RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Несбыточные мечты о покорении России
17 июня 2016 г.

Несбыточные мечты о покорении России

17 июня 1941 был отдан приказ вооружённым силам Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня.
Атомный меч Игоря Курчатова
7 февраля 2017 г.

Атомный меч Игоря Курчатова

7 февраля – день памяти выдающегося физика, трижды Героя Социалистического Труда академика Игоря Васильевича Курчатова
Подвиг первосвятителя Иова
19 июня 2018 г.

Подвиг первосвятителя Иова

Памяти первого Патриарха России, почившего 19 июня 1607 года
Магомет — отец Муслима
29 апреля 2020 г.

Магомет — отец Муслима

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День шестьдесят третий.
Забытый подвиг брянских мушкетеров
19 июля 2018 г.

Забытый подвиг брянских мушкетеров

19 июля 1774 года многотысячный турецкий десант попытался захватить Ялту, но путь ему преградил небольшой отряд под командованием майора Самойло Салтанова
Главная » Подвиги в наследство » Русский Киев

Русский Киев

В 882 году Киев стал столицей Киевской Руси и в X—XII веках достиг своего расцвета.

В результате монгольского нашествия на Русь был разрушен и пришёл в упадок. В последующие века Киев был центром административных единиц в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Русского государства, которое трансформировалось в Российскую империю.
Русский Киев

Давно люблю этот город. Когда возвращаюсь в него и за окном поезда появляются первые привокзальные строения, всегда волнуюсь. Это мой дом.
Сегодня в моём доме тревожно. Хотя всё как обычно – много красивых лиц, домов, парков, но есть что-то, что не позволяет радоваться. Как в сказке Шварца: горожане живут, растят детей, трудятся, но где-то рядом живёт дракон. Чужой, злой, ненавидящий. И пусть чужой дракон Киеву ещё не грозит, но своих мелких звероящеров развелось много…
Так уж привык, когда неспокойно на душе, иду туда, где прошло детство, хожу по старому городу, по дорогим местам. Вот улица Институтская. Здесь в одном из домов жил наш Пушкин. Поэт дважды приезжал в Киев, ещё совсем молодым. Жил у генерала Раевского, тут на Институтской. Мысленно произношу название улицы и вдруг вспоминаю, как в январе прошлого года сюда рвались революционные поджигатели шин, как бросали бутылки и камни в безоружных бойцов «Беркута»...
Но стараюсь думать не о поджигателях, а о Пушкине, о нашем Поэте. Есть мнение (историки спорят), что жил он не здесь, а в другом красивом особняке, сохранившемся и доныне, с барельефом декабристов. Это недалеко отсюда, на Печерске. Бывшая улица Александровская, потом Кирова, а теперь Грушевского. Того самого «историка» Грушевского, который в угоду политическому заказу нарёк князей Владимира и Ольгу украинцами, державу Ярослава назвал Украиной-Русью, а Московское царство объявил вечным врагом, за что внесён ныне с почётом в украинские школьные учебники.
И снова встают призраки прошлого. Словно на цветущий сад опускается густой мрачный туман. Туман лжи. Вспоминаются дети Донбасса, покалеченные солдаты АТО и оставшиеся без крова люди. Дракон сидит где-то здесь. Это он – источник тумана. Но знаю: там за душной завесой неправды всё так же течёт Днепр и золотится лавра. Иду к ней.
В лавре многолюдно. По говору узнаю приезжих. Вот, кажется, люди из Молдавии. Это наши, говорят по-украински с особым выговором, примешивая русские слова. Похоже, Полесье. А вот паломники из России. Характерное протягивание гласных, когда спрашивают о чем-то. Может, Подмосковье, а может, и дальше намного. Все похожи, особенно женщины. В платочках, крестятся, улыбаются. В руках свечи. Киевлянам говорят по телевизору, что это враждебный и не похожий на них народ. Лгут. Когда смотришь на эти родные лица, понимаешь, что они наши. А мы – их.
Спускаемся в Ближние пещеры. Самые древние. Их называют Антониевы. Антоний – основатель русского монашества. Хотя по Грушевскому, наверное, «украинского». Ладно, шутки в сторону. Идём со свечами вдоль рак с нетленными мощами Печерских святых. Так здесь ходили и сто, и двести лет назад. Паломники из Сибири приходили пешком… Шли долго, кто год, кто два. Шли просить помощи. Верили, что святые, отмеченные нетлением, могут заступиться за них, за страну и народ. Единую тогда страну. И народ, который ещё никто не разделил…
Вот мощи Николы по прозванию Святоша. Сын черниговского князя. Правнук Ярослава. До монашества – князь в Луцке. Потом монах в Киеве. Включён в собор святых в Туле вместе с героями Куликовской битвы. Как говорится, широкая география жизни. Общерусская. Совсем не по украинскому учебнику.
А вот Илья Муромец. Тот самый богатырь. Он же – киевский монах. Сам из Мурома. Потому частица его мощей пребывает в России, в одном из храмов Владимирской области. Погиб, защищая Киев и лавру от половцев. Его левая рука пробита копьём, правая сложена для крестного знамения.
Вот если б можно было спросить их – Илью, Николу Святошу, Алипия, Пимена, Анатолия, Нифонта и всех Печерских святых, кто они. Где их родина? То ведь ответ был бы один: родина – Русская земля. А, значит, все мы русичи, русские…
Выходим на солнышко из Ближних пещер. Немного отдыхаем. Здесь легко дышится. Внизу несёт свои волны наш Днепр-батюшка. А между Днепром и лаврой, сразу за двумя источниками, Антония и Феодосия, виден храм «Живоносный источник». Название символичное. Здесь чувствуешь бодрость, словно жизнь в тебя вливается. По длинному переходу с деревянными лесенками движемся в Дальние пещеры.
Тут погребён Феодосий. Второй после Антония игумен лавры. Одиннадцатый век. Детство и юность провёл в Курске. Потом Киев. При нём стали строить главный храм лавры – Успения Богородицы. Отсюда пошло не только русское монашество, но и русская литература, образование, культура. Здесь наш общий корень. Здесь общий код единого народа.
А вот мощи святого, рядом с которым в последние полтора года стою дольше обычного. Прошу его помолиться о моём городе. О стране и народе. Защитить от предателей и обманщиков. Он, как никто, знает, что бывает, когда народ обманут. Это священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Убит в 1918-м, в дни всероссийской и украинской смуты.
Биография тоже общероссийская, русская. Родился на Тамбовщине, окончил духовную академию в Киеве, потом служил в Новгороде, Саратове, в Грузии. Был митрополитом Московским, Петербургским, наконец, Киевским. Здесь был зверски убит. Кем? Есть споры: большевики, националисты, бандиты-грабители. Скорее, последние. Но это лишь итог. Главная причина – предательство и обман народа России. В дни смуты митрополит Владимир выступил за единство Русской Церкви против автокефалии. Националисты в Церкви ненавидели его и настраивали верующих и монахов против своего предстоятеля. Обманывали, говоря о необходимости самостийной украинской церкви. Прочь от Москвы! Большевики тем временем соблазняли народ всеобщим равенством, натравливали на «церковников». Будили ненависть, жадность, зависть. И те и другие - обманщики - клеветали на Церковь, говорят, что она утаивает от народа ценности. В результате уверенные в своей безнаказанности бандиты при полной безучастности распропагандированных монахов вывели за ворота лавры митрополита Владимира и зверски убили. Шесть пуль. Несколько колотых ран…
Как похоже на нынешнюю нашу ситуацию. И сегодня народ обманут, и сегодня на Украине требуют уйти «геть вид Москвы». И не только неграмотные митингующие, но и священники, епископы. Хаос в жизни, в умах. Однако же как ни страшно было в Киеве тогда, в дни расправы над митрополитом Владимиром, ведь всё прошло. Рассеялось. И Церковь жива. И земля, и город живы. Вон, уже припекает июньское солнце.
Останавливаюсь на этой, как мне кажется, важной мысли. Разве было нам когда-нибудь легко? Татары разорили наш Киев. Поляки, иезуиты соблазняли, требуя предать православную веру. В ХХ веке – немцы. Навсегда врезалось в память детское воспоминание: женщина, склонившаяся со слезами над иконой, лежащей на снегу перед храмом, из которого выгоняют верующих. И ведь всегда мрак рассеивался. Ненавистники, хулители исчезали. А лавра, Киев, Русь оставались. И вот уже больше тысячи лет здесь, у общих святынь, по-прежнему молится народ. Так не потому ли мы сохранились, не потому ли миновало лихолетье, что они у нас есть наши святые? Наше тайное сокровище. А значит, и нынешнее нацистско-бандеровское лихолетье не навсегда, оно временно и ничтожно.
Эти мысли укрепляют меня. Мне ясно видится их непреложная правда. Выхожу из Дальних пещер. Киевское солнце горячее, но ласковое и смиренное. Совсем неподалёку – резиденция предстоятеля Церкви на Украине, Блаженнейшего Онуфрия. Его положение в чём-то очень похоже на положение священномученика Владимира. Ему тоже угрожают бандиты (псы «Правого сектора» готовы захватить и терзать лавру). Его также ненавидят отступники-раскольники и внутренние предатели Церкви. Он тоже служил по всему православному русскому миру – Москва, Троице-Сергиева лавра, Афонское подворье, Почаевская лавра. А ещё мы помним, что именно он был среди трёх епископов Украины, решительно отказавшихся в январе 1992-го подписывать письмо к Московскому патриарху с требованием «автокефалии». И сегодня он бесстрашно отвергает политику войны, проводимую киевскими властителями.
Однажды мне посчастливилось побывать у митрополита Онуфрия. И моё тогдашнее впечатление теперь подтверждают многие. Владыка всегда весел и добродушен. Что бы ни случилось. В разгар русофобской истерии он, как прежде, последовательный сторонник единства с Московским патриархом. Не сломавшийся ни при Кравчуке, ни при Ющенко, ни при Порошенко. Трудно даже представить, какой силы злоба бушует вокруг него с того дня, когда он отказался в Раде чествовать «героев АТО». А он улыбается, посмеивается: «И хорошо, что нас гонят. Значит, мы правы. Значит, мы ещё со Христом. А были бы не с Ним, любили бы нас власти».
В этом благодушии и спокойствии словно есть знание какой-то тайны. Тайны Предстоятеля. Тайны всей нашей Церкви. Знание её и даёт покой, уверенность в будущем.
Я поднимаюсь по знакомым мостовым лавры вверх, в город. На повороте у большого мраморного креста останавливаюсь и оглядываюсь. Передо мной широкий вид – золотые главы церквей монастыря, левый берег Днепра, лаврские сады, напоминающие о рае. Купола храмов весело сияют. Красиво у Тебя, Господи! На Руси Твоей, на Украине Твоей.
И вдруг покой приходит и ко мне. И тайна Блаженнейшего Онуфрия, и тайна Церкви, и народа нашего становится понятной. Да, собственно, я знал о ней и раньше.
Никогда ни для Церкви, ни для народа не было разделения Святой Руси по границам. Мы всегда были и остаёмся одним народом… Враги разделяли, но мы снова собирались по молитвам наших святых.
Их пример, их жизнь укрепляют нас сегодняшних. Они верили, что Бог не оставит. Так и получалось – по их вере, а не по воле врагов. Значит, и нам нужно не терять надежды.
Ухожу спокойный и радостный. Каких только душегубов не пережила эта земля! И где они? Сгинули. И теперешние сгинут, поскольку ничтожна их сила перед силой киевских святых, перед силой тысячелетней правды о нашем единстве.
И тут приходит последняя, в чём-то детская мысль. А что, если все мы - и вот эти, летящие на джипах, и просящие милостыню у ворот, и едущие в троллейбусах Киева, Одессы, Москвы, Новосибирска, по примеру Печерских святых вместе попросим помощи и избавления? Ведь если вместе, то уж точно будем услышаны. На мгновение это кажется смешным. Разве эти, на джипах, будут просить? Хотя, кто знает. Может быть, и попросят, и дойдёт их молитва. И как раз тогда, может быть, и совершится то, что сейчас представляется таким трудным – коричневый туман, павший на землю Святой Руси, рассеется. Мы выстоим, и воссияет наш общий русский Киев. Мой вечный город.
fondsk.ru 

Илья РОМАШИН
8 июня 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 июня
вторник
2020

В этот день:

Исследователь Аляски Лаврентий Загоскин

2 июня 1808 года родился Лаврентий Алексеевич ЗАГОСКИН, русский морской офицер, исследователь Аляски. Он закончил Морской кадетский корпус, служил в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Астрахани. Во время морских походов, нередко по собственной инициативе, обследовал побережье Берингова моря, а затем и территориальную Аляску.

Исследователь Аляски Лаврентий Загоскин

2 июня 1808 года родился Лаврентий Алексеевич ЗАГОСКИН, русский морской офицер, исследователь Аляски. Он закончил Морской кадетский корпус, служил в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Астрахани. Во время морских походов, нередко по собственной инициативе, обследовал побережье Берингова моря, а затем и территориальную Аляску.

Летом 1842-го на бриге он приплыл из Новоархангельска в Михайловский острог. В дальнейшем, передвигаясь на байдаре, произвел опись побережья залива Нортон до устья реки Уналаклит. С наступлением зимы отправился на собачьих упряжках в редут Нулато, обследовал низовья реки Коюкук.

Летом 1843 года прошел до устья реки Тананы (притока реки Квикпак). Пересев на байдару, исследовал и нанес на карту реку Квикпак от порогов до нижней луки. Следующим летом обследовал среднее и нижнее течение реки Кускоквим. В 1846 году Загоскин сухопутным путем через Сибирь возвратился в Санкт-Петербург. Через год он издал книгу о своих исследованиях «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах с меркарторскою картою, гравированную на меди» в 2-х частях. Это первое подробное описание глубинных территорий полустрова, а также этнографических особенностей коренных жителей Аляски.

 

Памяти Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года умер Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ, скульптор героической тематики, автор памятников великому князю Владимиру, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Пушкину, маршалу Жукову и многим другим великим людям России.

Памяти Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года умер Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ, скульптор героической тематики, автор памятников великому князю Владимиру, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Пушкину, маршалу Жукову и многим другим великим людям России.

Им также были созданы памятники: Рубцову в Тотьме (1986); Батюшкову в Вологде (1987); великой княгине Елизавете Федоровне в Москве (1990); протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991); Кириллу и Мефодию (1991) в Москве; Бунину в Орле (1995); Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998); Петру I в Липецке (1996); Илье Муромцу в Калуге (1998); Александру Невскому в Курске (2000). По проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге.

Вячеслав Михайлович не только в творчестве был привержен героической тематике, но и в жизни. Он всегда проявлял активную и смелую жизненную позицию. В 1990-е годы, несмотря на противодействие антирусских сил, создал Международный фонд славянской письменности и культуры, был его президентом. 21 ноября 2005 года провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. Но менее чем через год после этого умер в расцвете творческих сил на 67 году жизни.

 

Битва под Батогом

2 июня 1652 года закончилось одно из крупных сражений в ходе восстания Богдана Хмельницкого против правительства Речи Посполитой.

Битва под Батогом

2 июня 1652 года закончилось одно из крупных сражений в ходе восстания Богдана Хмельницкого против правительства Речи Посполитой.

Объединённая армия запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого и крымских татар хана Исляма III Герая нанесла в двухдневной битве разгромное поражение войску Речи Посполитой.
После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии