RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Героика Южного полюса
18 февраля 2017 г.

Героика Южного полюса

18 февраля 1961 года, в оазисе Ширмахера начала действовать советская антарктическая станция — Новолазаревская.
Крест резидента
16 февраля 2016 г.

Крест резидента

16 февраля 1898 года родился протоиерей Викторин Зарецкий, который в годы Великой Отечественной был руководителем разведгруппы антифашистского подполья
«Потаённое судно» Ефима Никонова
11 февраля 2016 г.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок
Тайна Янтарной комнаты
10 января 2014 г.

Тайна Янтарной комнаты

В канун Нового года в адрес редактора Российского героического календаря поступило сенсационное письмо
Первые Герои
3 августа 2015 г.

Первые Герои

С 5 по 7 августа в Московском Доме национальностей пройдет уникальная выставка документов и фотоматериалов "Первые Героои Советского Союза (1934 год) и первые герои подвига самопожертвования (1941 год)".
Главная » Подвиги в наследство » Герой Советского Союза Михаил Булатов

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза

.
Герой Советского Союза Михаил Булатов

В эти апрельские дни Калининград отмечает 71-ю годовщину взятия Кёнигсберга. Рассказываем об одном из славных героев штурма города-крепости.

235-я Витебская стрелковая дивизия в составе войск 3-го Белорусского фронта прорывала оборону противника в северо-западном секторе города. Мимо 5-го форта, по узкой ленте шоссе Кёнигсберг — Раушен, которое с двух сторон окружали топи, наши войска продвигались в сторону города. Первый вал укреплений был преодолен. Что ждет впереди? Командир 369-го отдельного саперного батальона капитан Тищенко приказал отделению старшего сержанта Михаила Булатова произвести инженерную разведку шоссе. Только здесь, по этому шоссе, возможно было организовать продвижение наших танков и самоходок. Кругом – топь.
Ранним утром 6 апреля, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски проползли к шоссе и начали его обследовать.Но сквозь клочья тумана, неплотно стелющиеся над землей, гитлеровцы обнаружили разведчиков. Раздались ружейные выстрелы, застрочил пулемет. Одного солдата убило, двух ранило. Булатов остался один. Вернуться назад за помощью? Но ведь потеря времени могла задержать наступление на этом участке фронта.
Михаил пополз вдоль кромки шоссе вперед. Пули рикошетили от асфальта, зарывались в траву. Михаил заметил, что асфальт в одном месте странно вздыбился, угловатые куски не совпадали друг с другом - подкоп, понял он. От места подкопа к обочине уходили тонкие провода...Мина! Да не просто мина - стокилограммовая авиабомба, закопанная под дорожное полотно, управляемый фугас. Если на такую бомбу наедет техника - взрыв будет чудовищной силы. Всё окружающее отошло на второй план - и непрекращающаяся стрельба, и мокрая шинель, исхлестанная осколками, и ребята, которых он перевязал и оставил на обочине там, у Шарлоттенбурга, где они только вышли к шоссе.
Михаил осторожно разрыл землю вокруг бомбы, откладывая куски асфальта в сторону. Выкрутил взрыватель, перерезал провода. И - пополз дальше. Несколько метров - и асфальт снова искорежен. Новая закладка!
24 раза Михаил повторял эти нехитрые движения - разрыть землю, убрать куски асфальта, выкрутить взрыватель, перерезать провода. Более 2,5 тонн взрывчатки было установлено на коротком отрезке шоссе Кёнигсберг-Раушен. Если бы на шоссе выдвинулась колонна техники, смертельные ловушки похоронили бы всех! Эти несколько часов работы под непрекращающимся огнем противника спасли сотни жизней, позволили продолжить наступление наших войск.
19 апреля 1945 года сапёр, не побоявшийся в одиночку, лицом к лицу, вступить в игру со смертью, командир отделения 369-го отдельного саперного батальона, старший сержант Михаил Алексеевич Булатов был представлен к высшей награде - Золотой звезде Героя Советского Союза.
Награду ему вручил несколько дней спустя командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Василевский. Сапёру-герою было в тот момент 20 лет.
На фронт 18-летний челябинец Михаил Булатов попал в конце марта 1943 года, после окончания Орловского пехотного училища, находившегося в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность - в течение двух лет Михаил работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане - определила его военную специализацию, где одна-единственная ошибка, неточность действий могут стоить жизни. Михаил стал сапёром. По распределению он попал в сапёрное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел до конца войны.
Сначала была Курская дуга. Именно там, у деревни Вяжи на реке Зуша Новосильского района Орловской области (сейчас это место называют северным фасом Курской дуги) и началась его солдатская биография.
19 декабря 1943 года в районе деревни Сидоры-Фролово ефрейтор Булатов под непрекращающимся минометным огнем противника разминировал дорогу, снял и обезвредил 85 мин Т-35 и 46 штук ТМД-42л. За этот подвиг Михаил Булатов был награжден первым орденом Красной звезды.
В Белоруссии, под Витебском, под сильнейшим ружейно-пулеметным огнем противника, действуя уверенно и отважно, младший сержант Булатов проделал проход в минных и проволочных заграждениях противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение нашей пехоты. За своё мастерство и отвагу он был награжден орденом Славы III степени.
"Мы устанавливали проволочно-минные заграждения, наводили штурмовые мосты через неглубокую и неширокую речку Зушу. Сколачивали доски шириной 50-60 сантимет­ров, длиной до пяти метров, ставили их на козлы. По ним пехотинцы пробегали на другой берег. Случалось, что во время авианалётов снаряды разбивали звенья мостов. Сапёры ловили доски, опускали на свои плечи и держали, чтобы обеспечить переправу" - рассказывает Михаил Алексеевич.
Михаил Булатов был награжден так же орденом Славы II степени - при форсировании реки Арды под Гумбинненом (в настоящий момент - г. Гусев Калининградской области) 21 января 1945 года он предотвратил подрыв моста. Гитлеровцы заложили зажигательные трубки и только быстрые и смелые действия Булатова спасли мост от взрыва и позволили произвести переправу.
Вторым орденом Красной звезды Михаил Булатов был награжден за сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года.
Сапёр ошибается один раз - эту поговорку знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что каждая ошибка сапёра не только приводит к его личной гибели, но и зачастую может привести к гибели всего подразделения, как это могло бы произойти, если бы тогда, на шоссе Кёнигсберг-Раушен, рука у Михаила дрогнула бы. Или у моста через Арду, или в любом другом месте, где отважный сапёр чуткими пальцами отводил смерть в сторону.

После Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Булатов продолжил военную службу. Он окончил Львовское высшее военно-политическое училище (1946—1948). Через 12 лет после войны, в 1957 году, уже в 33 года, имея свою семью, он окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил среднее образование, чтобы иметь возможность поступить в военную академию. Пять лет он учился заочно и продолжал выполнять свои обязанности по службе. В 1963 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Пришлось ему снова столкнуться с войной под Орлом. Разминировать те самые поля, которые минировал тогда, в 1943 году.
Из армии М.А. Булатов уволился в 1973 году с должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части в звании полковника. После этого переехал в Курск, где 23 года работал старшим инспектором по кадрам Курской областной базы «Росгалантерея» (1973—1996). С 1987 по 1992 год являлся председателем Курского городского совета ветеранов войны и труда, в 1984—1985 годах был председателем Всесоюзного штаба похода комсомольцев и молодежи по местам боевой славы. В настоящее время возглавляет секцию Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Курского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награжден орденом Дружбы.
Михаил Алексеевич часто бывает в городе своей славы - Калининграде. Городе, рожденном и его личной победой тоже. В прошлом, 2015 году, в честь 70-летия Великой Победы за особый вклад в дело защиты Родины и активное участие в патриотическом воспитании молодежи Михаил Алексеевич Булатов был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Здесь, в Калининграде, на пересечении бывшего шоссе Кёнигсберг-Раушен, а нынче - Советского проспекта, и улицы имени Героя Советского Союза С. И. Полецкого (о нем Солдатский храм рассказывал здесь: http://vk.com/wall-98877741_457) установлен памятный обелиск в честь подвига Михаила Алексеевича Булатова.
Несколько лет назад его именем была названа и улица, ведущая от Советского проспекта к месту неувядаемой воинской славы нашей армии - к Форту № 5.
4 апреля 2012 года имя Михаила Алексеевича Булатова было присвоено калининградской школе N 50. А в Курске, на доме, где Михаил Алексеевич проживает до сих пор, установлена мемориальная доска.
Фамилия Михаила Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.
В одном из интервью Михаил Алексеевич сказал, что своим девизом он избрал давно известное выражение Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтоб не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». «Мне за мою жизнь не стыдно, – сказал Михаил Алексеевич. – Бесцельно прожитых лет не было. Может быть, высокопарно звучит, но это правда».
25 октября Михаил Алексеевич Булатов будет отмечать свой 92 год рождения. От всего сердца желаем Михаилу Алексеевичу здоровья и еще долгих лет жизни!
Спасибо Вам за Вашу честную и самоотверженную жизнь! И низкий Вам поклон.

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
понедельник
2017

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».

 Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

В полете Ту-160

18 декабря 1981 года состоялся первый полёт стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Его выполнил экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Веремеем. Ту-160 это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах

Является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. Среди пилотов получил прозвище «Белый лебедь». Стоит на вооружении с 1987 года. В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии