RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи
18 апреля 2016 г.

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи

18 апреля — День воинской славы России, посвященный победе русских воинов над объединенными силами европейских агрессоров в битве на Чудском озере.
Солдатская молитва Маршала Чуйкова
12 февраля 2019 г.

Солдатская молитва Маршала Чуйкова

12 февраля 1900 года родился Дважды Герой Советского Союза Василий Иванович ЧУЙКОВ
Два убийства Иоанна Грозного
18 марта 2018 г.

Два убийства Иоанна Грозного

Первого русского царя отравили, а затем растерзали духовно - облили и продолжают обливать его образ грязью
Налет морской авиации России на Зонгулдак
6 февраля 2016 г.

Налет морской авиации России на Зонгулдак

100 лет назад 6 февраля 1916 года 11 российских гидросамолётов нанесли массированный удар по турецким портовым сооружениям и морскому транспорту
Памятные даты 2015 года
10 января 2015 г.

Памятные даты 2015 года

Наступивший год пройдет под знаком 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над европейским фашизмом
Главная » Подвиги в наследство » Первый в истории луномобиль

Первый в истории луномобиль

17 ноября 1970 года СССР вновь опередил всех в освоении космоса — по Луне со скоростью 2,4 км/час «помчался» наш «Луноход-1»

Он управлялся с Земли — с расстояния почти в 400 000 километров.
Первый в истории  луномобиль

Идея создания лунохода родилась в 1965 г. в ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева). Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Создание лунохода было поручено Машиностроительному заводу им. С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина) и ВНИИ-100 (ныне ОАО "ВНИИТрансмаш").
Сконструированный автоматический самоходный аппарат "Луноход-1" представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера.
Каждое из 8 колес шасси было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса. В приборном контейнере лунохода помимо служебных систем находилась научная аппаратура: прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель французского производства для точечного измерения расстояний. Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имело больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивало подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах 0-180 градусов, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.
На луноходе была устроена система терморегуляции герметического отсека, создающая нормальные условия для функционирования всех систем лунохода. Она состояла из горячего контура, включающего изотопный источник тепла с теплообменником, и холодного контура, в который входили радиатор-охладитель, излучающий тепло в пространство, и четыре испарителя-теплообменника.
В течение лунного дня, длящегося 13,66 земных суток, когда освещенный Солнцем борт лунохода нагревался до +150 °C, а противоположный, находящейся в тени, был почти на 300 градусов холоднее, вентилятор гонял воздух по контейнеру, а сброс тепла осуществлялся через верхнее днище приборного отсека, которое одновременно являлось радиатором-охладителем. Во время лунной ночи, когда температура достигала минус 170 градусов, для подогрева приборного контейнера использовался радиоизотопный источник тепла.
В передней части приборного отсека были расположены иллюминаторы телевизионных камер, предназначенных для управления движением лунохода и передачи на Землю панорам лунной поверхности и части звездного неба, Солнца и Земли.
17 ноября 1970 г. в 6 часов 46 минут 50 секунд (мск) станция "Луна-17" благополучно совершила посадку в Море Дождей на Луне. Два с половиной часа ушло на осмотр места посадки с помощью телефотометров и развертывание трапов. После анализа окружающей обстановки была выдана команда, и 17 ноября в 9 часов 28 минут самоходный аппарат "Луноход-1", съехал на лунный грунт.
Луноход управлялся дистанционно с Земли из Центра дальней космической связи. Для его управления был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и борт-инженер. Для экипажа были отобраны военные, не имеющие никакого опыта управления транспортными средствами, вплоть до мопедов, чтобы земной опыт не был довлеющим при работе с луноходом. Отобранные офицеры прошли медкомиссию почти такую же, как космонавты, теоретическое обучение и практические тренировки на специальном лунодроме в Крыму, который был идентичен лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины. Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход.
Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев. За это время "Луноход-1" проехал 10 540 м, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.
"Луноходом-1" регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта, а также химический анализ поверхностного слоя лунного грунта. Он измерял магнитное поле различных участков лунной поверхности.
Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.
15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе ночного подогрева. 30 сентября аппарат на связь не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971 года.
Но наш луноход еще послужил науке. П
очти через 40 лет американские физики отыскали его на снимках, полученных зондом LRO, потом «нащупали» лазером уголковый отражатель луномобиля и использовали его для измерения орбиты Луны с точностью до миллиметра.

 

.
17 ноября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
5 апреля
воскресенье
2020

В этот день:

Восстание на острове Тексел

5 апреля 1945 года на голландском острове Тексел началось восстание батальона военнопленных советских солдат из Грузии против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны. Иногда это восстание описывают как «Последнее сражение в Европе».

Восстание на острове Тексел

5 апреля 1945 года на голландском острове Тексел началось восстание батальона военнопленных советских солдат из Грузии против фашистских оккупантов во время Второй мировой войны. Иногда это восстание описывают как «Последнее сражение в Европе».

Остров являлся одним из важных пунктов оборонительного Атлантического вала и был достаточно укреплён. Грузинский пехотный батальон (около 800 человек) был сформирован в июне 1943 года из грузин, набранных оккупационными немецкими войсками из лагерей для советских военнопленных на территории Польши. 24 августа 1943 батальон был отправлен на запад и прибыл в Зандвоорт 30-го августа. В Зандвоорте он простоял до начала февраля 1945 года.

В начале 1944 года в батальоне возникла подпольная организация и немецкое командование, заподозрив это, 6 февраля 1945 перевело батальон на остров Тексел. В ночь с 5 на 6 апреля 1945 года бывшие советские солдаты (при участии сил голландского сопротивления) подняли восстание против фашистов и за короткое время взяли остров под свой контроль. Около 400 немецких солдат было убито в самом начале боев. Однако восставшим не удалось захватить береговые батареи на севере и юге острова. Немецкое командование высадило с материка десант — 2000 пехотинцев. Они отбили остров после двух недель ожесточённых боёв. После этого грузины разбились на несколько групп, отошли за минные поля и продолжали сопротивление.

Кремация Гитлера

5 апреля 1970 года по решению руководства СССР останки Адольфа Гитлера и Евы Браун были эксгумированы и уничтожены в 11 км от Магдебурга путём кремации. Операцию провели сотрудники КГБ СССР.

«Русские Витязи»

5 апреля 1991 года в подмосковной Кубинке была сформирована одна из известных авиационных групп высшего пилотажа «Русские Витязи».

Умер Виталий Севастьянов

5 апреля 2010 года скончался Виталий Севастьянов (р. 1935), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы первого — четвёртого (1993—2007) созывов, член фракции КПРФ.

Умер Виталий Севастьянов

5 апреля 2010 года скончался Виталий Севастьянов (р. 1935), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы первого — четвёртого (1993—2007) созывов, член фракции КПРФ.

Много лет подряд В. И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии