RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Сталинград — для врага ад
21 ноября 2017 г.

Сталинград — для врага ад

75 лет назад 21 ноября 1942 года под Сталинградом была окружена немецкая 6-я армия Ф. Паулюса (330 тысяч человек)
Взлёты и падения летчика Водопьянова
18 ноября 2017 г.

Взлёты и падения летчика Водопьянова

18 ноября 1899 года родился выдающийся «Сталинский сокол»
«Императрица Мария»: жертва германской разведки?
20 октября 2016 г.

«Императрица Мария»: жертва германской разведки?

20 октября 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул крупнейший корабль Российского Императорского флота.
Первое применение парашюта для спасения
23 июня 2017 г.

Первое применение парашюта для спасения

23 июня 1927 года летчик впервые в СССР оставил аварийный самолет с помощью парашюта
Память о Ледовом побоище
18 апреля 2019 г.

Память о Ледовом побоище

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России в память победы русских воинов князя Александра НЕВСКОГО над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Главная » Подвиги в наследство » Последний бой летчика Якобсона

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время было неизвестно точное место падения самолета. Его нашел православный батюшка Александр Тоготин
Последний бой летчика Якобсона

Когда въезжаешь в подмосковное село Никоновское со стороны Бронниц, справа у дороги непременно увидишь деревянный крест. Еще совсем недавно здесь было заросшее бурьяном поле. А теперь оно очищено, и к кресту от дороги ведет тропинка. Мчащиеся по шоссе машины нередко сигналят, салютуя памятнику, а иные останавливаются, и люди идут к кресту, чтобы поклониться тому, кого он поминает.

Местные жители рассказали мне, что памятник воздвигнут трудами настоятеля местного храма отца Александра Тоготина в честь советского летчика, погибшего на этом более  70 лет назад.

Войдя на иерейское подворье через не имеющую запоров калитку, я сразу же натолкнулся на фюзеляж некоей воздушной машины, по дюралевой обшивке которой свежей киноварью кто-то старательно вывел: «За Родину!» Батюшка Александр, дородный мужчина лет сорока пяти, с остатками военной выправки в движениях (позже выяснилось, что прежде, чем ступить на иерейскую стезю, он служил в ВВС), повел меня по подворью и неожиданно высоким, звонким голосом начал говорить:

- Эта история берет начало с рассказа местных старожилов о том, что в 1943 году зимой над селом произошел бой между двумя советскими истребителями и фашистским бомбардировщиком Ю-88, который направлялся в сторону Москвы. Один из наших «ястребков» был подбит и упал недалеко от села в болото. Из расквартированной в Малино авиационной части ПВО приезжала комиссия. Самолет пытались достать, но безуспешно. После войны болото высушили. На его месте стали сеять рожь. А о погибшем летчике власти и местные жители подзабыли. Вместе с ребятами из поискового отряда города Бронницы «Беркут» мы начали поиск точного места падания. Вскоре оно было найдено с помощью глубинных металлоискателей. Погибший самолет находился в почве на глубине 6 метров. С большим трудом мы подняли то, что от него осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Пошли другим путем. Собрали уцелевшие части самолета и по внешнему виду попытались выяснить его тип.

Батюшка открыл сарай и показал лежащие на полу лопасти винта, кусок фюзеляжа, другие детали самолета.

- Делегация бронницкого отряда отправилась в Музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина, – продолжил рассказ отец Александр. - Специалисты подсказали, что это, скорее всего, Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Кропотливые поиски дали первый результат. В журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 истребительного авиаполка Сергей Егоров обнаружил запись: «Самолет упал в 200 метрах восточнее деревни Никоновское». Потянули за эту ниточку, и вскоре выяснилось, что полк базировался на аэродроме Инютино.

Отец Александр передал мне папку с документами. В них сообщалось:

«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское».

(Из описания воздушного боя).

«На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»

(Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка).

По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

«Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».

(Из описания воздушного боя).

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии