Два самолета колхозника Головатого
18 декабря 1942 года газета «Правда» написала о том, что начался массовый сбор народных средств на строительство фронтовой авиации

«Правда» писала: "15 декабря в Саратовский обком ВКП(б) приехал колхозник Новопокровского района Ферапонт Петрович Головатый и заявил секретарю обкома тов. Комарову, что он доставил в Саратов 100 000 рублей. Это личные сбережения тов. Головатого, которые он передает на строительство самолётов в подарок Сталинградскому фронту.
В беседе с корреспондентом "Правды" тов. Головатый сказал: "Я решил отдать на строительство самолёта все свои сбережения. Советская власть сделала меня - бывшего батрака - зажиточным колхозником. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии.
Провожая недавно своих двух сыновей и трёх зятьев на фронт, я дал им наказ: "Бить, беспощадно бить немецких захватчиков !" А со своей стороны я обещал детям помогать Красной Армии колхозным самоотверженным трудом.
Я заведую колхозной пасекой. Получил за свой труд дополнительно 3 центнера мёда. Кроме того, я получил достаточно хлеба и имею немало мяса".
На деньги Головатого был построен истребитель Як-1. Его получил майор Борис Николаевич Ерёмин, которыцй впоследствии вспоминал: «Однажды вызвал меня командующий Воздушной армией. Вижу - лицо весёлое. "Принимай, - говорит, - подарок: именной самолёт. Дарит его тебе саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый. Готовься - отправишься в Саратов". Нужно ли говорить, с каким волнением и радостью летел я за подаренным мне самолётом! Встреча с Ферапонтом Петровичем произошла на маленьком заводском аэродроме. Первое, что я увидел: стоит на заснеженной поляне самолёт - истребитель Як-1 и на фюзеляже его - надпись: "Сталинградскому фронту - от колхозника артели "Стахановец" тов. Головатова". А рядом - сам Головатый, высокий, широкоплечий, немного сутулый, в непритязательной одежде. Мы поздоровались, обнялись, подошли поближе к "ястребку".
- Вот тебе, сынок, мой подарок, - сказал Ферапонт Петрович, кладя руку на крыло самолёта. - Бей на нём врагов смертным боем !
Что я мог сказать ? Ком к горлу подступил - от волнения, от гордости. "Спасибо, - говорю, - батя. От всех лётчиков спасибо. Уж будь уверен - не подкачаю..."
Обещал Борис Николаевич регулярно докладывать Головатому о боевых делах. И слово сдержал. Сразу же по возвращении в полк написал ему о том, что в полку состоялся митинг и что все лётчики поклялись беспощадно громить фашистских оккупантов. А после первого боевого вылета на подаренном самолёте сообщил Ферапонту Петровичу: "Одержал первую победу. При отражении вражеских самолётов, пытавшихся прорваться к окружённой группировке в районе Сталинграда, сбил вражескую машину". В тот день механик самолёта сержант Василий Иванович Зуев нарисовал на фюзеляже первую красную звёздочку.
К маю 1944 года, когда полк воевал в Крыму, таких звёздочек на первом именном самолёте Ерёмина было уже 7. Но к этому времени головатовский Як-1 исчерпал свои технические возможности и был списан. Верный своему обещанию писать обо всём, лётчик и об этом сообщил колхознику. Каково же было его удивление, когда через несколько дней его снова вызвали в Саратов, чтобы вручить новый самолёт - на этот раз Як-3 с надписью: "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт - на окончательный разгром врага".
Получая самолёт, Ерёмин сказал на митинге:
- Велика честь летать на машине, построенной на средства советского патриота. Машина эта является символом единства фронта и тыла. Я заверяю Ферапонта Петровича, что на его втором самолёте буду ещё сильнее бить врага.
- Як-3 был более совершенным истребителем, - рассказывал впоследствии Борис Николаевич, - он развивал скорость до 660 км/час вместо 580 у Як-1. И вес его на 250 кг меньше, чем у Як-1. Имел Як-3 одну 20-мм пушку и два тяжёлых пулемёта. Всё это вместе с отличной маневренностью давало истребителю Як-3 преимущества перед немецкими истребителями FW-190 и Ме-109 любых модификаций.
У нас в полку Як-3 ещё не было в то время. И я выпросил у саратовцев ещё один такой самолёт - ведь мне летать - то надо было в паре !.. На второй машине Головатого я сбил ещё 8 вражеских самолётов.
Так воевал лётчик Борис Николаевич Ерёмин. А как трудился, как жил колхозный пчеловод Головатый ? И - кто он, откуда ?
Имя Ферапонта Петровича Головатого есть в Большой Советской энциклопедии, а в энциклопедии "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." сказано: "Головатый Ферапонт Петрович ( 1890 - 1951 ), один из инициаторов всенародного движения по сбору средств в Фонд Советской Армии, колхозник, Герой Социалистического Труда ( 1947 год ). Член КПСС с 1944. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. К началу войны член правления колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области. В декабре 1942 и мае 1944 годов Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух истребителей... С 1945 года председатель колхоза... Депутат Верховного Совета СССР с 1946 года".
Известие о том, что Ферапонт Головатый приобрёл 2 самолёта, быстро распространилось по всей стране, узнали об этом и за пределами Советского Союза. Друзья, естественно, радовались, враги пытались выдать это событие за пропаганду. Были и такие, которые не понимали поступка советского человека.
И пошли в хутор Степной письма. Прислал Ферапонту Головатому письмо и врач - шотландец из города Эдинбурга. "Наши газеты, - писал он, - напечатали сообщение о Вашем поступке. Но я и мои знакомые не понимаем, что заставило Вас отдать свой личный капитал для помощи правительству. И скажем Вам искренне: мы не верим, что у Вас будут последователи".
Шотландцу и всем, не понявшим его поступка, Ферапонт Петрович Головатый ответил уже после Победы. 3 ноября 1945 года "Известия" опубликовали его статью "Слово советского крестьянина": "Война показала, что не я один, а все колхозное крестьянство проявило высокое гражданское сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для рабочих шёл бесперебойно, хоть остались в деревне старики, женщины и дети. В трудную пору собрали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в одной книге прошлых веков не записало ещё такого подвига.
В 1942 году, в августе, немцы подошли к Сталинграду. Здесь, вблизи саратовских степей, решалась судьба России, судьба нашего народа. В эти - то дни и созрела у меня мысль: собрать все свои сбережения и купить самолёт для Красной Армии.
Знал я, что будет нелегко. Семья у меня большая, одних внуков десяток. Но представил я советских людей, своих любимых внуков в рабстве у немцев, и словно огонь сердце опалил: последнюю рубаху отдам, а не бывать немцам хозяевами на нашей земле, не властвовать немцам над советским народом ! Вот с какими мыслями ехал я в Саратов в декабре 1942 года.
В Саратовском обкоме партии рассказал о своём намерении. Мне сказали, что дело я задумал великое. Спросили: как такая мысль появилась ? Я ответил: "Не только у меня, у многих есть такое желание. Нужно только начало сделать".
И верно: не успел я вернуться в район, а там уже больше миллиона рублей собрали на танки и самолёты. 100 персональных самолётов вручили фронтовикам за войну одни только саратовцы...
Писем мне за войну прислали со всех концов России столько, что наберётся целый сундук. И почти в каждом письме сообщали советские люди, что и они не стояли в стороне,ч и они помогали фронту, чем только могли.
Писали мне украинцы и белорусы, казахи и грузины, башкиры и татары, армяне и карелы - люди разных национальностей, но одного, советского закала. Кто из аула горного слал весть, кто из степного кочевья или казачьей станицы, а говорили одно: не один самолёт - сотни, тысячи самолётов, танков, пушек приобретут советские люди на свои трудовые сбережения для Красной Армии.
Получал я эти письма, читал их и сердцем радовался: дружна семья народов нашего Отечества, не рассорить нас немцам.
Как - то из газет узнали односельчане, что крестьянин из Грузии Оганян Гурген внёс в Фонд обороны полмиллиона рублей. Спросил меня кто – то:
- Не завидуешь, Ферапонт Петрович ?
- Пусть другие народы и государства, - ответил я, - дивятся и завидуют, как советский человек служит Отечеству. А нам радоваться нужно нашему товариществу, нашему святому братству !..
В Москве я ещё до войны обращал внимание на памятник Минину и Пожарскому. Великий нижегородский гражданин Кузьма Минин много сделал для спасения Родины. Советская власть воспитала тысячи и десятки тысяч Мининых... Советские крестьяне отстаивали в Отечественной войне самое дорогое - землю, колхозы, свободу, честь и независимость Отечества..."
* * *
За более 50 лет существования советской авиации на личные сбережения народа построено и передано в дар ВВС около 5000 самолётов. Только в годы Великой Отечественной войны советские люди передали на строительство самолётов свыше 2 миллиардов 850 миллионов рублей. На эти деньги построено 2565 боевых самолётов. Советские лётчики уничтожили на них более 20 000 вражеских машин.
Комментарии:
Сегодня
25 января
понедельник
2021
В этот день:
День штурмана ВМФ
День штурмана ВМФ
Это — первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы военно-морского образования России.
Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. Школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр.
Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10 — 15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы
В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.
15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФРоссийской Федерации адмирал флота Феликс Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи.
Создание Генштаба
Создание Генштаба
Его прообразом стала квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующих армий в решениях вопросов, связанных с управлением войсками.
Екатерина II сформировала структуру Генштаба, начальником которого был назначен вице-президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев. Этот относительно самостоятельный, постоянно действовавший орган военного управления подчинялся вице-президенту Военной коллегии. Положение о Генеральном штабе было утверждено 30 января 1772 года Екатериной II. Согласно ему, во главе штаба был поставлен руководитель — генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Таким образом, все учреждение приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени — Военной коллегии.
Герой неба Владимир Каганов
Герой неба Владимир Каганов
Владимир Каганов родился 29 января 1953 года в Клайпеде. В 1970 году он окончил среднюю школу. В августе того же года был призван на службу в Советскую Армию. В 1974 году Каганов окончил Качинское военное авиационное училище, после чего остался там лётчиком-инструктором, затем командовал эскадрильей в учебном авиаполку.
В 1983 году Каганов окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего служил лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолёта «Су-35», в том числе на штопор. В 1995 году Каганов был назначен начальником службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ГЛИЦ.
Последний Герой соцтруда
Последний Герой соцтруда
Он не смог пережить антисоветский, антинародный государственный переворот октября 1993 года: сердце остановилось 14 октября.