнали об этом и за пределами Советского Союза. Друзья, естественно, радовались, враги пытались выдать это событие за пропаганду. Были и такие, которые не понимали поступка советского человека.
И пошли в хутор Степной письма. Прислал Ферапонту Головатому письмо и врач - шотландец из города Эдинбурга. "Наши газеты, - писал он, - напечатали сообщение о Вашем поступке. Но я и мои знакомые не понимаем, что заставило Вас отдать свой личный капитал для помощи правительству. И скажем Вам искренне: мы не верим, что у Вас будут последователи".
Шотландцу и всем, не понявшим его поступка, Ферапонт Петрович Головатый ответил уже после Победы. 3 ноября 1945 года "Известия" опубликовали его статью "Слово советского крестьянина": "Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записало ещё такого подвига.
В 1942 году, в августе, немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей, решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти - то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолёт для Красной Армии.
Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом ! Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.
В Саратовском обкоме партии рассказал о своём намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась ? Я ответил: "Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать".
И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолёты. 100 персональных самолётов вручили фронтовикам за войну одни только саратовцы...
Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберётся целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне,ч и они помогали фронту, чем только могли.
Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы - люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не один самолёт - сотни, тысячи самолётов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.
Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего Отечества, не рассорить нас немцам.
Как - то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внёс в Фонд обороны полмиллиона рублей. Спросил меня кто – то:
- Не завидуешь, Ферапонт Петрович ?
- Пусть другие народы и государства, - ответил я, - дивятся и завидуют, как советский человек служит Отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству !..

В Москве я ещё до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения Родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых... Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое - землю, колхозы, свободу, честь и независимость Отечества..."
* * *
За 50 лет существования советской авиации на личные сбережения народа построено и передано в дар ВВС около 5000 самолётов. Только в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство самолётов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. На эти деньги построено 2565 боевых самолётов. Советские лётчики уничтожили на них более 20 000 вражеских машин.

Сергей Турченко
15 декабря 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 мая
четверг
2019

В этот день:

Родился контр-адмирал Зубов

23 мая 1885 родился Николай Николаевич Зубов, полярный исследователь.

Родился контр-адмирал Зубов

23 мая 1885 родился Николай Николаевич Зубов, полярный исследователь.

В годы войны - начальник штаба ледокольного отряда Беломорской военной флотилии, помощник начальника Главного управления Северного морского пути по научной части. В 1949 году — участник воздушной высокоширотной экспедиции «Север-4». В 1953 году основал кафедру океанологии Географического факультета Московского университета. Скончался 11 ноября 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник миноносцу «Стерегущий»

23 мая 1911 года в Петербурге в Александровском парке открыт памятник, посвященный подвигу миноносца «Стерегущий».

Памятник миноносцу «Стерегущий»

23 мая 1911 года в Петербурге в Александровском парке открыт памятник, посвященный подвигу миноносца «Стерегущий».

На открытии присутствовали император НИКОЛАЙ II, П. А. СТОЛЫПИН.

На рассвете 10 марта 1904 года  эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур после ночной разведки, наткнулись на четыре японских миноносца «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Читосэ». Командиры русских миноносцев приняли решение прорываться к Порт-Артуру, но это удалось только «Решительному». «Стерегущий», окруженный превосходящими силами противника, дрался до последнего. Орудия миноносца вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским кораблям, особенно «Акебоно». Японцами была предпринята попытка взять потерявший ход русский миноносец на буксир, однако она не удалась, вероятно, погибая, кто-то успел открыть кингстоны и «Стерегущий» затонул. К этому моменту подошло подкрепление — крейсера «Баян» и «Новик» под командованием самого адмирала С. О. Макарова, но японские корабли, не приняв боя, убрались восвояси.

 

День памяти Анны Морозовой

23 мая 1921 года родилась Анна Афанасьевна МОРОЗОВА, советская разведчица, Герой Советского Союза.

День памяти Анны Морозовой

23 мая 1921 года родилась Анна Афанасьевна МОРОЗОВА, советская разведчица, Герой Советского Союза.

В начале Великой Отечественной войны 20-летняя Анна Морозова окончила курсы радистов, после чего как боец разведгруппы была заброшена на территорию Польши. Она выполняла задания объединенного советско-польского партизанского отряда. В бою 31 декабря 1944 года Анна была тяжело ранена и, чтобы не попасть в плен к фашистам, подорвала себя гранатой. В 2010 году на могиле советской разведчицы Анны Морозовой в местечке Радзаново Мазовецкого воеводства установлен памятный монумент.

 

Отец «Руслана» и «Мрии»

23 мая 1931 года родился Петр Васильевич БАЛАБУЕВ, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда и Герой Украины.

Отец «Руслана» и «Мрии»

23 мая 1931 года родился Петр Васильевич БАЛАБУЕВ, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда и Герой Украины.

Участвовал в разработке первого широкофюзеляжного транспортного самолета АН-22 «Антей», завершал доводку и организовал серийное производство самолета АН-124 «Руслан». Им создан гигантский АН-225 «Мрия».

 

Конструктор ракетных комплексов

23 мая 2007 года умер Борис Бункин, генеральный конструктор, научный руководитель НПО «Алмаз», создавший ракетные комплексы С-75, С-300 и С-400.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии