RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Советская цивилизация Будущего
7 ноября 2019 г.

Советская цивилизация Будущего

7 ноября 1917 года в России началось построение первого в истории человечества социалистического общества
Про ПРО
29 октября 2013 г.

Про ПРО

29 октября 1976 года в СССР начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении
Бессмертный политрук Василий Клочков
21 июля 2019 г.

Бессмертный политрук Василий Клочков

21 июля 1942 года звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено панфиловцу Василию Георгиевичу Клочкову
Мифы об «Империалистической»
25 марта 2014 г.

Мифы об «Империалистической»

Кто проиграл в Первой мировой войне?
Лицемерие англосаксов
15 декабря 2016 г.

Лицемерие англосаксов

15 декабря 1941 года министр иностранных дел Великобритании Антони Иден побывал в освобожденном от фашистов Клину
Главная » Подвиги в наследство » Последний бой летчика Якобсона

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время было неизвестно точное место падения самолета. Его нашел православный батюшка Александр Тоготин
Последний бой летчика Якобсона

Когда въезжаешь в подмосковное село Никоновское со стороны Бронниц, справа у дороги непременно увидишь деревянный крест. Еще совсем недавно здесь было заросшее бурьяном поле. А теперь оно очищено, и к кресту от дороги ведет тропинка. Мчащиеся по шоссе машины нередко сигналят, салютуя памятнику, а иные останавливаются, и люди идут к кресту, чтобы поклониться тому, кого он поминает.

Местные жители рассказали мне, что памятник воздвигнут трудами настоятеля местного храма отца Александра Тоготина в честь советского летчика, погибшего на этом более  70 лет назад.

Войдя на иерейское подворье через не имеющую запоров калитку, я сразу же натолкнулся на фюзеляж некоей воздушной машины, по дюралевой обшивке которой свежей киноварью кто-то старательно вывел: «За Родину!» Батюшка Александр, дородный мужчина лет сорока пяти, с остатками военной выправки в движениях (позже выяснилось, что прежде, чем ступить на иерейскую стезю, он служил в ВВС), повел меня по подворью и неожиданно высоким, звонким голосом начал говорить:

- Эта история берет начало с рассказа местных старожилов о том, что в 1943 году зимой над селом произошел бой между двумя советскими истребителями и фашистским бомбардировщиком Ю-88, который направлялся в сторону Москвы. Один из наших «ястребков» был подбит и упал недалеко от села в болото. Из расквартированной в Малино авиационной части ПВО приезжала комиссия. Самолет пытались достать, но безуспешно. После войны болото высушили. На его месте стали сеять рожь. А о погибшем летчике власти и местные жители подзабыли. Вместе с ребятами из поискового отряда города Бронницы «Беркут» мы начали поиск точного места падания. Вскоре оно было найдено с помощью глубинных металлоискателей. Погибший самолет находился в почве на глубине 6 метров. С большим трудом мы подняли то, что от него осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Пошли другим путем. Собрали уцелевшие части самолета и по внешнему виду попытались выяснить его тип.

Батюшка открыл сарай и показал лежащие на полу лопасти винта, кусок фюзеляжа, другие детали самолета.

- Делегация бронницкого отряда отправилась в Музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина, – продолжил рассказ отец Александр. - Специалисты подсказали, что это, скорее всего, Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Кропотливые поиски дали первый результат. В журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 истребительного авиаполка Сергей Егоров обнаружил запись: «Самолет упал в 200 метрах восточнее деревни Никоновское». Потянули за эту ниточку, и вскоре выяснилось, что полк базировался на аэродроме Инютино.

Отец Александр передал мне папку с документами. В них сообщалось:

«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское».

(Из описания воздушного боя).

«На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»

(Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка).

По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

«Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».

(Из описания воздушного боя).

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
15 декабря
воскресенье
2019

В этот день:

Гибель Рязани

15 декабря 1237 года начало осады Рязани ханом Батыем. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках.

Гибель Рязани

15 декабря 1237 года начало осады Рязани ханом Батыем. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках.

Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня. В ночь с 20-го на 21-е декабря, под светом факелов и с помощью катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб.

Укрепления города были разрушены, Рязань более не восстанавливалась, и культурного слоя после 1237 года не обнаружено. Рязанский князь сделал своей столицей город Переяславль Рязанский, который с середины XIV века стал именоваться Рязанью.

 

Юлианский календарь

15 декабря 1699 года указом Петра I в России был введен юлианский календарь. Ранее летоисчисление велось «от Сотворения мира». Новый год стал праздноваться не 1 сентября, а 1 января.

Смерть Чкалова

15 декабря 1938 года погиб Валерий Павлович Чкалов, советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. (род. 1904).

Смерть Чкалова

15 декабря 1938 года погиб Валерий Павлович Чкалов, советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. (род. 1904).

 Трагедия произошла при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами».

Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими гибель лётчика.

 

Здравствуй, Венера!

15 декабря 1970 года советская межпланетная станция Венера-7 успешно приземлилась на Венере. Это было первое в истории человечества успешное приземление на другой планете космического аппарата, посланного с Земли.

Здравствуй, Венера!

15 декабря 1970 года советская межпланетная станция Венера-7 успешно приземлилась на Венере. Это было первое в истории человечества успешное приземление на другой планете космического аппарата, посланного с Земли.

«Венера-7», запущенная 17 августа 1970 года, спустя 120 суток после старта, достигла планеты. В общей сложности она передавала на Землю информацию в течение 53 минут, в том числе около 20 минут непосредственно с поверхности Венеры. Измеренная температура у поверхности составила 475°±20°С; она соответствовала давлению 90±15 атмосфер.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии