RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Операция «Кольцо» - напоминание агрессорам США
2 февраля 2018 г.

Операция «Кольцо» - напоминание агрессорам США

2 февраля 1943 года под Сталинградом были пленены 24 генерала, свыше 91 тысячи солдат и офицеров вермахта.
Казнь Мусы Джалиля
24 августа 2014 г.

Казнь Мусы Джалиля

25 августа 1944 года за участие в подпольной организации был обезглавлен на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине великий советский патриот и поэт
Солдатский крест
25 февраля 2018 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Главный военный советник Сталина
2 октября 2017 г.

Главный военный советник Сталина

135 лет назад 2 октября 1882 года родился Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников
Убийство Вячеслава Плеве
28 июля 2016 г.

Убийство Вячеслава Плеве

28 июля день памяти министра внутренних дел России Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 году
Главная » Подвиги в наследство » Именные субмарины: «Месть»

Именные субмарины: «Месть»

В ноябре 1941 года вдова флотского офицера Л.М.Лободенко призвала жен моряков собрать средства на строительство подводной лодки

Правительство поддержало эту инициативу. 20 марта 1943 года вступила строй ПЛ “М-200”, которой присвоили имя «Месть»
Именные субмарины: «Месть»

Вообще-то эту подводную лодку начали строить еще до войны. Она была спущена на воду 17 июля 1941 года, но средства на ее достройку отсутствовали. Инициатива офицерской вдовы оказалась более чем кстати. На собранные средства и была достроена субмарина “М-200”.
Это была
головная лодка новой, XV, серии “М”. Принципиальными отличиями этой серии от предыдущих “Малюток” были: двухвальная дизель-электрическая ходовая установка и 4 носовых торпедных аппарата. Из 22 запланированных к постройке лодок этой серии сдали флоту в ходе войны только 4.
20 марта 1943 года будущая «Месть» вступила строй и через 9 дней вошла в состав Каспийской военной флотилии. В конце мая она и еще 5 подводных лодок были переведены из Астрахани по внутренним водным путям в Заполярье и включены в состав Северного флота. 18 июня 1943 года приказом НК ВМФ “М-200” было официально присвоено название “Месть”.

Патриотическое движение вдов моряков нашло широкий отклик среди советских людей. Вскоре флот пополнился новыми лодками, построенными на сбережения трудящихся: "Рыбник Донбасса" (М-202), "Героический Севастополь" (С-14), "Иркутский рыбак" (М-203), "Колхозница" (С-15), "Советская Сванетия" (С-17), "Герой Советского Союза Нурсеитов" (С-16). Кстати, это последняя подводная лодка, собранная на средства комсомольцев Казахстана, была названа в честь живого человека. Связист бригады морской пехоты Нурсеитов не погиб в бою, а попал в плен. После войны он вернулся на родину.
А вообще традиция постройки именных субмарин берет начало в 30-х годах прошлого столетия. В день 12 годовщины РККА ЦК ВЛКСМ принял решение собрать средства и построить через год подводную лодку, наименовав ее "Комсомолец". В газете "Комсомольская правда" в поддержку этого почина был опубликовано стихотворение Владимира Маяковского "Подводный комсомолец":
Пугая вражьи корабли,
Гудком разиньте глотку,
На комсомольские рубли
Мы выстроим подлодку.
Ровно через год 23 февраля 1930 года, в день Советской Армии состоялась закладка подводной лодки Щ-304, которую назвали "Комсомолец". Так было положено начало традиции строительства подводных лодок с "комсомольскими" именами.

В годы войны еще больше расширилась традиция строительства лодок на средства комсомольцев и молодежи страны. Всего за период войны на их средства было построено 16 подводных кораблей. Из них комсомольская флотилия пополнилась лодками: "Ярославский комсомолец" (М-104), "Челябинский комсомолец" (М-105), "Новосибирский комсомолец" (М-107), "Ленинский комсомол" (М-106).
Что касается “М-200”, то она под командованием капитана 3 ранга В.А. Тураева, а затем капитан-лейтенанта В.Л. Гладкова совершила 6 боевых походов. После войны лодку по железной дороге отправили из Мурманска в Ленинград и в июле 1945 года включили в состав Балтийского флота, где она исправно служила еще 11 лет.
21 ноября 1956 года около 8 часов вечера недалеко от Таллинна “М-200” столкнулась с эсминцем “Статный”. Острый форштевень эсминца проломил борт подводной лодки, которая, встав почти вертикально, начала медленно погружаться. Из воды сразу были спасены 6 человек. Погибло 28 моряков.
(Использованы матреиалы с сайта http://murman.rfn.ru)

 

Сергей Турченко
12 ноября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июля
пятница
2019

В этот день:

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

 Вскоре турки начали наступление. Героическая оборона перевала русскими отрядами и болгарскими дружинами продолжалась до января следующего года, когда русские войска перешли в общее наступление.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

 На время войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена ГКО СССР, который не имел своего аппарата и полагался на административные ресурсы наркоматов.
 По указу Государственного комитета обороны 15 октября 1941 года Совнарком СССР, вместе с другими органами государственной власти и управления, был эвакуирован в г. Куйбышев, однако И.В. Сталин, будучи председателем ГКО СССР и Ставки Верховного Главнокомандования, остался в Москве. Являясь председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Сталин руководил работами по организации военного производства, партизанского движения, восстановления хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, а также занимался другими вопросами, входящими в сферу полномочий правительства СССР.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Войну он начал в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии. В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер от полученных увечий. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии