RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вторая рука государства
24 января 2014 г.

Вторая рука государства

24 января 1720 года - особая дата в жизни Русского флота. Петр I издал указ, в котором впервые сформулировал свои взгляды на значение флота в системе вооруженных сил.
Где был Лаврентий Берия во время войны ?
2 февраля 2016 г.

Где был Лаврентий Берия во время войны ?

К этому человеку в нашей стране относятся по-разному. Интересно, что только в стане врагов СССР и России мнение о нём однозначно отрицательное. Почему бы это?
Академия в тельняшке
10 февраля 2017 г.

Академия в тельняшке

190 лет назад 10 февраля 1827 года в Петербурге основана Военно-морская академия России.
Поклон Серафиму Саровскому
1 августа 2017 г.

Поклон Серафиму Саровскому

1 августа 1754 года родился один из самых почитаемых русских святых
«Угольный минёр» Тимофей Докутович
13 августа 2014 г.

«Угольный минёр» Тимофей Докутович

13 августа 1942 года в белорусской деревне Горбово при нападении на вражеский гарнизон, погиб, закрыв грудью командира партизанского отряда, 19-летний подрывник Тимофей Докутович
Главная » Подвиги в наследство » Герой Советского Союза Михаил Булатов

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза

.
Герой Советского Союза Михаил Булатов

В эти апрельские дни Калининград отмечает 71-ю годовщину взятия Кёнигсберга. Рассказываем об одном из славных героев штурма города-крепости.

235-я Витебская стрелковая дивизия в составе войск 3-го Белорусского фронта прорывала оборону противника в северо-западном секторе города. Мимо 5-го форта, по узкой ленте шоссе Кёнигсберг — Раушен, которое с двух сторон окружали топи, наши войска продвигались в сторону города. Первый вал укреплений был преодолен. Что ждет впереди? Командир 369-го отдельного саперного батальона капитан Тищенко приказал отделению старшего сержанта Михаила Булатова произвести инженерную разведку шоссе. Только здесь, по этому шоссе, возможно было организовать продвижение наших танков и самоходок. Кругом – топь.
Ранним утром 6 апреля, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски проползли к шоссе и начали его обследовать.Но сквозь клочья тумана, неплотно стелющиеся над землей, гитлеровцы обнаружили разведчиков. Раздались ружейные выстрелы, застрочил пулемет. Одного солдата убило, двух ранило. Булатов остался один. Вернуться назад за помощью? Но ведь потеря времени могла задержать наступление на этом участке фронта.
Михаил пополз вдоль кромки шоссе вперед. Пули рикошетили от асфальта, зарывались в траву. Михаил заметил, что асфальт в одном месте странно вздыбился, угловатые куски не совпадали друг с другом - подкоп, понял он. От места подкопа к обочине уходили тонкие провода...Мина! Да не просто мина - стокилограммовая авиабомба, закопанная под дорожное полотно, управляемый фугас. Если на такую бомбу наедет техника - взрыв будет чудовищной силы. Всё окружающее отошло на второй план - и непрекращающаяся стрельба, и мокрая шинель, исхлестанная осколками, и ребята, которых он перевязал и оставил на обочине там, у Шарлоттенбурга, где они только вышли к шоссе.
Михаил осторожно разрыл землю вокруг бомбы, откладывая куски асфальта в сторону. Выкрутил взрыватель, перерезал провода. И - пополз дальше. Несколько метров - и асфальт снова искорежен. Новая закладка!
24 раза Михаил повторял эти нехитрые движения - разрыть землю, убрать куски асфальта, выкрутить взрыватель, перерезать провода. Более 2,5 тонн взрывчатки было установлено на коротком отрезке шоссе Кёнигсберг-Раушен. Если бы на шоссе выдвинулась колонна техники, смертельные ловушки похоронили бы всех! Эти несколько часов работы под непрекращающимся огнем противника спасли сотни жизней, позволили продолжить наступление наших войск.
19 апреля 1945 года сапёр, не побоявшийся в одиночку, лицом к лицу, вступить в игру со смертью, командир отделения 369-го отдельного саперного батальона, старший сержант Михаил Алексеевич Булатов был представлен к высшей награде - Золотой звезде Героя Советского Союза.
Награду ему вручил несколько дней спустя командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Василевский. Сапёру-герою было в тот момент 20 лет.
На фронт 18-летний челябинец Михаил Булатов попал в конце марта 1943 года, после окончания Орловского пехотного училища, находившегося в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность - в течение двух лет Михаил работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане - определила его военную специализацию, где одна-единственная ошибка, неточность действий могут стоить жизни. Михаил стал сапёром. По распределению он попал в сапёрное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел до конца войны.
Сначала была Курская дуга. Именно там, у деревни Вяжи на реке Зуша Новосильского района Орловской области (сейчас это место называют северным фасом Курской дуги) и началась его солдатская биография.
19 декабря 1943 года в районе деревни Сидоры-Фролово ефрейтор Булатов под непрекращающимся минометным огнем противника разминировал дорогу, снял и обезвредил 85 мин Т-35 и 46 штук ТМД-42л. За этот подвиг Михаил Булатов был награжден первым орденом Красной звезды.
В Белоруссии, под Витебском, под сильнейшим ружейно-пулеметным огнем противника, действуя уверенно и отважно, младший сержант Булатов проделал проход в минных и проволочных заграждениях противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение нашей пехоты. За своё мастерство и отвагу он был награжден орденом Славы III степени.
"Мы устанавливали проволочно-минные заграждения, наводили штурмовые мосты через неглубокую и неширокую речку Зушу. Сколачивали доски шириной 50-60 сантимет­ров, длиной до пяти метров, ставили их на козлы. По ним пехотинцы пробегали на другой берег. Случалось, что во время авианалётов снаряды разбивали звенья мостов. Сапёры ловили доски, опускали на свои плечи и держали, чтобы обеспечить переправу" - рассказывает Михаил Алексеевич.
Михаил Булатов был награжден так же орденом Славы II степени - при форсировании реки Арды под Гумбинненом (в настоящий момент - г. Гусев Калининградской области) 21 января 1945 года он предотвратил подрыв моста. Гитлеровцы заложили зажигательные трубки и только быстрые и смелые действия Булатова спасли мост от взрыва и позволили произвести переправу.
Вторым орденом Красной звезды Михаил Булатов был награжден за сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года.
Сапёр ошибается один раз - эту поговорку знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что каждая ошибка сапёра не только приводит к его личной гибели, но и зачастую может привести к гибели всего подразделения, как это могло бы произойти, если бы тогда, на шоссе Кёнигсберг-Раушен, рука у Михаила дрогнула бы. Или у моста через Арду, или в любом другом месте, где отважный сапёр чуткими пальцами отводил смерть в сторону.

После Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Булатов продолжил военную службу. Он окончил Львовское высшее военно-политическое училище (1946—1948). Через 12 лет после войны, в 1957 году, уже в 33 года, имея свою семью, он окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил среднее образование, чтобы иметь возможность поступить в военную академию. Пять лет он учился заочно и продолжал выполнять свои обязанности по службе. В 1963 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Пришлось ему снова столкнуться с войной под Орлом. Разминировать те самые поля, которые минировал тогда, в 1943 году.
Из армии М.А. Булатов уволился в 1973 году с должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части в звании полковника. После этого переехал в Курск, где 23 года работал старшим инспектором по кадрам Курской областной базы «Росгалантерея» (1973—1996). С 1987 по 1992 год являлся председателем Курского городского совета ветеранов войны и труда, в 1984—1985 годах был председателем Всесоюзного штаба похода комсомольцев и молодежи по местам боевой славы. В настоящее время возглавляет секцию Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Курского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награжден орденом Дружбы.
Михаил Алексеевич часто бывает в городе своей славы - Калининграде. Городе, рожденном и его личной победой тоже. В прошлом, 2015 году, в честь 70-летия Великой Победы за особый вклад в дело защиты Родины и активное участие в патриотическом воспитании молодежи Михаил Алексеевич Булатов был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Здесь, в Калининграде, на пересечении бывшего шоссе Кёнигсберг-Раушен, а нынче - Советского проспекта, и улицы имени Героя Советского Союза С. И. Полецкого (о нем Солдатский храм рассказывал здесь: http://vk.com/wall-98877741_457) установлен памятный обелиск в честь подвига Михаила Алексеевича Булатова.
Несколько лет назад его именем была названа и улица, ведущая от Советского проспекта к месту неувядаемой воинской славы нашей армии - к Форту № 5.
4 апреля 2012 года имя Михаила Алексеевича Булатова было присвоено калининградской школе N 50. А в Курске, на доме, где Михаил Алексеевич проживает до сих пор, установлена мемориальная доска.
Фамилия Михаила Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.
В одном из интервью Михаил Алексеевич сказал, что своим девизом он избрал давно известное выражение Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтоб не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». «Мне за мою жизнь не стыдно, – сказал Михаил Алексеевич. – Бесцельно прожитых лет не было. Может быть, высокопарно звучит, но это правда».
25 октября Михаил Алексеевич Булатов будет отмечать свой 92 год рождения. От всего сердца желаем Михаилу Алексеевичу здоровья и еще долгих лет жизни!
Спасибо Вам за Вашу честную и самоотверженную жизнь! И низкий Вам поклон.

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
суббота
2017

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии