RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Оборона Шипки
21 августа 2015 г.

Оборона Шипки

21 августа (н. ст.) 1877 года началась героическая оборона Шипкинского перевала русско-болгарскими войсками.
Советская цивилизация Будущего
7 ноября 2017 г.

Советская цивилизация Будущего

100 лет назад 7 ноября 1917 года в России началось построение первого в истории человечества социалистического общества
Детям — о подвиге
12 мая 2015 г.

Детям — о подвиге

В условиях, когда в школьной программе отводится на всю Великую Отечественную войну всего пара уроков истории, патриотическому воспитанию нужно уделять большое внимание в семье
Готовность к войне
17 сентября 2016 г.

Готовность к войне

17 сентября 1941 года Государственный комитет обороны СССР выпустил постановление ГКО № 690 "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР".
Танки Дмитрия Донского
7 марта 2018 г.

Танки Дмитрия Донского

Православная Церковь не только молилась за Победу в Великой Отечественной войне, но и помогала бойцам материально
Главная » Подвиги в наследство » Отец «идеального» истребителя

Отец «идеального» истребителя

1 апреля 2016 года — 110 лет Александру Сергеевичу ЯКОВЛЕВУ (умер 22.08.1989), авиаконструктору, академику, дважды Герою Социалистического Труда.

В небе Великой Отечественной войны воевало 40 тысяч созданных им самолетов.
Отец «идеального» истребителя

Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве. В 1919—1922 годах работал курьером. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
С 1924 по 1927 год Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. В 1927 году был зачислен в эту академию, которую закончил в 1931 году и поступил инженером на авиазавод № 39, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации. 15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.
С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию и сосредоточился на конструкторской работе. С 1956 по 1984 год — генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева. Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.
Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як», 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева.
О создании лучшего из них Александр Сергеевич в мемуарах «Цель жизни» (militera.lib.ru) вспоминал так:
"Перед конструкторами всего мира стоит извечная трудноразрешимая задача — соединить в боевом самолете четыре качества: скорость, высоту, дальность, вооружение, а для истребителей еще и дополнительное — маневренность. Мощное оружие — это, прежде всего, увеличение веса. Для сохранения маневренности при утяжелении самолета необходимо увеличение площади крыла, что влечет уменьшение скорости. Для увеличения скорости требуется более мощный, а следовательно, и более тяжелый двигатель. А дальность требует большего запаса топлива. Как видно, все улучшения в конце концов приводят к увеличению веса самолета.
В связи с этим конструкторы стремятся найти какое-то компромиссное решение. Поскольку не удается создать универсальный истребитель, приходится идти на развитие одних качеств в ущерб другим. Мы же поставили задачу любой ценой добиться не компромиссного решения, а дать машину, которая воплощала бы в возможно максимальной степени все основные, характеризующие хороший истребитель качества. В нашем серийном ЯК-1 были заложены резервы, позволявшие рассчитывать на успех.
Мысль о создании такой "идеальной" машины возникла еще в начале декабря 1942 года. Она заняла меня настолько, что несколько дней я не мог ни о чем другом думать.
Я собрал конструкторов и изложил основные положения возникшей идеи. В результате напряженной работы всего коллектива и совместного обсуждения трудных вопросов решение стало вырисовываться.
Мы работали буквально дни и ночи напролет. В конечном счете решение получилось довольно простое и несложное для серийного производства.
ЯК-3 создавался в Москве. К началу 1943 года наше конструкторское бюро, эвакуированное осенью 1941 года в Сибирь, почти полностью возвратилось в столицу. Небольшая часть, как филиал ОКБ, оставалась на сибирском заводе для обеспечения серийного производства истребителей ЯК-9. Возникавшие в ходе производства вопросы технологии, связанные с конструкцией машины, лучше всего было решать на месте. Над созданием же новой техники работал основной конструкторский коллектив в Москве.
Мы разработали новую машину по принципу максимальной весовой отдачи при минимальных геометрических размерах. В основу был взят ЯК-1.
Площадь крыла нового самолета уменьшили до 14,5 метра вместо 17,5 у ЯК-1. Тяжелые деревянные лонжероны крыла заменили легкими дюралевыми, остальной каркас крыла и его обшивку оставили деревянными. Коренным образом улучшили аэродинамику. Выступающие из обводов самолета и увеличивающие его вредное сопротивление водяной и масляной радиаторы, фонарь кабины летчика были облагорожены. Маслорадиатор разместили в крыле, водяной радиатор предельно утопили в фюзеляж, костыльное колесо также в полете убрали в фюзеляж и т. д.
Провели тщательную ревизию веса самолета — все детали подвергли скрупулезному пересмотру с точки зрения уменьшения веса — разумеется, не в ущерб прочности.
Мы работали с таким увлечением, что, казалось, ни о чем не могли думать, кроме одного: сделать новый истребитель самым легким из всех воюющих! И вместе с тем мы ни на минуту не забывали о технологии, о том, что, какие бы усовершенствования ни вводились, при внедрении в серию мы не можем допустить снижения количественного выпуска самолетов.
В результате напряженной работы всего коллектива во главе с ведущим конструктором К. В. Синельщиковым наш новый истребитель при том же двигателе ВК-105ПФ имел большую скорость, более мощное вооружение и меньший вес, чем ЯК-1.
Благодаря тому что вес самолета существенно уменьшился, аэродинамика улучшилась, а мощность двигателя осталась той же, резко улучшилась и маневренность самолета. Это наряду с увеличением скорости давало новому ЯКу большие преимущества перед "Фокке-Вульф-190" и "Мессершмиттами" любых модификаций.
И теперь наш ЯК-3 был действительно самым легким из всех воюющих истребителей.
В конце апреля 1943 года я доложил в Государственном комитете обороны о том, что создан и испытан новый истребитель — ЯК-3, являющийся развитием самолета ЯК-1. Снижен вес машины на 300 килограммов против серийного ЯК-1, нам удалось при прежнем двигателе увеличить скорость на 70 километров в час, резко улучшить маневренность и усилить вооружение. Я подчеркнул, что истребитель ЯК-3 построен нашим ОКБ в инициативном порядке. Сталин удивился:
— Не может быть! Как же вам это удалось?
— Мы провели облегчение конструкции самолета ЯК-1, кроме того уменьшили ему крыло, что в свою очередь дало большое облегчение, и в результате полетный вес ЯК-3 стал 2650 килограммов вместо 2950 килограммов у ЯК-1.
— А сколько весят "Мессершмитт" и "Фокке-Вульф"?
— Теперешние "Мессершмитты" весят более 3 тысяч килограммов, а "Фокке-Вульф" — около 4 тысяч килограммов.
— Значит, у ЯК-3 маневренность лучше, чем у немецких истребителей?
— Гораздо лучше.
Подумав немного, Сталин задал еще вопрос:
— А почему скорость увеличилась, — с мотором что-нибудь сделали?
Я ответил, что с мотором ничего не делали, мотор серийный, и рассказал, как мы улучшили аэродинамику самолета. Максимальная скорость ЯК-3 — 660 километров в час.
— А как технология?
— Технология в основном такая же, как при производстве ЯК-1.
— Ну, это хорошо. Проводите скорее государственные испытания и доложите, что получится. Желаю успеха.
Внедрение в серию ЯК-3 не вызвало затруднений. Освоение его шло параллельно с серийным выпуском ЯК-1 и не привело к снижению программы завода.
Скоро на фронт в больших количествах вместо ЯК-1 стали поступать ЯК-3.
В октябре 1943 года были получены хорошие результаты при испытании истребителя ЯК-3 с новым мотором Климова ВК-107. Этот самолет, являвшийся дальнейшей модификацией ЯКа, показал исключительную по тому времени скорость — свыше 700 километров в час. 12 ноября мы с наркомом послали Сталину донесение об этом, и я с нетерпением ожидал, как он прореагирует.
Однако время идет, а на наше послание — никакого ответа. Проходит неделя, другая, третья — ничего!
28 ноября — 1 декабря состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав — Сталина, Рузвельта, Черчилля. После возвращения Сталина из Тегерана я решил напомнить ему о нашей машине. Мы изготовили на заводе изящную модель самолета, и я послал ее с запиской: "Товарищ Сталин, посылаю вам модель новейшей модификации самолета ЯК, являющегося самым быстроходным истребителем в мире. Летчиком Федрови на нем была достигнута скорость свыше 700 километров в час. Конструктор Яковлев".
Через день меня и наркома вызвали к Сталину. У него в это время были Молотов, Щербаков, командующий Волховским фронтом Мерецков и член Военного совета Штыков. Видимо, на этом фронте предстояло оживление. Действительно, через несколько дней начался разгром врага под Ленинградом.
Я впервые увидел Сталина в маршальском мундире.
Смотрю: на письменном столе рядом с чкаловским самолетом "Сталинский маршрут" стоит модель Яка и под ней моя записка.
Сталин закончил разговор с присутствовавшими и обратился к нам. Он спросил о 107-м моторе конструктора Климова, поинтересовался возможностью его серийного производства.
Нарком положительно оценил мотор и попросил разрешения на запуск его в серию, предложил рассмотреть и подписать подготовленный проект постановления. Сталин взял с письменного стола модель ЯК-3, поставил ее на большой стол и спросил:
— А это верно? Такая скорость? Это хорошо! Как насчет серии?
Мы ответили, что в серии сейчас идет самолет ЯК-3 со 105-м мотором. Если новая машина со 107-м мотором пройдет государственные испытания, ее можно будет запустить в серийное производство на смену прежней машине.
— А сейчас что пойдет со 107-м мотором?
— Сейчас пойдет ЯК-9.
— Какие у него данные? Мы назвали.
— Ну хорошо!
Сталин прошелся несколько раз молча вдоль кабинета, подошел ко мне, дотронулся до погона:
— Вы что генерал-майором ходите?
Я растерялся, молчу, а он вдруг:
— Пора в генерал-лейтенанты переходить.
И сразу перешел к вопросу о 82-м моторе конструктора Швецова, ругал нас, что мы плохо развертываем его серийное производство. Мы начали было что-то мямлить в свое оправдание, а потом, воспользовавшись небольшим перерывом, когда Сталин стал раскуривать свою трубку, нарком обратился:
— Разрешите идти, товарищ Сталин?
Путь из Кремля в наркомат занял каких-нибудь 15 минут. Не успел я подняться в свой кабинет, как слышу: по радио Левитан передает постановление Совнаркома о присвоении мне звания генерал-лейтенанта".

 

.
1 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 апреля
понедельник
2019

В этот день:

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

Наука Родину защищать

22 апреля 1918 года в Советской России введено всеобщее военное обучение граждан (ВСЕВОБУЧ).

При Всероссийском военном штабе было создано управление, а при военных комиссариатах — отделы и отделения, на которые возлагалось проведение ВСЕВОБУЧа по единой программе. Отряды рабочих и крестьян проходили короткий курс военного обучения, после чего вливались в ряды Красной Гвардии, а затем и Красной Армии. В 1923 году ВСЕВОБУЧ перестал существовать и был возрожден в сентябре 1941 года. Отголосками этой программы до последнего времени в СССР были военизированная пионерская игра «Зарница», военные кафедры при гражданских институтах, учения по гражданской обороне.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

День рождения Сухова

22 апреля 1923 года родился Юрий Владимирович СУХОВ, заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Герой Советского Союза, первым поднявший в воздух пассажирский Ту-154.

Сухов служил в Советской Армии с июля 1940. В 1941 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков, в 1942 году – Краснодарское объединённое военное авиационное училище. Был командиром звена 11-го запасного авиационного полка.

Участник Великой Отечественной войны: в апреле 1944 - мае 1945 – командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 452-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на 2-м Украинском фронте, участвовал в освобождении Правобережной Украины, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Совершил 59 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. В 1948-1963 – на лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания реактивных бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, 3МЕ (в 1959 году), 3МД (в 1960 году). Участвовал в госиспытаниях стратегического бомбардировщика М-4. Проводил отработку дозаправки в воздухе Ту-22РД (1962). С декабря 1963 года – в запасе.

В 1963-1980 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. 3 октября 1968 года поднял в небо и провёл испытания реактивного пассажирского самолёта Ту-154. Участвовал в испытаниях самолётов Ту-22, Ту-95, Ту-114, Ту-124, Ту-134 и их модификаций.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Сухову Юрию Владимировичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11414).

мер 6 мая 1994 года. Похоронен в селе Леониха Щёлковского района.

 

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Обмен разведчиками

22 апреля 1964 года произведен обмен советского разведчика Конона МОЛОДОГО и английского агента Гревилла ВИННА

Ранее арестованный и приговоренный к 25 годам заключения советский разведчик Конон Трофимович МОЛОДЫЙ, действовавший на Западе как канадский бизнесмен Гордон ЛОНСДЕЙЛ,был обменен на британского агента Гревилла ВИННА, который проходил по делу ПЕНЬКОВСКОГО и получил 8 лет. Молодый стал прообразом главного героя в фильме «Мертвый сезон» режиссера Саввы КУЛИША.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Подвиг одесских артиллеристов

22 апреля 1854 года во время обороны Одессы в ходе Крымской войны батарея прапорщика Александра Петровича ЩЕГОЛЕВА приняла бой с англо-французской эскадрой в 28 вымпелов. Попытки противника высадить десант были отбиты огнем русской артиллерии.

Морская артиллерия Одессы к тому времени состояла из 20 старинных чугунных пушек на лафетах. В одесском гарнизоне числилось 1100 штыков и 375 сабель. Англо-французская эскадра, блокировавшая Одессу с моря имела более 350 орудий и более 5000 личного состава.

22 апреля 1854 года противник, определив самое слабое звено обороны города - Практическую гавань, двинул к ней свои корабли. Сначала шли три паровых фрегата, ведя залповый огонь по побережью. Затем подошли еще три английских фрегата и один французский. Карантинную гавань неприятель не обстреливал, так как в ней находились суда нейтральных государств. Всего подошло 28 боевых кораблей, в том числе 10 паровых крейсеров.

Практическую гавань защищала батарея № 6. У нее было только четыре орудия старого образца. Команда батареи состояла из 28 нижних чинов, из которых только четыре были кадровыми артиллеристами. Командиром батареи назначили 22-летнего прапорщика Александра Щеголева. Несмотря на то, что батарея была открыта со всех сторон огню противника, щеголевцы не дрогнули. Шесть часов неравного боя провели они, сражаясь сначала четырьмя, затем двумя орудиями.

В конце концов, эскадра ретировалась в открытое море, но оставила для патрулирования три корабля: английские "Тигр" и "Нигер", французский "Везув". 30 апреля 1854 года "Тигр", курсируя у берегов, в тумане наскочил на мель и был обстрелян береговой батареей. После того как несколько человек на корабле получили ранения, а капитан "Тигра" Джиффорд был тяжело ранен, команда, в составе офицеров и 201 нижнего чина, сдалась в плен. Так как английский "Нигер" и французский "Везув" не дали одесситам снять "Тигр" с мели, фрегат сожгли огнем береговых батарей.

За героизм Александр Петрович Щеголев, минуя чин подпоручика и поручика, был возведен в штабс-капитаны, награжден Георгиевским крестом и золотым почетным оружием.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Последний главком ВМФ СССР Владимир Чернавин

22 апреля 1928 года родился Владимир Николаевич Чернавин, адмирал флота, главнокомандующий Военно-морским флотом СССР с ноября 1985 года по февраль 1992 года.

Родился в городе Николаеве в семье рабочего, впоследствии военнослужащего, погибшего на фронте в 1944 году. Русский. В Военно-Морском Флоте СССР с 1947 года. В 1951 году окончил высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (Ленинград). Начал службу на дизельных подводных лодках Северного флота. Затем был был в числе первопроходцев, осваивавших подводные атомоходы.С июля 1965 года - начальник штаба 3-й дивизии АПЛ Северного флота. Участник и командир походного штаба трансокеанского перехода двух атомоходов с Северного на Тихоокеанский флот в феврале-марте 1966 года. С февраля 1969 года - первый командир начавшей формирование 19-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Северного флота с дислокацией в губе Сайда. С февраля 1972 года контр-адмирал Чернавин В.Н. – начальник штаба, а с августа 1973 года – по сентябрь 1974 года, уже в звании вице-адмирала, - командующий 3-й флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота (город Гаджиево Мурманской области). В сентябре 1974 года В.Н. Чернавин назначен начальником штаба, 1-м заместителем командующего, а 1 июля 1977 года – командующим Краснознамённым Северным флотом.
За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана, личное мужество, проявленное в сложных и ответственных океанских походах, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1981 года адмиралу Чернавину Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Во второй половине декабря 1981 года назначен начальником Главного штаба Военно-Морского Флота – первым заместителем главнокомандующего ВМФ СССР. 29 ноября 1985 года адмирал флота Чернавин В.Н. назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом - заместителем Министра обороны СССР.

После разрушения врагами СССР адмирал флота Чернавин В.Н. с февраля 1992 года - Главнокомандующий ВМФ Объединённых Вооружённых Сил Содружества независимых государств (СНГ). С августа 1992 года - в распоряжении Министра обороны Российской Федерации. С февраля 1993 года - в отставке.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии