RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Легенда кино
11 июля 2014 г.

Легенда кино

12 июля 2014 года – 100 лет со дня рождения П.М.Алейникова
Хрущева нет, а Сталин жив
30 июня 2015 г.

Хрущева нет, а Сталин жив

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Не поверили Сталину - потеряли страну
9 июля 2018 г.

Не поверили Сталину - потеряли страну

9 июля 1928 года И.В. Сталин в речи на пленуме ЦК ВКП(б) впервые выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Полярная мечта Александра Сибирякова
8 октября 2013 г.

Полярная мечта Александра Сибирякова

8 октября 1849 года родился великий русский исследователь Сибири и Северного морского пути
Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!
18 марта 2017 г.

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

18 марта — день памяти выдающегося русского летчика Константина Арцеулова, скончавшегося в 1980 году.
Главная » Подвиги в наследство » Последний бой летчика Якобсона

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время было неизвестно точное место падения самолета. Его нашел православный батюшка Александр Тоготин
Последний бой летчика Якобсона

Когда въезжаешь в подмосковное село Никоновское со стороны Бронниц, справа у дороги непременно увидишь деревянный крест. Еще совсем недавно здесь было заросшее бурьяном поле. А теперь оно очищено, и к кресту от дороги ведет тропинка. Мчащиеся по шоссе машины нередко сигналят, салютуя памятнику, а иные останавливаются, и люди идут к кресту, чтобы поклониться тому, кого он поминает.

Местные жители рассказали мне, что памятник воздвигнут трудами настоятеля местного храма отца Александра Тоготина в честь советского летчика, погибшего на этом более  70 лет назад.

Войдя на иерейское подворье через не имеющую запоров калитку, я сразу же натолкнулся на фюзеляж некоей воздушной машины, по дюралевой обшивке которой свежей киноварью кто-то старательно вывел: «За Родину!» Батюшка Александр, дородный мужчина лет сорока пяти, с остатками военной выправки в движениях (позже выяснилось, что прежде, чем ступить на иерейскую стезю, он служил в ВВС), повел меня по подворью и неожиданно высоким, звонким голосом начал говорить:

- Эта история берет начало с рассказа местных старожилов о том, что в 1943 году зимой над селом произошел бой между двумя советскими истребителями и фашистским бомбардировщиком Ю-88, который направлялся в сторону Москвы. Один из наших «ястребков» был подбит и упал недалеко от села в болото. Из расквартированной в Малино авиационной части ПВО приезжала комиссия. Самолет пытались достать, но безуспешно. После войны болото высушили. На его месте стали сеять рожь. А о погибшем летчике власти и местные жители подзабыли. Вместе с ребятами из поискового отряда города Бронницы «Беркут» мы начали поиск точного места падания. Вскоре оно было найдено с помощью глубинных металлоискателей. Погибший самолет находился в почве на глубине 6 метров. С большим трудом мы подняли то, что от него осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Пошли другим путем. Собрали уцелевшие части самолета и по внешнему виду попытались выяснить его тип.

Батюшка открыл сарай и показал лежащие на полу лопасти винта, кусок фюзеляжа, другие детали самолета.

- Делегация бронницкого отряда отправилась в Музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина, – продолжил рассказ отец Александр. - Специалисты подсказали, что это, скорее всего, Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Кропотливые поиски дали первый результат. В журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 истребительного авиаполка Сергей Егоров обнаружил запись: «Самолет упал в 200 метрах восточнее деревни Никоновское». Потянули за эту ниточку, и вскоре выяснилось, что полк базировался на аэродроме Инютино.

Отец Александр передал мне папку с документами. В них сообщалось:

«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское».

(Из описания воздушного боя).

«На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»

(Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка).

По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

«Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».

(Из описания воздушного боя).

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июня
среда
2019

В этот день:

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

Афонское сражение

19 июня 1807 года состоялось Афонское сражение между русской Средиземноморской эскадрой под командованием вице-адмирала Д. Н. Сенявина и турецким флотом в районе полуострова Афон в Эгейском море.

У русской эскадры Д.Н. Сенявина имелось10 линейных кораблей, у турецкой эскадры под командованием капудан-паши Сейит-Али - 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 5 других судов. В Афонском сражении турецкий флот потерял 3 линейных корабля и 4 фрегата. Хотя полного уничтожения турецкого флота достичь не удалось, он надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Русская эскадра потерь в судах не имела. Победа русского флота в Афонском сражении заставила Турцию ускорить подписание перемирия с Россией.

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Женские «батальоны смерти»

19 июня 1917 года по предложению унтер-офицера Марии БОЧКАРЕВОЙ в Российской армии был сформирован первый женский «батальон смерти». В обращении Московского женского союза говорилось: «Женская рать будет тою живою водой, которая заставит очнуться русского богатыря».

Всего было сформировано два женских пехотных «батальона смерти» и несколько команд. В них вошли более трех тысяч женщин. Один из этих батальонов оказался в числе последних защитников Временного правительства в дни Октябрьского переворота в Петрограде. В январе 1918 года женские батальоны формально распустили, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

Космонавт-астроном Виктор Пацаев

19 июня 1933 года родился Виктор Иванович ПАЦАЕВ (погиб 1971), советский космонавт, Герой Советского Союза, первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.

В 1971 году совершил полет в качестве инженера-исследователя космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1». Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата «Союза-11», экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии