RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«С-12»: через 75 лет после гибели
1 июля 2018 г.

«С-12»: через 75 лет после гибели

29 июня 2018 года экипаж морского тральщика “Александр Обухов” обнаружил на дне Балтийского моря советскую подводную лодку времён Великой Отечественной войны
Конец фашистского логова
30 апреля 2016 г.

Конец фашистского логова

Рассекреченный протокол допроса Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым сдавшегося в плен последнего командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга
Капкан для Гитлера
14 июня 2016 г.

Капкан для Гитлера

14 июня 1941 года центральные советские газеты опубликовали Сообщение ТАСС, которое до сих пор вызывает кривотолки недалеких или откровенно враждебных к нашей стране политиканов
Расстрелять перед строем...
20 октября 2017 г.

Расстрелять перед строем...

20 октября 1941 года командующий войсками 43 Армии генерал-майор Голубев подписал страшный приказ, который обнаружен в архиве Министерства обороны
Мукденское побоище
19 февраля 2014 г.

Мукденское побоище

Русско-японская война: фальсификация итогов главного сражения
Главная » Подвиги в наследство » Город имени вождя

Город имени вождя

10 апреля 1925 года город Царицын стал СТАЛИНГРАДОМ

Формальным основанием для переименования послужил тот факт, что во время Гражданской войны Иосиф Сталин руководил обороной Царицына от Донской армии атамана Краснова.
Город имени вождя

Вряд ли инициатором переименования города можно было считать Иосифа Сталина, как это на протяжении последних 50 с лишним лет утверждают некоторые недобросовестные историки. Решение было принято по результатам проведённых по этому вопросу городских и уездных съездов и беспартийных собраний рабочих.
В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится письмо Сталина секретарю Царицынского губкома ВКП (б) Борису Шеболдаеву: «Я узнал, что Царицын хотят переименовать в Сталинград. Узнал также, что Минин (один из активных участников обороны Царицына в гражданскую войну) добивается его переименования в Мининград. Знаю также, что Вы отложили Съезд советов из-за моего неприезда, причем думаете произвести процедуру переименования в моем присутствии. Все это создает неловкое положение и для Вас, и особенно для меня. Очень прошу иметь в виду, что:
1) Я не добивался и не добиваюсь переименования Царицына в Сталинград;
2) Дело это начато без меня и помимо меня;
3) Если так уж необходимо переименовать Царицын, назовите его Мининградом или как-нибудь иначе;
4) Если уж слишком раззвонили насчет Сталинграда и теперь трудно Вам отказаться от начатого дела, не втягивайте меня в это дело и не требуйте моего присутствия на Съезде советов – иначе может получиться впечатление, что я добиваюсь переименования;
5) Поверьте, товарищ, что я не добиваюсь ни славы, ни почета, и не хотел бы, чтобы сложилось обратное впечатление».
Исследователи пишут: «Шеболдаев уже успел раззвонить о переименовании, протолкнув это решение через городские и уездные съезды, а также заручился поддержкой им же и организованных «беспартийных рабочих собраний». Так город Царицын стал называться Сталинградом.
«Пройдет девять лет, и сей подхалим (Шеболдаев – С.Х.) станет активным участником антисталинского заговора регионалов на XVII съезде, прошедшем в 1934 году», - сообщают историки.

Штрихи к портрету Бориса Петровича Шеболдаева.

Сын врача, родившийся в Париже, Борис Шеболдаев вызывает живой интерес у исследователей отечественной истории. Даже сам факт появления Шеболдаева на свет именно в столице Франции вызывает у историков вопросы: «Почему в Париже? Неизвестно. Может, потому, что отец его, Петр Валентинович, был врачом и имел во французской столице практику? В многочисленных анкетах, которые приходилось заполнять, Борис Петрович объяснения этому факту не дал, в графе “происхождение” скромно указывая — “из интеллигентов”. Гимназию заканчивал уже в Ставрополе, где в 1915 году вступил в партию большевиков и совершил первые политические преступления, впрочем, отделавшись всего годом ссылки, которую отбывал в Туруханском крае - примерно в тех же местах, где тогда сидел Сталин. В документах полиции Шеболдаев получил кличку Пампушка - вероятно, из-за своего “интеллигентского происхождения”. Дальше была служба санитаром на Кавказском фронте, должности председателя местного комитета большевиков в Эрзеруме и заместителя наркома по военным и морским делам Бакинской Коммуны».
Инетересно, что в Баку Шеболдаев был арестован англичанами. Расстрела избежал чудом, «бежав из тюрьмы вместе с другим бакинским комиссаром, Анастасом Микояном, причем Анастас Иванович в мемуарах ни единым словом не обмолвится о своем подельнике. Затем возглавлял Дагестанский обком РКП/б. В 1924 году переведен на работу в Царицын».
В Царицын Шеболдаев был назначен вместо таинственно погибшего в Москве первого секретаря Царицынского губкома партии Андрея Жеханова. Андрей Ильич слишком рьяно занимался расследованием хищений, совершенных в годы голода в Поволжье, в которых оказались замешаны высшие партийные и советские руководители губернии. «Застрелился на почве переутомления» - такой вердикт о смерти Жеханова вынесли представители Центральной Контрольной Комиссии, прибывшие в Царицын представлять нового партийного лидера губернии Шеболдаева.
Исследователи пишут: «Борис Петрович пробыл в Царицыне год. При нем расследование дел о хищениях было свернуто, особо информированные о ходе расследования сотрудники губкома переведены на новые места работы в другие губернии, а Царицын переименован в Сталинград».
Интересно, что вскоре после переименования Царицына Борис Шеболдаев получил новое назначение, в Москву - на весьма скромную должность заместителя заведующего орграспредотделом ЦК партии. Впрочем, именно из таких незаметных постов и состоит партийная и государственная машина. Люди, их занимающие, устройство этой машины постигают, как правило, очень хорошо… Что касается Бориса Шеболдаева, то в 1928 году он вновь вернулся в Сталинград, причем практически на ту же должность – секретаря Нижне-Волжского крайкома ВКП (б). Современные историки, вне зависимости от своих политических взглядов и пристрастий, отмечают: Шеболдаев – «жесткий функционер, для которого любые средства принуждения были хороши, чтобы осуществить поставленные задачи. Он создал также культ личности местного масштаба».
Став секретарем Нижнее-Волжского крайкома партии, Борис Петрович проводил коллективизацию, закрывал церкви, боролся с «бюрократизмом, хвостизмом, обывательщиной, подхалимством, разложением и местничеством». Об этом он рассказывал сам - в брошюре «За революционный темп работы, за четкую классовую линию, за широкую мобилизацию масс», выпущенной в те годы в Саратове.

О городе Царицыне, которому суждено было стать Сталинградом

В 1585-1590 годах государственный деятель XVI века, князь Григорий Засекин основал на Волге несколько крепостей с постоянными гарнизонами в 100-150 человек – Самару, Саратов, Царицын. Среди задач гарнизона крепости Царицын был контроль восточной стороны Волго-Донской переволоки – кратчайшего пути между реками Дон и Волгой. Указания царя Федора Иоанновича Засекину по её обустройству обнаружены в разрядной книге с датой — 2 (12 – по новому ст.) июля 1589 года. Этот день считается днём основания города, вошедшего в отечественную историю как Царицын, Сталинград и, с 1961 года, Волгоград.
Первое упоминание о Царицыне как о городе содержится в Книге Большого Чертежа от 1600 года: „А ниже Балыклеи 80 верст на Волге, остров Царицын. А против острова пала (в Волгу) река Царица, вытекла от реки, от Дону; протоку 90 верст, а на острову город Царицын“.

Почему Царицын?

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона об этимологии названия: «В топографии город впервые появляется в 1614 году на карте царя Федора II Годунова – написан как Царица. Название „Царица“, вероятнее всего, переосмысленное по звуковому сходству с тюркским „сары-су“ — жёлтая или красивая (в тюркском языке слово желтый и красивый синонимы) — река, а „Царицын“ — от тюркского слова „сары-чин“ „жёлтый — красивый — остров“».
В 1961 году город был второй раз переименован. Из Сталинграда он превратился в Волгоград. Это произошло во время развенчания Никитой Хрущёвым так называемого «культа личности Сталина». Тем не менее, в историю человечества этот город вошел именно как Сталинград – место беспримерного мужества советского народа в Великой Отечественной войне.

Уроки истории…

Летом-осенью 1918 года у стен Царицына развернулась грандиозная битва. Обороной находящегося в руках красных города руководил председатель Военного совета Северо-Кавказского военного округа Иосиф Сталин. Противостояла красным Донская армия под командованием генерала бывшей Императорской армии, атамана Всевеликого войска Донского Петра Краснова.
Штрих к личности Краснова: уже в те годы его прогерманская ориентация вызвала разлад в отношениях с Добровольческой армией. Лидеры Белого движения небезосновательно обвиняли Краснова в связях с немцами и отказывались от совместных действий в борьбе с большевиками. По иронии судьбы, те же взгляды разделяли и представители Антанты. В ноябре 1918 года, после поражения Германии в Первой мировой войне, Донская армия оказалась на краю гибели. Краснов принял решение об объединении с Добровольческой армией под командованием генерала А. И. Деникина. В начале 1919 года под нажимом Деникина Краснов получил отставку. С 1920 года он жил в эмиграции – в любимой им Германии, а позже во Франции. В эмиграции Краснов продолжал борьбу против большевиков, став одним из основателей «Братства Русской Правды» - организации, занимавшейся подпольной работой против советской России.
В 1936 году, после прихода к власти Гитлера, Краснов возвращается в Германию. Во время Великой Отечественной войны - начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии. В основном, это были тыловые отряды, обеспечивавшие безопасность на оккупированных территориях. Другими словами, каратели. 7 мая 1945 года Краснов вместе с тремя племянниками сдался английскому командованию в Австрии. Позже был передан англичанами советской стороне. В соответствии с п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Краснова П.Н., в числе других обвиняемых – так называемых «казачьих генералов»-пособников гитлеровцев, к смертной казни через повешение. Приговор приведен в исполнение 17 января 1947 г.

Царицын, Волгоград? Сталинград!

 

Несколько дней в году героический и многострадальный город на Волге называется именно так – Сталинград:
2 февраля – в день разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве,
9 мая – в День Победы,
22 июня – в День памяти и скорби,
2 сентября – в День окончания Второй мировой войны,
23 августа – в День памяти жертв массированной бомбардировки Сталинграда немецко-фашистской авиацией,
19 ноября – в День начала разгрома фашистских войск под Сталинградом.

"Солдатский храм" (https://vk.com/ruvoin)

 

.
11 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии