RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Честь Андреевского флага
10 декабря 2016 г.

Честь Андреевского флага

10 декабря 1699 года ПЕТРОМ I учреждена военно-морская святыня Отечества
Ночная атака на Прасныш
27 февраля 2015 г.

Ночная атака на Прасныш

100 лет назад 27 февраля 1915 года русские войска в ходе Первой мировой войны разгромили армейскую группу генерала Гальвица, отбросив немцев в Восточную Пруссию
Последняя операция разведчика Владимира Рябка
29 мая 2019 г.

Последняя операция разведчика Владимира Рябка

29 мая 1942 года погиб смертью храбрых Владимир Самсонович Рябок.Это произошло в ходе боестолкновения при ликвидации предателей
Плутовство Черчилля
15 декабря 2018 г.

Плутовство Черчилля

15 декабря 1941 года в Москву прибыл посланник Черчилля — министр иностранных дел Великобритании Антони Иден
Два убийства Иоанна Грозного
18 марта 2018 г.

Два убийства Иоанна Грозного

Первого русского царя отравили, а затем растерзали духовно - облили и продолжают обливать его образ грязью
Главная » Подвиги в наследство » Герой Советского Союза Михаил Булатов

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза

.
Герой Советского Союза Михаил Булатов

В эти апрельские дни Калининград отмечает 71-ю годовщину взятия Кёнигсберга. Рассказываем об одном из славных героев штурма города-крепости.

235-я Витебская стрелковая дивизия в составе войск 3-го Белорусского фронта прорывала оборону противника в северо-западном секторе города. Мимо 5-го форта, по узкой ленте шоссе Кёнигсберг — Раушен, которое с двух сторон окружали топи, наши войска продвигались в сторону города. Первый вал укреплений был преодолен. Что ждет впереди? Командир 369-го отдельного саперного батальона капитан Тищенко приказал отделению старшего сержанта Михаила Булатова произвести инженерную разведку шоссе. Только здесь, по этому шоссе, возможно было организовать продвижение наших танков и самоходок. Кругом – топь.
Ранним утром 6 апреля, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски проползли к шоссе и начали его обследовать.Но сквозь клочья тумана, неплотно стелющиеся над землей, гитлеровцы обнаружили разведчиков. Раздались ружейные выстрелы, застрочил пулемет. Одного солдата убило, двух ранило. Булатов остался один. Вернуться назад за помощью? Но ведь потеря времени могла задержать наступление на этом участке фронта.
Михаил пополз вдоль кромки шоссе вперед. Пули рикошетили от асфальта, зарывались в траву. Михаил заметил, что асфальт в одном месте странно вздыбился, угловатые куски не совпадали друг с другом - подкоп, понял он. От места подкопа к обочине уходили тонкие провода...Мина! Да не просто мина - стокилограммовая авиабомба, закопанная под дорожное полотно, управляемый фугас. Если на такую бомбу наедет техника - взрыв будет чудовищной силы. Всё окружающее отошло на второй план - и непрекращающаяся стрельба, и мокрая шинель, исхлестанная осколками, и ребята, которых он перевязал и оставил на обочине там, у Шарлоттенбурга, где они только вышли к шоссе.
Михаил осторожно разрыл землю вокруг бомбы, откладывая куски асфальта в сторону. Выкрутил взрыватель, перерезал провода. И - пополз дальше. Несколько метров - и асфальт снова искорежен. Новая закладка!
24 раза Михаил повторял эти нехитрые движения - разрыть землю, убрать куски асфальта, выкрутить взрыватель, перерезать провода. Более 2,5 тонн взрывчатки было установлено на коротком отрезке шоссе Кёнигсберг-Раушен. Если бы на шоссе выдвинулась колонна техники, смертельные ловушки похоронили бы всех! Эти несколько часов работы под непрекращающимся огнем противника спасли сотни жизней, позволили продолжить наступление наших войск.
19 апреля 1945 года сапёр, не побоявшийся в одиночку, лицом к лицу, вступить в игру со смертью, командир отделения 369-го отдельного саперного батальона, старший сержант Михаил Алексеевич Булатов был представлен к высшей награде - Золотой звезде Героя Советского Союза.
Награду ему вручил несколько дней спустя командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Василевский. Сапёру-герою было в тот момент 20 лет.
На фронт 18-летний челябинец Михаил Булатов попал в конце марта 1943 года, после окончания Орловского пехотного училища, находившегося в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность - в течение двух лет Михаил работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане - определила его военную специализацию, где одна-единственная ошибка, неточность действий могут стоить жизни. Михаил стал сапёром. По распределению он попал в сапёрное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел до конца войны.
Сначала была Курская дуга. Именно там, у деревни Вяжи на реке Зуша Новосильского района Орловской области (сейчас это место называют северным фасом Курской дуги) и началась его солдатская биография.
19 декабря 1943 года в районе деревни Сидоры-Фролово ефрейтор Булатов под непрекращающимся минометным огнем противника разминировал дорогу, снял и обезвредил 85 мин Т-35 и 46 штук ТМД-42л. За этот подвиг Михаил Булатов был награжден первым орденом Красной звезды.
В Белоруссии, под Витебском, под сильнейшим ружейно-пулеметным огнем противника, действуя уверенно и отважно, младший сержант Булатов проделал проход в минных и проволочных заграждениях противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение нашей пехоты. За своё мастерство и отвагу он был награжден орденом Славы III степени.
"Мы устанавливали проволочно-минные заграждения, наводили штурмовые мосты через неглубокую и неширокую речку Зушу. Сколачивали доски шириной 50-60 сантимет­ров, длиной до пяти метров, ставили их на козлы. По ним пехотинцы пробегали на другой берег. Случалось, что во время авианалётов снаряды разбивали звенья мостов. Сапёры ловили доски, опускали на свои плечи и держали, чтобы обеспечить переправу" - рассказывает Михаил Алексеевич.
Михаил Булатов был награжден так же орденом Славы II степени - при форсировании реки Арды под Гумбинненом (в настоящий момент - г. Гусев Калининградской области) 21 января 1945 года он предотвратил подрыв моста. Гитлеровцы заложили зажигательные трубки и только быстрые и смелые действия Булатова спасли мост от взрыва и позволили произвести переправу.
Вторым орденом Красной звезды Михаил Булатов был награжден за сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года.
Сапёр ошибается один раз - эту поговорку знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что каждая ошибка сапёра не только приводит к его личной гибели, но и зачастую может привести к гибели всего подразделения, как это могло бы произойти, если бы тогда, на шоссе Кёнигсберг-Раушен, рука у Михаила дрогнула бы. Или у моста через Арду, или в любом другом месте, где отважный сапёр чуткими пальцами отводил смерть в сторону.

После Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Булатов продолжил военную службу. Он окончил Львовское высшее военно-политическое училище (1946—1948). Через 12 лет после войны, в 1957 году, уже в 33 года, имея свою семью, он окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил среднее образование, чтобы иметь возможность поступить в военную академию. Пять лет он учился заочно и продолжал выполнять свои обязанности по службе. В 1963 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Пришлось ему снова столкнуться с войной под Орлом. Разминировать те самые поля, которые минировал тогда, в 1943 году.
Из армии М.А. Булатов уволился в 1973 году с должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части в звании полковника. После этого переехал в Курск, где 23 года работал старшим инспектором по кадрам Курской областной базы «Росгалантерея» (1973—1996). С 1987 по 1992 год являлся председателем Курского городского совета ветеранов войны и труда, в 1984—1985 годах был председателем Всесоюзного штаба похода комсомольцев и молодежи по местам боевой славы. В настоящее время возглавляет секцию Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Курского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награжден орденом Дружбы.
Михаил Алексеевич часто бывает в городе своей славы - Калининграде. Городе, рожденном и его личной победой тоже. В прошлом, 2015 году, в честь 70-летия Великой Победы за особый вклад в дело защиты Родины и активное участие в патриотическом воспитании молодежи Михаил Алексеевич Булатов был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Здесь, в Калининграде, на пересечении бывшего шоссе Кёнигсберг-Раушен, а нынче - Советского проспекта, и улицы имени Героя Советского Союза С. И. Полецкого (о нем Солдатский храм рассказывал здесь: http://vk.com/wall-98877741_457) установлен памятный обелиск в честь подвига Михаила Алексеевича Булатова.
Несколько лет назад его именем была названа и улица, ведущая от Советского проспекта к месту неувядаемой воинской славы нашей армии - к Форту № 5.
4 апреля 2012 года имя Михаила Алексеевича Булатова было присвоено калининградской школе N 50. А в Курске, на доме, где Михаил Алексеевич проживает до сих пор, установлена мемориальная доска.
Фамилия Михаила Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.
В одном из интервью Михаил Алексеевич сказал, что своим девизом он избрал давно известное выражение Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтоб не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». «Мне за мою жизнь не стыдно, – сказал Михаил Алексеевич. – Бесцельно прожитых лет не было. Может быть, высокопарно звучит, но это правда».
25 октября Михаил Алексеевич Булатов будет отмечать свой 92 год рождения. От всего сердца желаем Михаилу Алексеевичу здоровья и еще долгих лет жизни!
Спасибо Вам за Вашу честную и самоотверженную жизнь! И низкий Вам поклон.

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии