RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Актуальные уроки Александра III
1 ноября 2019 г.

Актуальные уроки Александра III

1 ноября 1894 года скончался Александр III (р. 1845), российский император.
Маршал Мерецков
28 апреля 2020 г.

Маршал Мерецков

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День шестьдесят второй.
Во славу русского Флага
9 февраля 2020 г.

Во славу русского Флага

9 февраля 1904 года совершили легендарный подвиг экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
Вахта Памяти- 75: день первый
26 февраля 2020 г.

Вахта Памяти- 75: день первый

До юбилейного 9 мая осталось ровно 75 дней
Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский
27 сентября 2017 г.

Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила ОБРАЩЕНИЕ к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг казака Айдамира Ачмизова

Подвиг казака Айдамира Ачмизова

2 декабря 1942 года погиб смертью Героя заряжающий орудия отдельного конного артдивизиона 10-й гвардейской казачьей Кубанско-Слуцкой кавалерийской дивизии гвардии рядовой Айдамир Ачмизов

.
Подвиг казака Айдамира Ачмизова

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Свой героический подвиг воин совершил в тяжелом бою под аулом Новкус – Артезиан на Северном Кавказе. Захватчики превратили аул в сильно укрепленный опорный пункт, прикрывавший важную для них дорогу Буденновск – Моздок. Гвардейцы 36 казачьего кавалерийского полка с приданной ему 2-ой батареей, где служил Ачмизов, внезапным ночным ударом выбили фашистов из аула. Но враг не хотел мириться с потерей ключевой позиции. Его бешеные атаки 1 декабря 1942 года следовали одна за другой. Но воины стояли насмерть.
Ранним утром 2 декабря на защитников аула гитлеровцы бросили полк мотопехоты с артиллерией и танками. Казаки – гвардейцы встретили врага шквальным огнем. На взвод артиллерийской батареи наседали 6 тяжелых и 5 средних танков. При отражении танковой атаки вышел из строя почти весь расчёт. Заряжающий Ачмизов встал на место наводчика и вместе с раненым командиром расчёта вступил в поединок с одиннадцатью вражескими танками. Его метким огнём было уничтожено 2 тяжёлых и 3 средних танка. Но и сам отважный артиллерист в этом бою погиб. Танкам так и не удалось прорваться к нашим позициям.

Похоронен в ауле Новкус-Артезиан (Нефтекумский район, Ставропольский край).
Айдамир Ахмедович Ачмизов родился в 1912 году в ауле Большой Кичмай Лазаревского района города Сочи Краснодарского края в семье крестьянина. Окончил Краснодарский педагогический институт (заочно). Работал учителем географии и директором неполной средней школы в ауле Большой Псеушхо и директором Красноалександровской средней школы, Туапсинский район. В Красную Армию был зачислен добровольцем Шапсугским райвоенкоматом в феврале 1942 года заряжающим орудия во 2-ю батарею 267-го ( с авг.1942- 2-го гвардейского) отдельного конно-артиллерийского дивизиона и в составе 4-го гвардейского добровольческого казачьего кавалерийского корпуса. Бесстрашие и мужество артиллерист Ачмизов А. А. проявил в первых же жестоких боях с немцами в августе 1942 года в районе станиц Шкуринская, Кущевская, Ново-Алексеевская и аула Кошехабль, за что получил орден Отечественной войны II степени.

Ачмизов первым получил звание Героя Советского Союза в славном 4-м казачьем кавалерийском корпусе. Отдавая дань уважения его подвигу, лейтенант А. Исаков написал волнующие стихи «Выполняя приказ». Казаки – музыканты сочинили мотив, и зазвучала песня о Герое, призывая к подвигам на фронтовых путях-дорогах, которыми шел корпус:

Одиннадцать фашистских гадин,
Гремя железной чешуей,
Ползли, стремясь свинцовым градом
Все на пути смешать с землей.
Стреляли, лязгали бронею.
Все двигались на казака,
А он стоял, готовый к бою,
У орудийного замка.
Враги не выдержали боя,
Который длился пятый час.
Увенчан лаврами Героя,
Ачмизов выполнил приказ.

Имя Героя носит школа в его родном ауле Большой Кичмай, перед зданием стоит памятник ему. А в ауле Красно – Александровский Лазаревского района перед зданием школы, где Ачмизов был учителем и директором, высится обелиск.

 

.
2 декабря 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 июля
среда
2020

В этот день:

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Полтавская битва

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виталий Севастьянов

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Звание «Мать-героиня»

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Байкало-Амурская магистраль

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подводная лодка «Краб»

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года".
Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).
Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».
В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя.
В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии