RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Феномен опричнины
2 февраля 2017 г.

Феномен опричнины

Это сугубо русская форма управления страной и эффективного пресекания коррупции
Реактивные тараны
18 июля 2013 г.

Реактивные тараны

18 июля 1981 года советский летчик капитан Валентин Александрович КУЛЯПИН таранным ударом на реактивном самолете Су-15ТМ сбил воздушного нарушителя Государственной границы СССР.
Осенённый духом героизма
15 декабря 2019 г.

Осенённый духом героизма

Герои Русско-японской войны: подвиг генерала Романа Исидоровича Кондратенко
Так у нас бьют врагов
9 сентября 2019 г.

Так у нас бьют врагов

9 сентября 1943 года в советском городе Овруч была проведена акция возмездия в отношении фашистских оккупантов
Испытатели космических парашютов
2 ноября 2017 г.

Испытатели космических парашютов

2 ноября 1962 года СМИ сообщили о подвиге воздушных десантников П. И. ДОЛГОВА и Е. Н. АНДРЕЕВА
Главная » Подвиги в наследство » Последний бой летчика Якобсона

Последний бой летчика Якобсона

4 февраля 1943 года погиб в воздушном поединке над селом Никоновское Московской области лейтенант Арнольд Мартинович Якобсон

Долгое время было неизвестно точное место падения самолета. Его нашел православный батюшка Александр Тоготин
Последний бой летчика Якобсона

Когда въезжаешь в подмосковное село Никоновское со стороны Бронниц, справа у дороги непременно увидишь деревянный крест. Еще совсем недавно здесь было заросшее бурьяном поле. А теперь оно очищено, и к кресту от дороги ведет тропинка. Мчащиеся по шоссе машины нередко сигналят, салютуя памятнику, а иные останавливаются, и люди идут к кресту, чтобы поклониться тому, кого он поминает.

Местные жители рассказали мне, что памятник воздвигнут трудами настоятеля местного храма отца Александра Тоготина в честь советского летчика, погибшего на этом более  70 лет назад.

Войдя на иерейское подворье через не имеющую запоров калитку, я сразу же натолкнулся на фюзеляж некоей воздушной машины, по дюралевой обшивке которой свежей киноварью кто-то старательно вывел: «За Родину!» Батюшка Александр, дородный мужчина лет сорока пяти, с остатками военной выправки в движениях (позже выяснилось, что прежде, чем ступить на иерейскую стезю, он служил в ВВС), повел меня по подворью и неожиданно высоким, звонким голосом начал говорить:

- Эта история берет начало с рассказа местных старожилов о том, что в 1943 году зимой над селом произошел бой между двумя советскими истребителями и фашистским бомбардировщиком Ю-88, который направлялся в сторону Москвы. Один из наших «ястребков» был подбит и упал недалеко от села в болото. Из расквартированной в Малино авиационной части ПВО приезжала комиссия. Самолет пытались достать, но безуспешно. После войны болото высушили. На его месте стали сеять рожь. А о погибшем летчике власти и местные жители подзабыли. Вместе с ребятами из поискового отряда города Бронницы «Беркут» мы начали поиск точного места падания. Вскоре оно было найдено с помощью глубинных металлоискателей. Погибший самолет находился в почве на глубине 6 метров. С большим трудом мы подняли то, что от него осталось. В том числе некоторые личные вещи пилота. Но по ним нельзя было определить фамилию погибшего. Пошли другим путем. Собрали уцелевшие части самолета и по внешнему виду попытались выяснить его тип.

Батюшка открыл сарай и показал лежащие на полу лопасти винта, кусок фюзеляжа, другие детали самолета.

- Делегация бронницкого отряда отправилась в Музей авиации при Военно-воздушной академии имени Гагарина, – продолжил рассказ отец Александр. - Специалисты подсказали, что это, скорее всего, Як-7Б.

Тогда поисковики поехали в Центральный архив Министерства обороны. Кропотливые поиски дали первый результат. В журнале приема и сдачи дежурств на КП 562 истребительного авиаполка Сергей Егоров обнаружил запись: «Самолет упал в 200 метрах восточнее деревни Никоновское». Потянули за эту ниточку, и вскоре выяснилось, что полк базировался на аэродроме Инютино.

Отец Александр передал мне папку с документами. В них сообщалось:

«4 февраля 1943 года в 9.50 с аэродрома Инютино была поднята пара истребителей в составе лейтенанта Ломакина и лейтенанта Якобсона на перехват самолета противника Ю-88… Истребители сблизились с противником и произвели первую атаку парой. Лейтенант Якобсон слева сверху, лейтенант Ломакин – справа снизу. Лейтенант Якобсон был сбит и упал в районе с. Никоновское».

(Из описания воздушного боя).

«На место гибели лейтенанта Якобсона выезжала комиссия. При осмотре установлено: самолет сгорел, уцелевшие части ушли в почву. От пилота остались кусок воротника комбинезона, часть шлемофона, кусочек черепа…»

(Из записи в журнале боевых действий 562 истребительного авиаполка).

По мнению специалистов, главной причиной гибели советского пилота оказалось техническое превосходство модернизированного Ю-88 над Як-7Б. Немецкий бомбардировщик имел рабочую высоту 8000 метров, а потолок – 12000 метров. Як-7Б на такой высоте терял свою маневренность и становился мишенью для имевшего мощное вооружение Ю-88.

«Лейтенант Ломакин израсходовал боекомплект и горючее. Из района Вереи вернулся на свой аэродром. Противник не выполнил задачи и, израсходовав горючее, развернулся на обратный курс».

(Из описания воздушного боя).

Батюшка показал мне копию личного дела погибшего пилота. Арнольд Мартинович Якобсон родился в 1921 году в городе Тим Курской области в семье этнического латыша. В 1939 году поступил в Борисоглебскую авиашколу. Воевал с первых минут войны. В ноябре 1941 года первый раз числился погибшим в воздушном бою. Ниже в деле отмечено: «Был сбит. Находился на территории противника. С группой прорвался через линию фронта». С июля 1942 года после госпиталя – Якобсон снова в строю. До рокового дня 4 февраля 1943 года он успел вырасти в должности до командира звена.

Отец Александр подвел меня к самолетному фюзеляжу со звездой и продолжал:

- Сегодня на аэродроме, с которого поднялся в свой последний полет Арнольд Якобсон, базируется вертолетный полк. Командование и личный состав высказали готовность обустроить памятник летчику на месте его гибели. Вот они привезли хвост от "Ми-8", отдаленно напо­ минающий самолет. Мы на нем написали "За Родину", звезды нарисовали, но так пока и не поставили на месте гибели Якобсона. Установили просто крест, а останки перевезли на территорию храма и сделали здесь временную могилу под православным крестом, до принятия властями решения о месте памятника.

Кстати, примерно в километре от места падения самолета есть еще могила — умерших от ран рядовых и офице­ ров из проходившего через Никоновское в годы войны сани­ тарного обоза. Всего их 49 человек. Местечко Большой Корек, где они лежат, не очень удобно с точки зрения ухода - далековато и довольно сыро. Хотя нашлись в селе добровольцы, которые при­ сматривают за могилой. Правда, она чисто символическая — точные коор­ динаты захоронений утеряны. Отец Александр поставил перед собой задачу останки этих людей отыскать и перезахоронить рядом с летчиком Якобсоном.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4/II-49315

142100, г. Подольск, Московской обл.

 

АРХИВНАЯ СПРАВКА
В списках потерь личного состава частей I Воздушной истребительной армии ПВО (до июня 1943 г. Она же 6 истребительный авиационный корпус ПВО) за период Отечественной войны значится:

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
8 августа
суббота
2020

В этот день:

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Моонзундская операция

8 августа 1915 года во время Первой мировой войны началась Моонзундская (Ирбенская) операция по отражению прорыва германского флота в Рижский залив.

Германский флот, принимавший участие в прорыве, вдвое превосходил русский Балтийский флот и во много раз морские силы Рижского залива. Попытка противника протралить Ирбенский пролив 8 августа закончилась неудачей – на минах подорвались 2 тральщика, крейсер и эсминец.
В течение 16 – 19 августа траление фарватера было закончено, но русские корабли оказали ожесточенное сопротивление. После упорных боев 21 августа германский флот, понеся большие потери (2 эсминца и 3 тральщика потоплены, повреждены 2 крейсера, эсминец и тральщик), отступил, не выполнив боевой задачи.

 

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Объявление войны Японии

8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, начав ввод войск в Манчжурию.

Правительство СССР  в заявлении японскому правительству подчеркнуло, что в связи с отказом Японии принять требования Потсдамской декларации, прекратить военные действия против США, Англии и Китая Советский Союз, «верный союзническому долгу», с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Космонавт СССР Светлана Савицкая

8 августа 1948 года родилась Светла́на Евге́ньевна Сави́цкая, дважды Герой Советского Союза, советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос.

Родилась в Москве. Отец — Маршал авиации Евгений Савицкий. В 1966 году окончила московскую школу № 637. Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Центральной объединённой лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ в Калуге, которую окончила в 1971 году, получив квалификацию «лётчик-инструктор». В период с 1969 года по 1977 год входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1975 году вступила в КПСС. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт» министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», Е-155 («МиГ-25»), «Су-7», «Ил-18», «Ил-28». С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» КБ А. С. Яковлева. В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ «Скорость». С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос. Готовилась к полёту на станцию «Салют-7» в 1986 г. «Союз Т-15C» в качестве командира первого в мире чисто женского экипажа (три женщины-космонавта), но этот полёт не состоялся.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

Трижды Герой Иван Кожедуб

8 августа 1991 года ушел из жизни Иван Никитович КОЖЕДУБ (род.08.06.1920), прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны сбивший в 120 воздушных боях 62 самолета противника.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора. С марта 1943 года — на фронте. 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля - сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника. С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Снайпер Олег Козлов

8 августа 1972 года родился Олег Анатольевич Козлов — российский военнослужащий, снайпер, Герой России (1994)

Парень совершил подвиг, защищая российские рубежи, являясь военнослужащим Российской армии, но чиновники долго лишали его возможности получить российское гражданство.

Олег родился в городе Куляб Советского Таджикистана. В 1987 году после окончания 8 класса поступил в СПТУ № 32 города Куляб, где получил специальность слесаря-сантехника. ПТУ закончил в 1989 году.

В марте 1993 года был призван на военную службу в 117-й Пограничный отряд. В ночь с 18 на 19 августа 1994 года отряд моджахедов попытался прорваться через заставу, начав её обстрел. В то время, когда основные усилия пограничников-десантников были сосредоточены на правом фланге, левый фланг основной обороны оставался открытым, что создавало угрозу окружения противником. Оценив ситуацию, Козлов решил прикрыть левый фланг обороны. Заняв удобную позицию, он в одиночку вел снайперский огонь по огневым точкам противника, уничтожил расчет РПГ, двух снайперов, подавил расчет пулемета. Своими действиями рядовой Олег Козлов не допустил прорыва противника на левый фланг обороны

Указом Президента Российской Федерации рядовому Козлову Олегу Анатольевичу было присвоено звание Героя России.

Вскоре после этого Козлову было присвоено звание сержанта, а затем и прапорщика.

В 1998 году он начал служить по контракту старшиной мотострелковой роты 191-го мотострелкового полка в Курган-Тюбе. Но вся беда в том, что, служа России, получив высшую награду России, Козлов официально не являлся её гражданином.

В ходе прямого телерадиодиалога Президента России Владимира Путина с россиянами 19 декабря 2002 года, прапорщик Олег Козлов, который к тому времени служил в 201-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, пожаловался, что несколько раз подавал документы на российское гражданство, но так и не получил гражданства РФ. Через несколько часов прапорщика пригласил посол РФ в Таджикистане, а через 6 дней Президент России подписал указ о приеме в гражданство РФ проживающих в Республике Таджикистан Козлова Олега Анатольевича, его жену Козлову Светлану Алексеевну, а также их детей Владу и Анастасию. Ещё через 5 дней (31 декабря 2002 года) прапорщик с семьёй въехал в новую трёхкомнатную квартиру (до этого своего жилья не имел), которую ему выделил своим Указом Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов — ключи от квартиры вручил мэр Курган-Тюбе, а над входом в подъезд повесили табличку «Здесь живёт Герой России».
Конечно, приятный зигзаг удачи для Олега Козлова. Но сколько таких, но не попавшихся на глаза Президенту, русских в Таджикистане, служа России, лишены права являться её гражданами только потому, что не по их воле был разрушен подонками СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии