RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Смерть митрополита  на банкете
2 ноября 2018 г.

Смерть митрополита на банкете

2 ноября 1995 года отошел ко Господу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)
Главный резерв Ставки
1 июля 2013 г.

Главный резерв Ставки

1 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения, в которое в первый же день записались 120 тысяч человек от 16 до 65 лет.
Великая Победа всегда достигается великой ценой
9 мая 2015 г.

Великая Победа всегда достигается великой ценой

9 мая 1945 года советский народ победоносно завершил в Берлине Великую Отечественную войну против фашистской Германии и её европейских пособников, продолжавшуяся 1418 дней и ночей
Во славу русского Флага
9 февраля 2019 г.

Во славу русского Флага

9 февраля 1904 года совершили легендарный подвиг экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
СССР - империя развития
30 декабря 2017 г.

СССР - империя развития

30 декабря 1922 года открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который провозгласил образование СССР.
Главная » Подвиги в наследство » Герой Советского Союза Михаил Булатов

Герой Советского Союза Михаил Булатов

19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм в боях в Восточной Пруссии старшему сержанту Булатову Михаилу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза

.
Герой Советского Союза Михаил Булатов

В эти апрельские дни Калининград отмечает 71-ю годовщину взятия Кёнигсберга. Рассказываем об одном из славных героев штурма города-крепости.

235-я Витебская стрелковая дивизия в составе войск 3-го Белорусского фронта прорывала оборону противника в северо-западном секторе города. Мимо 5-го форта, по узкой ленте шоссе Кёнигсберг — Раушен, которое с двух сторон окружали топи, наши войска продвигались в сторону города. Первый вал укреплений был преодолен. Что ждет впереди? Командир 369-го отдельного саперного батальона капитан Тищенко приказал отделению старшего сержанта Михаила Булатова произвести инженерную разведку шоссе. Только здесь, по этому шоссе, возможно было организовать продвижение наших танков и самоходок. Кругом – топь.
Ранним утром 6 апреля, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски проползли к шоссе и начали его обследовать.Но сквозь клочья тумана, неплотно стелющиеся над землей, гитлеровцы обнаружили разведчиков. Раздались ружейные выстрелы, застрочил пулемет. Одного солдата убило, двух ранило. Булатов остался один. Вернуться назад за помощью? Но ведь потеря времени могла задержать наступление на этом участке фронта.
Михаил пополз вдоль кромки шоссе вперед. Пули рикошетили от асфальта, зарывались в траву. Михаил заметил, что асфальт в одном месте странно вздыбился, угловатые куски не совпадали друг с другом - подкоп, понял он. От места подкопа к обочине уходили тонкие провода...Мина! Да не просто мина - стокилограммовая авиабомба, закопанная под дорожное полотно, управляемый фугас. Если на такую бомбу наедет техника - взрыв будет чудовищной силы. Всё окружающее отошло на второй план - и непрекращающаяся стрельба, и мокрая шинель, исхлестанная осколками, и ребята, которых он перевязал и оставил на обочине там, у Шарлоттенбурга, где они только вышли к шоссе.
Михаил осторожно разрыл землю вокруг бомбы, откладывая куски асфальта в сторону. Выкрутил взрыватель, перерезал провода. И - пополз дальше. Несколько метров - и асфальт снова искорежен. Новая закладка!
24 раза Михаил повторял эти нехитрые движения - разрыть землю, убрать куски асфальта, выкрутить взрыватель, перерезать провода. Более 2,5 тонн взрывчатки было установлено на коротком отрезке шоссе Кёнигсберг-Раушен. Если бы на шоссе выдвинулась колонна техники, смертельные ловушки похоронили бы всех! Эти несколько часов работы под непрекращающимся огнем противника спасли сотни жизней, позволили продолжить наступление наших войск.
19 апреля 1945 года сапёр, не побоявшийся в одиночку, лицом к лицу, вступить в игру со смертью, командир отделения 369-го отдельного саперного батальона, старший сержант Михаил Алексеевич Булатов был представлен к высшей награде - Золотой звезде Героя Советского Союза.
Награду ему вручил несколько дней спустя командующий 3-м Белорусским фронтом маршал Василевский. Сапёру-герою было в тот момент 20 лет.
На фронт 18-летний челябинец Михаил Булатов попал в конце марта 1943 года, после окончания Орловского пехотного училища, находившегося в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность - в течение двух лет Михаил работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане - определила его военную специализацию, где одна-единственная ошибка, неточность действий могут стоить жизни. Михаил стал сапёром. По распределению он попал в сапёрное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел до конца войны.
Сначала была Курская дуга. Именно там, у деревни Вяжи на реке Зуша Новосильского района Орловской области (сейчас это место называют северным фасом Курской дуги) и началась его солдатская биография.
19 декабря 1943 года в районе деревни Сидоры-Фролово ефрейтор Булатов под непрекращающимся минометным огнем противника разминировал дорогу, снял и обезвредил 85 мин Т-35 и 46 штук ТМД-42л. За этот подвиг Михаил Булатов был награжден первым орденом Красной звезды.
В Белоруссии, под Витебском, под сильнейшим ружейно-пулеметным огнем противника, действуя уверенно и отважно, младший сержант Булатов проделал проход в минных и проволочных заграждениях противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение нашей пехоты. За своё мастерство и отвагу он был награжден орденом Славы III степени.
"Мы устанавливали проволочно-минные заграждения, наводили штурмовые мосты через неглубокую и неширокую речку Зушу. Сколачивали доски шириной 50-60 сантимет­ров, длиной до пяти метров, ставили их на козлы. По ним пехотинцы пробегали на другой берег. Случалось, что во время авианалётов снаряды разбивали звенья мостов. Сапёры ловили доски, опускали на свои плечи и держали, чтобы обеспечить переправу" - рассказывает Михаил Алексеевич.
Михаил Булатов был награжден так же орденом Славы II степени - при форсировании реки Арды под Гумбинненом (в настоящий момент - г. Гусев Калининградской области) 21 января 1945 года он предотвратил подрыв моста. Гитлеровцы заложили зажигательные трубки и только быстрые и смелые действия Булатова спасли мост от взрыва и позволили произвести переправу.
Вторым орденом Красной звезды Михаил Булатов был награжден за сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года.
Сапёр ошибается один раз - эту поговорку знает, пожалуй, каждый. Но мало кто задумывается, что каждая ошибка сапёра не только приводит к его личной гибели, но и зачастую может привести к гибели всего подразделения, как это могло бы произойти, если бы тогда, на шоссе Кёнигсберг-Раушен, рука у Михаила дрогнула бы. Или у моста через Арду, или в любом другом месте, где отважный сапёр чуткими пальцами отводил смерть в сторону.

После Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич Булатов продолжил военную службу. Он окончил Львовское высшее военно-политическое училище (1946—1948). Через 12 лет после войны, в 1957 году, уже в 33 года, имея свою семью, он окончил вечернюю школу рабочей молодежи и получил среднее образование, чтобы иметь возможность поступить в военную академию. Пять лет он учился заочно и продолжал выполнять свои обязанности по службе. В 1963 году окончил Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Пришлось ему снова столкнуться с войной под Орлом. Разминировать те самые поля, которые минировал тогда, в 1943 году.
Из армии М.А. Булатов уволился в 1973 году с должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части в звании полковника. После этого переехал в Курск, где 23 года работал старшим инспектором по кадрам Курской областной базы «Росгалантерея» (1973—1996). С 1987 по 1992 год являлся председателем Курского городского совета ветеранов войны и труда, в 1984—1985 годах был председателем Всесоюзного штаба похода комсомольцев и молодежи по местам боевой славы. В настоящее время возглавляет секцию Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Курского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Награжден орденом Дружбы.
Михаил Алексеевич часто бывает в городе своей славы - Калининграде. Городе, рожденном и его личной победой тоже. В прошлом, 2015 году, в честь 70-летия Великой Победы за особый вклад в дело защиты Родины и активное участие в патриотическом воспитании молодежи Михаил Алексеевич Булатов был награжден орденом «За заслуги перед Калининградской областью».
Здесь, в Калининграде, на пересечении бывшего шоссе Кёнигсберг-Раушен, а нынче - Советского проспекта, и улицы имени Героя Советского Союза С. И. Полецкого (о нем Солдатский храм рассказывал здесь: http://vk.com/wall-98877741_457) установлен памятный обелиск в честь подвига Михаила Алексеевича Булатова.
Несколько лет назад его именем была названа и улица, ведущая от Советского проспекта к месту неувядаемой воинской славы нашей армии - к Форту № 5.
4 апреля 2012 года имя Михаила Алексеевича Булатова было присвоено калининградской школе N 50. А в Курске, на доме, где Михаил Алексеевич проживает до сих пор, установлена мемориальная доска.
Фамилия Михаила Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.
В одном из интервью Михаил Алексеевич сказал, что своим девизом он избрал давно известное выражение Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтоб не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». «Мне за мою жизнь не стыдно, – сказал Михаил Алексеевич. – Бесцельно прожитых лет не было. Может быть, высокопарно звучит, но это правда».
25 октября Михаил Алексеевич Булатов будет отмечать свой 92 год рождения. От всего сердца желаем Михаилу Алексеевичу здоровья и еще долгих лет жизни!
Спасибо Вам за Вашу честную и самоотверженную жизнь! И низкий Вам поклон.

Светлана Ляхова, "Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

.
19 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии