RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наследие вождя
5 марта 2020 г.

Наследие вождя

5 марта 1953 года почил Иосиф Виссарионович Сталин
Подвиг «Молодой Гвардии»
15 января 2020 г.

Подвиг «Молодой Гвардии»

15 января 1943 года начались массовые казни членов подпольной организации юных патриотов Краснодона.
Тихоокеанский форпост
11 января 2015 г.

Тихоокеанский форпост

80 лет назад 11 января 1935 года Морские силы Дальнего Востока обрели статус Тихоокеанского флота
Разгром турецкой армады у мыса Тендра
28 августа 2019 г.

Разгром турецкой армады у мыса Тендра

28 августа 1790 года началось знаменитое сражение эскадры Федора Ушакова с турецким флотом, который был разбит наголову
Гигант космического масштаба
14 января 2016 г.

Гигант космического масштаба

Еще одно поминальное слово о Сергее Павловиче Королёве
Главная » Подвиги в наследство » Последний бой летчика Якобсона

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время было неизвестно точное место падения самолета. Его нашел православный батюшка Александр Тоготин
Последний бой летчика Якобсона

Когда въезжаешь в подмосковное село Никоновское со стороны Бронниц, справа у дороги непременно увидишь деревянный крест. Еще совсем недавно здесь было заросшее бурьяном поле. А теперь оно очищено, и к кресту от дороги ведет тропинка. Мчащиеся по шоссе машины нередко сигналят, салютуя памятнику, а иные останавливаются, и люди идут к кресту, чтобы поклониться тому, кого он поминает.

Местные жители рассказали мне, что памятник воздвигнут трудами настоятеля местного храма отца Александра Тоготина в честь советского летчика, погибшего на этом более  70 лет назад.

Войдя на иерейское подворье через не имеющую запоров калитку, я сразу же натолкнулся на фюзеляж некоей воздушной машины, по дюралевой обшивке которой свежей киноварью кто-то старательно вывел: «За Родину!» Батюшка Александр, дородный мужчина лет сорока пяти, с остатками военной выправки в движениях (позже выяснилось, что прежде, чем ступить на иерейскую стезю, он служил в ВВС), повел меня по подворью и неожиданно высоким, звонким голосом начал говорить:

- Эта история берет начало с рассказа местных старожилов о том, что в 1943 году зимой над селом произошел бой между двумя советскими истребителями и фашистским бомбардировщиком Ю-88, который направлялся в сторону Москвы. Один из наших «ястребков» был подбит и упал недалеко от села в болото. Из расквартированной в Малино авиационной части ПВО приезжала комиссия. Самолет пытались достать, но безуспешно. После войны болото высушили. На его месте стали сеять рожь. А о погибшем летчике власти и местные жители подзабыли. Вместе с ребятами из поискового отряда города Бронницы «Беркут» мы начали поиск точного места падания. Вскоре оно было найдено с помощью глубинных металлоискателей. Погибший самолет находился в почве на глубине 6 метров. С большим трудом мы подняли то, что от него осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Пошли другим путем. Собрали уцелевшие части самолета и по внешнему виду попытались выяснить его тип.

Батюшка открыл сарай и показал лежащие на полу лопасти винта, кусок фюзеляжа, другие детали самолета.

- Делегация бронницкого отряда отправилась в Музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина, – продолжил рассказ отец Александр. - Специалисты подсказали, что это, скорее всего, Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Кропотливые поиски дали первый результат. В журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 истребительного авиаполка Сергей Егоров обнаружил запись: «Самолет упал в 200 метрах восточнее деревни Никоновское». Потянули за эту ниточку, и вскоре выяснилось, что полк базировался на аэродроме Инютино.

Отец Александр передал мне папку с документами. В них сообщалось:

«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское».

(Из описания воздушного боя).

«На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»

(Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка).

По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

«Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».

(Из описания воздушного боя).

Батюшка показал мне копию личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

Отец Александр подвел меня к самолетному фюзеляжу со звездой и продолжал:

- Сегодня на аэродроме, с которого поднялся в свой последний полет Арнольд Якобсон, базируется вертолетный полк. Командование и личный состав высказали готовность обустроить памятник летчику на месте его гибели. Вот они привезли хвост от "Ми-8", отдаленно напо­ минающий самолет. Мы на нем написали "За Родину", звезды нарисовали, но так пока и не поставили на месте гибели Якобсона. Установили просто крест, а останки перевезли на территорию храма и сделали здесь временную могилу под православным крестом, до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­ тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобно с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­ сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­ динаты захоронений утеряны. Отец Александр поставил перед собой задачу останки этих людей отыскать и перезахоронить рядом с летчиком Якобсоном.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4/II-49315

142100, г. Подольск, Московской обл.

 

АРХИВНАЯ СПРАВКА
В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии